«Татарстан ведет антикоррупционные мероприятия опережающими событиями, но не во вред себе»
Кабмину выписали автора первого учебника по антикоррупции, который напомнил про размер разрешенного «бахшиша»
«Галочка» за выполнение президентского поручения
В Кабинете министров Республики Татарстан в минувшую субботу прошло совещание по вопросам противодействия коррупции для лиц, замещающих государственные должности Республики Татарстан. В ней приняли участие руководители органов исполнительной власти республики, а в режиме видеоконференции — и главы муниципальных районов и городов Татарстана. Мероприятие проводилось во исполнение поручения президента Республики Татарстан Рустама Минниханова.
Каково же было удивление тех немногочисленных журналистов, которые пришли на мероприятие, когда узнали, что не будет никакого разбора фактов коррупции в регионе, никакого пропесочивания или вправления мозгов. Ни слова о разразившемся коррупционном скандале вокруг Пенсионного фонда России по РТ. Совещание, по сути, представляло собой обычную просветительскую лекцию. Представители СМИ, которых пригласили на это, вынуждены были наблюдать за происходящим с экрана телевизора из пресс-центра.
Для кабмина практика приглашения подобных гостей из Москвы в качестве лекторов является привычной. Так, в мае перед госслужащими мастер-класс о тайм-менеджменте проводил Глеб Архангельский. Заезжали в правительство и топовые блогеры. Все они учили уму-разуму татарстанских чиновников, каждый в своей сфере. Теперь, видимо, настало время научить их бороться с коррупцией в своих рядах.
Педагогическая деятельность чиновников не является конфликтом интересов
Как отметил первый заместитель премьер-министра РТ Алексей Песошин, открывая встречу, повышение компетенции в области противодействия коррупции весьма значимо, особенно для тех госслужащих, которые замещают руководящие должности, поскольку у них отсутствуют специальные познания. И они в силу этого допускают различные нарушения.
В качестве эксперта перед чиновниками выступил Виктор Астанин. В настоящее время он — заместитель директора по научной и учебной работе научного центра правовой информации при министерстве юстиции Российской Федерации, доктор юридических наук. Является крупным отечественным ученым в области противодействия коррупции и правового обеспечения национальной безопасности. Среди его работ — первое в стране пособие «Противодействие коррупции и предупреждение коррупционных рисков в деятельности государственных служащих», а также научно-практический комментарий к закону «О противодействии коррупции». Выступал экспертом комитета Госдумы по безопасности. Его периодически зовут проводить семинары в правительствах различных регионов.
Главврач может принимать пациента за деньги?
Как рассказал юрист, наиболее часто чиновники допускают нарушения, когда происходит размещение заказов на товары или услуги; при конфликте интересов; при трудоустройстве родственников; не передается бизнес в доверительное управление при переходе человека на госслужбу; при получении подарков и вознаграждений за помощь в чем-либо и т.д. В каждом случае он приводил примеры, делился своими мыслями. Так, подарок должностному лицу не должен его обогащать, а стоимость не может превышать 3 тысяч рублей. Допускается дарить, например, цветы, конфеты, торт, бутылку алкоголя, блокнот, ручку. Как тут не вспомнить татарскую поговорку «И верблюд — подарок, и иголка — тоже подарок». Впрочем, как мы видим, верблюды для слуг народа уже вне закона.
По окончании лекции эксперту от слушателей были заданы несколько вопросов. Так, от генерального директора Агентства по госзаказу РТ Якова Геллера поступили вопросы больше теоретического плана и из разряда философских. Единственный вопрос практического характера пришел из Набережных Челнов: является ли конфликтом интересов тот случай, когда муниципальный служащий системы образования или медицины выполняет оплачиваемую работу в том учреждении, которое курирует это должностное лицо. Как в таком случае квалифицировать его?
— Некоторые прокуроры считают это конфликтом интересов, — ответил Астанин. — Мне приходится с ними публично спорить и доказывать обратное. У человека есть знания, опыт, навыки, но теперь, допустим, работает в отделе образования. Он должен своего представителя-нанимателя уведомить, что он будет иметь и другую оплачиваемую работу. Конфликта интересов здесь нет, если он занимается педагогической работой, творческой, научной. Но если он ведет занятия в рабочее время, это сфера лишь дисциплинарной ответственности. Здесь конфликта интересов нет.
Татарстан — передовой регион по противодействию коррупции
После семинара лектор пообщался с журналистами, чтобы пролить бальзам на душу пригласившим его людям, сообщив, что в области противодействия коррупции Татарстан впереди планеты всей.
— Я оказался долгим наблюдателем тех мероприятий, которые ведутся в Татарстане в этой теме. Должен сказать, что регион-то передовой. Потому что региональная антикоррупционная программа появилась задолго до федерального закона «О противодействии коррупции». По крайней мере, я ее впервые увидел в 2007 году. Мне кажется, что Республика Татарстан ведет эти мероприятия опережающими событиями, но не во вред себе, и является лучшим примером не только для других регионов, но и федералов, — рассказал Виктор Астанин.
По его словам, в Татарстане вопросами антикоррупционных ограничений, требований и запретов задаются раньше по сравнению с другими регионами.
— Вы являетесь донорами для развития антикоррупционной федеральной политики, — отметил он. — Законодательство Российской Федерации является достаточно молодой отраслью. В 2008 году был принят федеральный закон «О противодействии коррупции», который «наращивал мышцы» на протяжении 4-5 последних лет. А практика правоприменения складывается еще позже. Очень сложно изменить стереотипы, подходы правоохранителей, правоприменителей, которые должны применять новые меры, которых раньше в России не было.
«Мы их предупредили в учебном плане»
Астанин считает, что через такие просветительские мероприятия у чиновников сформируется нетерпимое отношение к коррупции.
— Сегодня в зале находились люди, возможно, далекие от коррупционных рисков, с которыми они могли бы сталкиваться в связи с выполнением должностных обязанностей. Но мы их предупредили в учебном плане. Если каждый из них не допустит по одному коррупционному проявлению, то он не допустит и впредь эти антикоррупционные проявления. И это будет очень здорово.
Он снова похвалил республику за то, что впервые ему была предоставлена возможность прочитать лекцию в масштабе всего региона.
— Короткие семинары нужно продолжать вести, потому что к теме противодействия коррупции нужно привыкнуть, — отметил эксперт. — Расследование дел, выявление фактов коррупции происходит непублично. Мы об этом узнаем после возбуждения уголовных дел. А профилактикой коррупции мы должны заниматься публично, во всеуслышание, трубить об этом из всех источников, что мы и делали сегодня.
Видео prav.tatar.ru
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.