Новости раздела

Рафаэль Габбазов: «Если дворовые пацаны две-три машины в неделю «вздернут» и сдадут, то у них уже в кармане будет приличная сумма. Это не реклама»

Рафаэль Габбазов: «Если дворовые пацаны две-три машины в неделю «вздернут» и сдадут, то у них уже в кармане будет приличная сумма. Это не реклама» Фото: 16.mvd.ru

Сегодня на пресс-конференции заместитель начальника отдела уголовного розыска МВД по РТ Рафаэль Габбазов похвастался положительной динамикой раскрытия краж и угонов автомототранспорта и объяснил, почему преступление зачастую совершает молодежь, чем вызван ее интерес к продукции отечественного автопрома, и как предприниматели зарабатывают на «угнанных» КАМАЗах и спецтехнике.

Татарстан лидирует как по количеству угонов и краж, так и по количеству раскрываемых преступлений

В Татарстане за 8 месяцев этого года количество краж и угонов автомототранспорта сократилось на 14% (до 195) и 12% (444) соответственно (угон совершается без цели хищения, кража – это завладение имущества с целью получения выгоды). Прибавим к этому еженедельно задержанные на постах машины, номера двигателей или кузовов которых были «перебиты». За 8 месяцев обнаружено порядка 800 таких машин. При этом раскрываемость краж возросла до 42%, а раскрываемость угонов – до 82,8%.

По количеству совершенных преступлений лидирует Казань, следом за ней идут Нижнекамск, Альметьевск, Набережные Челны и Зеленодольск. В столице РТ зарегистрировано 125 угонов, что на 22% меньше, чем в прошлом году.

Рафаэль Габбазов связывает положительную динамику с рядом мер, которые предпринимают для ее улучшения. В частности, следствию помогают фото и видеофиксация, база ГИБДД, база МВД и ряд оперативно-розыскных мероприятий. Помогает предотвращению преступлений и их раскрытию база правонарушений, созданная в 2012 году. Сотрудники территориальных отделов внутренних дел, имея базу данных, периодически проверяют людей, попавших в нее ранее.

— По России в данном направлении мы находимся на передовых позициях. Это не хвастовство, это результат нашей плодотворной работы. Если мы в десятых, одиннадцатых, двенадцатых годах не могли бравировать тем, что у нас высокий показатель в данном направлении, то в этом году мы можем смело заявлять, что работа у нас налажена, алгоритм работы по установлению лиц¸ которые занимаются как профессиональными угонами, так и попутными, выработан, — уверен спикер.


В Татарстане за 8 месяцев этого года количество краж и угонов автомототранспорта сократилось на 14% и 12% соответственно. Фото borovichionline.ru

По раскрываемости преступлений, связанных с автотранспортом, Татарстан вошел в первую тройку лидеров, соревнуясь с Саратовской областью и Башкирией. По количеству угонов Татарстан также занимает третье место среди подразделений второй категории, куда входят порядка 15 регионов России. Самое большое количество угонов в Пермском крае – там «уходит» от тысячи автомашин.

Габбазов также заметил, что снижение идет не только по угонам и кражам, но и в целом наблюдается снижение преступности по республике.

Украл машину – осудили по статье за угон скота

Как пояснил Габбазов, угон автомототранспорта проходит по статье 166 УК, если же в течение месяца в ходе расследования машина не обнаруживается, то данная статья переквалифицируется на 158 (одну из частей, в зависимости от стоимости автомашины) и уже квалифицируется как кража автомобиля. При этом закон объединяет как кражу автотранспорта, так и кражу телевизора или крупного рогатого скота.

— Нам нужна единая статья. Я созванивался с начальниками отделов других регионов, они говорят, что если бы была одна статья (по преступлениям, связанным с автотранспортом — прим.ред.) – было бы легче. Была бы одна санкция – можно бы было больше каких-то мер предпринимать, — говорит Габбазов.

По словам Габбазова, объединение статей сейчас обсуждается.

«За две-три машины у дворовых пацанов в кармане будет приличная сумма. И это не реклама»

Больше всего краж и угонов происходит в Ново-Савиновском, Приволжском, Вахитовском и Авиастроительном районах. Последний удивил количеством угонов именно в этом году. Преступления в основном случаются в спальных районах. Неутешительная статистика и по количеству угонов с территорий торговых центров.

Примечательно, что из 127 похищенных автомобилей 98 — это продукция отечественного производства. Среди остальных встречаются такие марки, как Hyundai, Mitsubishi, Audi и другие.

На вопрос корреспондента «Реального времени», с чем Габбазов связывает такой интерес преступников к российским авто, спикер ответил, что владельцы отечественных машин совсем не беспокоятся о их сохранности, чем и пользуется главный участник преступления – подросток.

— Машины воровали всегда, это бич. Я думаю, что это будет периодически всегда совершаться. Почему? Потому что те отечественные автомашины, которые подвергаются хищению, во-первых, используются длительное время. Автомашинам по 7, 10, 11, 12 лет. Хозяева к этим машинам особых мер сохранности не предпринимают. Бывают случаи, что и двери открытыми оставляют или ключи в замке зажигания.

Интерес преступников к российским авто Габбазов объясняет тем, что владельцы отечественных машин совсем не беспокоятся о их сохранности. Фото 16.mvd.ru

По его словам, это обеспечивает подростку, «у которого еще не сложилось мировоззрение», легкий доступ к машине. Вторым моментом спикер отмечает, что эти машины легко сбывать в пункты приема металлов на утилизацию.

— Деньги сейчас выплачивают неплохие: от 6 до 9 тысяч рублей за сданную автомашину. Если те же самые наши дворовые пацаны две-три машины в неделю, вот этот старый хлам, вздернут и сдадут, то у них уже в кармане будет приличная сумма. Это не реклама.

Не помогают и некоторые пункты приема металла, которые игнорируют нормы, прописанные им, и продолжают принимать машины без документов. Но все-таки основной упор Габбазов сделал на подростков:

— Я начинал работать в 90-х годах. Раньше судимости получали мужчины под 40, настоящие воры, которые всю жизнь шли по этой линии. А сейчас — посмотрите. Чуть ли не каждый третий, четвертый подросток имеет судимость. То за хулиганство, то за грабеж. Он бутылку пива распил с подростком, пошли домой, встретили подростка, отобрали телефон. Все, это уже грабеж. То на спор угоняют машину. Угоняя эту машину, он попадается в наши руки и получает судимость. Вот для чего это им? Конечно, в этом направлении и ПДМ у нас работает, и участковые. Возможно, через вас удастся достучаться до этих ребятишек. Не надо, не хорошо это. Все равно они рано или поздно попадутся.

Иномарки, мотоциклы, скутеры, мотолодки

Габбазов также рассказал, чем был вызван интерес преступников к импортным автомобилям в прошлом году и как ведется работа по задержанию членов преступных групп.

— В прошлом году, действительно, была серия краж и угонов машин иностранного производства, но к счастью мы с этой ситуацией разобрались и взяли ее под контроль. В этом году была осуждена преступная группа в количестве трех человек, которым дали где-то по 6 лет лишения свободы. В Набережных Челнах также задержана группа, специализирующаяся на краже иномарок. В Казани из двух жителей, которые квалифицировались на похищении современных отечественных машин, таких как «Калина», «Приора». Доказано порядка 12 эпизодов.

Еще один приоритет Управления уголовного розыска МВД по РТ – это контроль за мототехникой. В этом году количество похищенного транспорта составило 68 штук. Показатель в среднем остался примерно на уровне прошлого года.

— Это наша проблема, наша головная боль. В эту категорию входят не только мотоциклы, но и скутеры, которые не регистрируют в ГИБДД и на которые не выдается никаких номеров. Их искать очень сложно. Туда же входят лодки с моторами – это тоже считается транспортным средством и входят к нам на учет. Туда же входят трактора, сельхозтехника. Зимой у нас проблема со снегоходами, летом с мотоциклами и с моторными лодками, — говорит спикер.

Еще один приоритет управления уголовного розыска МВД по РТ – это контроль за мототехникой. Фото leviy-bereg.ru

Мошенничество с лизинговыми «КАМАЗами» и краденые трактора под охраной

Есть случаи и мошенничества самих владельцев машин. Владелец продает ее новому покупателю, после чего заявляет о ее пропаже и получает полную стоимость машины по страховке. В Татарстане в этих случаях факт мошенничества выявлялся после того, как следствие начинало вплотную работать с заявителем. В основном, по словам Габбазова, этим пользуются предприниматели, которые берут в лизинг грузовые автомашины, КАМАЗы-большетонники или спецтехнику: экскаваторы, погрузчики.

— Несколько лет они поработают-поработают на разных объектах, а потом они их сбывают, например, в Дагестан и тут же заявляют об угоне, — говорит замначальника о КАМАЗах-большетонниках.

А вот спецтехнику, по его словам, находят в самых неожиданных местах, где должен быть пропускной режим и порядок, но стоит краденая спецтехника. Спикер уверен, что в поисках выгоды некоторые руководители закрывают на это глаза и не осознают, что прикрывают преступную деятельность.

Воруют и сельхозтехнику. Правда, в основном под заказ. Предприниматель не хочет тратить деньги и заказывает поддержанную технику, которую воруют с использованием тягачей.

Блокиратор как способ защититься от кодграбера

Замначальника в ответ на другой вопрос «Реального времени» рассказал о том, что сейчас в Татарстане идет всплеск краж предметов из салонов машин.

— Кражи из машин, к сожалению, не моя линия, за нее отвечает отдел по раскрытию краж. Но вкратце могу сказать, что всплеск идет, он не прекращается, меры у нас принимаются.

Причиной этого всплеска стала, по словам спикера, доступность сканирующих устройств, с помощью которых вскрывают автомобили (алгоритмический кодграбер). Если раньше они стоили от 150 до 200 тысяч рублей, то сейчас их можно найти на черном рынке за 30-50 тысяч рублей. Это позволяет преступнику с легкостью попасть в машину, а, как отметил Габбазов — «там и сумки, и кошельки, и крупные средства от 1 до 3 млн рублей, и золотые украшения, бывает еще и детей оставляют».

Блокираторы на 99% обеспечивают сохранность автомашины, подчеркивает Габбазов. Фото auto-mip.ru

Кстати, проблема использования кодграберов стоит остро уже не один год. По словам Габббазова, машины все также вскрывают, после чего заводят с помощью «прокрутки». Большинство преступлений происходит ночью.

По словам Габбазова, на сигнализацию вообще не стоит полагаться. Как только появляется новая модель сигнализации, тут же появляется антисигнализация. Выход из этой ситуации – использовать для защиты дополнительное устройство в виде блокиратора.

— С 2012 года я этот способ защиты озвучиваю, и с 2012 года все украденные машины без блокираторов. Те владельцы, которые оборудуют свое транспортное средство блокираторами, на 99% обеспечивают сохранность автомашины. Ни один профессиональный угонщик не будет связываться с блокираторами, — подытожил Габбазов.

Мария Горожанинова
комментарии 6

комментарии

  • Анонимно 23 сен
    большинство угонов все равно не раскрываются
    Ответить
    Анонимно 23 сен
    в Казани оч высокий процент, по сранению с другими городами
    Ответить
  • Анонимно 23 сен
    ничего себе, какой высокий процент! молодцы, хорошо работают
    Ответить
  • Анонимно 23 сен
    русские тачки проще увести и легче сдать на детали
    Ответить
  • Анонимно 23 сен
    неужели за 6 тысяч подросток готов рисковать, идя на преступление?
    Ответить
  • Анонимно 23 сен
    мотоциклы/скутера вообще крадут только так, несмотря на сигналку
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров