Рафаэль Хакимов: «Порой Татарстан называют исторической родиной татар. Это неверно»
Отрывки из книги «Хроника тюрко-татарских государств». Часть 48-я

Директор Института истории им. Ш. Марджани Рафаэль Хакимов продолжает публиковать на страницах «Реального времени» отрывки из своей книги «Хроника тюрко-татарских государств: расцвет, упадок, возрождение». Сегодня мы предлагаем вниманию читателей фрагмент из главы «Трудное возрождение».
Тюркский ренессанс
В тюркском мире в ХIII—XIX веках шло обмельчание некогда могучих империй. Племенные, территориальные, клановые интересы превалировали над общетюркскими обычаями. Местные особенности привносили свои законы и нормы. Складывались регионы с доминированием кыпчаков и огузов, исламская культура вытесняла кочевые традиции и тенгрианство, в самом исламе конкурировали сунниты и шииты. Османская культура конкурировала с персидской, а на месте бывшей Золотой Орды набирала мощь Московия, ставшая не без помощи татар Российской империей. Она, заимствуя европейские достижения, прибирала к рукам наследие чингисидов.
Вначале Россия не стеснялась своего татарского прошлого, но со времен Петра I и особенно Екатерины II начался отказ от всего татарского и ориентация на Европу. Впрочем, влияние Европы, проникновение капитализма проявилось задолго до Петра, хотя именно ему приписывают заслуги реформатора, прорубившего «окно в Европу». Этот миф живуч, поскольку он прост и понятен.
Для понимания исторических процессов в конце ХIХ — начале ХХ веков важно уловить моменты трансформации средневековых народов в нации. Среди тюрков эта трансформация шла неравномерно. Некоторые народы (татары, турки, азербайджанцы) вступили на путь капитализма раньше, нежели среднеазиатские жители. Некоторые прошли через реформацию ислама в форме движения джадидов, другие замкнулись в средневековой схоластике. К тому же естественный ход трансформации был прерван Октябрьской революцией в России и революцией кемалистов в Османской империи.

Для определенности остановимся на трансформации татар в современную нацию в ХIХ — начале ХХ веков. Этот опыт не универсален, но он показывает, с какими трудностями сталкивались народы, оказавшиеся в империи на своей исконной земле в качестве инородцев.
Несколько факторов породили отличие татарского пути от европейского:
- давление Российской империи, ограничивавшей права татар;
- несовпадение этнического ядра с территорией расселения;
- отсутствие единых централизованных органов.
Татар пытались ассимилировать, разделить, выслать, запрещали пользоваться родным языком, изучать собственную историю, учреждать светскую школу и университет, в местах компактного проживания административные границы проводили так, чтобы нигде татары не могли составить большинство. Все это продолжалось столетиями, но татары воспроизводили свою жизнь там, где оказывались даже в небольшом количестве. Образ жизни татар был ориентирован на выживание без помощи государства и национальных структур.
В эпоху капитализма, казалось бы, кочевая жизнь для татар не осталась даже в воспоминаниях, ведь они занимались чем угодно, но только не кочевничеством. Однако ряд элементов номадической цивилизации сохранился:
- открытость культуры;
- дисперсное расселение;
- отсутствие крепостнической привязки к земле;
- торговля как элемент хозяйства;
- передача знаний через навыки.
Номадическое мышление, доставшееся от прошлых веков, воспроизводило татарскую жизнь без помощи государства и даже вопреки давлению имперских институтов. У татар не было одной-единственной столицы, не было абсолютного духовного авторитета, единой системы образования и просвещения, то есть всего того, что и отличает европейские сообщества, ставшие нациями. Вертикальные структуры, столь характерные для Европы, для татар не играли решающей роли.

Основным «демиургом» нации в Европе явилось государство, объявившее о суверенитете народа вместо монархии. Если предыдущие государства выводили законность власти от Господа, а монарх был абсолютным сувереном, то Французская революция в качестве источника права определила народ как сообщество граждан, безотносительно этнических, культурных различий. До той поры для француза родиной была лишь та ее часть, где ему случилось появиться на свет, где проходила его хозяйственная жизнь. Община была тем миром, который определял язык и культуру. Аристократия говорила на своем жаргоне, священнослужители — на своем, профессора университетов — на латыни, а население пользовалось многочисленными диалектами, фольклором, устной традицией как передатчиком культуры и обычаев. Но став гражданами страны, население превращалось в новую общность, нуждавшуюся не только в единых законах и идеологии (религии), но и в понятном для всех языке, общих нормах, праздниках, героях, символах. Новая идентичность возникала благодаря соединению этнического, социального и политического сознания под знаком народного государства, чей суверенитет был выражением воли граждан с равным правом голоса.
У большинства народов (исключение составляют евреи, армяне и некоторые другие) существует основной массив компактного расселения этноса, имеющий административное или государственное оформление, у татар же нет четкой территории этнического ядра. Вопрос этнических границ для татар не имеет территориальной привязки. Эта граница ментальная, а не пространственная. Порой Татарстан называют исторической родиной татар, что неверно, ибо предполагает, что вне республики живет диаспора. На самом деле вся территория нынешней России, а также Центральной Азии, и есть историческая родина татар. Следовательно, важнейший принцип нациеобразования — совпадение государственной и этнической территорий — в случае с татарами не работает. Это вовсе не значит, что татары неполноценная нация. По всем показателям социальной структуры, профессиональной квалификации, культуры татар можно включить в ряд современных наций, но к этому татары шли не европейским путем, то есть не благодаря, а вопреки вертикальным структурам. Государство не было заинтересовано в укреплении татар, скорее наоборот, пыталось ограничить его определенными рамками. Особенно рьяно вел себя Петр Столыпин, которого пугали именно процессы модернизации в татарской среде, обучение русскому языку, светским дисциплинам в медресе, просвещение и модернизация ислама.
Процесс создания системы образования после буржуазных революций в Европе стал важнейшим этапом в образовании наций, у татар же светское образование было запрещено, а потому многие необходимые знания получались в медресе, которые реформировались вместе с исламом, а содержались предпринимателями. В Европе основным инициатором формирования новой системы образования и просвещения выступало государство, у татар в принципе не существовало единого органа в сфере образования. Реформирование системы образования шло под влиянием духовных авторитетов, в виде повторения лучшей модели учебного заведения. Этот процесс будет непонятен, если не отметить два существенных фактора: инициативу татарских предпринимателей и систему передачи знаний через традиционные навыки.

Несмотря на общую отсталость татарского сообщества, его бесправность и шовинистическую политику российского правительства, татары на капиталистический путь развития вступили практически одновременно с русскими и по многим позициям конкурировали с ними. При отсутствии университетов, системы светского образования, захламленности медресе схоластикой, знания от старшего к последующим поколениям могли передаваться только через навыки. Открытость культуры, вынужденный поиск работы в городах, что выразилось в массовом отходничестве, значительная доля торговли в татарской экономике — все это позволяло народу быстро воспринимать новые веяния. К этому добавилось требование предпринимателей обучать шакирдов практическим знаниям: географии, математике, бухгалтерии, русскому и даже французскому языку. Для этого открывались новометодные медресе, которые к началу ХХ века стали доминировать. Татары активно воспринимали русскую культуру, открывали газеты и журналы, создали сеть издательств и типографий. После революции 1905 года появилась политическая партия и фракция в Государственной думе. Иначе говоря, татары прошли весь путь нациеобразования, но вопреки воле государства, без централизованных структур в сфере образования.
Татар с европейскими народами сближает борьба со средневековой схоластикой, клерикальными авторитетами, понимание необходимости реформации религии.
Советский период в жизни страны привнес большие изменения в национальную жизнь. Татары в ходе революции 1917 года, несмотря на значительную политическую активность, не стремились к созданию этнического государства. Республика Татарстан с титульным наименованием возникла не столько в ответ на требования народа, сколько в силу общей европеизированной модели федерализации. Татары же требовали или культурной автономии, или же были готовы создать «Штат Идель-Урал», не имевший ярко выраженной этнической привязки. Учреждение в 1920 году своей автономии как формы государственности, казалось бы, вводило этнические процессы в русло европейских традиций, но, во-первых, в республике оказалось не более 25 процентов татар, а потому сохранялся вопрос общенациональной жизни без административного оформления; во-вторых, объявление суверенитета Татарстана в 1990 году произошло не по этническому признаку, а от имени всех граждан республики. Следуя европейской логике, надо бы теперь народ Татарстана называть новой нацией, однако процессы идут в ином ключе. Эпоха нациеобразования осталась далеко позади. Региональная идентичность растет с каждым годом, но при этом не ослабляется этническая идентичность ни у татар, ни у русских, ни у других народов, компактно проживающих в республике (чуваш, удмуртов, марийцев, мордвы).
Нации в массовом порядке стали появляться после Первой мировой войны. Лозунг Вудро Вильсона о самоопределении наций провоцировал колонии на борьбу за свободу и образование на месте империй наций-государств. Сегодня доминирует глобализация, нивелирующая многие различия, ломающая границы в сфере обмена информацией, финансами, рабочей силы. В ответ на языковую ассимиляцию, распространение англо-саксонских ценностей усиливается тенденция к укреплению региональной идентичности.

В результате Русской революции 1917 года многие территории тюрко-татарских народов оказались в составе СССР. После распада Союза они обрели независимость. Часть тюркских народов оказалась в составе России, номинально называющейся федерацией. Тем не менее, тюркские автономии имеют возможность в какой-то степени сохранять свой язык и культуру. Все попытки ассимилировать тюркские народы встречают сопротивление. Даже явный геноцид, как, например, по отношению к крымским татарам или балкарцам, не привел к полному уничтожению народа, как о том мечтали Столыпин и Сталин. Они с большими трудностями, но восстанавливают свою культуру и историю. Общемировые процессы демократизации дают надежду для тюркских народов на возрождение не только культуры, но и своей государственности в той или иной форме.
Продолжение следует
комментарии
Институт истории имени Марджани много делает для науки — молодцы, я их когда-то с этой целью и отделил от ИЯЛИ. Но они считают, что мы идем от татаро-монголов. Мы, дескать, всех можем подчинить. Это была инициатива отдельных личностей. Их цель — показать татаро-монголов великими победителями. Они ведь и Китай завоевали. Если мы идем от них, то и мы победители. Этим можно завоевать авторитет. Но этим не завоюешь авторитет. Татар ругают и на Западе, и на Востоке. Это и нас задевает. Такую идею они смогли внушить и Шаймиеву, но потом Минтимер Шарипович отказался от этого.
«ИСЛАМИЗАЦИЯ ОСТАНОВИЛА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ»
======================
В Питере аккурат музей про ихнюю культуру отрывают, которая как раз и началась в конце ХIХ — начале ХХ веков.
А раньше, им было не до этого, ибо бегали в пыли степи за стадами КРС.
Васильев А.И. к.ф.н., доцент
Волжская Болгария или Булгария (совр. Татарстан) – древнее государство, имеющее более чем тысячелетнюю историю, было расположено по среднему течению р. Волга, которое населяли преимущественно волжские болгары, являющиеся по своему вероисповеданию мусульманами. Принятие мусульманства волжскими болгарами, как это официально принято, произошло в 922 г. И до сих пор потомки волжских болгар – казанские татары – являются мусульманами. Волжская Болгария была известным государством, о ней упоминают самые известные среди историков и филологов такие древнерусские летописи, как Лаврентьевская летопись, Ипатьевская летопись, Новгородская летопись старшего и младшего изводов, Новгородская четвертая летопись, Летописец Переяславля-Суздальского, Софийская первая летопись и другие. Древнерусские летописи являются самыми многочисленными, самыми объективными и подробными свидетелями всех произошедших событий в истории как древнерусского государства, так и в истории Волжской Болгарии.
Именно в древнерусских летописях содержатся доказательства того, что именно волжские болгары (современные казанские татары) не имеют никакого отношения к напавшим на Русь монголам, что они были мусульманской веры, в отличие от напавших на Русь и на Волжскую Болгарию татаро-монгол, и что название татары, которым были названы впоследствии волжские болгары, является для них ошибочным и ложным.
В древнерусских памятниках упоминаются два болгарских народа: 1) предки современных болгар, жители Восточной Европы, которые получили крещение в 869 г. и 2) волжские болгары.
Следует сказать, что летосчисление у восточных, как и у других славян, велось со дня сотворения мира, причем числа обозначались при помощи букв. Чтобы показать, что буква обозначает число, над ней ставился особый знак титло, а с двух сторон по бокам на высоте середины буквы ставились точки. Были буквы, обозначавшие единицы, десятки и сотни. Особый знак тысячи ставился в самом начале слова внизу слева. Чтобы перевести такой год на современное летосчисление, необходимо было от числа, обозначавшего счет от сотворения мира, отнять 5508. Например: В лѣт̑ . ҂s҃ . ф҃ . к҃s - год со дня сотворения мира 6526; современный год 1018.
Однако в некоторых летописях историками для удобства чтения были введены годы при помощи цифр, например, в Ипатьевской летописи.
Древнерусские князья совершали иногда военные походы против волжских булгар. Так, в 1182 г. суздальский князь Володимир с сыном киевского князя Святослава отправился в поход на Волжскую Болгарию.
(Ипатьевская летопись)
Перевод: В год 1182 киевский князь Святослав Всеволович женил двух сыновей: Глеба на Рюриковне, а Мстислава на Ясени из города Владимир Суздальский. Того же года Суздальский князь Всеволод Георгиевич начал военные действия с болгарами и прислал к Святославу, прося помощи. Тот отпустил сына своего Владимира, сказав ему: «Дай бог брату и сыну моему удачно биться с врагами». Пошли они по Волге на Болгары, пришли на место, где находится остров, называемый Исади, устье Цевце, высадились на берег, оставили все лодки и Белоозерский полк во главе с воеводой Фомой Назаковичем, оставили и Дорожая, который приходился этому воеводе слугой его отца… Сами же сели на коней и въехали в землю Болгарскую к великому городу Серебряных Болгар…
Важным доказательством того факта, что волжские болгары являлись мусульманами и никакого отношения к монголам и их религии не имели, является свидетельство, отмеченное во всех древнерусских летописях, когда перед крещением Руси к князю Владимиру явились послы от мусульман (это были волжские болгары), от евреев, от католиков и от православных греков. Например, в Лаврентьевской летописи под 986 г.:
Въ лѣт̑ ҂s҃ . у҃ . ч҃д . [6494 (986)] Придоша Болъгаръı в[ѣ]ръı Бохъмичѣ . гл҃ще ӕко тъı кнѧзь єси мудръ и смъıсленъ . не вѣсı закона . но вѣруи в законъ нашь . и поклонисѧ Бохъмиту . и реч̑ Володимеръ како єсть вѣра ваша . ѡни же рѣша вѣруємъ Бу҃ . а Бохмитъ нъı оучить гл҃ѧ . ѡбрѣзати оудъı таинъıӕ и свининъı не ӕсти . вина не пити . [а по смр҃ти же реч̑ . со женами похоть творити блоуднүю]. дасть Бохмитъ комуждо по семидесѧт женъ краснъıхъ . исбереть єдину красну . и всѣх̑ красоту възложить на єдину . та будеть ємү жена . иде же реч̑ достоить блудъ творити всѧкъ на семь свѣтѣ . аще буде кто оубогъ .
Перевод: В год 986 пришли болгары мусульманской веры и сказали: «Князь, ты мудрый и смышленый, не имеющий закона (веры), поверь в нашу религию». И спросил Владимир: «Какая же ваша вера?» Они же ответили: «Бог учит нас делать обрезание, не есть свинины, вино не пить, а после смерти даст нам Бог каждому по 70 женщин красивых и на одну женщину всю их красоту возложит, и эта женщина станет его женой».
О крещении Руси рассказывается во всех древнерусских летописях, в том числе, в Ипатьевской летописи под 987 г.
Перевод: в год 987 созвал Владимир всех бояр своих и правителей городов и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, веры магометанской, а также немцы, католики (римляне), евреи и прочие. Каждый хвалил свою веру и рассказал о своей религии. После всех пришли греки, они отрицали другие религии, и только свою хвалили. Они рассказали многие чудные и интересные вещи, начиная от сотворения мира. Они рассказали, что есть другой мир и после смерти человек воскреснет…»
В 1223 г. на реке Калке произошла битва между древнерусским войском и неведомо откуда взявшимися захватчиками, пришедшими из Азии, которые одержали победу, пользуясь своим огромным численным превосходством и неслыханной жестокостью. Древнерусским людям было абсолютно непонятно, откуда взялись эти страшные захватчики, производящие ужас своими разрушительными действиями. О них не было известно абсолютно ничего: какой они национальности, какого вероисповедания, из какой они земли. Именно поэтому, вторгнувшихся на территорию древнерусских княжеств в 13 в. монгольских завоевателей, древнерусские летописцы называют татарами (от др.-греч. слова тартар со значение ад), считая их выходцами из ада. Говоря иными словами, др.-рус. слово татар (мн. число татарове) является синонимом таких слов, как «захватчик», «враг», «неприятель» и не являлось в то время названием национальности. Вот пример из Новгородской первой летописи старшего и младшего изводов за 1224г.:
Перевод: Пришли незнакомые народы, их же никто хорошо не знает, кто они, откуда пришли, какого они племени, на каком языке они говорят, и называют их Татары, а другие Таурмены, а третьи Печенеги. О них же сказал Мефодий, что они вышли из пустыни Евтривской…
В 1236 г. монголы вторглись на территорию Волжской Болгарии. Древнерусские летописи сообщили о страшной трагедии, произошедшей на земле Волжских Болгар. Ниже приводится текст из Лаврентьевской летописи 1377 г.:
В лѣт̑ . ҂s҃ . ѱ҃ . м҃ . д҃ . [6744 (1236)] Бъıс̑ знаменьє в слн҃ци. мс̑ца авгус̑ . въ. г҃. В нед̑ . по ѡбѣде х̑ . бъıс̑ видѣти всѣм̑ акъı мс̑ць . четъıрь дн҃и Тоє же ѡсени . Придоша ѿ восточнъıѣ странъı в Болгарьскую землю безбожнии Татари . и взѧша славнъıи Великъıи город̑ Болгарьскъıи . и избиша ѡружьєм̑ ѿ старца и до үнаго . и до сущаго младенца . и взѧша товара множ̑ство . а город̑ ихъ пожгоша ѡгнем̑ . и всю землю ихъ плѣниша . Тоє же зимъı . Великъıи кнѧз̑ Геѡрги . ѡжени сн҃а своӕ. Володимера. и Мстислава
Перевод текста.
В год 6744 со дня сотворения мира (1236 со дня Рождества Христова). Было знамение на солнце 3 августа в воскресенье после обеда. Видение в виде месяца было видно 4 дня. Той же осенью пришли из восточной страны в Болгарскую землю безбожные татары, захватили славный и великий город болгарский и перебили своим оружьем от старца и до молодых, и до сущего младенца. Захватили много добычи, подожгли их город, а всю остальную землю взяли в плен. Зимой того же года великий князь Георгии женил сыновей своих Володимера и Мстислава.
О нападении монгол на земли Волжской Болгарии сообщают и другие древнерусские памятники, например:: Новгородская летопись старшего и младшего изводов и
Софийская первая летопись.
Древнерусские памятники повествуют о страшной беде, постигшей как древнерусские земли, так и земли волжских болгар после нападения монголов. Все покоренные татарами народы, в том числе и волжские болгары, платили им дань. Прошли многие десятилетия, пока Волжская Болгария восстановила свою мощь и силу. Она существовала в своих границах до его захвата И. Грозным в 1552г.
У напавших на Русь и на Волжскую Болгарию монголов была своя религия, отличная от христианства и от мусульманства. Вот что пишет об этом древнерусский летописец из Новгородской летописи старшего и младшего изводов под 1245г.:
Перевод: Батый Каин имел такой обычай, кто придет ему кланяться, то сначала он приказывал своим волхвам провести их через огонь, затем они должны были поклониться и огню и кусту, а что с собой приносили приходившие, то волхвы бросали в огонь. Многие же князья и бояре проходили через огонь и кланялись кусту, а также их идолам ради славы своей и просили почестей всяких, которые им давали без сражений…
После того, как стало известно о национальности, напавших на Древнюю Русь и на Волжскую Болгарию в первой половине 13 в., народа, то во всех учебниках по истории в России стали употреблять название «татаро-монголы».
В царской России вместо названия Волжская Болгария употреблялось название Казанская губерния. После революции 1917 г. земли, относившиеся к Казанской губернии, неожиданно для народа, считавшего себя потомками волжских болгар, получают название Татарстан (Татария). 27 мая 1920г. большевистским правительством был подписан декрет об образовании Татарской АССР в составе РСФСР. Как такое могло произойти? Почему именно большевики исконное название народа «волжские болгары» умышленно пытались предать забвению и назвали волжских болгар названием его захватчиков и поработителей. Почему народ, подвергнувшийся жестокому нападению со стороны монголо-татар, называют именем его захватчиков. Какая злонамеренная несправедливость!
Нет никакого сомнения, что это злодеяние было сделано для того, чтобы предать забвению предков казанских татар – волжских болгар, сделать потомков волжских болгар виновными за жестокие нападения монголов и причиненные ими в то далекое время разрушения. Возникает вопрос, почему современные казанские татары, не имеющие никакого отношения ни к монголам, ни к их религии, ни к их стране, должны называться именем своих врагов, потопивших в крови их страну. Слово «татары» употреблялось в российском государстве по отношению ко многим иным народам, особенно в тех случаях, если они вступали в военные конфликты с русскими войсками. Вспомним М.Ю Лермонтова, который называл многочисленные кавказские народы одним словом «татары». Можно еще раз сказать, что слово «татары» никогда не обозначало национальность, а было для русских людей синонимом слов «захватчик», «враг», «неприятель».
Еще раз хочется задать вопрос, почему современные казанские татары должны ассоциироваться с монгольскими захватчиками, потеряв после их нападения десятки тысяч своих сограждан убитыми, искалеченными, изувеченными, включая женщин, детей, стариков?
В настоящее время в Интернете и в ряде российских журналов появляются публикации, посвященные истории разных народов нашей страны, в том числе и предков современных казанских татар – волжских болгар. Эти публикации очень далеки от истины, содержат порой откровенно лживые и непорядочные измышления таких горе-авторов, которые имеют поверхностное образование, не знают подлинную истории страны или же знают ее только по школьным учебникам. Например, пишут о том, что государственность современных казанских татар восходит ко временам пресловутой «Золотой Орды», что является крайне недопустимой теорией. Ошибочной является также теория, что чуваши, которых я глубоко уважаю, имеют какое-то отношение к волжским булгарам. Ведь чуваши – это христиане, а волжские булгары – это мусульмане. Тем более, чьей столицей являлась и является Казань, тот и является прямым наследником волжских болгар. Это современные казанские татары.
Государственность современного Татарстана однозначно восходит ко временам Волжской Болгарии и имеет более чем тысячелетнюю историю. Поскольку все рукописные памятники Волжской Болгарии сгорели во время нападения татаро-монголов и после захвата Казани в 1552г., то наиболее полным источником для изучения истории государства Волжская Болгария и истории предков современных казанских татар в настоящее время являются древнерусские летописи. При этом, только ученые, имеющие доступ к древнерусским памятникам, и, умеющие их читать и переводить, имеют право писать об истории, культуре, жизни, быте как древнерусского народа, так и других, соседних народов, упомянутых в этих памятниках. При этом необходимо указывать книжный памятник, из которого взят тот или иной пример, а также список литературы, использованный при написании научной статьи. Каждое утверждение автора научной статьи должно быть доказано иллюстрациями из письменных памятников прошлого. Следует запретить лживую информацию о тех или иных народах, написанных малообразованными людьми, выражающими свое субъективное видение мира и не имеющими никакого отношения к науке. За ложные сведения о народах в прессе и в Интернете следует ввести уголовное наказание.
Нет никакого сомнения, что исконная национальность казанских татар – волжские болгары – должна быть со временем восстановлена.
