Новости раздела

«Основной недостаток генплана Казани — отсутствие концепции градостроительного развития»

Альтернатива разработке НИиПИ ГП Москвы для столицы Татарстана

«Основной недостаток генплана Казани — отсутствие концепции градостроительного развития» Фото: Максим Платонов

Разработанный московским НИиПИ ГП генплан столицы Татарстана ведет в тупик, считает колумнист «Реального времени» Тахир Давлетшин, автор проекта «Обходная железная дорога Казани» и концепции «Казань — полицентричный город на Волге». Выход он видит в «разворачивании дискуссии о концепции Стратегии градостроительного развития города с привлечением специалистов, ученых и активных горожан».

Рослесхоз против Казгордумы

В колонке «Этот Генплан Казани — план бессистемной застройки территории в пределах М7» я писал о том, что через несколько лет возникнет необходимость разработки нового генплана. Однако я ошибся — документ еще не принят, а такая необходимость уже настала. «На высшем уровне» обсуждаются проекты и принимаются решения, им не предусмотренные. Приведу заголовки материалов в СМИ, которые вещают о таких проектах (о МСЗ и 2-й линии метро умолчим).

7 февраля 2019 года Рустам Минниханов поддержал перенос из центра Казани грузовых железнодорожных путей и порта. 8 февраля 2019 года появилось сообщение о том, что ВСМ Москва — Казань планируют продлить до Камской агломерации. 27 октября 2018 года в «Реальном времени» вышла статья «Пороха и не нюхали: многострадальный казанский завод в Удмуртию не переедет». Производство взрывчатой смеси забирает к себе тульский «фаворит Путина». Также в СМИ обсуждались проекты застройки жильем территории бывших артиллерийских складов в Аракчино и трассы-дублера Горьковского шоссе.

Эти значительные и масштабные проекты и планы не только не вписываются в генплан города (как действующего, так и разработанного), но и вносят существенные изменения в градостроительный облик Казани в целом.

Как известно, осенью 2014 года НИиПИ ГП Москвы выиграл тендер на выполнение работ по подготовке проекта генерального плана Казани, в которые входят в том числе следующие работы: сбор и анализ исходных данных, разработка концепции генплана и Правил землепользования и застройки (далее — ПЗЗ), разработка проектов генплана и ПЗЗ. Завершение всех работ с утверждением генплана и ПЗЗ города планировалось в конце 2018 года.

В СМИ обсуждались проекты застройки жильем территории бывших артиллерийских складов в Аракчино и трассы-дублера Горьковского шоссе. Фото Максима Платонова

Принятие генплана Казани переносится на более поздний срок в связи с изменениями в законодательстве, которые установили новые требования к разработке генпланов при выявлении наложения населенного пункта на землю лесного фонда, — сообщается на сайте мэрии Казани. Хотя позиция Рослесхоза по этому вопросу была известна давно: 25 января 2017 года Верховный суд РТ удовлетворил административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства к Казгордуме. В иске, который был подан в конце 2016 года, Рослесхоз требовал признать недействующим со дня принятия генеральный план муниципального образования города Казани, утвержденный решением Казгордумы №23-26 от 28 декабря 2007 года, в части включения в границы муниципального образования участков, расположенных на землях лесного фонда. Речь тогда шла о земельных участках, расположенных на территории Высокогорского, Матюшинского, Столбищенского участковых лесничеств Пригородного лесничества РТ, общей площадью около 3,5 тысячи га.

Что касается проекта генплана от НИиПИ ГП Москвы, то на земли лесного фонда, согласно информации на сайте мэрии, накладываются более 2 тысяч участков. Проект будет дорабатываться с учетом исключения из границ Казани земель лесного фонда, новый срок принятия генплана — середина 2019 года.

С другой стороны, есть надежда, что генплан от НИиПИ ГП Москвы и не понадобится. Президент РФ Владимир Путин поручил правительству до 1 марта 2019 года подготовить предложения, предусматривающие переход в градостроительной политике крупных городов от генерального плана к документу, определяющему стратегические направления развития города, основанного на стратегии социально-экономического развития и необходимости реализации государственных и муниципальных программ (итоги заседания президиума Государственного совета РФ от 23 ноября 2018 года).

Генплан Казани 1969 года, определивший сегодняшний градостроительный облик города

Вместо генплана — Стратегия

Как раз основной недостаток Генплана от НИиПИ Генплана Москвы — в отсутствии концепции градостроительного развития. Хотя разработчик и утверждает, что концепция есть, доказать это утверждение и убедительно показать, в чем она заключается, не может. Об этом он сообщил «Реальному времени» в своем комментарии «Высказывания о лоббировании нами интересов крупных землевладельцев безосновательны».

Я последовательно выступаю за отказ от дальнейших доработок генплана от НИиПИ ГП Москвы и его принятия и предлагаю приступить к разработке концепции Стратегии градостроительного развития города и агломерации на среднесрочную перспективу (15—20 лет) и долгосрочную перспективу — 50 лет, и самой Стратегии.

Генплан, который в недавнем прошлом был законом, в XXI веке перестал быть таковым. Это нечто необязательное, формальное, которое можно пересмотреть, изменить в связи с изменившимися условиями, или же на потребу девелоперов и/или местных властей. Принятие детализированного документа, каковым является генплан, для города площадью 600 квадратных километров нереально, поэтому и заказчик его, и разработчик изначально знают, что исполнен он не будет. Да и планировать развитие на всей этой громадной площади за столь короткий срок — 20 лет, невозможно, если не допустить нового великого переселения народов. Поэтому важно определиться с центрами развития с учетом реальных возможностей — финансовых, технологических и пр.

При таких обстоятельствах на первый план выходит разработка Стратегии градостроительного развития Казани — видения, как будет развиваться город, какие будут центры роста при разных сценариях социально-экономического развития страны и города. Такого видения в городе сейчас нет, и именно в этом причина разного рода шараханий. Только после разработки и принятия Стратегии градостроительного развития, когда появится перспективный градостроительный облик города, можно принять ППЗ, далее генпланы отдельных городских центров и микрорайонов (при необходимости), другие нормативные документы градостроительного регулирования.

В истории с разработкой генплана Казани не была соблюдена последовательность действий, к ней, разработке, подошли формально.

Казань — полицентричный город на Волге. Разработка автора

Особенно важным для Казани, с ее огромной территорией, разделенной Казанкой, системой озер Кабан и железнодорожными путями, представляется переход от моноцентрической к полицентрической системе развития города. При этом в Стратегии нецелесообразна детальная разработка инфраструктуры для всего города, даже для отдельно взятого городского центра — необходимо общее видение связей между центрами, транспортных магистралей, связывающих их. Важно также позиционировать место города в агломерации, включающей пригороды, населенные пункты, транспортные магистрали, проходящие через агломерацию, промышленные и рекреационные зоны (в том числе акваторию Куйбышевского водохранилища) и транспортные коридоры, связывающие их.

Стратегия градостроительного развития, наряду с описанием на «бумаге», должна содержать внятное графическое отражение в виде схем, наложенных на план города. Если мы взглянем на схемы генплана от НИиПИ ГП Москвы, то увидим как будто стойкое желание все запутать (хотя в этом виноваты, скорее, устаревшие ГОСТы). Вместо того, чтобы нарисовать схемы на топосъемке, понятной современным горожанам, взяты карты 50-летней давности. Схемы не наглядны, «изучение» этих схем не дает понимания того, каким будет градостроительный облик Казани. Среднестатистический горожанин, человек с высшим образованием, не может понять, что ожидает его микрорайон (не говоря уже о городе в целом) в недалеком будущем, если будет реализован этот генплан.

В качестве примера разработчикам можно привести схему генплана 1969 года от Института «Ленгипрогор» — беглый взгляд на нее дает представление о будущем (сегодня уже настоящем) градостроительном облике Казани даже непрофессионалу. Кстати, в этом году ему исполнится 50 лет.

Келейные решения городских властей

Концепция градостроительного развития должна родиться как результат общественного договора властей, профессионального сообщества, девелоперов и горожан.

Последние события в городе показывают, что такой договор в Казани не достигнут. Вместо этого городские власти продавливают келейно выработанные решения, игнорируя при этом общественное мнение и советы специалистов. Вопиющим примером этого служит ситуация вокруг строительства мусоросжигательного завода (МСЗ) в черте города, влияние которого на экологию вызывает беспокойство горожан. Очевидно, решение о строительстве МСЗ принято поспешно, при этом городские власти и инвестор не могут убедить население в целесообразности строительства и его безвредности. На мой взгляд, дислокация МСЗ выбрана неверно, если строительство завода неизбежно, его надо выносить за город, на площадку на границе Зеленодольского и Высокогорского районов республики, на 15 км севернее М7. Например, Москва вывозит мусор на территории, удаленные от города на сотни километров.

Перспективный транспортный каркас города и 5-километровая зона влияния метро, где проживает 90 процентов населения города. Разработка автора

Дальнейшее продвижение разработанного НИиПИ ГП Москвы Проекта генплана Казани зашло в тупик. В сложившейся ситуации необходимо развернуть дискуссию о концепции Стратегии градостроительного (территориально-пространственного) развития города с вовлечением широкого круга специалистов и ученых, активных горожан. В дальнейшем организовать конкурс на концепцию Стратегии градостроительного (территориально-пространственного) развития города и агломерации, с привлечением в жюри известных в стране и в мире градостроителей, знакомых с градостроительной ситуацией в Казани.

При таком подходе концепция Стратегии градостроительного развития Казани не потребует значительных средств, ее могут выдать горожане и творческие коллективы на энтузиазме. Потраченных на Генплан Казани 86 млн рублей не жаль — собран информационный материал, проделана большая аналитическая работа, у чиновников и специалистов появилось видение того, какие градостроительные проблемы стоят перед городом. Результаты этой работы будут применены при разработке Стратегии.

Тахир Давлетшин
ОбществоИнфраструктураНедвижимостьЭкономикаИнвестиции Татарстан
комментарии 25

комментарии

  • Анонимно 16 февр
    Ген план 69 года интересный такой, если сейчас на карту посмотреть, то от этого ген плана не многим отличается нынешний облик столицы
    Ответить
    Анонимно 16 февр
    Это правда.
    Но есть одно существенное и красивое, если не сказать великолепное, отличие.

    Если Вы присмотритесь к генплану 1969 года, то увидите, что через всю Казань прорыт красивейший канал с несколькими искусственными озерами.

    Канал начинается за 3-1 транспортной дамбой и почти по прямой линии прорезает Новосавиновский, Авиастроительный и Московский районы и выходит примерно к современному Храму всех Религий.

    Если эта искусственная водная магистраль будет воплощена в жизнь (пусть и через какое-то время), то часть Казани окажется на искусственном острове (будет реально похожа на Сингапур) и в городе появится не только водное сообщение на водных трамвайчиках, как в Санкт-Петербурге, но Казань обогатится и прекрасным туристическим маршрутом.
    А если соединить Волгу, озера Кабан и Казанку другим каналом в районе 3-й транспортной дамбы, то Казань практически вся окажется на искусственных островах - будет красотища!!!
    И для горожан, и для туристов.

    А почему бы и не включить и свою буйную фантазию, как это делает автор статьи?
    Ответить
    Анонимно 16 февр
    Да, жаль что нет этого красивого канала
    Ответить
  • Анонимно 16 февр
    По мне так недостатки в генпланах есть везде, точнее говоря со всем городами
    Ответить
    Анонимно 16 февр
    Согласен - недостатки есть не только во всех генпланах, но и у всех людей.

    Недостаток автора это буйная фантазия не имеющая ничего общего с реальностью.

    И если в науке буйная фантазия просто необходима, то в реальной жизни буйная фантазия может привести у беде, а то и к катастрофе - самый яркий пример большевистский марксизм (ленинизм), унесший жизни многих десятков миллионов людей.

    Некоторые идеи автора - витающие в воздухе и всем известные, как то кольцевая железная дорога, автомобильные хорды и т.д. - со временем будут воплощены в жизнь.

    А вот например фантазии о северном обходе Казани ВСМ и автодорогой Париж-Пекин никогда не увидят свет - будет южный обход, который во всех планах выгоднее, от экономики до социологии.
    Ответить
    Анонимно 16 февр
    Пророк вы однако. Во всем так уверены
    Ответить
    Анонимно 16 февр
    Не "пророчнее" автора статьи.
    Ответить
  • Анонимно 16 февр
    Одно дело рисовать картинки а другое дело реальная жизнь.При нулевой прибыли населения от своих горожан расширять город до бесконечности не придётся.А для привлечения стороннего населения в городе нет кормовой базы.Поэтому для улучшения жилищных условий горожан вполне хватит существующих площадей городских окраин и ненужной промзоны.
    Ответить
    Анонимно 16 февр
    100 лет назад в Казани проживало чуть более 100 тысяч человек. Что будет через 20 или 50 можно только прогнозировать
    Ответить
    Анонимно 17 февр
    До 2030 года население России будет гарантированно сокращаться. В Казани рождаемость тоже падает.
    Ответить
    Анонимно 01 апр
    Темпы строительства жилья в Казани: 800 тыс. м2 в 2018 году, 900 тыс. м2 в 2019 году. Даже при минимальной норме 18 м2/чел это минимум 50 000 чел/год. Или 550 тыс/чел до 2030 года. О каком снижении численности населения в Казани идет речь вообще?
    Ответить
  • Анонимно 16 февр
    насчет келейных решений - чистая правда
    Ответить
    Анонимно 16 февр
    Великий монгол Чингизхан всегда принимал судьбоносные решения "келейно", единолично, посоветовавшись с узким кругом компетентных людей.

    Иначе советами "умные" люди замучают.

    Помните анекдот советских времен?

    Армянскому радио задают вопрос: "Можно ли заниматься любовью на Красной площади в Москве?".

    Ответ: "Нельзя".

    Вопрос: "Почему?",

    Ответ: "Советами замучают".

    Если Вы хотите советовать и задавать вопросы, то идите к Наталии Львовне - ей президент поставил такую задачу-работу - работать с "советчиками".
    И с "анти-советчиками".
    Ответить
    Анонимно 16 февр
    К сожалению, компетенции Наталии вызывают большие сомнения
    Ответить
  • Анонимно 16 февр
    МСЗ отравляет воздух и почву в радиусе 100 километров. Решение построить говорит о желании подготовиться к будущему роботов без выступлений неолуддитов. Они вымрут.
    Ответить
  • Анонимно 16 февр
    Город - это живой организм. По мере роста, требует менять подходы к его развитию. В этом понимании, конечно же, надо главное внимание отдать стратегии развития города Казани. Если мы хотим чтобы Казань стала уютным и максимально чистым городом для проживания, то необходимо выносить как можно больше магистральных авто и ж/д дорог. С этой точки зрения, предложение Тахира Давлетшина представляется как наиболее взвешенное. Карабай
    Ответить
    Анонимно 16 февр
    Автор статьи действует как раз наоборот - не "выносит", а делает внутри-городскими (внутри-Казанскими) междугородние ж/д дороги и даже междугороднюю автодорогу М-7 и межконтинентальную автомагистраль Париж-Пекин.
    Ответить
  • Анонимно 16 февр
    Люди давно уже строят магистраль от Казахстана через Саратов и Смоленск даже минуя Москву а тут всё бредят ньювасюками с мегатерминалами.А до российской границы казахи уже дорогу построили прямо от Китая.
    Ответить
    Анонимно 16 февр
    давно это уже сделано у казахов... а Комаров все в одиночку колотит в их сторону
    Ответить
  • Анонимно 16 февр
    Глупости это всё! Быстрее нужно строить вторую ветку метро, потом - третью и четвёртую, а вся остальная ерунда - на потом.
    Ответить
  • Анонимно 16 февр
    В проекте Давлетшина только Железнодорожный обход из разряда Мегапроектов, остальные вполне себе внутригородские проекты.
    Да и Железнодорожный обход осилить можно: более масштабный проект реализуется в Грузии - железнодорожный обход Тбилиси.
    Чем мы хуже грузин ?
    Ответить
  • Анонимно 17 февр
    Не важно Генплан или еще как, мне как жителю, главе семьи переживающему за будущее своих детей и внуков важно, что если я построил дом, чтоб он как минимум прослужил родным кровом не одному поколению, хотя в наше время планировать на такие периоды практически не возможно. Многие могут мне возразить , что это пережитки прошлого и что уже во всем мире отказались от такого уклада. Скажу Вам, мои дорогие коллеги. Много бы ошибок мы могли избежать слепо не копируя всё западное, не учитывая наши менталитет, наши устои, завоевания и тот же уклад жизни. Может быть тогда так быстро бы не растворялись бы наши национальные, культурные традиции, язык и многое другое. Строить надо, уважая историю и культуру своих предков. Чтоб наши потомки росли не Иванами и Салимами не помнящими родства.
    Ответить
  • Анонимно 17 февр
    Тахир Давлетшин
    Основными принципами моей концепции развития города являются:

    - строительство полицентричного города с новыми городскими центрами (их три), еще один для реновации - полоса вдоль южного хода ЖД;
    - выход городских кварталов на Волгу;
    - отказ от функционального зонирования и деиндустриализация города;
    - устранение внутригородских барьеров, путем строительства обходной железной дороги и вывода из города инфраструктуры РЖД, развития сети наземного метро, интегрированного с пригородным железнодорожным сообщением;
    - отказ от централизованного сноса жилья как в Ново-Татарской слободе, так и на окраинах города;
    - сохранность зеленых насаждений, исторического центра города;
    - решение экологических проблем мелководий Куйбышевского водохранилища.

    И никакого расползания на восток
    Ответить
  • Анонимно 19 февр
    Сколько можно строить эти мегаполисы?
    Людей надо селить равномерно по территории, не надо сконцентрировать миллионами в каменных джунглях. А для этого надо сделать так, чтоб была достойная жизнь в деревнях.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров