Новости раздела

Экономика Татарстана: в ожидании весеннего потепления

Опубликованные на днях итоги социально-экономического развития РТ за январь-февраль 2015 года выявили ряд тревожных тенденций в экономике как Татарстана, так и России в целом. По мнению обозревателя газеты «Реальное время» Альберта Бикбова, нас ожидают непростые времена, первым индикатором наступления которых стал падающий потребительский спрос, что, во-первых, лечится долго и трудно, а во-вторых, вымывает из экономики ее основной системообразующий компонент.

Нефть-матушка

Приходится констатировать, что девальвация рубля перекрыла для экспортеров последствия от падения мировых цен на нефть. Средний номинальный курс доллара США за январь-февраль 2015 года вырос на 84% по отношению к 2014 г. и составил 63,15 руб. По евро рост поменьше — плюс 56%, но тоже довольно значителен. Средняя же цена на нефть Urals за январь-февраль 2015 года составила 51,81 доллара за баррель. В январе-феврале 2014 года она была 106,9 доллара за баррель (падение на 51,5%). Так что за счет девальвации в 1,8 раза двукратное снижение нефтяных цен было почти компенсировано. Однако позитивное влияние этого фактора на экономику уже иссякает.

Индекс промышленного производства в России за январь-февраль 2015 года по отношению к январю-февралю 2014 года незначительно упал — всего -0,4%. Но даже этот результат можно назвать позитивным. Вопреки ожиданиям многих экспертов обвала в экономике не наблюдается, даже несмотря на сокращение объемов промышленного производства. В этом случае существенное значение имел негативный календарный фактор — в первые два коротких месяца было на три рабочих дня меньше, чем в прошлом году.

Падение индекса производства в январе-феврале 2015 г. по сравнению с январем-февралем 2014 г. по виду деятельности «Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых» составило -7,5%. А вот это уже довольно серьезные цифры падения.

Тем временем добыча нефти, включая газовый конденсат, осталась на том же уровне, что и в январе-феврале 2014 года. Именно нефть-матушка удержала в целом весь промышленный индекс от более глубокого падения. Рухнула добыча газа горючего природного на 9,1%, что может объясняться отчасти более высокой температурой января-февраля 2015 г. против климатической нормы, из-за которой выпуск электроэнергии и прочих коммунальных услуг сжался на 1% к декабрю (после сезонно-календарной очистки), притом что декабрь также был слегка теплее нормы.

Вклад Татарстана в рост экономики

Падение индекса производства по виду деятельности «Обрабатывающие производства» в январе-феврале 2015 г. по сравнению с январем-февралем 2014 г. было по-настоящему серьезным (-1,5%), в отличие от почти нулевого результата по данным января. Производство легковых автомобилей обвалилось в январе-феврале 2015 года по сравнению с январем-февралем 2014 года на 20,6%, автобусов — на 24,6%, грузовых автомобилей — на 32,6%. Анонсирована остановка производств на ряде автозаводов на один-два месяца уже в ближайшие месяцы. Раньше такие ударные темпы падения выпуска в автопроме наблюдались лишь 5 лет назад — летом 2009-го, когда большинство автозаводов временно остановились.

Производство машин и оборудования упало на 11,1%, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования упало на 6,4%.

На фоне сокращения объемов производства незавершенные заказы в обрабатывающих отраслях России сократились максимальными темпами с января 2009 года, что указывает на вероятное продолжение сжатия выпуска в последующие месяцы. При этом динамика промышленного производства будет определяться тем, в какой мере растущие военные расходы и строительство объектов инфраструктуры смягчат влияние сжатия внутреннего спроса на промышленный выпуск. Наиболее вероятным прогнозом остается значительное снижение активности в обрабатывающих производствах уже в первые месяцы 2015 года.

За январь-февраль 2015 года выросла нефтепереработка (+2,9%) (главным образом, за счет автобензина (+5,6%), прямогонного бензина (+3,1%) и дизтоплива (+2,3%)). Химическое производство показало прирост +4,3%. В то же время значительно упало производство минеральных удобрений (-4,2%), этилена (-4,7%) и серной кислоты (-3,1%), но наконец-то выросло производство пластмасс (+10,8%). Еще больше выросло производство каучуков синтетических (+20,7%), где существенный вклад сделал Татарстан, доля которого в общероссийском производстве составляет 47,5%.

К сожалению, в производстве резиновых изделий спад продолжается (-2,3%).

Строительная промышленность формировала запасы по целому ряду видов продукции. Так, выпуск кирпича, который в это время года идет в основном на заполнение складских площадей, вырос на 3,4% к январю-февралю прошлого года, извести строительной — на 19,3. Одновременно упало производство цемента (-1,3% в годовом сопоставлении), товарного бетона (-3,1%) и бетонных стеновых блоков (-10,6%). В целом само строительство упало (-3,3%).

Затянуть пояса

Но наибольшую тревогу вызывает падение розничной торговли на 6,1% по сравнению с январем-февралем 2014 года. Потребительский спрос, который хоть как-то поддерживал экономику в последнее время, резко сокращается. Это, в общем-то, совсем не удивительно: реальная среднемесячная зарплата упала в январе-феврале на 9,1%.

В 2015 году прогнозируется 10-процентное падение реальных доходов, исходя из многих факторов:

  • Инфляция. Рост цен в январе-феврале 2015 года по отношению к тому же периоду прошлого года составил 15,8 процента. Это рекордное значение с далекого 1999 года. При этом многие факты указывают на то, что пик инфляции не пройден.
  • Замедление роста номинальных зарплат, а в ряде секторов снижение. Поскольку в российской традиции реагировать на кризис снижением и невыплатами заработной платы, можно прогнозировать падение этого показателя в целом по экономике на 5-6 процентов.
  • Предусмотренные в антикризисном плане меры поддержки малого и среднего бизнеса недостаточны для того, чтобы сдержать падение предпринимательских доходов и сокращение численности предпринимателей.
  • Социальные выплаты индексируются по прогнозной инфляции, которая в два с лишним раза ниже реальной. Исключение — пенсии, которые проиндексируют на 11,4 процента, но и это ниже уровня текущей инфляции.

В новом официальном макроэкономическом прогнозе минэкономразвития РФ, исходя из средней цены нефти 50 долл./барр. в нынешнем году пророчат рецессию (падение ВВП) в размере -3,0%. На основании этого прогноза минэкономразвития ранее рассчитало, что федеральный бюджет может быть исполнен с дефицитом 3,4% ВВП в 2015 г. Для компенсации минфину удалось пробить сокращение других расходов, включенных в первоначальный бюджет 2015 года, на 1,5% ВВП (1 трлн рублей), без чего дефицит достиг бы 5,2% ВВП. Это сокращение гражданских федеральных служащих на 10%, неиндексация зарплат в этой сфере, а также 10-процентное сокращение бюджетных госпрограмм и инвестиций.

Спасительные нефтепереработка, химия и АПК

Тем временем в Татарстане промышленное производство за январь-февраль 2015 года по отношению к такому же периоду 2014 года упало на 0,7%.

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых выросла на 1,1%, что лучше, чем в целом по России (-7,5%). В России, как показано выше, падение произошло за счет снижения добычи газа.

Сектор «Обрабатывающие производства» упал (-1,5%), точно так же, как в целом по России. Больше всего в нем рухнула легкая промышленность: «Текстильное и швейное производство» (-72,5%) и «Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви» (-53,3%). А ведь именно легкая промышленность — та отрасль, с которой реально в сжатые сроки начать пресловутое «импортозамещение».

Химическое производство приятно прибавило (+4,8%). Но в производстве резиновых изделий произошло падение (-8,0%), производство пластмасс также существенно притормозило (-4,1%). На полимерном рынке сказалось ослабление рубля. За год цены на пластики в Европе снизились на 10-12%, тогда как в России стоимость продукции в рублях выросла более чем на 20%. В совокупности с высокими ценами на энергоресурсы это вылилось в рост затрат на производство конечной продукции. Для примера, шинный комплекс «Татнефти», который в 2014 г. произвел 11,6 млн штук шин (меньше на 7%, чем в позапрошлом году), получил 411 млн рублей убытков.

Радует нефтепереработка! Рост составил 2,5%.

В машиностроении динамика хуже — «Производство машин и оборудования» упало на 7,3%, «Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования» снизилось на 1,3%, а «Производство транспортных средств» катастрофически упало на 24,1%. Ожидается, что ОАО «КАМАЗ» в 2015 году выпустит только 38 000 автомобилей (на 8% меньше, чем в 2014 году).

В сельском хозяйстве в денежном выражении произошел прирост на 1,4%.

По строительству в годовом исчислении по отношению к такому же периоду 2014 года результат печальный — падение на 14,5%.

Оборот розничной торговли в годовом исчислении по отношению к 2014 году в январе-феврале здорово сократился (-15%). Еще раз повторимся, падение потребительского спроса — основного драйвера экономики — сигнализирует, что «новая экономическая реальность», а по сути, — полноценный кризис — наступил и лечить его придется долго.

Фото: vahtajob.wordpress.com, sdelanounas.ru ,echo.msk.ru, fresher.ru

Альберт Бикбов
Аналитика

Новости партнеров