Новости раздела

Побег из города: маршруты выходного дня в Татарстане. День 5. Нефтяники в поисках комфорта

Интернет-газета «Реальное время» представляет новый проект — «Побег из города»! Мы составили свой туристический маршрут для путешествий по Татарстану. А проехать его пригласили журналиста из Уфы Оксану Мамонтову и историка инженерии Айрата Багаутдинова. Оксана ищет эмоции и впечатления, а Айрат — историческую ценность! Целую неделю они были в пути и каждый день подводили итоги увиденного, чтобы поделиться впечатлениями с читателями «Реального времени».

Пятый день для нас начался, можно сказать, еще накануне, когда наша творческая группа раздумывала, каким образом построить день в Альметьевске, куда мы направлялись из Чистополя утром. В городе нефтяников нас ждали автомобилисты-спортсмены, которые обещали Оксане тест-драйв. Чем занять Айрата, который любит историю и архитектуру, в городе, где история насчитывает немногим более 60 лет, а архитектура начинается с «ленинградок», мы, правда, не знали. Наше затруднение разрешил сам Айрат, который рассказал, между прочим, что в Москве на работу и домой он передвигается исключительно на велосипеде. А Альметьевск в Татарстане — это сейчас площадка для отработки амбиций: попробовать здесь можно все урбанистические модные идеи — велодорожки, современные парки. Так, например, мэр города Айрат Хайруллин заявил, что всего за год в городе будет построено 50 км велодорожек. А в сентябре прошлого года здесь открыли парк «Шамсинур» — совершенно современный парк на остатках развороченных берегов реки Зай.

Городом Альметьевск стал лишь в 1953 году. А до этого был селом Альметьево, а еще раньше — деревней. Точных данных о времени основания деревни Альметьево не сохранилось. Однако ряд косвенных свидетельств позволяет предположить, что в XVIII веке. В 1795 году в деревне проживало 700 тептярей и башкир, а в 1834 году — 123 башкира, 544 тептяря. По материалам ревизии 1859 года, при 214 дворах деревни учтены 1518 казенных крестьян и башкир, а также мечеть, почтовая станция, ярмарка, базары и 2 завода.

Итак, мы решили, что Айрат опробует в Альметьевске велодорожки, попробует проехать по молодому городу и посмотрит, насколько он соответствует заявленным амбициям. Довольные идеей, мы отправились спать, чтобы утром увидеть за окном проливной дождь. И если Айрат был готов и под дождем опробовать инфраструктуру города, то велопрокатчики Альметьевска — совсем нет: «Вы вообще видели погоду за окном?» — спросил нас дерзкий голос на том конце провода. И хоть погода обещала распогодиться к обеду, наотрез отказался выходить на работу в дождливую субботу.

Таким образом, оказалось, что мэр жаждет развития велоспорта в городе больше рядовых жителей. Позднее те из них, с кем удалось обсудить тему велодорожек, подтвердили: пока альметьевцы относятся к этой идее со скепсисом.

Зато к другому транспорту в городе отношение особое. Город богатый, молодой, и машины здесь соответствующие. А местами — не только машины. На «майдане», пока мы бодро общались с ребятами из Almet racing club, через дорогу от нас парковался чей-то частный вертолет. Рядовой вертолет. «Это Альметьевск», — говорили нам ребята.

Машины же, которые встречали нас в Альметьевске, сначала не впечатлили: старые 14-е, «копейки» и другие «жигули», — пока не завели моторы. Родного в этих авто — только кузов. Называют эти машины «корчи», а когда снимают форму гонщиков — пересаживаются на «гражданские».

Так вышло, что на встречу с ребятами из Almet racing club пришла женская часть съемочной группы. Слов нет, мы были под впечатлением, когда нам продемонстрировали первый полицейский разворот. Но такое хулиганство ребята позволяют себе только на специальных площадках и рингах, со стритрейсингом их объединяет только любовь к авто. Их «братство» — это сообщество гонщиков из собственно Альметьевска и соседних Бугульмы, Азнакаево, Челнов. Сегодня клуб переживает не лучшие времена, но нам было крайне приятно пообщаться с людьми, которые так страстно увлечены каким-то делом.

Кроме этих любителей скорости с нами встретились любители ретроавто — ребята, которые ремонтируют и реставрируют старенькие «единички» и «колхозницы». Не самые лучшие ретроавтомобили в мире. Но для России именно реставрация «жигулей» сегодня — главный тренд. Купив авто за копейки, они могут сделать из него «конфетку». И, кстати, отреставрированный автомобиль пока еще тоже можно купить недорого. Возможно, у людей, для которых «жигули» — первый автомобиль, при виде него засвербит в душе. Но вот почему свербит у совсем молодых парней — удивительно.

Примерно полдня мы смотрели на город глазами альметьевских автомобилистов. Альметьевску 63 года, в нем живет всего 152,5 тыс. человек. Это один из самых благоустроенных городов республики; урны для мусора на улицах здесь появились раньше, чем в Казани. Почти каждый человек в городе работает в «нефтянке» или где-то около. Еще несколько лет назад, говорят ребята, уезжать из Альметьевска не хотелось. Сейчас такие мысли появились. Работа есть, но культурная жизнь небогатая, а в 10 вечера и вовсе замирает.

Айрат же смотрел на город своими глазами. Большие современные торговые центры, чистые улицы, обилие упоминаний «Татнефти» — источника благосостояния города. Мы намеренно не пошли в музей нефти: весь Альметьевск — этот музей под открытым небом и есть. Нашей главной целью пребывания в Альметьевске оказался не поиск туристических мест, а желание подышать, что ли, незнакомым нам воздухом. Но если вас по-настоящему интересует история нефтеразработки в регионе — а это, действительно, очень достойный путь, — лучше отправиться в Музей нефти в Шугурово, где очень наглядно и подробно описан процесс добычи нефти. И не современными качалками, а так, как это делали на заре нефтедобычи. Кстати, именно в Шугурово была найдена нефть, когда этого очень ждали в годы Великой Отечественной войны для построения в районе Волга-Урал «Второго Баку», где до этого в СССР добывали около 70% всей нефти.

Для такого молодого города, как Альметьевск, главные точки притяжения — это общественные места. И самые значимые — «Каскад прудов» и парк «Шамсинур».

В парке «Шамсинур» созданы условия для занятий спортом на открытом воздухе: есть деревянный настил для йоги и танцев, площадка для воркаута, городские тренажеры, навес для настольных игр, две детские площадки, амфитеатр для отдыха и чтения и сеть дорожек для пешеходов. По периметру родника организована профессиональная беговая дорожка общей протяженностью почти 2 километра.

Пешком Айрат немного успел в Альметьевске: прошелся по этим паркам, пообедал в торговом центре, поболтал с местными жителями. Взыскательный москвич остался своей прогулкой доволен. Мы еще долго спрашивали Айрата, действительно ли ему понравилось в Альметьевске. «Да, правда!» — отвечал он. И сделал селфи на фоне хештега #ЛюбимыйАльметьевск.

Ночевать в этот день мы решили на Карабашском водохранилище — это искусственно созданный водоем, главная купальня и место отдыха нефтяных городов: Альметьевска, Азнакаево, Бугульмы, Карабаша.

Карабашское водохранилище расположено в 20 км от Бугульмы. Введено в эксплуатацию в 1957 году для обеспечения водой нефтепромыслов и промышленных предприятий.

Многие участки берега застроены базами отдыха (корпоративными и доступными любому горожанину). Одно из таких мест размещения мы выбрали для ночевки. На базе «Алтай» планировали провести тихий вечер, ведь наша съемочная группа прошла экватор путешествия, и накопилась усталость и напряжение. Не учли мы одного: на дворе была суббота, и помимо нас за отдыхом на Карабашское водохранилище отправились десятки искателей пляжно-шашлычного отдыха, шумных и не вполне трезвых. Поэтому в поисках тихого вечера мы отправились в Бугульму, таким образом расширив наш маршрут. (Спасибо нашему партнеру ПАО «МТС». Как мы выяснили на собственном опыте, на водохранилище связь была только по симкам МТС). Но если у вас случится оказия оказаться на водохранилище, не пожалейте времени, загляните. Площадь водоема огромная! Здесь хорошая рыбалка; говорят, что клюет карп, окунь, лещ, ерш и многие другие. Кстати, именно уху мы съели на ужин, благодаря невероятно гостеприимным хозяевам базы «Алтай».

Природа на любителя: берега ровные, леса небольшие. И природа совершенно отличается от той, к которой мы привыкли вблизи Казани. Решите переночевать на одной из баз отдыха — расспросите заранее о наличии удобств в доме, потому как некоторые базы отдыха — это совершенно аскетичный вариант. Как всегда, за этот день мы смогли увидеть гораздо меньше, чем есть в этих краях. Пользуйтесь нашей картой, чтобы составить свой интересный маршрут.

1/11
Интернет-газета «Реальное время»
Справка

День 5: Альметьевск — Карабашское водохранилище — Бугульма

Проехали 191 км.

Потратили на двоих 4603,22 руб., из них:

  • ночевка — 3259 руб.
  • обед — 500 руб.
  • бензин — 844,22 руб.

Генеральный партнер проекта — ПАО «Татфондбанк».

Партнер проекта — ПАО «МТС».


Новости партнеров