Новости раздела

Кадим Нуруллин, Татгосфилармония: «Казань заслуживает концертного зала на 5 тысяч мест»

Кадим Нуруллин, Татгосфилармония: «Казань заслуживает концертного зала на 5 тысяч мест»
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

Татарская государственная филармония им. Г. Тукая в последние сезоны приятно удивляет нетривиальными концертными программами и аншлагами, а еще несколько лет назад этого не было и в помине. Недавно там успешно стартовала продажа абонементов на будущий сезон: успевшие купить заветную книжечку сэкономят до 30% против того, если бы они просто покупали билеты. О новациях в филармонии, надеждах на новые залы и аллее деревьев в память о великих деятелях культуры разговор с директором этой концертной организации.

«Зритель голосует рублем»

— Кадим Назырович, в последние три-четыре сезона ваши афиши одна интереснее другой. Что случилось: новые идеи, новые деньги, новая команда?

— Это работа не одного дня, и это, без пафоса, работа команды. Я сам «птенец гнезда Камаловского театра». Мой учитель — Шамиль Зиннурович Закиров, директор ТГАТ им. Г. Камала, который, с этим никто не будет спорить, много сделал для Камаловского и для развития театрального искусства в Татарстане в целом. Я многое от него перенял, он словно дал мне особый код: директор прежде всего должен создавать условия для работы коллектива. Это его святая обязанность. Когда я слышу словосочетание «творческий директор», я понимаю, что в какой-то сфере этот человек очень профессионален, но какая-то часть сферы для него закрыта. Один человек не может все знать, особенно в такой организации, как филармония. Здесь нужна команда. Мы начинаем с фольклора и заканчиваем большими симфоническими концертами. Что такое казанец? Для меня он прежде всего зритель. И духовные запросы каждого мы должны удовлетворить, никто не должен остаться за скобками. Люди голосуют рублем — они или приходят к нам, если им это интересно, или нет.

— И все ваши идеи реально воплотить?

— Нет, конечно, и это горько. Потому что давайте скажем правду: как бы мы ни называли наш зал филармоническим, мы с вами находимся в ДК им. Кирова. Мы не смогли здесь даже реконструкцию провести, сделав при этом все по максимуму, но тем не менее работаем в условиях Дворца культуры.

«Давайте скажем правду: как бы мы ни называли наш зал филармоническим, мы с вами находимся в ДК им. Кирова». Фото vk.com/tatfilarmonia

— Маленький зал?

— Маленький, всего 608 мест, было вообще чуть более 500, мы его увеличили. И я немало тумаков получаю от проверяющих организаций за это. Но я смотрю как менеджер: для меня каждое кресло — это деньги, наш доход. Тут есть еще и социальный аспект. Если я приглашаю хорошего солиста, он дорого стоит. И если у меня 600 мест, я устанавливаю одну цену, она высокая. Если у меня зал на 1000 мест, цена будет значительно ниже. Она на порядок может быть ниже! Этот большой зал, он нужен прежде всего зрителю.

— Но большой концертный зал — это боль нашего города.

— Да, пока мы под такой зал все время что-то приспосабливаем. Я не хочу умалять достоинств нашего зала, у него прекрасная акустика, что для нас важно. Но вопрос большого зала для Казани давно назрел. В этом году мы выпустили на будущий сезон 25 абонементов на 100 концертов, это очень много, это большая ответственность. То есть был бы большой зал, мы бы и его смогли заполнить. У нас есть ресурс.

«Мы хотим несколько филармонических залов»

— Зал на сколько мест для вас актуален?

— Я бы хотел для нас, для города несколько филармонических залов. Посмотрите, как работает Московская филармония: у нее три зала. Снесли гостиницу «Россия» — так на ее месте строят еще один зал. В Доме музыки три зала. И речь идет не о том, что сидит директор филармонии и сдает зал в аренду. Если так, то не будет репертуарной политики, а будут случайные концерты. Нет, при наличии таких залов выстраивать репертуарную политику можно минимум на два года вперед. И это подстегнет не только гастролеров, но и наших собственных артистов. Это поднимет общий уровень выступлений, потому что с двумя баянистами на большую сцену выйти будет невозможно.

Что такое казанец? Для меня он прежде всего зритель. И духовные запросы каждого мы должны удовлетворить, никто не должен остаться за скобками.

— То есть качество концертов подтянется.

— На такие концерты потянется и зритель. Все настолько очевидно, что даже убеждать никого не стоит.

— Какие-то подвижки в строительстве залов или хотя бы зала есть?

— С кем бы я ни говорил об этом, отрицания я нигде не встречал. А год назад наш президент Рустам Минниханов на одном из мероприятий в «Пирамиде» заявил, что в Казани будет концертный зал на 5 тыс. мест. Он может быть филармонический, может быть просто концертный, но работать он должен по принципу филармонии.

— А место еще не определено?

— Есть разные варианты, и я думаю, максимум лет за пять город такой зал получит. И, думаю, собственно филармонический зал республика будет вынуждена построить. И это вопрос не только Татарстана, но и федерального центра, потому что по правилам город с 1,5 млн человек должен иметь зал на определенное количество мест. У нас в структуре филармонии сосредоточены самые разные жанры, и по идее они все должны жить в разных залах. Опять напомню о Московском доме музыки: там неслучайно три зала — они для концертов разных музыкальных жанров.

«Мы идем в сторону увеличения потока зрителей»

— Ваш зал занят только вечером?

— Нет, вечером — это та часть нашей работы, что видит зритель. Он занят с 9 утра, это репетируют наши четыре филармонических коллектива. Их у нас, кстати, столько же, сколько в структуре Кремлевского дворца. И наши коллективы с утра занимают сцену. Что касается концертов, то в неделю их у нас бывает до десяти. В выходные у нас проходит по два-три концерта.

— Какова же заполняемость зала?

— Поток идет в сторону увеличения. Мы здесь уже 10 лет, и после восьми сезонов наступил переломный момент. Сначала на нас смотрели как на ДК им. Кирова, мы не обижались, сейчас начали смотреть как на филармонию.

— У вас какая-то интересная аллея возле здания появилась…

— Да, это аллея в честь наших звезд. 26 апреля этого года, в день юбилея Габдуллы Тукая, мы хотим посадить в честь нашего великого поэта, чье имя носит филармония, большое дерево, ель. Такого еще не было. Вообще хотим сделать аллею не только артистов, но и других деятелей культуры. Мы открыли клуб «Ильхамия», и наши замечательные артисты, у которых очень небольшие пенсии, они там получают существенные доплаты за свои выступления. Филармония стала местом, где не только выступают, но и просто собираются наши артисты, им же раньше и собраться было негде.

«Зал маленький, всего 608 мест, было вообще чуть более 500, мы его увеличили. И я немало тумаков получаю от проверяющих организаций за это». Фото vk.com/tatfilarmonia

— Как раскупаются ваши абонементы?

— Два абонемента уже полностью раскуплены. Откроем дополнительную продажу. У нас аншлаги. За один вечер мы продали 65 абонементов, и это в зале на 600 мест.

— Но тот, кто не купил абонемент, он сможет попасть на концерт?

— Билеты, безусловно, будут и в свободной продаже. Но они уже окажутся на 30% дороже. Если при покупке абонемента у нас экономится 30%, то пятый или шестой концерт у нас получается бесплатными. Это выгодно зрителям, а люди сегодня умеют считать. И это здорово. В первый день мы продали абонементов на 3 млн 120 тыс. рублей.

— Насколько сложно приглашать артистов? Ведь ваш гонорарный фонд наверняка невелик.

— Очень сложно. И дело не только в гонорарах. Можно пообещать заплатить двойной гонорар, но артист не приедет: есть недоверие к организаторам, его могли неважно встретить в предыдущий раз. Я обращаю большое внимание на то, как мои службы встречают артистов. Недавно приезжала к нам Светлана Безродная, она вышла на сцену и вместо того, чтобы начать концерт, стала нас хвалить. Сказала, что сняла все на телефон и хочет показать друзьям, какой должна быть филармония. Она говорила про чистоту, про радушный прием и отношение к работе наших сотрудников. Это, поверьте, очень важно. Я все время говорю своим сотрудникам, что люди приходят к нам после работы, они устали, они испытали стрессы, и у нас они должны успокоиться и получить положительные эмоции. Они должны увидеть другой мир.

Люди приходят к нам после работы, они устали, они испытали стрессы, и у нас они должны успокоиться и получить положительные эмоции. Они должны увидеть другой мир.

— Что в будущем сезоне ждет зрителя?

— В будущем сезоне, как мы насчитали, зрителей ждут 37 жанров! У нас будут и недорогие концерты, где цена не превышает 150 рублей. Это концерты, как мы говорим, для «бабушек и дедушек», для тех, кто сидит дома. Такие концерты у нас проходят по понедельникам. Есть и дорогие абонементы, их цена доходит до 8 тыс. рублей. Абонементные концерты и нам выгодны — мы не тратим деньги на рекламу одного концерта, а делаем рекламную кампанию сразу пакетом. Как известно, рекламная кампания одного концерта — это 15-20% его бюджета. Это очень дорого. Если умножить это на наши 100 концертов, это огромная сумма выходит. Мы стараемся пригласить артиста, когда он едет в туре, это тоже дешевле. Так что делаем для нашего зрителя хороший и не очень дорогой продукт. Например, ансамбль кубанских казаков в одном из залов Казани можно было посмотреть, если по максимуму, за 3 500 рублей, а наши билеты на выступления этого коллектива стоили до 2 тысяч рублей.

Татьяна Мамаева, фото Романа Хасаева
Справка

Кадим Нуруллин родился в Буинском районе Татарстана, окончил Казанский университет культуры, 7 лет работал заместителем директора Камаловского театра. С 2003 года возглавляет филармонию. Заслуженный работник культуры РТ.

Новости партнеров