Новости раздела

«В Казани как-то раз на слушания пришла толпа бабушек, которая протестовала против закрытия казино»

Гоблины-хостельеры, подарок Вексельбергу от ВВП и расходы девелоперов на гостиницы для ЧМ-2018

Снижение объемов въездного туризма на 10% спровоцировало структурные изменения на гостиничном рынке России. К такому выводу пришли участники дискуссии «Антикризисные практики: оптимизация управления объектами. Объекты гостеприимства: работающие форматы», которая прошла в рамках международного форума по недвижимости Proestate-2015. Мнения экспертов отрасли выслушал и корреспондент «Реального времени».

«А сейчас не кризис, сейчас колебания»

Дискуссия «Антикризисные практики: оптимизация управления объектами. Объекты гостеприимства: работающие форматы» в рамках международного форума по недвижимости Proestate-2015 собрала экспертов отрасли в Москве.

Впрочем, далеко не все участники согласились с самой формулировкой «антикризисные практики». Кризиса в гостиничной отрасли пока нет, хотя он и может проявиться в связи со строительством огромного количества объектов размещения к чемпионату мира по футболу в 2018 году.

— Кризис был в 1998 году, когда до 30-процентной загрузки падали гостиницы на шесть месяцев, — уверен заместитель директора по развитию индустрии гостеприимства CBRE Станислав Ивашкевич. — Тогда мы действительно сокращали количество персонала, пересматривали график. А сейчас не кризис, сейчас колебания. К тому же нужно признать, что был перебор по стоимости номеров в Москве, когда они доходили до 400-500 долларов за номер в сутки. Это ненормально ни в каком виде, ни в каком разрезе, это явный перебор. Не может быть таких цен. А сейчас они стали примерно по 100 долларов за номер в сутки, что есть нормальный рыночный показатель во всем цивилизованном мире.

Не совсем согласился с коллегой управляющий партнер УК «Альянс Отель Менеджмент» Вадим Прасов.

— На самом деле кризис присутствует, но он имеет некий региональный подтекст. В некоторых локациях он есть, а в некоторых нет. Если говорить про Москву, то некоторое падение есть. В то же время у нас есть региональные объекты, в которых падения не произошло никакого, — заявил он.

По мнению генерального директора Hospitality In.Comm Елены Лысенковой, региональные отели чувствуют себя хорошо. Причина для этого — снижение выезжающих за рубеж в пользу внутреннего туризма. Те, кто раньше летал на курорты или в Европу, теперь предпочитают путешествовать, по оценке Лысенковой, «на расстояние одного бака бензина от места проживания на короткий или среднесрочный период». Поэтому растет сегмент мини-отелей и отелей в небольших культурно насыщенных городах и курортах.

MICE не ice

Между тем по сравнению с прошлым экономическим кризисом отели в крупных городах находятся в намного более насыщенном конкурентами пространстве. В первую очередь это касается рынка b2b, MICE-сегмента (сокращение от английского «Meetings Incentive Conferences Events», включает в себя деловые встречи, мотивационные поездки одновременно делового и развлекательного характера, научно-практические конференции, учебные семинары, корпоративные события), который традиционно был рентабельнее классического туризма.

Сейчас в любом, даже удаленном региональном месте есть конкуренция, — заметила Елена Лысенкова. При этом не во всех отелях эффективно выстроена программа лояльности и отдел продаж, которые играют ключевую роль при b2b продажах. Пока отели уделяют немного внимания отделу продаж, даже несмотря на то, что каждый раз за право провести конференцию разворачивается нешуточная борьба.

Падение MICE-индустрии отметил и Вадим Прасов. Однако в регионах, по его словам, конкуренция не столь высокая из-за нехватки управленческих компетенций у многих игроков. Поэтому крупные сети с отлаженными бизнес-процессами получают неоспоримый плюс.

Как Вексельбергу Путин помог

Между тем не за горами чемпионат мира по футболу 2018 года. Как оказалось, интересы государства и владельцев отелей в вопросах мундиаля существенно расходятся. Власти ожидают запуск примерно 54 тысяч новых гостиничных номеров к 2018 году. Половина уже возведена. Однако достраивать остальное девелоперы не спешат.

По словам Станислава Ивашкевича, это связано с тем, что номера в построенных отелях пустуют. Дошло до того, что собственник сочинского отеля «Азимут» Роман Вексельберг обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой решить проблему. «Это впервые на моей памяти, чтобы президента напрямую просили заполнить гостиницу», — отметил Ивашкевич. Отель в итоге перепрофилировали в детский центр.

При строительстве отелей девелоперы сталкиваются с традиционными в строительном бизнесе сложностями — административными барьерами. Из-за этого строительство ведется только в нескольких городах. В качестве примера управляющий партнер УК «Альянс отель менеджмент» Вадим Прасов привел Саранск, где действует нулевая ставка налога на имущество и принцип «зеленого окна».

«Сами себя воспитываем, сами себя развлекаем»

В целом участники дискуссии отметили неэффективность работы государства в отношении гостиничной инфраструктуры. В отличие от Сочи, где при строительстве гостиниц присутствовали деньги госбанков и госкорпораций, в городах ЧМ-2018 такого не встретишь, и все программы, связанные с гостиницами, «не имеют под собой ни одного государственного рубля».

— Государственных программ нет: сами себя воспитываем, сами себя развлекаем, — заключил модератор беседы генеральный директор сети Cronwell Алексей Мусакин.

«Сейчас каждый гоблин уверен, что знает о хостелах все»

В заключение участники дискуссии обсудили будущее иных форматов гостиничного бизнеса — апарт-отелей и хостелов. Апартаментов в России крайне мало, этот бизнес все еще остается весьма экзотическим, и существенного падения он не показал. А вот в оценке жизнеспособности хостелов эксперты разошлись.

— Сейчас каждый гоблин уверен, что знает о хостелах все. Он красит стены масляной краской, ставит двухъярусные кровати и называет это хостелом. А потом там один туалет на 15 человек, — отметил Вадим Прасов.

Инвестировать в хостелы оказался готов заместитель директора по развитию индустрии гостеприимства CBRE Станислав Ивашкевич, которого участники в шутку назвали «известным бэкпекером» (туристы-«рюкзачники»). К нему присоединилась Елена Лысенкова и Алексей Мусакин. Однако и они сошлись во мнении, что хостелы в жилых домах — катастрофически неправильный ход. Лифты и сантехника рассчитаны на 3-4 человек, живущих в квартире, а не на 15-20. К тому же жители квартир почти всегда не в восторге от таких соседей.

— Я что-то ни разу не видел, чтобы на публичные слушания приходили жильцы квартир и говорили: «Верните хостел, с ними было так хорошо», — съязвил Вадим Прасов. — А в Казани как-то раз на слушания пришла толпа бабушек, которая протестовала против закрытия казино.

Этот процесс довольно быстро отрегулирует сам рынок, решили участники дискуссии, отметив, что зачастую хостелы бывают куда интереснее некоторых дорогих бутик-отелей.

Дмитрий Щипанов, фото автора

Новости партнеров