Новости раздела

Марат Ахметов: «У многих родителей нет духовной потребности в изучении родного языка»

Марат Ахметов: «У многих родителей нет духовной потребности в изучении родного языка»
Фото: Роман Хасаев

Бурная дискуссия вокруг обучения татарскому языку развернулась накануне вечером в Госсовете Татарстана. Депутаты обсуждали перспективы развития полилингвального образования в республике, задавались вопросом о том, как измерить эффективность новых образовательных комплексов «Адымнар», а также рассматривали идею создания в Татарстане ассоциации ведущих школ. Подробности — в материале «Реального времени».

Две траектории обучения

До 2024 года в Татарстане будет развернута целая сеть полилингвальных образовательных комплексов «Адымнар». Первые подобные школы открылись в Казани и Елабуге в сентябре этого года.

Казанский полилингвальный комплекс «Адымнар — путь к знаниям и согласию» рассчитан на 2 504 ученика, он создан на базе школы №165. После полной реконструкции здание передано начальной школе на 480 учеников. В состав комплекса входят новая билингвальная школа на 800 обучающихся, полилингвальная школа на 1 224 учащихся, интернат, а также загородный центр дополнительного образования.

В свою очередь, проектная мощность «Адымнар — Алабуга» Елабужского муниципального района рассчитана на 1 224 места. Как рассказал в ходе заседания парламентского комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам глава республиканского Минобрнауки Ильсур Хадиуллин, в перспективе такие комплексы появятся в Альметьевске, Набережных Челнах и Нижнекамске.

Накануне депутаты Госсовета РТ обсуждали перспективы развития полилингвального образования в республике. Фото: tatarstan.ru

— Основной посыл полилингвального обучения — это паритетное обучение на нескольких языках, приобщение детей средствами изучаемых языков к культурному богатству многонационального народа России, знакомство детей с достижениями мировой культуры, воспитание их в духе толерантности и межнационального согласия, — рассказал Хадиуллин. — Учитывая реально сложную ситуацию в языковом многообразии и уровне владения языками, в полилингвальных образовательных комплексах предлагается на выбор две траектории обучения.

Первая траектория — полилингвальная. Она включает в себя углубленное изучение татарского, русского и английского языков и преподавание предметов на этих языках. Концепция ориентирована на детей, имеющих компетенцию в татарском языке на момент поступления в школу.

Вторая траектория — билингвальная. В данном случае речь идет об обязательном изучении татарского как государственного языка республики, углубленном изучении английского и преподавании на трех языках. Данная концепция рассчитана на детей, не имеющих глубоких знаний по татарскому при поступлении в школу.

— Важно развивать сотрудничество школы и семьи, поэтому в комплексах будет развиваться принцип родительской сопричастности. Также большое внимание будет уделяться внеурочной деятельности, плюс будут работать загородные центры дополнительного образования — это круглогодично работающая база, которая позволит организовать летний отдых, профильные языковые смены, подготовку к олимпиадам и языковую социализацию детей, — отчитался министр.

Как рассказал Ильсур Хадиуллин, в перспективе комплексы «Адымнар» появятся в Альметьевске, Набережных Челнах и Нижнекамске. Фото: evening-kazan.ru

«С позиции обывателя, каждая школа — полилингвальная»

Выступившего с докладом министра тут же забросал вопросами ректор КФУ Ильшат Гафуров. Его интересовало то, как измерить эффективность подобных комплексов и достижение поставленных целей.

— Если посмотреть со стороны, то, с позиции обывателя, каждая школа — полилингвальная. У нас есть возможность изучать родной язык и один из иностранных. Другое дело — специальные школы, в которые вложен огромный капитал, в том числе человеческий, — заявил Гафуров.

Как объяснил директор казанского полилингвального комплекса «Адымнар — путь к знаниям и согласию» Айдар Шамсутдинов, госзадание ставит перед школами нового типа «на порядок более высокие задачи», нежели перед обычными образовательными учреждениями. Речь об итогах ОГЭ, ЕГЭ, количестве призеров олимпиад, общей успеваемости и других показателях.

— Можно ли говорить, что речь о превышении показателей в десятки раз? Смогут ли ученики осваивать физику на 100% на английском языке или же историю — на татарском? Вы назвали показатели, которые предъявляются и к другим школам, — заметил ректор КФУ.

— Дети, которые изучают татарский как государственный, выходят на уровень В1. Дети, которые изучают татарский как родной, выходят на уровень С1. На протяжении всех лет обучения идет диагностика достижения уровня языкового знания. Каждый выпускник должен знать язык на уровне функционального владения, — пояснил в ответ Шамсутдинов.

Как объяснил директор казанского полилингвального комплекса «Адымнар — путь к знаниям и согласию» Айдар Шамсутдинов, госзадание ставит перед школами нового типа «на порядок более высокие задачи», нежели перед обычными образовательными учреждениями. Фото: tatarstan.ru

Удовлетворившись ответом, Ильшат Гафуров отметил, что «школы в Казани и Елабуге — это разный уровень подготовленности и преподавательского состава». В продолжение своей мысли спикер предложил создать ассоциацию школ «Адымнар», в которую также войдут гимназии при вузах, чтобы «все вопросы обсуждались в кругу однотипных школ».

Министр образования республики счел эту идею достойной реализации. В свою очередь, заместитель председателя Госсовета Татарстана Татьяна Ларионова заявила, что «всецело поддерживает идею об ассоциации ведущих школ».

«Сегодня преподают 3,5 тысячи учителей татарского, а раньше их было более 5 тысяч»

В ходе заседания министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин также поднял кадровый вопрос.

— Более 400 учителей уже прошли курсы повышения квалификации на базе наших вузов. Помимо этого, 617 студентов сейчас обучаются в КФУ и в елабужском филиале. Из них 237 будущих педагогов готовятся для работы в би- и полилингвальной среде. Также идет работа с «целевиками» среди выпускников 11-х классов. Кстати, напомню о том, что в республике действует стипендиальная поддержка: в течение 5 лет обучения, при успешной сдаче экзаменов, «целевики», идущие затем в школы, ежемесячно получают 15 тыс. рублей, — рассказал Ильсур Хадиуллин.

Выступление, касающееся подготовки кадров, нашло отклик у председателя Комиссии по сохранению татарского языка и заместителя председателя парламента РТ Марата Ахметова.

— Отношение должно быть серьезным. У многих родителей нет духовной потребности в изучении родного языка. Нам нужно сделать так, чтобы учителя были ответственными в этом направлении. Надо выбирать только лучших преподавателей. В этом случае отношение к татарскому языку будет совсем другим, — высказался Ахметов.

Выступление, касающееся подготовки кадров, нашло отклик у председателя Комиссии по сохранению татарского языка и заместителя председателя парламента РТ Марата Ахметова. Фото: tatarstan.ru

Министр образования поддержал эту идею, заявив, что «проблема действительно очень серьезная».

— Сегодня 3 490 учителей татарского преподают в школах. Раньше их было более 5 тысяч. Среди них есть учителя, которые любят свой язык, любят свой народ и ответственно относятся к работе. Учителя должны быть именно такими. Учебник может быть хорошим, но если преподаватель не доведет предмет до нужной степени, результата не будет, — заключил Ильсур Хадиуллин.

Лина Саримова
ОбществоВластьОбразование Татарстан Ахметов Марат ГотовичГосударственный Совет РТЛарионова Татьяна ПетровнаГафуров Ильшат РафкатовичХадиуллин Ильсур Гараевич

Новости партнеров

комментарии 35

комментарии

  • Анонимно 15 дек
    Ну на конец то осознал, господин Ахметов!
    Ответить
  • Анонимно 15 дек
    А людей спрашивали нужно ли им это красивое слово "полилингвальность"? Какой язык хочет изучать та или инай семья для своего ребёнка. Не все же хотят "консервировать" себя в одном регионе. Поймите, уважаемые проталкиватели обязаловки для татарского, что вы можете людям испортить жизнь, ограничив уровень изучения русского языка, а страна может от недостаточной интуитивной восприимчивости к языку потерять ценный кадр для всех нас, просто от того, что человек становится непрезентабельным в общении. Это очень тонкий лёд на судьбах людей.
    Ответить
    Анонимно 15 дек
    03:54

    Письмо кириллица, язык вроде бы русский. "А людей спрашивали... Это очень тонкий лёд на судьбах людей", - пишите уж тогда и мысль свою формулируйте грамотно, пропагандист великАго и мАгучего. Такое ощущение, что вы в школе уроки русского языка и литературы пропускали периодически...
    Ответить
    Анонимно 15 дек
    это по какому языке написано?
    Ответить
    Анонимно 15 дек
    Для 07:04
    А что у него не грамотно написано? Всё предельно чётко и понятно.
    Ответить
    Анонимно 24 дек
    "два сапога пара", т.е. у вас одинаковый уровень знаний и менталитета. Поэтому вам ВСЁ понятно.
    Например: "зэкам" тоже свой сленг и набор слов очень понятен в своем кругу.
    Ответить
  • Анонимно 15 дек
    03.54 достали вы уже со своим русским.Сами учите, свои русский, а не надо писать от имени татар.Мои дети знают и русского и ТАТАРского и английского чуть чуть. не все же уедут из ТАТАРстана. а наоборотсо всех регионов России едут жить и учиться в Татарстан.. Кроме русского языка все предмпты должны быть на родных языках народов РФ. А русская литеоатура добровольно.Зачем не русских насильно заставлять учить чужую литературу.Надо будет интернет откроем прочитаем.Дамир.
    Ответить
    Анонимно 15 дек
    08.10 а вы со своим татарским уже достали!!!
    Ответить
    Анонимно 15 дек
    если "не русские" - не граждане РФ, то могут вернуться на свою историческую родину
    Если - граждане РФ, то могут также вернуться на свою историческую родину, и там помалкивать в тряпочку.
    Потому что все граждане РФ должны знать государственный язык, если хотят иметь полноценную и хорошо оплачиваемую работу.
    Ответить
    Анонимно 17 дек
    Физика и химия не имеют смысла на татарском, тем более что и разрешенных учебников на татарском нет.
    Ответить
  • Анонимно 15 дек
    "Первая траектория — полилингвальная. Она включает в себя углубленное изучение татарского
    Вторая траектория — билингвальная. В данном случае речь идет об обязательном изучении татарского..." Т.е. куда не посмотри опять проталкивают обязаловку по татарскому!!! А рядом с этими, так называемыми, полилингвальными школами есть школы где татарский по желанию???
    Ответить
    Анонимно 15 дек
    есть
    но он там обязателен к изучению
    Ответить
  • Анонимно 15 дек
    Хочешь разделить народа, дай им разные языки, это история еще в библии прописана, и после ей активно пользовались.
    Ответить
    Анонимно 15 дек
    Именно!
    Ответить
  • Анонимно 15 дек
    не нравиться дома кчите своих детей. Как госязык страны русского языка всем 4 часа в неделю.и все точка. руслитературу пусть учать русскоязычные . мне и моим детям они не нужны. если надо откроем интернет прочитаем. А то понаехали ипищать против татар и татарскооо ящыка .Ничего было отдать своих детей в эту школу.Русскоязычных школ в городе полно. Наглеть не надо просто вам... Дамир
    Ответить
  • Анонимно 15 дек
    09.34 и 11.13.
    Вообще-то, это было решение самого Бога - раделить народы, посредством языка. Вы русские шовенисты, черносотенцы и татарофобы до того лицемерны, что в своих суждениях и желании разрушить Федерацию России готовы обвинить даже Его, Всевышнего. Парадокс.

    Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 15 дек
    Бога нет это миф....
    Ответить
    Анонимно 17 дек
    Если послушать некоторых историков, то русский и китайский с монгольским являются родными для татар.
    Ответить
  • Анонимно 15 дек
    Как только я слышу слово "духовность", сразу хочется плюнуть в говорящего это.
    30 лет насаждается татарский язык в Республике.
    В итоге, от него отвернулись даже татары, выросшие в эпоху принудительной татаризации.
    Именно они - родители, "утратившие духовную потребность".
    Нельзя принуждать изучать регионалъный язык в ущерб государственному.

    Ответить
    Анонимно 15 дек
    12..03.
    Так вам дай волю, вы не только от татарского, но и от государственного языка откажитесь. И от государства самого. Ибо вам ближе махновщина, Гуляй Поле.
    А как не насаждать? В школе и физкультура насаждается. Я когда в школе учился физически слабые дети ( а таких было не менее 50%) физкультуру тоже не любили. Вот им и насаждалось.
    Тогда насаждалось здоровье, сейчас знания. Странные вы люди, "промакашки" ;и это вам не то, и то вам не так.

    Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 15 дек
    ой, дама, не передергивайте.
    Родители современных первоклассников - это люди в возрасте 30-40 лет, т.е. те, которые скусили все плоды насильственной татаризации.
    Они на своей шкуре ощутили, что значит учить региональный язык, используемый в с/х районах, в ущерб государственному.
    Именно поэтому они не хотят для своих детей повторения своей судьбы, а не из-за отсутствия "духовной поребности".
    Национально озабоченные деревенские сепаратисты должны уже давно это понять и не идти против воли Президента РФ.
    Ответить
    Анонимно 15 дек
    Вам волю уже давали.
    Скоро отберут.
    Ответить
    Анонимно 15 дек
    13.55
    В точку.
    Ответить
  • Анонимно 15 дек
    Учите латинский. В АДУ И РАЮ НИКТО НА ТАТАРСКОМ И РУССКОМ НЕ РАЗГОВАРИВАЕТ.
    Ответить
    Тахир Давлетшин 15 дек
    И арабский )))
    Ответить
    Анонимно 16 дек
    и там и там говорят по арамейски
    Ответить
  • Анонимно 16 дек
    Это - результат того, что наша республика вот уже 30 лет ничего не делает для восстановления и развития родного языка. Башкирия на сей счет делает раз в 10 больше.
    Ответить
    Анонимно 16 дек
    30 лет заставляли всех подряд учить татарский, набрали бывших уборщиц и продавщиц в учителя татарского - это "ничего не делает"?
    Ответить
  • Анонимно 20 дек
    А почему проталкиваются только эти три языка? Почему нет фарси? Мы вот очень хотим учить этот великий и могучий язык! Вы бы послушали "музыку" этого языка-это же просто наслаждение! И надо на общественном уровне рассмотреть эффективное использование этих комплексов "Адымнар".А не то такие здания построили,а вокруг частенько никого нет,так же,как и вокруг "Казань-Арены". Там могли бы заниматься и другие желающие.
    Ответить
    Анонимно 26 дек
    для изучения фарси никаких зданий не нужно,в КФУ есть поволжский центр иранистики,приходите и изучайте.(Еще проще в Казани встретить носителей языка-любой таджик-гастарбайтер говорит на одном из восточных диалектов фарси,если же он образованный человек-он знает и классический )
    Ответить
  • Анонимно 21 дек
    Нынешним родителям не привили любовь к родному языку их родители. Да и нынешних родителей больше интересуют доллары . Доллары, бизнес , доход, коттеджи , заграница ....А там - английский язык. В маленьком городишке Сан-Диего (США) уже более тысячи татар, не знающих уже родного языка и домой они не вернутся...При СССР туда не уезжали и язык татарский был в СССР уважаемым .
    Ответить
  • Анонимно 22 дек
    У татар нет Ганса Грубера.
    Ответить
  • Анонимно 26 дек
    У многих родителей ребенка бы обеспечить накормить одеть поднять....выжить....
    Какой тут язык.... .и на китайском загоаоришь....

    Ответить
  • Анонимно 27 дек
    ТАТАРСКИЙ ЯЗАК НУЖЕН ТОЛЬКО В БЫТУ.\КОМУНАЛКА БОЛЬНИЦА ПРОКАРАТУРА ГАИ ГОС УСЛУГИ ИТД \ВСЕ НА РУССКОМ.ЕСЛИ ОГРАНИЧИТЬ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАМКАХ КОЛХОЗА ТО ДА.ДАЖЕ ТАТАРЫ МОЛОДЕЖ УЖЕ НЕ ХОТЯТ УЧИТЬ ЕГО.
    Ответить
  • Тахир Давлетшин 27 дек
    Дети, учите татарский!
    Вот вам пример Президента Грузии Саломе Зурабишвили. Она родилась во Франции, ее родители , хоть и окончили французские ВУЗы, сохраняли национальные традиции, и дома члены семьи общались только на грузинском. В юности Саломе участвовала в Париже в демонстрациях против визитов лидеров Советского союза, выпускала с друзьями газету на грузинском языке и переводила статьи грузинских диссидентов.
    Сегодня она Президент независимой Грузии
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии