Цыганский конфликт в Чемодановке: кто виноват — «наркобароны», чиновники или «след США»?
Что происходит в «прославившемся» селе в Пензенской области
События в одном из сел Пензенской области уже окрестили этнической войной. После массовой драки с цыганами местные перекрыли федеральную трассу М-5 с требованием выселить «чужаков». О том, что происходит в Чемодановке, — в репортаже корреспондента «Собеседника».
Село на особом положении
О бунте в Чемодановке говорят в автобусах, в пригородных маршрутках, в очередях магазинов.
— Фу, Тошка, хватит лаять, это не цыган! — хозяин одергивает приставшую ко мне собаку.
Ни о чем другом местные сейчас даже думать не могут. Уже несколько дней в Чемодановке находится губернатор Пензенской области Иван Белозерцев. Днем и ночью сельские улицы патрулируют МВД и Росгвардия. Рядом со зданием сельсовета припаркован военный «Урал» — в нем разбит оперативный штаб МВД. По официальной информации, были задержаны более 170 человек. Все — цыгане.
До этого здесь отделения полиции не существовало. За порядком в Чемодановке с населением более 6 тысяч человек всегда следил участковый. Не уследил.
«Они стянули с девочки трусы»
Конфликт, по самой популярной версии, вспыхнул из-за попытки цыган изнасиловать девушку на пляже. В информации одних СМИ, она «дорастает» до женщины, в других — оказывается беременной, в третьих — умножается до трех подруг. На самом деле, как рассказали корреспонденту «Собеседника» чемодановцы, дело было иначе.
В конце села есть прекрасное озеро, в котором любят купаться дети. Прекрасным оно стало потому, что жители оборудовали его столиками, мусорками, насыпали песок и выкосили траву. Как только сход к воде стал удобным, туда повадились приходить и цыгане — стирать белье и одежду. Русским это не нравилось. Еще больше не нравилось поведение цыганских подростков, которые часто задирались к другим детям. В четверг с одной из девочек они стащили под водой трусы от купальника. За нее вступилась беременная родственница. Той тоже досталось ниже пояса, но — на словах.
Вечером к одному из цыганских домов, стоявшему особняком от остальных, стянулись около 30 человек.
— Просто поговорить, но поговорить решительно, — рассказал один из тех 30 сельских парламентариев. Алексей — спортивный мужчина старше сорока. На его руке светлеет недавний порез.
«Голова лопнула, как арбуз»
Что именно сдетонировало — решительный вид чемодановцев, собравшихся гуртом, или резкое слово, — никто не понимает до сих пор. Переговоры закончились, когда одному из местных в челюсть прилетел камень.
Очень быстро цыгане оказались в большинстве — из соседних Лопаток на помощь подоспели около 100 человек. На территории ближнего с цыганским участка до сих пор не убрали камни и куски ломаного шифера. Хозяйка Ольга надеется, что эти улики пригодятся полицейским. Заместитель начальника управления МВД по Пензенской области Вадим Ковтун говорит, что им нужны только те, что со следами крови — чтобы сделать экспертизу ДНК. Для этого уже собрали несколько арматур и металлических обрубков. Кроме этого, изъяты как минимум один топор и три биты, фото которых выложили на ресурсе МВД.
Один из пяти пострадавших в драке русских — Владимир Грушин — скончался через день. За жизнь другого — мужа директора местной школы Елены Пугачевой — борются врачи.
— Я знаю эту семью, была у них дома, когда его принесли, — вспоминает Оксана, продавщица местного магазина. — Ему же трепанацию черепа сделали... Это чем надо было ударить?! Голова лопнула, как арбуз. Кровь хлестала так, что мы все простыни и наволочки использовали, пока скорая доехала. Еще и на руках колотые раны. — свидетельница добавляет, что слышала выстрелы из ружья.
Но даже в тот вечер местные не вышли перекрывать трассу «Урал». Это случилось только спустя сутки.
Погибший воевал в Чечне
— Что спровоцировало? Их наглость и безнаказанность, — рассуждает Алексей.
— Да мы замучились звонить, чтобы кто-то явился, — вспоминают пожилые женщины из квартир прямо напротив трассы. — Ждали не меньше часа. ОМОН за нашими и то быстрее приехал, чем полиция за этими. Цыгане в армии не служат, нигде не работают. Ходят пилят металл. Еще и пособия получают на детей. А потом эти дети бегают и меня знаете как называют? «Пи...ска старая!»
В школьный лагерь вызвали полицейского для охраны. Он так и не приехал.
На следующее утро после того, как тысячи жителей требовали выселить цыган, в сельсовете Чемодановки все двери настежь. В кабинете участкового теперь хозяйничают серьезные мужчины в штатском с кобурами у пояса. В коридоре слышно, как сельские чиновники решают похоронно-ритуальные задачи — составляют надпись на венке.
— «Любимому отцу от любимой дочки» или лучше «Любимому папе»? Нет, давайте лучше так...
Несмотря на раннее утро, все уже устали — позади бессонная ночь. Спрашиваю, есть ли лидеры у цыганской диаспоры и помогают ли они полиции.
— Я не знаю, я ничего этого не знаю, — жалуется севшим голосом заместитель главы сельской администрации Надежда Миряева. — Погибший был совсем молодым человеком, 1985 года рождения. Воевал в Чечне. Работал здесь у нас водителем.
В полдень все село собирается возле старой церкви. Через 30 минут появился и губернатор Пензенской области — Иван Белозерцев.
«След США»
— Так, разойдитесь, людей с перегаром уберите отсюда, — местные активисты расчищают путь главе области.
— Нам нужно создать такие жесткие условия, чтобы ни влево, ни вправо. Чтобы у них горела под ногами земля. В рамках закона, конечно. Я не могу всего говорить на камеру. Я на вашей стороне. Я сам деревенский. Мы тоже двери закрывали, чтобы корову не увели. — Белозерцев вошел в центр круга и дал понять, что он максимально близок к народу.
Еще губернатор сказал то, что многие хотели услышать много лет:
— Всех цыган должны проверить, их дома обойдут представители МВД и коммунальных служб. Кроме того, в Чемодановке проведут уличное освещение, отремонтируют дороги, наладят систему получения детских пособий.
И то, о чем никто даже не задумывался:
— Америка, Запад загоняют огромные деньги на подготовку людей, которые запускают ложную информацию, чтобы дестабилизировать ситуацию. Такие люди есть и в нашем регионе...
Так глубоко в проблему «войны с цыганами» никто еще не заглядывал.
Барон нам друг
В анонимных телеграм-каналах, на которые и намекает Белозерцев, вовсю обсуждается наркотическая тема. Мол, цыган не трогали, потому что у них была крыша, вот и распоясались.
— Раньше, лет семь назад, у всех на глазах приезжал грузовик, и к нему тянулись толпы. А потом мы в подъезде шприцы находили. Детям давали какие-то странные конфетки, жвачки, — рассказывает владелица квартиры возле трассы. — Сейчас, я уверена, тоже торгуют, но по-тихому.
Губернатор Белозерцев начало десятых вспоминает с большой ностальгией.
— У цыган был лидер Михай в Октябрьском районе. Я знал его хорошо. Он владел ситуацией. Даже заставлял детей в школу ходить. И тот тоже умер недавно.
Найти тех, кто мог бы похвастаться дружбой с цыганами сейчас, не удалось.
— Они здесь давно живут, годов с 70-х, — рассказал мне Виталий (имя изменено) на сходе, — но мы так и не притерлись. В первый же вечер после драки они собрались и все съехали. Если здесь сейчас хоть один появится, мы их пожжем. Ладно, шутка.
Табор уходит?
В выходные село Лопатки (1 км от Чемодановки), в котором проживали около 1000 цыган, полностью опустело. По дорогам между домов ходят брошенные свиньи и гуси. В стойлах ревут от жажды телята. Из людей — только патрули полиции.
Когда пытаюсь заглянуть в один из дворов, сигналят из служебной «Приоры».
— В дома не заходи! И вообще, поосторожней здесь — они скоро начнут возвращаться, — бережет меня моя полиция.
Гости в форме готовятся встречать хозяев по всей форме. Действенно — на следующий день приходит информация еще о 12 задержанных, среди которых предполагаемый убийца Владимира Грушина.
Вечер перед похоронами тихий. Как говорят местные, первый такой за 35 лет — «не слышно криков на нерусском». Но спокойствие длится недолго. Ночью один из цыганских домов в Лопатках охватывает пламя. Все-таки чемодановцам было не до шуток...
Статья найдется
— Уголовное дело расследуется по статьям «Убийство, совершенное группой лиц по предварительному сговору», «Покушение на убийство двух и более человек» и «Хулиганство». Сто пятая, часть вторая, «Убийство группой» — очень жесткая. Получат серьезно, — рассказал полковник Вадим Ковтун.
Наказание по ст. 105, ч. 2 — от восьми лет до пожизненного лишения свободы.
Дмитрий Cоколов, фото автора, «Собеседник» №22-2019
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.