Новости раздела

От какого «Наследия» мы не отказываемся

Кажется, все лежало на поверхности — подойди и возьми, но нет! Почему в Татарстане до сих пор не было фестиваля татарской классической музыки, объяснить трудно, но его, тем не менее, не было. До вчерашнего дня. Ситуация исправилась накануне, когда в ГБКЗ РТ им. С. Сайдашева прошел первый концерт нового феста — «Мираса» им. Назиба Жиганова. На концерте побывали корреспонденты «Реального времени».

Информационный прорыв

Инициатором проведения фестиваля «Мирас», что переводится как «Наследие», стал главный дирижер и художественный руководитель ГСО РТ Александр Сладковский. «Мирас» по праву получил имя выдающегося татарского композитора, вклад которого в развитие и продвижение татарской музыки бесценен, Назиба Гаязовича Жиганова. Фигуры неоднозначной, сложной, но оказавшей на татарскую музыку, пожалуй, самое большое влияние.

И дело не только в собственно композиторском творчестве Назиба Жиганова, но и в его деятельном участии в становлении оперного театра в Казани, в создании консерватории, Союза композитров РТ, которые он много лет возглавлял, школы-десятилетки при консерватории, в организации в столице Татарстана симфонического оркестра. Того самого ГСО, что сейчас целенаправлено трудится над сохранением татарской классической музыки и внедрением ее в европейское музыкальное пространство.

Арт-директором фестиваля «Мирас» стал профессор Казанской государственной консерватории Вадим Дулат-Алеев — одна из самых примечательных фигур на небосклоне татарстанских теоретиков музыки. Дулат-Алеев мало того, что энциклопедически образован — он еще и артистичен безмерно. В чем смогли убедиться бывшие вчера на концерте.

Что до главного дирижера и художественного руководителя ГСО РТ, то все пять с половиной лет его работы в оркестре, он целенаправленно работает в направлении продвижения музыки татарстанских композиторов, начиная с исполнения сочинений наших авторов и заканчивая записью их сочинений. Самый свежий пример — менее месяца назад Александр Сладковский представил в Монте-Карло музыку молодого татарстанского композитора Эльмира Низамова, который в этом сезоне является композитором-резидентом ГСО РТ.

На предваряющей концерт пресс-конференции Вадим Дулат-Алеев отметил, что эффект от проведения «Мираса» будет немалый. Самое главное — это информационный прорыв. Очень многие знают о сочинениях того или иного композитора, но никогда их не слышали, они не исполняются, потому что «имеют статус музейный». Теперь, с появлением феста, ситуация изменится.

Еще один плюс — у татарстанских композиторов появится стимул писать новые сочинения, ведь если произведение соответствует определенному уровню, оно вполне реально может быть исполнено на «Мирасе». Кроме этого, произведения, даже те, что исполнялись ранее и имеются их записи, получат новое, намного более качественное звучание.

Три вечера нашей музыки

Первый фестиваль татарской музыки «Мирас» им.Назиба Жиганова состоит из трех концертов. Кроме вчерашнего, в рамках «Мираса» концерты пройдут 6 и 8 февраля. И если во время первого фестивального концерта за дирижерским пультом стоял Александр Сладковский, то дальше маэстро сменят коллеги — казанец, руководитель камерного оркестра «Ла Примавера» Рустем Абязов и москвич, дирижер театра «Новая опера» Василий Валитов.

Прозвучат сочинения композиторов-классиков Загитуллы Яруллина, Рустема Яхина, Салиха Сайдашева, Алмаза Монасыпова, а также представителей другого поколения — Рашида Калимуллина, Леонида Любовского, Резеды Ахияровой, Шамиля Шарифуллина. Кстати, 6 февраля солировать будет замечательный пианист, которого, к сожалению, не часто слышат земляки-казанцы, — Рэм Урасин.

Ну а вчерашний концерт по праву был отдан музыкальному наследию самого Назиба Жиганова, который словно присутствовал в зале и улыбался публике с экранов возле сцены, где шли кадры кинохроники. «Убежден, что новому проекту суждена долгая жизнь, он станет одной из визитных карточек современного Татарстана», — отметил в приветственном письме участникам и слушателям фестиваля «Мирас» президент РТ Рустам Минниханов.

…«Пятая симфония Назиба Жиганова — первое исполнение в двадцать первом веке», — объявил Вадим Дулат-Алеев, и первый концерт нового фестиваля начался. Был некий символ в том, что фестиваль начался именно с жигановской симфонии, ведь самую первую симфонию в татарстанской музыке написал именно он. Перефразируя известное выражение можно сказать, что из симфонии Жиганова вышел затем весь татарстанский симфонизм.

Александр Сладковский трактует Пятую симфонию как произведение романтически-философское, душа лирического героя сочинения проходит испытания, проходит некое становление, чтобы прийти к приоритету духовного, чтобы понять: дольний мир, дарованный человеку Всевышним, прекрасен, и жизнь — это бесценная награда.

Второе отделение вчерашнего концерта продолжило философскую линию музыки Назиба Жиганова. В нем были исполнены увертюра «Нафиса» и сюита на татарские темы. И опять национальные традиции переплавлялись с европейским музыкальным мышлением, трепетное отношение к фольклору не мешало возникновению современных ритмов середины прошлого века, когда страна вновь, оправившись от войны, начала жить с лозунгом «Время, вперед!», давая людям надежду на лучшее будущее.

И пусть надежда эта, по большому счету, оказалась эфемерной, романтизм того времени, эта яростная вера в счастье, заслуживают уважения. Дирижер очень точно уловил эту струю, и публике было представлено новое прочтение знакомых сочинений, когда из нашего времени мы смотрим туда, в те года, в которые Жиганов переживал один из своих творческих взлетов. Когда впереди у него еще была длинная-длинная жизнь в музыке и ради музыки. Явный реалист по типу мышления оказался романтиком по типу творчества. Это парадокс, но у больших талантов так бывает.

Татьяна Мамаева, фото vk.com/tatarstan_symphony

Новости партнеров