Фотомарафон «100-летие ТАССР»: коллектив объединения «Татнефть» во главе с В.Д. Шашиным, 1957 год
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 149-я
Компания «Татнефть» носит имя Валентина Дмитриевича Шашина. Он работал здесь с 1953 по 1961 годы, и это при нем нефтяники из Татарии прославились не только по всей стране, но и по всему миру. Его инженерский и управленческий талант, работоспособность и глубокий ум положили фундамент благосостоянию не только татарской, но и всей советской нефтяной отрасли.
27 января 1953 года Валентин Шашин стал заместителем начальника объединения «Татнефть» по бурению. В 1965 году он стал министром нефтедобывающей промышленности СССР и был им до 1970 года. Потом министерство реорганизовали, и еще 7 лет — до 1977 года — Шашин был министром нефтяной промышленности гигантской страны.
Валентин Дмитриевич родился в 1916 году в Баку, в семье рабочего-нефтяника Дмитрия Шашина. Дмитрий Тимофеевич переехал сюда на заработки из Нижегородской губернии еще в 1913-м. Карьера Валентина началась очень буднично: окончил 8-летку, работал учеником токаря. В 1936 году закончил Ишимбайский нефтяной техникум и два года работал в тресте «Ишимбайнефть».
Талантливый юноша поступил в Грозненский нефтяной институт в 1939 году, но после первого курса перевелся в аналогичный вуз в Москве. Правда, оттуда нефтяной институт во время войны эвакуировался в Уфу, там Шашин и получил свой диплом инженера в 1943 году. После нескольких лет работы на башкирских нефтяных месторождениях Валентин Дмитриевич отлично себя зарекомендовал, и его указом министра нефтедобывающей промышленности Байбакова перевели в Татарию. Шашин стал одним из первых руководителей «Татнефти»: в 1953—56 годах — замначальника по бурению, а до 1960-го был начальником объединения.
Шашину удалось совершить почти невозможное: за несколько лет средние скорости бурения выросли вчетверо против 1950 года. Пока он руководил «Татнефтью», республика прославилась на всю страну, ее нефтяники были передовиками по всем показателям.
Этот человек был большим новатором: еще со студенческих времен он разрабатывал новые режимы бурения, чтобы увеличить и глубину, и скорость проходки. С 1956 по 1960 годы под его руководством «Татнефть» стала полигоном испытания передовых технологий. Благодаря индустриальному возведению буровых «Татнефть» в 4—5 раз смогла ускорить работы. Именно тогда добыча нефти в Татарии увеличилась в разы.
В Москву Шашина забрали в 1961 году: сначала он работал начальником Главного управления нефтяной и газовой промышленности СНХ РСФСР, а с 1965 года возглавлял всю советскую «нефтянку». Именно при нем произошел огромный рост добычи нефти: в Башкирии, Татарии, Западной Сибири, на Урале — везде развивались месторождения, строились новые вышки, производились все новые и новые разведочные работы. Шашин руководил подготовкой технологии добычи нефти на морском шельфе.
Не забывал министр и «Татнефть»: он поддержал идею внедрения технологии винтового двигателя с низкими оборотами в бурении, что позволило не только повысить эффективность, но и снизило уровень травматизма нефтяников. Испытания его проходили в ТАССР, и тогда Валентин Дмитриевич лично приехал в Альметьевск, чтобы лично посмотреть в деле новый отечественный винтовой забойный двигатель.
Шашин пробыл на посту министра до самой смерти в 1977 году: он умер от тяжелой болезни. Его именем сегодня названа одна из крупнейших компаний Татарстана — ПАО «Татнефть», улицы в Лениногорске, Альметьевске, Мензелинске, Октябрьском, Ишимбае и буровое судно ледового класса для работ на шельфе.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
За помощь в подготовке материала редакция благодарит Музей нефти (НГДУ «Лениногорскнефть» ПАО «Татнефть»).
Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru.