Новости раздела

Комитет Кудрина накидал «черных шаров» Татарстану за «политический дизайн»

К плюсам татарстанской модели эксперты КГИ отнесли административную устойчивость и отсутствие «элитных конфликтов»

Комитет Кудрина накидал «черных шаров» Татарстану за «политический дизайн»
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

Комитет гражданских инициатив экс-министра финансов РФ Алексея Кудрина опубликовал итоги первого мониторинга социально-экономической и политической напряженности в регионах России. Согласно исследованию, Татарстан по политическим показателям оказался только 11-ым с конца списка. Также самые худшие оценки республика получила в категории «Положение домохозяйств». Как увидели корреспонденты «Реального времени», высоко кудринские аналитики оценили лишь административную устойчивость и отсутствие «элитных конфликтов».

Кудринский фонд с деньгами Потанина и Дерипаски

Прежде чем приступить к описанию исследования, стоит несколько слов сказать о его авторах. Комитет гражданских инициатив (КГИ) — это общественная организация, созданная в 2012 году, как говорится на ее сайте, «инициативной группой из 35 человек во главе с экс-министром финансов Алексеем Кудриным».

Кудрин, как известно, не чужой для Татарстана человек, который поучаствовал и в подготовке Стратегии-2030. Но, как говорится, в свободное от консалтинга время бывший грозный глава российского минфина занимается общественной деятельностью.

В комитет действительно входят люди, известные не только своей основной деятельностью, но и активной общественной работой. При этом всех их можно условно назвать представителями «либерального крыла» российской элиты. В числе членов комитета — губернатор Кировской области Никита Белых, телеведущий Владимир Познер, президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс, телеведущий Николай Сванидзе и др.

Комитет представлен в 19 регионах, в том числе и в Татарстане. Его координатором в республике выступает известный казанский бизнесмен Павел Сигал.

КГИ готовит аналитические исследования по состоянию гражданского общества, активно участвовал в обсуждении реформы правоохранительных органов, проводит мониторинг расходов госбюджета, организовал национальную премию «Гражданская инициатива». Стоит отметить, что большинство исследований комитета несут на себе алармистский оттенок.

Деятельность комитета финансируется специально созданным «Фондом Кудрина по поддержке гражданских инициатив». Официально фонд существует на частные пожертвования. На его сайте указаны главные жертвователи: ОАО ГМК «Норильский никель», контролируемое структурами Олега Дерипаски и Владимира Потанина, а также ЗАО «Издательство «Международные отношения».

Что оценивали?

Мониторинг, в котором Татарстан оказался далеко не самым лучшим регионом, проводился впервые. Исследование должно проводиться раз в полугодие, и в этих первых результатах приводятся цифры на 1 июля. Поэтому здесь не учитываются, например, те же выборы 13 сентября. Подробно методика приводится на сайте КГИ.

По замыслу авторов, исследование призвано оценить социально-экономическую динамику и ее возможные последствия для регионов. Мониторинг охватывает 4 ракурса социально-экономической и политической жизни регионов: социально-экономическое благополучие, внутриполитическая ситуация, протестная активность, участие центра в жизни региона.

Провальное состояние домохозяйств

Экономические риски оценивались по трем группам показателей: положение домохозяйств, положение публичного (бюджетного) сектора, производство и инвестиции.

По положению домохозяйств (оценивалась динамика реальных доходов населения и оборот розничной торговли) Татарстан получил низшую оценку — Е наряду с регионами, которые никогда не относились к экономическим лидерам: Марий Эл, Коми, Ивановской, Ульяновской, Ярославской областями и др. Правда, стоит отметить, что эксперты в целом оценивают положение домохозяйств в РФ невысоко. Выше оценки С почему-то смогла подняться только Бурятия. Правда авторы работы отмечают, что «отрицательная динамика доходов населения характерна для большей части регионов страны».

А вот по динамике развития бюджетного сектора, а также производства и инвестиций республика получила средние оценки — С. Однако, если по положению домохозяйств аналитики говорят о плохой ситуации в целом по России, то по двум другим показателям есть регионы, в которых эксперты увидели положительную динамику: бюджетный сектор — Алтайский край, Владимирская, Ленинградская, Сахалинская, Ханты-Мансийская и даже Ярославская области; по производству и инвестициям А получила Тульская область. Татарстану не помогли ни «Алабуга», ни привлечение федеральных и иностранных инвестиций.

Татарстану надо править политический дизайн

В целом, согласно исследованию, Татарстан по политическим показателям оказался только 11-ым с конца. Более худшее положение эксперты указали только в Туве, Удмуртии, Мордовии, Краснодарском крае, Брянской, Курганской, Ростовской, Пензенской, Саратовской и Челябинской областях.

В политических рисках Татарстан получил самый низкий балл по самой непонятной категории «политический дизайн». Здесь аналитики оценивали уровень политической конкуренции, состояние системы местного самоуправления, независимость депутатов регионального парламента, защиту парламентских прав оппозиции. Баллы нашей республике были снижены, в первую очередь, за низкий уровень политической конкуренции.

Достаточно высоко эксперты оценили административную устойчивость и отсутствие «элитных конфликтов» — каждый показатель получил балл B. Как отмечают эксперты КГИ, «административная устойчивость отражает стабильность политического управления и кадрового состава руководства региона (…), слишком частые кадровые перемены практически всегда связаны с ухудшением качества управления и уровня контроля над ситуацией».

Интересно, что такой же набор оценок политических рисков получили еще несколько республик: Тува, Хакасия, Удмуртия, Чувашия, Чечня и т.д.

Зависимый от центра Татарстан без социальных протестов

Интересно, что эксперты поставили республику в число середнячков по 2 другим показателям. По уровню зависимости от федерального центра Татарстан получил довольно низкую оценку D. Это означает довольно обидный вывод для местной элиты: как считают кудринские эксперты, федеральные власти активно вмешиваются в дела региона. Впрочем, абсолютное большинство получили средние оценки B, С, D. Оценки А (высокая степень независимости от центра) удостоилась только Чечня. А низший балл Е получила только Курганская область.

А вот протестная активность, которую эксперты оценивали исключительно по сообщениям СМИ, оказалась в Татарстане на низком уровне. Республика получила за нее B.

«Контора известна своими либеральными принципами, и в объективности результатов можно усомниться»

Мы попросили татарстанских экспертов оценить качество исследования КГИ и его объективность.

  • Андрей Большаков

    Андрей Большаков заведующий кафедрой конфликтологии философского факультета КФУ, доктор юридических наук, профессор

    Я примерно представляю методику, примерно представляю всех ребят, которые это делают. Чтобы сказать, почему показатель «Положение домохозяйств» получил низкую оценку, нужно смотреть конкретную методику, что и с чем сравнивали. Отдельно взятые показатели сами по себе ничего не говорят. Эти рейтинги нужны, но тут очень важно, кто их проводит. Здесь мы видим, что это в основном политологи и экономисты либеральной ориентации, и они ищут те моменты, которые подходят под либеральную доктрину. В результате получается, что регионы оцениваются, скажем так, под одну гребенку, а положение в них совершенно разное. Не будем далеко ходить. Если мы сравниваем национальную республику, то это, безусловно, не Брянская область. Сравнивая, например, Дальний Восток или Крым, мы понимаем, что у Крыма есть своя специфика. Я боюсь, что все эти методики, которые они применяют, направлены на то, чтобы показать, насколько тот или иной регион отвечает либеральной модели развития. Если мы все это оценим иным образом, то можем те же самые факты интерпретировать с другой точки зрения. Мне кажется, что либеральная модель – это одна из крайностей, которая существует и пропагандируется у нас в стране. Моя точка зрения такова: Россия – это страна регионов, и если даже столица будет в каких-то рейтингах выглядеть хорошо, а регионы подкачают – будет, наверное, всем плохо. Поэтому все зависит от ориентации рейтинга. И они имеют право делать так, как считают нужным. Контора известна своими либеральными принципами, и в объективности результатов можно усомниться. К этому нужно относиться так, как есть. Но это не значит, что данной точки зрения должно придерживаться правительство Республики Татарстан. Какие-то уточнения должны быть, но нужно понимать, что есть правительственный рейтинг, есть рейтинг «РИА Новости», который является одним из самых объективных. Если мы там посмотрим, то показатели Татарстана там всегда входят в «пятерку», самое крайнее в «десятку». Поэтому рейтинг КГИ я бы просто не ставил в разряд ведущих и не обращал бы на него большого внимания. У нас с либеральными идеями в последнее время стало достаточно плохо, потому что часть либералов уехала за границу, часть не устраивает те повороты, которые произошли в российской политике. КГИ собирает оставшихся либералов, которых патронирует, как я понимаю, наш системный либерал господин Кудрин, который опять же периодически заявляет, что попадет в состав нового российского правительства. Я в этом плане думаю, что нужны разные точки зрения, но либеральная в России вряд ли будет доминирующей. Что касается деятельности самого КГИ, у них есть достаточно интересные мероприятия, работа с гражданским обществом. Мне кажется, это нужно приветствовать.
  • Вадим Хоменко

    Вадим Хоменко член-корреспондент АН РТ, доктор экономических наук, профессор КНИТУ-КАИ

    Я думаю, что общественные организации имеют право участвовать в оценках, но существует n-ное количество различных рейтингов, и они зачастую не всегда коррелируют друг с другом. Участие в каких-либо процессах поощряется, но если говорить о системе оценок, то нужно тщательнее смотреть на показатели. Потому что есть официальные показатели, на которые мы ориентируемся, и есть показатели самих организаций. Мне сложно судить, так как я не знаком с материалом КГИ. Есть официальные показатели по прожиточному минимуму и минимальной оплате труда. Здесь у нас, в отличие от многих регионов, с учетом принятия практических решений, практически выровнялось – минимальная оплата поднялась до прожиточного минимума. Что в принципе не во всех регионах России есть. Кроме того, реальное положение оценивается по ряду показателей, в числе которых есть и отток населения за пределы региона. У нас этого не наблюдается. Заработная плата, доходы населения, соотношение заработной платы и потребительской экономики – эти показатели в принципе неплохие. Поэтому нужно знать те показатели, по которым они оценивали. И на фоне каких регионов. Или они оценивали по динамике? У нас есть снижение реальных доходов на 5 %, но по России оно не меньше. Под политической конкуренцией имеется в виду наличие оппозиционных движений. Этот показатель связан с административным управлением. Жесткая, уверенная административная власть идет в противовес политической конкуренции. В республике общепринята достаточно жесткая административная власть, поэтому есть согласованность действий. И она зачастую принимается за недостаток оппозиционных настроений и так далее. Что касается отсутствия элитных конфликтов, сказать, что у нас полностью отсутствуют какие-либо трения, нельзя, но открытого противостояния отдельных групп нет. Возможно, это определяется участием правительства в регулировании отношений между крупными промышленными группами. Если бы государство не входило в систему принятия решений крупных компаний, наверное, этих разногласий было бы больше.
  • Алексей Коннов

    Алексей Коннов генеральный директор Центра аналитических исследований и разработок, кандидат социологических наук

    Если говорить о политической конкуренции, то у нас, наверное, ее уровень ниже. Хотя так говорить неправильно. Я думаю, что нет приличной оппозиционной силы, которая могла бы составить эту политическую конкуренцию. Те политические партии, которые присутствуют в РТ, не имеют достаточно сильного лидера, который мог бы конкурировать с президентом. Если говорить о конкуренции политических партий, она есть. Я не знаю, почему эксперты оценили ее как низкую. В этом отношении политические партии присутствуют и довольно ярко о себе заявляют. При этом нельзя сказать, что на лицо политические гонения на предмет запрета высказываний. Этого нет. Скажем так, отсутствие политической конкуренции – не есть давление сверху, а есть нежелание или неспособность снизу. А то, что административную устойчивость РТ оценили высоко – это логично. Следствием жесткой вертикали власти является административная устойчивость. По поводу низких доходов я считаю, что это некомпетентное экспертное мнение, поскольку и потребительская возможность, и уровень розничных оборотов в Татарстане уж точно выше, чем в среднем по России. Кроме того, уровень торговых площадей на душу населения в Татарстане однозначно высокий. Не понимаю, почему по этому показателю республику оценили так низко. Рейтинг, естественно, нужно изучать детально, но тот же уровень доходов населения в Татарстане однозначно не ниже доходов в соседних регионах. Это 100%. Нужно посмотреть, откуда они брали цифры, но у меня это, мягко говоря, вызывает удивление. Если честно, я впервые от вас слышу о Комитете гражданских инициатив. Знаю, что организация каким-то образом существует, понятно, что ее держат те, кто якобы хотят что-то поисследовать. Очередной исследовательский институт – это хорошо. Но у меня всегда в этом отношении возникает вопрос – а судьи кто? Когда мы делаем какую-либо аналитику, я всегда беру 3-5 точек зрения и вывожу свою. Даже на одну суперавторитетную в современных, в том числе политических и экономических реалиях, я бы не стал ссылаться.
Дмитрий Семягин, Мария Горожанинова

Новости партнеров