Новости раздела

Казань из-за кризиса заморозила проект «английской» школы в «Ясной поляне»

В международную школу для инвесторов ОЭЗ «Алабуга» уже инвестировано 200 млн рублей

Газета «Реальное время», ознакомившись с необычным пока для регионов рынком международных школ, выяснила подробности образовательных проектов, которые реализуются в Казани и Елабуге. Оказалось, что пока основной контингент таких учреждений составляют не дети экспатов, для которых они изначально строились, а местные жители. Тем временем обучение в Alabuga Inter­na­tional School стоит 17 000 рублей в месяц, а в Kazan Inter­na­tional School — 35 000 рублей в месяц.

Почему уехал Сибайя

В конце февраля этого года руководству Татарстана презентовали казанскую международную школу Kazan Inter­na­tional School на ул. Мавлютова. Это второй подобный образовательный проект наряду со школой Alabuga Inter­na­tional School — оба заведения открылись в сентябре прошлого года (еще одно заведение, вероятно, структурно и образовательно связанное со школой на Мавлютова, планируют построить в центре Казани на ул. Федосеевская). Рассчитаны они, прежде всего, на иностранных специалистов, работающих в Татарстане, — тем самым республика собирается не только обеспечить их потребность в адекватном образовании детей, но и планирует повысить привлекательность рабочих мест. Одно дело — привлечь одинокого специалиста высокой зарплатой, и совсем другое — предоставить семейным иностранцам комфортные условия жизни и обучения детей. И, наконец, международные школы — имиджевый проект для республики.

Тем временем один из известнейших игроков ФК «Рубин» Макбет Сибайя, ныне завершивший свою карьеру, пять лет назад заявил, что в силу желания быть поближе к семье он будет вынужден покинуть Казань. «Поэтому единственный выход из этой ситуации — переезд в Москву, где есть международные школы. Исходя из этого, планирую перейти в один из московских клубов», — говорил он. В московский клуб футболист так и не перешел, в конечном счете переехав в ЮАР, на родину, и поиграв два года в местном клубе. Тем не менее озвученную легионером причину, почему Москва выглядит для него лучшим местом, чем Казань, наверняка, слышали многие работодатели, пытающиеся привлекать иностранных специалистов. В 2010 году в Татарстане международных школ действительно не было. В 2014 году их здесь открылось сразу две. Неудивительно, что в том же ФК «Рубин» этот тренд приветствовали.

«Конечно, появление международных школ в Татарстане очень важно. В Москве такие школы существуют при консульствах. Их наличие — очень важный критерий для привлечения иностранных спортсменов в республику, — признался корреспонденту «Реального времени» Максим Лопухов, руководитель пресс-службы ФК «Рубин», и добавил с сожалением: — Из-за отсутствия подобных школ у нас в свое время не получилось заключить контракты с некоторыми зарубежными футболистами».

Международные школы пока не совсем «международные»

«Мы знаем не один пример, когда иностранные специалисты высокого уровня отказывались от переезда в Казань по причине отсутствия международной школы», — под словами мэра Казани Ильсура Метшина мог бы подписаться не один крупный татарстанский работодатель. Как известно, с высококлассными специалистами и управленцами высшего уровня заключаются многолетние контракты, что подразумевает и переезд всей семьи приглашенного работника. Желание открыть международную школу у властей РТ, по-видимому, было давно. Но не всегда, как известно, наши желания совпадают с нашими возможностями. В последние годы, похоже, международное деловое сотрудничество Татарстана достигло той точки своего развития, когда строительство и открытие школ стало закономерным, необходимым, выгодным. На прошлогоднем Гайдаровском форуме в Москве президент РТ Рустам Минниханов признался, что в республике озабочены привлечением высококвалифицированных специалистов — долгосрочным прежде всего (чтобы те стремились жить в Татарстане). Для этого, по его словам, важны три составляющие: «образование мирового уровня, комфортные условия для жизни и качественное здравоохранение». И озвучил тот факт, что в РТ уже строятся две международные школы. А позже, в августе прошлого года, президент заявил, что «основной целью организации международных школ является улучшение качества образования в Татарстане и приближение к мировым экономическим стандартам».

Обе школы — одна в Елабуге, рассчитанная в первую очередь на иностранных специалистов, работающих в СП ОЭЗ «Алабуга», другая в Казани — начали свою работу в сентябре прошлого года. Татарстан решил «замахнуться» на уровень IB, чтобы выпускники школ могли без проблем поступать в ведущие вузы мира по результатам выпускных экзаменов. Впрочем, довольно быстро выяснилось, что эпитет «международная» пока не означает реального престижного статуса, который позволял бы выпускникам поступать в ведущие вузы мира. Для получения этого статуса понадобятся годы: «Существует определенная процедура, которую необходимо пройти, чтобы школа получила аккредитацию как международная, — объяснил начальник управления образования исполкома Ильсур Хадиуллин. — С 1 сентября 2014 года начался подготовительный этап казанской международной школы. Затем школа получит статус интересующейся стороны, потом — статус кандидата, а в финале — авторизация в системе международного бакалавриата. Для этого необходимо 2,5 — 3 года».

Школа как аэропорт, или Летняя терраса «Зеленая кровля»

Несмотря на это, власти Татарстана сразу назвали открытие школ важнейшим инфраструктурным решением, которое должно «прибавить образовательного магнетизма» Поволжью и позволить повысить статус Казани как образовательного центра. А Метшин сравнил открытие международной школы ни много ни мало с открытием международного аэропорта. Тем более что в России таких школ гораздо меньше аэропортов — всего 18 (из них 10 в Москве), — а значит, в настоящий момент каждая новая открытая школа будет котироваться довольно высоко.

Напомним, Kazan Inter­na­tional School стартовала пока в режиме «foun­da­tion year». Учебная программа дополнена двумя ежедневными уроками английского. С детьми работают два носителя языка, что позволит создать языковую среду. Во время презентации школы в конце февраля этого года директор школы рассказала президенту РТ Рустаму Минниханову о том, что все предметы (кроме математики) будут на английском языке. В каждом классе будут учиться не более 16 человек. В соответствии с генпланом, кампус школы будет включать в себя четыре здания (школа, студенческий центр и студии искусств, театральный зал, спортивный центр). В плане также рекреационная зона, парковая зона, футбольное поле. Все здания планируют объединить в единое пространство. Учеников средних и старших классов пока будут «передавать» на обучение в здание на ул. Федосеевской (возможно, для этого там и строится «Международный образовательный центр»). Трехгодичный план развития школы предполагает начать работу по получению аккредитации Международного бакалавриата по программе начального образования (IB/PYP) уже в этом году. К 2016 году собираются получить статус школы-кандидата международного бакалавриата (PYP). К 2018 году — статус школы-IB международного бакалавриата. До 2018 года руководство школы планирует открыть здания для средних и старших классов и полностью начать работу.

Интересно, что школа располагается на территории бывшего дорожно-строительного профессионального лицея № 54. Проект, разработанный «Татинвестгражданпроектом», предполагает общую площадь больше 6 000 кв. м. В настоящий момент завершены полностью работы в корпусе Б (здесь могут обучаться 4 класса). В соответствии с проектом максимально школа рассчитана на 192 учебных места. Строит школу ООО «Евростройхолдинг». Эта же компания строит и тесно связанный со школой на Мавлютова «Международный образовательный центр» на Федосеевской общей площадью 3 тыс. кв. м. Обучаться там смогут всего 60 человек. Зато планировочными решениями предусмотрены не только учебные и кружковые кабинеты, но и «кафе на 40 человек, библиотека, актовый зал, спортивный зал с игровой зоной, летняя терраса «Зеленая кровля». Как рассказал еще в сентябре прошлого года мэр Ильсур Метшин, «само здание выглядит необычно, поскольку проект разработан совместно с ведущей американской архитектурной компанией».

Стоимость обучения кусается: 35 тыс. рублей в месяц

Как рассказал газете «Реальное время» Флюс Гарипов, координатор проекта «Международная школа ISK», на данный момент у школы 4 класса, 21 ребенок в возрасте от 5 лет до 10 лет. Открытие второй начальной школы запланировано на 1 сентября 2015 года. Располагаться она будет на Федосеевской.

«В ближайшее время начнется проектирование кампуса, который будет включать в себя среднюю и старшую школу, актовый зал и спортивную инфраструктуру с бассейном. Этот кампус планируется открыть осенью 2016 года. Это будет совместный проект лучших архитекторов Америки — Field­ing Nair Inter­na­tional — и Татинвестгражданпроекта. Набор преподавателей окончен. Мы набрали команду — это преподаватели из США, Великобритании, Канады. Мы ждем их приезда в середине августа текущего года», — рассказал Гарипов.

Инициатором строительства школы выступило руководство республики. Поэтому сотрудничество ведется на основе государственно-частного партнерства. Обучение в школе платное — 35 000 рублей в месяц.

200 млн рублей инвестиций в преподавание по британскому учебному плану

Одновременно с казанской школой в сентябре прошлого года, открылась и международная школа в Елабуге. На открытии директор Alabuga Inter­na­tional School Дэвид O’Брайн, заметив, что это «самая лучшая презентация Татарстана и на международной арене», рассказал о том, что уже в первый год обучения в школе планируется создать 4 класса по 15 человек в каждом, затем количество классов увеличится до 8. Большинство учеников школы, что любопытно, не дети иностранных специалистов, а жители Елабуги и близлежащих городов, (впрочем, несколько детей представителей турецких компаний-резидентов ОЭЗ «Алабуга» также учатся там). Преподавание в школе ведется на английском языке по программе British National Cur­ricu­lum («Британский национальный учебный план»), со второго года обучения будет преподаваться русский язык и культура. Деятельность Alabuga Inter­na­tional School должны оценивать международные инспекторы из Кембриджа.

Михаил Миронов, начальник отдела по связям со СМИ ОЭЗ «Алабуга», рассказал газете «Реальное время», что в строительство школы было инвестировано 200 млн рублей (инициатором строительства и инвестором выступила ОЭЗ «Алабуга»). По его словам, существенная особенность елабужской международной школы в том, что «преподавание ведется не просто на английском языке, а по английской системе — международный бакалавриат».

В школе для детей экспатов учатся только 10% детей экспатов

«То есть это не просто преподавание на английском языке, а преподавание носителями языка, все они из Великобритании. И главное отличие здесь в том, что обучение проходит согласно международным стандартам. По окончании школы дети могут поступить в любую зарубежную школу, — уверяет Михаил Миронов. — Иностранцы могут отправлять детей на родину или в зарубежные школы для получения образования, поэтому делать школу общеобразовательной с 11 классами нет потребности. Сейчас задача обеспечить наполняемость тех групп, которые имеются».

Сейчас, по его данным, в школе обучается 44 ребенка (4 группы в возрасте от 4 до 6 лет). К настоящему моменту число детей иностранных специалистов так и не увеличилось: их всего 10%, остальные — русские. Целесообразность обучения русских детей на английском Михаил Миронов объясняет тем, что дети в раннем возрасте лучше усваивают информацию.

Обучение в Alabuga Inter­na­tional School тоже платное. С продленным днем оно стоит 17 000 рублей, без продленного дня 15 000 рублей в месяц.

Как выяснила газета «Реальное время», елабужская школа уже начала играть роль «фактора инвестиционной привлекательности». Так, Али Кылыч, исполнительный директор завода KAS­TA­MONU (резидент ОЭЗ «Алабуга»), прибывший со всей своей семьей в Татарстан из Румынии, признался нашему корреспонденту: «Если бы не открыли школу, то вряд ли я бы согласился работать на новом месте. Я работаю в разных странах, и для меня важно, чтобы дети получали образование в любой точке мира по международному стандарту».

Сегодня в Alabuga Inter­na­tional School учатся его четырехлетний сын и шестилетняя дочь. Новая школа с британской системой образования, по его мнению, «полностью соответствует международному уровню».

Впрочем, далеко не все разделяют убежденность в исключительности и необходимости той же британской системы образования. Своим скепсисом в отношении международных школ с газетой «Реальное время» поделился Наиль Валеев, экс-член Комитета Государственного совета Республики Татарстан по культуре, науке, образованию и национальным вопросам: «С одной стороны, эти школы полезны, с другой — у нас есть советский опыт. В Финляндии сейчас учатся по советской системе обучения, значит, система образования у них была не так организованна, как у нас. В советской школе были очень хорошие традиции, которые необходимо развивать в стране и в нынешнее время».

Чиновник предполагает — а кризис располагает

Так или иначе, Татарстан фактически очень вовремя успел открыть эти школы до того, как это может стать невозможно финансово и нецелесообразно экономически. Даже если не думать о стратегических рисках, погружение в кризис строительной отрасли уже привело к заморозке других подобных проектов. Как выяснила газета «Реальное время», строительство еще одной международной школы в Татарстане (о которой много говорили и власти республики) приостановлено по финансовым причинам. Речь идет об английской школе в «Ясной поляне», которую, как известно, курирует близкий к мэру Казани депутат Госсовета РТ Валерий Самилов.

«Строительство международной школы на 440 учеников, планируемое на территории жилого комплекса, заморожено до 2016 года в связи с кризисом в стране», — с сожалением констатировал Павел Ионов, представитель «Ясной поляны», считающий, что «расширять географию подобных школ необходимо, ведь дети — наше будущее, и важно заботиться о подрастающем поколении, от которого будет зависеть будущее страны».

А ведь именно международная школа в «Ясной поляне» должна была стать первым таким престижным образовательно-инвестиционным проектом в Татарстане! При этом разработана она была той же американской компанией, которая разработала и Казанскую международную школу — Field­ing and Nair Inter­na­tional (профессионалы в области школьного дизайна). Еще в 2013 году заявлялось, что «планируемая в «Ясной поляне» школа будет отвечать всем международным требованиям. Это касается как стандартов, которые будут применяться в образовательной практике, так и физического оснащения самого здания». А в августе 2013 года на встрече с представителями американских архитекторов президент РТ Рустам Минниханов называл этот проект «приоритетным для Татарстана». И призывал продумать комплексный детальный план будущей школы, правильно подобрать персонал. Объясняя необходимость такой школы все тем же: в республике немало иностранных бизнесменов и спортсменов, но их детям трудно адаптироваться здесь. Данная школа должна была решить проблему, увеличив привлекательность Татарстана для иностранных специалистов. Министру образования и науки РТ Энгелю Фаттахову тогда было поручено содействовать в получении разрешения для школы и скорейшего решения проблем по оформлению всех документов. Но, видимо, чиновник предполагает — а кризис располагает.

Фото: Роман Хасаев, prav.tatar.ru, alabuga.ru, ya16.ru

Сергей Афанасьев, Гузель Шамилова

Новости партнеров