Литература
1. Полное собрание русских летописей. Том первый. Лаврентьевская летописью вып. 1: Повесть Временных лет Вып. 2: Суздальская летопись Вып. 3: Приложения. Издание второе. Ленинград. Изд-во Академии Наук СССР, 1926-1928.
2. Полное собрание русских летописей. Том второй. Ипатьевская летопись. – Санкт-Петербург, 1845.
3. Полное собрание русских летописей. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. Изд-во Академии наук СССР. – Москва – Ленинград, 1950г.
4. Полное собрание русских летописей. Новгородская четвертая летопись, т. 4. Изд-во Академии наук СССР. –Ленинград, 1929.
5.Полное собрание русских летописей. Софийская первая летопись. – Ленинград, 1925.
6. Летописец Переяславля-Суздальского, составленный в начале XIII в. Издан в Москве в университетской типографии в 1851 К.М. Оболенским.
------------
А то что, булгарские мусульманские эпитафии написаны арабицей на "р" языке (то бишь на чувашском), как объясните? Все, за исключением одной.
Ну и за одно, расскажите: когда ислам от христианства отделился?
Затем поглядим: как ваш комментарий соответствует историческим реалиям?
А то, что Татарстан не является родиной татар, под вопросом. А эскальба (ясколбы)-заболотные татары в Тюменской области, живут и ныне. Их было много на р. Туре(Свердлов.обл.) Их уничтожили при крещении. Эскальба-другое произнош. - эскелы. Все знают, что это-татары. Остается выяснить, когда они ушли на восток.
===============
Вот и помалкивали бы, чтобы никто не смеялся.
Это нынче, якобы арабский ...
++++++++
...во времена Пророка не было арабского языка. И слова "араб" никто не знал. Арабы появились позже, через десятилетия, когда возникло государство Халифат. Его жителей, принявших ислам, назвали арабами. Ими стали тюрки, египтяне, сирийцы, ливийцы и другие народы.
Именно народы!
Как видим, араб - это не этнический термин.
Арабский же язык сложился того позже, к концу Х века.
=============
Какие арабы? Когда пришли? Их вообще ещё не было.
... татары в Тюменской области, живут и ныне. Их было много на р. Туре(Свердлов.обл.) Их уничтожили при крещении.
===========
Вы этА, книжки хоть САМИ читаете?
До 12 века ислам был сектой христианства.
Все молились в христианских храмах, и были крещёные.
Поэтому насильно крестить было просто некого.
Крещёные татары - всегда были крещёные, ещё до ислама.
И еще- Кораны 7-8 веков, сохранившиеся в музеях, например- в Ташкентском музее Мира Тимура на каком языке написаны?
Интересно же: кто так сумел всё нарисовать?
Круто. )))
1.1. чтить надо, но молча при этом о чём то там, на некоторый взгляд нехорошем;
1.2. при людно отказываться от их равнения на сюзерена, так скажем;
2. это лирика, по делуже - архитекторы, создающие проекты синагог, мечетей и строящие их, ОБЯЗАНЫ ЗНАТЬ:
2.1. ТОРУ на иврите?
2.2. КОРАН на арабском?
3. можно подтвердить мою правоту, или опровергнуть меня в этом?
4. для справки о применимости тута словосочетания "на некоторый взгляд нехорошем": один приятель, да и не только он, занимаясь Крымом, вывел цифры, из которых выходит, что со времени создания Крымского ханства (в том числе и с помощью православной Литвы) и до времени его исключения из юрисдикции Османской империи (Порты, Турции) и включения в юрисдикцию Российской империи (из одной империи в другую) через порты Крыма прошло примерно ПЯТЬ МИЛЛИОНОВ РАБОВ доживших до продажи, (Интересно какие потери были при "транспортировке ("логистике" по современному) от Киева и Тулы до портов Крыма?) с которых блистательная Порта или Турция получила примерно ТРИ МИЛЛИОНА золотых монет пошлин? - так как это как, будем применять в рассуждениях о номадической составляющей менталитета? Или не будем?
5. если ишется на государственном языке РФ, то зачем вместо словосочетания на русском языке "кочевое мышление" (менталитет кочевника - прискакать, хапнуть и ускакать) применять словосочетание "номадическое мышление"?:
5.1. туману напустить, чтобы скрыть набеги? Так это было всегда и везде, и только "коммунисты" ради "интернационализма русских" это умалчивали. Или не так? А КАК ТОГДА?
5.2. для научности (Как у Хэмэнгуэя "научные" шляпы-чем больше поля, тем шляпа научнее? - НОМАДЫ гр. nomades древнегреческое название кочевников. Раз хреки то научнее?
5.3. ещё для чего то?
6. или кое кто изобрёл понятие "номадическое мышление" до Делез Жиль (1925-1995) - французский философ. Изучал философию в Сорбонне (1944- 1948). Профессор в университете Париж-VIII (1969- 1987). закончившего жизнь самоубийством? это хотят сказать. Но судя по ведению хозяйства матерью моих детей ОНА НИКОГДА НЕ распределяет атрибуты анархически, а очень даже упорядоченно;
7. так что ради бога не катите ребята бочку на татар, которых я знаю вообще, а Татарстан, родину моих детей в частности во избежание недоразумений с русским мужиком на почве номадического мышления, так скажем...
8. интересно, а вот на русском мате кто то ещё сможет это изложить? Особенно про архитектуру?
Вы хоть заголовок статьи читали?
++++++++++++++++++
Рафаэль Хакимов:
«Порой Татарстан называют исторической родиной татар. Это неверно»
Автор же мыслит масштабами, лихо рисуя циркулем на глобусе территорию тюрков.
Правда, при этом он не рассказывает: как, эти малочисленные неграмотные кочевники, сумели захапать такие просторы с населением, опередившим захватчиков на века в умственном развитии и превышающие их в сотни раз по численности?! .
Очень интересно.
Анализ исторических фактов и выводы обоснованы.
С одним маленьким, но существенным уточнением - надо дать дефиницию, определение слову "татары" на рубеже 19-20 веков:
"Для понимания исторических процессов в конце ХIХ — начале ХХ веков важно уловить моменты трансформации средневековых народов в нации. Среди тюрков эта трансформация шла неравномерно. Некоторые народы (татары, турки, азербайджанцы) вступили на путь капитализма раньше, нежели среднеазиатские жители".
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/146958-rafael-hakimov-tyurkskiy-renessans
Из вышеприведенной цитаты можно подумать, что под "татарами" в это время - рубеж 19-20 веков - понимали современных татар Поволжья - но это не соответствует исторической действительности.
В это время - рубеж 19-20 веков - тюркские поволжские мусульмане САМИ СЕБЯ "татарами" не называли.
Тюркские поволжские мусульмане САМИ СЕБЯ называли "мусульмане", "булгары", "казанцы" и др. - хотя уже шла дискуссия, какое самоназвание, этноним следует принять.
"Татарами" чиновники Российской империи называли тюркских (и не только) мусульман - были азербайджанские "татары", казанские "татары" и т.д.
Удмуртов чиновники Российской империи называли "вотяками" - САМИ СЕБЯ удмурты "вотяками" НЕ называли.
Пытаясь удержаться у власти международные марксисты-террористы во главе с Лениным и Троцким расчленили Россию (тогда уже демократическую Республику) в 1920-х гг. по национальному признаку, создав "национальные" территориальные образования - и об этом хорошо сказано автором в статье.
Удмуртов марксисты Ленин и Троцкий "наградили" Вотской Автономной Областью.
А поволжским тюркским мусульманам "досталось" от Ленина и Троцкого Татарская АССР.
После смерти диктатора Ленина и высылки из СССР его сообщника Троцкого, удмурты не побоялись вернуть себе самоназвание, этноним удмурты, отказавшись от чиновнического "ленинского" названия "вотяки".
Поволжские тюркские мусульмане оставили себе в качестве этнонима название "татары" - и имеют на это полное право.
Только надо помнить, что к монгольскому племени "татар", вырезанному монголом Чингизханом ещё в 1202 году современные казанские тюрки не имеют никакого прямого отношения.
Конечно, предками современных казанских татар являются и булгары, и другие тюркские племена, пришедшие в Поволжье с войсками монгола Чингизхана, и монгольские племена, и финно-угорские племена, и славянские племена и др.
Более того - предками современных "русских" являются не только восточные славяне, но и булгары, и другие тюркские племена, в том числе и племена пришедшие с войсками Чингизхана, и финно-угорские племена и др.
До 30% русских дворян имело тюркские, монгольские ("татарские" корни).
Поэтому менталитет современных поволжских "татар" и современных "русских" очень схож - у них общие предки.
Спасибо уважаемым автору академику Р.С.Хакимову и РВ за доставленное интеллектуальное удовольствие от прочитанного текста, заставляющего думать и размышлять над непростыми вопросами истории и современного Бытия.
И совершенно не случайно в начале 20 века появился термин тюрко-татары - многочисленные племена тюрок превращались в современные нации и первым этапом было отделение тюрок от других "татар" - монголо-татар, финно-татар, угро-татар и др.
Вы скачете по верхам - там что-то прочитали, что-то здесь прочитали, но тему знаете совсем не в той степени, чтобы делать выводы.
Вы даже не удосужились узнать, что касимовские татары и мишари - это разные этнические группы, с разным временем и с разной историей формирования.
И понятно, что вы и в глаза не видели архивные документы, например, по предкам нынешних татар-мишарей. Между тем по ним (по темниковско-кадомским татарам) есть документы, датированные временем ранее учреждения Касимовского ханства (1445), где их называют татарами. И в их челобитных они сами себя тоже называют татарами. Это 15-16 вв. До окончательного завоевания Казани. И позже тоже.
Время от времени население отдельных населенных пунктов мишарской зоны называют можарами, а также буртасами, а потом снова татарами.
Татары-мишари до сих пор узнают о том, что они мишари - от казанских татар, и от своих начитанных земляков. В татаро-мишарских деревнях люди называют себя татарами, а мишарями могут назваться - для приезжих казанских ученых или журналистов.
Сблизились с татарами тогда, когда их перевели в ясачное сословие. В челобитных называли себя "мы, мещерякский народ". Их стали называть татарами их сюзерены из Москвы. Участвовали во взятии Казани, в карательных акциях против ясачных татар и башкир. Об этом говорят их челобитные. На сегодняшний день отатарились, обашкирились, обрусели. Значительная часть отатарившихся называют себя татарами-мишарями, проявляя свое субэтническое самосознание. Очень небольшая часть осознает себя отдельным от татар и башкир этносом. Можно сказать, что народ находится на самой последней стадии своего существования.
А казанских "татар" в просто в татар.
...................................................................................................................................................................... Если 30% русского дворянства имели татарские корни, то сколько же татар они с собой привели, а это обязательно должно быть так! Если кому интересно, "зеркало русской революции". Лев Николаевич Толстой тоже происхождением из татар, то есть его недавние предки, об этом говорил его прямой , потомок проживающий за рубежом!
Татарами называли русских казаков.
В те времена разделения на нынешние татарские имена не было.
===
Все это, ушло просуммировали становые академики и лихо состряпали семь томов баек про свою уже как бы татарскую историю.
У русских, татарских генов нет.
Всё остальное - байки становых академиков.
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/146958-rafael-hakimov-tyurkskiy-renessans?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
Если он владел татарским языком и мать из крымских татар, то как он ни мог знать, человек историей активно интересовался. кунсткамеру создал.! по идее , по версии , если исходить от "рюриков", которые викинги и у них было , когда то государство на родине матери Петра I,Готия, он похоже считал себя по отцовской линии из потомком, вот у него и появилась любовь к немцам и втащил он их на правления Россией вплоть до революции 1917г. и название дал стране, России , орос на крымск.татарск. . рус, так называли варягов-викингов(Готов) ия,- дом.То есть , отныне "Дом русов"! ...Но уж потом, генетики доказали , на каком то этапе , гены рюриков прервались , чья то жена подвела, так, что ПётрI жестоко ошибся!
А вот про татар гены такого не говорят, ибо всё просто слито в одну кучу..
===============
Казаки - профессиональная армия России.
По генам, это русские мужики.
Стараясь для Гитлера, генерал Краснов пустил байку про казаков.
Васильев А. И. к.ф.н., доцент
Волжская Болгария или Булгария (совр. Татарстан) – древнее государство, имеющее более чем тысячелетнюю историю, было расположено по среднему течению р. Волга, которое населяли преимущественно волжские болгары, являющиеся по своему вероисповеданию мусульманами. Принятие мусульманства волжскими болгарами, как это официально принято, произошло в 922 г. И до сих пор потомки волжских болгар – казанские татары – являются мусульманами. Волжская Болгария была известным государством, о ней упоминают самые известные среди историков и филологов такие древнерусские летописи, как Лаврентьевская летопись, Ипатьевская летопись, Новгородская летопись старшего и младшего изводов, Новгородская четвертая летопись, Летописец Переяславля-Суздальского, Софийская первая летопись и другие. Древнерусские летописи являются самыми многочисленными, самыми объективными и подробными свидетелями всех произошедших событий в истории как древнерусского государства, так и в истории Волжской Болгарии.
Именно в древнерусских летописях содержатся доказательства того, что именно волжские болгары (современные казанские татары) не имеют никакого отношения к напавшим на Русь монголам, что они были мусульманской веры, в отличие от напавших на Русь и на Волжскую Болгарию татаро-монгол, и что название татары, которым были названы впоследствии волжские болгары, является для них ошибочным и ложным.
В древнерусских памятниках упоминаются два болгарских народа: 1) предки современных болгар, жители Восточной Европы, которые получили крещение в 869 г. и 2) волжские болгары.
Следует сказать, что летосчисление у восточных, как и у других славян, велось со дня сотворения мира, причем числа обозначались при помощи букв. Чтобы показать, что буква обозначает число, над ней ставилсяособый знак титло, а с двух сторон по бокам на высоте середины буквы ставились точки. Были буквы, обозначавшие единицы, десятки и сотни. Особый знак тысячи ставился в самом начале слова внизу слева. Чтобы перевести такой год на современное летосчисление, необходимо было от числа, обозначавшего счет от сотворения мира, отнять 5508. Например: В лѣт̑ . ҂s҃ . ф҃ . к҃s - год со дня сотворения мира 6526; современный год 1018.
Однако в некоторых летописях историками для удобства чтения были введены годы при помощи цифр, например, в Ипатьевской летописи.
Древнерусские князья совершали иногда военные походы против волжских булгар. Так, в 1182 г. суздальский князь Володимир с сыном киевского князя Святослава отправился в поход на Волжскую Болгарию:
Ипатьевская летопись
Перевод: В год 1182 киевский князь Святослав Всеволович женил двух сыновей: Глеба на Рюриковне, а Мстислава на Ясени из города Владимир Суздальский. Того же года Суздальский князь Всеволод Георгиевич начал военные действия с болгарами и прислал к Святославу, прося помощи. Тот отпустил сына своего Владимира, сказав ему: «Дай бог брату и сыну моему удачно биться с врагами». Пошли они по Волге на Болгары, пришли на место, где находится остров, называемый Исади, устье Цевце, высадились на берег, оставили все лодки и Белоозерский полк во главе с воеводой Фомой Назаковичем, оставили и Дорожая, который приходился этому воеводеслугой его отца… Сами же сели на коней и въехали в землю Болгарскую к великому городу Серебряных Болгар…
Важным доказательством того факта, что волжские болгары являлись мусульманами и никакого отношения к монголам и их религии не имели, является свидетельство, отмеченное во всех древнерусских летописях, когда перед крещением Руси к князю Владимиру явились послы от мусульман (это были волжские болгары), от евреев, от католиков и от православных греков. Например, в Лаврентьевской летописи под 986 г.:
Въ лѣт̑ ҂s҃ . у҃ . ч҃д . [6494 (986)] Придоша Болъгаръı в[ѣ]ръı Бохъмичѣ . гл҃ще ӕко тъı кнѧзь єси мудръ и смъıсленъ . не вѣсı закона . но вѣруи в законъ нашь . и поклонисѧ Бохъмиту . и реч̑ Володимеръ како єсть вѣра ваша . ѡни же рѣша вѣруємъ Бу҃ . а Бохмитъ нъı оучить гл҃ѧ . ѡбрѣзати оудъı таинъıӕ и свининъı не ӕсти . вина не пити . [а по смр҃ти же реч̑ . со женами похоть творити блоуднүю]. дасть Бохмитъ комуждо по семидесѧт женъ краснъıхъ . исбереть єдину красну . и всѣх̑ красоту възложить на єдину . та будеть ємү жена . иде же реч̑ достоить блудъ творити всѧкъ на семь свѣтѣ . аще буде кто оубогъ .
Перевод: В год 986 пришли болгары мусульманской веры и сказали: «Князь, ты мудрый и смышленый, не имеющий закона (веры), поверь в нашу религию». И спросил Владимир: «Какая же ваша вера?» Они же ответили: «Бог учит нас делать обрезание, не есть свинины, вино не пить, а после смерти даст нам Бог каждому по 70 женщин красивых и на одну женщину всю их красоту возложит, и эта женщина станет его женой».
О крещении Руси рассказывается во всех древнерусских летописях, в том числе, в Ипатьевской летописи под 987 г.:
Перевод: в год 987 созвал Владимир всех бояр своих и правителей городов и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, веры магометанской, а также немцы, католики (римляне), евреи и прочие. Каждый хвалил свою веру и рассказал о своей религии. После всех пришли греки, они отрицали другие религии, и только свою хвалили. Они рассказали многие чудные и интересные вещи, начиная от сотворения мира. Они рассказали, что есть другой мир и после смерти человек воскреснет…»
В 1223 г. на реке Калке произошла битва между древнерусским войском и неведомо откуда взявшимися захватчиками, пришедшими из Азии, которые одержали победу, пользуясь своим огромным численным превосходством и неслыханной жестокостью. Древнерусским людям было абсолютно непонятно, откуда взялись эти страшные захватчики, производящие ужас своими разрушительными действиями. О них не было известно абсолютно ничего: какой они национальности, какого вероисповедания, из какой они земли. Именно поэтому, вторгнувшихся на территорию древнерусских княжеств в 13 в. монгольских завоевателей, древнерусские летописцы называют татарами (от др.-греч. слова тартар со значение ад), считая их выходцами из ада. Говоря иными словами, др.-рус. слово татар (мн. число татарове) является синонимом таких слов, как «захватчик», «враг», «неприятель» и не являлось в то время названием национальности. Вот пример из Новгородской первой летописи старшего и младшего изводов за 1224г.:
Перевод: пришли незнакомые народы, их же никто хорошо не знает, кто они, откуда пришли, какого они племени, на каком языке они говорят, и называют их Татары, а другие Таурмены, а третьи Печенеги. О них же сказал Мефодий, что они вышли из пустыни Евтривской…
В 1236 г. монголы вторглись на территорию Волжской Болгарии. Древнерусские летописи сообщили о страшной трагедии, произошедшей на земле Волжских Болгар. Ниже приводится текст изЛаврентьевской летописи 1377 г.:
В лѣт̑ . ҂s҃ . ѱ҃ . м҃ . д҃ . [6744 (1236)] Бъıс̑ знаменьє в слн҃ци. мс̑ца авгус̑ . въ. г҃. В нед̑ . по ѡбѣде х̑ . бъıс̑ видѣти всѣм̑ акъı мс̑ць . четъıрь дн҃и Тоє же ѡсени . Придоша ѿ восточнъıѣ странъı в Болгарьскую землю безбожнии Татари . и взѧша славнъıи Великъıи город̑ Болгарьскъıи . и избиша ѡружьєм̑ ѿ старца и до үнаго . и до сущаго младенца . и взѧша товара множ̑ство . а город̑ ихъ пожгоша ѡгнем̑ . и всю землю ихъ плѣниша . Тоє же зимъı . Великъıи кнѧз̑ Геѡрги . ѡжени сн҃а своӕ. Володимера. и Мстислава
Перевод текста.
В год 6744 со дня сотворения мира (1236 со дня Рождества Христова). Было знамение на солнце 3 августа в воскресенье после обеда. Видение в виде месяца было видно 4 дня. Той же осенью пришли из восточной страны в Болгарскую землю безбожные татары, захватили славный и великий город болгарский и перебили своим оружьем от старца и до молодых, и до сущего младенца. Захватили много добычи, подожгли их город, а всю остальную землю взяли в плен. Зимой того же года великий князь Георгии женил сыновей своих Володимера и Мстислава.
О нападении монгол на земли Волжской Болгарии сообщают и другие древнерусские памятники, например:
Новгородская летопись старшего и младшего изводов и
Софийская первая летопись.
Древнерусские памятники повествуют о страшной беде, постигшей как древнерусские земли, так и земли волжских болгар после нападения монголов. Все покоренные татарами народы, в том числе и волжские болгары, платили им дань. Прошли многие десятилетия, пока Волжская Болгария восстановила свою мощь и силу. Она существовала в своих границах до его захвата И. Грозным в 1552г.
У напавших на Русь и на Волжскую Болгарию монголов была своя религия, отличная от христианства и от мусульманства. Вот что пишет об этом древнерусский летописец из Новгородской летописи старшего и младшего изводов под 1245г.:
Перевод: Батый Каин имел такой обычай, кто придет ему кланяться, то сначала он приказывал своим волхвам провести их через огонь, затем они должны были поклониться и огню и кусту, а что с собой приносили приходившие, то волхвы бросали в огонь. Многие же князья и бояре проходили через огонь и кланялись кусту, а также их идолам ради славы своей и просили почестей всяких, которые им давали без сражений…
После того, как стало известно о национальности, напавших на Древнюю Русь и на Волжскую Болгарию в первой половине 13 в., народа, то во всех учебниках по истории в России стали употреблять название «татаро-монголы».
В царской России вместо названия Волжская Болгария употреблялось название Казанская губерния. После революции 1917 г. земли, относившиеся к Казанской губернии, неожиданно для народа, считавшего себя потомками волжских болгар, получают название Татарстан (Татария). 27 мая 1920г. большевистским правительством был подписан декрет об образовании Татарской АССР в составе РСФСР. Как такое могло произойти? Почему именно большевики исконное название народа «волжские болгары»
умышленно пытались предать забвению и назвали волжских болгар названием его захватчиков и поработителей. Почему народ, подвергнувшийся жестокому нападению со стороны монголо-татар, называют именем его захватчиков. Какая злонамеренная несправедливость!
Нет никакого сомнения, что это злодеяние было сделано для того, чтобы предать забвению предков казанских татар – волжских болгар, сделать потомков волжских болгар виновными за жестокие нападения монголов и причиненные ими в то далекое время разрушения. Возникает вопрос, почему современные казанские татары, не имеющие никакого отношения ни к монголам, ни к их религии, ни к их стране, должны называться именем своих врагов, потопивших в крови их страну. Слово «татары» употреблялось в российском государстве по отношению ко многим иным народам, особенно в тех случаях, если они вступали в военные конфликты с русскими войсками. Вспомним М.Ю Лермонтова, который называл многочисленные кавказские народы одним словом «татары». Можно еще раз сказать, что слово «татары» никогда не обозначало национальность, а было для русских людей синонимом слов «захватчик», «враг», «неприятель».
Еще раз хочется задать вопрос, почему современные казанские татары должны ассоциироваться с монгольскими захватчиками, потеряв после их нападения десятки тысяч своих сограждан убитыми, искалеченными,изувеченными, включая женщин, детей, стариков?
В настоящее время в Интернете и в ряде российских журналов появляются публикации, посвященные истории разных народов нашей страны, в том числе и предков современных казанских татар – волжских болгар. Эти публикации очень далеки от истины, содержат порой откровенно лживые и непорядочные измышления таких горе-авторов, которые имеют поверхностное образование, не знают подлинную истории страны или же знают ее только по школьным учебникам. Например, пишут о том, что государственность современных казанских татар восходит ко временам пресловутой «Золотой Орды», что является крайне недопустимой теорией. Ошибочной является также теория, что чуваши, которых я глубоко уважаю, имеют какое-то отношение к волжским булгарам. Ведь чуваши – это христиане, а волжские булгары – это мусульмане. Тем более, чьей столицей являлась и является Казань, тот и является прямым наследником волжских болгар. Это современные казанские татары.
Государственность современного Татарстана однозначно восходит ко временам Волжской Болгарии и имеет более чем тысячелетнюю историю. Поскольку все рукописные памятники Волжской Болгарии сгорели во время нападения татаро-монголов и после захвата Казани в 1552г., то наиболее полным источником для изучения истории государства Волжская Болгария и истории предков современных казанских татар в настоящее время являются древнерусские летописи. При этом, только ученые, имеющие доступ к древнерусским памятникам, и, умеющие их читать и переводить, имеют право писать об истории, культуре, жизни, быте как древнерусского народа, так и других, соседних народов, упомянутых в этих памятниках. При этом необходимо указывать книжный памятник, из которого взят тот или иной пример, а также список литературы, использованный при написании научной статьи. Каждое утверждение автора научной статьи должно быть доказано иллюстрациями из письменных памятников прошлого. Следует запретить лживую информацию о тех или иных народах, написанных малообразованными людьми, выражающими свое субъективное видение мира и не имеющими никакого отношения к науке. За ложные сведения о народах в прессе и в Интернете следует ввести уголовное наказание.
Нет никакого сомнения, что исконная национальность казанских татар –волжские болгары – должна быть со временем восстановлена.
Литература
1. Полное собрание русских летописей. Том первый. Лаврентьевская летописью вып. 1: Повесть Временных лет Вып. 2: Суздальская летопись Вып. 3: Приложения. Издание второе. Ленинград. Изд-во Академии Наук СССР, 1926-1928.
2. Полное собрание русских летописей. Том второй. Ипатьевская летопись. – Санкт-Петербург, 1845.
3. Полное собрание русских летописей. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. Изд-во Академии наук СССР. – Москва – Ленинград, 1950г.
4. Полное собрание русских летописей. Новгородская четвертая летопись, т. 4. Изд-во Академии наук СССР. –Ленинград, 1929.
5.Полное собрание русских летописей. Софийская первая летопись.– Ленинград, 1925.
6. Летописец Переяславля-Суздальского, составленный в начале XIII в. Издан в Москве в университетской типографии в 1851 К.М. Оболенским.
================
Причём принятие болгарами, этого мусульманства, произошло лет за 250-300 до его отделения от христианства, а до отделения, все ходили в одни и те же христианские храмы.
Поэтому понять: чего именно приняли болгары - уже невозможно, ибо те, кто это придумал, явно приняли много чего разного и при этом не закусывали.
И в 1180 году церковные иерархи Константинополя провозгласили анафему:
«Отлучение Богу Магомета...».
Заметьте, отлучили от церкви самого Бога!
С 602 года правоверные и православные молились в одних и тех же храмах, на куполах которых сияла звезда в полумесяце.
Потом правоверные оставили только полумесяц, а православные, немного исказив звезду, превратив ее в крест с лучами, поставили сей крест в полумесяц. Таковой крест и поныне можно увидать на русских церквах.
Но в 1180 году это отлучение коснулось лишь Византии.
Русь еще долго была правоверно-православной, пока в 1666 году не произошло «исправление книг», когда старые писания (собственно, тексты Корана) не были изымаемы, а новое Писание (Библия, переведенная с еврейского и латинского, а не с греческого) не начали навязывать силой.
Но после резни татар, устроенной Чингисханом, это означало противопоставить себя великому хану. Вряд ли кто, в здравом уме, на это осмеливался. Вторично, самоназвание "татары" появилось только в начале 20 века.
"...после резни татар, устроенной Чингисханом, это означало противопоставить себя великому хану".
Вы почитайте историю не из какой-то книжки о якобы "резне татар Чингисханом" - и подумайте, было ли возможно такое в огромной степи, где татарские племена жили в разных регионах этой степи? Перебить могли какой-то татарский род, но целиком татар - это нереальная история.
И почитайте, под каким именем шли войска Чингисхана в Среднюю Азию, на Ближний Восток и Европу. Я подскажу - под именем "татары".
И этот этноним с тех пор применяется без перерыва - по отношению к разным племенам и народам, имевшим отношение к завоеваниям Батыя и Хулагу.
Вы утверждаете, что "Вторично, самоназвание "татары" появилось только в начале 20 века". Это было бы смешно, если бы не было так глупо.
Идите в российские архивы, идите в РГАДА (Российский государственный архив древних актов) - во множестве исторических документов, начиная с 13 века, прочитаете слово "татары".
Сами татары, как минимум с 14-15 веков (татары Мещёры, которых позже назовут татарами-мишарями), в своих ходатайствах, письмах, челобитных, называют себя именно татарами.
И мишаре в челобитных называли себя "мы, мещерякский народ"..
Татарами нас называли лишь в русских и европейских хрониках. Т.е. посторонние.
Немцы в русской литературе тоже называют себя немцами. И язык свой немецким. Но не существует народа с САМОНАЗВАНИЕМ "немцы". А есть народ с САМОНАЗВАНИЕМ "deutsche". Так же нет САМОНАЗВАНИЙ "свейские немцы", "аглицие немцы", "шпанские немцы"... По вашей логике вся Европа сплошь одни немцы.
====================
Несчастные отпрыски монгол-татарских оккупантов, которые 300 лет измывались над порабощенным населением.
Горемыки - монгол-татарские захватчики, даже по окончании своего ига не побегли обратно на свою историческую родину в районе Монголии, а остались на ранее ими оккупированной территории.
А самое удивительное, это то, что население, ранее игово разграбляемое монгол-татарами, пожалело своих несчастных оккупантов и даже морды им, за все их 300 лет проделок, бить не стало.
Поэтому вам не надо об этом забывать, когда вы читаете глюки становых академиков.
+++++++
- Но первый Коран написан по-арабски. С этим вы же не станете спорить?
- А откуда это известно? Да, в современном тексте Корана есть, например, такие строки: "Мы сделали ее Кораном на арабском, чтоб вы могли уразуметь". (Сура 43-3).
Специально подчеркиваю слово "арабском" и говорю, что во времена Пророка не было арабского языка. И слова "араб" никто не знал.
Арабы появились позже, через десятилетия, когда возникло государство Халифат. Его жителей, принявших ислам, назвали арабами. Ими стали тюрки, египтяне, сирийцы, ливийцы и другие народы.
Именно народы! Как видим, араб - это не этнический термин.
Арабский же язык сложился того позже, к концу Х века.
По крайней мере, первую попытку создания арабского словаря и правил, вернее, некоего научного обоснования нового религиозного языка предпринял в конце VIII века ал-Халил, но его попытка не удалась. "Сборный" язык не получился.
К ИСТОКАМ ИСЛАМА
Можете и сами прикинуть чё к чему, если Коран от Библии отличается только ФИО главных героев.
==============
Ага, и история батырОв состряпана становыми академиками в полном объёме только в последние 26 лет. )))
+++++++++++++
Ведь символом раннего ислама был равносторонний крест.
По крайней мере, еще в 1024 году в Халифате отмечали праздник Святого креста, торжества открывал сам халиф. И иконы были в обиходе мусульман... Словом, многое было действительно не так, как ныне.
- Тогда почему о ранней истории ислама так мало известно?
- Ответ надо искать в мировой политике. Она, политика, к началу XIX века заставила переписать историю ислама, сделать ее такой, какой известна ныне.
Правда отошла на задний план.
Акцент поставили на арабское начало.
Будто других "корней" и не было.
Это делалось, чтобы заполнить образовавшийся вакуум: Османская империя тогда терпела поражения, роль тюркского начала в культуре Востока слабела вместе с тюрками, ее требовалось забыть.
Перелицовка истории обычна, она всегда следует за сменой власти.
К ИСТОКАМ ИСЛАМА
По крайней мере, еще в 1024 году в Халифате отмечали праздник Святого креста, торжества открывал сам халиф. И иконы были в обиходе мусульман... Словом, многое было действительно не так, как ныне.
- Тогда почему о ранней истории ислама так мало известно?
- Ответ надо искать в мировой политике. Она, политика, к началу XIX века заставила переписать историю ислама, сделать ее такой, какой известна ныне. Правда отошла на задний план. Акцент поставили на арабское начало. Будто других "корней" и не было.
Перелицовка истории обычна, она всегда следует за сменой власти.
К ИСТОКАМ ИСЛАМА
Крымский хан Гирей молился перед иконой Божией матери и сделал Крым центром православия. Христианские монастыри и храмы - доказательство.
Перед штурмом, татарами царя Ивана Грозного, Казани, всё тамошнее ханьё молилось в церквях. Об этом есть запись в летописи города.
Вы так и будете тупо умиляться толерастией мусульман, которые христианские храмы не разрушили? )))
Так Ислам от Христианства отделился только в 12 веке.
Поэтому тиражировать дурь, про якобы насильственное крещение татар, не надо. Те татары, уже были крещённые и задолго до появления Ислама.
При желании, вы не только про иконы ответ найдёте, но и узнаете кто и как всё для вас состряпал.)))
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/146958-rafael-hakimov-tyurkskiy-renessans«Порой Татарстан называют исторической родиной татар. Это неверно»
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/146958-rafael-hakimov-tyurkskiy-renessans
Извините, а каких "татар"?
Монгольское племя "татар", которое вырезал монгол Чингизхан за подлое убийство им его отца?
Или каких "татар"?
Мифических "татар" русских летописей и западно-европейских хроник, объединяющих монгольские, тюркские, финно-угорские и др. племена?
Или 2татар", которых создали международные марксисты-террористы Ленин и Троцкий?
И в конце-концов эти многоликие "татары" откуда и когда "появились на Средней Волге?
Хотя казанские историки прекрасно знают откуда и как появились казанские татары, но объективную версию они не афишируют. Им это невыгодно, тогда казанских татар останется примерно 200 или 300 тысяч.
И соответственно, у них цель запутать происхождение казанских татаров, привлечь к себе внимание, т.е. "пиар" на сегодняшнем языке. Вот так они сегодня сочиняют татарскую историю, т.е. конструируют историю казанских татаров. Но это грубейшая ошибка, последствия будут очень негативные, это очевидно.
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/146958-rafael-hakimov-tyurkskiy-renessans
И что же является "исторической родиной" казанских татар, если это не Татарстан, извините за вопрос?
2. это надо же так изобразить якобы от имени русских о братском народе чьи представители стали вторыми в ВОВ по числу Героев Советского Союза
============
Кто кого крестил? Для чего?
Если все итак ходили в ХРИСТИАНСКИЕ храмы.
++++++++++++
до 12 века христианство и ислам были единой религией.
С 602 года правоверные и православные молились в одних и тех же храмах, на куполах которых сияла звезда в полумесяце.
Потом правоверные оставили только полумесяц, а православные, немного исказив звезду, превратив ее в крест с лучами, поставили сей крест в полумесяц.
Таковой крест и поныне можно увидать на русских церквах.
Русь еще долго была правоверно-православной, пока в 1666 году не произошло «исправление книг», когда старые писания (собственно, тексты Корана) не были изымаемы, а новое Писание (Библия, переведенная с еврейского и латинского, а не с греческого) не начали навязывать силой.
Вы готовы? Я нет!!!
==================
Вы это серьёзно?
Нация достигшая развития создания собственных государств обратно в голозадых кочевников уже не деградирует.
Дальше читайте тему статьи, и сами прикиньте, когда эти бедолаги кому в родственники бы записались, кабы им становые академики этот глюк ни придумали?
Одна часть русских, проживающая в центральных и южных регионах страны, близка соседним славянским народам, другая часть – на севере России – генетически тесно связана с финно-угорскими народами.
Учёным так и не удалось обнаружить в геноме русских пресловутый азиатский элемент. Татаро-монгольского набора генов в сколь-нибудь заметном количестве нет ни в одной из русских популяций. Выходит, что устойчивое выражение «Поскреби русского – найдёшь татарина» ошибочно.
«Мы не обнаружили в геноме русских заметных татарских привнесений, что опровергает теории о разрушительном влиянии монгольского ига». Кроме того, сибиряки, со слов учёного, генетически идентичны староверам – у них один и тот же «русский геном».
генетические отличия между русским этносом и финно-угорскими народностями (мордва, марийцы, вепсы, карелы, коми-зыряне, ижорцы), традиционно проживавшими на севере нашей страны, соответствуют всего трём единицам.
Учёные говорят не просто о генетическом единстве русских с финно-уграми, а об их общем происхождении.
И нас в реальности не 5 млн, нас гораздо больше.
Когда Казань брали, тогда никого насильно крестить и не требовалось.
Ибо Ислам тогда ещё был Христианской сектой.
Все итак молились в одних и тех же ХРИСТИАНСКИХ храмах.
====================
Ну, вы, блин даёте!!!))) Однако.)))
Найдите в Инете, САМИ, "Кто и зачем создавал ислам?"
А тактика скрытности, патологической зависти не нова для Московских политиков и начинается она еще со времен Тазбаша, продолженная Иваном Калитой и Иваном Третьим и Иваном Грозным.
Теперь об этнониме - я согласен, что мы и татары, но одновременно и кашаны, тохары, быргыры, биляры, суасы,
Мое мнение вся закамская зона вплоть до Уфы - это Биляры, знаю что удмурты нас всегда называли Бигерами, а не Булгарами . И нашу Билярскую историю тихонько спрятали под сукно, но мы же существуем, мы никуда не делись, не исчезли.
А в принципе и сегодня мало что изменилось. Сравните чисто татарскую и русскую деревню на контрасте. Земля и небо! Кто виноват и что Вам русским делать? Решайте сами......
Когда нет возможности доказать своё преимущество в труде, чистоплотности, бытовой культуре, начинается поиск соринки в чужом глазу!
Ожогом рот кривит! А-А-А-А- грязные, поганые, хитрые, подлые татары, из за вас все беды и несчастья. Вытаскиваются из глубин воспалённого сознания ветхие фантазии страшилки, о каких то злодеях из мглы веков на низкорослых лошадках и всё это переносится в наши дни. А ведь ДНК русских монгольский след не имеет. Почему то? Что бы это значило?
А всё потому, что русские хоть и большой, но рыхлый, несчастный народ без руля и без ветрил, срывающий злость на первом попавшем. Русский народ, народ без памяти, без собственной истории, с многократно украденной историей. Последний раз русскую историю "обнулили" после смертей Татищева и Ломоносова. После их ухода западные, в основном немецкие учёные, произвели тотальную ревизию и люстрацию всей истории русского народа и сочинили свою, лживую, удобную им версию. По сути дела история правления Петра-1 мало похожа на правду, не говоря уж об Иване Грозном. Прочитайте современного, маститого писателя-историка Анатолия Клёсова про ДНК славян, там многое приоткрывается. При этом надо учесть, что Россией до 1917 г. правила на 100% немецкая, антирусская династия, а среди франкоговорящего дворянства, аристократии, этнических русских не было. От слова совсем! Были отпрыски татарских, немецких, грузинских. шведских, греческих, сербских родов и т.д. А русских? Казахи в таких случаях говорят ДЖЁК!
У современных татар историческая память оказалась прочнее, а потому большинство нации отвергает навязанную 200 лет назад "тевтонскими историками" монгольскую версию происхождения нации. Процесс пошёл и его уже не остановить.
=============
«Нынешнее распространение этнонима „татары“, ... связано... со способом именования разных тюркских народов, принятым в Российской империи в XVIII-XIX вв.
Этот способ таков: всех, кроме турок, якутов и чувашей, называли татарами...
Это все хорошо известно любому профессиональному тюркологу....
Поэтому, конечно, сама идея искать близкую генетику для современного распространения этого этнонима выглядит несколько наивной».
Ай молодца возьми с полки пирожок .
2. скажите спасибо большевикам, что можете вот так выражовывать "собственное" мнение, особенно, про то, что русские, а не китайцы уничтожили уйгурское государство...
3. Только вот не понятно, как это смог сделать рыхлый народ, в том числе подмять всех и вся, если по Вашему же им руководили иностранцы, половина дворян было из татар (И ВЫ ТУТ ПРАВЫ НА 105%)? что то не вяжется, как и про баню... Особенно как при перекочёвке бани перевозили? Извините перелогистировали? Это грамотнее?
Чтобы веселее время было проводить в банях.