Новости раздела

Ирек Файзуллин: «Сколько будет региональных операторов ТБО, пока сказать не могу»

Впервые на встречу с предпринимателями в формате проекта «Бизнес и власть: откровенный разговор» вышел министр строительства, архитектуры и ЖКХ Татарстана Ирек Файзуллин. Ему, как и его первому заместителю Алексею Фролову две недели назад, не удалось избежать «токсичных» вопросов из-за предстоящего реформирования сферы ТБО. Правда, на этот раз предприниматели требовали гарантировать им не 15% рынка «мусорных перевозок», а почти вдвое больше — 25%. Каким образом Ирек Файзуллин сдерживал напор малого и среднего бизнеса, работающего в ЖКХ, — в репортаже «Реального времени».

Мусорные перевозчики замахнулись на четверть рынка

Буквально две недели назад предприниматели, занятые в сфере ТБО, вызвали на заседание проектной группы Совета по предпринимательству РТ первого замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Алексея Фролова и депутата Госдумы от Татарстана Александра Сидякина для того, чтобы «застолбить» их роль на рынке ТБО. Тогда они выступили с инициативой обязать будущих региональных операторов заключать договоры по сбору и транспортировке мусора с МСБ не менее, чем на 15% от общего годового объема услуг. Установление 15-процентной квоты они объясняли требованиями ФЗ №44 «О госзакупках», который обязывает госкомпании покупать у МСБ не менее 15% необходимых им товаров и услуг. И хотя первый замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ Алексей Фролов пообещал включить их требование в конкурсную документацию при выборе региональных операторов после утверждения территориальной схемы управления ТБО, предприниматели решили идти до победного конца. На вчерашней встрече с министром строительства, архитектуры и ЖКХ Татарстана Иреком Файзуллиным бизнес-омбудсмен Республики Татарстан Тимур Нагуманов объявил, что малый и средний бизнес будет добиваться рекомендации «отдавать им не менее 25% от всего объема мусорных перевозок», т. е. про «федеральный закупочный стандарт» в 15% уже никто не вспоминал. Вслед за ним представитель компании «Алтын-авто» Айрат Алтынбаев прямо спросил у министра, как будет работать эта норма, которая на самом деле еще не стала нормой. «Будет ли она работать во всех муниципалитетах и не окажется ли так, что региональные операторы отправят МСБ собирать мусор на периферию? Это же экономически невыгодно», — пояснил он для главы минстроя РТ, который как будто может не знать об этом.

Нежелание МСБ идти за мусором «на край земли» ничуть не смутило Ирека Файзуллина. Похоже, он сразу догадался, что МСБ не только выторговывает большую квоту на гарантированное заключение договоров на транспортировку мусора, но и хочет заполучить от будущих региональных операторов рентабельные маршруты.

— Можно рекомендовать и 25%, и 35%, и 15%, но пока не будет принята территориальная схема управления ТБО, я не смогу обещать ничего определенного, — попытался он прекратить преждевременные торги с МСБ. — Все решения будут приниматься на основе федерального законодательства, согласно которому региональный оператор несет всю полноту ответственности на вверенной ему территории. А сколько будет региональных операторов, я пока сказать не могу, — отрезал Файзуллин.

Тогда предприниматели зашли «с тыла». Один из них упрекнул татарстанский минстрой в долгой многолетней разработке проекта, в котором уже сейчас просматриваются неточности и грубые ошибки: закладываемые в него нормы накопления мусора занижены в 3-4 раза, а некоторые виды отходов вообще не учитываются. Может, стоит обсуждать проект территориальной программы с бизнесом?

— Проект территориальной схемы разрабатывается не 2 года, а с ноября 2015 года, — обиделся на несправедливые замечания Файзуллин. — А где вы взяли проект схемы? Какой документ вы видели? — спросил он ретивого предпринимателя. Услышав, что инсайдерские материалы получены от бизнес-омбудсмена, он понял, что никакой утечки нет. «То, что вы видели, составляет 5% от общей программы, и тут нечего комментировать. В действительности она полностью засекречена до ее внутреннего обсуждения. Мы предполагаем, что 15 августа она будет вынесена на публичное обсуждение в течение месяца. Тогда вы сможете подключиться. Давайте мы назначим встречу по этой теме в августе», — примирительно сказал Файзуллин.

«Все решения будут приниматься на основе федерального законодательства, согласно которому региональный оператор несет всю полноту ответственности на вверенной ему территории. А сколько будет региональных операторов, я пока сказать не могу».

Кто заплатит компенсации

Но предприниматели не желали оставлять эту тему. Предприниматель Сергей Богатов озадачил министра вопросом о том, кто будет платить компенсации «мусорщикам» за заниженные нормы сбора мусора в поселках в «переходное время» — муниципалитеты уже утратили полномочия по финансированию услуг по вывозу ТБО, а региональные власти еще не получили. «В городах норма сбора мусора составляет 2,2 куб. м с человека, а из поселков вывозится фактически вдвое больше. Кто нам будет платить компенсации?» — волновался Богатов.

— В летнее время традиционно вырастает объем мусора, мы будем тщательно анализировать динамику. Рост компенсаций приведет к росту тарифа — нужно грамотно подходить к этому вопросу, — открестился Файзуллин от прямого ответа.

Почему Казань отказалась от мусорных стволов

Мусорная тема не угасала. Предприниматель Айрат Галеев пожаловался на муниципальные власти Казани, которые не хотят устанавливать мусоропроводы внутри строящихся жилых домах. Не предусмотрены они и в микрорайоне «Салават Купере». Хотя в Нижнекамске и Набережных Челнах активно их используют.

Ирек Файзуллин своим ответом расстроил бизнесмена, который рассчитывал на госзаказ. По его словам, Казань переходит на раздельный сбор мусора, поэтому ГЖФ как инвестор-заказчик социального строительства принял решение отказаться от асбестовых стволов. «Но вы можете напрямую общаться с управляющими компаниями и ТСЖ других домов», — посоветовал он идти на рынок. Не смогла получить «путевку на госзаказ» и представитель компании «Электрон», которая продвигала услуги по автоматизации сбора данных о расходовании коммунальных услуг.

— Нельзя ли установить стимулирующий тариф для тех УК, которые внедряют у себя системы дистанционного сбора данных? — спросила она.

— Вы хотите, чтобы мы (минстрой РТ) назвали дома, не оснащенные этой системой, и дали вам рекомендацию? — без лишних предисловий спросил Ирек Файзуллин, давая понять, что время административных рычагов безвозвратно ушло.

— Вы можете заключить энергосервисный контракт и через 7-8 лет получить экономический эффект (прибыль), — и в этом совете был вопрос: а вы готовы?

Дифференцированный тариф для домов с ИТП взят на карандаш министра

Пожалуй, только к одному из многочисленных вопросов из сферы ЖКХ глава минстроя отнесся всерьез. Зульфия Нафикова, представитель ТСЖ «Западные ворота» из Альметьевска пожаловалась на высокие расходы при обслуживании жилых домов с индивидуальными тепловыми пунктами, в результате чего жильцы вместо ожидаемой экономии на тепло и горячую воду вынуждены переплачивать за счет платы на техническое содержание и ОДН по электричеству. Только за работу циркуляционных насосов жильцы вынуждены каждый месяц доплачивать 500 рублей за израсходованную им электроэнергию. Она попросила ввести дифференцированные тарифы для домов с ИТП и с централизованным теплоснабжением.

— Неужели вдвое? — с тревогой переспросил Ирек Файзуллин. — Здесь в зале находится бывший глава вашего города, а ныне глава госэкспертизы, — попытался отшутиться он, но быстро перешел на деловой тон. «Я вас понял, будем решать», — пообещал министр.

1/25
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
Фото Дмитрия Резнова

Новости партнеров