Кыпчаки, покорившие Египет: как рабы-мамлюки приняли ислам и стали правителями
Меч ислама: тюркская гвардия в Египте. Часть 1
Ярослав Пилипчук продолжает цикл статей, рассказывающих о ключевых периодах тюркской истории. Сегодня украинский историк, колумнист «Реального времени», начинает серию публикаций о кипчаках-мамлюках Египта.
На службе у халифа
Нам известно, что мамлюки были рабами, являлись основой египетского войска и в середине ХІІІ века захватили власть в Египте. Использование рабов в исламском контексте практиковалось еще при Мухаммеде (пророке, — прим. ред.) и при первых халифах. Это были мавла, то есть люди, зависящие от своих хозяев. Во время Омейадов уже начали упоминаться гулямы и мамлюки. Эти термины обозначали лично несвободных людей. Гвардия халифа комплектовалась из немусульман. Отряды невольников насчитывали от нескольких сотен человек до нескольких десятков тысяч. Некоторые рабы-гвардейцы были охранниками халифа.
Со времени правления халифа ал-Мустасима в гвардию начали привлекаться тюрки. Первыми тюрками-рабами в мусульманском мире были огузы. Потом халифы начали покупать рабов-хазар. Тюрков приобретали на рынках рабов в Мавераннахре и Хорасане. Первым тюркским мамлюком, сделавшим великую карьеру, стал Тулун, который был наместником в Бухаре при Аббасидах. Тюрки были более сплоченными, по сравнению с другими группировками, и обособились в городе Самарра от других гвардейцев-невольников. Именно с этого времени началось доминирование тюрок среди гулямов. Они постоянно тренировались и улучшали военные навыки. Гражданские войны, восстания зинджей и берберов убеждали халифов в необходимости формирования гвардии из числа людей, которые не входили в мусульманскую ойкумену.
После того, как реальная политическая власть багдадского халифа превратилась в номинальную, а халиф оставался лишь религиозным лидером всех мусульман, тюркские гулямы использовались многими правителями для удержания власти. Среди этих правителей можно назвать Саманидов в Мавераннахре и Газневидов в Иране и Афганистане. Ал-Джахиз написал книгу, в которой обосновывал преимущества тюркских гулямов над другими народами. Тюрки были очень хорошими всадниками-лучниками. Их навыки по ведению войны были лучше, чем у иранцев, славян, нубийцев и армян, которые также были мамлюками. Эпоха правления Аййубидов была временем, когда в Египте и Сирии доминировали курдские командующие и командиры. Только султан Салих стал масово покупать рабов-кыпчаков, готовясь дать отпор монголам. Он создал элитные войска мамлюков. Тюрки перенимали общественную организацию, характерную для арабских стран. Во главе государства находился султан. Значительными полномочиями владели наиб, устадар, амир джандар, хаджиб ал-худжаб, амир силах, сахиб ал-инша, давадар. Приближенные султана заседали в диване — восточном аналоге королевского совета. Эмиры из мамлюков имели большую власть и получали за службу икта. Переняв политическую власть, они оставили арабам заниматься духовными делами. За соблюдением шариата следили кади (мусульманские судьи).
Арабы обучали новоприбывших кыпчаков исламу. Для более быстрого обращения тюрков в ислам арабы пользовались услугами суфиев, что позволяло учитывать особенности мировоззрения тюрков. Кыпчаки учились исламу в суфийских завийе (ханаках). В них тюрки провозглашали зикр и придерживались других суфийских экстатических практик. В войне с монголами кыпчаки руководствовались идеологией священной войны — джихада. Расцвет мамлюкской армии выпал на время доминирования кыпчаков в Египте. Пребывая на службе у мусульманских правителей, тюрки тем не менее не забывали своих обычаев. Тюркские кыпчакские мамлюки продолжали пить кумыс и есть конское мясо. Употребление кумыса было одним из языческих пережитков исламизированных мамлюков. Обычно мусульмане осуждали этот обычай, поскольку у кочевников-язычников употребление кумыса было важным религиозным ритуалом. Обычай употребления кумыса исчез только тогда, когда бахритских кыпчакских мамлюков оттеснили бурджитские черкесские мамлюки. Обычай употреблять кумыс был зафиксирован и при дворе Чагатаидов и Тимура.
Из грязи в князи
Перед тем, как кыпчаки возглавили Египет, они уже имели опыт управления несколькими мусульманскими странами. Первым кыпчаком, который прославился за границами степей, стал Акинчи б. Кочкар. О нем в своей хронике упоминал Тахир ал-Марвази. В конце ХІ века этот кыпчакский гулям был шахом Хорезма. В Индии в 1210 году к власти пришел кыпчак Шамс ад-Дин Ильтутмыш. Этот гулям основал кыпчакскую династию Шамсийа, которая правила Северной Индией на протяжении нескольких десятилетий.
Кыпчакская гвардия на самом деле состояла из представителей разных этносов. Среди нее обычно доминировали кыпчаки — Бейбарс и Калавун из племени Бурдж-оглы, Шамс ад-Дин Аккуш ал-Борили, Сайф ад-Дин Бори, Сайф ад-Дин Токсоба, Санджар Токсоба, Бейбарс Токсоба, амир ал-Кумани, шейх Зайн ад-Дин Абу Бакр ал-Кумани, Балбан ал-Имек, Сайф ад-Дин Кангар, Йусма Тадж ад-дин Уран, Сайф ад-Дин Кай. Но среди гулямов были и представители азкиши, аланов, башкир, карлуков, огузов, чигилей — Айдикин ал-Азкиши, Амир Бахадур-Ас, Амир Башкирд, Карлук ас-Саки, Сайф ад-Дин Булак, Изз ад-Дин ал-Гуззи, Кара-Мухаммед ибн Байрам Туркмани, Кара-Салар, Бадр ад-Дин Чигиль.
Из островных (бахритов) мамлюков на передний план вышли кыпчаки, которые правили Египтом с 1250 по 1382 годы. Одним из самых известных правителей был Куттуз. Правитель с таким именем был родственником Джелал ад-Дина Манкбурни и был связан родством с Ай-Чичек из племени канглов. К сожалению, арабские хронисты не сообщали деталей событий, но известно, что перед тем, как стать мамлюком, он был взят в плен монголами. Когда Куттуз попал в плен, его не стали убивать или высылать в Китай, а продали в рабство. Сам факт рабства был уничижительным. На протяжении многих лет Куттуз служил Аййубидам, а потом султану Айбеку. После этого Куттуз стал фактическим правителем Египта.
Куттуз все так же покупал кыпчаков. Георгий Пахимер отметил, что эфиопы (египтяне) покупали много скифов, то есть кыпчаков, и это привело к тому, что правителем Египта стал скиф, то есть кыпчак. Конечно, оптовые покупки кыпчаков были начаты задолго до Куттуза. Султан Салих создал элитный корпус из мамлюков — Бахрийа. Это формирование состояло из кыпчаков и насчитывало от 800 до 1 тыс. чел. воинов. Султан Салих сформировал в Египте большую кавалерийскую армию, которая могла противостоять монголам. Он заложил предпосылки для успехов мамлюков. К этому султана вынуждал успех хорезмийцев в 1244 году. Побежденная монголами и коалицией правителей Передней Азии армия хорезмийцев появилась на Ближнем Востоке и отвоевала у латинян Иерусалим. Среди кыпчаков-рабов был и Бейбарс, который сыграл заметную роль в истории Евразии.
Выходцы из Дешт-и-Кыпчак победили монголов в битве при Айн Джалут (горе Гильбоа). Гетум коротко сообщал о победе Куттуза над Китбугой. Смбат Спарапет называл местом битвы Прр. Он указывал, что причиной поражения монголов была утомленность лошадей и жара. Григор Акнерци сообщал, что мамлюки напали на монголов в местности на 10 дней пути южнее Иерусалима. Мамлюки превосходили монголов по числености и победили в этой битве. Абу-л-Фарадж Бар Гебрей сообщал, что после этой битвы Куттуз завладел всей Сирией с Дамаском и Халебом.
Значение битвы при Айн-Джалут в свое время было преувеличено мусульманскими хронистами. К этому приложил свое перо еще Рашид ад-Дин, который сообщал, что Кудуз (Куттуз) вдохновил мамлюков на борьбу, сказав, что далее отступать некуда, а Магриб находится далеко. Персидский хронист указывал, что воины страны Миср были беженцами-хорезмийцами. Их вождями он называл Сайф ад-Дина Садык хана б. Менгубука, Насир ад-Дина Кельшу-хана б. Бек-Арслана, Алтас-хана, Насир ад-Дина Мухаммеда Кимри. Рашид ад-Дин возлагает на Бейбарса (которого он назвал Бундукдаром) вину за казнь послов.
Нужно отметить, что монгольские послы сделали Куттузу неприемлимое предложение, а именно стать подданым Хулагу-хана. Он приказал казнить послов. Куттуз ударил по монгольскому авангарду нойона Байдара и вынудил монголов бежать к реке Аси. Под Айн-Джалут он столкнулся с Китбукой. Сам Куттуз выступил с незначительным войском и сделал притворное отступление перед несколькими тысячами монголов. Он отступал до того места, где находилась засада. Битва продолжалась с раннего утра до двенадцатого часа дня. Войска монголов под давлением мамлюков бежали, а Кит-Буга попал в плен к Куттузу. Рашид ад-Дин приписал Китбуке слова, которыми он угрожал, что войска Хулагу покорят Египет, и обвинял мамлюков в смерти их правителя (очевидно, султана Айбека, которого Рашид ад-Дин пренебрежительно упоминал как некоего туркмена). После этого Куттуз приказал отрубить Китбуке голову, что и было исполнено. Мамлюки дошли почти до Евфрата. Бейбарс под Хомсом вновь победил остатки монгольского войска во главе с Байдаром. Мамлюки преследовали монголов до Харима и Афамии.
По реконструкции А. Кадырбаева, мамлюки перешли Синайскую пустыню, отбросили монгольский авангард от Газы. Командующий Байдар успел сообщить о продвижении мамлюков в Палестину. Отряд Китбуки от Баальбека двинулся в Палестину. Битва произошла при Айн-Джалут вблизи от Назарета. Китбука, пребывая на марше, ударил по мамлюкам. Мамлюки и их кони же отдохнули после продолжительного сложного перехода и вступили в бой свежими. Куттуз спрятал от монголов свои фланги, а Бейбарс во главе авангарда встретил монголов. Он устоял перед ними, а мамлюкские фланги вышли из засад и окружили монголов. Мамлюки выиграли битву при Айн-Джалут.
Ал-Умари прибавил еще больше пафоса. Он сообщал, что тюрки Хорезма и кыпчаки одни из лучших воинов мира. Арабский хронист упоминал, что их массово начал покупать еще султан Салих, а потом власть в государстве перешла к ним. Он сообщал, что султаны из их числа заботились об увеличении количества своих соплеменников, выступали в защиту ислама и совершили то, что оказалось не по силам Джелал ад-Дину Манкбурни. Ал-Умари сообщал, что Куттуз победил войско Хулаку (Хулагу) и вынудил его отступить от Халеба.
Самый известный мамлюк с бельмом
Бейбарс является, пожалуй, наиболее известным из кыпчакских правителей мамлюкского султаната Египта. Во время «Великого Западного похода» много кыпчаков попало на рынки невольников. Среди них был Бейбарс. Ибн Шеддад сообщал следующую информацию: «Султан Байбарс родился в стране кипчаков приблизительно в 1225 году. Во время монгольского нашествия племя Байбарса обратилось к булгарскому хану Анару с просьбой разрешить переправиться через крымский Судак и воспользоваться тамошними землями. Хан любезно предложил межгорную котловину, а во время их перекочевки вероломно напал на них, многих поубивав, а многих пленив. В числе пленников оказался и Байбарс, которому в то время было около четырнадцати лет. Пленников погнали на невольничий рынок в Сивасе. Там судьба разлучила нас, но в городе Халаб, на базаре Хан ибн Кылыш, мы встретились вновь. С арестом его хозяина эмира Айтегина аль-Бундуктара [сказано было, что] Байбарс переходит в собственность султана» [Кайрат Саки].
Похожие данные имелись в хронике Ибн Шеддада. Но правитель, который предал кыпчаков, был назван Унус-ханом правителем улагов. В обоих источниках было указано на море Судакское и город Судак, что должно свидетельствовать о происхождении Бейбарса из причерноморских степей.
Относительно дат рождения и смерти Шамс ад-Дин аз-Захаби считал, что Бейбарс умер в возрасте 57 лет. Ибн ал-Фувати утверждал, что Бейбарс умер в возрасте 60 лет, то есть он должен был родиться в 1217 году. Ибн Тагриберди сообщал, что Бейбарс родился в 1223 году. Согласно показаниям Бадр ад-Дина Байсары, Бейбарс родился в 1227—1228 годах. В нескольких научных исследованиях считается, что Бейбарс родился около 1229 года. К. Саки сообщал, что датой рождения султана могли быть 1223 или 1225 годы. По мнению А. Кадырбаева, Бейбарс родился в 1233 году. А. Гаркавец утверждает, что большинство арабских хронистов датирует рождение Бейбарса 1223 годом.
Ал-Макризи отметил главные события жизни Бейбарса: 23 октября 1260 года — убийство султана Куттуза, 9 июля 1261 года — присяга перед халифом, 22 июня 1277 года в возрасте 57 лет — смерть. Правил Бейбарс 17 лет и 2 месяца. А. Гаркавец указывал, что при датировке переводчиками сведений ал-Макризи было допущено несколько ошибок. Дата смерти Куттуза — это или среда 20 октября 1260 года или четверг 21 октября 1260 года. Присяга халифу была принесена не 9 июля 1260 года, а 9 или 10 июня 1261 года. Смерть Бейбарса соответственно произошла или в понедельник 21 июня или во вторник 22 июня 1277 года. Относительно продолжительности правления Бейбарса, по арабскому лунному календарю это действительно 17 лет и 2 месяца, но по христианскому григорианскому календарю это 16 лет и 8 месяцев. В рабство Бейбарс попал еще юношей. По информации ал-Йунуни, ему тогда было не более 14—15 лет. А. Гаркавец сообщает, что данные К. Саки о Бейбарсе не согласовываются с данными источников.
Имя Бейбарс в арабском написании в латинской транскрипции могло читаться как Baybars, Baibars, Baïbars, Beybars, Beyburs [= Beybars], Beibars и Bibars [= Baybars]. Зеркальное арабское отображение этого имени — это Барсбай или Барсбей. При этом, Бейбарс — это скорее огузская форма имени. Казахской формой имени является Байбарыс. Для татарского, карачаевского, кумыкского языка характерна форма Бийбарс. Древнетюркская форма этого имени Бегбарс. Именно древнетюркскую форму заимствовали летописцы Руси, сообщая о Багбарсе, Бегбарсе, Бегварсе. При этом характерно, что практически все упомянутые вожди возглавляли кыпчаков восточноевропейских степей. Таким образом, в летописи попала наиболее архаичная форма имени. Относительно особенных примет Бейбарса, то А. Кадырбаев считал, что одной из них был глаз с бельмом, а другой глаз был синим. Волосы Бейбарса были черными. Он имел высокий рост, громогласный голос, живой ум. Бейбарс был физически силен.
Продолжение следует
Справка
Ярослав Пилипчук окончил Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право». В 2010 году в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию по специальности «Всемирная история. Монгольское завоевание Дешт-и-Кипчак в XIII веке».
комментарии
"В 2010 году в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию по специальности «Всемирная история. Монгольское завоевание Дешт-и-Кипчак в XIII веке».
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/104853-yaroslav-pilipchuk-o-mamlyukah
Но главное не в этом.
Когда говорят, что мамлюков покупали, то представляют себе дело так, что их покупали как вещь.
На самом деле из покупали примерно так, как сейчас покупают футболистов.
Мамлюки, в некоторм ъ рм смысле, юсрами себя продавали, в рсновном это были добровольцы.
В частности, из Золотой Орды тысячи и тысячи татар переезжали в Египет вслед за своими друзьями и родственниками и их покупали.
Т.е. люди приезжаои и выставляли себя на продажу.
Понятно, что глупо говорить, что это были невольники.
һыуын-Ҡыпсаҡ
һыуын-Ҡыпсаҡ
Читайте Кузеева.
Кипчаки они представители Дешти Кипчака, во времена Золотой орды были татарами, а когда в орде началась Великая Замятня, часть татар переселилась на Южный Урал - на более спокойные места.
После распада Золотой орды они были татарами Ногайской орды. В 18 веке записались в придуманное башкирское сословие.
Причем тут башгирды-венгры?
Сколько вам можно ходить под самоназванием венгров-башгирд?
Рахимов - татарин на 200 %, татарин Золотой орды, татарин Ногайской орды, никакой не башгирд-венгр.
һыуын-Ҡыпсаҡ
Это же зафиксировано в документах - "мы и татары одного рода - один от другого не отречётся".
Язык был один у египтян и монголо-татар - золотоордынско-египетский язык.
Т.е. Вы пытаетесь оспорить научный термин, общепринятый в филологии?! Смело!
Еще раз — у египтян и монголо-татар был олин язык, называемый золотоордфнскотарский, западнозолотоорлынский, мамлюкско-кфпчакски, золотоордыескоегипетский.
Вы выдаете реплики, непозволительные в наше время. Ну есть же Интернет конец концов.
Там всего три упоминания:
1 - тут вами, 2 - в одном азиатском форуме неким комментатором Ильяс Ханом Астраханским (подозреваю, что это вы и есть, ибо стиль общения такой же), и 3 - в каком-то эстонском словаре приводятся термины, описывающие кыпчакские языки (эстонском, Карл!), похоже, таки добрались они до 2-го пункта в этом списке в поисках по интернету.
Всё. Дальше пусто. И ваши слова "Т.е. Вы пытаетесь оспорить научный термин, общепринятый в филологии?! Смело!" можно описать только одним словом - "хуцпа" (то есть, безграничная наглость по-еврейски)..
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/104853-yaroslav-pilipchuk-o-mamlyukah
Извините, а куда "делись" все золотоордынские "фонтаны" вместе со всеми 150 золотоордынским городами?
Наверное туда же "делись", куда и монголы?
Какие башкиры в 13 веке?
Если сам отец башкирской ис тории Кузеев пишет, что до 18 века не было никакого башкирского народа, представитель каждого племени идентифицировался названием своего племени, а бурзянцы еще в начале 20 века себя не считали башкирами, а считали бурджанами.
Кузеев - не наука, не авторитет.
Веселый был мужчинка, сказочник.
Иван Грозный предложил Башкирии объединиться в военный союз. Земли между Волгой и Тоболом назывались Башкирия в русских документах.
Читай первоисточники.
Обокрасть и оболгать башкирский народ - тут он был талантище.
Успехи монголов на Ближнем Востоке
Поход монголов на Ближний Восток начался в 1253 г. Главное направление наступления: Иран, Сирия, Палестина. Объективно это было на руку крестоносцам, воевавшим в то время в Святой Земле. На всем огромном протяжении великого броска от Амударьи до Средиземного моря монголы целенаправленно уничтожали мусульманских правителей. Последователей Христа при этом не трогали. Христианские Грузия, Киликийская Армения и Антиохийское княжество быстро признали власть хана. По настоянию хана Хулагу, заключившего союз с Никейской империей, латинский князь Боэмунд VI вынужден был вернуть в Антиохию православного первосвятителя и выслать католического патриарха.
Монголы уничтожали всё, что было связано с мусульманством, и помогали христианам независимо от направления веры. В 1256 году они заняли крепость ассасинов Аламут, к концу 1257 г. захватили все крепости исмаилитов в Иране, а уже в феврале 1258 г. двухсоттысячная армия захватила Багдад. Багдадский халифат мусульманской династии Аббасидов пал, а последний халиф был казнен. Трагический конец халифата поверг мусульманский мир в уныние. Теперь речь шла уже не о вооружённой борьбе за контроль над тем или иным городом, а об отчаянных усилиях, имевших целью сохранение ислама.
Падение Багдада было воспринято восточными христианами как небесное возмездие угнетателям за века унижений и произвола. Заступничества Докуз-хатун было достаточно, чтобы Хулагу запретил убивать и грабить христиан всех исповеданий. Хан даже подарил несторианскому патриарху дворец халифа для устройства резиденции. Это обратило к нему сердца армян и сирийцев. Армянский патриарх благословил хана на священную войну, а царь Малой Армении (Киликии) Гетум I и его зять, антиохийский князь Боэмунд VI, присоединили свои войска к монгольским. Монголам был открыт путь в Сирию.
В 1258—1259 годах монгольская армия с помощью союзников разбила мелкие султанаты Месопотамии и Сирии, которые, несмотря на несомненную доблесть, стали жертвами монголо-христианского союза. Потомки доблестного Саладина, отнявшего у крестоносцев Иерусалим в 1187 г. и отразившего Ричарда Львиное Сердце в 1192 г., не обладали способностями основателя династии и проводили время в междоусобных войнах, вступая в союзы с крестоносцами против единоверцев и родственников.
В этой войне проявилось большее, чем когда-либо ожесточение, потому что монголы стали практиковать мучения при казни пленных, чего до тех пор не наблюдалось. Похоже, что они заимствовали некоторые малопочтенные обычаи своих ближневосточных союзников. Мусульманские мечети в Алеппо, Дамаске, Хаме, Хомсе, Баниясе горели, а христианские храмы украшались трофеями.
Докуда дойдут монголы? До Мекки, уверяли некоторые, чтобы нанести последний удар вере Пророка. До Иерусалима, во всяком случае, и очень скоро. В этом была убеждена вся Сирия. Сразу после падения Дамаска две монгольские армии поспешили овладеть двумя палестинскими городами: в центре Наблусом и Газой на юго-западе. Казалось, что дни господства ислама сочтены. Хулагу, даже не дожидаясь окончания сирийской кампании, направил в Каир посла с требованием безусловного подчинения страны. Посла приняли, выслушали и обезглавили — мамлюки не шутили. Их методы были совсем не те, что у Саладина. Султаны-рабы, правившие Каиром уже десять лет, выражали ожесточённость и непримиримость арабского мира, осаждённого со всех сторон. Они сражались всеми средствами. Без моральных ограничений, без великодушных жестов, без компромиссов. Но зато храбро и эффективно.
Мамлюки — правители Египта
Египет — страна богатая, но мобилизовать для военной службы крестьян-феллахов или торговцев с базаров было более чем проблематично. Они платили налоги в казну султану и не хотели воевать. Поэтому правительство Египта покупало в рабство юношей и, обучив их военному искусству, использовало для военной службы. Так как эти рабы принадлежали государству, их называли мамлюками (государственными рабами). При этом экономическое и социальное положение мамлюков было неизмеримо выше, чем свободных налогоплательщиков. Они были хорошо организованной, сплоченной и единственно реальной силой в стране. Мамлюки побеждали врагов ислама — крестоносцев, и именно они заставили Людовика IX сдаться на милость победителя.
С монголами у мамлюков были личные счеты. В свое время все они были захвачены монголами в рабство или плен и проданы на невольничьих базарах. Покупка воспринималась ими почти как освобождение. В Египте они попадали к своим землякам — кыпчакам, черкесам, туркменам, только проданным раньше и успевшим закрепить свое положение. Те оказывали землякам поддержку и вместе с ними проклинали монголов, лишивших их родины и свободы. Но теперь, в 1259 г., монголы опять угрожали им, и они понимали чем. Опять стоять нагим и скованным на невольничьем базаре, ждать, когда тебя купят и пошлют копать оросительные каналы под палящим солнцем — это, пожалуй, хуже смерти в бою. Поэтому мамлюки решили сражаться до последней капли крови, а воевать они умели не хуже самих монголов. Ведь они были такие же степняки, как и те, которые шли на них, а в военном таланте Куттуз и Бейбарс не уступали найману Кит-Буке.
В надвигавшейся схватке мамлюки имели несколько важных преимуществ. Богатый Египет как база наступления был ближе к Палестине, чем разоренный войной Ирак. Монгольские войска были утомлены походом, а мамлюки тщательно подготовили людей и коней. Сирийские мусульмане так же жадно ждали султана Куттуза, как год назад христиане — хана Хулагу. И, наконец, у мамлюков оказался неожиданный союзник, а у монголов — два непредусмотренных врага. Поэтому чаша весов победы закачалась.
К Египту были обращены взоры всех мусульман, ибо только он оставался последней опорой ислама. В Каире власть уже несколько месяцев была в руках тюркского военачальника Куттуза. Султанша Шагарат-ад-дорр («Драгоценное древо», рабыня армянского происхождения, красивая и коварная) и её муж султан Айбек, процарствовав вместе семь лет, кончили тем, что «ушли в небытие». По этому поводу долгое время ходили многочисленные слухи. Те, что пользовались особой популярностью, смешивали вместе любовь, ревность и политические амбиции.
Получается так, что якобы, султанша однажды, как это было принято, прислуживала своему супругу в бане (хаммам) и, пользуясь моментом расслабленности и интима, упрекнула султана за то, что тот взял себе в наложницы прелестную четырнадцатилетнюю рабыню. «Неужели я тебе больше не нравлюсь?» — спросила она его ласково. Но Айбек грубо ответил: «Она молода, а ты уже нет». Шагарат-ад-дорр задрожала от ярости. Она залепила супругу глаза мыльной пеной и сказала несколько примирительных слов, чтобы усыпить его бдительность, а затем неожиданно схватила кинжал и вонзила ему в бок. Айбек упал. Султанша несколько мгновений оставалась неподвижной, как бы в оцепенении. Потом, направившись к дверям, позвала верных рабов, чтобы убрать труп. Но, к её несчастью, один из сыновей Айбека, которому было пятнадцать лет, заметил, что вода, вытекавшая из хаммама наружу, окрасилась в красный цвет. Он бросился в хаммам и увидел за дверью Шагарат-ад-дорр, полуобнажённую и ещё державшую в руке обагрённый кровью кинжал. Она побежала по коридорам дворца, преследуемая своим пасынком, который поднял на ноги стражу. Султанша чуть было не ускользнула от них, но в последний момент оступилась и сильно ударилась головой о мраморную плиту. Когда к ней подбежали, она уже не дышала.
Хотя эта версия весьма романтизирована, она всё же представляет исторический интерес, поскольку, очевидно, воспроизводит то, о чем говорилось по поводу этой драмы на улицах Каира в апреле 1257 года.
Как бы то ни было, после гибели двух суверенов трон занял юный сын Айбека. Но ненадолго. По мере возрастания монгольской угрозы командование египетской армии стало понимать, что юноша не сможет возглавить отпор столь сильному противнику. В декабре 1259 года, когда орды Хулагу обрушились на Сирию, произошедший переворот привёл к власти Куттуза, человека зрелого и энергичного. Он сразу заговорил языком священной войны и призвал к всеобщей мобилизации против врагов ислама. Как следствие — страна перешла на военный лад. В июле 1260 года сильная египетская армия выступила для противостояния нашествию.
Христианские князья Палестины, теснимые мамлюками, не пришли в восторг при известии о приближении хоть долгожданных, но столь грозных и кровожадных союзников. Высшее руководство орденов Храма (тамплиеров) и Святого Иоанна (иоаннитов), рыцари которых составляли основу франкского войска, открыто заявили о том, что «если придут монгольские черти, то они найдут слуг Христа готовыми к бою». Более того, на военном совете обсуждался вопрос о заключении союза с мамлюками против монголов. Хотя официально союз не был заключен, крестоносцы пошли навстречу мамлюкскому султану.
Рыцарям-крестоносцам становятся ближе степные «варвары», обращенные в ислам, нежели их собратья степняки, исповедующие христианскую веру. Именно эта концепция, принятая без каких-либо доказательств, больше всего удовлетворяла более активную часть средневекового рыцарства и купечества.
Второе непредвиденное осложнение возникло в Грузии. До 1256 г. эта страна считалась улусом Золотой Орды, а по смерти Бату перешла в ведение хана Хулагу. Монголы считали грузин своими естественными союзниками и поэтому не лишили их самоуправления. В Тбилиси сидели одновременно два грузинских царя Давида (Давид Нарин и Улу Давид — малый и большой), причем Улу Давид был женат на монгольской княжне. От Грузии требовались только уплата налогов (сами монголы тоже платили подушную подать) и участие в войне с мусульманами, исконными врагами Грузии. Но в 1259 г. грузины восстали.
Сделали они это крайне непродуманно. Сначала восстал Давид Нарин, но, не добившись успеха, бросил страну и удрал в имеретинские горные замки. Затем восстал Улу Давид, но потерпел поражение и тоже сбежал, покинув свой народ на расправу. В 1262 г. он вернулся и вымолил прощение. Царские безумства стоили Грузии много крови, а для христианского дела оказались трагичными, так как монголы, вместо того чтобы опереться на грузинские войска, истратили свои резервы и время на их разгром в тот момент, когда в Палестине был дорог каждый человек. Выиграли от такого стечения обстоятельств только воинственные мамлюки.
В 1259 году нойон Кит-Бука сделал предложение палестинским католикам-крестоносцам о военном союзе против мусульман Египта. Но в Палестине тогда не нашлось ни одного дальновидного, властного и смелого правителя и рыцари отвергли предложение монголов.
Это откровенная измена делу, которому они обещали служить, — считал Лев Гумилев. А в трактате «В поисках вымышленного царства» Гумилев назвал главным виновником раздора между монголами и франками графа Жульена Сидонского, о чем речь пойдет далее.
На правом фланге наступавшей монгольской армии располагалось Иерусалимское королевство, уже потерявшее святой город, но удерживавшее прибрежную полосу с сильными крепостями: Тиром, Сидоном и Акрой. Фактическая власть здесь принадлежала рыцарям тамплиерам и иоаннитам, а контроль над морем — венецианцам и генуэзцам. В то время как вся Западная Европа радовалась победам восточных христиан и сравнивала Хулагу и Докуз-хатун с Константином и Еленой, европейцы с нетерпением ждали, когда новые «воины Христа» освободят Святой град Иерусалим и Гроб Господень и восстановят торжество христиан в Святой Земле.
После разгрома Багдадского халифата и покорения Сирии монгольская армия сосредоточилась близ Газы. Но случилось так, что осенью 1259 г. Хулагу-хан получил известие о кончине своего брата, кагана Мункэ — ситуация, аналогичная западно-европейской. А в Монгольской империи междуцарствие всегда вело к остановке всех дел и требовало личного присутствия на курултае чингисидов. Кроме того, Хулагу не ладил с Берке — ханом Золотой Орды — мусульманином и врагом несторианской церкви. Поэтому Хулагу срочно вернулся в Иран, оставив в Палестине всего лишь 20 тыс. воинов, которыми командовал нойон Кит-Бука. В надвигающейся схватке мамлюки имели численное превосходство из-за спешного отбытия основного монгольского войска. И тогда началось!
Жюльен, граф Сидона, без повода и предупреждения напал на монгольский патруль. В числе убитых оказался племянник Кит-Буки. В ответ разъяренные монголы осадили Сидон, взяли его и разрушили до основания, а крестоносцы протрубили на весь мир о монгольской свирепости. Сам граф Жульен успел убежать на генуэзском корабле. Христианские князья встали на сторону графа-разбойника. Обвинив монголов в разрушении Сидона, они объявили «желтых крестоносцев» главными врагами Святой Земли. «Это было глубокое заблуждение, но оно сыграло решающую роль в событиях, которые произошли во второй половине XIII в.», — отмечал Лев Гумилев. Он полагал, что, направляя войска в Палестину, монгольские ханы ставили исключительно благородные цели освобождения Гроба Господня и помощи местным христианам, а нойона Кит-Буку называл «последним паладином восточного христианства» и «последним подлинным паладином Креста».
Нойон Кит-Бука уже готовился выступить навстречу египтянам, когда в Дамаске вспыхнуло народное восстание. Мусульмане города, доведённые до исступления зверствами захватчиков и ободрённые уходом Хулагу, возвели на улицах баррикады и подожгли нетронутые монголами церкви. Кит-Буке потребовалось время и силы для усмирения и наведения порядка.
В то же время султан Куттуз, понимая, что настал решительный момент для нанесения превентивного удара, начал боевые действия.
Следующие события можно трактовать по-разному, но крестоносцы предают христианское монголо-армянское войско и помогают своим врагам мамлюкам. Когда Запад радуется победам пусть несториан, но христиан; когда сирийские и армянские христиане приветствуют монголов-освободителей, папский легат отлучает от церкви Боэмунда Антиохийского за союз с монголами. Хотя некоторые рыцари-крестоносцы ещё радовались поражениям ислама, но большая часть была напугана жестокостью азиатских завоевателей.
В этой обстановке султан мог двигаться внутрь Палестины и даже к Дамаску, не опасаясь за свой тыл. 26 июля 1260 г. мамлюкские войска вышли из Египта без обозов и, на рысях миновав Синайскую пустыню, уничтожили малочисленный монгольский заслон у Газы. Вступив на землю франков, они под стенами Акры получили от крестоносцев необходимое войску продовольствие и фураж для лошадей. Франки даже заключили с мамлюками выгодную торговую сделку: мамлюки обязались дешево продать рыцарям лошадей, которых они захватят у монголов. Мамлюки отдохнули, перегруппировались и через территорию Иерусалимского королевства вошли в Галилею, в тыл монгольской армии.
3 сентября 1260 года две армии встретились у города Айн Джалут («источник Голиафа»). Куттуз имел время спрятать большую часть своих войск и выпустил на поле боя лишь авангард под командой самого блестящего из своих офицеров — Бейбарса. Только что подошедший Кит-Бука не разобрался в обстановке и попал в ловушку. Он бросился в атаку со всеми своими силами. Бейбарс имитировал бегство. Преследуя панически отступающего противника, монгольский предводитель неожиданно увидел себя окружённым многочисленными египетскими войсками. Спустя несколько часов монгольско-армянское войско было разбито. Сам Кит-Бука был взят в плен. Он вел себя предельно мужественно, не просил пощады и обвинил победоносного Куттуза в убийстве законного султана, противопоставив преступлениям мамлюков монгольскую верность. Тут ему за такую крамолу немедля и голову отрубили.
Вечером 8 сентября мамлюкские войска вошли освободителями в ликующий Дамаск. Куттуз ознаменовал свой триумфальный въезд в Дамаск расправой над жившими там христианами. Хулагу попытался оказать помощь союзникам и бросил на Сирию новую армию, которая взяла было Алеппо, но через несколько дней, 10 декабря 1260 г., была разбита мамлюками при Хомсе и откатилась за Евфрат. Эту победу одержал уже новый мамлюкский султан, Бейбарс, накануне зарезавший своего лучшего друга и соратника Куттуза. Победитель Кит-Буки пережил своего победителя всего на два месяца.
На этот раз Хулагу ничего не предпринял. Он остался в Иране, продолжая укреплять свой улус, фактически превратившийся в самостоятельное государство, лишь формально связанное с Монгольской империей. Планы «освобождения Святой Земли» и возвращения Иерусалима, которыми якобы руководствовался глава похода в Палестину, были забыты. Хулагу был провозглашен ильханом Ирана. Он стал основателем новой династии иранских государей. Потомки главы «крестового похода» приняли ислам и заключили мир с мамлюкским султаном.
Таким образом, поход монгольских войск в Палестину был только очередной военной экспедицией царевича Хулагу, мечтавшего далеко не об освобождении Святой Земли. Реакция франкских правителей на этот монгольский поход была вполне закономерной. Крестоносцы предпочли помочь своим «близким врагам» — местным мусульманам, с которыми они не только воевали, но время от времени вступали в союзы (так, союзником Иерусалимского королевства был эйюбидский султан Алеппо из Дамаска, убитый монголами), нежели подчиниться «далеким друзьям», разрушавшим и грабившим процветающие города и крепости.