Новости раздела

Современный татар-стайл: «конфликт версий» хиджаба и бурная фантазия эстрадниц

Мода по-татарски: традиции и современность в эпоху потребительства. Часть 2

Современный татар-стайл: «конфликт версий» хиджаба и бурная фантазия эстрадниц
Фото: Роман Хасаев

Влияние религии на облик жителей татарских городов и сел с каждым годом становится заметнее. Татарки, ориентируясь на единоверцев из Турции и с Арабского Востока, теперь стараются совмещать внешние каноны шариата, облачаясь в хиджаб с национальными элементами. Даже те, кто далек от ислама, на обряд мусульманского бракосочетания (никах) облачаются в соответствующие одеяния. Казанский этнограф Дина Гатина-Шафикова в своей новой колонке «Реального времени» продолжает рассказывать о влиянии религии и национальных традиций на облик современных татар. Сегодня она остановилась на одежде практикующих мусульманок и эстрадно-театральном китче.

Ах, эта свадьба…

Сегодня не каждая татарская женщина готова все время ходить с покрытой головой, однако в жизни татарки-мусульманки существуют особые дни и мероприятия, где она, бесспорно, покроет голову (по случаю имянаречения, никаха, поминок, похорон, ифтаров и пр.). То есть, несмотря на то, что использование подобного маркера в повседневной жизни не является чем-то непривычным или неправильным для обывателя, оно становится безусловным к исполнению на религиозном мероприятии, будь то в домашнем кругу или в общественном месте.

Праздничная одежда для женщины — это тот предмет гардероба, который носится не каждый день и надевается достаточно редко, а возможно, и раз в жизни. Соответственно, к его выбору подходят со всей ответственностью. Одним из таких важных событий в жизни девушки/женщины становится свадьба. Свадебная мода — это отдельная «книга» со своими правилами, где учитываются как модные тенденции, так и религиозные предпочтения владелицы. Раньше закрытое платье или костюм, полностью покрывающие шею, руки до кистей и ноги, шились и покупались лишь на никах. Сегодня же подобное допустимо увидеть и на обычной свадебной церемонии, где молодожены придерживаются ислама. Чаще всего невесты любят использовать мотивы традиционного татарского костюма в платье для никаха (религиозной церемонии), тем самым отдавая дань предкам. За основу обычно берется женский костюмный комплекс конца XIX—начала ХХ века: это отрезное по талии или чуть выше платье с длинными рукавами, украшенное вышивкой, тканевыми оборками, также возможна имитация верхнего женского нагрудника «изү». Голова покрывается платком, поверх возможны декоративные элементы в виде калфака-наколки. Вариации могут быть разнообразными, они уже зависят от вкуса и пожеланий заказчика. Подобные платья не встречаются в свободной продаже, они шьются на заказ.

Все описанное выше — это продукт, в основном характерный для татарки, знающей и уважающей свою историю, готовой использовать в своей одежде особые маркеры, указывающие на ее национальную принадлежность и выделяющие ее из толпы. Однако существует и другой сегмент татарской женской моды, присущий практикующим мусульманкам, и временами он кардинально отличается от одежды среднестатистического городского жителя.

Свадебная мода, это отдельная «книга» со своими правилами, где учитываются как модные тенденции, так и религиозные предпочтения владелицы

«Конфликты версий» мусульманского наряда

Прежде всего, практикующая татарка-мусульманка и в повседневной жизни, выходя из дома, или в присутствии чужих мужчин прикроет голову, шею, наденет одежду, закрывающую руки до запястья и ноги. В советское время в связи с разными факторами (политическими, культурными и прочими) подобная форма одежды была характерна для очень маленькой прослойки населения (пожилые женщины, супруги священнослужителей), то есть проявление религиозности было сведено практически к нулю. Как известно, национальная одежда неразрывно связана с религиозными воззрениями. Соответственно, целые поколения потеряли связь с традиционной культурой, что впоследствии привело к недопониманию между теми, кто, приходя к религии, менял и форму одежды.

Изначально, из-за отсутствия в продаже соответствующего религиозным воззрениям платья многие женщины-мусульманки перенимали общеисламскую моду. В 1990—2000-е годы этот потребительский рынок только формировался. Многие мужчины, уезжая на учебу в Турцию, Египет и прочие страны, приезжали не только с багажом знаний, но и с видением того, какая одежда должна носиться правоверным мусульманином, при этом зачастую не учитывая национальный аспект. Буквально еще года три назад одной из активисток татарского молодежного движения задавался вопрос на тему того, что их ругают за то, что они якобы неправильно одеваются. Она резонно заметила: «так научите, покажите, какие нужно носить головные уборы, платья, характерные для традиционной татарской одежды, а они уже, учитывая время и особенности, будут приспосабливаться к подобным формам».

В настоящее время многие практикующие татарки стали умело использовать в своем гардеробе элементы, характерные как для общеисламской моды, так и европейской, при этом не забывая традиционный татарский костюм.

Однако в среде татарско-исламской моды есть свои подводные камни. Наиболее ортодоксальные мусульманки выступают за ношение платьев/рубах свободного кроя (скрывающих силуэт фигуры), исключая брюки/джинсы и приталенную одежду. За что многие практикующие татарки осуждаются ими, так как те, в угоду собственному удобству либо излишнему украшению себя, не соблюдают выше написанное. Таким образом, разность видения в вопросе ношения одежды приводит к некоторым разногласиям между обеими группами, приводящими свои доводы в защиту их точки зрения. Одни утверждают, что нельзя отходить от канонов ислама, другие же считают, что время меняется, и ислам — это не мертвый конструкт, он также развивается и меняется. Так, они соблюдают основные правила в одежде, не оголяя излишне тело, привнося в свой образ лишь некоторые, адаптированные детали из одежды, дающие им возможность вести современный образ жизни.

В настоящее время многие татарки стали умело использовать в своем гардеробе элементы, характерные как и для общеисламской моды, так и европейской

Театрально-эстрадный китч

Театральный костюм — это отдельная история. Костюм на сцене живет своей жизнью, его создают по определенным правилам — как для удобства исполнителя, так и для усиления сценического образа героя. В классическом балете, оперной или театральной постановке из традиционного костюмного комплекса возьмутся основные, узнаваемые элементы, и будет отброшено все остальное. Теме татарского костюма в разных театрах и постановках были посвящены множество статей и монография искусствоведа Л.Н. Дониной. Автор в своих работах раскрыла историю, проблемы интерпретации и реконструкции татарского театрального костюма.

Другая сторона сценического образа — эстрада. Бурная фантазия автора костюма, его собственная интерпретация, вкус, чувство стиля, а также некоторые познания в истории традиционной культуры татарского народа временами порождают химер, состоящих порой из совершенно несочетаемых элементов одежды.

Многие татарские эстрадные исполнители считают своим долгом использование национальных мотивов. И тогда появляются костюмы, состоящие из шаровар и укороченных платьев, усеянных россыпью пайеток и стразов, с небольшим, скорее, декоративным головным убором. Бесконечно можно продолжать этот список, где каждая новая деталь будет все вычурнее, временами переходя в «китч» в своем исполнении.

К сожалению, в связи с долгим периодом отсутствия информации в среде обывателей складывались лишь те образы традиционной одежды, которые показывались им на сцене. Соответственно, одежда эстрадных исполнителей стала доминировать и заменять собой настоящий татарский национальный костюм. За последние годы было опубликовано немало реконструкций, где ученые совместно с профессиональными художниками создавали исторически выверенные комплексы одежды. В музеях стабильно проходят различные выставки, при том, что выставляются коллекции не только местных музеев, но также привозится татарская одежда XIX—начала ХХ веков и из других регионов страны. Поэтому зависит лишь от каждого из нас, хотим ли мы знать настоящую татарскую материальную культуру или готовы получать лишь переработанный кем-то продукт.

Многие татарские эстрадные исполнители считают своим долгом использование национальных мотивов

Таким образом, татарская мода существует, она развивается и растет вместе с ее носителями. Современный покупатель готов тратить не только время на получение знаний о своем народе, но и тратить деньги на товар, выполненный по исконно татарским мотивам.

Дина Гатина-Шафикова, фото Романа Хасаева
Справка

Дина Гатина-Шафикова — научный сотрудник отдела этнологии Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

  • В 2010 года окончила исторический факультет на кафедре археологии в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
  • В 2014 году окончила аспирантуру в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ.
  • С 2010 по 2013 годы — сотрудник Национального музея Республики Татарстан.
  • Исследовательские интересы: визуальная антропология, татарский костюм история волго-уральских татар.
  • Автор ряда научно-популярных и исследовательских публикаций.

Новости партнеров

комментарии 43

комментарии

  • Анонимно 02 авг
    тратить деньги на товар? нет, на товар я тратить деньги не готова. на произведение искусства - да
    Ответить
  • Анонимно 02 авг
    Скромность стиля и опрятность форм, вот что главное в одежде татарской девушки
    Ответить
  • Анонимно 02 авг
    Не надо тащит арабскую культуру в татарскую! Есть религия и есть национальные культуры - это разные вещи! А то скоро под видом Исламской религии начнут носить паранжу! Не забывайте как формировалась татарская нация, представьте татарку скачущую на коне в паранже и вам самим станет смешно!
    Ответить
    Анонимно 02 авг
    Смешно от Ваших опусов, татары еще со времен Волжской Булгарии - оседлый народ. Да и арабы были полукочевым народом, и арабкам как-то хиджаб не мешал. Ислам - часть татарской культуры, и соблюдающие татарки одеваются в соответствии с мусульнскими канонами. А Вы тататрскую одежду носите?
    Ответить
    Анонимно 02 авг
    Тогда и зимой носите хиджаб! Выбросьте шубы, зимние шапки, сапоги и рассекайте в арабской одежде! А холодное время у нас длится 8 месяцев!
    Ответить
    Анонимно 02 авг
    Ну, зачем такую ерунду писать? Изучите, пожалуйста, вопрос. Хиджаб - женская одежда, соответствующая канонам Ислама, так что и шубы, и шапки, и сапоги выкидывать не надо. Повторю вопрос, Вы татарскую одежду носите?
    Ответить
    Анонимно 02 авг
    Конечно ношу- это штаны! Что шокированы? Да штаны- это чисто татарская одежда, с древнейших времён!
    Ответить
    Анонимно 03 авг
    Короче, ушли от ответа. Не носите Вы ничего из татарского, штаны тоже разные бывают. Тогда зачем предъявляете татаркам то, что сами не исполняете?
    Ответить
    Анонимно 03 авг
    Каков вопрос-таков ответ! Я ответил прямо на прямой вопрос.
    Ответить
    Анонимно 12 авг
    вы чего в крайности кидаетесь, ислам един и культура наша едина!
    Ответить
    Анонимно 15 авг
    Вот в этом и ваша ошибка! Да Ислам как религия едина, но культура народов разная, поэтому не надо тащить чужую культуру в нашу!
    Ответить
  • Анонимно 02 авг
    Пока у наших девушек не сформирован стиль одежды. Или это с головой уходит на восток или это очень откровенно, иногда до безобразия. Это проблема не самих девушек, а модельеров, я думаю. Видимо вопрос реально очень сложный. Ведь если по религии, там строго обозначается что должно быть закрытым.
    Ответить
  • Анонимно 02 авг
    сохранились фотографии бабушек начала прошлого века - ни одна из них не завернута в платок так, как было отмечено выше - по арабски. Хотя, одна абика Казанская, другая - Актанышская. Все укутанки навязаны исламистами. Это очень хорошо видно по башкирским теткам - их просто тучи)))
    Ответить
    Анонимно 02 авг
    Почему собственную бабушку "Эби" называть абика? Это от русского бабушка у вас образовано или от татарсткого абый (дядя), непонятно. Зачем так издеваться над словами?
    Ответить
    Анонимно 02 авг
    С каких это пор одеяние "абиек" начал прошлого века стало эталоном современной одежды? И почему постоянно придираются к эти "укутанкам". Придирайтесь к татаркам в мини. Они ведь тоже не похожи на бабушек из ваших фотографий.
    Ответить
    Анонимно 02 авг
    У меня сохранились фото моих прабабушек начала прошлого века. Их одежда соответствует хиджабу: аурат полностью покрыт. Хотя с арабами они не знакомы. Вполне татарский и башкирский стиль. Кстати, арабки тоже кто как одевается, далеко от хиджаба
    Ответить
    Анонимно 02 авг
    /укутанки/ Этот термин странный, антоним распутанки.
    Ответить
  • Анонимно 02 авг
    Красивые девушки
    Ответить
  • Анонимно 02 авг
    Все-таки в основе всей этой мишуры скрывается некая хитрость. И мне она не понятна. Подразумевается, что женщина должна скрыть все самое сокровенное, чтобы мужчина ее не вожделел. Но если женщина красивая, ни один платок и платье до пят не скроют ее красоты, ее фигуры, и мужчины все так же будут на нее заглядываться. Редко, но можно таких мусульманок закутанных встретить - глаз не отвести. А если и так посмотреть не на что, то, выходит, платок одевают из протеста? Мол, на меня внимания не обращают, так уйду в монастырь?
    Ответить
    Анонимно 02 авг
    Лучше молчать, чем говорить глупость.
    Ответить
    Анонимно 02 авг
    То есть в ответ на мое развернутое рассуждение попытаться заткнуть мне рот - это проявление ума? Лучше аргументированно опровергните мою гипотезу. Если, конечно, сможете.
    Ответить
    Анонимно 02 авг
    Во-первых, не опускайтесь до оскорблений девушек, личные вкусовые пристрастия держите при себе, во-вторых, есть понятие греха в Исламе, одеваться не в соответствии с Исламом - грех, вот Вам и причина, в-третьих, от закрытой одежды все-таки дурных мыслей меньше. Протест и недостаток внимания - глупость, нет такого.
    Ответить
    Анонимно 02 авг
    Вы словно с экрана ТВ шагнули, когда там транслировали фильм с Айдан Шенер в главной роли. Но там и век не тот, и страна не та. Татарстан все-таки не Чечня, светская республика. В религию здесь просто так не ударяются. Замужние женщины часто начинают носить платок потому, что их ортодоксальные мужья-мусульмане уговаривают. Встречались мне такие примеры неоднократно. А незамужние - чаще после учебных заведений с религиозным уклоном. Или третий вариант, про который я говорил - протест, неуверенность в себе. Не раскрылась девушка, родители строгие, любовь неразделенная - прямой путь в религию. Но уж точно не боязнь греха, это вы бросьте.
    Ответить
    Анонимно 02 авг
    По себе людей не судите, верующая девушка одевается так, как Аллах указал в Коране, а не из-за протеста или неуверенности в себе с неразделенной любовью. Последнее, вообще, бред, В нашем обществе проще быть "как все", а от чрезмерной деспотичной строгости родителей наоборот крайняя распущенность у ребенка часто возникает, который после взросления отрывается по полной.
    Ответить
    Анонимно 02 авг
    Воинствующая мусульманка? Зачем на личности пытаетесь перейти, на хамство срываетесь? Я мирно веду диалог. Впрочем, с верующими на всю голову спорить бессмысленно. Остаюсь при своем мнении, доводы типа "Аллах велел" или "Бог не разрешает" меня не убеждают.
    Ответить
    Анонимно 02 авг
    Хамство - назвать девушек некрасивыми и лицемерками, а также "удариться в религию" и "на всю голову". Как говорится, какой привет, такой и ответ. Уж, извините.
    Ответить
    Анонимно 12 авг
    Пусть одеваются как хотят но для начала пусть перестанут курить, ругаться и начнут говорить по татарски
    Ответить
    Анонимно 03 авг
    /Все-таки в основе всей этой мишуры скрывается некая хитрость. И мне она не понятна./
    Считается, что яркие одежды с золотыми украшениями, блёстками и т. д. это защита от сглаза,(языческий, магический ритуал) альтернатива религиозный подход в облачении.(более высокий приоритет)
    Ответить
    Анонимно 12 авг
    Сугубо религиозное значение таких нарядов даже не рассматривается, это-то понятно как дважды два. Видимо, в этом все и дело. Странно лишь, откуда у молодых девушек такая религиозность, богобоязненность. Им бы жить и радоваться, а не под хиджабами от мира прятаться. Но это вопрос риторический, спорить на эту тему не буду, можно не оппонировать :) Религия - дело добровольное.
    Ответить
    Анонимно 12 авг
    Там смотреть не на что. Поэтому и кутаются в платки, чтобы внимание обратили ...
    Ответить
  • Анонимно 02 авг
    Эш бара. Милли-дини кием татар халкының үзенчәлеген үстерә. Әлбәттә, миллилек күбрәк булса тагын да яхшырак. Ул вакытта безнең кызларыбыз башка мөселманнардан да аерылып торачак, анысы да бик кирәк.
    Ответить
    Анонимно 02 авг
    Хазар перевод пжл)
    Ответить
  • Анонимно 02 авг
    соглашусь с 15:13, с верующими на всю голову спорить бессмысленно. А моде по татарски желаю успехов - красивые свадебные наряды
    Ответить
    Анонимно 03 авг
    Хамство - это не спор, у секуляриста на всю голову не было желания что-то для себя узнать.
    Ответить
    Анонимно 15 авг
    Свадебные - да, действительно, очень красивые.
    Ответить
  • Анонимно 07 авг
    Каждый получит то к чему стремится
    Ответить
  • Анонимно 13 авг
    Автору надо стать чиновником. Удивительное мастерство сказать много, но не сказать ничего!!
    Ответить
  • Анонимно 13 авг
    Свободная страна у нас, светское государство. Как хотят все, так и одеваются. Татарки очень сексуальные девушки и основная их масса слава богу плевать хотела на хиджабы и все в этом роде. В современном мире путь женщины к мужчине, да и вообще путь женщины в обществе - это стиль, сексуальность и красота. Если все это красиво и со вкусом подчеркнуто, женщина прекрасна. И если на нее обращают внимание, она чувствует себя женщиной, она становится лучше, в тч для своего мужа. В чехле она никому не интересна и интерес мужчины к ней угаснет. В современном мире нет места средневековью.
    Ответить
    Анонимно 15 авг
    Не говорите глупостей, не показывайте свою умственную огранирченность и не оскорбляйте мусульманок
    Ответить
    Анонимно 15 авг
    Да не, с этим лично я не соглашусь, желающие на скрытый или запретный плод всегда найдутся. Если женщина ничего не скрывает с первой встречи, то в чем интерес?
    Ответить
  • Анонимно 15 авг
    Даже в хиджабе девушки могут быть очень сексуальны. Как на первой фотке например
    Ответить
    Анонимно 16 авг
    На улице только таких не встретить ) Это же явно модели, первая и вторая фотки. Попадаются в 99% такие, как на третьей фотографии.
    Ответить
  • Анонимно 19 янв
    Странно, что хиджабы у арабов мы заимствовали и кричим, что ислам един для всех, а все остальное нет? Вот несколько критериев:
    -арабские женщины пользуются косметикой! А наши же завернутся с ног до головы и не красятся, за состоянием кожи не следят, зубы желтые. Возможно не все, но в 90% виденных мной.
    - арабские женщины не работают, их полностью обеспечивают мужчины. Их предназначение - брак, материнство. А у нас как?
    -под паранджой арабки носят обычную одежду - джинсы, мини-юбки, платье от DG и прочее.
    Татары начинают скатываться в крайности, свою историю забыли, поэтому смотрим на соседа и делаем как он. Все вышеуказанное, так же как и хиджаб, завернутость в платки никак не касалась татаров. Нельзя путать религию и нацию.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии