Новости раздела

Взаимная грызня — национальная черта татар?

«Татар башын татар ашар», или Исторические аналогии к ситуации вокруг Института Марджани

Взаимная грызня — национальная черта татар?
Фото: pinterest.ru (Ali Sadekoff ). Ибрагим Юнусов пятый слева в первом ряду

Доносы, взаимные обвинения, подсиживания, интриги — такими методами «работы» друг с другом отличались некоторые татары в разные времена. И представители этого народа нередко сами разрушали то, что строилось с большим трудом, отмечает казанский историк Лилия Габдрафикова, реагируя на дискуссии, которые развернулись вокруг слухов о реорганизации Института истории им. Ш. Марджани. В колонке, написанной для «Реального времени», она приводит примеры, как до революции известные деятели, которые ныне считаются цветом татарской нации, «подъедали» друг друга — как публично, так и исподтишка.

Мин сине поддерживать итәм?

В ходе интернет-полемики вокруг Института истории им. Ш. Марджани АН РТ частенько звучит татарская народная пословица «Татар башын татар ашар». Дословный перевод — «голову татарина съест сам татарин», т.е. во всех спорных и сложных ситуациях, когда обычно наблюдается солидарность соплеменников, у татар все ровно наоборот. Конечно, это абсолютизированный вывод, который ни в коей мере не отражает всю суть татарской нации. Однако вполне верно подмеченная характеристика некоторой особенности татарского менталитета.

Ведь если призадуматься, в татарском языке нет даже точного перевода обыкновенного слова «поддержка». Конечно, мне тут же скажут, а как же «ярдәм». Но это ведь обычная «помощь». Помогают старикам, помогают по хозяйству… А вот поддерживают равноправного субъекта общения, его начинания, взгляды, общественные деяния. Но когда встречаются два сильных татарина, всегда ли готовы они идти одной дорогой? Неужели это означает, что татары совсем не поддерживают друг друга? За примерами далеко ходить не надо — всего сто лет назад было примерно то же самое: полемики в прессе, интриги… великая татарская энергия привычно крушила свое, родное.

Прогрессивный имам не захотел подчиняться купцу-благотворителю, который до этого держал в руках всю общину (известный случай с Шигабутдином Марджани и купцом Юнусовым). Фото Олега Тихонова

Как татары открывали и закрывали свои общества

С конца ХIХ века по всей Российской империи в татарских уголках начали открываться Мусульманские благотворительные общества, а потом и просветительские организации. Благое дело с одной стороны. Хотели помочь беднякам, открыть приюты, новые школы, библиотеки, назначить стипендии нуждающимся учащимся и т.д. С другой, уже в начале ХХ века эти же общества один за другим стали закрываться. То в Астрахани, то в Самаре, то в Троицке… Эти процессы можно списать на происки царской администрации, которая давила на несчастных «инородцев», на обвинения «бедных татар» в панисламизме и т.д.

Но не стоит забывать о том, что с доносами на своих соплеменников в органы власти обращались свои же, родимые татары. По сути таким образом решались межличностные конфликты внутри конкретной махалли, когда стареющему мулле не нравились действия молодого учителя. Или, наоборот, прогрессивный имам не захотел подчиняться купцу-благотворителю, который до этого держал в руках всю общину (известный случай с Шигабутдином Марджани и купцом Юнусовым).

Стандартная схема устранения конкурентов в ХIХ веке

Сколько было таких примеров, когда таких мулл, как и имама Шигабутдина Марджани в свое время, пытались отстранить от дел, ссылаясь на то, что совершил обряд никаха с несовершеннолетней невестой? Как будто родители невесты до этого не знали возраст дочери и спохватились только после бракосочетания, а то и через несколько лет, когда внуки уже появились. А вот именно так устранил Юнусов в свое время Марджани, но знаменитый богослов все же остался в Казани.

Велика была цена его потери медресе «Марджания» — колыбели будущего обновленческого движения, или джадидизма. Фото archive.gov.tatarstan.ru

Слишком велика была цена его потери — медресе «Марджания», колыбель будущего обновленческого движения, или джадидизма. Ибрагим Юнусов, конечно же, был выдающимся предпринимателем, не жалел средств на благотворительность и много сделал хорошего во благо Казани (открыл приют, построил мечеть и т.д.), но не всегда улавливал интеллектуальные тренды времени.

Русскоязычные татары vs татароязычные татары

Сегодня, спустя сто лет, для нас все национальные деятели, писатели, артисты — одна плеяда великих татар. Поэтому выглядит какой-то невообразимой глупостью обвинения Фатиха Амирхана и его компании (в том числе Габдуллы Тукая) в «недотатарскости» выдающегося татарского общественного деятеля, адвоката Саидгарея Алкина. А все потому, что сын казанского полицейского, дворянин Саидгарей получил блестящее образование в русской гимназии, Казанском университете и говорил по-татарски с «русским акцентом». Писатели, вроде Ф. Амирхана и Г. Ибрагимова, всю жизнь лелеявшие мечту об университетском образовании, не упускали случая подчеркнуть ошибки в татарской речи Саидгарея Алкина.

Но «русский акцент» татарского адвоката не помешал ему защищать татар в многочисленных судебных процессах, стать одним из создателей мусульманской партии «Иттифак-аль-Муслимин» и, самое главное, первым начать издание газеты «Казан мухбире» на татарском языке в родном городе. А еще Саидгарей Алкин много сил вложил в развитие татарского конфессионального образования, мечтал поднять медресе до уровня гимназий, вырастил в настоящем татарском духе своих детей.

«Русский акцент» татарского адвоката не помешал ему защищать татар в многочисленных судебных процессах

В истории остались имена студентов Илиаса и Джихангира Алкиных, которые были участниками кружка «Татар учагы» в Санкт-Петербурге. Позднее Ильяс Алкин стал известным деятелем татарского национального движения, защищал Забулачную республику. Видимо, тоже, невзирая на русскоязычие, татарская идентичность взяла свое. Именно к таким личностям можно адресовать слова поэта Дэрдменда: «Татар түгел димә — башың ватармын!» («Не говори, что я не татарин, а не то разобью тебе голову»).

Корпоративные непонимания

Примеров внутрикорпоративных интриг в татарской культуре, на самом деле, масса. Создавали татарский театр два талантливых человека, два друга-татарина — Вали Муртазин-Иманский и Габдулла Кариев. Гастролировали вместе, радовались развитию театрального дела. Но, когда дела пошли в гору, Габдулла Кариев предпочел вытеснить Муртазина-Иманского из труппы, захотел единолично управлять труппой «Сайяр».

В результате Иманскому ничего не оставалось, как создать новую труппу, товарищество мусульманских актеров, все начинать с нуля. То же самое произошло и с первой татарской актрисой Сахипджамал Гиззатуллиной-Волжской, которая «вдруг» бросила родной «Сайяр» и создала труппу «Нур» в Уфе, видимо, подальше от Г. Кариева. И совершенно очевидно, что не только творческие разногласия стояли за этими процессами.

То же самое произошло и с первой татарской актрисой Сахипджамал Гиззатуллиной-Волжской, которая «вдруг» бросила родной «Сайяр» и создала труппу «Нур» в Уфе. Фото ptj.spb.ru

Энергия разрушения или созидания?

Любые открытые полемики и скрытые интриги в конце концов ведут к разрушению, в них нет созидания. Если брать татарский мир и культуру начала ХХ века — это при близком рассмотрении — очень хрупкая система. И татары сами часто разрушали созданное с таким трудом, беспощадно осыпая друг друга различными оскорблениями. Полемики и сведение счетов — это был излюбленный прием татарских публицистов того времени. Для этого у каждого из них существовал целый ряд псевдонимов.

Помимо язвительных Г. Тукая, Ф. Амирхана и др., публично выясняли отношения и представители старшего поколения татар: например, кади Ризаэтдин Фахретдин и купец Ахметзян Сайдашев. Впрочем, сегодня газету «Баянель-хак», издаваемую А. Сайдашевым, оценивают как достояние татарской культуры, а в начале ХХ века презрительно обзывали рекламным листком. Неужели произошла переоценка ценностей?

В 1916 году казанская татарская пресса отмечала свой юбилей — десятилетие. Газета «Казан мухбире» уже не издавалась. В полемику вступили Ахмет-Хади Максуди и Гаяз Исхаки, их публичный спор растянулся на несколько номеров газет «Йолдыз» и «Иль». Каждый хотел взять на себя лавры первопроходца, выражения особо не подбирали.

В 1916 году казанская татарская пресса отмечала свой юбилей — десятилетие. Газета «Казан мухбире» уже не издавалась. Фото miras.info

Сегодня, спустя сто лет, уже нет разницы, кто из них сделал больше для татарской культуры. Теперь все они — выдающиеся сыны татарского народа — талантливого, интеллектуального, смелого народа, но иногда слишком энергичного, который постоянно скачет вперед по воображаемой Великой Степи, иногда совсем не разбирая, к чему ведет сила номада: к разрушению или созиданию.

Лилия Габдрафикова
Справка

Лилия Рамилевна Габдрафикова — доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан. Колумнист «Реального времени».

  • Окончила исторический факультет (2005) и аспирантуру (2008) Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.
  • Автор более 70 научных публикаций, в том числе пяти монографий.
  • Ее монография «Повседневная жизнь городских татар в условиях буржуазных преобразований второй половины XIX — начала XX века» удостоена молодежной премии РТ 2015 года.
  • Область научных интересов: история России конца XIX — начала XX века, история татар и Татарстана, Первая мировая война, история повседневности.

ОбществоИсторияКультура Татарстан
комментарии 64

комментарии

  • Тахир Давлетшин 05 июн
    Единства нет ни в каком народе.
    Возьмите русских - за 100 с лишним лет они уничтожили в междусобойчиках половину своего населения.
    Татары еще до такого не доходили
    Ответить
    Анонимно 05 июн
    Мы не будем брать русских, потому что статья про татар, как они грызли друг друга
    Ответить
    Анонимно 05 июн
    Половину это сильно, откуда данные?
    Ответить
    Анонимно 05 июн
    из таких вот институтов)
    Ответить
    Анонимно 05 июн
    Комплексы это у Тахира - на склоне лет проходит этап самопознания.
    И начинает осознавать, что что-то в его жизни было не так, кто-то его сильно "обманул".
    Ну нельзя же признаться, что сам "обманываться был рад" - кто-то должен быть виноватым.
    Обычно виноватым делают самых близких - родственников и друзей.
    У Тахира это русские.
    Ответить
    Анонимно 05 июн
    Тахир если и есть у татар такое отвратительное качество то скорее всего из за женского воспитания . А почему у татар оно доминирует надо искать в историческом пути при котором произошла эта деформация .
    Ответить
    Анонимно 05 июн
    /Единства нет ни в каком народе./
    Совершенно верно, ещё в Древнем Риме говолили, что человек человеку волк, по Томассу Гобсу людям органически свойственна война всех против всех и т. д. Здесь просто татарский человек ведёт себя искренне, откровенно и по-человечески, не носит маски как представители других культур, естественен и единственное, что может быть не помешало бы больше смотреть на себя со стороны, ведь это главное, что отличает человека от других живых существ.
    Ответить
    Анонимно 05 июн
    Джунгары, угрожавшие Китаю, России, вовсе самоуничтожились. Остались лишь "остатки" - калмыки
    Ответить
    Анонимно 05 июн
    Да.. Пока перли из джунгарии на запад, мочили казахов, ногайцев, башкир. А когда Будда в 18 веке явился и велел валить на историческую родину, с подачи Екатерины 2 их с традиционным восточным гостеприимством встречали те же народы. В итоге из 250 тысяч пилигримов восвояси добралось тысяч 17. Пришли, а там уже Киргизы со своим Манасом тусуются. На деловое предложение не выеживаться и влиться в их стройные ряды не могли отказаться, окиргизились за три века и стали частью этого племени. Акаев, первый ихний президент, из калмыцкого рода. Ибо это судьба кочевников.
    Ответить
  • Анонимно 05 июн
    Спасибо! Очень познавательная и поучительная статья. К сожалению,это явление и сегодня наблюдается и нередко.
    Ответить
    Анонимно 05 июн
    Да многие только этим и живут
    Ответить
  • Анонимно 05 июн
    У татар нет своего государства поэтому есть те кто пытается что-то сделать по отношению Института Марджани. Попробуйте в Казахстане закрыть национальные институт, бунт получите да и никто не будет этого делать так как у казах есть свое государство!
    Ответить
    Анонимно 05 июн
    Если бы у татар было свое государство, они бы ещё сильней друг друга изводили. Историю учите: до Ивана Грозного так и было
    Ответить
  • Анонимно 05 июн
    Времена меняются, а люди нет
    Ответить
  • Анонимно 05 июн
    Абсолютно согласен с автором. Да что там народ в целом, хоть и это трагично, - у многих татар в родне, в семьях так. Есть ведь ещё одна хорошая татарская поговорка: нет большей радости у брата, когда другой брат в пастухах ходит.
    Порой татарин от другого татарина не только помощи никакой не получит, а ещё и утопит второй первого, усугубит, ухудшит положение, которое было ранее. Для татарина (порой) нет ничего хуже другого татарина. На себе испытал.

    Габдель Юссон.


    Ответить
    Анонимно 05 июн
    Нельзя обвинять целый народ! Тем более доктору исторических наук.В каждом народе завистников много.
    Ответить
    Анонимно 05 июн
    08.48 стыд не дым, глаз не выест. Никто весь народ не обвиняет. В статье правильно все описано. И татарские пословицы тут о многом говорят. Так что нечего истерить
    Ответить
    Анонимно 05 июн
    08.48.
    Уважаемый АНОНИМ - просьба не затыкать рот и не указывать, тем более доктору исторических наук ( Лилие Рамилевне Габдрафиковой).
    Здоровая критика ещё никому не вредила, а на других действует отрезвляюще. Поэтому с ней нельзя не согласится.
    Вообще, мне кажется, у татар есть одна существенная проблема в БЫТИЕ, если исходить из социальной конструкции "лидер-обыватель": обыватель не хочет жить в строго табуированном уважении к лидеру ( а это должно быть выработано в качестве национальной черты народа на генетическом уровне); лидер же не имеет врождённого чувства СНИСХОЖДЕНИЯ к обывателю (чванство и лицемерии, которые мало кому нравятся). Отсюда и конфликты, что мы, допустим наблюдали во взаимоотношениях Хакимов-Исхаков.
    То есть, да, они в корректной форме могут спорить друг с другом в области исторической науки сколько угодно, но когда вопрос встаёт о самой исторической науке они (договарившись или не договариваясь - не важно) должны оба встать на одну сторону баррикад. Потому как это уже выходит за рамки их личных интересов, а входит в рамки интересов татарского народа в целом. Я имею ввиду существование самого института Марджани.
    (Глядишь, тут бы и примерились, случайно, ненароком - загладились бы некоторые острые углы существовавших ранее противоречий).

    Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 05 июн
    Так то стыдно за ученную женщину , без татарлар әйтәбез кумәк.
    Ответить
    Анонимно 05 июн
    Бар бит але булышу , кумәк .
    Ответить
    Анонимно 08 июн
    На себя то посмотрите! За себя Вам должно быть стыдно! Грамотно писать не умеете. "Ученая женщины" пишется с одной "н"
    Ответить
    Анонимно 05 июн
    Я раньше тоже так думал. Но активное общение с другими народами показывает, что это свойственно абсолютно всем народам. Спросите любого еврея, которых часто приводят в качестве примера единства, он Вам это подтвердит.
    Ответить
    Анонимно 05 июн
    А в мире только два народа:татары и евреи? Евреи всегда могут объединяться, когда перед ними общая опасность. А татары нет. Стараются примкнуть к сильной, по их мнению, стороне
    Ответить
    Анонимно 05 июн
    Пральна. Поговорка про брата-пастуха, например, есть у многих семитских и тюркских народов...
    Ответить
  • Анонимно 05 июн
    Ой, да вот недавно чуть не затоптали Чулпан Хаматову..сколько желчи и яда вылили на ее голову и на автора романа Гузель Яхину..Далеко ходить не надо..Яркие, талантливые женщины ,татарочки,гордиться бы надо.Но, но все как всегда)))
    Ответить
  • Анонимно 05 июн
    Нельзя обвинять целый народ! Тем более доктору исторических наук.В каждом народе завистников много.

    Вот только не надо лозунгов. В статье совершенно другой смысл. И вы это прекрасно понимаете.
    Ответить
    Анонимно 05 июн
    Нет не "понимаем" - объясните, пожалуйста, какой "другой смысл" Вы увидели в статье.
    Иначе Ваши комментарии простые интриги завистливого человека.
    Ответить
    Анонимно 05 июн
    Если человек в силу своей упертости делает вид, что не понимает очевидных вещей, доказывать ему нет никакого смысла. Просто в бан
    Ответить
    Анонимно 05 июн
    А может Вы единственный, кто увидел второй смысл статьи?
    Тогда Вы гений.
    Бывает...
    Ответить
  • Анонимно 05 июн
    Интриги, склоки и доносы это обычное явление в "научном сообществе" с давних времён - с Библейских.

    Но в марксистско-ленинском обществе это процветало особенно пышным цветом - "красные профессора" очень любили доносить друг на друга в НКВД в 1920 - 1950-е годы в искажении марксизма своими "коллегами".
    Ныне доносят по экономическим причинам - кто больше украл бюджетных денег.
    Ведь вся интрига с Институтом истории им.Ш.Марджани началась, судя по информации в СМИ, именно с "экономического" доноса и хотя прокурорская проверка никаких существенных нарушений с бюджетными деньгами не нашла - "осадочек остался".
    А доносчики спокойно продожают свою "деятельность" дальше.
    Ответить
    Анонимно 05 июн
    Это же классика жанра
    Ответить
    Анонимно 05 июн
    Так о том и речь - современные российская наука и образование есть рудимент маоксистско-ленинской эпохи и не могут существовать без интриг, доносов и склок.
    Ответить
  • Анонимно 05 июн
    Этот посыл :" Татар башын татар ашар" - естественный посыл. Это хорошо ,когда разборки идут между своими,когда сами выясняют отношения между своими.Также должно быть внутри своей семьи. Но очень плохо ,когда этот посыл (и другие подобные тоже) используется для колониального подавления другими. А наши некоторые деятели с радостью угоднически это подхватывают. А на самом деле диалектика жизни такова: единство и борьба противоположностей. Так заложено Аллахом. Иншалла! На то воля Аллаха! И тут главное для татар,мусульманского народа, жить по требованиям Аллаха, по Исламу. Тогда все будет хорошо. И мы пройдем все испытания, уготованные нам Аллахом. И всегда будем собираться на сабантуй! Это в сердце каждого татарина! Праздник мира и добра!
    Ответить
    Анонимно 05 июн
    Сабантуй не исламский праздник, а тенгрианский.
    Из названия понятно.
    Ответить
    Анонимно 05 июн
    Все, что не противоречит требованиям Ислама, является достоянием народа.
    Соревнования, состязания очень приветствовал посланник Аллаха Мухаммад (СГС).
    Ответить
    Анонимно 05 июн
    Без ислама жить нельзя что ли? Марджани, которого тут кантуют из угла в угол, целую книгу написал про то, уместно ли поднимать указательный палец вверх при упоминании Аллаха. Вот уровень научности.
    Ответить
  • Анонимно 05 июн
    Лилечка, ты как всегда умничка! И как всегда в точку!
    Ответить
    Анонимно 05 июн
    Про "как всегда" не знаю, но вот за эту статью респект
    Ответить
    Анонимно 12 июн
    Даже самый несдержанный татарофоб, не смог бы так смачно отобразить
    человеческие распри. Но, при уточнении обстоятельств конфликтов, выясняется, что причиной служили не межличностные отношения, а идеологические споры. А это, господа, другая песня
    Ответить
  • Анонимно 05 июн
    Примерно то же самое говорят о себе евреи. Правда, когда возникает внешняя угроза или общий враг (арабы, Иран, Гитлер, левак), то они быстро объединяются.
    Ответить
    Анонимно 05 июн
    "Евреи" это скорее политичес Ая партия, чем этнос или нация - вступить в партию может любой, кто выполняет устав партии и блюдет её традиции.
    Иначе - изгнание из партии, как, например, изгнание Троцкого, который вступил в другую партию - марксистскую.
    Но бывает изгнание и построже.
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    Троцкий при этом остался евреем Бронштейном
    Ответить
  • Анонимно 05 июн
    конкуренция в кругах паразитов нарастает.
    Ответить
    Анонимно 05 июн
    "Паразиты" тоже нужны здоровому организму.
    Правда ослабленный организм от паразитов может и погибнуть...
    Ответить
  • Анонимно 05 июн
    Перефразируя Пушкина "двуногих тварей миллионы . а метим мы в наполеоны", это присуще всему роду человеческому независимо от рас и цвета кожи . Иной вопрос те нации которые сплотились вокруг какой либо идеологии ,умело разжигают в конкурирующих или соседних нациях данный порок .
    Ответить
  • Газиз Юсупов 05 июн
    Не согласен с заголовком.

    Татары - замечательные люди. Не слочники определяют ценности татарской нации.

    По тексту: в статье рассматриваются общие для всех обществ моменты борьбы за ресурсы разными группами. То, что целевая аудитория этих обществ была тюрко-мусульманской определяло направленность.

    В Школе молодого этнополитолога неделю назад выступал Максим Шевченко, который сказал, что в каждом межэтническом конфликте надо искать экономические мотивы. То же самое можно сказать и о внутриэтнических, пожалуй.
    Ответить
    Анонимно 05 июн
    Максим Шевченко похож на марксистов - они тоже так говорили.
    И уничтожили десятки миллионов ни у чем не повинных людей по классовому признаку.
    Ответить
    Анонимно 05 июн
    Но склочники начинают выдавать себя за апологетов татарской нации, причём с противоположными личными интересами. Из-за этого их выходки и ассоциируются с целым народом. И никто не заставил их отвечать за свои слова, наоборот за ними тут же встраивается мини кучка сторонников, и все они выдают себя за истинных татар. И таких группировок масса. Разница только в радиусе удалённости их от текущих носителей власти и от кормушки. А вот если бы они отвечали за свои слова, то не смели бы говорит от имени всего народа, и не ассоциировались бы в своих негативных сторонах с народом, ни у кого не было бы оснований говорить:раз он выступает от имени всех татар, то и все остальные такие же.
    Ответить
    Анонимно 05 июн
    Говорить, будучи татарином, что все татары замечательные люди, это как минимум не скромно. Хуже только, будучи татарином, утверждать, что какие то другие народы все плохие в целом. А это постоянно сквозит не только от некоторых местных комментаторов, но и от постоянных колумнистов: то Башкиры, то русские. Поэтому и не вызывает симпатий оголтелый национализм, основанный только лишь на неприятии других и самовосхвалении
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    Газиз Юсупов - башкир, а не татарин. Так что имеет право хорошо отзываться о татарских братьях.
    Ответить
  • Анонимно 05 июн
    /Ведь если призадуматься, в татарском языке нет даже точного перевода обыкновенного слова «поддержка»./
    Просто не надо калькировать слова, в татарском языке понятие поддержки несёт слово бердамлек, мы в результате ассимиляции начинаем узко мыслить в своих же языковых понятиях и терминах. Здесь вообще интересно, нам не нужна поддержка, она для слабых, которые без этносолидарности не могут выживать, нам нужен хезмятдашлек тогда, когда другим нужна поддержка.
    Ответить
    Анонимно 05 июн
    Ой какие вы крутые то! Поддержка вам не нужна! Всём нужна, а вы д'Артаньяны. Нет термина, потому что нет такого понятия. Так как никто не поддерживает ближнего своего бескорыстно
    Ответить
  • Анонимно 05 июн
    Точный перевод слова"поддержка" - булышу, бер-беренэ ярдэм иту.
    Ответить
    Анонимно 05 июн
    Это не перевод, а адаптация по аналогии. Термина как такового нет. Профессор абсолютно права
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    Идет речь не о термине, а о переводе.
    Ответить
  • Анонимно 05 июн
    медресе «Марджания», колыбель ... джадидизма.
    -------------
    А Исмаила Гаспринского куда дели?
    Вот так переписывают историю.
    Ответить
  • Rkail Zaydulla 05 июн
    Очень поверхностно о конфликте Марджани и Ибрая Юнусова. Марджани был независимой личностью, что не понравилось его прежнему покровителю. Когда невозможно стало руководить в медресе, которое содержалось на деньги Юнусова, другие казанские предприниматели как Галикаев и др. построили новое каменное здание медресе лично для Марджани, и он продалжал свою просветительскую деятельность. А разве это не поддержка (булышу) своего великого соплеменника? И о критике юриста и издателя С. Алкина. Это было естественно. Тогда была относительная свобода слова. И доносы были сравнительно меньше.
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    ваш взгляд выглядит еще поверхностней
    Ответить
  • Анонимно 06 июн
    Действительно, многие тогда поддержали Марджани. Но об этом почему-то в статье умалчивается.
    Ответить
  • Анонимно 11 июн
    Правду говорит уважаемый автор!
    На примере помпезного открытия в 1993 Татарского Национального университета могу привести яркий пример именно такой масштабной под ковёрной борьбы татарских управленцев, которое, через 2 года, после скандалов и интриг привело образованию 2-х ВУЗов с платным образованием, именуемых "шарашкиными конторами", из которых только 1 смог в 1999 году, с горем пополам выдать дипломы "Не акрдетированного (не аттестованного) ВУЗа"..
    А в университете предполагалось преподавание предметов на татарском языке и он был предназначен для получения образования выпускникам татарских школ, которые по тем временам не всегда могли сдавать вступительные экзамены на русском языке...
    Ответить
  • Анонимно 12 июн
    Жаль что написано только про прошлый век, а не про наше время!
    Ответить
    Анонимно 21 июн
    это и про наше время тоже. она же написала к теме про институт истории марджани
    Ответить
  • Анонимно 17 июн
    Очень хорошая статья! Она поможет татарам увидеть свои недостатки и избавиться от них.
    Ответить
  • Анонимно 17 июн
    Странно, мне родители (русские) всегда говорили, что татары очень дружные, всегда помогают друг другу. Совместно строят дома друг другу, совместно готовят угощение на свадьбу. Даже на дни рождения приносят не только подарок, но и пироги. У русских так не принято, а жаль.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии