Фонд Чулпан Хаматовой: «Мы будем вынуждены писать, что мы – иностранный агент»
Законодательные инициативы могут поставить крест на деятельности благотворительных фондов
В Госдуму недавно внесли законопроект, уточняющий понятие «политическая деятельность» в законе «Об иностранных агентах». Расширенная трактовка этого термина, по мнению экспертов, может привести ко многим неприятным последствиям для благотворительных организаций, вплоть до их ликвидации. О подводных камнях такой законодательной инициативы в интервью корреспонденту «Реального времени» рассказала Екатерина Чистякова, директор благотворительного фонда «Подари жизнь», учрежденного Чулпан Хаматовой и Диной Корзун.
— Насколько нужен такой законопроект сегодня? В чем его сильные и слабые стороны?
— На наш взгляд, этот законопроект нуждается в серьезной доработке, так как данное им определение политической деятельности неоправданно размыто и включает в себя практически любые виды общественной активности. Принятие проекта закона сделает неизбежным внесение благотворительных фондов, в том числе фонда «Подари жизнь», в реестр организаций, исполняющих функции иностранных агентов. Ведь наш фонд получает деньги из-за рубежа: многие бывшие соотечественники иногда перечисляют деньги на лечение российских детей. Да и некоторые граждане России по разным причинам имеют заграничные счета и с них переводят нам деньги.
Более того, «иностранным агентом» наш фонд может сделать любой российский гражданин, переводящий нам деньги в российской валюте, если у этого самого гражданина есть доходы из иностранных источников.
«Принятие проекта закона сделает неизбежным внесение благотворительных фондов, в том числе фонда «Подари жизнь», в реестр организаций, исполняющих функции иностранных агентов. Ведь наш фонд получает деньги из-за рубежа: многие бывшие соотечественники иногда перечисляют деньги на лечение российских детей». Фото diets.ru
Фонд «Подари жизнь» участвовал в организации и проведении акций, направленных на то, чтобы, во-первых, внести в законодательство понятия орфанных лекарств и орфанных заболеваний. Во-вторых, создать в законодательстве процедуру ввоза незарегистрированных лекарств по индивидуальным жизненным показаниям. В-третьих, отменить налоги с получателей благотворительной помощи и отменить налоги при ввозе лекарств для пациентов и донорского костного мозга. И, наконец, добиться выделения квот на высокотехнологичную медицинскую помощь для детей, больных раком.
Фонд проводил все свои акции в виде сбора подписей под открытыми письмами, публикаций в СМИ и пресс-конференций. Получается, что нашу активность, наше взаимодействие с государством действительно можно назвать «политической деятельностью».
— Екатерина, чем грозит данная инициатива для вашего фонда?
— Если наш фонд будет признан иностранным агентом, мы будем вынуждены писать, что мы – иностранный агент, в любых публичных материалах. Об этом же должны сообщать наши сотрудники, учредители и члены попечительского совета в любом интервью. В газетных объявлениях, в сюжетах на телеканалах, с помощью которых мы собираем деньги на лечение наших детей, мы также должны будем сообщать о своем статусе иностранного агента. Это может вызвать непонимание и отпугнуть людей, но это можно пережить.
Гораздо хуже, что, согласно новому законопроекту, НКО, выполняющие функции иностранного агента, должны раз в полгода предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности; ежеквартально – документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных из иностранных источников; ежегодно – аудиторское заключение. Естественно, мы не против отчетов – мы ежемесячно публикуем их на нашем сайте, мы ежегодно отправляем в министерство юстиции подробнейшей отчет о нашей деятельности, а также ежегодно за свой счет проходим аудиторскую проверку. Кроме того, мы также отчитываемся перед налоговой инспекцией.
«Мы очень хорошо знаем, насколько жестко благотворительные фонды контролируются государством. Но авторам законопроекта, а также депутатам, давшим на него положительное заключение, этого мало. Они требуют еще более пристального и более частого контроля». Фото ridus.ru
На собственном опыте мы очень хорошо знаем, насколько жестко благотворительные фонды контролируются государством. Но авторам законопроекта, а также депутатам, давшим на него положительное заключение, этого мало. Они требуют еще более пристального и более частого контроля и плюс к этому еще и раздельного учета по российским и иностранным денежным поступлениям. А ведь все это – время и силы наших сотрудников и дополнительные деньги на зарплату бухгалтерии.
— Собираетесь ли вы вместе с руководителями других благотворительных организаций писать коллективное письмо, предпринимать иные совместные действия?
— Да, конечно мы готовим обращение с просьбой не принимать законопроект в такой редакции.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
«Подари жизнь» – негосударственный благотворительный фонд для помощи детям с онкологическими, гематологическими и другими тяжелыми заболеваниями.
- Учредителями являются актрисы Чулпан Хаматова и Дина Корзун.
- Фонд помогает детям из 7 медицинских учреждений: Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева, Российской детской клинической больницы, Российского научного центра рентгенорадиологии, Московского областного клинического диспансера, НИИ нейрохирургии им. акад. Н. Н. Бурденко РАМН, Морозовской детской городской клинической больницы и Московской городской больницы им. Боткина.
- В 2012 году учредители фонда были удостоены Специального приза «За гуманизм» Совета российской академии кинематографических искусств «Ника».