Башкирский этнополитолог: «Потихоньку идет переход на русский язык. Вот это проблема!»
На чем говорят в соседнем регионе: «северо-западный диалект башкирского» или все-таки татарский язык?
Северо-западный диалект башкирского языка фактически является татарским, считает уфимский этнополитолог Ильдар Габдрафиков. «Башкирский диктант», в который был включен и «северо-западный диалект», вызвал бурные споры в Уфе и Казани, которые вылились в информационное пространство. Представители башкир и татар вновь начали обвинять друг друга в различных грехах. Депутат Госсовета Татарстана, председатель Союза журналистов РТ Ильшат Аминов обратился к главе Башкирии Радию Хабирову с просьбой «не позволить разрушить братский союз» двух народов и республик. Габдрафиков в интервью корреспонденту «Реального времени» поделился своим мнением об этом диалекте и тех, кто вбивает клин между татарами и башкирами. Также эксперт сообщил о некоторых новшествах предстоящей переписи населения.
«Это средний диалект татарского языка»
— Ильдар Махмутович, горячие дискуссии продолжаются вокруг северо-западного диалекта башкирского языка. Спрошу прямо: этот диалект — все-таки татарский язык?
— Ученые спорят по этому вопросу. Часть башкирских ученых считает, что это особенный диалект, не совсем средний диалект татарского языка, литературные нормы которого были выработаны в свое время. Мое мнение: несмотря на разные говоры, это средний диалект татарского языка. И для нас, этнологов, важно этническое и языковое самоопределение граждан.
Начиная с переписи населения 1926 года, когда этот вопрос ставился, башкирское население западной Башкирии отождествляло свой язык как татарский. Из всей численности башкир их [татароязычных] было где-то 45% в 1926 году. Сейчас таковых — одна треть (31—33%) — в 1989, 2002, 2010 годах. Они сами себя определяют как татароязычные башкиры. То есть немного уменьшилось количество башкироязычных, в том числе из-за перехода на русский язык.
— Разве число носителей башкирского языка не увеличилось?
— В целом в абсолютных цифрах увеличилось. А в относительных — не сильно. В долях осталось примерно так же.

Мое мнение: несмотря на разные говоры, это средний диалект татарского языка. И для нас, этнологов, важно этническое и языковое самоопределение граждан
— Почему этот вопрос оказался настолько политизированным?
— Татары и башкиры — очень близкие народы. Мало в мире таких примеров настолько близких народов. Также надо обратить внимание на зону расселения.
Западная часть Башкирии и часть Татарстана (бывшие Бирский, Белебеевский и Мензелинский уезды Уфимской губернии) — сейчас это зона совместного расселения татар и башкир. Так было и раньше: между татарами и башкирами фактически нет этнокультурных различий.
Хотя, если искать, микроскопические отличия, наверное, можно найти. И если так подходить, то между жителями села Чекмагуш, откуда я родом, и села Старокалмашево можно уловить языковые отличия. Хотя эти татарские села расположены друг от друга в 3—4 км.
Водораздел происходит только на уровне самосознания. Я много примеров знаю, когда один член семьи записывается башкиром, другой — татарином. Они не делают из этого проблемы. Они больше думают о других вопросах: как найти работу, выжить в этой ситуации, дать достойное образование детям. К сожалению, в селах работы мало, закрываются школы, есть проблема алкоголизма, социально девиантного поведения — вот эти вопросы волнуют людей больше, чем надуманная языковая проблема. От того, что язык местного населения назовешь северо-западным диалектом башкирского языка или татарским языком, общей проблемы это не решит. Надо задумываться о рабочих местах, качественном образовании, почему у нас народ пачками уезжает за пределы Башкирии, в том числе и в Казань. Почему эти проблемы не ставят?
— Радий Хабиров же ставит такую проблему — о миграции из Башкортостана. Во время своего послания ее обозначал.
— Ну ставит… Пока только проблема заявлена, но нет видимых успехов в этом вопросе.

Водораздел происходит только на уровне самосознания. Я много примеров знаю, когда один член семьи записывается башкиром, другой — татарином. Они не делают из этого проблемы. Они больше думают о других вопросах: как найти работу, выжить в этой ситуации, дать достойное образование детям
«Минниханов и Хабиров должны остудить таких «защитников прав» своего народа»
— Хотите сказать, что вопросами этничности и языка кто-то хочет отвести внимание от реальных проблем?
— Эти вопросы поднимает небольшая прослойка людей, в основном молодежь, они формировались в 1990-е годы, в начале 2000-х годов. В чем-то это и есть результат искаженной национальной рахимовской политики: эта гипертрофированная этничность, фобии в отношении к татарам и другим народам. Между татарами и башкирами этнических границ не существует.
Как формировалась Башкирия? Мы знаем, как большевики быстренько стряпали национально-территориальные образования. Течет с юга на север большая река Ик, которая является естественной границей [между Башкортостаном и Татарстаном]. И по обеим ее сторонам живут люди, которые говорят на одном языке и не видят между собой никакой разницы. Я не говорю, что башкир нет. Они есть. Но нужно исходить из самоопределения: кем себя определяет человек, тем и надо записывать. Не надо указывать ему записываться татарином или башкиром. Когда-то был социальный признак — башкир — это был и определяющий фактор самосознания. А сейчас XXI век.
Российские казаки формировались на Дону и в других местах. К ним попадали и малороссы (украинцы), и беглые русские, и башкиры, и калмыки, и другие народы. По переписи 2002 года около 110 тысяч человек идентифицировали себя как казаки.
Потом [после революции] стали образовываться республики. Социальный фактор был настолько сильным, что башкиры решили остаться башкирами. А в бывшем Мензелинском уезде (в пределах современного Татарстана) сословные башкиры стали называться татарами. В Бирском уезде довольно большой процент сохранил свою башкирскую идентичность, которая опиралась больше на социальную основу.
Надо как-то решать эту проблему. Мой покойный шеф Раиль Гумерович Кузеев обращал внимание на эту проблему: уже в позднесоветское время это вызывало определенную напряженность, которая сохранялась в 1990-е, в начале 2000-х годов. Сейчас выросло поколение нетолерантных агрессивных молодых людей, которые не готовы к компромиссам. Сейчас много публикаций в СМИ, социальных сетях, создающих нехороший информационный фон. Эта напряженность невыгодна ни Башкирии, ни Татарии, ни народам республик, в том числе и русским.
На этот вопрос должны обращать внимание руководители республик, потому что качество межнациональных отношений — это вопрос управления регионом. Если есть межнациональная напряженность, то можно ставить большой минус губернатору.

В Башкирии время от времени появляются публикации, в которых обвиняют руководство соседней республики в каких-то поползновениях, вмешательстве во внутренние дела и т.д. Рустам Минниханов и Радий Хабиров должны остудить таких «защитников прав» своего народа
— Почему, по-вашему, татары так болезненно отреагировали на «Башкирский диктант»?
— Сейчас — из-за этого северо-западного диалекта. Но не только этот вопрос вызывает реакцию. В Башкирии время от времени появляются публикации, в которых обвиняют руководство соседней республики в каких-то поползновениях, вмешательстве во внутренние дела и т.д. Этот вопрос не надо так будировать широко в средствах массовой информации. Эти вопросы должны осознать руководители республик. Рустам Минниханов и Радий Хабиров должны остудить таких «защитников прав» своего народа. Этих горлопанов не так много на самом деле, но они создают напряженность. Есть подозрения, что отдельные «благожелатели» в руководстве республики поощряют такие публикации. Думаю, Хабиров до конца не задумывается об этой проблеме.
Татарская часть населения давно ставила вопрос о памятнике Габдулле Тукаю. И когда Хабиров пришел в республику, как раз было принято решение о памятнике, был найден на его установку спонсор, и памятник установили в краткие сроки. Это очень позитивно сказалось на имидже Хабирова. Так же был поставлен вопрос памятника Шайхзаде Бабичу — татаро-башкирскому классику…
— Опять же, Бабич вызывает споры — чей он? Как и Мажит Гафури.
— Этот вопрос не надо ставить. Многие хотят так — вынь да положь: татарин он или башкир. Бабич, генерал Шаймуратов, Гафури и многие другие должны не разъединять, а объединять татар и башкир. Копать, башкир он или татарин, бессмысленно и наивно. Мы же не говорим, что Пушкин был эфиопом, поэтому он не может быть русским поэтом. Если так взять, то очень много классиков русской литературы XIX и XX веков не являются этническими русскими.
Но эта конкуренция вызвана страхом, будто татарский этнос доминирует, из-за чего кто-то может ассимилироваться. Но это не более, чем фобии. На самом деле, больше идет процесс русификации. Даже в сельских детских садиках дети больше говорят по-русски. Потихоньку идет переход на русский язык. Вот это проблема!

Многие хотят так — вынь да положь: татарин он или башкир. Бабич, генерал Шаймуратов, Гафури и многие другие должны не разъединять, а объединять татар и башкир
«Башкирские этноэлиты продолжали считать Хамитова татарином, ставленником татар»
— А что будет, если по переписи в республике башкир окажется численно меньше, чем татар?
— Ничего не будет. Мир от этого не остановится. Надо минимизировать роль идеологического и административного фактора. Надо максимально дать людям самим высказаться. Поэтому было принято решение во время предстоящей переписи допустить указывать несколько идентичностей человека, как и языков: первая национальность, вторая, третья. Это поможет ученым глубже анализировать процессы…
— Как-то мне в интервью академик Валерий Тишков озвучил идею указывать двойную идентичность «татаро-башкир»…
— Но будет не совсем двойная идентичность, а будет градация, как и с языками. Очень часто бывает, что человек фактически рожден с русским языком, а идентичность у него татарская, а татарский язык он плохо знает. Но когда его спрашивают о родном языке, он автоматически отвечает «татарский» или «башкирский». Для антропологов важно знать реальную картину. Вопрос о родном языке является вторым фактором этнической идентичности человека. А если указывать первый, второй, третий языки, это покажет более объективную картину. После переписи в общем доступе можно будет увидеть лишь первую указанную национальность и язык. А если экспертам нужны будут более подробные данные, кто какие национальности и языки указал, они смогут их легко запросить в Росстате.
— Почему эти идеи про двойную идентичность, градацию не очень-то приняли в Татарстане и Башкортостане?
— Есть какое-то опасение, что будет размываться этническая идентичность. Но думаю, что надо такое допустить. У нас в Башкирии до трети браков — межнациональные. И рожденный в такой семье ребенок может быть с двойной идентичностью, а при существующих реалиях он должен определяться с какой-то одной национальностью. Почему бы ему не дать возможность самому решать этот вопрос? Это не направлено на ассимиляцию какого-то народа. Я убежден, что в русско-татарском браке в Татарстане ребенок предпочтет записать себя татарином. В Башкортостане будет определяться как башкир.
— Считается, что во время переписей имеют место подтасовки, административный ресурс и подобные вещи. Как вы считаете, в предстоящей переписи будут ли они снова?
— Самый большой административный ресурс использовался в 2002 году, когда татар в Башкортостане стало резко меньше на 230 тысяч человек (по сравнению с 1989 годом), а количество башкир выросло на 360 тысяч человек. Это была оголтелая фальсификация переписи.
В 2010 году ее было намного меньше. Как помните, в тот год произошла смена власти. Хамитов тогда сказал: «Нам нужна объективная картина».

Надо максимально дать людям самим высказаться. Поэтому было принято решение во время предстоящей переписи допустить указывать несколько идентичностей человека, как и языков: первая национальность, вторая, третья. Это поможет ученым глубже анализировать процессы…
— И при этом президент РБ Рустэм Хамитов тогда записался башкиром.
— Да, а до этого он себя считал татарином, но стал башкир. Это отрыжка с советских времен, когда во главе республики должен быть представитель титульной этнической группы. А если не титульной, то хотя бы не конкурирующей. Поэтому, я думаю, в Кремле Хамитову было дано указание декларативно заявлять, что является башкиром. От этого ничего не меняется. Как говорится, бьют не по паспорту, а по морде. И башкирские этноэлиты продолжали считать Хамитова татарином, ставленником татар.
Пример с Хамитовым говорит о том, что между татарами и башкирами нет этнокультурных различий. Но есть какая-то конкуренция между этнолидерами, общественниками, которые будируют этот вопрос. А границу между татарами и башкирами невозможно провести. Такая же ситуация на российско-украинском пограничье — Белгородская область, Донбасс. А народов, в которых нет таких этнокультурных различий, можно посчитать по пальцам. Границы проходят в самосознании. Эти границы есть в горячих головах этнолидеров.
Надо уменьшить роль этнического фактора в государственной и общественной жизни. Но ни в коем случае я не призываю к отмене национальных республик. Однако когда доходило до такого, что при приеме на работу, в университет или когда ставили директорами, спрашивали твою национальность, это уже крайность. И такие крайности надо преодолевать.
Также считаю, что границы Татарстана или Башкирии ни в коем случае не надо пересматривать: в данном историческом периоде существования это приведет только к негативным последствиям.
Справка
Ильдар Махмутович Габдрафиков— историк, политолог, этнолог; кандидат исторических наук.
- Старший научный сотрудник Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра Российской академии наук (с 1990 года).
- Эксперт Международной сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов EAWARN (с 1993 года).
- Область научных интересов: этнополитология, этнодемография и этносоциальные процессы, межэтнические отношения, национальная политика и нациестроительство, этнологический мониторинг.
- Автор более 200 научных работ, в том числе нескольких монографий.
комментарии
Согласно его исследованиям получается от прабашкирского отделился язык приуральских татар, потом отделился северо-западный диалект, потом южный и восточный диалекты.
Предки татар (современных) пришли с междуречья Иделя и Дона!
БОЛЬШОЕ не может быть частью МАЛОГО (башкуртов)!
Ильдар Габдрафиков – этнолог, политолог, разных мудренных институтов. Звучит, Круто?
А знают ли представители общественности и средства массовой информации о том, что приговором Верховного суда Башкирии оставлен в силе приговор Ленинского суда Уфы, вынесенный по делу модераторов и авторов сайта «Уфагуб».
Пятерка интернет-комментаторов — 61-летний Николай Швецов, 44-летний Сергей Орлов, 44-летний Игорь Кучумов, 47-летний Ильдар Габдрафиков и 26-летний Константин Нестеров осужденны к условным срокам.
Все осужденные, имея доступ к администрированию сайта «Уфа губернская» и модерированию комментариев читателей, размещали статьи с признаками экстремизма, оскорбительные комментарии, направленные на возбуждение ненависти и вражды, унижение чести и достоинства человека по признакам национальности, языка и происхождения.
Эксперт осужден за экстремизм!
https://echo.msk.ru/blog/azamat_galin/1075568-echo/
Если уж судить, то судить чиновников, которые тогда работали в рахимовской администрации (имена их и так известны) - за ту политику башкиризации, нарушение прав человека, учиненную коррупцию, фальсификации на выборах, переписях, за продажу Башнефти и ряда других компаний. Почему нынешние башкирские элиты помалкивают?
А все потому, что во время переписи 1989 года, численность татар была искусственно завышена за счет башкир! Тогда во власти Башкирии стоял уроженец Чекмагуша Равмер Хабибуллин, большую часть карьеры проработавший в Татарии. И именно в период его правления был создан ТОЦ, занимавшийся агитацией и пропагандой во время переписи.
Власти Татарии испугались, что восточные районы Татарской АССР (бывшие Мензелинский и Бугульминский уезды) со 140 тысячами башкир могут присоединить к Башкирской АССР, и поэтому записали башкир "татарами".
русские - 1,360 млн (34,6 %)
башкиры - 1,235 млн (31,4 %)
татары - 1,035 млн (26,3 %)
марийцы - 101 тыс. (2,6 %)
чуваши - 95 тыс. (2,4 %)
украинцы - 21 тыс. (0,5 %)
удмурты - 20 тыс. (0,5 %)
мордва - 13 тыс. (0,3 %)
Русские -38,61%- 1 572 194
Татары -29,56% -1 203 679
Башкиры-23,01% -936 964
Другие-8,82% -359 149
К итогам переписи 2010 года нет смысла возвращаться, так как видно об огромной фальсификации результатов переписи. Поэтому организациям, взявшимся контролировать проведение переписи в Башкортостане надо вести свою работу с опорой на итоги микропереписи. Естественно, они не будут совпадать по некоторым причинам:
1.Доля русских упадет в связи с большей миграцией русских из Башкортостана, а также в связи с усилившейся естественной убылью русских по всей стране. Ассимиляция нерусских народов в пользу русских не сможет перекрыть эту убыль, опять-таки как и по всей стране. Но уменьшение численности русских не превысит 2%.
2.Доля татар может незначительно упасть в связи с миграцией из Башкортостана, ассимиляцией, которая судя по большому количеству родственников в республике почти отсутствует, но в случае фальсификаций доля татар упадет в зависимости от степени этих фальсификаций. При полном отсутствии фальсификации доля татар может даже оказаться выше 30%.
3.Численность башкир значительно не вырастет, но доля подрастет за счет уменьшения численности населения республики до максимум 25%.
-------------
За основу надо брать процент школьников выбравших родные языки. Это точнее показывает соотношение тех или иных народов, на их самоидентификацию.
Татарский выбрали где то около 8%.
Башкирский - 15%.
Так вот, в реальности татар в Башкирии в ДВА раза меньше башкир.
Упертых "только татарин", противопоставляющих себя башкирам, очень мало.
Всего указали свой язык 46 439 человек.
То есть это не показатель общего количества населения и соотношения этносов, а просто процент от общего числа опрошенных которые указали язык или языки которым владеют.
Будто человек лишенный национальности, робот.
То, что идет русификация-это не лишает национальности настоящих татар и башкир. Но это результат деятельности башкирского руководства, которое руководствуется принципом "ни тебе, и не мне"; главное не дать развиться татарам.
Я настоящий татарин Хабибуллин Флюс Мирзанур-улы, проживающий в г. Нефтекамске, родившийся в Калтасинском районе Башкортостана в 1949 году. Бабушка из рода Мутиных (один был замом у Валиди во время Колчака, другой был артистом Камаловского театра в Казани, оба репрессированы ) из Актанышского района Татарстана. Так вот сообщаю, что в Калтасинском районе за все время моего нахождения на этом белом свете я не встречал башкир. Более того , когда у нас в поселке был леспромхоз , был интернационал, но все говорили на татарском языке, хотя школа была русская. А тут я недавно посмотрел в интернете информацию про Калтасинский район и обомлел : татар почти нет, башкиры на первом месте, марийцы на втором, русские на третьем. Произошла бесстыднейшая фальсификация. А тут этот Габдрафиков со своей мыслишкой об "уровне самосознания"; из ,якобы, меркантильных , шкурных интересов даже внутри одной семьи один татарин , другой башкир, и это нормально. Дешево он судит о татарах. Татары не роботы, не зомби (кроме отдельных единичных случаев). Татары патриоты, татары жизнь отдадут за свой народ.
Оттуда все и современные противоречия.
Не было бы "ленинской" провокации - сейчас поволжские тюркские мусульмане говорили бы на едином литературном языке и достигли бы численности 20-30 миллионов человек.
Джувейни. “Башгирды есть венгры-христиане в Венгрии”, “Башгирды – это синоним келеров, то есть венгров”; “Башгирды –многочисленный народ христианского исповедания, который, говорят, живет рядом с франками”.
Абу-ль-Фида «башгирды живут на берегах Дуная по соседству с германцами»
Аль-Казвини «башгирды живут между Константинополем и и Болгарией».
А после взятия Казани башгирдами стали называть тех, кто добровольно перешел на Сторону Московии. Потому первыми подданство Москвы приняли башгирды-венгры Верхнего Прикамья. Тогда еще там была небольшая колония башгирд венгров (потом они слились с хантами-истяками, оттуда и другое название их - истяки).
Что касается диалектов.
Так называемый башкирский говор - это просто куваканский (зауральский) диалект татарского языка. Он отличается от литературного татарского тем, что там много монголизмов и переход татарских фонем на хантские фонемы.
Так называемый башкиры это: те, которые в Зауралье - отатарившиеся монголы, а те, кто живет на Южном Урале - отатарившиеся финугры.
кстати, ты сдавал генетический тест на "татарскость"? если нет, то сдай. лишний раз убедишься, что т.н. "казанлы" неожиданно оказываются марийцами и удмуртами.
Я прочел всех так называемых "башкирских ученых". Точнее сказочников.
Никогда не было никакого тюркского народа с названием башкиры. На сей счет у меня около 20 статьей в интеренете.
Я, в отлтчте от вас прочел не только этих уфимских сказочников, но и тех авторов средних веков, на которых они ссылаются. А у них нет ни одного упоминания о башкирах. Они пишут о каких-то баскартах, паскатирах, баджарах, маджарах, в лучшем случае басгирдах (идриси) или башгирдах (ибн Фадлан, Джувейни). А у уфимских сказочников все эти паскарты, пласкарты да паскатир-маскатиры превращаются в башкиры или башкорты.
Приведи мне хотя бы один источник средних веков, в которых упоминается слово "башкир" или башкорт".
Почему нет ни одного упоминания в русских источниках о башкирах (до 1552 года). Ведь ханты у них упоминаются тысячи раз, а вот башкир - ни разу. Если б был такой нарорд (мифический народ), то русские источники писали бы о них. Или китайские. Хотя бы раз.
Обратите внимание на слова - "Этот господин почти ежедневно стал печатать различный мусор ...".
Этого мусора и сегодня более чем предостаточно. Простым людям, далеким от исторической науки, трудно разобраться что к чему. Что поделаешь читают этот мусор и принимают его на веру.
Азеристан в 30-ых годах объединит тюркский мир в Туранскую Ассоциацию (ТА). Так вот, из моих дешифровок потайной информации в карте мира в картине Дали следует, что почти все национальные республики России выйдут из её состава и войдут в ТА. В ТА языком общения будет азери. Поскольку к азери из всех татарских диалектов ближе всего казанский диалект (крымско-татарский язык на самом деле диалект азерийского языка), то уместно всем тюркам нынешней России перейти на казанский диалект, чтобы свободно общаться в ТА. Казанский диалект стоит в основе литературного татарского языка. Так вот, башкирам, чувашам, всем татарам Сибири, Поволжья следует внедрить литературный татарский язык. Одновременно, насильно христианизированные в 18 веке чуваши, должны вернуться в лоно ислама. Всё это предотвратит опасность русификации тюрок нынешней России и подготовит в вступлению в ТА. Кроме того, почему бы не поставить вопрос об объединении Татарстана, Чувашистана , Башкирстана в конфедерацию Булгаристан. Ведь в основе этих трех народов стоят тюрки -булгары. А башкирам вместо странных распрей с близкородственными татарами было бы лучше заняться восстановлением башняков как тюркского этноса. Азер Гасанли. Азербайджан.
Зачем татар приписываете к башкирам?
Он - этнический татарин.
Кипчаки - половцы составляют значительную долю среди башкирских, казахских родов, их язык переняли потомки булгар.
Самый большой секрет в России - это существование болгарского народа! Если это признается, все другие национальности должны будут признать свое болгарское происхождение. И это самая честная и настоящая историческая правда!
Насильственное и несправедливо навязанное название Болгарии как Татарстан является враждебным актом мировых антибулгар и антируских, которые хотят физически, ментально и исторически уничтожить 17000 летное существование «святых людей» (болгар) с их насмешливыми прозвищами «адские люди», «мусор» и «безбожники» (татары). И этот обман завтра будет отмечать свое 100-летие. Боже, защити нас! Будет ли это праздник, или будет издевательство над болгарским народом, насильно переименованным на одну ночь с именем им злейших врагов ?!
Опомнитесь, жители Поволжья, восстановите свое славное имя болгары при переписи!
И вообще, почему мнение татарина - выдаётся за мнение башкира?