Новости раздела

«Как и любое государственное объединение, Республика Татарстан — это идеологический миф»

Что такое Республика Татарстан? Часть первая: Җөмһүрият

В преддверии 100-летия Татарстана историк и востоковед Альфрид Бустанов начинает цикл тематических колонок для «Реального времени». Сегодня наш колумнист обращает внимание на «республиканский» аспект названия региона.

В своей предыдущей колонке я мимоходом позволил себе эмоциональное высказывание. В одном месте я упомянул «нашу любимую Республику». Редактору «Реального времени» этот эпизод не понравился (пусть он об этом и не знал, будучи в отпуске, — прим. ред.), и он его изменил на «нашу республику». В самом деле, с точки зрения русского языка использование этого прилагательного в контексте колонки про суфийскую поэзию выглядит явно избыточно. Тем не менее сама правка может читаться и как политический акт: казалось бы, что такого в признании в любви к Республике? Мы живем в любимой (зачеркнуто мной, – А.Б.) «Республике» или «республике»? Или на всякий случай лучше не признаваться в любви и не расставлять заглавные буквы при столь изменчивой политической ситуации?

Юбилей государственности требует от нас серьезного осмысления, рефлексии и видения сценариев будущего

В ожидании юбилея

Эти вопросы тем актуальнее ввиду приближения официального празднования 100-летия Республики Татарстан. Мне кажется, что этот юбилей государственности требует от нас серьезного осмысления, рефлексии и видения сценариев будущего. Надеюсь, что в серии колонок удастся обратить внимание на какие-то аспекты такой рефлексии.

Век назад, в обстановке политической нестабильности в эпоху революции и Гражданской войны рождались разные проекты административного устройства бывшей империи и ее окраин. Интересно, что один из авторов проекта Идел-Урал, Галимджан Шараф (1896—1950), еще в 1916 году написал объемную историю Золотой Орды на татарском языке. Эта неопубликованная рукопись, на мой взгляд, служила во многом обзором государственности у татар, уходящей корнями в имперский опыт Золотой Орды.

Автономная Татарская Социалистическая Советская Республика появилась на карте 25 июня 1920 года. Как и в других случаях строительства национальных республик большевиками, в этом акте можно видеть результат взаимодействия местных элит и Москвы (как этот процесс происходил на практике можно увидеть в недавней книге Адиба Халида на примере советского Узбекистана). Появились границы автономии со своими сложностями и потенциальными конфликтами: в частности, Уфа и весь северо-запад современной Башкирии оказались за пределами Татарстана. Похожие территориальные решения были приняты в Средней Азии: таджики оспаривали у узбеков Бухару и Самарканд, а Ташкент стал предметом спора между узбеками и казахами.

Флаг республики с текстом «Татарстан социалистлар җөмһүрияте»

Республиканизм по-татарски?

Собственно, почему это название «Республика»? В Конституции 1937 года разъяснения этого термина нет, хотя есть понятие гражданства Республики (Ст. 17, Гл. II). У ТАССР, как и у многих других национальных республик в составе Советского Союза, не было какого-то своего представления о том, что значит республиканизм. Система советских республик, устроенных по национальному признаку, была единой для всей страны и рассматривалась как форма социалистического государства рабочих и крестьян. Корни этого словоупотребления можно видеть в русской традиции, начиная с декабристов, и культе античного республиканизма, а для мусульман — в опыте французской революции, опосредованном через турецкие источники.

Кстати говоря, по-татарски слово республика — «җөмһүрият», это арабское заимствование, отсылающее к более широкому кругу теорий республиканизма в различных переводах и адаптациях, нежели его советский извод. Поэтому, русифицированное «Татарстан Республикасы» — это название, привязанное к советскому опыту нациестроительства, в то время как сочетание «Татарстан Җөмһүрияте» оставляет пространство для альтернативного смыслового наполнения.

Историческая случайность

Если коротко, Татарстан стал республикой случайно. Республиканизм не является каким-то осознанным выбором и результатом политической эволюции государственности в Татарстане или плодом развития местной политической философии. Последняя вполне себе существовала, ее специфический голос, к примеру, можно услышать из протоколов Первого Всероссийского мусульманского съезда (изданы в Петрограде в 1917 году). Получается, что наименование «Республика» сохранялось, но его смысловое наполнение существенно изменялось на протяжении последних ста лет: от советского концепта национальной республики к республиканскому суверенитету.

Постепенная деконструкция татарстанского суверенитета, потеря договора о разграничении полномочий с Москвой, полное разрушение системы обучения татарскому как государственному языку Республики и отсроченная отмена статуса президента РТ — все эти процессы последнего времени говорят о том, что постсоветская концепция Республики Татарстан как суверенного государства в составе РФ себя исчерпала.

Съезд мусульман. 1917 г. Фото safe-rgs.ru

Развязка очевидна: либо нас готовят к деконструкции Республики и юбилей станет похоронами, либо появится новое концептуальное наполнение татарстанской государственности в тех институциях и названиях, к которым мы уже привыкли.

По большому счету, как и любое государственное объединение, Республика Татарстан — это идеологический миф. И его жизнеспособность определяется готовностью к мутации и обновлению, переформатированию и переосмыслению своего опыта в новых политических условиях.

Продолжение следует

Альфрид Бустанов
Справка

Альфрид Бустанов

  • Ph.D. (Amsterdam University, 2013)
  • Профессор факультета истории в Европейском университете в Санкт-Петербурге.
  • Автор книг Soviet Orientalism and the Creation of Central Asian Nations (London — New York, 2015) и «Книжная культура сибирских мусульман» (Москва, 2012). Колумнист «Реального времени».

ОбществоИсторияВласть Татарстан
комментарии 86

комментарии

  • Анонимно 21 июл
    Очень интересной получится рубрика, на мой взгляд
    Ответить
  • Анонимно 21 июл
    для меня нет роднее Татарстана и моего Татарского народа, и конечно нашей религии Ислама! да благословит наш Аллах каждого татарина и татарку!
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    Что за очередная провокация - "наш Аллах"?
    Не может быть национализма в Исламе.
    Аллах, Б-г Един.
    И в этом смысле религии Единоб-жия претит националистическое государство.
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    Аллах создал нас разными народами, Аллага шокер я татарин и люблю мой народ. Это не мешает мне с уважением относиться к другим народам, но только если они не враги татар и не уничтожают мой народ. А ваше космополитичное толкование оставьте себе, оно работает только в идеальном мире, а такого не существует!
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    07:56 вы еще скажите что например Саудовская Аравия не государство, хотя там ваххабизм и национальное государство. Они арабы и очень националистичны даже по отношению к другим арабам. Какие разборки у них с Йеменом или с Катаром бывают и так далее. Так что в реальном мире не работает, можно только красивые сказки сочинять
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    Так Вы собираетесь на берегах Волги строить Арабские Эмираты с их ваххабизмом и национализмом? - так бы сразу и сказали...
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    Извините, а что Вам мешает быть "татарином" в РФ, или в США, или в Республике Татарстан и др.
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    у узбек, казахм армян, азербайжанцев, грузин есть свои государства. Почему нет своего у татар? уверен, обязательно будет!
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    У татар уже давным-давно есть своё государство, которое они "строили" сотни лет.
    И это государство в сотни и тысячи раз больше, чем все другие государства на Земном Шаре.
    Государство татар это Российская Федерация - самое большое государство в мире по площади.
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    "От дохлого осла уши!"
    Ответить
    Анонимно 29 июл
    Амин булсын!
    Ответить
  • Анонимно 21 июл
    Татары, все в наших руках если мы решим и возьмемся построить свое государство НИКТО нас не сможет остановить, НИКТО!
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    Где, уважаемый провокатор, Вы будете "строить" "свое государство" на исторической родине тюрок (татар) на Алтае, в Египте, где долгие десятилетия правителями были тюрки (татары), в Астраханской области, где располагалась столица Золотой Орды город Сарай, или может быть в Пекине, который был захвачен и отстроен монголами с помощью тюрок (татар)?

    Когда "построите" "свое государство", где будут одни татары, то что - окружите его 5-метровым забором?
    Но тогда это будет не "государство", а концлагерь.
    Немцы тоже хотели в 1930-х - 1940-х построить "свое государство" - до сих пор выплачивают евреям деньги за их погибших родственников.
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    08:25 исконная территория Татар это Татарстан, Саратов, Тюмень, Астрахань, часть Сибири и Алтая, Оренбургской области. зачем забор строить??? Мы будем строить нормальное современное государство!
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    "08:25 исконная территория Татар это Татарстан, Саратов, Тюмень, Астрахань, часть Сибири и Алтая, Оренбургской области. зачем забор строить??? Мы будем строить нормальное современное государство!"
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/106633-chto-takoe-respublika-tatarstan-chast-pervaya-jomhuriyat

    Вы, дорогой, опоздали на многие столетия - Российская Федерация есть "продукт" многовекового государственного строительства татар совместно с другими этносами.
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    09:16 ничего не опоздали, все у Татар впереди, будем строить Алла бирса не смотря на врагов
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    Татары-то не опоздали - они уже построили самое большое государство в Мире.
    Опоздали Вы - хотите лишить татар самого большого государства на Земном Шаре и "загнать" их в крохотную "резервацию".
    Чингизхан такого сепаратиста Как Вы быстро бы и примерно наказал.
    Ответить
    Анонимно 27 июл
    В Антарктиде он будет строить Золотую Орду, и то подальше от пингвинов.
    Ответить
    Анонимно 29 июл
    Совершенно верно!
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    Откуда уверенность, что не получится как в Таджикистане?
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    а почему не как в Финляндии? Я веры в свой народ
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    У татар (тюрок) всё уже давным-давно "получилось" - Российская Федерация есть результат их многовековой "государственной работы".

    Настоящий татарин считает своей родной землей, за которую несёт ответственность, территорию от Тихого океана до Чёрного моря.

    Замыкаться в мизерных границах небольших территорий могут только очень "заинтересованные" люди, но никак не "глобалистические" татары, верные заветам великого Чингизхана.
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    Чем Вам не нравится самая богатая и благоустроенная страна Земного Шара США?
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    Потому что у Финляндии соседи и история другие...
    Финляндия не получится 100%.
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    Инш алла. согласен
    Ответить
    Анонимно 29 июл
    Вот тогда и запануете ? Или замирзуете ?
    Ответить
  • Анонимно 21 июл
    Татары и Татарстан - НАВСЕГДА!!!
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    Татарстану через год будет вообще-то самое большее 100 лет, а юридически РТ всего 27 лет.

    До этого на современной территории Татарстана были:

    - Волжско-Камская Булгария, созданная булгарами-тюрками и именьковцами-славянами;
    - "осколок" Монгольской империи Золотая Орда, созданная монголами;
    - "осколок" Золотой Орды Казанское ханство созданное монголом-чингизидом Улу-Мухаммедом;
    - Казанское царство, созданное потомком викингов и польско-литовских татар Иваном 1У Грозным;
    - Российская империя, созданная русскими (возникшими в результате "слияния" славян, тюрок, финно-угоров и др.);
    - РСФСР, созданная марксистами-террористами Лениным и Троцким;
    - ТАССР, созданная ими же;
    - АТССР, созданная Сталиным.

    Ответить
    Анонимно 21 июл
    А сколько надмогильных камней и монет Волжско-Камской Булгарии со славянскими надписями? Их нет!
    А сколько надмогильных камней и монет Золотой Орды и Казанского ханства с надписями на монгольском языке? Их нет!
    Все надписи тюркские и с арабскими Кораническими изречениями! Славянских и монгольских надписей нет!
    Выводы делайте сами.
    Ответить
    Кирилл Давыдов 21 июл
    Если власти Татарстана не показали Вам славянских артифактов, найденных при раскопках Булгарии, то это не зачит, что их не существует!)) ИМЕЮТСЯ каменные иконки и кресты, металлические иконки, бронзовая церковная утварь: подсвечник, держатель лампады, остатки цепочки от лампады. Подобные вещи вряд ли могли купить исповедовавшие ислам булгары. О постоянном проживании в Болгаре русских, наличии русского ремесленного квартала, говорят остатки жилищ с соответствующими находками. Почему на этом в Татарстане сегодня не акцентируют внимания, я думаю, понятно.
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    09:35 вы пишите сказки русских советских сказочников-историков.Они создавали историю таким образом чтобы оправдать захват ее русскими оккупантами. Именьковцы не славяне! Надоели со своей подменой истории народов, ничего лет 10 пройдет все изменится, тогда поговорим
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    Кирилл,, русские еще при Булгарии не принимали христианство, не лгите. Были армяне и христиане но русских было раз -два и обчелся, так как торговля велась. не смешите
    Ответить
    Кирилл Давыдов 21 июл
    Так и татары- не булгары! К булгарам скорее относятся чуваши и мордва! Чувашские ученые в обиде на татарскую "науку", которую пишут ветеринары и агрономы по первой профессии! И это факт.))
    Ответить
    Кирилл Давыдов 21 июл
    Это не сказки, а музейные экспонаты! Сказки сейчас пишут "псевдоученые" с дипломами сельхозинститутов, чтобы оправдать русофобию и сепаратизм!
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    Кирилл, у булгар было несколько племен , были сувары от которых и чуваши возможно произошли. Булгары приняли Ислам, а чуваши мусульмане? Предки современных Татар это Великие Булгары и Великие Татары! У вас очень поверхностные знания, которые показывают имперскость и комплексы молодого русского народа
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    Именьковцы не просто славяне, а часть древних славян, территория именьковцев часть славянской прародины.
    Ответить
    Анонимно 24 июл
    А кто пишет чувашскую науку, не те же ветеринары и агрономы?
    Ответить
  • Анонимно 21 июл
    Пути господни неисповедимы и никто не знает что с нами будет завтра.Но печальный опыт союзных республик многому научил.Большевики создавая матрёшечные республики и внеся в конституцию строчку - плоть до самоотделения - и в кошмарном сне не могли подумать что эта строчка сможет претвориться в жизнь.Точно так же уже в новейшей истории записали в конституцию два госязыка и опять вот уже год не можем разрулить ситуацию какого языка и сколько надо.Ну а если внимательно посмотреть на заграницу то Америка тоже за 200 лет своей истории не раз вносила изменения в конституцию потому что жизнь не стоит на месте.И вполне возможно что история идёт по кругу и настало время Казанской губернии пройдя через автономную республику и Республику Татарстан стать опять Казанской губернией.А может и нет.Кто это знает.
    Ответить
  • Анонимно 21 июл
    О чем статья?
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    О "рефлексии" автора на разные события в его недолгой жизни.
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    Так и не понятно - автору в 1920 году больше "по душе" капиталистический "Урал-Идель штат" в составе демократической Российской Республики или националистическая ТАССР в составе диктаторской РСФСР?

    История не знает "сослагательного наклонения".
    Но всё же.
    Ведь история имеет склонность к повторению...
    Ответить
  • Анонимно 21 июл
    "Тем не менее сама правка может читаться и как политический акт: казалось бы, что такого в признании в любви к Республике? Мы живем в любимой (зачеркнуто мной, – А.Б.) «Республике» или «республике»? Или на всякий случай лучше не признаваться в любви и не расставлять заглавные буквы при столь изменчивой политической ситуации?"
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/106633-chto-takoe-respublika-tatarstan-chast-pervaya-jomhuriyat

    "Автономная Татарская Социалистическая Советская Республика появилась на карте 25 июня 1920 года".
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/106633-chto-takoe-respublika-tatarstan-chast-pervaya-jomhuriyat

    Вообще-то 25 июня 1920 года международные марксисты террористы под руководством Ленина и Троцкого, чувствуя приближения краха и международного суда, создали не "Автономную Татарскую Советскую Социалистическую Республику" - АТССР, а "Татарскую Автономную Советскую Социалистическую Республику" - ТАССР в составе РСФСР.

    АТССР и ТАССР "это две большие разницы".

    Как понимать Вас, уважаемый Альфрид?
    Ответить
  • Анонимно 21 июл
    нет никакого кризиса нации татар - есть реальные процессы развития... это нормально, задыхаться в национализме не следует - впереди будет много интересного, любопытного, вдохновенного...
    Ответить
  • Андрей Грищенко 21 июл
    На мой взгляд, беда России и Татарстана, да и всех пост-пост-стран, это отсутствие явно выраженного общественного договора. В результате - каждая политическая сила может тянуть туда, куда хочет, и при этом будет казаться правой. Татарстан , по моему убеждению, один из не многих субъектов РФ, который имеет полное право сохранить свою именно ГОСУДАРСТВЕННУЮ субъектность в РФ, так как он исторически являлся самостоятельным государством. Кроме РТ, этот статус могли бы иметь Чечня, Дагестан, Новгородская, Псковская область, Карелия, Бурятия. Вот, наверное, и все. Лищение или формальное ограничение государственности РТ, будет иметь более негативные последствия для России (резко возрастет вероятность ее распада), чем для Татарстана. Такие деятели, как Кириенко, это должны понимать.
    Считаю, что сила России больше бы проявилась, если бы, Москва, как раз, усилила бы государственность вышеперечисленных субъектов, уделила бы больше вниманию развитию татарского языка и культуры. Проблема же ведь в том, что не татарского много изучают (его, как раз, мало), а в том, что русского мало тоже изучают. Беда - деградация русского народа, русской культуры, русского языка. И не надо Москве, сваливать с больной головы на здоровую.
    А отношения между субъектами должны определяться не в Казани, и не в МОскве. А там, и там. И определяться не властью, а народами. На основании разработки и заключения Общественного Договора России
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    очень правильный комментарий
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    Дебильный комментарий. Вся территроия СССР единое экономическое целое. Зачем вспоминать о каких то древних примитивных государствах. Нужна Казанская область в составе России.
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    21:38 "Вся территроия СССР единое экономическое целое" вот это реально дебильный коммент
    Ответить
    Кирилл Давыдов 21 июл
    Вы видимо с Украины пишите, милейший, если предполагаете, что татарского мало изучают в РТ?? Как раз во ВСЕХ школах татарский учили 5-6 часов в неделю, а русского всего лишь 3-4! И учили не только татары, но и русские, чуваши, мордва и ваши братья- украинцы.) При этом умудрились делать экзамены на татарском в 9-м классе, препятствующие дальнейшее получение образования! Было полномасштабное нарушение прав учащихся и изучение татарского в ущерб русскому! Надо инфу брать не только из инета, а желательно у резидентов.
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    Кирилл, а мне русский не нужен, а татарский нужен. какое правo вы имеете его мне навязывать с детства?
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    хочешь учить больше русского езжай в русские республики, а тут делать тебе не чего
    Ответить
    Андрей Грищенко 21 июл
    Сударь, Вы глубоко ошибаетесь. Языковая политика РТ мне знакома лично. Да, так сложились обстоятельства, что я теперь в Украине. И, надо отдать должное, здесь события происходят более интенсивные и интересные, чем это, к с сожалению, показывается. А судьба и пути моего народа - всегда в моем сердце и разуме!
    Нельзя противопоставлять народы и ущемлять один за счет другого никакой политической сиюминутностью. РТ - самостоятельное государство с глубокими историческими корнями и со своим государствообразующим этносом. Таким же, как русский, для РФ. И, соответственно, вся политика РФ по отношению к РТ, должна строиться, исходя из этого очевидного факта. И, еще раз повторю: она должна определяться не властью, а непосредственно наоодами. В 1993 году, народ Татарстан почти единогласно высказался за суверенитет Республики Татарстан в СОСТАВЕ Российской Федерации. Я специально написал "народ Татарстана", не различая русский, татарин, башкир, мариец, удмурт или мордвин.
    Приношу извинения за некоторую удлиненность комментария
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    Татария часть русской республики-России.
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    Тогда езжай в Киргизию.
    Ответить
  • Анонимно 21 июл
    Все в нашем мире часто что то получается случайно. Это как мутация в гаплотипе человека. Случайно возникла империя монголов, империя Тимура, империя великих моголов, Казахстан, и другие национальные республики Средней Азии. Главное чтобы народ не терял свою идентичность и надежду. И не развешивал сопли как автор статьи. Всему свое время.
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    а где здесь сопли?
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    12:01. Это у Вас случайно так получается, в Вашей башке! Хотя тоже по воле Аллаха!
    У татар Великая История! Татаро-монголы образовали множество государств.
    В том числе образовали государство -Золотую Орду с принципами Конфедерации, где было много национальных образований со своей религией, языком, обычаями.
    И сейчас надо, чтобы было конфедеративное государство со всеми правами и обязанностями.
    Ответить
  • Анонимно 21 июл
    Реалии таковы, что все субъекты федерации, с точки зрения государственности, являются фикцией. Это просто структура управления территорией
    Ответить
  • Анонимно 21 июл
    Реалии таковы что конфедерация Югославия из-за националистов приказала долго жить.Не буде этого на Руси.
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    15:44 Русь - это Москва с окрестностями, так что вперед на Родину там и правила свои устанавливайте!
    Ответить
    Manur Bakirov 21 июл
    Русь это далеко не Москва , это древнее название Киевского государства -Киевская Русь. Москвы в те далекие времена была глухой деревушкой . позднее ставшей Московией ,составлявшей с 5 небольшими городишками - княжествами так называемое сегодня "Золотое Кольцо "и жили в этих племенах -княжествах народы никогда не слыхавшие такого названия как русские и русь а назывались они чудно и по разному .
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    Манур, тогда Родина русских Киев, вперед русские на Родину! РВ, напишите статью об исконно русских территориях!
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    Булгария была частью Руси ещё до того как Киев стал русским. А Москва ещё до Киева была русским городом. Так что Татария территория Руси. Поэтому и русские правила.
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    Москва это прежде всего Русь, а не Киев.
    Также владения московского князя назывались Белой и Великой Русью:
    Магистр Ливонского ордена в 1413 году сообщает великому магистру Пруссии, что Витовт сговорился противних с Псковом, Новгородом и с Великой Русью (нем. mit den grossen Reussen). Передавая это же сообщениечешскому королю, великий магистр пишет, что Витовт заключил союз с Псковом, Великим Новгородом и совсем языком русским (нем. der ganzen Russchen Zunge) и что придётся воевать с Белой Русью (нем. mit denWeissen Russen). Следовательно, то, что ливонский магистр называет Великой Русью, для магистра Пруссииэто Белая Русь. Обе они обозначают одно и то же, т.е. северную Русь
    “Итак, 26 сентября 1476 года мы, с пением молитвы “Тебе Бога хвалим” и вознося благодарения Богу, который избавил нас от множества бед и опасностей, вступили в город Москву, принадлежащий великому князю Иоанну, властителю Великой Белой Руси”
    “Престол сего великого Господина Василия, императора и Государя всея Руси и великого Князя находится в городе Московии, окружность которого – три с половиной лиги … Имеет сей князь под господством и полною властью своею одну и другую Русь целиком, то есть черную и белую, кои суть царства громаднейшие. Черная, которая именуется Русью Королевской, почти непрерывно ведет войну против Южной Ливонии и весьма часто ведет сражения на замерзшем море. Белая же Русь ведет войну против Ливонии Северной и весьма часто сражается в северном Ливонском море, иногда же на озере Пейбус (Чудское озеро), замерзающем со стороны сей Белой Руси. И одна и другая Русь вместе ведут войну против Короля Польского и Великого Герцога Литовского и против Самогитов, Прусов и Курляндцев”.
    Как видим, тут Белая Русь – сама Московия, а Черная Русь – Псковское государство. Что замечательно наглядно изображено на знаменитой карте Олафа Магнуса “Carta Marina” (более известной изображениями всяких диковинных морских чудовищ в левой ее части). В правой нижней части обозначены две половины Московии – Руссия Белая (на территории нынешней Ленинградской (Питерской) области) и Руссия Черная (точно в районе Пскова). Вся нынешняя Беларусь на карте названа Литвой, а нынешняя Республика Летува – Самогитией (Жемойтией).
    О понятиях «Московия» и «московиты» в начале XVII века (1550-е - 1618) рассуждал, французский путешественник Жак Маржерет: Эти русские с некоторых пор, после того как они сбросили иго татар и христианский мир кое-что узнал о них, стали называться московитами — по главному городу Москве, который носит княжеский титул, но не первый в стране, так как государь именовался некогда великим князем владимирским и теперь еще называет себя великим князем владимирским и московским. Поэтому ошибочно называть их московитами, а не русскими, как делаем не только мы, живущие в отдалении, но и более близкие их соседи. Сами они, когда их спрашивают, какой они нации, отвечают: Russac, то есть русские, а если их спрашивают, откуда, они отвечают: is Moscova — из Москвы, Вологды, Рязани или других городов. Но нужно также знать, что есть две России, именно: та, что носит титул империи, которую поляки называют Белая Русь, и другая — Черная Русь, которой владеет Польское королевство. [..] Об этом я хотел предуведомить читателя, чтобы он знал, что русские, о которых здесь идет речь, — это те, кого с некоторых пор ошибочно называют московитами, поскольку московитами могут называться жители всего лишь одного города; все равно как если бы всех французов стали называть парижанами по той причине, что Париж — столица королевства Франции, да и то с большим основанием, поскольку Париж — столица с незапамятных времен, а Москва является ею всего лишь сто или двести лет.

    или хто лиходѣи великихъ князей побѣжитъ изъ Рускои
    земли изъ Московского княженіа в Литву или в Нѣмци, а із Литвы или
    изъ Немець прибѣжитъ к Великому 2 Новугороду, и Новугороду тыхъ
    лиходѣевъ не пріимати.
    А приедутъ к намъ, к великимъ княземъ, от Великого*
    Новагорода послы новугородские о какихъ обидныхъ дѣлехъ исправы
    просити, а наедутъ насъ, великихъ князей, обою в Рускои земли, 1 ино*
    имъ посольство правити обѣма великимъ княземъ, и исправы просити
    у обоихъ у 2 великихъ князей; 3 а имъ исправа дати Великому Новуго-
    роду по крестному целованию, а отвѣтъ дати Великому Новугороду.
    А наѣдутъ одиного 4 великого князя в Рускои земли,
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    Не Киев, а Новгород и Новгородская земля, включавшая Москву и Булгарию, и называвшаяся Русью и Русской землей до Киева и есть первоначальная Русь.

    Новъгородъ Великъıи старѣишиньство имать кнѧженью . во всеи Русьскои земли
    земля Руския...преже Новгородчкая волость и потом Кыевская
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    20:41 Руси тогда не было,неуч, когда В. Булгария была основана и предки Татар приняли Ислам раньше чем предки русских Христианство! Хоть книжки почитай, может комментарии поумней пойдут.
    Ответить
    Альфия Газизуллина 22 июл
    Зачем же Вы демонстрируете ( да еще с горделивостью!) свое вопиющее невежество? Ну понятно, малообразованный. Занимайтесь самообразованием. Может прояснение придет. А то после таких опусов даже Задорнов зарыдал бы.
    Ответить
    Альфия Газизуллина 22 июл
    Когда Булгарию как государство знали и на западе и на востоке, русские(?) князья были полностью разобщены и государства русского тогда не было.
    Ответить
    Анонимно 23 июл
    Булгарию на западе и на востоке знали как "шип русов", то есть оружие в руках русских. Иначе Булгарию бы постигла незавидная участь хазар, попытавшихся противоречить Руси.
    В фондах Государственного объединенного музея Республики Татарстан хранятся два меча, которые суровой простотой формы и строгой гармонией отделки выделяются среди других предметов коллекции оружия.
    Появление их в Булгарии нельзя считать просто результатом торговли, как и связывать их появление исключительно со скандинавами.

    Скорее всего, носителем этого оружия был разноэтничный по происхождению слой воинов, насыщенный варяжскими пришельцами, которых арабские современники называли "русами" . Присутствие этого торгово-дружинного слоя зафиксировал, в частности, в своих записках Ибн-Фадлан, который отметил целую колонию русов близ ставки правителя булгар, а также описал похороны одного из их вождей (Ибн-Фадлан..:. 25-26). Вполне возможно, что со временем часть этих русов включалась в войско булгарских правителей в качестве наемных воинов и, включаясь в состав военной знати, постепенно ассимилировались.
    Даже легенда появилась.
    В персидском «Собрании историй» (нач. XII века)[3] содержатся следующие сведения:

    « Рассказывают также, что Рус и Хазар были от одной матери и отца. Затем Рус вырос и, так как не имел места, которое ему пришлось бы по душе, написал письмо Хазару и попросил у того часть его страны, чтобы там обосноваться. Рус искал и нашёл место себе. Остров не большой и не маленький, с болотистой почвой и гнилым воздухом; там он и обосновался.
    Место то лесистое и труднодоступное, и никогда ни один человек не достигал того места, разве что Гуштасф по приказу отца своего Лехрасфа в то время, когда Кей-хосров его послал к хазарам и аланам, и об этом будет сказано в своём месте, если захочет Бог. Рассказывают также, что у Руса был сын, которому в схватке с каким-то человеком разбили голову. Он пришёл к отцу весь в крови. Тот ему сказал: «Иди и порази его!» Сын так и сделал. И остался такой обычай, что если кто-либо (русов) ранит, они не успокоятся, пока не отомстят. И если дашь им весь мир, они все равно не отступятся от этого. И один другому у них не оказывает доверия. Когда родится сын, отец кладет ему на живот меч и говорит: «Вот тебе наследство!»

    Ещё в трудах арабских авторов Масуди и ал-Йакуби содержится рассказ о походе русов в Испанию (а именно на Севилью) в 844 году.

    Помимо ал-Мас’уди и ал-Йакуби ещё один автор приписывал русам набеги на Севилью — Мухаммад ал-Бакри.

    По всей видимости, русы и норманны совместно совершили поход с целью грабежа Франции, Испании, Магриба, Византии.
    Предводителем русов был, скорее всего, Аскольд.
    В одном из фрагментов о народе ар-рус, жившем, по информации Ибн Хаукала, «в стороне булгар, между ними и славянами по реке Итиль», автор упоминал, что русы «выходили прежде за пределы, к Андалусии, затем к Барза’а»[1].

    Следовательно, русы после неудачной попытки захватить Бердаа в Азербайджане (944/945) отправились в Испанию.

    Ибн Хаукал отмечал, что после похода на прикаспийские города в 358 год хиджры (968/969 гг. хр. эры) русы «отправились тотчас же после к стране ар-Рум (Византии) и Андалусии и разделились на две группы».

    В июне 971 году Ибн-ал-Идари написал: «Зашевелились проклятые ал-Маджус ал-Урдмани и устремились к западным берегам ал-Андалус». Русы на сей раз не рискнули повторять набег и высадились в Галисии в 968 году, где разграбили Сантьяго, убили епископа и только в 971 году были прогнаны графом Гонзало Санчесом.
    Роль Хазарии
    → Поход русов и хазар в Андалусию

    Получается, что все почти сообщения о походе русов на Андалусию связаны с хазарами. Можно предположить, что это не простое совпадение, а совместный поход. и Это понятно: торговлю осуществляли евреи, они знали путь, и могли служить русам кормчими, ведь евреи хорошо знали Андалусию.

    Ал-Бакри считал, что походы русов в Андалусию происходили с моря Ниташ (Чёрное море), связанного по его словам с Хазарским морем:

    Соприкасаются с этими (булгарами) русы, а их — многие виды, и они народ островной и корабельный, сила на море, спускаются часто в него, а соединяется [море] с морем Ниташ, о чем ранее шла речь. И этот народ — маджусы, и они неожиданно появлялись в Андалусии каждые 200 лет. Спускались в него (море) из пролива моря Океан, но не из того пролива, на котором медный маяк, а из пролива, соединяющегося с морями Маниташ (Азовское море) и Ниташ[4].

    Следовательно, флот начинал собираться для похода где-то в Хазарии.
    Трактовки русско-хазарских отношений у современных исследователей сводятся к нескольким версиям. По одной из них хазары поощряли русов, натравливая их на своих врагов. По другой трактовке, хазары не были заинтересованы в нарушении каспийской торговли и пропускали русов вынужденно, чтобы отвести удар от себя. Когда была возможность, они препятствовали рейдам. К середине X века отмечается именно вторая ситуация, и русско-хазарские противоречия вылились в войну, закончившуюся разгромом каганата.

    Во времена ибн-Фадлана на Руси правил Игорь, русы называли себя русскими людьми
    мы ѿ рода Рускаго

    Словѣни . и В(а)рѧзи . прозвашасѧ Русью .

    вєликыи нашь кнѧзь Игорь . и боӕре єго . и людиє вси Рускии

    к вєликому кнѧзю Игорєви Рус̑кому и к людємъ єго

    ащє ли жє кто ѿ кнѧзь и ѿ люди Рускыхъ или крс̑тьӕнъ . или нє крс̑щєныи . пєрєступить всє єжє написано на харотьи сєи . и будєть достоинъ своимъ ѡружьємь оумрєти . и да будет̑ клѧтъ ѿ Ба҃ и ѿ Пєруна
    Ответить
    Анонимно 26 июл
    вы не знаете кто такие русские, а гоните их "на родину". Вы смешны, уважаемый, тролль. Русские - это не только славяне, это понятно уже всем, но, почему-то, не понятно упоротым националистам
    Ответить
  • Manur Bakirov 21 июл
    россия как имперский проект не оригинален , конструкция системы не надежная -за 100 лет потеряла 50 % населения 40% территории , а в 90 - е была очень большая вероятность полного распада Проигранная война на Кавказе , в Ичкерии , только благодаря Шаймиеву и татарской верхушки удалось остановить прямого столкновения татар и других народов с Москвой .это спасло Россию от полного краха. Было подписано Соглашение - юридический документ определяющий взаимоотношение Татарстан - Центр Но для Москвы подписанные ею соглашения это то , чем она подтирается когда оппонент не может себя защитить . Наиболее трагическое воплощение вероломства мы наблюдаем на примере по отношению к "братской" славянской Украине. В сегодняшней России " тучные годы " сменились экономическим спадом , блокадой от развитых стран, программы развития нет. население беднеет. Возможен очередной экономический , политический кризис . А кризис, как известно, это точка отчета обновления , думаю на этот раз татары не будут так доверчивы . не пройдут мимо своей истории .
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    Благодаря Шаймиеву Татария временно осталась республикой, не превратившись в Казанскую область.
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    Вероломство как раз со стороны Украины. Она получали независимость на условиях безопасности России, но Украина вероломно нарушила Будапештский меморандум, за что и поплатилась.
    Ответить
    Manur Bakirov 21 июл
    историю по которой учатся ваши дети , энциклопедию -эталона истины написали не тюрки , не татары , люди вашей веры , русские высокообразованные люди . вы глядя не видите , слушая не слышите , читая не понимаете своих ученых и настоящих учителей . Приведу два примера , повторяю, из истории написанной не татарами. хотя на самом деле их , примеров, конечно намного больше. Московский царь ( не царь Руси или России) Иван Грозный платил дань Крымскому хану , даже после падения Казанского ханства . вплоть до 17 века .т.е Московия была в вассальной зависимости от осколка Алтын Урды , Крымского ханства ,являясь ее улусом . Только при Петре Великом, человеке европейского менталитета , , появилось Российское г-во. Новодел в истории , метания , поиски красивого прошлого , приводит к путанице . невежеству, попытки унизить на бытовом , запретить на государственном то что ценно для живущего рядом не сделает вас преуспевающими , . это качество не лидера , скорее лузера
    Ответить
    Анонимно 23 июл
    Иван Грозный не только московский, но русский царь. Ещё Дмитрий Донской назывался русским царем.
    Великаго князя Дмитриа Ивановича, царя Рускаго
    И приимшю ему скипетръ дръжавы земля Рускыа, настолование земнаго царства, отчину свою — великое княжение, по данѣй ему благодати от Бога, чести же и славы…

    рази же его взавидѣша ему, живущии окрестъ его, и навадиша на нь нечьстивому Мамаю, так глаголюще: «Дмитрий, великый князь, себе именует Руской земли царя, и паче честнѣйша тебе славою, супротивно стоит твоему царствию». Он же наваженъ лукавыми съвѣтникы, иже христианскы вѣру дръжаху, а поганых дѣла творяху, и рече Мамай княземъ и рядцамъ своим: «Преиму землю Рускую, и церкви христианскыя разорю, и вѣру их на свою преложу, и велю покланятися своему Махмету. Идеже церкви были, ту ропаты поставлю и баскаки посажаю по всѣм градомъ рускымь, а князи рускыа избию». Аки и преже Агагъ, царь васанескь, похвалися на кивот завѣта Господня, иже в Силомѣ: сице похвалився, самъ погыбе.

    И посла преже себе Мамай воеводу поганаго Бегича с великою силою и съ многыми князьми. Се же слышав князь Дмитрий и поиде въ срѣтение ему съ многою силою Рускыа земля. И сѣступися с погаными в Рязанской земли на рѣцѣ Вожи, и поможе Богъ и святаа Богородица Дмитрию, а поганыа агаряны посрамлены быша: овы изсѣчени бышя, а иныа побѣгоша; и възвратися Дмитрий с великою побѣдою. И тако ти заступаше Рускую землю, отчину свою.

    И бестудный Мамай срама исплънися, в похвалы мѣсто безчестие прииде ему. И поиде самъ на Рускую землю, похвалився на Дмитриа, исплъни сердце свое злаго безакониа. Слышавше же князь Дмитрий, и въздохнув из глубины сердца к Богу и к пречистѣй его Матери, и рече: «О, пресвятая госпоже Богородице-дево, заступнице и помощнице миру, моли Сына своего за мя грѣшнаго, да достинъ буду славу и живот свой положити за имя Сына твоего и за твое, иноя бо помощница не имамы развѣе тебе, Госпоже. Да не порадуються враждующии мнѣ бес правды, ни ркут погании: “Где есть богъ их, на негоже уповашя?” — да постыдятся вси являющеи злаа рабомъ твоим. Яко азъ рабъ твой есмь и сынь рабы твоея, испроси ми, Госпоже, силу и помощъ от святого жилища твоего и Бога моего на злаго моего супостата и нечьстиваго врага. Постави ми, Госпоже, стлъпъ крѣпости от лица вражиа, и възвеличи имя христианское над погаными агаряны».

    Царьскый убо санъ дръжаше, а аггелскы живяше, постомъ и молитвою по вся нощи стояше, сна же токмо мало приимаше; и пакы по малѣ часѣ на молитву встаяше, и подобу благу все творяше. В бернѣм телеси бесплотных житие съвръшаше. Землю Рускую управляше, на престолѣ сѣдяше, яко пещеру в сердци дръжаше, царскую багряницю и вѣнець ношаше,
    И призвавъ сына своего прьвие болшаго, князя Васильа, на старѣйший путь, предасть в руцѣ его великое княжение, яже есть столъ отца его, и дѣда, и прадѣда, съ всѣми пошлинами, и далъ есть ему отчину свою — Рускую землю.
    великый царь Дмитрий Рускыа земля
    Похваляет убо земля Римскаа Петра и Павла, Асийскаа — Иоанна Богослова, Индейскаа же — Фому апостола, Иерусалимскаа — Иакова, брата Господня, Андреа Пръвозваннаго — все Поморие, царя Констянтина — Гречьская земля, Володимера — Киевскаа съ окрестными грады, тебе же, великый княже Дмитрие, — вся Русскаа земля.

    Ива́н IV Васи́льевич, прозванный Гро́зным, также имел имена Тит и Смарагд[4], в постриге — Иона (25 августа 1530, село Коломенское[5] под Москвой — 18 (28) марта 1584, Москва) — государь, великий князь московский и всея Руси с 1533 года, первый царь всея Руси (с 1547 года; кроме 1575—1576, когда «великим князем всея Руси» номинально был Симеон Бекбулатович).

    Пётр I Алексе́евич, прозванный Вели́кий (30 мая [9 июня] 1672 года — 28 января [8 февраля] 1725 года) — последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года).
    Иван Грозный от Крымского ханства только откупался от набегов, пока не была построена засечная черта, тогда и надобность в откупе отпала. А Польша и Литва действительно платили дань Крыму и получали ярлыки до 18 века.
    1506 — 1507. Ярлыкъ Крымскаго хана Менгли-Гирея Литовскому великому князю Сигизмунду.
    Починаю, Господи, у твое имя. ВеликоЂ Орды великого царя Мендли-Кгиреево слово; правоЂ руки и лЂвоЂ великого улуса темникомъ, и тысячникомъ, и сотникомъ, и десятникомъ, вланомъ, княземъ и всимъ Рускимъ людемъ, бояромъ, митрополитомъ, попомъ, чернцомъ, и всимъ чорнымъ людемъ и всему посполству. Даемъ вамъ вЂдати, штожъ великіи цари, дяды (*) наши, и великій царь Ачъжи-Кгирей, отецъ нашъ, коли ихъ потны кони были, до великого князя Витовта, до ЛитовскоЂ земли въ гостиное поЂхали, великую ласку и честь видали; и за то . . . пожаловали Кіевомъ, въ головахъ, и многіе мЂста дали. Ино, потомужъ, ЛитовскоЂ земли великій князь Казимиръ, братъ нашъ, зъ Литовскими князи и паны просили нась; и мы ихъ прозбу ухваливъ . . . какъ насъ Богъ на столцы отца нашого посадилъ: ино што великіи цари, дяды наши, и великій царь отецъ нашъ . . . . . . дали потомужъ: Кіевскую тму, со всими входы и данми, и зъ землями и зъ водами; Володимерскую тму, со всими входы и данми, и зъ землями и зъ водами; Великого Луцка тму, со всими входы и данми, и зъ землями и зъ водами; Смоленскую тму, со всими входы и зъ данми, и зъ землями и зъ водами; Подолскую тму, со всими входы и зъ данми, и зъ землями и водами; Каменецкую тму, со всими входы и зъ данми, и зъ землями и водами; Браславскую тму, со всими входы и зъ данми, и зъ землями и водами; Сокалскую тму, со всими входы и данми, и зъ землями и водами; Звинигородъ, зъ выходы и зъ данми, и зъ землями и водами; Черкасы, зъ выходы и данми, и зъ землями и водами; Хачибіевъ Маякъ, зъ водами и землями; ино почонши отъ Кіева, и ДнЂпромъ и до устья, и Снепорожъ и Глинескъ со всими ихъ людьми, Жолважъ, Путивль зъ землями и зъ водами, Биринъ, Синечъ, ХотЂнъ, Лосичи, Хотмышлъ, со всими ихъ землями и водами, и данми и выходы; Сараева сына Егалтаеву тму, Милолюбъ (**), зъ выходы и данми, и зъ Землями и водами; Мужечъ, со всими ихъ выходы и данми, и зъ землями и водами; Берестей, и Ратно, Испашъ, со всими ихъ выходы и данми, и зъ землями и водами; Ябу городокъ, Балыклы, Карасунъ, городокъ Дашовъ, городищо Тушинь, Немиръ, Мушачъ, Ходоровъ, со всими ихъ выходы и зъ данми, и зъ землями и водами. Ино великій князь Казимиръ, братъ нашъ, зъ ЛитовскоЂ земли князи и паны, штобы доброта множила: для того и мы тежъ сь уланы и князи порадивъ . . . а братъ нашъ, великій князь Казимиръ, Андреева сына пана маршалка, а съ нимъ пана Ивашковъ сынъ; пана Ивашенцо . . . коли до мене отъ брата моего въ посолст†пріЂхали; ино мы, повышая брата нашого, .
    Жикгимонта брата нашого, въ Литовской земли столецъ ему дали есмо . . . сесь нашъ ярлыкъ зъ ласки . . . по первому жъ сполна дани и выходы и службу . . . не будете ль то сполна служити, и вамъ никоторого жъ добра не будетъ, будете воеваны и граблены, сего нашого ярлыка не будете ль послушными . . . пітобы есте не сплошилися, для того подъ золотымъ нишаномъ и подъ алыми тамгы ярлыкъ данъ, по пророка нашого смерти, девятьсотъ лЂтъ и тринадцатъ лЂтъ, щастливого мЂсяца Сафара 21 дня, въ пятницу. Писанъ въ городЂ Веселомъ.

    Российское или Русское государство появилось в 9 веке.
    И московская русь штурмовала Казань при Грозном.
    Рускихъ людеи - и не уби древемъ темъ великимъ ни единого же Русина. И мало бившеся и потопташа Казанцовъ Русь, и вогнаша ихъ въ улицы града, біюще, и сецаху Казанцовъ, не зело много имъ, не успевающимъ скакати по всемъ местомъ граду, всюду врать и проломовъ бреши, и битися со всеми не могущимъ, яко уже полонъ градъ Руси

    Но ещё Дмитрий Донской присоединил Булгарию к Руси. В 1376 году Дмитрий отправил войско во главе с Дмитрием Боброком в Волжскую Булгарию. Был взят откуп с мамаевых ставленников и посажены русские таможенники.
    Так что Иван Грозный лишь вернул свою территорию.
    Ответить
    Анонимно 27 июл
    Да. Не нужно Татарии приписывать чужую историю булгар, монголов и других народов.
    Ответить
    Анонимно 31 июл
    А напомнить как эпидемия чумы из Орды в Европу распространялась? Из Орды чума через Крым попала в южную и западную Европу и уже из западной Европы кружным путем попала на Русь. Здесь отчетливо видно что контактов между Русью и Ордой не было. Даже западная Европа контактировала с Ордой больше чем Русь. Следовательно Русь ни улусом, ни частью Орды не была.
    Ответить
    Анонимно 26 июл
    Вы плохо знакомы с российским проектом. Следует глубже о нём узнать, и, желательно, не из СМИ, а, возможно, если умеете, между строк и в специзданиях. Но в таких вопросах ,если вы горячи на голову, вам не разобраться. Татары, которые правили Русским государством, это смогли, я говорю о доромановых Иванах и, некоторых, других. Любой татарин, разобравшийся и понявший настоящую российскую политику и повестку, будет всеми руками её продвигать. Все остальные клюют на удочку национализма. А, национализм, как известно, не умножает, а делит. Извините за столь общие фразы. Если вы знакомы с темой, то вы меня поймёте.
    Ответить
    Анонимно 27 июл
    А советский проект и СССР никто не отменял. И никто не отменял исполнение референдума о сохранениии СССР. Безусловно многое нужно исправить, особенно ошибки Ленина в борьбе с так называемым им (Лениным) "великорусским шовинизмом", ликвидировать украинскую и белорусскую республики, забрать российские области казахстана и многое другое. Возродить НЭП. Но ссср юридически существует. Даже украинский референдум о большем суверенитете был о существовании в рамках СССР. Так что независимость бывших союзных республик незаконна.
    Ответить
  • Анонимно 21 июл
    Татарлар алга!
    Ответить
  • Анонимно 21 июл
    Погуглите карту Тартарии...
    Ответить
    Анонимно 26 июл
    Тартария - это срединная земля. Вы путаете два разных слова, но с похожим корнем
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    У татар нет слово назад, разворачиваемся и снова вперед. Праздновали 1000 лет, теперь празднуем 100 лет, не вижу логического конца празднованиям татар, это наверно потому, что в каждой деревне свой язык, свои законы, друг друга не понимают на родном языке, общаются по русский.
    Ответить
    Анонимно 27 июл
    Неправ, видно, что полностью не знает предмет рассуждения и несёт только желание рассорить.
    Ответить
  • Анонимно 25 июл
    Мой любимый Татарстан
    Ответить
  • Анонимно 27 июл
    Название статьи уже несёт агрессию против РТ. Если любое государственное обьединение - это идеологический миф, то почему не Россия или США, а именно РТ атакуется?
    Ответить
    Анонимно 27 июл
    РТ не государственное объединение, а всего лишь регион России, как и любая российская область. Россия это государственное объединение.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров