Новости раздела

Башкирский этнополитолог: «Потихоньку идет переход на русский язык. Вот это проблема!»

На чем говорят в соседнем регионе: «северо-западный диалект башкирского» или все-таки татарский язык?

Северо-западный диалект башкирского языка фактически является татарским, считает уфимский этнополитолог Ильдар Габдрафиков. «Башкирский диктант», в который был включен и «северо-западный диалект», вызвал бурные споры в Уфе и Казани, которые вылились в информационное пространство. Представители башкир и татар вновь начали обвинять друг друга в различных грехах. Депутат Госсовета Татарстана, председатель Союза журналистов РТ Ильшат Аминов обратился к главе Башкирии Радию Хабирову с просьбой «не позволить разрушить братский союз» двух народов и республик. Габдрафиков в интервью корреспонденту «Реального времени» поделился своим мнением об этом диалекте и тех, кто вбивает клин между татарами и башкирами. Также эксперт сообщил о некоторых новшествах предстоящей переписи населения.

«Это средний диалект татарского языка»

— Ильдар Махмутович, горячие дискуссии продолжаются вокруг северо-западного диалекта башкирского языка. Спрошу прямо: этот диалект — все-таки татарский язык?

— Ученые спорят по этому вопросу. Часть башкирских ученых считает, что это особенный диалект, не совсем средний диалект татарского языка, литературные нормы которого были выработаны в свое время. Мое мнение: несмотря на разные говоры, это средний диалект татарского языка. И для нас, этнологов, важно этническое и языковое самоопределение граждан.

Начиная с переписи населения 1926 года, когда этот вопрос ставился, башкирское население западной Башкирии отождествляло свой язык как татарский. Из всей численности башкир их [татароязычных] было где-то 45% в 1926 году. Сейчас таковых — одна треть (31—33%) — в 1989, 2002, 2010 годах. Они сами себя определяют как татароязычные башкиры. То есть немного уменьшилось количество башкироязычных, в том числе из-за перехода на русский язык.

— Разве число носителей башкирского языка не увеличилось?

— В целом в абсолютных цифрах увеличилось. А в относительных — не сильно. В долях осталось примерно так же.

Фото kazanfirst.ru
Мое мнение: несмотря на разные говоры, это средний диалект татарского языка. И для нас, этнологов, важно этническое и языковое самоопределение граждан

— Почему этот вопрос оказался настолько политизированным?

— Татары и башкиры — очень близкие народы. Мало в мире таких примеров настолько близких народов. Также надо обратить внимание на зону расселения.

Западная часть Башкирии и часть Татарстана (бывшие Бирский, Белебеевский и Мензелинский уезды Уфимской губернии) — сейчас это зона совместного расселения татар и башкир. Так было и раньше: между татарами и башкирами фактически нет этнокультурных различий.

Хотя, если искать, микроскопические отличия, наверное, можно найти. И если так подходить, то между жителями села Чекмагуш, откуда я родом, и села Старокалмашево можно уловить языковые отличия. Хотя эти татарские села расположены друг от друга в 3—4 км.

Водораздел происходит только на уровне самосознания. Я много примеров знаю, когда один член семьи записывается башкиром, другой — татарином. Они не делают из этого проблемы. Они больше думают о других вопросах: как найти работу, выжить в этой ситуации, дать достойное образование детям. К сожалению, в селах работы мало, закрываются школы, есть проблема алкоголизма, социально девиантного поведения — вот эти вопросы волнуют людей больше, чем надуманная языковая проблема. От того, что язык местного населения назовешь северо-западным диалектом башкирского языка или татарским языком, общей проблемы это не решит. Надо задумываться о рабочих местах, качественном образовании, почему у нас народ пачками уезжает за пределы Башкирии, в том числе и в Казань. Почему эти проблемы не ставят?

— Радий Хабиров же ставит такую проблему — о миграции из Башкортостана. Во время своего послания ее обозначал.

— Ну ставит… Пока только проблема заявлена, но нет видимых успехов в этом вопросе.

Фото wikipedia.org
Водораздел происходит только на уровне самосознания. Я много примеров знаю, когда один член семьи записывается башкиром, другой — татарином. Они не делают из этого проблемы. Они больше думают о других вопросах: как найти работу, выжить в этой ситуации, дать достойное образование детям

«Минниханов и Хабиров должны остудить таких «защитников прав» своего народа»

— Хотите сказать, что вопросами этничности и языка кто-то хочет отвести внимание от реальных проблем?

— Эти вопросы поднимает небольшая прослойка людей, в основном молодежь, они формировались в 1990-е годы, в начале 2000-х годов. В чем-то это и есть результат искаженной национальной рахимовской политики: эта гипертрофированная этничность, фобии в отношении к татарам и другим народам. Между татарами и башкирами этнических границ не существует.

Как формировалась Башкирия? Мы знаем, как большевики быстренько стряпали национально-территориальные образования. Течет с юга на север большая река Ик, которая является естественной границей [между Башкортостаном и Татарстаном]. И по обеим ее сторонам живут люди, которые говорят на одном языке и не видят между собой никакой разницы. Я не говорю, что башкир нет. Они есть. Но нужно исходить из самоопределения: кем себя определяет человек, тем и надо записывать. Не надо указывать ему записываться татарином или башкиром. Когда-то был социальный признак — башкир — это был и определяющий фактор самосознания. А сейчас XXI век.

Российские казаки формировались на Дону и в других местах. К ним попадали и малороссы (украинцы), и беглые русские, и башкиры, и калмыки, и другие народы. По переписи 2002 года около 110 тысяч человек идентифицировали себя как казаки.

Потом [после революции] стали образовываться республики. Социальный фактор был настолько сильным, что башкиры решили остаться башкирами. А в бывшем Мензелинском уезде (в пределах современного Татарстана) сословные башкиры стали называться татарами. В Бирском уезде довольно большой процент сохранил свою башкирскую идентичность, которая опиралась больше на социальную основу.

Надо как-то решать эту проблему. Мой покойный шеф Раиль Гумерович Кузеев обращал внимание на эту проблему: уже в позднесоветское время это вызывало определенную напряженность, которая сохранялась в 1990-е, в начале 2000-х годов. Сейчас выросло поколение нетолерантных агрессивных молодых людей, которые не готовы к компромиссам. Сейчас много публикаций в СМИ, социальных сетях, создающих нехороший информационный фон. Эта напряженность невыгодна ни Башкирии, ни Татарии, ни народам республик, в том числе и русским.

На этот вопрос должны обращать внимание руководители республик, потому что качество межнациональных отношений — это вопрос управления регионом. Если есть межнациональная напряженность, то можно ставить большой минус губернатору.

Фото Тимура Рахматуллина
В Башкирии время от времени появляются публикации, в которых обвиняют руководство соседней республики в каких-то поползновениях, вмешательстве во внутренние дела и т.д. Рустам Минниханов и Радий Хабиров должны остудить таких «защитников прав» своего народа

— Почему, по-вашему, татары так болезненно отреагировали на «Башкирский диктант»?

— Сейчас — из-за этого северо-западного диалекта. Но не только этот вопрос вызывает реакцию. В Башкирии время от времени появляются публикации, в которых обвиняют руководство соседней республики в каких-то поползновениях, вмешательстве во внутренние дела и т.д. Этот вопрос не надо так будировать широко в средствах массовой информации. Эти вопросы должны осознать руководители республик. Рустам Минниханов и Радий Хабиров должны остудить таких «защитников прав» своего народа. Этих горлопанов не так много на самом деле, но они создают напряженность. Есть подозрения, что отдельные «благожелатели» в руководстве республики поощряют такие публикации. Думаю, Хабиров до конца не задумывается об этой проблеме.

Татарская часть населения давно ставила вопрос о памятнике Габдулле Тукаю. И когда Хабиров пришел в республику, как раз было принято решение о памятнике, был найден на его установку спонсор, и памятник установили в краткие сроки. Это очень позитивно сказалось на имидже Хабирова. Так же был поставлен вопрос памятника Шайхзаде Бабичу — татаро-башкирскому классику…

— Опять же, Бабич вызывает споры — чей он? Как и Мажит Гафури.

— Этот вопрос не надо ставить. Многие хотят так — вынь да положь: татарин он или башкир. Бабич, генерал Шаймуратов, Гафури и многие другие должны не разъединять, а объединять татар и башкир. Копать, башкир он или татарин, бессмысленно и наивно. Мы же не говорим, что Пушкин был эфиопом, поэтому он не может быть русским поэтом. Если так взять, то очень много классиков русской литературы XIX и XX веков не являются этническими русскими.

Но эта конкуренция вызвана страхом, будто татарский этнос доминирует, из-за чего кто-то может ассимилироваться. Но это не более, чем фобии. На самом деле, больше идет процесс русификации. Даже в сельских детских садиках дети больше говорят по-русски. Потихоньку идет переход на русский язык. Вот это проблема!

Фото Тимура Рахматуллина
Многие хотят так — вынь да положь: татарин он или башкир. Бабич, генерал Шаймуратов, Гафури и многие другие должны не разъединять, а объединять татар и башкир

«Башкирские этноэлиты продолжали считать Хамитова татарином, ставленником татар»

— А что будет, если по переписи в республике башкир окажется численно меньше, чем татар?

— Ничего не будет. Мир от этого не остановится. Надо минимизировать роль идеологического и административного фактора. Надо максимально дать людям самим высказаться. Поэтому было принято решение во время предстоящей переписи допустить указывать несколько идентичностей человека, как и языков: первая национальность, вторая, третья. Это поможет ученым глубже анализировать процессы…

— Как-то мне в интервью академик Валерий Тишков озвучил идею указывать двойную идентичность «татаро-башкир»…

— Но будет не совсем двойная идентичность, а будет градация, как и с языками. Очень часто бывает, что человек фактически рожден с русским языком, а идентичность у него татарская, а татарский язык он плохо знает. Но когда его спрашивают о родном языке, он автоматически отвечает «татарский» или «башкирский». Для антропологов важно знать реальную картину. Вопрос о родном языке является вторым фактором этнической идентичности человека. А если указывать первый, второй, третий языки, это покажет более объективную картину. После переписи в общем доступе можно будет увидеть лишь первую указанную национальность и язык. А если экспертам нужны будут более подробные данные, кто какие национальности и языки указал, они смогут их легко запросить в Росстате.

— Почему эти идеи про двойную идентичность, градацию не очень-то приняли в Татарстане и Башкортостане?

— Есть какое-то опасение, что будет размываться этническая идентичность. Но думаю, что надо такое допустить. У нас в Башкирии до трети браков — межнациональные. И рожденный в такой семье ребенок может быть с двойной идентичностью, а при существующих реалиях он должен определяться с какой-то одной национальностью. Почему бы ему не дать возможность самому решать этот вопрос? Это не направлено на ассимиляцию какого-то народа. Я убежден, что в русско-татарском браке в Татарстане ребенок предпочтет записать себя татарином. В Башкортостане будет определяться как башкир.

— Считается, что во время переписей имеют место подтасовки, административный ресурс и подобные вещи. Как вы считаете, в предстоящей переписи будут ли они снова?

— Самый большой административный ресурс использовался в 2002 году, когда татар в Башкортостане стало резко меньше на 230 тысяч человек (по сравнению с 1989 годом), а количество башкир выросло на 360 тысяч человек. Это была оголтелая фальсификация переписи.

В 2010 году ее было намного меньше. Как помните, в тот год произошла смена власти. Хамитов тогда сказал: «Нам нужна объективная картина».

Фото nevadm.ru
Надо максимально дать людям самим высказаться. Поэтому было принято решение во время предстоящей переписи допустить указывать несколько идентичностей человека, как и языков: первая национальность, вторая, третья. Это поможет ученым глубже анализировать процессы…

— И при этом президент РБ Рустэм Хамитов тогда записался башкиром.

— Да, а до этого он себя считал татарином, но стал башкир. Это отрыжка с советских времен, когда во главе республики должен быть представитель титульной этнической группы. А если не титульной, то хотя бы не конкурирующей. Поэтому, я думаю, в Кремле Хамитову было дано указание декларативно заявлять, что является башкиром. От этого ничего не меняется. Как говорится, бьют не по паспорту, а по морде. И башкирские этноэлиты продолжали считать Хамитова татарином, ставленником татар.

Пример с Хамитовым говорит о том, что между татарами и башкирами нет этнокультурных различий. Но есть какая-то конкуренция между этнолидерами, общественниками, которые будируют этот вопрос. А границу между татарами и башкирами невозможно провести. Такая же ситуация на российско-украинском пограничье — Белгородская область, Донбасс. А народов, в которых нет таких этнокультурных различий, можно посчитать по пальцам. Границы проходят в самосознании. Эти границы есть в горячих головах этнолидеров.

Надо уменьшить роль этнического фактора в государственной и общественной жизни. Но ни в коем случае я не призываю к отмене национальных республик. Однако когда доходило до такого, что при приеме на работу, в университет или когда ставили директорами, спрашивали твою национальность, это уже крайность. И такие крайности надо преодолевать.

Также считаю, что границы Татарстана или Башкирии ни в коем случае не надо пересматривать: в данном историческом периоде существования это приведет только к негативным последствиям.

Тимур Рахматуллин
Справка

Ильдар Махмутович Габдрафиков— историк, политолог, этнолог; кандидат исторических наук.

  • Старший научный сотрудник Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра Российской академии наук (с 1990 года).
  • Эксперт Международной сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов EAWARN (с 1993 года).
  • Область научных интересов: этнополитология, этнодемография и этносоциальные процессы, межэтнические отношения, национальная политика и нациестроительство, этнологический мониторинг.
  • Автор более 200 научных работ, в том числе нескольких монографий.

ОбществоВласть БашкортостанТатарстан
комментарии 72

комментарии

  • Анонимно 22 май
    То есть, татары с башкирами не могут определиться, кто есть кто, а виноваты все равно русские со своим языком? Вот такие у вас ущеные.
    Ответить
    Анонимно 22 май
    в точку попал.
    Ответить
    Анонимно 22 май
    читай текст. а то делаешь выводы по заголовкам и показываешь весь свой интеллектуальный уровень
    Ответить
    Анонимно 22 май
    С ним бесполезно разговаривать- это тролль!
    Ответить
    Анонимно 24 май
    кто тролль? возразить просто нечем, ведь так?
    Ответить
    Анонимно 26 май
    Согласно новым исследованиям М.Зимина даже язык татар Башкортостана произошел из башкирского.
    Согласно его исследованиям получается от прабашкирского отделился язык приуральских татар, потом отделился северо-западный диалект, потом южный и восточный диалекты.
    Ответить
    Анонимно 02 июн
    Бредите, уважаемый!
    Предки татар (современных) пришли с междуречья Иделя и Дона!
    БОЛЬШОЕ не может быть частью МАЛОГО (башкуртов)!
    Ответить
    Анонимно 26 май
    читайте льва гумилева
    Ответить
  • Анонимно 22 май
    Осужденный за экстремизм может быть экспертом?

    Ильдар Габдрафиков – этнолог, политолог, разных мудренных институтов. Звучит, Круто?

    А знают ли представители общественности и средства массовой информации о том, что приговором Верховного суда Башкирии оставлен в силе приговор Ленинского суда Уфы, вынесенный по делу модераторов и авторов сайта «Уфагуб».

    Пятерка интернет-комментаторов — 61-летний Николай Швецов, 44-летний Сергей Орлов, 44-летний Игорь Кучумов, 47-летний Ильдар Габдрафиков и 26-летний Константин Нестеров осужденны к условным срокам.

    Все осужденные, имея доступ к администрированию сайта «Уфа губернская» и модерированию комментариев читателей, размещали статьи с признаками экстремизма, оскорбительные комментарии, направленные на возбуждение ненависти и вражды, унижение чести и достоинства человека по признакам национальности, языка и происхождения.

    Эксперт осужден за экстремизм!
    https://echo.msk.ru/blog/azamat_galin/1075568-echo/
    Ответить
    Анонимно 22 май
    Вот это поворот! Хотя, чему удивляться. И у нас в Татарстане таких полно. И тут такие же комментаторы имеются, не судите по случайному стечению обстоятельств
    Ответить
    Анонимно 22 май
    Уже тогда было понятно, что дело сфабриковано. Все из-за того, что они критиковали режим Рахимова и его национальную политику. А ЕСПЧ вообще признал это преследование двух ученых, краеведа и бизнесмена незаконным и заставило региональные и российские власти выплатить им компенсацию за причиненный ущерб.
    Если уж судить, то судить чиновников, которые тогда работали в рахимовской администрации (имена их и так известны) - за ту политику башкиризации, нарушение прав человека, учиненную коррупцию, фальсификации на выборах, переписях, за продажу Башнефти и ряда других компаний. Почему нынешние башкирские элиты помалкивают?
    Ответить
    Анонимно 26 май
    Сфабриковали - это создали дело, когда нет причины так? Ну а сайт то доступный был, там экстремизма на полк хватило бы, не только на подельников. Зачем трудиться фабриковать, когда весь сайт был забит этим хламом, продукцией мыслительной деятельности оных. И интервью стонущее, белыми нитками шитое, только так как тогда не может свободно выражаться, ну все таки времена не те.
    Ответить
  • Анонимно 22 май
    Этот Габдрафиков в 2012 году был осужден на 2 года условно за экстремизм. Почему он до сих пор работает в институте этнологии и как он может рассуждать о межнациональных отношениях в СМИ?
    Ответить
    Анонимно 22 май
    во-первых, не был осужден. хотя уголовное дело на него пытались завести. но еспч заступился. во-вторых, не в 2012 году, а намного раньше. в-третьих, рахимовский режим не мог простить ему такую независимую политику. за это и давил на ученого.
    Ответить
  • Анонимно 22 май
    В Башкирской АССР, согласно переписи 1989 года, численность башкир, по сравнению с 1970 годом, сократилась на 29 тыс. человек, а татар увеличилась на целых 176 тыс.! Хотя рождаемость у башкир всегда была высокой!

    А все потому, что во время переписи 1989 года, численность татар была искусственно завышена за счет башкир! Тогда во власти Башкирии стоял уроженец Чекмагуша Равмер Хабибуллин, большую часть карьеры проработавший в Татарии. И именно в период его правления был создан ТОЦ, занимавшийся агитацией и пропагандой во время переписи.
    Ответить
    Анонимно 22 май
    В школах преподавали татарский язык после революции-так башкир искусственно отатаривали в течение нескольких поколений.
    Ответить
  • Анонимно 22 май
    По данным переписи 1920 года в Татарской АССР насчитывалось 139 858 башкир, однако к 1926 году, численность башкир искусственно сократилась до 1 752 человек!

    Власти Татарии испугались, что восточные районы Татарской АССР (бывшие Мензелинский и Бугульминский уезды) со 140 тысячами башкир могут присоединить к Башкирской АССР, и поэтому записали башкир "татарами".
    Ответить
  • Анонимно 22 май
    Прогноз национального состава Башкортостана по переписи 2020 года:
    русские - 1,360 млн (34,6 %)
    башкиры - 1,235 млн (31,4 %)
    татары - 1,035 млн (26,3 %)
    марийцы - 101 тыс. (2,6 %)
    чуваши - 95 тыс. (2,4 %)
    украинцы - 21 тыс. (0,5 %)
    удмурты - 20 тыс. (0,5 %)
    мордва - 13 тыс. (0,3 %)
    Ответить
    Анонимно 22 май
    Из пальца высосал этот прогноз?
    Ответить
    Рим Дашкин 22 май
    Если за основу брать итоги микропереписи населения 2015 года, которая была наименее политизирована, с меньшим влиянием административного ресурса, так как проводилась по научной методике, то итоги переписи населения в Башкирии будут примерно следующими:
    Русские -38,61%- 1 572 194
    Татары -29,56% -1 203 679
    Башкиры-23,01% -936 964
    Другие-8,82% -359 149
    К итогам переписи 2010 года нет смысла возвращаться, так как видно об огромной фальсификации результатов переписи. Поэтому организациям, взявшимся контролировать проведение переписи в Башкортостане надо вести свою работу с опорой на итоги микропереписи. Естественно, они не будут совпадать по некоторым причинам:
    1.Доля русских упадет в связи с большей миграцией русских из Башкортостана, а также в связи с усилившейся естественной убылью русских по всей стране. Ассимиляция нерусских народов в пользу русских не сможет перекрыть эту убыль, опять-таки как и по всей стране. Но уменьшение численности русских не превысит 2%.
    2.Доля татар может незначительно упасть в связи с миграцией из Башкортостана, ассимиляцией, которая судя по большому количеству родственников в республике почти отсутствует, но в случае фальсификаций доля татар упадет в зависимости от степени этих фальсификаций. При полном отсутствии фальсификации доля татар может даже оказаться выше 30%.
    3.Численность башкир значительно не вырастет, но доля подрастет за счет уменьшения численности населения республики до максимум 25%.
    Ответить
    Анонимно 22 май
    Рим Дашкин, а вы что за статистикой оперируете? И что за странная у вас логика?
    Ответить
    Рим Дашкин 22 май
    За основу я беру результаты микропереписи, которые есть на сайтах роскомстата и на региональных статкомитетов, плюс ежемесячные сводки на роскомстате.
    Ответить
    Рим Дашкин 22 май
    Конкретно, что вас смущает? Данные по микропереписи, которая осуществлялась выборочно, но с достаточной выборкой, так как алгоритм разрабатывался математиками-статистиками? Мои предположения по итогам предстоящей переписи, основаны на текущих трендах. То есть национальный состав по микропереписи практически точен, иначе для чего бы государству тратить на это миллиарды рублей. Прогнозная часть может иметь отклонения, но я об этом и написал, что это будет зависеть от количества фальсификаций.
    Ответить
    Анонимно 22 май
    микроперепись, которая проводилась по чекмагушевскому и балтачевскому районам?
    Ответить
    Анонимно 22 май
    А я знаю этого Дашкина. Он из т.н. татарских мурз. В 21 веке. И мурза!!! Средневековье неистребимо.
    Ответить
    Анонимно 23 май
    По районам данных на сайтах нет они даны только по субъектам Федерации
    Ответить
    Анонимно 23 май
    Скорее всего, ваша глупость неистребима. Аноним, о чем была статья?
    Ответить
    Анонимно 24 май
    микропереписи
    -------------
    За основу надо брать процент школьников выбравших родные языки. Это точнее показывает соотношение тех или иных народов, на их самоидентификацию.
    Татарский выбрали где то около 8%.
    Башкирский - 15%.
    Так вот, в реальности татар в Башкирии в ДВА раза меньше башкир.
    Ответить
    Анонимно 24 май
    Я буду очень рад, если в Башкирии будет 2.5 миллиона башкир, но только не за счёт 1.3 миллиона татар.
    Ответить
    Анонимно 24 май
    Большинству этих 1,3 миллиона, в общем-то, без разницы кем себя записать, башкиром или татарином. Считают башкир и татар одной и той же нацией.
    Упертых "только татарин", противопоставляющих себя башкирам, очень мало.
    Ответить
    Анонимно 26 май
    А ты в курсе что тогда опрашивали только 13 725 татар и 10 728 башкир?
    Всего указали свой язык 46 439 человек.
    То есть это не показатель общего количества населения и соотношения этносов, а просто процент от общего числа опрошенных которые указали язык или языки которым владеют.
    Ответить
    Анонимно 22 май
    А евреи?
    Ответить
  • Анонимно 22 май
    Фальсификация всегда была. Согласен.
    Ответить
  • Анонимно 22 май
    Какой он "башкирский" этнополитолог? Он татарский. Просто живет в Башкирии
    Ответить
  • Анонимно 22 май
    Габдрафиков очень слабая личность , человек без мировоззрения.
    Будто человек лишенный национальности, робот.
    То, что идет русификация-это не лишает национальности настоящих татар и башкир. Но это результат деятельности башкирского руководства, которое руководствуется принципом "ни тебе, и не мне"; главное не дать развиться татарам.
    Ответить
    Анонимно 22 май
    А ты сильная личность, раз комментируешь анонимно?
    Ответить
    Анонимно 22 май
    Ответ на :" А ты сильная личность...?".
    Я настоящий татарин Хабибуллин Флюс Мирзанур-улы, проживающий в г. Нефтекамске, родившийся в Калтасинском районе Башкортостана в 1949 году. Бабушка из рода Мутиных (один был замом у Валиди во время Колчака, другой был артистом Камаловского театра в Казани, оба репрессированы ) из Актанышского района Татарстана. Так вот сообщаю, что в Калтасинском районе за все время моего нахождения на этом белом свете я не встречал башкир. Более того , когда у нас в поселке был леспромхоз , был интернационал, но все говорили на татарском языке, хотя школа была русская. А тут я недавно посмотрел в интернете информацию про Калтасинский район и обомлел : татар почти нет, башкиры на первом месте, марийцы на втором, русские на третьем. Произошла бесстыднейшая фальсификация. А тут этот Габдрафиков со своей мыслишкой об "уровне самосознания"; из ,якобы, меркантильных , шкурных интересов даже внутри одной семьи один татарин , другой башкир, и это нормально. Дешево он судит о татарах. Татары не роботы, не зомби (кроме отдельных единичных случаев). Татары патриоты, татары жизнь отдадут за свой народ.
    Ответить
    Анонимно 23 май
    Род Мутиных - это же башкиры. А Калтасинский район - это вообще марийский. Какие там вообще татары или башкиры?
    Ответить
  • Анонимно 22 май
    У вас печатается, то Салават Хамидуллин, который топит за башкир в ущерб татарам, то Ильдар Габдрафиков, которого башкиры на дух не переносят. Находите же вы крайне противоречивых персонажей.
    Ответить
    Анонимно 22 май
    И не только они печатаются. Хотя перечисленные вами люди по-своему интересны. И их точка зрения тоже заслуживает внимание. А Тимуру Рахматуллину респект за то, что умеет разговаривать с каждым.
    Ответить
  • Анонимно 22 май
    давайте посмотрим перепись 1926 года. тогда мензелинских башкир махом переписали в татары.
    Ответить
  • Анонимно 22 май
    Если башкиры(руководство) это делают,значит им разрешили вышестоящие,это ясно как день.
    Ответить
  • Анонимно 22 май
    Поволжских тюркских мусульман на "башкир" и "татар" искусственно разделили международные марксисты-террористы Ленин и Троцкий, создав БАССР в 1919 году и ТАССР в 1920 году.
    Оттуда все и современные противоречия.

    Не было бы "ленинской" провокации - сейчас поволжские тюркские мусульмане говорили бы на едином литературном языке и достигли бы численности 20-30 миллионов человек.
    Ответить
    Анонимно 22 май
    опять этот комментатор-международный марксист-ленинист прибежал. ну сейчас начнется...
    Ответить
    Анонимно 26 май
    Это точно и прямо булгары, а государство было Волжская Булгария! До завтрашнего дня и 100 лет назад.
    Ответить
  • Анонимно 22 май
    Переходят на русский язык. Нет элиты, которая создаёт, созидает современный язык и никто и не думает об этом, "выживают".
    Ответить
  • Анонимно 22 май
    Каждая республика развивается по-своему. Не надо ссорить татар и башкир. НО факт то, что в Башкирии больше татар, чем башкир. Мы татары из Башкирии, закончили вуз там же, молодыми специалистами приехали в Татарстан и 42 года трудились во благо нашей республики. Живите дружно, друзья башкиры.
    Ответить
  • Анонимно 23 май
    Никакого тюркского башкирского народа не было и нет. Башгирдами называли венгров. Ибн Фадлан, Идриси, и прочие авторы писали о башгирдах-венграх.
    Джувейни. “Башгирды есть венгры-христиане в Венгрии”, “Башгирды – это синоним келеров, то есть венгров”; “Башгирды –многочисленный народ христианского исповедания, который, говорят, живет рядом с франками”.
    Абу-ль-Фида «башгирды живут на берегах Дуная по соседству с германцами»
    Аль-Казвини «башгирды живут между Константинополем и и Болгарией».
    А после взятия Казани башгирдами стали называть тех, кто добровольно перешел на Сторону Московии. Потому первыми подданство Москвы приняли башгирды-венгры Верхнего Прикамья. Тогда еще там была небольшая колония башгирд венгров (потом они слились с хантами-истяками, оттуда и другое название их - истяки).
    Что касается диалектов.
    Так называемый башкирский говор - это просто куваканский (зауральский) диалект татарского языка. Он отличается от литературного татарского тем, что там много монголизмов и переход татарских фонем на хантские фонемы.
    Так называемый башкиры это: те, которые в Зауралье - отатарившиеся монголы, а те, кто живет на Южном Урале - отатарившиеся финугры.
    Ответить
    Анонимно 23 май
    еще один сказочник прибежал, который везде тычет некими "венграми" и куваканским говором. для начала изучи матчасть, прежде чем писать подобные антинаучные глупости.
    кстати, ты сдавал генетический тест на "татарскость"? если нет, то сдай. лишний раз убедишься, что т.н. "казанлы" неожиданно оказываются марийцами и удмуртами.
    Ответить
    Анонимно 24 май
    Не учи.
    Я прочел всех так называемых "башкирских ученых". Точнее сказочников.
    Никогда не было никакого тюркского народа с названием башкиры. На сей счет у меня около 20 статьей в интеренете.
    Ответить
    Анонимно 24 май
    если несешь такую глупость, то ты читал в лучшем случае обложку. а потом пошел делать выводы, исходя из своего ума
    Ответить
    Анонимно 27 май
    Уважаемый.
    Я, в отлтчте от вас прочел не только этих уфимских сказочников, но и тех авторов средних веков, на которых они ссылаются. А у них нет ни одного упоминания о башкирах. Они пишут о каких-то баскартах, паскатирах, баджарах, маджарах, в лучшем случае басгирдах (идриси) или башгирдах (ибн Фадлан, Джувейни). А у уфимских сказочников все эти паскарты, пласкарты да паскатир-маскатиры превращаются в башкиры или башкорты.
    Приведи мне хотя бы один источник средних веков, в которых упоминается слово "башкир" или башкорт".
    Почему нет ни одного упоминания в русских источниках о башкирах (до 1552 года). Ведь ханты у них упоминаются тысячи раз, а вот башкир - ни разу. Если б был такой нарорд (мифический народ), то русские источники писали бы о них. Или китайские. Хотя бы раз.
    Ответить
    Анонимно 24 май
    Как писал великий Тукай: "В прошлом году учитель Ахмак Шерик Сафсата Саттаров помешался на слове татарский. Этот господин почти ежедневно стал печатать различный мусор под названиями: "Татарский народ", "Татарская девушка", "Татарская шапочка", "Татарские башмаки", "Татарская простокваша", "Татарские рожки", и заполнил ими книжные магазины. Таких людей обычно помещают в желтый дом, но тут есть одна сторона дела: если помещать этого национального юродивого, который каждую вещь обязательно называет татарской, то необходимо его помещать именно в "Татарский сумасшедший дом". А такого дома у нас, к сожалению нет. Что поделаешь? На воле ходит!"
    Обратите внимание на слова - "Этот господин почти ежедневно стал печатать различный мусор ...".
    Этого мусора и сегодня более чем предостаточно. Простым людям, далеким от исторической науки, трудно разобраться что к чему. Что поделаешь читают этот мусор и принимают его на веру.
    Ответить
  • Анонимно 23 май
    Почему вы пишите, что Габдрафиков - башкирский?
    Зачем татар приписываете к башкирам?
    Он - этнический татарин.
    Ответить
    Анонимно 23 май
    Он из Башкирии. Так что башкирский татарин.
    Ответить
  • Анонимно 23 май
    Выньте проблему. А то не видите главного - нации кончились.
    Ответить
  • Анонимно 23 май
    Лишь исторической безграмотностью властей, объявивших потомков кипчак "татарами", можно объяснить внезапное появление на исторической арене многомиллионной "татарской" массы.
    Кипчаки - половцы составляют значительную долю среди башкирских, казахских родов, их язык переняли потомки булгар.
    Ответить
  • Анонимно 24 май
    Нормальный процесс переход на русский язык. В Башкирии немало потомков монгольских и кипакских племен. Они же забыли свой язык.
    Ответить
    Анонимно 24 май
    вы имеете в виду татар?
    Ответить
    Анонимно 25 май
    У татар нет племен.
    Ответить
  • Анонимно 24 май
    Это не проблема,то что переходят на русский язык,это называется эволюция и выбор конкретно каждого человека,на каком языке ему говорить,заставить нельзя,а давайте вас господин учёный на латыни заставим говорить,он же практически исчез,попробуйте его реанимировать,вроде взрослый вы человек,а говорите чушь полную...
    Ответить
    Анонимно 24 май
    это не выбор. людям просто не оставляют выбора.
    Ответить
  • Анонимно 24 май
    Вероятно следует принять такой общероссийский порядок - мужчина наследует этничность по отцу, женщина - по матери (вместе с материнской фамилией). В случае развода или смерти родителя этничность сохраняется (даже при смене семьи).
    Ответить
    Анонимно 24 май
    вы это евреям предложите. пусть повеселятся
    Ответить
  • Анонимно 25 май
    Глобализация !
    Ответить
  • Анонимно 26 май
    если рыжий и глаза голубые это 100 процентный татар. если смуглый и глаза коричневые черные и зеленые это настоящие башкиры. татары потомки половцов это никогда не забывайте.когда родился татарин еврей заплакал.
    Ответить
  • Анонимно 26 май
    если рыжий татар. смуглый башкир чего тут не понять.рыжих башкир не бывает
    Ответить
    Анонимно 26 май
    Бывают, по расе невозможно выделить этносы. Удмурты вот голубоглазые и рыжие, но они ведь татары
    Ответить
    Анонимно 27 май
    Среди башкир тоже есть принадлежащие к балтийской расе. Балтийская раса протянулась от Урала, до Скандинавии. Кроме татар, башкир, удмуртов, чувашей она встречается у русских, финнов, датчан, шведов, латышей и др.
    Ответить
  • Анонимно 26 май
    Имя «болгары» преследовалось еще с времена Елизаветой и Анной Ивановнами, с тех пор иудеи талмудисты-сионисты платили продажном царском дворе и элите, желая заличить своих предков, чтобы остать библейскую ложь, что они боговыбранные.
    Самый большой секрет в России - это существование болгарского народа! Если это признается, все другие национальности должны будут признать свое болгарское происхождение. И это самая честная и настоящая историческая правда!
    Насильственное и несправедливо навязанное название Болгарии как Татарстан является враждебным актом мировых антибулгар и антируских, которые хотят физически, ментально и исторически уничтожить 17000 летное существование «святых людей» (болгар) с их насмешливыми прозвищами «адские люди», «мусор» и «безбожники» (татары). И этот обман завтра будет отмечать свое 100-летие. Боже, защити нас! Будет ли это праздник, или будет издевательство над болгарским народом, насильно переименованным на одну ночь с именем им злейших врагов ?!
    Опомнитесь, жители Поволжья, восстановите свое славное имя болгары при переписи!
    Ответить
  • Анонимно 28 май
    Если для этого псевдо-учёного неприятен Русский язык и он видит в нём проблему, то не было бы честным поступком с его стороны, если бы он написал заявление об отказе от гражданства России и сдал российский паспорт? Надо помнить, что Русский язык - это родной язык нашей страны.
    Ответить
  • Анонимно 30 май
    Адекватные ответы на серьезные вопросы.Спасибо,Ильдар Габдрафиков !
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии