Новости раздела

Татарстанский креативный класс назвали «поколением эпохи Минниханова»

Как дискуссия о гражданском обществе превратилась в обсуждение патриотизма и национальностей

Гражданское общество в Татарстане воспринимается в первую очередь через мирное сосуществование наций и религий. Об этом свидетельствуют выступления политиков и общественных деятелей на конференции «Становление гражданского общества в РТ», которая прошла накануне. О гражданских и политических правах речь общественники почти не ведут, ключевой задачей они называют сохранение единства, а «средний класс» — «поколением эпохи Минниханова». Тем временем, как показывают опросы, общественно активными себя называют лишь 32% населения, но абсолютное большинство из них готовы помогать этому самому обществу лишь… советом.

«Страна советов»

Научно-практическая конференция «Становление гражданского общества в Республике Татарстан» была приурочена к 10-летию Общественной палаты РТ и проходила в здании ИЭУП, который, напомним, аккредитация которого была временно приостановлена. Помимо самих членов палаты, на нее съехались представители татарстанского парламента, чиновники и другие государственные деятели. Как доложил председатель общественной палаты РТ Анатолий Фомин, в Татарстане зарегистрировано более 400 социально ориентированных общественных организаций (СОНКО), из которых около 150 плотно сотрудничают с Общественной палатой. По данным Татарстанстата, в их деятельность так или иначе вовлечены 1,2 млн человек. В 38 муниципальных районах Татарстана реализованы социальные проекты на 60 млн рублей.

Член Общественной палаты, социолог Андрей Тузиков добавил, что для четверти сограждан общая цель, которая объединяла бы общество, значит больше благополучия своей семьи. А для половины населения важно быть полезными стране или обществу, а не просто жить в свое удовольствие. При этом опыт взаимодействия с НКО имели всего 8-10% граждан. По его данным, выше всего респонденты оценили работу организаций по защите прав граждан и экологическим проблемам, а наиболее низко — НКО в сфере медицины и по благоустройству жилья и дорог.

32% граждан, по исследованиям Тузикова, уже принимали участие в деятельности различных инициативных групп. Среди видов активности лидируют благотворительные акции, более трети опрошенных заявляют о своем участии в местном самоуправлении и 62% «активистов» готовы продолжать заниматься общественной деятельностью в будущем. «А что именно люди готовы делать безвозмездно для своих сограждан? Среди таких видов лидирует помощь вещами, продуктами, помощь в домашних делах, деньгами. Но абсолютным лидером является помощь советом, психологическая поддержка. Наименее характерна для наших граждан помощь в решениях вопросов с официальными учреждениями», — заявил он. Выходит, что деятельность большинства людей, называющих себя общественно активными, сводится лишь к рассуждениям и советам и не подразумевает конкретных действий.

При этом он отметил, что эффективность этой работы снижается из-за недостаточной информированности общества об этом. «Не столь важно, что и как делается, гораздо важнее, кто как об этом напишет и расскажет по телевизору», — признает он. Фомин также напомнил, что по предложению президента Татарстана Рустама Минниханова Госсовет рассматривает возможность наделения Общественной палаты правом законодательной инициативы. Для этого нужно внести поправки в Конституцию РТ, и, по словам Фомина, «работа ведется».

Креативный средний класс — «поколение эпохи Минниханова»

Профессор КазГИК, ректор Института культуры мира (ЮНЕСКО) Энгель Тагиров напомнил, что в 90-е годы Татарстан рвался к роли лидера прогресса. Он считает, что татарстанская модель развития гражданского общества в первую очередь отличается толерантностью и межконфессиональным согласием, диалогом. «Эти ценности имеют происхождение европейское. Но европейская толерантность — категория политическая и идеологическая, а толерантность татарстанского происхождения — этногенетическая, ментальная ценность, которая базируется на 2000-летней истории опыта содружества», — считает он.

Еще одной главной чертой татарстанского общества он назвал креативный средний класс. «Это новое поколение. Речь не о среднем классе вообще, который был во все времена, в том числе и в древности, и в советское время, и так далее. Но сегодняшнее поколение — особый класс», — считает Тагиров. По его словам, если в начале 2000-х это был 1% от гражданского населения республики, то сейчас это 20%. «Это поколение не битое, не задавленное, а находящееся на пике взлета — национального, политического и экономического. Это поколение, для которого характерен высокий образовательный статус — 95% имеют высшее образование, — знание минимум одного иностранного языка, которое дружит с интернетом и является душой и сердцем сетевого сообщества, которому характерны вояжи за границу», — описал он. «И это поколение называется «поколением эпохи Минниханова», — торжественно объявил ученый, чем вызвал смех в зале и удивление самого Рустама Минниханова. Услышать про поколение имени себя он явно не ожидал.

Тем не менее термин быстро подхватили все участники конференции. Так, член Общественной палаты Крыма Николай Съедин заявил, что именно Татарстан первым помог Крыму во время блэкаута, направив горюче-смазочные материалы. «Нам тоже хочется свое «поколение Минниханова». Я не знаю, как, но…» — жалобно сказал он, вызвав одобрительный смех в зале.

Оскорбление религиозных и патриотических чувств предлагают внести в список отягчающих обстоятельств

«Динамика роста так называемого «поколения Минниханова» — это императив нашего развития», — перенес дискуссию в федеральную плоскость председатель комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин, тут же переключившись на, по его мнению, глобальные проблемы российского общества. «Мы находимся в самом фокусе урагана, который меняет место России в мире», — заявил он, добавив, что России необходимо «отгрызать» свое место в мире. Одновременно он раскритиковал систему, по которой функционируют институты гражданского общества, считая их неэффективными. При этом само определение гражданскому обществу он дает весьма туманное: «Это общество, которым люди себе его представляют, <...> страж, который должен бить в колокола, когда общественные интересы нарушаются». А такие основные элементы гражданского общества, прописанные в Конституции России, как справедливый суд и право собственности, Дискин и вовсе назвал «либеральной мантрой» и «прикрытием для смены режима».

По его мнению, общественный контроль работает плохо, потому что нет механизма ответственности общества. «Все общественные советы рассматривали федеральные бюджетные программы. Глава счетной палаты говорит, что ни одна из них не соответствует своим требованиям. И сколько общественных советов дали отрицательное заключение? Ни одного! Какое же это гражданское общество, если не хватает принципиальности? Иметь в качестве инструмента распределения 85% бюджета механизм, который является фикцией, — мы этого себе позволить не можем», — привел он пример.

В качестве необходимых мер он назвал усиление социализирующей роли искусства, семьи, а также патриотического воспитания в школах. Патриотизм, социальную справедливость и ответственность он в целом считает основополагающими принципами, по которым живет российское общество, у которого, конечно, «есть особый путь». Напомним, что именно Дискин был одним из авторов скандальных поправок в КоАП РФ о том, чтобы внести оскорбление религиозных и патриотических чувств в список отягчающих обстоятельств.

При этом спикер пришел к парадоксальному выводу, что развивать общественные отношения нужно через усиление системы надзора за ними. «Необходим общественный аудит всей системы экономических и социальных институтов, в том числе общественный контроль общественного контроля. Необходимо спрашивать с институтов, чьи именно интересы они отстаивают», — заявил он, не пояснив, кто же при этом должен контролировать непосредственно общественную палату.

«В стране немало горячих голов и сторонников простых решений»

Президент Татарстана Рустам Минниханов добавил, что общественность должна участвовать в принятии решений как на муниципальном, так и на ведомственном уровне. Для этого можно использовать общественные советы министерств, ведомств и районов Татарстана (в РТ создано 43 общественных совета на территории муниципалитетов и 30 — в министерствах и ведомствах). Важным каналом влияния на общество стали и социальные сети, признал он. Напомним, что президент и сам является активным пользователем Instagram, а недавно завел страницу «ВКонтакте».

«Деликатного подхода требуют вопросы сохранения и развития культур и языков России. Мы неоднократно об этом говорили, каждый раз с той или иной стороны появляются движения, которые не учитывают тот фактор, который есть на местах», — отметил Минниханов. Напомним, что на федеральном уровне меняется законодательство об изучении языков в школах; теперь оно предполагает увеличение часов русского языка и, как следствие, сокращение времени изучения национальных языков. Кроме того, лидер ЛДПР Владимир Жириновский и вовсе называл изучение национальных языков в республике ненужным. «К сожалению, в стране немало горячих голов и сторонников простых решений. Общественность и гражданские институты должны быть на страже наших ценностных ориентиров», — продолжил Минниханов. В заключение он пообещал рассмотреть вопрос предоставления Общественной палате РТ нового помещения.

Дина Валиуллина, фото prav.tatar.ru

Новости партнеров