Новости раздела

Современный татар-стайл: «конфликт версий» хиджаба и бурная фантазия эстрадниц

Мода по-татарски: традиции и современность в эпоху потребительства. Часть 2

Современный татар-стайл: «конфликт версий» хиджаба и бурная фантазия эстрадниц
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

Влияние религии на облик жителей татарских городов и сел с каждым годом становится заметнее. Татарки, ориентируясь на единоверцев из Турции и с Арабского Востока, теперь стараются совмещать внешние каноны шариата, облачаясь в хиджаб с национальными элементами. Даже те, кто далек от ислама, на обряд мусульманского бракосочетания (никах) облачаются в соответствующие одеяния. Казанский этнограф Дина Гатина-Шафикова в своей новой колонке «Реального времени» продолжает рассказывать о влиянии религии и национальных традиций на облик современных татар. Сегодня она остановилась на одежде практикующих мусульманок и эстрадно-театральном китче.

Ах, эта свадьба…

Сегодня не каждая татарская женщина готова все время ходить с покрытой головой, однако в жизни татарки-мусульманки существуют особые дни и мероприятия, где она, бесспорно, покроет голову (по случаю имянаречения, никаха, поминок, похорон, ифтаров и пр.). То есть, несмотря на то, что использование подобного маркера в повседневной жизни не является чем-то непривычным или неправильным для обывателя, оно становится безусловным к исполнению на религиозном мероприятии, будь то в домашнем кругу или в общественном месте.

Праздничная одежда для женщины — это тот предмет гардероба, который носится не каждый день и надевается достаточно редко, а возможно, и раз в жизни. Соответственно, к его выбору подходят со всей ответственностью. Одним из таких важных событий в жизни девушки/женщины становится свадьба. Свадебная мода — это отдельная «книга» со своими правилами, где учитываются как модные тенденции, так и религиозные предпочтения владелицы. Раньше закрытое платье или костюм, полностью покрывающие шею, руки до кистей и ноги, шились и покупались лишь на никах. Сегодня же подобное допустимо увидеть и на обычной свадебной церемонии, где молодожены придерживаются ислама. Чаще всего невесты любят использовать мотивы традиционного татарского костюма в платье для никаха (религиозной церемонии), тем самым отдавая дань предкам. За основу обычно берется женский костюмный комплекс конца XIX—начала ХХ века: это отрезное по талии или чуть выше платье с длинными рукавами, украшенное вышивкой, тканевыми оборками, также возможна имитация верхнего женского нагрудника «изү». Голова покрывается платком, поверх возможны декоративные элементы в виде калфака-наколки. Вариации могут быть разнообразными, они уже зависят от вкуса и пожеланий заказчика. Подобные платья не встречаются в свободной продаже, они шьются на заказ.

Все описанное выше — это продукт, в основном характерный для татарки, знающей и уважающей свою историю, готовой использовать в своей одежде особые маркеры, указывающие на ее национальную принадлежность и выделяющие ее из толпы. Однако существует и другой сегмент татарской женской моды, присущий практикующим мусульманкам, и временами он кардинально отличается от одежды среднестатистического городского жителя.

«Конфликты версий» мусульманского наряда

Прежде всего, практикующая татарка-мусульманка и в повседневной жизни, выходя из дома, или в присутствии чужих мужчин прикроет голову, шею, наденет одежду, закрывающую руки до запястья и ноги. В советское время в связи с разными факторами (политическими, культурными и прочими) подобная форма одежды была характерна для очень маленькой прослойки населения (пожилые женщины, супруги священнослужителей), то есть проявление религиозности было сведено практически к нулю. Как известно, национальная одежда неразрывно связана с религиозными воззрениями. Соответственно, целые поколения потеряли связь с традиционной культурой, что впоследствии привело к недопониманию между теми, кто, приходя к религии, менял и форму одежды.

Изначально, из-за отсутствия в продаже соответствующего религиозным воззрениям платья многие женщины-мусульманки перенимали общеисламскую моду. В 1990—2000-е годы этот потребительский рынок только формировался. Многие мужчины, уезжая на учебу в Турцию, Египет и прочие страны, приезжали не только с багажом знаний, но и с видением того, какая одежда должна носиться правоверным мусульманином, при этом зачастую не учитывая национальный аспект. Буквально еще года три назад одной из активисток татарского молодежного движения задавался вопрос на тему того, что их ругают за то, что они якобы неправильно одеваются. Она резонно заметила: «так научите, покажите, какие нужно носить головные уборы, платья, характерные для традиционной татарской одежды, а они уже, учитывая время и особенности, будут приспосабливаться к подобным формам».

В настоящее время многие практикующие татарки стали умело использовать в своем гардеробе элементы, характерные как для общеисламской моды, так и европейской, при этом не забывая традиционный татарский костюм.

Однако в среде татарско-исламской моды есть свои подводные камни. Наиболее ортодоксальные мусульманки выступают за ношение платьев/рубах свободного кроя (скрывающих силуэт фигуры), исключая брюки/джинсы и приталенную одежду. За что многие практикующие татарки осуждаются ими, так как те, в угоду собственному удобству либо излишнему украшению себя, не соблюдают выше написанное. Таким образом, разность видения в вопросе ношения одежды приводит к некоторым разногласиям между обеими группами, приводящими свои доводы в защиту их точки зрения. Одни утверждают, что нельзя отходить от канонов ислама, другие же считают, что время меняется, и ислам — это не мертвый конструкт, он также развивается и меняется. Так, они соблюдают основные правила в одежде, не оголяя излишне тело, привнося в свой образ лишь некоторые, адаптированные детали из одежды, дающие им возможность вести современный образ жизни.

Театрально-эстрадный китч

Театральный костюм — это отдельная история. Костюм на сцене живет своей жизнью, его создают по определенным правилам — как для удобства исполнителя, так и для усиления сценического образа героя. В классическом балете, оперной или театральной постановке из традиционного костюмного комплекса возьмутся основные, узнаваемые элементы, и будет отброшено все остальное. Теме татарского костюма в разных театрах и постановках были посвящены множество статей и монография искусствоведа Л.Н. Дониной. Автор в своих работах раскрыла историю, проблемы интерпретации и реконструкции татарского театрального костюма.

Другая сторона сценического образа — эстрада. Бурная фантазия автора костюма, его собственная интерпретация, вкус, чувство стиля, а также некоторые познания в истории традиционной культуры татарского народа временами порождают химер, состоящих порой из совершенно несочетаемых элементов одежды.

Многие татарские эстрадные исполнители считают своим долгом использование национальных мотивов. И тогда появляются костюмы, состоящие из шаровар и укороченных платьев, усеянных россыпью пайеток и стразов, с небольшим, скорее, декоративным головным убором. Бесконечно можно продолжать этот список, где каждая новая деталь будет все вычурнее, временами переходя в «китч» в своем исполнении.

К сожалению, в связи с долгим периодом отсутствия информации в среде обывателей складывались лишь те образы традиционной одежды, которые показывались им на сцене. Соответственно, одежда эстрадных исполнителей стала доминировать и заменять собой настоящий татарский национальный костюм. За последние годы было опубликовано немало реконструкций, где ученые совместно с профессиональными художниками создавали исторически выверенные комплексы одежды. В музеях стабильно проходят различные выставки, при том, что выставляются коллекции не только местных музеев, но также привозится татарская одежда XIX—начала ХХ веков и из других регионов страны. Поэтому зависит лишь от каждого из нас, хотим ли мы знать настоящую татарскую материальную культуру или готовы получать лишь переработанный кем-то продукт.

Таким образом, татарская мода существует, она развивается и растет вместе с ее носителями. Современный покупатель готов тратить не только время на получение знаний о своем народе, но и тратить деньги на товар, выполненный по исконно татарским мотивам.

Дина Гатина-Шафикова, фото Романа Хасаева
Справка

Дина Гатина-Шафикова — научный сотрудник отдела этнологии Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

  • В 2010 года окончила исторический факультет на кафедре археологии в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
  • В 2014 году окончила аспирантуру в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ.
  • С 2010 по 2013 годы — сотрудник Национального музея Республики Татарстан.
  • Исследовательские интересы: визуальная антропология, татарский костюм история волго-уральских татар.
  • Автор ряда научно-популярных и исследовательских публикаций.

Новости партнеров