Новости раздела

Остров-град: форпост для взятия Казани, золотая карета от императрицы и святой с волчьей головой

Свияжские этюды: путь из языческого капища к православной святыне

Остров-град: форпост для взятия Казани, золотая карета от императрицы и святой с волчьей головой
Фото: Артем Субботкин

Свияжск — одно из самых посещаемых мест в Татарстане. И в истории края остров-град порой играл ключевую роль. Краевед Артем Субботкин в колонке, написанной для «Реального времени», рассказывает об отдельных вехах истории «форпоста православия» близ Казани.

До середины XVI века этот остров выглядел мрачным и нелюдимым. «Кирмень» — так называли его проживавшие поблизости чуваши. В переводе это значит «запретное место». Когда-то вход на остров, где находилось языческое капище, был открыт лишь для жрецов, которые появлялись здесь для приношения жертв своим многочисленным божествам в дни больших религиозных праздников. Остальным же под страхом смерти запрещалось ступать на эту землю.

Остров-плацдарм

Однако в 1551 году здесь высадились русские стрельцы — и застучали топоры плотников. После того как очередной, третий по счету поход Ивана IV на Казань окончился неудачей, русский царь, по совету своего союзника Шах-Али, решил подготовить плацдарм для взятия столицы непокорного ханства. Им и стал остров Свияжск, куда по весне были доставлены стены будущей крепости. Их, по распоряжению государя, пилили и заготавливали в ярославских лесах и волоком доставляли к волжскому берегу, готовя к сплаву вниз по реке десятки плотов. В считанные дни их доставили на остров, и уже в мае под руководством дьяка Выродкова здесь начали возводить укрепления. Одновременно с крепостью строили избы для стрельцов: так появились первые улицы будущего города — Рождественская, Большая и Малая Сергиевские, Пушкарская, Ярославская…

Между тем слух о новом городе докатился до Казани. И хотя мощных биноклей в те времена, понятно, не было, в ясную погоду казанцы с высоты минаретов своих мечетей заметили строительство и выслали к острову свой «десант». Однако стрельцы, уже успевшие к тому времени возвести часть укреплений, отбили наступление ханских войск. А вскоре к новому городу, получившему имя грозного царя, подошло подкрепление, доставили огневое зелье и припасы. Пережив трудную зиму, свияжские стрельцы дождались весеннего половодья и прибытия царского войска, которое расположилось в крепости. А в октябре после осады и кровопролитного штурма русские захватили Казань.

Сегодня о тех событиях напоминают старинные пушки у стен Свияжска. Многие из них, как утверждали летописцы, имели свои собственные характерные имена, такие как «Дракон», «Змий», «Граф Свистун» или «Девкина голова». С чем связано имя последней средневековой «мортиры», не пояснялось. Остается лишь предположить, что представительницы слабого пола в ту далекую пору не в пример нынешним жертвам анорексии были гораздо мощнее.

Свияжск стал играть роль форпоста на новых землях государства российского. Фото автора

Крестом и мечом

С этого момента Свияжск стал играть роль форпоста на новых землях государства российского. Причем не только военного, но и духовного, поскольку вскоре здесь основали один из оплотов православия — Свияжский Богородицкий Успенский монастырь. Уже в 1560 году псковскими мастерами-зодчими под руководством Постника Яковлева и Ивана Ширяя на острове возводят Успенский собор.

Стремясь насадить среди местного населения христианскую веру, монахи-миссионеры зачастую действовали методами, весьма далекими от истинного христианства, путем прямого насилия и угроз, забывая при этом слова святых отцов о том, что невольник — не богомольник. Все это, как правило, давало обратный результат: новообращенные христиане-татары редко посещали церковь, не соблюдали посты, а некоторые возвращались в прежнюю веру.

Сегодня Успенский собор, долгое время находившийся в запустении в годы советской власти, хранит следы былого величия. До наших дней чудом сохранились уникальнейшие настенные фрески. Среди них — изображение святого Христофора с волчьей головой.

Считается, что до того, как стать христианином, он жил среди язычников, у которых было распространено людоедство. Познав слово Божие, он отказался от ужасных привычек своих соплеменников, став проповедовать среди них свет истины нового учения, за что и получил имя Христофор — «несущий Христа».

Есть и другая версия относительно волчьей головы святого. Говорят, что внешне он был очень красив, и, опасаясь соблазна по женской части, сам попросил у Бога изменить его лицо на волчью морду, дабы избежать искушений.

Как бы там ни было, образ святого Христофора всегда напоминает верующим о том, что, как бы не был грешен человек в прошлом, он всегда имеет возможность покаяться в своих грехах при жизни и обрести спасение.

До наших дней чудом сохранились уникальнейшие настенные фрески. Среди них — изображение святого Христофора с волчьей головой. Фото chemodan-tour.ru

Судьба царского подарка

К XVIII веку остров-град Свияжск переживал период расцвета. Особенно многолюдно здесь было в дни великих церковных праздников, а также во время ярмарок — купцы привозили сюда свои товары по Волге. Слава о Свияжске гремела колокольным перезвоном множества православных храмов, под стенами которых раскинулись посад, торжище с бесчисленными купеческими лавками и лабазами, а также ремесленные мастерские. На живописном берегу располагался гостиный двор, где находились таможенная и гостиные избы и амбары. Важную роль в жизни города-острова играла торговля — одних лишь лавок здесь насчитывалось более двухсот пятидесяти. Среди проживавших на посаде ремесленников было немало скорняков, сапожников и холщевников, а также кузнецов, горшечников, плотников и рукавишников. Особую нишу занимали «пищевики» — калачники, кисельники, квасники, пирожники.

Неслучайно матушка-государыня Екатерина Великая, посетившая в мае 1767 года Казань, прибыв по Волге на галере «Тверь», лично пожелала увидеть остров-град Свияжск.

Говорят, что местное купечество устроило императрице роскошный прием, выстлав дорогу от пристани к Успенскому собору персидскими коврами. Такой радушный жест растрогал государыню, и она подарила свияжцам свою золоченую карету. Ту самую, которая хранится ныне в казанском музее. Туда ее забрали якобы для реставрации, а вот возвратить почему-то забыли. За что многие свияжцы были на казанцев в большой обиде: негоже мол, царский подарок отнимать…

В конце XVIII cтолетия Свияжск обрел статус уездного города и, как это полагалось, свой герб. Герб Свияжска ни с каким другим не спутаешь. На нем на лазоревом фоне щита изображен плывущий на золотистых ладьях город и пять рыб. Ладьи напоминают нам, что первая крепость была построена из деревьев, сплавленных с верховий Волги. А рыбы — о промысле, который издавна кормил свияжцев. Недаром в старину их лещевниками называли…

В конце XVIII cтолетия Свияжск обрел статус уездного города и, как это полагалось, свой герб. Фото wikiwand.com

И зазвенят опять колокола…

Когда-то, еще задолго до революции, современники писали, что церквей в Свияжске больше, чем домов. Уже в первые годы советской власти большая часть свияжских храмов была закрыта. Ольга Степановна Романова родилась в Свияжске в 1924 году. Она помнит, как еще в детстве на Пасху мама взяла ее с собой в церковь. Хотя к тому времени на территории монастыря уже располагалась колония для заключенных, приходская церковь Елены и Константина еще не была закрыта безбожниками-коммунистами.

Тогда Оля впервые двенадцатилетней девочкой-школьницей переступила порог храма. Навсегда запомнилось ей его величественное убранство, стройное пение церковного хора и торжественные возгласы ведущих службу священников, облаченных в праздничные пасхальные ризы. А наутро маму Ольги и родителей еще троих ее одноклассниц, бывших в тот день на богослужении, вызвали к директору школы. Та устроила им разнос, пригрозив, что если еще раз увидит девочек в храме, отчислит их из школы и отправит в ФЗУ.

С тех пор Ольга Степановна ни разу до середины девяностых годов прошлого века не переступала порог церкви, которую власти закрыли уже перед самой войной в 1939 году. Долгие годы, как рассказали мне местные бабушки, в ее стенах находились зерносклад и мельница, на которой работали колонисты. Стены и потолки храма, украшенные старинными фресками, созданными руками мастеров XVII века, покрылись копотью и местами осыпались. И тем не менее храм пережил тех, кто мечтал построить безбожное общество. Пережил и заново возродился несколько лет назад во многом благодаря помощи спонсоров и при активной поддержке первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева.

Час возрождения древнего города пробил. Об этом напоминает нам торжественный перезвон колоколов, который после многолетнего перерыва вновь плывет над островом.

Если вы хотите посмотреть на работу настоящего кузнеца-молотобойца, вам прямая дорога на остров Свияжск. Фото автора

Под железный звон кольчуги…

Хотите увидеть, как из бесформенного куска белой глины на гончарном круге под умелыми руками мастера прямо у вас на глазах рождается изящный кувшин? Или посмотреть на работу настоящего кузнеца-молотобойца, который за считанные минуты превратит раскаленный добела металлический брусок в новенькую подкову? Или стать свидетелем боя древних витязей, облаченных в кольчуги и старинные доспехи?

Тогда вам прямая дорога на остров Свияжск, который, кстати, относительно недавно победил географию и стал полуостровом. Произошло это не из-за сдвига тектонических плит земной коры и не из-за изменения русла реки Свияги, а благодаря труду татарстанских строителей-дорожников, проложивших к острову дамбу с асфальтовым покрытием. Теперь добраться до Свияжска можно не только по воде на «омике», но и на «колесах». Всего каких-нибудь полчаса езды — и вы под стенами древней крепости, где можно ощутить дыхание старины седой. И даже сфотографироваться на память рядом с древним воином, ощутив на своем плече его могучую длань в тяжелой кольчужной перчатке.

Артем Субботкин
ОбществоИсторияКультура Татарстан

Новости партнеров

комментарии 33

комментарии

  • Анонимно 10 окт
    Заготовленные в углических лесах зимой 1550 - 1551 гг. стены, башни, церкви, дома, бани и т.д. Ивангорода были доставлены к Круглой горе на белозерских ладьях.
    Так написано в летописях.
    Пилотами трудно управлять в половодье и было бы много потерь.

    Островом Свияжск стал лишь в 1950-х годах, когда построили Куйбышевскую ГЭС.
    Ответить
    Анонимно 10 окт
    В период весеннего половодья даже до строительства Куйбышевской ГЭС вешние воды отрезали полуостров от берега, надолго делая его островом - об этом рассказывали мне его старожилы. И в те далекие времена Свияжск так и называли островом, хотя в моём архиве есть фото затопленной дороги и торчащих из под воды телеграфных столбов - снимок сделан еще в пятидесятые - до строительства ГЭС. Так что считать Свияжск полуостровом в ту пору можно с большой натяжкой.
    Ответить
    Анонимно 10 окт
    Большую часть года Свияжск до постройки Куйбышевской ГЭС не был ни островом, ни полуостровом.
    Это хорошо видно на картах то поры.
    Островом Свияжск становился лишь в весеннее половодье.
    Ответить
  • Анонимно 10 окт
    Образ Святого Христофора с собачьей (волчьей) головой на иконах стал появляться активно в период Опричнины Ивана Грозного. Связано это было с тем, что опричники на своих конях помещали метлу и собачью голову как символы того, что они выметут всю крамолу из государства и преданности своему государю. Именно во второй половине 16 века стало появляться много икон с изображение святого Христофора
    Ответить
    Анонимно 10 окт
    Неувязочка, любезный! Собор был построен в 1560 году - аж за пять лет(!) до пресловутой опричнины! Её как известно Грозный объявил много позже и- в 1565 году. Да и саму опричнину Иоанн Васильевич распустил спустя 6 лет в 1572 году, даже запретив под страхом смерти произносить слово "опричник". Так что волчий лик святого Христофора к опричнине никакого отношения не имае. Двоечка Вам по истории, душа любезный!..
    Ответить
    Анонимно 10 окт
    А может именно со Свияжска и началась опричнина?
    Неслучайно же. Иван 1У именно в Свияжск сослал своих противников в 1565 году.
    Ответить
    Анонимно 10 окт
    Для особо заучившихся учёных мужей - выписка из энциклопедии "В российской историографии опричниной называют часть государственной политики в Русском государстве с 1565 по 1572 годы, состоявшей в реализации чрезвычайных репрессивных мер, конфискации феодального имущества и земель в пользу государства, борьбе с предполагаемой изменой..." Учите и повторяйте даты, любезный - они - основа истории.
    Ответить
  • Анонимно 10 окт
    Красота какая. Спасибо за фото!
    Ответить
  • Анонимно 10 окт
    Словно на экскурсии побывали. К своему стыду, сколько лет живу в Казани, а в Свияжске ни разу не довелось побывать.
    Ответить
    Анонимно 10 окт
    Такая же ситуация)))
    Ответить
  • Анонимно 10 окт
    Хорошая статья
    Ответить
  • Анонимно 10 окт
    Сегодня Успенский собор, долгое время находившийся в запустении в годы советской власти, хранит следы былого величия. До наших дней чудом сохранились уникальнейшие настенные фрески. Среди них — изображение святого Христофора с волчьей головой.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/116048-ostrov-grad-sviyazhsk-istoriya#comments

    Тянет на НАУЧНОЕ открытие! Дело в том, что "классическое" изображение Святого Христофора с СОБАЧЕЙ головой. И потому свияжская фреска уникальна, что голова у Христофора на ней ЛОШАДИНАЯ. Ну, по крайней мере считалось до этой статьи! ;)))
    Ответить
  • Анонимно 10 окт
    Кстати, а что мешало дать изображение фрески из Свияжска, а не фото иконы, изображение на которой ЯКОБЫ идентично фреске? Незнание, или фальсификация?
    Ответить
    Анонимно 10 окт
    В защиту автора от нападок неблагодарного читателя отвечу: я была вместе с Артёмом Субботкиным на острове и уверяю, что сделать качественных фото фресок не позволило плохое освещение и отсутствие вспышки у фотокамеры. Иначе мы бы с вами продолжили здесь столь увлекательный спор об иконописи, душа любезный!
    Ответить
    Алексей Котуленко 10 окт
    Прошу прощения, днём удалось зайти только Анонимом ...

    В защиту автора от нападок неблагодарного читателя
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/116048-ostrov-grad-sviyazhsk-istoriya#comments

    Не убедительно, поскольку фото иконы взято из интернета, фото chemodan-tour.ru. Что мешало взять из интернета же фотографию свияжской фрески?

    "Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитать Христофора-кинокефала, а запрет «господствующей церкви» лишь подтвердил и усилил это почитание. Свияжская иконописная традиция изображает Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой. Необходимо отметить, что и в поздних русских памятниках святой изображается не с песьей головой, а с головой, более походящей на лошадиную."
    Источник: https://pravoslavie.ru/48431.html

    Честно скажу, в "Википедии" особой разницы между "волчьей" головой и "лошадиной" не заметил. Но всё-таки, почему вместо общепринятой "ПЁСЬЕЙ" версии в статье упоминается исключительно "ВОЛЧЬЯ", а "ЛОШАДИНАЯ" даже не упоминается? Автор не знал? Или нынешние экскурсоводы тоже теперь про волков рассказывают? ???
    Ответить
    Анонимно 10 окт
    Выбросьте свою "цифромыльницу" и купите уж наконец зеркалку!!! Со вспышкой не всюду дадут отснять, очень часто запрет не на съёмку, а на фотовспышку. На ISO 3200 со стабом от живота, натягивая ремень, чтобы получалась жесткая конструкция ... для публикации должно хватить! )))
    Ответить
    Анонимно 10 окт
    От автора: Благодарствую за совет. Непременно куплю, если гонорар позволит. Я ведь скромный репортёр, а не академик, и доходы у меня тоже соответственные. Тем не менее выбрасывать свою цифромыльницу не собираюсь - думаю, что остальные снимки вышли неплохими.
    Ответить
    Анонимно 10 окт
    думаю, что остальные снимки вышли неплохими.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/116048-ostrov-grad-sviyazhsk-istoriya

    Честно? У людей подобные снимки на телефон получаются. Главное, чтобы в снимках "изюминка" была, у Вас очень неплохо получился свияжский кузнец!
    Ответить
    Анонимно 10 окт
    Согласна, кузнец зачетный! А остальные снимки так, ученическая работа. Учитесь у старых фотографов, товарищ! ;)
    Ответить
    Анонимно 11 окт
    От автора: Благодарствую за совет. Непременно куплю, если гонорар позволит. Я ведь скромный репортёр
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/116048-ostrov-grad-sviyazhsk-istoriya
    Вложения окупятся, иллюстрировать проще всего своими фото, проблем с авторским правом не будет, да и недорого можно взять, б/у, Вам же не свадьбы снимать понты ни к чему. Главное, оптику посветлее, что бы в помещениях можно было без фотовспышки снимать. Жаль, что фото гончара не выложили, мне оно больше кузнеца нравится, но речь шла о железках ...
    Ответить
  • Анонимно 10 окт
    А почему так мало рассказывается о жизни Свияжска до захвата его упырем иваном 4? Почему об этом умалчивается или говорится мимоходом? Татары, чуваши, мари -вот главные основатели и жители того места, которое сейчас называют "Свияжском". Обязательно надо ему вернуть историческое название.
    Ответить
    Анонимно 10 окт
    о жизни Свияжска до захвата его упырем иваном
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/116048-ostrov-grad-sviyazhsk-istoriya
    ... а там люди жили? Насколько помню, всё время писали, что Свияжск основали на вершине холма, от которого люди шарахались куда подальше? ??? До и в статье про языческое капище есть ...
    Ответить
    Анонимно 10 окт
    До постройки Свияжска потомком Чингизхана чингизидом Шах-Али на месте Свияжска была гора заросшая лесом.
    Ответить
  • Анонимно 10 окт
    Статья очень правильная и нужная, без перегибов. И очень подходящая в преддверии падения Казани.
    Ответить
    Анонимно 10 окт
    Ну только снова не надо о взятии/падении Казанского ханства. Каждый год поднимается вопрос. Опять начинаются крокодиловы слезы татарских националистов и злобные ухмылки русски. Со всех сторон рассмотрено. Ничего нового. Уже надоело. Когда-нибудь обойдемся без этого? Все, русские взяли Казань, татары не отстояли. А до этого русские платили дань татарам. Теперь в городе живут и те, и эти. Христиане и мусульмане уже давно не враждуют. Смиритесь с этим и закройте тему. И точка на этом.
    Ответить
    Анонимно 10 окт
    согласен
    Ответить
    Анонимно 10 окт
    Да,да взяли чужое и точка? ,,,,, а может так .
    Ответить
  • Анонимно 10 окт
    Все больше убеждаюсь в необходимости посетить сие место
    Ответить
  • Анонимно 10 окт
    Надо брать жену и ехать туда ))) Пусть сейчас прохладно, но я думаю то не помешает
    Ответить
  • Анонимно 11 окт
    Монастырь тюрьма.Годится грехи замаливать.
    Ответить
    Анонимно 11 окт
    Ага. Особенно кающимся экс-воинствующим атеистам-безбожникам. Если они вообще каются умеют...
    Ответить
    Анонимно 11 окт
    Грехи казанские можно отмаливать,Иоана Грозного и его воинства .А грешок то большой .Свияжск реально был тюрьмой,острогом для инородцев и своих несогласных.Не переделать историю,молитесь.
    Ответить
    Анонимно 12 окт
    Лучше уж грехи казанских чекистов отмаливать - они там ещё в двадцатые годы тюрьму устроили. И расстреливали людей десятками - прямо на святом месте.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии