Новости раздела

Зачем на сложных перекрестках Казани массово наносят «вафельную» разметку?

По мнению экспертов «Реального времени», под санкции рискуют попасть дисциплинированные водители

Зачем на сложных перекрестках Казани массово наносят «вафельную» разметку?
Фото: Павел Платов / evening-kazan.ru

На казанских перекрестках начали массово наносить новый вид разметки — так называемую «вафельную». Диагональная желтая «сетка» на асфальте обозначает участок пересечения дорог, на который нельзя выезжать на разрешающий сигнал светофора, если впереди — затор. «Реальное время» выяснило, на каких улицах появилась новая разметка, как она «работает» и насколько полезна.

«Наносят повсеместно»

Вафельную разметку в Казани наносить не торопились: соответствующие изменения в Правила дорожного движения вступили в силу 28 апреля 2018 года, а первые желтые «вафли» на дорогах столицы Татарстана появились лишь 1 июля 2019-го. Самым первым заштриховали перекресток Лево-Булачная — Парижской Коммуны. Затем «вафли» нарисовали на пересечении улиц Пушкина и Салимжанова, а месяц назад — на пересечениях улиц Вишневского и Достоевского и проспекта Ибрагимова и улицы Волгоградской.

— Сейчас уже трудно перечислить все перекрестки, где нанесли вафельную разметку, — говорит замдиректора АСУДД Казани Евгений Пыров. — На днях она появилась на перекрестке проспект Победы — улица Ломжинская, к примеру, и еще на нескольких сложных перекрестках.

Посчитайте эффект в рублях, пожалуйста

«Вафельница» — новый вид разметки, который направлен на предотвращение заторов в городе, однако сам запрет на выезд на загруженный перекресток во избежание образования пробки действует с незапамятных времен. За нарушение п. 13.2 ПДД в КоАП РФ предусмотрен штраф в 1000 рублей. А вафельную разметку решили наносить с сугубо утилитарной целью — четко обозначить границы пересекаемой проезжей части, чтобы автомобилисты видели, где нельзя стоять, а камеры фотовидеофиксации могли «засечь» нарушителей Правил.

Штрафы, конечно, дисциплинируют водителей. Но при условии, что они, во-первых, применяются, а во-вторых, применяются справедливо — за нарушение, которое совершено сознательно, а не вынужденно — а в случае с вафельной разметкой, как выяснилось, и такое возможно.

— Вафельная разметка эффективно работает там, где есть камеры фотовидеофиксации, — говорит замдиректора АСУДД Казани Евгений Пыров. — В этом случае в отношении нарушителя составляется постановление о штрафе. В случае, если камер на перекрестке нет, такая разметка может оказывать лишь психологическое воздействие.

А на одном психологическом воздействии далеко не уедешь: водители вначале будут бояться выезжать на «вафли», но, раз-другой нарушив и не получив «письма счастья», перестанут опасаться наказания.

«Реальное время» направило запрос в республиканское Управление ГИБДД по РТ, чтобы выяснить, сколько постановлений о штрафах было выписано на нарушителей, подловленных камерами на остановке на вафельной разметке. По получении ответа он будет опубликован.

«Сегодня это преждевременно»

— Вафельная разметка нужна для того, чтобы камеры могли четко зафиксировать нарушение, а водители — четко оценить, стоит ли выезжать на перекресток, — рассуждает руководитель Татарстанской республиканской организации Всероссийского общества автомобилистов Юрий Кулагин. — Однако, по моему мнению, определить, успеешь или не успеешь пересечь перекресток даже при ее наличии сложно. Особенно в часы пик. И вот в этом уже заключается ловушка для законопослушного водителя, который, например, не мог предвидеть, что двигающийся впереди автомобиль внезапно остановится.

Исходя из того, что большинство автомобилистов — люди законопослушные и сознательно нарушать ПДД не стремятся, Кулагин делает вывод: на сегодня введение вафельной разметки и связанных с выездом на нее «санкций» — дело несколько преждевременное.

«Не порядка ради, а бюджета для»

— Введение вафельной разметки преследует, на первый взгляд, благую цель, но по сути является еще одним способом пополнить бюджет, резко похудевший за время ограничительных мер в связи с пандемией коронавируса, — считает юрист Федерации автовладельцев России Владлен Копвиллем. — Вот остановился впереди идущий фургон, который вроде бы резво двигался, а водитель следующей машины попал под камеру. И кто виноват? Если впереди, к примеру, ДТП только что произошло, и движение внезапно встало? Штрафовать-то будут по формальному признаку…

Что же касается перекрестков, где камер нет, Копвиллем считает, что «вафельницы» на них — практически бессмысленная трата денег. Поскольку дисциплинированный водитель и без них границы перекрестка видит и при заторе не нарушает, а недисциплинированного там наказать невозможно, если не приставить к каждой такой «вафельнице» экипаж с инспектором ГИБДД:

— Иначе на каком основании выносить постановление в отношении нарушителя? Можно, конечно, предположить, что такие нарушения будут фиксироваться с помощью приложения «Народный инспектор», но в таком случае водителя надо приглашать в ГИБДД, тратить время на разбор… Вряд ли кто-то будет этим заниматься, а при нарушении процедуры отменить такое постановление легко в суде. В Москве, кстати, это поняли и, насколько я знаю, обычно на такого рода сообщения о нарушениях отвечают отписками, суть которых сводится к следующему: неизвестно, с помощью каких технических средств вы это зафиксировали, поэтому ваша жалоба рассматриваться не будет.

«Не тот менталитет»

— Знаете, я против того, чтобы штрафовали за вафельную разметку, — заявил «Реальному времени» водитель Сергей Низметдинов, который в этом уже лично заинтересован. — Во всяком случае, в нашей республике. Менталитет у нас не тот!

Оказалось, Сергей, который за последние 5 лет ни разу не получал штрафов даже за незначительное превышение скорости, ждет «привета» от ГИБДД стоимостью в тысячу рублей за «вафельницу», на которой он оказался в неподходящий момент по причине… вежливости и привычке к аккуратному вождению.

— Я в час пик ехал по проспекту Победы на зеленый в потоке по средней полосе, впереди видел достаточно места, чтобы проехать перекресток, и вдруг меня слева лихо обгоняет автомобиль, резко перестраивается, бьет по тормозам — и занимает то место, куда я метил. И тут поток встает, а я остаюсь на этой самой «вафле»…

Инна Серова
АвтоБизнесТранспортИнфраструктураОбществоВласть Татарстан Автоматизированная система управления дорожным движением

Новости партнеров

комментарии 16

комментарии

  • Анонимно 21 авг
    Денег девать некуда.
    Ответить
  • Анонимно 21 авг
    Не порядка ради, а бюджета для...
    Ответить
    Анонимно 21 авг
    все как обычно
    Ответить
  • Анонимно 21 авг
    Разметка конечно очень хорошее дело, особенно в пробках. Касается тех, кто быстрее хочет проехать, и встает прямо по середине, и результат пробка!!!Я только "за" за такую разметку, но рассматривать нарушение в виде штрафа в индивидуальном порядке, через видеофиксатор, и потом только присылать и выставлять штраф.
    Ответить
    Анонимно 21 авг
    кто тебе будет "индивидуально рассматривать"??? у них задача бабло в бюджет нарубить. я водила со стажем 35 лет - в последние годы всё чаще и чаще случайно остаюсь на перекрестке (речь про большие перекрестки), так как поток не предсказуем. и лохов много стало, которые зазоры между машинами по 2-3 метра держат
    Ответить
    Анонимно 21 авг
    согласен

    стаж около 30 лет
    Ответить
    Анонимно 21 авг
    тут дело не только в напихании бабла, индивидуальный подход в принципе невозможно, физически - столько водителей у нас
    Ответить
  • Анонимно 21 авг
    — Я в час пик ехал по проспекту Победы на зеленый в потоке по средней полосе, впереди видел достаточно места, чтобы проехать перекресток, и вдруг меня слева лихо обгоняет автомобиль, резко перестраивается, бьет по тормозам — и занимает то место, куда я метил. И тут поток встает, а я остаюсь на этой самой «вафле»…

    Значит не правильно вы ездите, не себя оправдывать...
    Ответить
  • Анонимно 21 авг
    Дисциплинированный водитель не будет выезжать на перекресток когда он загружен и все стоят
    Ответить
  • Анонимно 21 авг
    присоединяюсь к 8.11
    ПС редакция добавьте плюсики к комментам
    Ответить
  • Анонимно 21 авг
    Сначала нужны деньги на разметку - потом деньги на разработку умных систем видео фиксации, потом деньги на их производство, потом деньги на сопровождение.

    Чего не сделаешь ради пополнения (своего кармана) бюджета республики (под видом заботы о безопасности)
    Ответить
  • Анонимно 21 авг
    На ул. Ак. Губкина/Южная трасса нанесли, но светофора с отсчетом времени нет. Как без такого светофора водителям ориентироваться, есть ли у него время для проезда перекрестка или уже скоро зарится красный?
    Ответить
    Анонимно 21 авг
    а как тут отсутствие таймера мешает? если выехали на зеленый - проезжать можно. если горит зеленый, но за перекрестком пробка - стоим, ждем, на перекресток не лезем. все же просто
    Ответить
    Анонимно 21 авг
    ага, особенно если сзади толпа разъяренных гудит
    Ответить
  • Анонимно 21 авг
    почему то большинство городских светофоров не оборудованы таймерами....
    Ответить
  • Анонимно 26 авг
    После нанесения "вафельной" разметки на перекрёстке Проспекта Победы и Ломжинской стало гораздо меньше наглецов, пытающихся проскочить со стороны ул.Родина под мигающий зелёный и жёлтый.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии