Новости раздела

«У древних тюрков существует поверье о второстепенной душе»

Из цикла лекций Гали Рахима о фольклоре казанских татар

«У древних тюрков существует поверье о второстепенной душе»
Фото: sibro.ru/ М.П. Чевалков. Древние тюрки. Кезер-таш. 2002, фонды Музея Н.К. Рериха

Как представляли себе душу человека древние тюрки — писатель и ученый Гали Рахим (1892—1943) подробно рассказал в цикле лекций о фольклоре казанских татар, подготовленных в 1920-е годы для студентов Восточно-педагогического института. Доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института истории им. Марджани Лилия Габдрафикова предлагает ознакомиться с фрагментом, посвященным представлениям о душе. Со дня рождения автора этого текста — Рахима — прошло 130 лет.

«Теперь перейдем к тому, как представляют себе душу человека древние тюрки. Язычник-тюрк представляет ее обыкновенно в материальном виде, в виде маленькой бабочки. И сейчас, когда ночью собираются ночные бабочки к свету лампы у татар, убивать их не рекомендуется, ибо существует поверье, что это души умерших, вернувшихся к родному очагу.

На картине, конечно, не татары. Но бабочка — та самая из татарских представлений о душе. Худ. Квентин Массейс. «Богомольцы с бабочкой». Из коллекции ГМИИ РТ.

Есть поверье, что когда человек погружается в летаргический сон, то душа человека в виде бабочки или других насекомых, например мухи, вылетает изо рта и путешествует по различным местам, даже в потустороннем мире, и затем возвращается. У татар и у других тюркских народов бывают люди, серьезно утверждающие, что во время летаргического сна они были в загробном мире, видели там своих умерших знакомых и родных.

Душа человека представляется тюрку-язычнику грозной силой, она может принести человеку громадное зло или же добро.

Потом у древних тюрков существует представление о какой-то второстепенной душе. Это так называемый «кут»

Кут может выскочить, и человек не умрет. У нас, у татар, есть выражение «из меня вышел кут», что употребляется вместо «испугался». Значит, второстепенная душа может оставить человека при испуге, и тогда человек заболеет.

Есть известные обряды, посредством которых дух-кут водворяется обратно в тело.

Во многих тюркских языках «кут» употребляется в смысле «счастье», и у татар есть представления о куте как о счастье. Например, поздравляя, татарин говорит «кутлы булсын» (пусть будет счастлив).

Кутуру по-татарски означает беситься или бесноваться; человек который бесится, он, значит, находится под взбунтовавшимся влиянием «кута». Кут обыкновенно живет в тайниках человеческого тела, и когда больной беснуется, у него «кут» значит приходит в ненормальное состояние. У тюрок из этого корня образуется глагол «куткару» — спасать».

Картина Ахсана Фатхутдинова «Дух камня». 1991. Фото: Елена Сунгатова / art16.ru

«....Вся сохранившаяся мифология казанских татар ограничивается почти исключительно остатками духов, населяющих различные места природы. Так сохранилось поверье в духов воды, духов леса, в духов, живущих близ человеческого жилья, вера в духов своих предков, так сказать, культ предков, который не исключается и новой религией.

Шаманисты верили в бессмертие человеческой души, по крайней мере в то, что она остается жить без телесной оболочки после смерти своего хозяина; этому же нас учат и высшие религии, также утверждающие, что душа бессмертна и может отделяться от тела и жить вне земной оболочки.

Это соответствие между шаманистской верой в душу и верой в душу по высшим религиям является той причиной, ввиду которой культ предков претерпевает лишь маленькие изменения, а именно народ продолжает верить, что душа человека после смерти отделяется от бренной оболочки продолжая жить, и живет она не где-нибудь вдали, а чуть ли не в среде живых людей, во всяком случае она может возвращаться к старому жилищу, входить в сношения с живыми людьми и родственниками.

Все дело заключается в том, что душа, бывшая у шамана второстепенным божеством, при новом мировоззрении народа теряет многие из своих особенностей, превращаясь в большинстве случаев в безвредное существо, все же могущее оказать сильное влияние на жизнь людей».

Гали Рахим, подготовлено Лилией Габдрафиковой
ОбществоИсторияКультура Татарстан

Новости партнеров

комментарии 21

комментарии

  • Анонимно 17 ноя
    "...подготовленных в 1920-е годы для студентов Восточно-педагогического института".

    Интересно, чем этот институт отличался от обычных педагогических?
    Ответить
    Анонимно 17 ноя
    Кажется, учебники в среднеазиатских республиках были наши, а возможно и часть преподавателей.
    Ответить
  • Анонимно 17 ноя
    «Кут» – это не правильно. Вернее будет «кыт». В современном татарском алфавите нет твердой буквы «о» – чтобы правильно написать это слово, небходима твердая буква «о». Так же дело обстоит и со словом «кыш» (зима) к примеру.
    Нет никакой второстепенной души в культуре тюркских народов. Слово «кыт» – это некое подобие духа, а вернее – собирательный образ позитивного состояния души человека. «Потерять кыт» – это значит потерять покой. Недаром – слово «поздравление» звучит по-татарски, как «кытлау», то есть – пожелание покоя, благополучия, стабильности, хорошо настроения и т.д... в общем – позитива)
    Ответить
    Анонимно 17 ноя
    Нравится Ваш комментарий. Не все, что было написано раньше кем-нибудь, истинно, ведь у любого человека - субъективное мнение, исходящее из имеющейся информации и характера.
    Ответить
    Анонимно 17 ноя
    невероятно интересный комментарий! я татарка, но никогда не задумывалась и происхождении этих слов
    Ответить
    Анонимно 19 ноя
    Надо вообще задуматься о странно пишущихся словах татарского языка.
    Ответить
  • Анонимно 17 ноя
    на картине вообще какие-то страшилища, близнецы еще
    Ответить
  • Анонимно 17 ноя
    дух камня на кладбище
    Ответить
  • Анонимно 17 ноя
    очень хорошие, позитивные и обоснованные комментарии. Спасибо авторам
    Ответить
  • Анонимно 17 ноя
    Кут - это вообще переводится как седалище.
    Ответить
  • Анонимно 17 ноя
    А как насчет ырыса?
    Татары пожелали друг-другу - кот и ырыс.
    Ответить
  • Анонимно 17 ноя
    Есть татарский толковый словарь. Там представлены 3 значения татарского слова кот.
    Кот - это все положительное, жизнеобеспечивающее, благообеспечивающее, красообеспечивающее в человеке. В моем понимании это так.
    Ответить
  • Анонимно 17 ноя
    Татары пожелают новобрачным:
    гаилэгезгэ - кот, доньягызга - ырыс, тормышыгызга - ямь, яшэвегезгэ бэрэкэт.
    Приблизительно так, там еще что то есть про тэм, бэхет.
    Ответить
  • Анонимно 17 ноя
    Очень много про татарский кот есть у Мурада Аджи.
    Ответить
  • Анонимно 17 ноя
    Казанские татары – неверный термин. Точнее – волго-уральские татары.
    Ответить
    Анонимно 18 ноя
    Утверждение, что этноним - "татары", абсолютно противоречит логике: какой же это этноним, когда слово "татары" - русское, а вот слово "булгары" - тюркское или еще более древнее.
    "Самоназванием татар Поволжья и Приуралья является "булгары". Какими бы традициями, аргументами, ссылками ни отстаивалось имя "татары" как самоназвание, оно противоречит исторической действительности, сути этноса, вело (и ведет) к искажению подлинной истории ... Оно, навязанное как средство ..., вошло в сознание, стало как бы истинным этнонимом, хотя и поныне нередко оскорбляет мысли, чувства народа."
    (Абрар Каримуллин "Татары: этнос и этноним". - Казань: Татарское кн. изд-во, 1988.- 128 с.) см.стр.118.
    Ответить
    Анонимно 18 ноя
    Татары - самый великий народ в человеческой истории. Татарам 2300 лет. Эдуард Паркер. "Татары. История великого народа".
    Что касается тюрков, они лишь часть татарского народа.
    Ответить
  • Анонимно 17 ноя
    Почему у тюрков?
    Почему не у древних татар?
    Тюрки - только часть татарского народа.
    Ответить
  • Анонимно 17 ноя
    Казанские татары – неверный термин. Точнее – волго-уральские татары.
    Про татарский кот побольше можно узнать у других татарских групп, например, у сибирских, алтайских татар. У волго-уральских татар ислам запрещал древние верования, татары забывали и про еот, и про ырыс, и про ия разных природных объектов, а вот у алтайских татар это в тысяча раз лучше сохранилось
    Ответить
  • Анонимно 17 ноя
    У татар было верования на ия: (дух): йорт иясе, лапас иясе, кое иясе, урман иясе (мискэй), тау иясе, елга иясе, кул иясе чишмэ иясе и т.д.
    Ответить
  • Анонимно 18 ноя
    Новая религия или высшая религия - это ислам? Шаманизм - это язычество. Душа создана Богом и бессмертна.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии