Новости раздела

«Теперь я понимаю, почему башкиры все больше отказываются от родного башкирского»

Крик души: как тяжело воспитывать башкира в Башкортостане

«Теперь я понимаю, почему башкиры все больше отказываются от родного башкирского» Фото: mkset.ru

Прошлогодние высказывания президента РФ Владимира Путина о необходимости соблюдения добровольного принципа изучения национальных языков вызвали бурные споры в регионах России (особенно в Башкортостане и Татарстане). В этом году вступили соответствующие поправки в закон об образовании. О том, как реализуются новые правила в Башкирии и какие подводные камни при этом обнаружились, в авторской колонке «Реального времени» рассказывает жительница города Салавата Лилия Зигандирова, мать пятиклассника.

«В нашем городе самая плачевная ситуация»

Заканчивается первый триместр в школе, а меня все трясут. История с выбором родного башкирского языка в школе для моего сына оборачивается для меня и для него настоящим кошмаром. Теперь я понимаю, почему башкиры все больше отказываются от родного башкирского в городах и селах Башкортостана, в том числе и у нас в Салавате. Кстати, в нашем городе, если не ошибаюсь, самая плачевная в этом плане ситуация.

Заявление на изучение моим сыном родного башкирского языка мною было написано в мае, то есть в конце прошлого учебного года. Нынешний учебный год начался. Так как ребенок перешел в пятый класс и появилось много новых предметов, я не до конца понимала, что именно мой ребенок изучает. На родительском собрании в начале учебного года школа вопросы по поводу того, что башкирского не будет, не поднимала. Я со спокойной душой каждый день провожала ребенка в школу.

Правда, была в недоумении, почему электронный дневник сына не «работает». В нем не было ни расписания, ни оценок, ни домашних заданий, естественно. 21 сентября, уже в конце месяца, директор, вызвав меня в школу, предложила переписать заявление задним числом — с 1 сентября — на родной русский. Объяснила это тем, что я осталась одна из параллельных классов, выбравших башкирский, хотя за день до этого нас было как минимум трое. И мягко намекнула, что если изучение башкирского языка для нас принципиально, то для этого есть 25-я башкирская гимназия. Я не соглашалась, пыталась объяснить, что если по закону они не могут предоставить обучение башкирского как родного, пусть письменно объяснят мне, и на этом основании ребенок будет учиться по общей программе, принятой школой. Но, со слов директора, ребенок только на основании этого заявления мог пройти по приказу.

«Я была в недоумении, почему электронный дневник сына «не работает». В нем не было ни расписания, ни оценок, ни домашних заданий, естественно». Фото kr74.ru

«Нарушили мои права и грозились судом»

Получается, 21 сентября мой сын еще в школе не числился, а потому, естественно, и в электронном дневнике его не было. А ведь из-за этого я целый месяц не могла контролировать учебу сына, и он скатился на тройки! Что мешало директору эту проблему решить в начале месяца, остается загадкой. В итоге я согласилась написать заявление на родной русский, с оговоркой, что получу письменный ответ, на каком основании школа отказывает моему ребенку в изучении башкирского. Но это заявление написать я не успела.…

Опустим подробности, как эта информация дошла до Министерства образования Республики Башкортостан. Это, к моему удивлению, оказывается, может происходить молниеносно. Через 20 минут после нашего разговора в школе, я уже дома слушала в трубке разъяренный голос того же директора школы. Мне грозили судом. Нарушили мои права и грозились судом… В той же 25-й башкирской гимназии для четырех детей организовали родной русский язык и им никто в другие школы переходить не предлагал.

В итоге я вынуждена была по почте отправить заявление в прокуратуру. Причем отправляла с боем, так как и в прокуратуре мое заявление принимать отказывались. Благо, пока мое письмо шло, прокуратура успела предупредить гороно, и их чиновники за пару дней организовали уроки, и электронный дневник заработал. Конфликт разгорался, гороно молчало. Я просто поражаюсь некомпетентности начальника гороно города Салавата. Уже 2-й год в области образования города идут скандалы, а начальник гороно сидит на своем месте и проблемы решать не спешит.…

«История с выбором родного башкирского языка в школе для моего сына оборачивается для меня и для него настоящим кошмаром». Фото ufatime.ru

«На меня подали заявление в прокуратуру»

Благодарю родительскую комиссию при Всемирном курултае башкир — и республиканскую, и нашу городскую. Они здорово меня поддерживают. В защиту интересов моего ребенка они оказывают мне юридическую и моральную помощь. Думаю, это очень хорошее начинание в защите прав детей, желающих изучать родные языки. Советовала бы всем родителям, столкнувшимся с такой проблемой, не бояться и обращаться за помощью к ним!

На днях ко мне на работу пришел участковый полицейский. От него я узнала, что директор гимназии №2 подала на меня заявление в прокуратуру. Выяснилось, что я нанесла урон ее чести и достоинству и распространяю клевету. Позже директор сама меня пригласила на разговор, попыталась переубедить. Неужели ей трудно понять, что она сама себя скомпрометировала, когда заставляла родителей выбирать русский язык, в то время, когда их родной — башкирский?..

Лилия Зигандирова
ОбществоОбразование Башкортостан
комментарии 132

комментарии

  • Анонимно 05 нояб
    Вот такое сумасшествие происходит. А мы живем в Нефтекамске (Башкортостан), где сплошь живут татары, а все делается так, будто их вообще нет.
    Ответить
    Анонимно 05 нояб
    А чем татарский язык отличается от башкирского? Только произношением?
    Ответить
    Анонимно 05 нояб
    Раз ничем не отличается, пусть учителя башкирского преподают татарский. Трудно? Вот и нам трудно.
    Ответить
    Анонимно 05 нояб
    А мне вообще пришлось забрать ребенка из школы на семейное обучение. Затравили после отказа от башкирского гос. языка. Он мне не нужен.
    Ответить
    Анонимно 05 нояб
    анонимно а татары ли они?
    Ответить
    Анонимно 07 нояб
    Кем ты хочешь нас сделать, если мы татары.
    Ответить
    Анонимно 05 нояб
    Мы русские , живём в Башкири, в русском городе, язык изучаем. Пригодится или нет не знаем. Изучаем английский. думаю тоже пригодится.
    Ответить
    Анонимно 05 нояб
    а давайте мыслить реально. это новое. все измеряется ставками учителей. в школе могло не быть учителя. веяние новое. в гимназии есть. приглашать учителя не преподавание не запрещается. но учитель должен иметь нагрузку. на 1 группу вряд ли кто согласится. то есть реально именно учитель пойдет работать в школу где гарантируется нагрузка.
    Ответить
    Анонимно 07 нояб
    Это такая политка башкирская: татар нет.
    Ответить
  • Анонимно 05 нояб
    Если бы этот случай был в Курске или Воронеже тогда позицию директора можно было бы понять, но не преподавать башкирский в Башкирии это странно.
    Ответить
  • Анонимно 05 нояб
    Достали уже со своим башкирским. Забыли, как сами навязывали его русским? У меня ситуация была точно наоборот. Заставляли писать заявление, что мы якобы добровольно выбираем изучать башкирский. На мое возмущение на родительском собрании вызвали на проработку к директору. История закончилась тем, что мне вовремя подвернулась работа в Москве, и мы уехали. Ребенок закончил московскую школу, но принудиловку в начальной школе с башкирским вспоминает как страшный сон.
    Ответить
    Анонимно 05 нояб
    можно ответить и так: достали своим русским языком, литературой, в ущерб родному языку и принудительной русификацией...
    Ответить
    Анонимно 05 нояб
    Езжайте в братскую Турцию или Азербайджан. Пока в России живете будете учить русский язык и русскую литературу.
    Ответить
    Анонимно 05 нояб
    Вас никто не заставляет , учите татарский и обучайтесь башкирскому, вольному воля.
    Ответить
    Анонимно 05 нояб
    Так и Рязань рядом, никого в республиках насильно не держат.
    Ответить
    Анонимно 05 нояб
    С какой стати мы должны из своих республик, мест компактного проживания башкир и татар, должны ехать в Турцию?
    Ответить
    Анонимно 05 нояб
    Назовите мне башкирского писателя мирового уровня и я начну учить башкирский
    Ответить
    Анонимно 05 нояб
    Назову. Но ты его не знаешь из-за своей неграмотности. Башкирский поэт татарского происхождения Мустай Карим.
    Ответить
    Amir Vagizov 06 нояб
    Русский язык государственный. Если достали, то пишите комментарии на своем родном. Учить родному язуку надо, но остальных заставлять это делать, Это перебор. То, что в Башкирии не могут обеспечить обучение башкирскому, то это проблема местной власти. Если в этой школе нет желающих изучать родной язык, то наверное надо искать ту школу, где есть класс или группа.
    Ответить
    Amir Vagizov 06 нояб
    Очень сильно удивляет анонимное комментирование. Особенно националистические комменты и призывы к разжиганию....
    Уважаемые, вы настолько глупы? что не понимаете, что за некоторые ваши высказывания вполне можно получить статью. А найти вас, это как 2 пальца описать... думайте, что пишите и уважайте мнение других.
    Ответить
    Анонимно 06 нояб
    Если ты не уважаешь местный народ зачем живешь в Башкирии, тебе все аукнеться
    Ответить
    Анонимно 06 нояб
    Амир молодец. Я Башкир. И мне не нужен башкирский язык. Я что поеду в Бурзян главой? Нет! Кто хочет говорить на башкирском, да ради бога, говорите. И изучать его надо не из под палки. Башкирский даже в Турции не понимают. Поэтому везде нужна мера. Учите английский и катаетесь по миру, а в каровую пещеру я приеду думаю и на Русском изъясняться могу. А вот в Европе вряд-ли.
    Ответить
    Анонимно 06 нояб
    Мы живем в России, но в Республике Башкортостан! На земле наших предков- башкир, и никуда мы отсюда не уедем!
    А если вы не уважаете язык и традиции коренных народов, то езжайте, в Новгород, и живите там спокойно! А мы кстати изучаем русский и знаем его получше,чем некоторые русские. Но и свой родной не хотим забывать, и мы имеем полное право обучать родному своих детей, на своей земле, в любом районе и уголке Башкортостана.
    Ответить
    Анонимно 07 нояб
    А ничего, что в нашем государстве русский язык является государственным?
    Ответить
    Анонимно 07 нояб
    есть прекрасные переводы стихов Мустая Карима
    Ответить
    Анонимно 08 нояб
    То же самое заявил Пуришкевич - езжайте в Турцию, там вам будут мусульманские школы.
    Это когда Калимклла Хасанов заявил, что мусульманам наравне со всеми платят налоги и служат в армии, так что надо распространить государственное финансирование на мусульманские школы.
    Тогда депутат Пуришкевич и возразил депутату Хасанову.
    Ответить
    Анонимно 09 нояб
    Amir Vagizov!
    Ты пугаешь застенками НКВД или предупреждаешь?
    Без обмена мнениями, хотя бы анонимно - спасибо РВ! - как понимать друг друга и общие проблемы?
    А как государство узнает о тревогах и чаяниях наших без дисскусии здесь?
    Ответить
    Анонимно 09 нояб
    "Амир молодец. Я Башкир. И мне не нужен башкирский ... "

    Голубчик, ты не башкир - человек, который не знает башкирского языка, не является носителем истории, культуры, традиций и национальной идеи башкиром себя называть не может. Не должен. Не смеет.
    Ты кто?: завоеванный или провокатор
    Ответить
    Анонимно 09 нояб
    ,.. Башкирский даже в Турции не понимают. ...

    Правильно! Потому что башкирский язык не тюркский. Башкирский язык имеет древне-иранские корни и древне-иранское произношение.
    Тюркоязычность башкир - заблуждение, которое вам насаждали с усердием...
    Ответить
    Анонимно 09 нояб
    «Езжайте в братскую Турцию или Азербайджан… «

    Сидя где? Ты это написал: в пскове, великом новгороде?
    Ты понимаешь, что подлежишь денацификации?
    Тебе ли указывать, жить нам на родной земле или на чужбине …
    Ответить
    Анонимно 09 нояб
    Башкирский язык входит в башкирско-кипчакскую ветвь кипчакских языков.
    Ответить
    Анонимно 09 нояб
    ҠЫПСАҠ. Исконное название башкирского народа - ҠЫПСАҠ с древне-иранскими корнями и произношением.
    Отюреченное "кипчак" здесь не уместен.
    Ответить
    Анонимно 12 нояб
    А ничего, что языки нац. Республик являются государственными? А ничего, что нигде не отмечено и не прописано, что башкирский, татапский или якутский не обчзательны для обучения? Типичный великодержавный русский шовинизм.
    Ответить
    Анонимно 12 нояб
    Кого остальных заставляют учить башкирский? Это государственный язык Башкортостана. Он априори обязателен для их носителей. А этих носителей из татар и башкир более чем достаточно, а школ национальных вообще практически нет-привет росимперии и большевикам, которые пустили пыль в глаза, а по сути убили нац. самосознание народов и искусственно ограничивают его развитие в русской информационной среде. И то, что эти условия и госучреждения не выделяют виноваты не Республики, а национальная политика федералов как и распределение средств на это.. Никакой стратегии развития на этот счет нет, а русским шовинистам такой расклад выгоден по всем статьям.
    Ответить
    Анонимно 05 нояб
    И мы бы уехали , но сын , как привязанный. Кстати невестка у меня татарка, крещёная.
    Ответить
    Анонимно 05 нояб
    Это Вы про невестку к чему здесь?
    Ответить
    Анонимно 06 нояб
    Заставили наверное креститься?
    Ответить
    Анонимно 14 нояб
    Как надоели эти националисты всех мастей и национальностей только и вопят как он пострадали а других и видеть не хотят которые в 20 раз да в 20 раз больше постродали
    Ответить
    Анонимно 05 нояб
    История такова что русские заселились на землях этих чтоб истребить эти народности! надобно всех не согласных проводить ,в ответ жириновскому)))
    Ответить
  • Анонимно 05 нояб
    интересно, татары Башкортостана могут выбрать родным татарский язык? им его предоставят на изучение в школе?
    Ответить
    Анонимно 05 нояб
    Могут. Но его выбрали всего 10 %.
    Ответить
    Анонимно 05 нояб
    Ну хотя бы какое то количество
    Ответить
    Анонимно 05 нояб
    точно не знаю. но была зависимость от региона. дело в том, что сейчас это сделать сложнее. уже много лет выбирается обучение на русском языке. но родные языки изучали. во-первых помню слова- в местах компактного проживания . и деление : родной язык в школах с преподаванием на русском и на родном. и учебники русского для национальных школ тоже с вариациями. не было проблемы. создали.
    Ответить
    Анонимно 06 нояб
    Интересно, а вот башкиры Татарии могут выбрать башкирский родной язык?
    Ответить
    Анонимно 07 нояб
    Могут.
    Ответить
    Анонимно 08 нояб
    Не могут. Единственную башкирскую школу закрыли лет 20-15 назад. На 15 тыс. чел. была 1 (одна) школа в РТ. Как-то некрасиво получается, иптяшлар...
    Ответить
    Анонимно 09 нояб
    Желающих ходить в эту школу не оказалось, к сожалению.Значит такие башкиры были.Может "бумажные"?
    Ответить
    Анонимно 09 нояб
    Типичная отмазка: нет желающих. А разрешения у башкир спрашивали? Вот скажем Хабирову, чтобы тоже сократил татарские школы в РБ, чтобы на 15 тыс. татар приходилось 1 (одна) школа и будут всего где-то 50-60 татарских школ или и того меньше. Око за око.
    Ответить
  • Анонимно 05 нояб
    Вот они всходы посеянного! Как хотели лучше, а получилось еще хуже.....
    Ответить
  • Анонимно 05 нояб
    Как можно учить Башкирский или Татарский языки в Башкортостане или Татарстане? Учите башкоторстанский или таторстанский язык!! В чём проблема? Или таких языков не существует? Или такие республики не существуют? А есть Башкирия и Татария!!!
    Ответить
    Анонимно 05 нояб
    Ну тогда и язык не русский, а российский.
    Ответить
    Анонимно 09 нояб
    " ... А есть Башкирия и Татария!!!"

    Дорогуша, пришлые народы прожив на башкирских землях пару-тройку столетий не научились башкирскому языку, коверкаете башкирские слова на тюрко-славянский манер - почему?: ленность души, слабость ума?
    Уж нас то, башкир, не учите, как произносить башкирские слова на русский манер
    Ответить
  • Анонимно 05 нояб
    это проблема называется татарофобия или же башкирофобия. Живу сейчас в Марий эл, и что интересно почему то коммунисты (русские) стравливают нации.
    Ответить
  • Анонимно 05 нояб
    Это же интересно, бороться за свои культурные права мирным способом, раскрывать полнее понятие мусульманина, ислама как мирной религии. Cам в собственных глазах растёшь и в глазах других нормальных людей тоже. Становишься гражданином, а не холопом непонятно кого.
    Ответить
  • Анонимно 05 нояб
    У меня дети в своё время обучались в художесьвенно промышленном лицее что на Уфимском шоссе . Их заставляли изучать Башкирский в обязательном порядке . Вся заковыка в том что они вообще из другой области и Башкирский им по жизни не нужен.8
    Ответить
    Анонимно 05 нояб
    Родители шли на поводу у администрации вашего лицея, не писали отказ. Сами и виноваты, что ваши дети учили.
    Ответить
  • Анонимно 05 нояб
    Смешно. Вот знает человек, что в данной школе, кроме них, башкирский не выбрал никто. Как поступит нормальный человек? Если башкирский так уж важен, переведется в соседнюю, 25, что ли, школу, где башкирский есть. Как поступает данная дама? Требует осуществления своих прав, то есть приглашения учителя ради одного своего дитеньки. Нет, право-то есть. Но и здравый смысл тоже никто не отменял. И, главное, мозгов не хватает даже просчитать последствия? Что ни учителя, ни директор не будут рады раздуванию на пустом месте проблемы? И что они будут относиться к такой родительнице как к ненормальной? Это не очевидно? Да, про права все помнят. Про обязанности бы неплохо тоже иногда вспоминать. Например, о обязанности уважать труд других людей, чтобы не устраивать другим проблем по причине своего больного самолюбия.
    Ответить
    Анонимно 05 нояб
    Может быть, лучше уважать права других людей, а не чей-то труд, за который деньги получают?
    Ответить
    Анонимно 10 нояб
    "... Как поступит нормальный человек? Если башкирский так уж важен, ..."

    Голубчик! Может быть вспомним о чем договаривался Иван Грозный от имени россии с башкирскими народоми!: о неприкосновенности башкирских земель и возможности подданных русского престола пожить на башкирских землях. Может быть вы начнете платить башкирам арендную плату за проживание на башкирских землях за себя и всех своих предков? Тогда каждый башкир превратится в рантье и сам разберется со своим образованием. Но, коль уж современное государство взяло на себя обязательства о гарантии обучать родным языкам - пусть выполняет свои обязательства перед башкирами. Россия с башкирских земель имеет прибыль не сопоставимую с зарплатой учителя башкирского языка. Учи матчасть.
    Ответить
  • Анонимно 05 нояб
    От имени татар пишут русские по моему ! По стилю сразу определяю .
    Ответить
  • Анонимно 05 нояб
    Врет автор.
    Башкиры не отказываются от башкирского языка.
    Ф Уфе дети башкир говорят на башкирском. Не говоря о Баймаке или Сибае.
    Почему я так говорю?
    Потому что до 90-х в Уфе почти не было этнических башкир, были только "башкиры бумажные". И башкирского языка невозможно было услышать. Начиная с 90-х в Уфу переселили этнических башкир из Зауралья тысячами и вот сейчас там башкирский язык услышать можно. Хотя и не так часто. Во всяком случае раз в 10 реже чем татарский (они татарский называют северо-западным "диалектом" башкирского). В том числе и среди детей и особенно среди моложежи.
    А вот татары массово отказываются от татарского: и в Казани, и в Челнах, и в Уфн, и в Магнитогорске, и в Оренбурге и т.д.
    Ответить
    Анонимно 10 нояб
    Крик души: как тяжело воспитывать башкира в Башкортостане
    «Врет автор.
    Башкиры не отказываются от башкирского языка. …»

    Проблема не в том, что башкиры отказываются от башкирского языка. Проблема в том, что башкирам на исконной родной земле проблематично обучать башкирскому языку башкирских детей. И это не единственная проблема. В 2009 году в Челябинской области была написана статья «Я устал быть башкиром», а ведь Челябинская область на 100% есть исконные башкирские земли! А есть ли там башкирские школы? А есть ли там права у башкир?
    Почему пришлые народы на исконных башкирских землях могут даже здесь, в комментариях, попрекать: что 1 башкир в классе?, что мама бессовестная требует уроки башкирского языка?, что денег жалко на учителей башкирского языка?, что поезжайте жить в Турцию или Азербайджан?, и проч., проч., и проч.?
    Понимают ли эти комментаторы, что все вышеперечисленные претензии есть сегрегация башкир по национальному признаку на башкирских землях?, …
    Ответить
  • Анонимно 05 нояб
    Учитывая что принуждение к изучению в школах до сих пор осталось, делаю вывод статья фейковая.
    Ответить
  • Анонимно 06 нояб
    Дети татар в Башкирии лишены изучения своего языка вот уже более 30 лет. Татары имеют право лишь платить налоги, для того, чтобы развивались башкиры и русские.
    Пока нет в республике равноправия, не будет и доброво мира. Учтите это, псевдо управленцы, как бывшие главы админа РБ Рахимов и Хамитов, да и как бы будущий - Хабиров.
    Нет равноправия, значит основа гнилая...
    Ответить
    Анонимно 06 нояб
    Изучайте свой татарский, кто вам запрещает! И детей своих учите! Н надо от школы - то ждать. Нам пока с башкирским проблему решать надо. А вы тут со своим татарским! Вон в Казани его изучают.
    Ответить
    Анонимно 06 нояб
    Ты чего там врешь? Вот Хабирову скажем, чтобы на самом деле отменил обучение на татарском в РБ и закрыл кафедру татарского яз. и лит. в БГУ и БГПУ тогда запоете по другому, лжецы.
    Ответить
    Анонимно 06 нояб
    Конкретно тебе: переезжай в Татарию и плати там свои налоги.)
    Ответить
    Анонимно 08 нояб
    А почему мы должны переезжать в Татарию, мы живем на своей родной земле и хотим учить свой родной язык.Ты запрещаешь нам в этом?
    Ответить
    Анонимно 08 нояб
    А тебе не нравится, что башкиры на своей родной земле изучают свой родной язык? Башкиры сюда в Башкортостан не переезжали в отличие от некоторых.
    Ответить
    Анонимно 09 нояб
    Это башкиры живут у себя дома в Башкортостане.
    Ответить
  • Анонимно 06 нояб
    Доброго всем! Изучение башкирского языка входит в вариативную часть учебного плана(т.е. на основании заявлений родителей). В классе моего ребенка только в этом году смогли отказаться от преподавания башкирского языка. До этого была обязаловка...Беда в качестве преподавания, в делёжке на русскую и национальную группы с разными учебниками...Теперь у директоров школ в Салавате проблема - куда пристроить учителей башкирского. В одной гимназии пристроили учителем начальных классов, в другой школе учителем географии...Хочешь изучать родной язык - в школе должна быть возможность для этого...Не уроком, так хотя бы факультативом...
    Ответить
  • Анонимно 06 нояб
    А мы живем в Казани. И 1 сентября произошло тоже самое.только наоборот.. нас обязали учить только татарский..не желающим предложили поменять школу.. Так что,бывает всякое..в наших республиках..но мне ваша ситуация не кажется правдоподобной..
    Ответить
    Анонимно 08 нояб
    Вообще-то не учить татарский очень некрасиво и не порядочно.
    Надо дать возможность татарским детям изучать родной язык.
    Ответить
  • Анонимно 06 нояб
    какой жаркий диспут между татарами и башкирами! и, заметьте, идет на так не любимом русском языке. если что, то я татарин.
    Ответить
  • Анонимно 06 нояб
    какой жаркий диспут между татарами и башкирами! и, заметьте, идет на так не любимом русском языке. если что, то я татарин.
    Ответить
  • Анонимно 06 нояб
    Если бы мы жили в татарском или башкирском селе или городе (неважно, в республике или нет), то я бы хотела, чтобы мои дети знали язык татар или башкир. Что плохого - выучить язык соседа? Я наполовину немка, наполовину русская, мои дети учат немецкий в обществе немцев в выходные, в лагеря ездят летом. А в школе русский и английский. Если бы мы жили в Башкирии, то и башкирский бы учили. Зачем ссориться соседям друг с другом, зачем раздувать пламя там, где только искра?
    Ответить
  • Анонимно 06 нояб
    А эта родительница и члены комиссии, которые её поддерживают в курсе того, что в этой же школе всех родителей первоклассников в мае буквально ЗАСТАВИЛИ написать заявления на ДОБРОВОЛЬНОЕ изучение башкирского языка как государственного? Не помогли ни слезы, ни походы к директору.
    Ответить
    Анонимно 06 нояб
    Не путайте предметы башкирский государственный и башкирский родной язык!
    У нас в республике 2 гос языка: русский и башкирский, причем башкирский всего 1час в неделю!
    Родной язык выбирается по желанию, и здесь в основной массе идет агитация на родной
    русский под видом что дети на нем готовятся к ЕГЭ, или что вы одни такие и не лучше ли Вам отказаться от него или пойти в другую школу!
    Но если есть такой предмет, и мы вправе выбирать свой родной язык, то этой мама конечно же имела право требовать преподавание своему ребенку родного языка!
    Ответить
    Анонимно 07 нояб
    Башкирский государственный в вариативной части учебного плана. Он по выбору родителей. А здесь не дали возможности выбрать, а принудили написать заявления на гос.башкирский. А родители хотели другие предметы выбрать.
    Ответить
  • Анонимно 06 нояб
    А я предлагаю этот текст написать на Башкирском языке и тогда тут точно небыло бы никакой дискусии я сам башкорт! В Салавате есть 25 школа и никаких проблем учат с углублением Башкирский мне кажеться проблема в мамаше
    Ответить
    Анонимно 06 нояб
    Согласен. Есть специальные школы. Кстати ходил в Уфе по таким школа . От одной был в шоке на Гафури как директор унижал мальчика первоклассника. А ещё могу сказать учителя Башкирского оставляют желать лучшего они ни русский ни башкирский толком не знают.
    Ответить
    Анонимно 06 нояб
    По вашему, башкиры живя у себя на родине должны возить своего ребенка в другие школы, чтобы их ребенок учил свой родной язык? Почему такая дискриминация?
    Ответить
    Анонимно 07 нояб
    А по Вашему, учительница родного башкирского языка должна за одного ученика получать зарплату больше (региональный компонент оплачивается намного выше), чем учительница родного русского, к которой в это же время пошли остальные 29 учеников этого класса? А проверка тетрадей? Одна тетрадь, это не 29. И опять, за проверку тетрадей коэффициент оплаты выше у учителей башкирского. Маразм, но за проверку 29 тетрадей учительница получит меньше, чем за одну, потому, что она не учительница башкирского языка. И что же напрягает межнациональную неприязнь? Вот эта несправедливость.
    Ответить
    Анонимно 08 нояб
    Да.
    Ответить
  • Анонимно 06 нояб
    Каждый ребенок должен учить свой , родной язык независимо от того в каком регионе он живет. Почему более 70% детей не башкир должны в обязательном порядке учить башкирский язык? Это как называется? По-моему нарушение прав человека. Почему в 80-е годы и в начале 90-х дети учили родной язык. И никто не навязывал другой язык. И все дети учились с удовольствием. Это я говорю вам, как бывший директор школы, а не с чьих либо слов. Из-за этой проблемы десятки выпускников школ уезжают из республики. Миграция молодежи из Башкирии подтвердил и новый руководитель республики. Прежде чем что-то сделать, надо хорошо подумать. А национализм оставьте при себе.
    Ответить
    Анонимно 06 нояб
    Национализм- это национальное самосознание! И оно должно присутствовать в каждом, а вот шовинизм не допустим!
    С каждым годом становится все меньше и меньше носителей языков народов России! Такими темпами мы превратимся в мононацию, потеряем саиобытность и богатое наследие народов России, Очнитесь!
    В красную книгу надо заносить уже многие народности !
    Ответить
    Анонимно 07 нояб
    я 1972 по 1982 год училась в школе и у нас был отдельный класс для русских,а мы башкиры изучали свой родной язык,все книги были на башкирском языке
    Ответить
  • Анонимно 06 нояб
    I think all children in Russia must have a right to refuse to learn Russian. It would be their personal choice.
    Ответить
  • Анонимно 07 нояб
    Может стоит создать больше сайтов на башкирском? На ТВ и радио интересные программы, особенно детские, запустить? Насильно проблему языка, любого, не решить. В советской школе учили иностранные языки. Много ли выпускников- отличников владеет иностранным?..
    Ответить
  • Анонимно 07 нояб
    Я в детстве жил в Башкирии. деревня была со смешанным населением. рядом были чисто башкирские деревни. мы, пацаны, свободно говорили на двух- трех языках. В деревне проживали русские, украинцы, татары и башкиры. были и две семьи чувашей, одна семья немцев. никто нас не заставлял учить языки. башкирским я до сих пор владею, пусть и не литературным.
    Ответить
    Анонимно 07 нояб
    Вот именно. Покажите мне школу, где есть полноценный факультатив по башкирскому! Чтобы научиться говорить и в театр ходить.
    Ответить
  • Анонимно 07 нояб
    По нормативам в учебной группе не должно быть менее 7 человек. Директор права. А родительница вообще неадекватная какая-то. Ни одного веского аргумента. Даже в том, что ее ребенок на тройки скатился обвиняет школу. А как же раньше учились без электронных дневников? Пусть обвиняет родителей башкир этого класса в том, что они не хотят, чтобы их дети учили родной язык.
    Ответить
  • Анонимно 08 нояб
    Походу всегда была проблема изучения башкирского языка в Башкирии. В советское время вообще башкир учили на татарском языке особенно на западе
    Башкирии. Из-за чего они отатарились.
    Ответить
  • Анонимно 08 нояб
    татар обашкировали да,особенно при Муртазе,нацональность- татарин был под запретом,при перепесях населения не спрашивали даже кто по национальности,всех писали башкирами.чтобы всех заставить учиться на башкирском,
    Ответить
    Анонимно 08 нояб
    Ты сам веришь в свой бред?
    Ответить
    Анонимно 09 нояб
    Это правда.
    Ответить
    Анонимно 09 нояб
    Каки можно оббашкировать,вы все башкиры,только в свое время,власть,что советская,что царская,насильно посылала с Казани мулл и учителей и учила татарскому,хотя этот вид псевдо национальности появился,недавно.Это башкирский,видоизмененый по месту,с примесью Фино-Угорского.Вы сравните родственные языки славян(русский,белоруский,украинский тд)разница ошутимая в призношении,а татарский и башкирский практически один и тотже.Так вот не спорьте,нет нации "татарин"нет и языка,просто говорят на разных диалектах.В некоторых случаях,чуваш,мари,мокша и русские пытаясь говорить по башкирски облегчили произношение вставили удобные буквы,вот и весь татарский
    Ответить
    Анонимно 09 нояб
    Точно. Когда русский или угро-финн пытается говорить/читать по-башкирски, у них получается типичное татарское произношение.
    Ответить
  • Анонимно 09 нояб
    Господа!
    Чтобы не возбуждать межэтнических пререканий важно, чтобы каждый имел не только право, прописанное в законе, но и возможность! изучать родной язык.
    Проблема башкирского языка в том, что империя в течение 300 лет истребляла башкирский народ физически и духовно. Уж коль башкиры, как народ, выжили после всего этого - то все пришлые народы безропотно обязаны принять права башкир на жизнь и родной язык. И понимать, что последние 300 лет на башкирских землях все делалось за счет башкир и в ущерб башкирам.
    Государство обязано финансировать башкирский язык по особым статьям бюджета в качестве работы над своими же ошибками. И не роптать, что в классе только 1 башкир.
    У вас у всех есть ответ на вопрос: почему в Башкирии остались единицы башкир? Куда нас подевала империя?
    Ответить
  • Анонимно 10 нояб
    Их и не было много никогда на территории, которую отмерили для Башкирии. Так, места компактного заселения. В классе не один башкир. Их несколько. Просто не хотят их родители, чтобы дети изучали родной язык. Бесперспективно. А называть пришлыми людей, предки которых живут на этой земле триста лет, много поколений которых вложило труд в дело процветания этой территории как-то нетолерантно, мягко говоря.
    Ответить
    Анонимно 10 нояб
    Автору 15:10
    Вы когда нибудь читали документы, которые хранятся в гос.архивах?
    А вы историю своего Отечества знаете?
    Исконные башкирские земли - территория за левым берегом рек Волга, Кама, Тобол. Это подтверждается титулами русских царей: "Я - великий князь Московский, хан Казанский, хан Астраханский, хан Сибирский, князь Смоленский,...". Нет в титулах русских царей Башкирии и Урала!

    "... Их и не было много никогда на территории..." - по поводу этой фразы хочу вас отослать к документу 1730 года - генеральный план российской империи по отношению к башкирам: не допускать башкир к умножению, довести башкир до крайне нищеты, истребить башкирский народ ..., в документе 18 пунктов, что делать в Башкирии с моими предками. Это вы меня призываете к толерантности?
    Ответить
    Анонимно 10 нояб
    «… вложило труд в дело процветания этой территории …»

    Да уж. Этот труд вылился в конце концов в разорение башкирских земель, разграбление богатых могильников моих предков, зачисткой башкирских земель от башкир, в нескончаемую череду экологических катастроф в том числе и радиоактивных …
    Ответить
    Анонимно 10 нояб
    ... как-то нетолерантно, мягко говоря.

    В свете объективной действительности и с учетом реальной истории важно, чтобы пришлые народы исконных башкирских земель относились к решению закоренелых проблем башкирского народа с толерантностью.
    Ответить
    Анонимно 10 нояб
    Кому важно?
    Ответить
    Анонимно 10 нояб
    Анонимно 21:17
    Кому важно?

    Всем важно. А те, кто против - подлежат денацификации.
    Как вы думаете кто проводил зачистку башкирских земель от башкир - не ваши ли предки?
    Ответить
  • Анонимно 10 нояб
    Сами Вы пришлый. А я живу в русском городе Уфа. Разорялись и грабились эти земли под руководством плеяды руководителей - башкир, последний из которых Муртаза. Он и подчиненных себе подбирал по национальной и земляческой принадлежности. Им же и самые лакомые куски. А простых людей (и башкир, и русских, и татар) к дележке НИКОГДА не подпускали. Но премии, награды, почетные звания и прочие знаки отличия в первую очередь раздавали носителям башкирских фамилий. Ивановых, Петровых и всяких там Сидоровых отодвигали в конец очереди, несмотря на то, что работали они на порядок лучше титульных.
    Ответить
    Анонимно 11 нояб
    Господи! Такое бравурное невежество, типичное для ...
    Ответить
    Анонимно 12 нояб
    Прекращайте пить нац-й русский напиток Боярка. Целенаправленно будете.)))
    Ответить
  • Анонимно 10 нояб
    Закоренелыми бывают нацисты и шовинисты, а не проблемы.
    Ответить
    Анонимно 10 нояб
    Корни наших проблем прорастали столетиями, а создавала их династия романовых.
    Ответить
    Анонимно 11 нояб
    Закоренелыми бывают ...

    Будешь учить меня изъясняться на русском языке?
    Не советую играть со мной в догонялки. Проиграешь.
    Ответить
  • Анонимно 12 нояб
    С большим уважением к любой нации и языкам, народу дали право выбирать. Ни кто ни кому ни что не запрещает,изучайте хоть китайский но без принуждения. С историей конечно надо быть аккуратнее,многие её переписывают в своих интересах, к примеру украина.На землю сегодняшнего Башкортостана мы все приехали с других краёв, без исключения.Но это было очень давно,и точного ответа никто даст. но у нас есть недавняя общая история ВОВ в список которой попали все национальности,а сегодняшнюю проблему создали и раздули из ничего.
    Ответить
    Анонимно 12 нояб
    ... С историей конечно надо быть аккуратнее,многие её переписывают в своих интересах, ...

    О, да!
    Федеральные телеканалы нам вещают, что Аркаим - древний город славян. Что Гипербореи - предки русских, славяне. Что Урал - это наша русская земля...
    Ни здравого смысла. Ни чувства меры. А интерес-то в чем?
    Ответить
  • Анонимно 12 нояб
    "... а сегодняшнюю проблему создали и раздули из ничего."

    Действительно, жить необходимо в мире и согласии.
    Однако, не зная истории такой, какая она была на самом деле, мы не сможем понять почему мы такие, какие есть, мы все.
    Все распри и раздрай между народами - тяжелое наследие романовых под которой не подведена черта и доказательство тому - выше представленные комментарии.
    Вы заблуждаетесь, что все без исключения приехали с других краев.
    Башкиры живут на земле Урала, в стране Урала от сотворения Уральских гор и хранят священные тексты об этом. Для нас, башкир - это исконная родная земля, мы на земле нашего Первопредка Урала появились, как народ. Священные тексты хранят заветы Урала и нашу национальную идею.
    ВОВ - это недавняя история, а наша жизнь начинается не с нее.
    Вы знаете где корни неприязни и раздражения башкирами у пришлых народов башкирских земель, особенно если башкир во власти? Вы знаете сколько было указов романовых с фразеологическим оборотом "запретить башкирцам под страхом смерти"?. Указы эти писались для пришлых народов и эта была индульгенция на убийства башкир. Генерал Леонтий Соймонов писал приказы в 1742 году для русской армии в Самаре и Мензелях - ловить башкир, убивать, а головы убитых привозить к нему, Леонтию Соймонову, как доказательство преданности и ревностного служения русскому престолу. Приказ этот был для всех от рядовых до полковников и "чтоб никому башкирцам сего открыто быть не могло (прямая цитата приказа)". Мы это пережили вместе, башкиры и пришлые народы, мы все живем с генетической памятью об этом. Поскольку бесчинства на башкирских землях были не случайным эпизодом, а творились столетиями по указам романовых, каждого из них - все это генетически детерминировано и это у нас у всех в крови. Мы все приучены пришлые народы "привечать, во всем потакать, всегда им помогать, башкир же называть ворами и бандитами, во всем притеснять, всегда понукать, все нужды пришлых решать за счет башкир (цитата из указа)".
    Что с этим делать? Вы знаете?
    Ответить
  • Анонимно 13 нояб
    Слишком глубоко и далеко копаете.Наше поколение не знают корни своих родственников дальше прадеда,а вы про генетическую память.
    Ответить
    Анонимно 13 нояб
    Закон природы - все что повторяется из поколения в поколение несколько раз сохраняется в генах. На сколько прочны гены, если одно и то же повторялось из столетия в столетие.
    Ответить
    Анонимно 14 нояб
    Удобно пребывать в прекраснодушном неведении. Работу над ошибками делать не надо.
    Ответить
    Анонимно 14 нояб
    "... не знают корни своих родственников дальше прадеда ..."

    Кто как.
    Моя семья хранит родословную в 31 колено, продолжительностью более 1000 лет.
    Ответить
  • Анонимно 13 нояб
    В 1742 г башкиры верой и правдой служили русскому престолу, на служение которому пришли добровольно, в 1917 г пролетариату где жертв было гораздо больше чем при Романовых и это исторический факт.В нашем нп стоит памятник репрессированным и расстрелленым простых жителей близ лежащих деревень,под руководством революционеров разных национальностей в 20 годы . На доске примерно 30 фамилий и все они русские,так что под раздачу попадали все,Выключите свою генетическую помять и всем станет легче.
    Ответить
    Анонимно 13 нояб
    "... на служение которому пришли добровольно, ..."

    Вас ввели в заблуждение.
    Мы, башкиры, были военные союзники русского престола, а не подданные. В противном случае Иван Грозный ввел бы себе в титул "Я - Батыр Башкирский" (как хан Казанский, Астраханский и Сибирский). Потом, этого сделать не посмел ни один из романовых. На правах военного союзника было разрешено русской армии перемещаться по башкирским землям, - а она ходила по башкирской земле и зачищала ее от башкир. Лично к вам у меня претензий нет, это были ваши предки; как говорится - сын за отца не отвечает. Однако, вы понимаете, что право одних убивать и грабить других, поощряемое династией, на вас все-таки отразилось. Это чувство приоритета, значимости и вседозволенности для себя и ограничения для башкир, согласитесь естественное для вас состояние.
    После 1917 года было убито 1000000 (миллион) башкир - не только надгробия ставить, хоронить было некому.
    Я-то всепомню: никто не забыт и ничто не забыто.
    Вам бы следовало знать действительную историю чтобы лучше себя понимать.
    Ответить
  • Анонимно 14 нояб
    Революционерами стали в 17 г к великому вашему сожалению не только русские, Ш. Бабич закончил много духовных школ и тот в коммунисты записался за что и жизнь свою отдал,З Валиди вообще везде побывал даже в нацистской организации сс ,и всё это подтверждено документально печатью рейха а не вашими легендами. и в каком месте были их прочные гены . Если уж полезли в генетику,то какая генетическая память у многих народов после монгольского ига.Поэтому как говорит мой сын, забей на всё это и живи дружно со всеми,а если не хочешь забить то попробуй себя на первом канале на ток шоу ВРЕМЯ ПОКАЖЕТ рядом с украинскими нациками там говорят хорошо платят,я уверен у вас найдется спонсор одного из фонда который появился с помощью грабежа Башкирского народа.К вашему великому наверное удивлению хочу сказать что я сам русский жена башкирка,и никакая генетическая память не помешала родить двоих детей,жить счастливо и уважать друг друга веру, религию и конечно же историю своих народов,и больше мне спорить с вами больше не хочется.На всякий случай обратитесь к доктору по душевно генетическим заболеваниям.
    Ответить
    Анонимно 14 нояб
    ... Ш. Бабич закончил ... жизнь свою ...
    ... З. Валиди вообще везде побывал ...

    Я с вами не спорю. Я вас информирую.
    Благодать, когда не знаешь своей истории, а травишь байки про свое величие и святость.
    Ш. Бабича, 19 летнего мальчика, связанного с правительством З. Валиди, закопали в могилу живьем и никого не подпускали, чтобы не выкопали.
    З. Валиди был вынужден эмигрировать из страны после предательства правительства большевиков и у него перед коммунистами не осталось никаких обязательств.
    Раздражение ваше я понимаю. Однако, попытки оскорблять есть слабая переговорная позиция.
    Ответить
  • Анонимно 14 нояб
    Искренне жалко парня,просто он оказался очередной жертвой того страшного времени,но убили его не таким варварским способом,про его смерть я слышал от прямых очевидцев и не надо прививать у людей ещё больше ненависти,а З .Валиди можно было-бы вместо сс найти место поскромнее на этой огромной планете.Я уже говорил раньше, каждый пишет свою историю в своих интересах,в данном случае вы её написали я её слушал лично от прямых свидетелей.
    Ответить
  • Анонимно 14 нояб
    Историю про смерть поэта,я слышал от человека 1900-1989 г примерно в конце 70 х который жил тогда в Преображенском ,был простым крестьянином.
    Ответить
    Анонимно 14 нояб
    Этот человек не из тех ли людей, кто с Лениным бревно носил на субботнике?
    Ответить
  • Анонимно 08:40
    На счёт бревна ещё забыл,бревно с Лениным таскал З Валиди,и с Гитлером таскал, и с поляками и турками таскал,как флюгер на 360 градусов умел вертеться,а сейчас его именем именуют все . Это мне напоминает грязную возню со С. Бандерой. Отключаюсь от диалога с вами,с нациками мне не по пути есть дела по важнее чем больным людям мозги прочищать, пускай этим занимаются ФСБ или доктора.
    Ответить
    Анонимно 12:33
    Увы и ах! Невежество и ненависть. Что еще может питать шовинизм, неприязнь и раздрай.
    Ответить
  • Анонимно 12:47
    "... мне напоминает грязную возню со С. Бандерой. ..."

    На исконной башкирской земле в Челябинской области умудрились поставить памятник Тевкелеву - палачу башкирского народа, который единолично сжег 508 башкирских поселений вместе с ее жителями - а это почище всякого СС и гестапо.
    Ответить
    Анонимно 15:15
    О, да! Численность башкир усердием Тевкелева и иже с ним на территории современной Челябинской области со 100% доведено до 5%. Признание его эффективной деятельности ныне отлито в памятник...
    Ответить
    Анонимно 16:27
    Если это правда то очень жаль,я лично про такое не слышал.Я про Тевкелева.
    Ответить
    Анонимно 16:57
    Это все равно, что Гитлеру поставить памятник в центре Хайфы.
    Ответить
  • Анонимно 16:54
    Ознакомился с биографией Тевкелев он же Кутлу-Мухаммед был назван при рождении, видно жестокость такая досталась по наследству от предков Чингиз-Хана.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии