Новости раздела

Правила жизни Мутко: что только не пообещаешь ради кресла президента РФС

Победа любой ценой. Чем заманивал своих избирателей Виталий Леонтьевич во время своего визита в столицу Татарстана

Правила жизни Мутко: что только не пообещаешь ради кресла президента РФС
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Министр спорта Виталий Мутко недавно побывал с визитом в Казани, где рассказал много интересного. В частности, о скором изменении правил на лимит легионеров в российском футболе и о своем отношении к всероссийскому обществу болельщиков. Спортивная редакция «Реального времени» разбирается в тонкостях предвыборных обещаний министра и вспоминает, как же поменялась риторика главы российского спорта и футбола за последние годы.

Спаситель или гробовщик? Как относиться к Мутко

После увольнения Николая Толстых с поста руководителя Российского футбольного союза (РФС) временным начальником хозяйства был назначен министр спорта Виталий Мутко. Тогда его соперником был Валерий Газзаев, но в последний момент таинственным образом Виталий Леонтьевич остался единственным кандидатом, которого в итоге и выбрали единогласным решением исполкома. С тех пор прошел ровно год, и Россия снова выбирает президента РФС, но теперь уже на полноценный четырехлетний срок.

Кроме того, что Виталий Леонтьевич возглавляет РФС, параллельно он занимает еще ряд высоких постов. Например, министра спорта, представителя России в ФИФА или куратора комиссии по проведению ЧМ-2018, который пройдет в нашей стране. Несмотря на то, что он сам говорит о возможности такого замещения постов, в узком кругу специалистов этих областей бытует мнение о вредности подобных совмещений. К слову сказать, в сентябре прошлого года Мутко смог возглавить РФС только благодаря эксклюзивному праву от ФИФА, разрешившей вмешательство государственного чиновника в дела такой частной структуры, как федерация футбола.

Когда мы оцениваем работу того или иного руководителя, принято считать, что лакмусовой бумажкой являются показанные результаты. В ситуации с министром спорта таковой бумажкой, видимо, могло стать его заявление об уходе, подписанное высокопоставленными чиновниками на уровне всей страны. Но заявления этого все нет. А ведь отрицательных отзывов о работе министерства последние годы мы слышим больше, чем положительных.

После недавних скандалов с олимпийцами и паралимпийцами, а также с последующей атакой хакеров и публикации допинговых «компроматов» на международных чиновников и именитых спортсменов, фигура министра спорта России не является каким-то раздражителем. Хотя на всем протяжении своего руководства Виталий Мутко не мог быть стопроцентным гарантом качества и результата, к нему принято относиться не столь однозначно. А недавно вот 41% опрошенных и вовсе признались, что не знают о существовании чиновника с такой фамилией. Относятся к Мутко по-разному, но отвечая на вопрос, кто же он для российского спорта, наверное, можно применить только одно слово: спаситель-гробовщик.

Нельзя обижать гостя. С чем пожаловал Мутко в Казань

В Казань Виталий Мутко приехал с рабочим визитом. За время своего пребывания министр спорта вместе с Рустамом Миннихановым открыл плавательный бассейн «Олимпиец», пообещал построить крытый манеж для хоккея с мячом, анонсировал сроки окончания укладки нового газона на «Казань Арене», а также, по традиции, много говорил. Особый интерес спортивных изданий вызвали его слова о грядущих изменениях в лимите на легионеров и просьба более ответственного подхода к фанатским проблемам.

В свете последних событий вокруг фанатов «Рубина» заявление Мутко о хорошей работе казанцев с болельщиками, конечно, всерьез рассматривать не приходится. Но все же «Рубин» в работе со своими болельщиками все равно выгодно отличается от других команд российской Премьер-лиги. Ведь нынешнее преследование фанатов в Казани инициировано правоохранительными органами, а клуб публично данные меры не поддерживает. В целом оценивая работу с болельщиками, у нас в Казани отмечается движение вперед, хотя проблемы тоже остаются.

А вот тема лимита на легионеров все же интереснее. Все мы помним, что когда-то, в далекие нулевые, лимит был введен в наш футбол именно по протекции Виталия Леонтьевича. А сейчас на совещании были произнесены вроде бы действенные и решительные слова о скором реформировании данных ограничений. Было сказано о планируемых изменениях, в частности, по работе с доморощенными футболистами. А по лимиту Мутко сделал ремарку, что, возможно, со следующего года он будет только в количестве игроков в заявке, а не на поле. Впрочем, это нам слышать не впервой и мы знаем, что позиция Мутко по этому вопросу может кардинально меняться в обоих направлениях. Но, как говорил Юлий Цезарь, нельзя обижать гостя, и все мы сделали вид, что поверили ему.

Будет ли отменен лимит на легионеров в футболе

На тему отмены лимита на легионеров не высказывался, наверное, только ленивый. И по общему мнению, это ограничение должно подвергнуться смягчению, но подвижек в этом направлении мы до сих пор не видим. Впрочем, и казанское выступление министра спорта не стоит рассматривать, как толчок в решении застоявшейся проблемы. Большинство склонно считать, что выступление Виталия Леонтьевича в Казани носит сугубо предвыборный характер, и сказанное надо просеивать через мельчайшее сито истории многочисленных обещаний, которые мы уже не раз слышали от данного функционера.

Столь безальтернативная точка зрения по этому вопросу связана со изменчивым, словно флюгер на ветру, настроением самого министра спорта относительно легионеров. Доходит даже до того, что впору инкриминировать ему лицемерие в связи с недавней натурализацией трех бразильских и одного немецкого футболистов. Ведь лимит для того и создавался, чтобы он был защитой наших российских воспитанников от чужестранцев, занимающих места россиян в заявках команд. Но Виталий Леонтьевич пошел еще дальше и поспособствовал уменьшению мест для них в сборной России, честь которой логично представлять только россиянам. Тем более если учитывать географические масштабы нашей страны. Позиция наших руководителей по натурализации игроков понятна, все же нам скоро выигрывать чемпионат мира, где точно не обойтись без парочки бразильцев. Однако Жоазиньо, Фернандес, Гилерме, Нойштедтер — среди них нет Месси или Роналду, но есть стыд и позор для всего российского спорта, за который должен кто-то ответить.

Еще больше вопросов к Мутко по поводу его действительного отношения к лимиту. Если посмотреть хронологию его высказываний, можно сделать определенные выводы. Вот несколько его комментариев по данной теме.

  • 16 июля 2016 года: «Люди поднимают себе тиражи. РФС такое не рассматривал и не рассматривает. Это чушь полная! Что, мы каждый день будем менять правила, что ли? Никто не собирается. Мы же говорили — после 2018 года посмотрим»
  • 30 июля 2016 года: «Мы сделали лимит «6+5», чтобы люди хоть чуть-чуть подумали. Это не значит, что он хороший. Лимит в том или ином виде будет. У нас некого брать в сборную, на ключевых позициях в ведущих клубах играют легионеры. Сделайте себе как в НХЛ — бизнес. Зарабатывайте, и мы не будем вмешиваться. Но когда вы берете деньги из бюджета или компаний, а потом говорите не вмешиваться, то это баловство».
  • 16 сентября 2016 года: «Лимит на легионеров — это один из элементов развития футбола. Если сейчас его отменим, то это ничего даст. Со следующего сезона мы планируем ряд изменений. Не исключено, что уберем лимит на поле, но оставим лимит на заявку».

Что изменилось за этот короткий промежуток, непонятно. Еще больше можно запутаться, если взглянуть на высказывания Мутко прошлых лет:

  • Июль 2011 года: «Что касается лимита. В мире нет нигде ограничений, и ФИФА об этом говорит!».
  • Май 2013 года: «Думаю, что в рамках развития футбола в стране мы будем возвращать формулу сокращения легионеров — полагаю, что в ближайшее время это будет сделано. По всей видимости, это будет формула «шесть-пять» — думаю, что к этому варианту нам надо возвращаться. <…> Данное решение даст шанс перспективным российским футболистам».
  • Апрель 2014 года: «Здесь есть несколько концепций. Первая — ограничить количество легионеров в заявке, не ограничивая их выход на поле. Таким образом, уже в будущем году в том же футболе можно сразу сократить количество иностранцев на 100. <…> Сейчас мы дали возможность федерациям определиться. Свои мысли по этому поводу они должны представить нам в первой декаде мая».
  • Июнь 2014 года: «Если у нас в стране завтра не отменить лимит на легионеров, то сделать нашу сборную сильнее будет очень трудно. Наши ведущие игроки не уезжают играть в европейские чемпионаты, потому что здесь им хорошо платят и не предъявляют высоких требований».
  • 31 октября 2014 г. После исполкома РФС по вопросу перехода на 10+15: «Руководство РФС начало наконец обсуждать непосредственно футбольные вопросы. Лимит на легионеров, безусловно, один из самых важных среди них. Как первый шаг принятое решение меня устраивает, но надо понимать: схема сама по себе всех задач не решит».
  • 25 ноября 2014 года: «Вносим закон в думу, который поддавит по вопросу сокращения лимита на легионеров. В лигах никогда не договорятся между собой. У всех клубов разные взгляды. <…> В 2005 году мы приняли в Премьер-лиге лимит 6+5. Пришел новый президент после меня, собрал исполком и отменил это решение, теперь 7+4. Сейчас вообще новая идея — 10+15. Вы посмотрите, в 90% матчей играют восемь легионеров. Тогда шанс для наших игроков вообще не появится».
  • Декабрь 2014 г. После утверждения схемы 10+15 на исполкоме РФС: «На лимит в том виде, в котором они приняли, министерство спорта не согласится. Мы готовы пойти по этому направлению, но с определенными исключениями. Нам все равно надо сделать все в интересах сборной России».
  • Сентябрь 2015 года: «Первого сентября специально беседовал с Путиным, он говорит: и в футболе вы маленькие ограничения сделали. Но одними ограничениями ничего не сделаешь, должна быть система подготовки».

Как видим, высказывания Виталия Леонтьевича больше похожи на слова человека с раздвоением личности. Вот и встает вопрос, а не агитация ли нынешние слова, услышанные от него в Казани? Однозначный ответ на эту тему мы, скорее всего, получим только после окончательного подписания соответствующего документа действительно принимающими решения людьми.

Почему Мутко заговорил о болельщиках?

Виталий Мутко любит болельщиков, особенно их фанатскую часть. Но, к сожалению, эта любовь, по всей видимости, не взаимная. Несмотря на такую привязанность министра спорта к фанатской культуре, сами они умудряются с регулярным постоянством подставлять своего покровителя. В этот раз заговорить о работе с болельщиками Мутко вынудило безобразное поведение наших фанатов на чемпионате Европы по футболу этим летом, где в беспорядках участвовал, чуть ли не сам руководитель всероссийского общества болельщиков (ВОБ) Шпрыгин.

Со Шпрыгиным и ВОБ история была мутная всегда. С момента создания и назначения руководства данного общества за ними и Мутко замечена целая россыпь неоднозначных и спорных вещей. Отданное на откуп ярым маргиналам, известным своими нацистскими и даже фашистскими выходками, орган управления стал неиссякаемым источником проблем.

Озвученные сейчас решения по этому вопросу звучат уже не первый раз. Наверное, поэтому на выступлении в Казани Мутко решил тему взять нахрапом, частично признав свои ошибки и упущения и объявив о скором создании другого аппарата контроля над болельщиками. Однако, насколько эффективным окажется данное решение, покажет лишь время. Но не стоит забывать мнение, которое бурно обсуждалось совсем недавно и на первый взгляд казалось выходом из ситуации. Я говорю про закон о болельщиках, на принятии которого настаивал лично Виталий Леонтьевич. В то время многие давали оптимистичные прогнозы о скором восстановлении культуры боления на стадионах. Но, как видим, воз и ныне там.

Насколько искренними были обещания, озвученные кандидатом на пост президента РФС, остается загадкой, ответ на которую мы получим лишь спустя время. А пока нам остается лишь надеяться, что это было контрольное посещение — без предвыборной агитации за себя, и непосредственно эту работу мы увидим более плодотворной, чем раньше.

Зульфат Шафигуллин
Спорт

Новости партнеров