Риелторы Татарстана: демпинг одиночек, монополия «Авито» и философия заработка
Эксперты предрекают спад на рынке недвижимости из-за отсутствия денег у населения
В Торгово-промышленной палате РТ накануне состоялась историческая встреча татарстанского сообщества риелторов. Как говорили сами организаторы, вчера должен был пройти первый если не в истории вообще, то в новейшей истории мира казанской недвижимости точно, «открытый диалог» между брокерами, входящими в отраслевое объединение — Гильдию риелторов Татарстана, и не входящими в нее. Однако ожидавшегося противостояния корреспондент «Реального времени» не почувствовала, поскольку кризис объединил риелторов общей бедой.
Продам клиента за комиссию
Несмотря на то, что в стенах ТПП собралось более ста человек, разделения на лагеря «воцерковленных» в гильдию и непричастных к ней не чувствовалось. По сути, риелторы в едином порыве изливали свою боль.
Болью первой стали мелкие брокеры-одиночки. Речь шла не о тех «черных» риелторах, страшных людях, которые преступным путем завладевают квартирами мирных граждан, а, в сущности, о мелких брокерах, которые либо работают с низкой комиссией в 5 – 10 тыс. рублей, либо ищут клиентов, передают («перепродают») их в агентства недвижимости и ждут свои комиссионные в двойном размере — от клиента и от риелтора. В общем, рушат весь рынок.
Губит риелторов реклама
Вице-президент Гильдии риелторов Руслан Садреев, долгое время являвшийся ее президентом, посетовал на непростое время. «Количество сделок снижается, гайки закручиваются со всех сторон — и рекламодателей, и ипотеки, и платных парковок. Нам необходимо консолидироваться и выйти на открытый диалог между собой. Проблема не в риелторах, а в дороговизне нашей работы. Это несет с собой повышение комиссии за оказание услуг либо поиск новых бесплатных площадок для размещения объявлений», — назвал следующую боль риелтор.
Коллега Садреева и нынешний президент гильдии, директор «НЛБ-Недвижимость» Андрей Савельев согласился с предыдущим спикером.
«Самый больной вопрос на сегодняшний день — реклама. Те ресурсы, которые были бесплатными, становятся платными. Если сейчас не предпринять соответствующие меры, есть вероятность, что через 5 лет стоимость пользования интернет-ресурсами достигнет 50 – 100 тыс. рублей в месяц», — делился он переживаниями.
Расходы на рекламу нашли живой отклик в зале. Риелторы один за другим вставали и предлагали объявить бойкот площадке «Авито.ру». Впрочем, вскоре обсуждение переключилось на другую тему.
Руслан Садреев: «Количество сделок снижается, гайки закручиваются со всех сторон — и рекламодателей, и ипотеки, и платных парковок»
Не податься ли вам в таксисты?
Старожил казанского рынка недвижимости Валерий Абсалямов, директор ЦДН «Валери», был традиционно пессимистичен и прямолинеен. Он был один из немногих, кто признал кризисный тренд — спад рынка.
«Причина падения спроса на рынке недвижимости кроется в том, что у населения нет денег. Через 2 – 3 месяца можно будет наблюдать резкое снижение сделок. В Москве рынок оперативнее реагирует на изменения. Там началось глобальное падение спроса на недвижимость. Это привело к тому, что появились «черные» риелторы, которые просят за свои услуги 30 тысяч рублей независимо от стоимости объекта. В Казани пока такого не наблюдается, но уверен, что в скором времени это произойдет, только, по нашим меркам, стоимость услуг будет 10 тысяч рублей и даже 5 тысяч. И может случиться так, что нынешние риелторы пойдут работать водителями такси, как это было в прошлый кризис», — рисовал мрачную картину Валерий Ахметович.
Валерий Абсалямов: «Причина падения спроса на рынке недвижимости кроется в том, что у населения нет денег»
Один за всех и все за одного
Своим опытом в создании единой площадки для размещения объявлений поделилась представительница нижнекамского агентства недвижимости. Она утверждает, что подобный ресурс в Нижнекамске успешно существует уже более 5 лет. Суть заключается в том, что в течение недели создается общая база недвижимости и раз в неделю информация рассылается по всем агентствам. По ее словам, все нижнекамские агентства недвижимости без исключения пользуются данным ресурсом.
Предложение транслировать закамский опыт на Казань подверглось критике со стороны представителей гильдии, которые отметили, что спрос и предложение в Нижнекамске кардинально отличаются от казанских.
Сильный резонанс в зале вызвало предложение риелтора из Набережных Челнов, который предложил «встречную комиссию» при сотрудничестве. По его мнению, в этом деле должно быть партнерство между компаниями, но агентское вознаграждение отменять не стоит. Это предложение большинство в зале сочли некорректным, неэтичным и непорядочным. Как-никак задача гильдии — строить цивилизованный рынок риелторских услуг.
Правда, Раиф Гатин, директор АН «Основа», объяснил свой 15-летний успех на рынке недвижимости в первую очередь стремлением заработать. «Чтобы быть успешным риелтором, надо понимать суть профессии, и она сводится к тому, чтобы заработать. Мы все работаем, чтобы зарабатывать, а не помогать клиентам выбирать квартиру», — поделился он своей философией.
«Успешный риелтор не тот, кто снизит цену, а кто продаст по дорогой»
Анастасия Гизатова, директор АН «Счастливый дом», предложила коллегам переждать трудности до осени, не делая резких шагов.
«Мне кажется, что до сентября сделок не будет, во всяком случае, на вторичном рынке. Повышение кредитных ставок вынуждает снижать цены на недвижимость. Нам следует переждать этот момент, не предпринимая резких шагов. За летним затишьем придет какая-то ясность», — считает она.
Это предложение тоже вызвало шквал критики коллег. Большинство участников встречи предложили не «ждать у моря погоды», а действовать. Так, одним из ключевых тем встречи стала презентация ресурса, посвященного недвижимости Татарстана, мультилистинговой системе под названием MLS-Kazan. На сегодняшний день услугами этого ресурса, как выяснилось, пользуется порядка 120 агентств по Татарстану, и больше половины из них не являются членами Гильдии риелторов.
Анастасия Гизатова: «Нам следует переждать этот момент, не предпринимая резких шагов. За летним затишьем придет какая-то ясность»
Данная платформа предполагает сотрудничество «клиент — банк — агентство недвижимости». Для агентств недвижимости преимущество пользования состоит в быстрой продаже объектов, увеличении количества клиентов, повышении лояльности со стороны клиентов и банков. При этом, чтобы пользоваться ресурсом, не нужно ничего платить. Платформа носит некоммерческий характер, но несмотря на, казалось бы, множество плюсов, в ходе презентации выявился ряд недоработок. Участники мероприятия долго спорили о предоставлении доступа частным лицам, о принципе «дележки» комиссионных и т. д.
Руководство гильдии услышало замечания риелторов и обещало их учесть.
Против монополиста никак
«Реальное время» узнало мнения экспертов о рекламных расходах агентств недвижимости.
Анастасия Гизатова — директор АН «Счастливый дом»:
— На размещение рекламы наше агентство ежемесячно выделяет не менее 300 тысяч рублей. Здесь скорее не расходы на рекламу увеличились, а доходы упали. Поменялись расходы по ключевому партнеру — сайту «Авито». Они повысили стоимость размещения. Те, кто изначально размещался там платно, не заметили существенных изменений. Те, кто размещался бесплатно и сейчас вынужден платить за рекламу, заметили существенный рост расходов. Для понимания, стоимость размещения одного объявления — более 100 рублей. И затраты напрямую зависят от их количества.
Сегодня основными площадками для размещения объявлений являются сайты «Авито» и «Из рук в руки». Притом что первый существенно обогнал второй. MLS-Kazan — это известный ресурс, который облегчает поиск, препятствует дублированию объявлений. На мой взгляд, у данного ресурса большое будущее, при его создании были учтены все ошибки существующих сайтов, и собрано все самое лучшее.
Руслан Хабибрахманов — директор АН «Флэт»:
— Для размещения рекламы мы стараемся использовать все возможные специализированные ресурсы. Так как у каждого ресурса может быть своя аудитория. Стоимость размещения рекламы на них зависит от источника, это могут быть печатные издания, у которых, к примеру, подорожала цена на расходные материалы, также это интернет-ресурсы. На мой взгляд, то, что сайт «Авито» сделал публикации платными, — вполне обоснованное решение. Думаю, что с этими новшествами невозможно и не нужно бороться. «Авито» — монополист в своей среде. Ни один ресурс пока не в состоянии сравниться с ним. Их главная аудитория — частники, которые тратят средства на поднятие, продвижение объявлений. А уход от них риелторов никак не отразится на их деятельности.
Что касается имеющегося ресурса MLS-Kazan, то он, мягко говоря, малоэффективен. Этому ресурсу явно не хватает рекламы. И конкурировать с «Авито» он точно не сможет.
Фото: kazned.ru, rusipoteka.ru
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.