Новости раздела

Балалайка, набат и барабан: как тюрки познакомили Русь с музыкальными инструментами

Из книги востоковеда-татарофила о татарском влиянии на жизнь русского народа. Часть 15

Балалайка, набат и барабан: как тюрки познакомили Русь с музыкальными инструментами Фото: wikipedia.org (Николай Петров. Смотрины невесты. 1861. Фрагмент)

Четыре года назад известный российский востоковед-тюрколог, доктор исторических наук, профессор РАН Илья Зайцев подготовил к изданию книгу Сергея Аверкиева (1886—1963) под названием «Влияние татар на жизнь русского народа», которая вышла в Казани тиражом всего 100 экземпляров. Автор издания, историк-энтузиаст и «татарофил», до начала Первой мировой войны работал в Палестине (сначала в Дамаске учителем русской школы, позже в Назарете помощником инспектора начальных школ Императорского Православного Палестинского общества). Затем он был интернирован в Россию, где в итоге осел в Нижнем Новгороде. Аверкиев считал, что почти все русские государственные институты, явления и понятия являются по происхождению татарскими — и в его книге можно найти множество соответствующих примеров. В 50-е годы историк-любитель отправлял свою рукопись в московский Институт истории, но там ее, конечно же, немедленно «сослали» в архив, где она благополучно пролежала до середины 10-х годов XXI века. С разрешения Ильи Зайцева «Реальное время» публикует фрагменты этой монографии.

IV. Быт

2. Предметы домашнего обихода. Музыкальные инструменты. Кушанья

Вне татарского влияния не остались и предметы домашней обстановки и утвари. Здесь, прежде всего, следует отметить позаимствованное от татар тюркское слово «очаг», которое у турецких народов означало не только топку — место где поддерживается огонь, но и символизировало семью, род. Рядом с очагом в русских кухнях можно бывает встретить и татарский таган — железный обруч на ножках, служащий подставкой для котла, чугуна и иной посуды для приготовления пищи на щепочках на шестке русской печи.

Помещения московских приказов, царских палат и богатых частных домов в XVII столетии освещались фонарями и свечами. В фонарях вместо стекла вставлялась слюда или рыбный пузырь, в котором заключается рыбная икра. Фонарь — слово греческое, издавна вошедшее в персидский язык, откуда его позаимствовали и арабы. Возможно, что и русские взяли слово «фонарь» от персов через посредство татар. Таким же образом могло проникнуть в русский язык и арабское слово «фитиль», происходящее от чисто арабского корня фатала, что означает «вить», «крутить».

Свечи вставлялись в подсвечники — шандалы. Последнее слово, дожившее до XX столетия, в XVII веке произносилось ближе к своему прообразу, персидскому слову шамъдан (от араб. шам — «свеча», и персидского суффикса дан, обозначающего вместилище), а именно: шандан и шендан. Шанданы в XVII столетии были очень разнообразны и по своей форме, и по материалу, и по назначению. Они были настольные и висячие, или «вислые», вроде наших люстр; делались они и деревянные, и железные, и медные; были литые и дутые.

Скамьи и лавки в московских приказах в XVII столетии покрывались тюфяками или «тюшаками», что ясно указывает на татарское происхождение этого слова. Фото wikipedia.org (Александр Янов. Приказ в Москве)

Скамьи и лавки в московских приказах в XVII столетии покрывались тюфяками или «тюшаками», что ясно указывает на татарское происхождение этого слова. Тюфяки делались из кожи разных сортов и набивались шерстью или простым войлоком. Вроде тюфяков были и стеганые подушки, которые носили татарское название миндер или миндерь. Судя по старинным описям, они употреблялись для сиденья в санях и колымагах, и известны с XVI века.

Вошедший в домашний обиход в качестве спальной принадлежности войлок, возможно, тоже является татарским позаимствованием. По мнению академика Б.А. Дорна, это слово могло произойти от тюркского ojlik, которое означало все то, «что служит к покрытию чего-либо»; отсюда русское войлок как материал для покрытия кибитки. К числу тюркизмов некоторые филологи (Рейер, Булаховский) относят и слово кошма. Кроме войлока и кошмы, в богатых домах скамьи покрывались коврами, особый сорт которых — ковры без ворса, род гобеленов — носил персидское название килимов.

Лавки с подымающейся крышкой, образующие ящик для хранения различных вещей, назывались в XVII столетии татарским словом рундук (от урындык – «сиденье»). Такие лавки сохранились и до сих пор в татарских деревнях.

Одежда хранилась в сундуках — восточном позаимствовании (перс. сандук от араб. сундук). Как и теперь, в XVII веке сундуки часто сковывались железными полосами. Современный дорожный чемодан — тоже персидское название (от перс. джама — «одежда», джамдан — «платяной шкаф, сундук, чемодан»). Русская фамилия Чемоданов известна с 1528 года.

Из мебели позаимствования были, по-видимому, с Кавказа. Персидская тахта — низкий, широкий диван без спинки, покрытый ковром (перс. тахт — «престол, софа, диван»), а от турок — софа, низкий мягкий диван со спинкой и с подушками.

Одежда хранилась в сундуках — восточном позаимствовании (перс. сандук от араб. сундук). Фото artpoisk.info (Пукирев В. В. Прием приданого по росписи)

Из старинной посуды, носящей восточные названия, следует отметить бадьи, баклаги, корчаги, кумганы, лахани, мамаи, стаканы, тазы, чары, чумы.

  1. Бадья — широкое плоское деревянное ведро, обычно употребляемое для того, чтобы доставать воду из колодца. Это слово заимствовано у северных тюрков («бадие» и «бадиа»), которые, в свою очередь, взяли его из персидского языка (перс. бадие — «сосуд для вина»). У османских турок бадья — «большой, открытый деревянный или глиняный сосуд для вина», а также «корыто».
  2. Баклага — сосуд для вина или воды в виде сплющенной тыквы. Некоторые авторы считают название этого сосуда татарским словом.
  3. Слово корчага вошло в русский язык еще в домонгольский период русской истории. Проф. Мелиоранский сближает это слово с алтайским карчак — «ящик, сундук», и эта этимология считается до сих пор общепринятой.
  4. Кумган — так назывались медные рукомойники, являвшиеся обычной принадлежностью московских приказов в XVII столетии. Кумган — слово татарское, употребляющееся и теперь у татар для обозначения медного сосуда с ручкой и носиком, служащего преимущественно для омовений.
  5. Лахань, лохань — посудина круглой или продолговатой формы для грязной воды — является персидским словом (перс. лаган —«медный таз»), откуда, вероятно, произошло и русское слово «лагун» — «большая бочка с отверстием посредине».
  6. Мамай — братина особого типа, вошедшая в моду с начала XVII века. Первоначально этим именем назывались, по-видимому, трофейные сосуды, взятые в разное время у татар. Впервые это слово встречается в духовной грамоте вологодского удельного князя Андрея Ивановича Меньшого, брата Иоанна III. В 1591 году царь Федор Иоаннович подарил Борису Годунову золотое судно по случаю поражения крымского хана Казы-Гирея, которое было названо «мамаем» в воспоминание о победе, одержанной над Мамаем вел. князем Дмитрием Донским.
  7. Слово стакан произошло от старинного достакан, упоминаемого еще в духовной грамоте Дмитрия Ивановича Донского 1509 года. Слово «достакан» — казахское: по-казахски «тустаган» значит блюдо и является тамгой рода Табын Малой Оpды. Это слово вошло и в современный татарско-казахский язык со значением «чашка, ковш, стакан».
  8. Слово таз, надо думать, позаимствовано русскими у персов или и у турок, так как это арабское слово сделалось достоянием обоих этих народов.
  9. Чара. Это тюркское слово вошло в древний русский язык еще в домонгольский период. Впервые оно встречается в надписи на чаре князя Владимира Давидовича Черниговского от 1161 года. Оно в употреблении во многих тюркских диалектах и означает большую чашу. У монгол чара (цара) — металлическая чаша на ножках без крышки в виде блюда-ендова.
  10. Чум. В 1328 году Иван Данилович Калита завещал своему брату два золотых чума. Чумами или чумками назывались в старину половники с длинной ручкой. По словам Аристова, такие половники и «доселе называются в Тамбовской губернии чумичкой». Это последнее слово зарегистрировал в Новгородской губ. Эрдман. Название «чумыч» по-казахски означает большую деревянную ложку и служит тамгою рода Рамалан Казахской Малой Орды.

Позже русские усвоили новый вид посуды — саган, род большой чаши или миски. Sahan слово турецкое и означает «медное блюдо», «поднос». Наши советские хозяйственные магазины познакомили русскую публику с восточной посудой для чая, плова и супа, имеющую форму расширяющейся кверху чашки без ручки, и обогатили русский язык ее персидским названием «пиала», которое еще не успел включить в себя «Толковый Словарь» Ушакова. Такая посуда и раньше выделывалась на русских фарфоровых фабриках специально для Ср. Азии и Ирана, но она на внутренний рынок не поступала, а потому русские не знали ни ее, ни ее названия.

Из других предметов домашнего обихода от тюркских народов были позаимствованы: утюг, набалдашник — округлая надставка на верхний конец трости, чубук и люлька, в значении курительной трубки. Фото wikipedia.org

На старинных ковшах ручки часто украшались различными узорами или фигурами, заключенными в форму круга. Эти фигуры и знаки в XV столетии носили восточное название «мишенец» (от перс. нишан — «знак, метка»).

Из других предметов домашнего обихода от тюркских народов были позаимствованы: утюг (тат. оток, ото); набалдашник — округлая надставка на верхний конец трости (от тюрк. балдак — «эфес, рукоятка»); чубук — «длинная трубка для курения табаку» и люлька, в значении курительной трубки. Последнее слово турки в свою очередь получили от персов.

К предметам домашней обстановки можно отнести и музыкальные инструменты. Об их широком распространения в Московской Руси можно судить по тому, что в XVII столетии против них был предпринят со стороны высшего духовенства целый поход. Найдя, что население злоупотребляет музыкой, распевая под нее в кабаках, корчмах и на улицах всякого рода срамные песни, патриарх при царе Алексее Михайловиче сначала отдал распоряжение отбирать все музыкальные инструменты на улицах у гуляк, а затем воспретил русским вообще всякого рода инструментальную музыку, приказал отбирать музыкальные инструменты в домах, вывозить их за Москву-реку и предавать сожжению.

Многие музыкальные инструменты, особенно ударные и струнные, были позаимствованы русскими с Востока, преимущественно у тюркских народов. Эти инструменты употреблялись не только в общественной и частной жизни на пирах, праздниках и вечеринках, но и в военном деле для подачи различного рода сигналов, а также во время сражений для воодушевления воинов и устрашения врагов. С последней целью употреблялись восточные набаты и сурны.

Набат — огромный величины медный барабан, который возили на доске, положенной на четырех лошадях. Этих лошадей связывали цепями, и к каждому барабану приставляли no 8 барабанщиков. При каждом воеводе было около 10 или 12 набатов. По словам Маржерета, в набат били только тогда, когда готовились к сражению, либо во время незначительной стычки, а один набат употребляли ежедневно: им давали сигналы слезать или садиться на коней. Флетчер говорит о применении набата несколько иначе. Когда, по его словам, русские начинали наступление на врага, то они поднимали сильный крик, что вместе с звуками труб и набатов производило дикий страшный шум.

Набат — слово арабское, заимствованное от арабов персами. У последних оно означало «перемену», «смену» (стражи или караула), а также военную музыку, играющую несколько раз в день у ворот губернаторского дворца. В простонародном сирийском диалекте слово набат имеет значение «музыка», «музыкальный концерт», «оркестр».

Украина, Запорожье, тулумбас (барабан) в Музее истории оружия. Фото wikipedia.org

Сурна, или зурна, — старинный персидский музыкальный инструмент, род дудки или флейты. Свое имя она получила от двух персидских слов: сур — «пир, свадьба» и най (на) — «тростник, флейта». Этот инструмент был известен еще половцам. По словам Михневича, старинная зурна представляла из себя длинную трубу с разнообразно (трояко) загнутым нижним концом. Сурна была позаимствована нашими предками у татар. Там, где описывая поход Святослава 1220 года против камских болгар, более древняя Воскресенская летопись упоминает сопели («и пойде полк по полце бьюще в бубны и трубы и в сопели»), более поздняя Никоновская летопись, при описании того же события модернизируя язык, заменяет сопели сурной («в сурны»). Кроме употребления их в бою для воодушевления воинов, сурны употреблялись и для подачи сигналов военачальникам для явки их к царскому шатру за получением поручений. На них же играли при различного рода увеселениях и на парадах, причем различались сурны и суреньки: когда в 1674 году царь Алексей Михайлович после ужина «изволил себя тешить всякими играми, играл в орган немчин, и в сурну, и в трубы трубил, и в суреньки играли, и по накрам и литаврам били». Очевидно, разница между сурной и суреньками состояла главным образом в размерах инструмента.

Герберштейн, наблюдая русскую жизнь при Василии III, отметил, что когда русские играют на зурне, то они могут извлекать из нее звуки без передышки почти в течении целого часа. «Они обыкновенно, — рассказывает про русских Герберштейн, — наполняют воздухом щеки, а затем, научившись одновременно втягивать воздух ноздрями, издают трубой звук без перерыва».

Современная зурна, широко распространенная на Ближнем Востоке, представляет из себя примитивную языковую свирель с восемью голосовыми отверстиями и раструбом.

К ударным инструментам восточного происхождения, употреблявшимся в Московской Руси, кроме набатов, принадлежали еще литавры, накры и тулумбасы.

Литавры (от араб. аль-табль — «род барабана») — музыкальный инструмент в виде полукруглой чаши с натянутой кожей. Они были медные, а иногда и серебряные. Литавры употреблялись обыкновенно конными воинами и привязывались по обеим сторонам седла. По свидетельству Олеария, небольшие литавры употреблялись русскими вельможами при проезде по улицам Москвы. Ударяя в них рукояткой кнута, они заставляли народ расступаться перед ними и давать дорогу.

Накра, нагара, ногара (перс. наккара) — особый вид литавров. Афанасий Никитин в своем путешествии в Индию рассказывает: «выехал султан... ино с ним... да верблюдов сто с накрами, да трубников 300». Как сказано выше, царь Алексей Михайлович устраивал музыкальные вечера с игрой на накрах, литаврах и других инструментах.

При Борисе Годунове существовали тулумбазы или тулунбазы — род небольшого бубна, состоящего из металлической или деревянной чашечки с натянутой наверху кожей, по которой ударяли шариком, прикрепленным к короткой плети, так называемою вещагою. Пешие носили тулумбазы в левой руке, а конные привязывали их с правой стороны к луке седла. Название «тулумбаз» турецкое: тулум значат «мех, поясной мешок, волынка», а тулумбаз — «литаврщик».

Значительно позже появился у русских барабан. Слово «барабан», по мнению лексикологов, восточное или тюркское или персидское. Проф. Мелиоранский сближает его с турецким словом балабан, что значит «огромный, громадный, великан, гигант». Это турецкое слово было усвоено и персами, у которых в их языке оно получило значение «барабан», а барабанщик стал называться на турецкий лад «балабанчи».

Из струнных инструментов, позаимствованных у татар, следует назвать кобзу, домбру и балалайку.

Вильгельм Бер. «Русский мальчик с балалайкой» (1889). Фото wikipedia.org

Кобза (тюрк. — музыкальный инструмент с закругленным кузовом, первоначально с двумя струнами, потом с 4—8 парами струн). Кобза была распространена на Украине, где впоследствии была вытеснена бандурой. Кобза под именем копуз, кобуз — у казахов, и кобыс — у сибирских татар, бытует у этих народов до сих пор и называется русской скрипкой. Чтобы иметь представление об этом восточном инструменте, даем описание его у ногайских татар, сделанное русским этнографом середины XIХ столетия: «Кобуз, этот почти единственный ногайский музыкальный инструмент, весьма оригинален по устройству. На кобузе, имеющем две волосяные струны, почти всегда черные, играют при помощи смычка (тартка), состоящего всегда из белого волоса, и никогда не натягиваемого туго; во время же игры правая рука артиста продевается между волосяною тетивою в том месте, где она обшита холстом и натягивает ее столько сколько нужно для игры... Струны кобуза, как обыкновенно, наматываются на колки, а с противоположного конца поддерживаются деревянною подставкой (эсэк)... На кобузе играют не так, как играют на нашей скрипке, т.е. не прижимают нижнюю шейку ее подбородком, а держат совершенно так, как держат виолончель, с той только, впрочем, разницей, что заматывают около руки петлю на ремне, привязанную к спинке кобуза (кобузде аркасе). Бакши, перебирая струны и водя по ним смычком, сильно трясут в такт всем составом кобуза и производят оглушительный скрип, звон и бряканье, тем более оглушительное, чем более кобуз».

Домра (каз. с перс.) — старинный русский щипковый музыкальный инструмент азиатского происхождения, с деревянным корпусом округленно-грушевидной формы, длинной шейкой и тремя или четырьмя металлическими струнами. Известен в истории Московской Руси с начала XVII века.

Этот инструмент был в употреблении и у калмыков под именем домра, и у казахов под названием домбра, думбра, и у туркмен, которые называли его тамдра. По словам вышеупомянутого этнографа, «две ее (тамдры) жильные струны производят при каждом прикосновении к ним чистый, ровный, серебристый звук» и пение туркменского певца «способно тронуть самую твердую душу и произвести восторг даже в людях, не знающих туркменского языка: таковы эти плавные, строчные, всеувлекающие, хотя и азиатские звуки тамдры и поэтических напевов туркменских бакши».

На смену старинной домре в XVIII столетии пришла балалайка, трехструнный музыкальный инструмент треугольной формы. На балалайке играют бряцанием — движением кисти руки, проводя пальцами по струнам, и щипком. Название «балалайка», по Рейфу и Горяйнову, позаимствовано у татар. Фаминцын видел в балалайке видоизмененную домбру казаков (казахов), отличающуюся от балалайки тем, что нижний край ее треугольной деки короче балалаечного, и она имеет только две струны.

Калмыцкое название домра, казахское — домбра и думбра и туркменское тамдра имеют большое звуковое сходство с названиями современных струнных инструментов, широко распространенных на мусульманском востоке: у персов — танбур, у арабов — тунбур, что принято переводить словом «гитара». Арабские филологи считают это слово персидским по своему происхождению.

Продолжение следует

Сергей Аверкиев
Справка

С.С. Аверкиев

ВЛИЯНИЕ ТАТАР НА ЖИЗНЬ РУССКОГО НАРОДА

Казань — 2015

СЕРИЯ «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ»

Составитель — доктор исторических наук И.В. Зайцев

Ответственный редактор — кандидат исторических наук И.М. Миргалеев

© Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2015

© Центр исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова, 2015

© Институт российской истории РАН, 2015

© Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино, 2015

© Издательство «ЯЗ», 2015

ОбществоИсторияКультура
комментарии 34

комментарии

  • Анонимно 10 мая
    Да, тюрки познакомили славян с балалайкой.

    Но зато русские познакомили татар с атомным ядром.

    Так что в расчёте.
    Ответить
    Анонимно 10 мая
    Ты еще напиши, что русские дали татарам телевидение и интернет. Смешной ты.
    Ответить
    Анонимно 10 мая
    Ну а Вы, товарищ "ты", просто злобный и завистливый - именно так, благодаря русским в татарские деревни пришло телевидение.
    Это исторический факт - почитайте хотя бы историю становления телевидения в ТАССР.
    Ответить
    Анонимно 10 мая
    Каким именно русским? Сталину (грузин), Троцкому (еврей), Дзержинскому (поляк), Яну Юдину (латыш)?
    Ответить
    Анонимно 10 мая
    Товарищу "ты", из Википедии:

    "Влади́мир Козьми́ч Зворы́кин (17 [29] июля 1888[4], Муром, Владимирская губерния, Российская империя — 29 июля 1982, Принстон, Нью-Джерси, США) — американский инженер РУССКОГО происхождения. Считается одним из СОЗДАТЕЛЕЙ современного телевидения.
    Владимир Козьмич родился в Муроме в семье купца первой гильдии Козьмы Алексеевича Зворыкина, который торговал зерном, владел пароходной компанией на реке Оке и был председателем Муромского общественного банка[5]. В раннем возрасте проявил тягу к физике, во время деловых поездок с отцом между Муромом и Нижним Новгородом чинил неисправности в электросети его судов. Окончив Муромское реальное училище, в 1906 году Зворыкин поступил в Санкт-Петербургский практический технологический институт и с отличием окончил его в 1912 году с дипломом инженера-технолога. ...".

    Русский Владимир Козмич Зворыкин "дал" телевидение не только татарам, но всему Миру, всему Земному Шару.

    Про интернет и сотовую связь, товарищ "ты", уж посмотрите сами - не маленький.
    Ответить
    Анонимно 10 мая
    Оне думают, что оне дали науку и культуру всем народам Земли.
    Оне забыли, что в Киеве княжили датчане, Москву возвысили татары, а потом к ним пришли немцы Романовы, а потом Троцкие и Сталины)))))))))))) Немцы и Ленины дали им первые университеты и первые школы.
    Но сами себя оне называли «крестьяне», потому что были культурнее и ученее всех вокруг)))))))))))))
    Ответить
    Анонимно 10 мая
    Ваша злобная ирония и ёрничанье свидетельствуют о том, что Вы чему то завидуете или просто злобитесь.
    Русские прекрасно знают свою историю.
    Как и татары.
    И другие народы.
    Знают и плохое, и хорошее.
    И не стараются самоутвердится за счёт унижения других.

    Фактов и аргументов у Вас нет - одни эмоции.
    Злобные.
    И завистливые.
    Ответить
    Анонимно 12 мая
    Нет, татары их сами изобрели. Только у них розеток не было, чтобы включить.
    Ответить
    Анонимно 10 мая
    Идея о существовании мельчайших неделимых частиц — атомов, впервые была сформулирована древнегреческими философами Левкиппом, Демокритом и Эпикуром. В XVII веке эта идея получила продолжение в трудах французских философов П. Гассенди и Р. Декарта, английского химика Р. Бойля. Где здесь русские?

    Вся российская физика -- наследие многонациональной СССР. Роальд Сагдеев русский?
    Ответить
    Анонимно 10 мая
    Об атомном ядре татары узнали из русских учебников, которые переводили на татарский язык.
    Это же исторический факт.

    Только в конце 19 века поволжские тюркские мусульмане стали переводить русские учебники физики на татарский язык.
    И академик Сагдеев учился на русском языке и писал научные статьи на русском языке, пока не женился на внучке президента США - теперь пишет на английском.

    У академика Сагдеева нет ни одного научного труда, написанного на татарском языке.
    Ответить
    Анонимно 10 мая
    У Левкиппа, Демокрита и Эпикура, у П. Гассенди и Р. Декарта, английского химика Р. Бойля тоже нет научных книг и статей на татарском языке. Ну и что? Они русские?
    Ответить
    Анонимно 10 мая
    Русские то про это откуда узнали? Ты про это главное напиши. А про атомное ядро татары через французов и немцев узнали.
    Ответить
    Анонимно 10 мая
    Извините, но не надо притворяться глупее, чем Вы есть на самом деле.

    Речь идет о "цепочке" передачи знаний и технологий.
    Знания древних греков "подхватили" арабы и передали западноевропейцам.
    Западноевропейцы передали знания и технологии русским.
    Русские передали татарам.
    А татары передали народам Средней Азии.

    Естественно, что в этой цепочке были и выдающиеся национальные ученые и технологи - И.Ньютон, Н.И.Лобачевский, Е.К.Завойский.
    Внёс свою лепту и Р.Сагдеев.
    Только и всего.
    Ответить
    Анонимно 10 мая
    Ага...
    О французах и немцах физиках татары узнали через русских.

    Или прямо из татарской деревни 19 века поехали в Сорбону?
    Сперва узнали, что есть Казанский университет, а потом уж поехали в Сорбону.
    Ответить
    Анонимно 10 мая
    20:00
    Вы уж определитесь вначале, от кого и что русские получили. Потом будете рассуждать, кому и что передали.
    Ответить
    Анонимно 10 мая
    Зачем?
    Ваш совет наивен - то, что Вы советуете сделать, давно известно.

    Почитайте труды И.Ньютона, Н.Лобачевского, Ш.Марджани, К.Насыри, Е.Завойского и др. - в них всё написано - от кого что они "получили" и что сами сделали.

    В университетах давным давно преподают "Историю и философию науки и техники" - можете прослушать курс, думаю с Вас даже денег не возьмут.
    Ответить
    Анонимно 12 мая
    Железная логика у афтыря. Если используем татарское слово, значит, до татар этого у нас не было. Не знали слово "башка" - не догадывались, что у нас голова есть. Спасибо копчёным, просветили.
    Угомонитесь вы, наконец. Тюрки никого ни с чем познакомить не могли, поскольку появились очень поздно и всё до них уже было тыщу раз придумано, забыто и снова придумано. По барабанам ещё питекантропы стучать научились.
    Чужие слова обычно используют не потому, что своих нет, а ради прикола.
    Ответить
    Анонимно 13 мая
    Атомное ядро, вообще то, из Европы...
    Ответить
  • Анонимно 10 мая
    После того как у славян были гусли неимоверных умственных усилий составило придумать балалайку и спасибо кочевникам что они надоумили этих русских натянуть три струны на палку.И зачем русским нужно было изобретать тюфяки если они на полу не сидели потому что земля на Руси холодная и уже давным давно были придуманы лавки.Да и вообще если внимательно присмотреться к словам то вполне возможно всё было наоборот.Были русские слова а вот чужеземцы их коверкали каждый на свой манер.А то ведь смешно получается .Народ который имел свою письменность согласно этой книжонки в 100 экземпляров сидел и ждал когда его оденут ,обуют и остальным снабдят для дальнейшей жизни.Так не бывает.Вся книга от куда черпается эта муть сейчас бы называлась сплошным фейком целью которого было принизить русскую цивилизацию раз уж не удалось её победить.
    Ответить
    Анонимно 10 мая
    А зачем "побеждать"?
    Вы марксисты-террористы - "вся жизнь борьба"?

    Цивилизации должны не "бороться", а вести культурный диалог.

    Как славяне и тюрки создавать "симбиоз" цивилизаций, обмениваться культурой, философией, наукой и технологиями.

    Тюрки славянам дали балалайку - появилась Золотая Орда, а затем и Российская империя, русские татарам дали ядерную физику - в результате появился СССР.
    Ответить
    Анонимно 10 мая
    Симбиоз цивилизаций это лебедь ,рак и щука.Вот так и стоим в раскорячку.
    Ответить
    Анонимно 10 мая
    Ваша "раскорячка" это не симбиоз цивилизаций, а борьба и мания величия.

    Все современные цивилизации это и есть симбиоз более ранних цивилизаций - от американской и российской до европейской и китайской.
    Ответить
    Анонимно 10 мая
    Гусли - татарский музыкальный инструмент.
    Ответить
  • Анонимно 10 мая
    Все отдали татары русским, себе ничего не оставили. Такой же анекдот, как дворник-еврей
    Ответить
  • Анонимно 10 мая
    /Чара. Это тюркское слово вошло в древний русский язык еще в домонгольский период. Впервые оно встречается в надписи на чаре князя Владимира Давидовича Черниговского от 1161 года. Оно в употреблении во многих тюркских диалектах и означает большую чашу./
    Чара - (мера, мероприятие), скорее всего, связано с ритуальными мероприятиями распития каких-то напитков, также это похоже на обряды скифов с ритуальными котлами. Может ли быть это слово связано со словами /эчаргя/ - пить или даже /чай/?
    /очаг/, может ли быть это слово связано с - "растопить внутри" /эч/яг/ или со словом печь? По смыслу можно ещё слово уют вспомнить - /уй/ дом(родной) и /ут/- огонь.
    Ответить
  • Анонимно 10 мая
    Спасибо РВ за публикации о татарах, башкирам, Золотой Орде, тюркской истории. На фоне великоросских высказываний в СМИ эти статьи как бриллианты. Без лишнего пафоса, без политики
    Просто факты. Печатайте ещё!
    Ответить
    Анонимно 10 мая
    Ну прям бриллианты-это так не пафосно. Сказки народов мира-это факты? Тогда я английская королева. Просто статейки такого рода уменьшают последствия комплекса неполноценности отдельных националистов
    Ответить
    Анонимно 11 мая
    Скорей, у таких как ты комплексы усиливаются, когда узнаешь чуточку правды о себе
    Ответить
  • Анонимно 10 мая
    Взаимовлияние, взаимообогащение и создание симбиоза - от этноса до цивилизации - славян и тюрок общеизвестно и неоспоримо.

    Самый яркий пример это современные дунайские болгары и их цивилизация, которые возникли в результате симбиоза дунайских славянских племен и тюркских племен болгар, которые пришли на Дунай с Нижней Волги.
    Это общепризнанный исторический факт.

    Другой известный факт это симбиоз славянских племен Средней Волги и тех же тюркских племен болгар, которые также пришли с Нижней Волги на Среднюю Волгу и известны под названием булгар.
    Об этом - поволжском симбиозе славян и тюрок - писал еще известный ученый араб и секретарь Багдадского посольства Ибн-Фадлан в 922 году.
    И этот факт подтвержден современными археологическими находками.

    Но пока этот симбиоз - культурный и генетический - славян и тюрок на Средней Волге не стал в науке общепризнанным.
    Скоро признают.

    Опубликовано сотни и тысячи статей о взаимовлиянии и взаимообогащении российских славян и тюрок - и вышеприведенная статья уважаемого автора из той же "обоймы".
    Настало время обобщить огромный материал и на научном уровне признать, что "русские" это симбиоз славян, тюрок, финно-угоров и ещё нескольких десятков российских этносов.

    Нет ни одного ни "чистого" татарина, ни "чистого" русского, ни "чистого" еврея и т.д. - кто придерживается взгляда, что существуют "чистые" этносы - все знают, как такой человек называется...
    Ответить
  • Анонимно 10 мая
    Самое забавное музыкальное зрелище, это глядеть как дуют в курай, а играют на синтезаторе.

    Кадр с дюймовой трубой дунет раз издав звук, чудак на синтезаторе по-быстрому сыграет увертюру минут на пятнадцать.
    Тот опять дунет в трубу, этот тут же сбацает на клавишах симфонию на полчаса.
    Это искусство тянется часа два.

    Публика за это время так измучается, что в конце начинает уже реветь от оваций.
    Ответить
  • Анонимно 11 мая
    Все так называемые "русские музыкальные инструменты" - татарские: баян (от татарского слова баянить), зурна (зурначи), труба (трубачи), дудка, нагара, тулумбас, набат, топшур, барабан, балалайка и.т.д. Даже губная гармошка - от татар.
    Ответить
  • Анонимно 11 мая
    Русский учёный-историк и пишет об этом - о самом различном влиянии тюркских и монгольских племён на быт славян и русских и устройство российского государства.

    Было и обратное влияние.

    Было и влияние французов, немцев, евреев и других этносов.

    Это же очевидно.

    Как очевидно влияние "магдонольсов" на жизнь Казани.
    Ответить
  • Анонимно 11 мая
    Надо писать не заимствования.
    Просто татары-тюрки многие обрусевали, но не переставали свои музыкальные инструменты называть по своему. Они обрусевали многие века, не еще со времен Киевской Руси. Обрусевали да обрусевали. М сейчас то же самое происходит. Вся история Руси это постоянное обрусение тюрко-татар и финугров. Выше названные так называемые "заимствования", это совсем не заимствования, а просто доказательство того, что русский народ сложился как минимум наполовину из обрусевших тюрко-татар.
    Ответить
  • Анонимно 14 мая
    Кто такие современные русские?
    Неоэтнос, сформировавшийся после развала Золотой Орды, играющий роль пушечного мяса московского империализма. Потомки, покоренных московскими князьями и лишенных прежних исторических корней, славянских славянских, финских и тюркских племен, проживавших на территории Золотой Орды. Крепостной народ, подвергавшийся на протяжении последних почти 600 лет (после развала Золотой Орды), постоянным репрессиям и отрицательному отбору.

    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров