Новости раздела

Рустам Минниханов поставил на вид татарстанским чиновникам «невидимые» школьные автобусы

Президент Татарстана Рустам Минниханов отчитал руководителей нескольких министерств и ведомств за то, что не все школьные автобусы используют систему слежения ГЛОНАСС, вопреки указанию правительства. Есть районы, где автобусные парки недоступны системе вообще. Про то, кто виноват, почему в Казани растет число ДТП и почему школьники были вынуждены ходить в школу пешком через кладбище — в материале «Реального времени».

Казань не ремонтирует дороги на муниципальные деньги

Проблеме безопасности дорожного движения в республике была посвящена отдельная коллегия МВД по РТ, совмещенная с заседанием кабмина Татарстана. При том, что в целом показатель аварийности в Татарстане снижается, как и количество смертей в ДПТ, есть ряд затяжных проблем, которые, по словам министра внутренних дел РТ Артема Хохорина, связаны с бездействием чиновников и игнорированием ранее поставленных задач. Так, в каждом третьем ДТП выявляются недостатки содержания дорожной сети — количество таких ДТП выросло в 1,5 раза. Из 45 муниципалитетов рост числа ДТП произошел в девяти районах и в Казани. При этом значительно возросло количество погибших в ДТП по вине пешеходов и по вине нетрезвых водителей, сообщил Хохорин, по традиции избегая называть точные цифры.

Большая часть полномочий по обеспечению безопасности на дорогах лежит на плечах муниципалитетов, подчеркнул Хохорин. Федеральная целевая программа на 2013-2020 годы выделяет 4 обязательных мероприятия: модернизация световых объектов, нерегулируемых переходов, строительство наземных пешеходных переходов и ограждений. На эти цели половину суммы выделяет муниципалитет, а вторая половина софинансируется из республиканского бюджета.

«Есть, кто закладывает финансирование в минимальном объеме: в программах Атнинского, Мензелинского, Муслюмовского и Тюлячинского районов такие мероприятия просто отсутствуют. А у некоторых лишь формально они включены в план, но деньги не заложены. В Казани республиканский бюджет ежегодно закладывает средства в программу безопасности дорожного движения, а из муниципального траты предполагаются минимальные или вовсе не закладываются. Поэтому зачастую в авральном режиме приходится изыскивать финансы на необходимые мероприятия, такой подход привел к тому, что растет число ДТП, связанных с недостатками дорожной сети. По Казани надо принимать принципиальное решение, за счет каких средств идет финансирование, и больше этот вопрос не поднимать», — доложил глава татарстанского МВД. Кроме того, по его словам, дело осложняется тем, что минтранс Татарстана выполняет только 60% предложений МВД по улучшению дорог.

«Беспомощные» министр образования и главы районов

Каждый десятый школьный автобус недоступен в системе мониторинга ГЛОНАСС. В качестве причин Хохорин назвал неисправности навигационного оборудования, несвоевременную оплату услуг связи и др. «Для примера, с 1 по 8 декабря в Высокогорском районе были недоступны 15 из 19 автобусов, в Мамадышском — 17 из 23, в Менделеевском — все 5. У минобразования и муниципалитетов есть возможность получать оперативную информацию об автобусах, но оперативной реакции с их стороны не видно. Мы эту проблему обсуждали год назад, однако воз и ныне там: вопрос оплаты не решен, услуги связи не налажены», — констатировал министр.

«Что за бардак?.. У нас каждый школьный транспорт должен быть подконтролен. Кто виноват в этом?», — прервал доклад президент Татарстана Рустам Минниханов.

«Мы начали мониторить, еженедельно мой зам докладывал, мы писали письма в районы, но таким образом не могли решить. Из 45 районов в 26 автобусы обслуживаются специализированными предприятиями, у них есть договоры со специальными предприятиями, которые обслуживают эти трекеры, по ним проблем нет. Но еще 12 сейчас переводят, а так мы не смогли этим вопросом управлять», — попытался ответить министр образования Татарстана Энгель Фаттахов.

«Куда прокурор смотрит? Я был уверен, что у нас каждый автобус подконтролен, вообще разговоров не может быть. Почему вы меня не информировали? Дайте поручение, пусть займутся этим вопросом», — обратился Минниханов к Ильдусу Нафикову. Прокурор встал с места, но ответа не последовало.

Министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов пояснил, что те 648 автобусов, которые были закуплены в рамках госпрограммы, работают в ГЛОНАССе, но проблема в тех, которые муниципалитеты закупили позже и за работой которых следят сами. «Поэтому у нас предложение из 2 частей: централизовать оплату за услуги связи, а мониторинг у нас в системе обеспечивается, как и раньше…», — начал пояснять Шайхутдинов, но Минниханов его прервал.

«Мы же за каждый школьный автобус платим в системе, Радик Рауфович (Гайзатуллин — министр финансов РТ — прим. ред.)? Я помню, была договоренность, что если он на маршруте не находится, то денег ему не платим. Казначейство куда смотрит, если у них передвижений по автобусам нет, куда они оплачивают деньги?», — продолжал недоумевать президент.

Выяснилось, что деньги за оплату автобусов распределяются муниципалитетами и, по всей видимости, не всегда сопровождаются работой системы. В результате — правительство платит за автобусы, при этом не зная, вышел ли он на рейс, и не видя его точного маршрута. «Ильдар Шафкатович (Халиков, премьер-министр РТ — прим. ред.), бардак! Беспомощные люди, вице-премьер, министр образования, Роман (Шайхутдинов — прим. ред.)? Что вы позоритесь, что вы сидите, на работу ходите, если даже это не можете организовать?», — негодовал Минниханов.

Хохорин добавил, что нет нормального регламента действий, если автобус пропадает со связи, а процесс подключения к системе автобусов для перевозки детей в учреждения допобразования и вовсе не завершен, неподключенными осталось 66 машин. По мнению главы республики, в первую очередь это недоработка министра образования и глав администраций.

В школу — пешком через лес и кладбище

Также Хохорин напомнил о том, что остается 230 км грунтовых дорог, по которым осуществляется проезд учащихся, из них 190 — в муниципальном ведении. И часто муниципалитеты не устраняют предписания по безопасности дорог, по которым ходят школьные автобусы, что ведет к приостановке их движения. «Недавно из-за игнорирования подобного предписания были приостановлены 2 маршрута из поселка Большие Дербышки, дети должны были ходить в школу пешком через лес и вдоль кладбища в темное время суток, в итоге — жалобы от родителей, собрания, акции протеста. Нам пришлось вмешаться, и только после этого пошли авральные работы. Можно было обойтись и без нервотрепки», — рассказал он.

Всего, по данным Хохорина, в исполнении сейчас находятся более 2,2 млн постановлений о штрафах за нарушение ПДД, из них 1,7 млн просрочены и подлежат принудительному исполнению. Вопреки данным казначейства о 90-процентной взыскиваемости штрафов, в реальности эта цифра — 77,3%, а за езду в нетрезвом виде — и вовсе не более 40%.

Данные министра транспорта и дорожного хозяйства Ленара Сафина оказались чуть более позитивными: за 2014 год цифра по ДТП на дорогах общего пользования снизилась почти на 8%. Итогов по уходящему году он не озвучил. По его словам, 87% ДТП происходит по вине водителей: 15% — нарушение скорости, 25% — нарушения правил проезда перекрестков. При этом люди активнее фиксируют эти нарушения и сообщают о них властям: на сегодняшний момент на сервис «Народный инспектор» поступило более 40 тыс. обращений.

«Мы им зарплаты не платим, машины не покупаем…», — оценил экономическую пользу от «народных инспекторов» Халиков.

«Некоторым не нравится, но это общественное порицание во многом нас приводит в чувство, мы определяем те грани, за которые нам нельзя выходить. Каждое ДТП, даже без жертв, это материальные и моральные последствия. Если кто-то побывал в аварии, никому не пожелает. Я имел такую честь, еле выжили мы», — рассказал Минниханов.

Подводя итоги, он поручил до конца года решить проблему школьных автобусов и дорог, по которым они двигаются, а также призвал глав районов наконец озаботиться созданием условий для безопасной езды. «Мы в 2 раза имеем больше смертности, чем в целом по Европе. Нам еще работать и работать. И культура вождения, и вопросы безопасности — без муниципалитетов это не получится. На другие же цели вы свои доходы направляете, деньги находите… Современный автомобиль быстрее, чем кукурузник. И требования должны быть, как в авиации. У пьяниц вообще сразу надо права отбирать и вообще никогда не выдавать», — заявил он.

Дина Валиуллина, фото prav.tatar.ru

Новости партнеров