Башкиры в эпоху Средневековья: от монгольского завоевания до ногайских мурз
«Молчание» источников — одна из проблем башкирской истории

Ярослав Пилипчук продолжает цикл статей, рассказывающих о ключевых периодах тюркской истории. Сегодня украинский историк, колумнист «Реального времени», продолжает цикл публикаций о средневековой истории башкир.
Удревнители башкир
В оппозиции к выводам Р. Кузеева и В. Иванова находится Н. Мажитов, который пытается удревнить историю своего народа. Одним из способов этого удревления является восприятие караякуповцев как башкир и попытка провести аналогии между башкирскими памятниками и Большетиганским могильником. Мажитов также считает, что башкирский народ окончательно сложился еще до монгольского завоевания. Древние башкиры оставили после себя Каранаевские, Идельбаевские, Синеглазовские, Муракаевские и Житимакские курганы. Мажитов отмечал, что Лагеревские курганы существовали еще в VII—VIII вв., а башкиры поддерживали торговые связи с Мавераннахром. Что же до сведений ал-Идриси о городах башкир, то это скорее воображаемая география, как и города Белая и Черная Кумания, Ар-Русийа и иные. Так что эти выводы Мажитова как и предположение о том, что печенежские следы есть среди башкир Приуралья, мягко говоря, спорны. Древние башкиры были сами частью печенежской конфедерации племен, и их памятники должны быть очень похожи, если не идентичны. Нужно отметить, что предками башкир было телесское племя башукили, которое, вероятно, входило и в состав Западного Тюркского каганата. Потом они попали под власть печенегов. Образование огузского государства янгикентских ябгу и Кимакского каганата вынудило башкир уйти в лесостепное Южное Приуралье — их группы в степной части были уязвимы.
В статье Г. Гарустовича и Н. Мажитова не прояснено, какие достоверные источники свидетельствуют о том, что Башкирия была покорена монголами в 1219—1223 гг. Единственным источником могут быть разве что данные Абу-л-Гази, хрониста, писавшего в XVII веке! Сведения Юлиана о Великой Венгрии не свидетельствуют о башкирах. Венгерские доминиканцы и хронисты отчетливо отделяли венгров от башкир. О монгольском завоевании Башкирии сказано в ряде башкирских шежере и в легендах. Нужно сказать, что Мажитов не стеснялся пользоваться открытым фальсификатом «Таварих-и Башкорт» (многие башкирские исследователи стали использовать сведения несуществующей рукописи).
Отдельно стоит поговорить о городе Башкорт. Н. Мажитов говорил о нем, ссылаясь на данные ряда европейских карт, и его идею подхватили Ю. Юсупов, Р. Вахитов и С. Хамидуллин. Как доказательство приводятся раскопки городища Уфа-2. Но побывавшие в Башкирии францисканцы не говорят ни о каком городе, в частности, молчит об этом Иоганка Венгр, лично побывавший в этой стране. Нумизматический материал был бы доказательством, если бы на городище был чекан Башкирии. Нужно отметить, что в золотоордынское время Волжская Булгария и Башкирия были разными единицами. Спорно также то, что Мажитов называл подулусными владениями Мордовию, Черкессию, Аланию, Дунайскую Болгарию, Армению. Армения не была вассалом Джучидов, из черкесов татарам подчинялась только часть, живущая у Матархи, как и часть аланов, живущих в предгорьях. Предгорные земли аланов были улусом Джулат, Мордовия — улусом Мухши, а Дунайская Болгария — вассальным государством. Данные Иоганки Венгра и анонимного францисканца позволяют нам говорить о по крайней мере автономности башкир. Интеграция башкир в татарское и ногайские общества — это уже постзолотоордынское время. Сказание «Последний из Сартаева рода» можно отнести к татарским памятникам, а не башкирским, поскольку Джалык (один из героев рассказа) отсутствовал в списке башкирских биев. Одним из заметных деятелей Башкирии золотоордынского периода был Хуссейн-бек, который, по всей видимости, происходил из Мавераннахра.
Нападавшие кыпчаки как маркер существования
Необходимо отметить, что башкиры были разделены на многие племена и не имели единого правителя. И. Антонов считал реальными сведения Гардизи о том, что башкиры подчинялись хазарскому кагану. Однако отсутствие их этнонима в хазаро-еврейской переписке заставляет нас в этом сомневаться. Кроме того, молчат другие арабские и персидские географы и историки, которые обычно копировали сведения предшественников. Доказанным мы можем считать факт связи башкир с печенегами, о чем говорят ал-Масуди и Ибн Фадлан. Башкиры были соседями Волжской Булгарии и огузского государства янгикентских ябгу. Антонов ошибается, предполагая, что булгары и башкиры подчинились огузам. Сведений одного «Огуз-наме» Рашид ад-Дина мало, чтобы строить такую реконструкцию. Более близкие по времени источники не подтверждают этого. С другой стороны, весьма вероятно предположение исследователя, что на башкир нападали кыпчаки. Однако говорить о подчинении башкир кыпчакам тоже вряд ли возможно. Источники об этом молчат, как и о возможности подчинения башкир волжскими булгарами. Есть только татарская историографическая традиция в лице Р. Фахрутдинова, А. Халикова и И. Измайлова, в которой принято считать, что власть булгарского эмира простиралась до Урала. Очень жаль, что Антонов ссылается на «Джагфар Тарихы», известный фальсификат по истории булгар. Предположение же К. Маккартни о том, что башкиры в 1223 г. воевали на стороне булгар против монголов — это ничем не подкрепленная гипотеза.
Какие-то определенные данные дает только археология. Памятники охлебинского типа обнаруживают параллели с булгарскими памятниками. Они локализуются в центральной части Башкирии. По данным археологических исследований, небольшой булгарский анклав существовал на реках Сим и Белая. Но численность его населения была небольшой, и в Прибелье булгары не пробыли долго. Более-менее определенно мы можем говорить о подчинении башкир монголами. Башкирия входила в состав Великой Монгольской империи, а потом Золотой Орды. О этом определенно говорят монгольские, а также арабские и персидские источники. Начало подчинения башкир можно связать с 1207 годом, то есть со временем похода Джучи на лесные народы. В башкирской легенде «Усергены» говорилось о подчинении башкир монголами и их совместном походе на Рязань. В легенде «Муйтэн» упоминалось о поездке усергенского Майкы-бия к Чингисхану. В легенде «Усергены» сообщалось о башкирском сопротивлении монголам. В предании «Бикчура» есть информация о том, что башкиры воевали против монголов много лет и что все башкиры поднялись против захватчиков.
Данные европейских францисканцев дают основание утверждать, что Башкирия являлась отдельным от Булгарии улусом. Иоганка Венгр упоминал о правителе Баскардии. В папских документах даже упомянуто его имя — Эстокис. М. Сафаргалиев считал возможным вассальный статус Башкирии от Золотой Орды. К этому выводу позже пришли В. Егоров, В. Иванов, Р. Почекаев, И. Антонов, Л. Сулейменова, Н. Мажитов, А. Султанова. Ю. Селезнев же считает Башкирию одним из золотоордынских улусов. Впрочем, говорить о государственности у башкир, как это делали Н. Мажитов и Л. Сулейменова, не стоит. Р. Кузеев более близок к истине, говоря, что в золотоордынское время всякие попытки башкир проводить самостоятельную политику подавлялись. Р. Юсупов предполагал наличие договорных взаимоотношений между башкирами и Золотой Ордой. И. Антонов считает, что в Башкирии находился татарский баскак, собиравший дань. Это же подтверждают данные топонимии.
В эпосе «Идукай и Мурадым» отмечалось, что ясак собирали сами беи племен и они были ясачниками Тохтамыша. В предании «Акман-Токман» сказано, что монгольский правитель распределил земли и воды между племенами и дал им отдельные тамги. В эпосе о Сурамане отмечалось, что башкиры находились на военной службе у Золотой Орды. Отмечалось, что башкиры выступили против хана и воевали против него. Предатель выказал место пребывания Токмана и Акмана. Враг разбил, убил и победил башкир. В эпосе «Кызтораташ» отмечалось, что хан присылал в Башкирию своих нукеров. Указывалось, что казанцы присылали сборщиков дани. В татарском предании указано на борьбу Сартая с Тура-Менгу, ориентировочно с Мунке-Тимуром или скорее с Туда-Менгу. В предании «Идукай и Мурадым» упоминается о восстании башкир против власти Тохтамыша. Восстали племена катай, кыпсаки, тамьян, юрматы, табын. Они не платили ясак и не давали рабов, скрываясь в горах. Бий Шагали же выступил на стороне татар, и за это ему дали бийство и власть над долиной Ирендыка. Токтамыш захватил башкирских племенных старейшин и сделал их заложниками. Однако во время вторжения Тимура башкиры выступили на стороне татар. Тимур был в предании назван Сатмыр-ханом и против него башкиры собрали тумен войска. В битве с Тимуром Шагали погиб. Тогда же погибли батыры Кермасан и Сермасан из рода Джалыка. Когда к власти пришел Идегей, он возвысил пять биев, воевавших против Тохтамыша. Башкирским биям выдавались ярлыки на их владения. Башкирия на юге граничила с Улусом Шибана, на востоке с Кок-Ордой, на западе с доменом ханов. На севере соседями был улус Булгар Золотой Орды и угры манси.
Место, где ногайские мирзы получали опыт управления
С распадом Золотой Орды территория Башкирии была разделена между разными тюрко-татарскими ханствами. Северо-западная Башкирия входила в состав Казанского ханства, северо-восточная — в состав Сибирского ханства, другие части Башкирии — в состав Ногайской Орды. В 1468 г. башкиры на стороне казанского хана Ибрагима воевали против русских. В предании Умбет-батыр сказано, что усергены на Самаре воевали с казанцами. Также татары воевали с башкирами иректе, не довольствуясь обычными знаками покорности. Исян-батыр был вынужден воевать против русских на стороне татар.
В записи францисканцев до 1330 года сказано о крещении господина всей Башкирии Эстокиса и тысячника по имени Тармагар (Гармагар). В более поздних венгерских сведениях указывалось, что какие-то венгры живут в Восточной Европе. Финский ученый Р. Хаутала считает, что это угорские группы у Дона и в Сибири. Азиатских венгров папской буллы 1329 г. он локализует в Чагатайском улусе. В русских документах среди населения Казанского ханства упоминаются мачярены, и они резко отличались от башкир. Среди улусов-земель Казанского ханства упоминались Иштякская и Башкирская. В русской посольской книге от 1578 г. упомянуты башкиры и иштяки на Каме. На карте братьев Пицигано, в Каталонском Атласе 1375 г. и на карте ал-Идриси обозначены башкиры. В Западном Приуралье кочевали ногайцы и иштяки. Башкирская земля Казанского ханства была самой отдаленной от русских земель. Башкирская волость существовала и в составе Тюменского ханства. В «Таварих-и Гузида Нусрат-наме», а также в сочинениях Абд ал-Гаффара Кырыми и Катипа Челеби упоминались Чимги башкыр, башкурт, башкуртские татары. Башкиры некоторое время были поддаными сибирских Шибанидов, а потом ногайцев. Городище Уфа-2 было форпостом не башкирского, а Ак-Идель улуса. Башкиры могли войти в состав Казанского ханства после того как ойраты разбили Абу-л-Хайра в середине XV в. Данные письменных источников позволяют утверждать, что Башкирская земля была частью Казанского ханства. На некоторое время — в 80—90-х гг. XV в., а также в самом начале XVI в. Башкирия входила в состав Тюменского ханства, но уже при Мухаммед-Амине снова вошла в состав Казанского ханства, когда узбеки ушли на завоевание Мавераннахра. Башкирская земля — это северо-западные башкирские территории. В составе Тюменского, а потом и Сибирского ханства осталось Зауралье, которое было населено сибирскими татарами и башкирами. Башкирия граничила с землями пермяков. Во второй половине XVI в. башкиры вместе с ногайцами и марийцами нападали на земли Строгановых в Великой Перми.
Большая часть Башкирии входила в состав Ногайской Орды. В Башкирию ногайский бий присылал своего наместника. Она была местом, где получали опыт управления ногайские мирзы. Собственно ногайцы доходили в Башкирии до Самарской луки, это был край их продвижения. Также в ногайских посольских документах есть упоминание о Каме как о северной границе. Ногайцы кочевали по левобережью Волги до впадения в нее Камы. На западе границей им служил Ик. Ногайская дорога Башкирии соответствовала территории кочевания ногайцев в Башкирии. Экономическая замкнутость и политическая обособленость способствовали появлению в Башкирии ногайского наместничества. Управление же Башкирией ногайцами осуществлялось с Эмбы и Сарайчика. Около современного Оренбурга находилось поселение Ак-Тюба, а около Уфы — Чертово городище. Резиденциями ногайских наместников были Кара-Абыз под Благовещенском и Чертово под Бирском. Наместники края происходили из правящего клана ногайцев — мангытов. Дани взимали данщики, а в качестве высшей судебной инстанции выступали бий и нурадин. С башкир взимался ясак в натуральной форме. Например, это были меха, мед и кони. Ногайцы называли башкир иштяками, однако иногда размежевывали башкир и иштяков. В. Трепавлов предположил, что иштяками ногайцы называли башкир на северо-западе и северо-востоке. Ногайское наместничество в Башкирии исчезло из-за пандемий, продвижения русских на восток и экспансии ойратов на запад.
Окончание следует
Справка
Ярослав Пилипчук окончил Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право». В 2010 году в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию по специальности «Всемирная история. Монгольское завоевание Дешт-и-Кипчак в XIII веке».
комментарии
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/100149-yaroslav-pilipchuk-o-srednevekovoy-istorii-bashkir
Кто нибудь видел подлинник записок Фадлана?
О этом определенно говорят монгольские, а также ...источники
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/100149-yaroslav-pilipchuk-o-srednevekovoy-istorii-bashkir
А они вообще существуют? Перечислите их пожалуйста.
Более-менее определенно мы можем говорить о подчинении башкир монголами. Башкирия входила в состав Великой Монгольской империи, а потом Золотой Орды.
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/100149-yaroslav-pilipchuk-o-srednevekovoy-istorii-bashkir
Название "монголы" - это не этническое название, а политоним. Вот как название "советские" -совсем недавно по историческим меркам. Часто повторяемое "профессиональными историками" название "Монгол" - это искаженное старотатарское слово «Мәңгел” (произносится примерно "Мэнгел") – означает "вечное" («вечный», «вечная»). В этом слове имеется заднеязычное “н” (пишется “Ң”). Данной буквы (звука), как и буквы (звука) “Ә” нет во многих языках –например, в русском, арабском и др.. Это, возможно, и определило изменение данного названия при многих переводах-переписках (Мэнгел превратилось в “Монгол”, “Могол”).
Название сообщества «Монголы» произошло от официального названия державы, созданной Чынгыз-ханом и его соратниками и последователями - Великой Татарии – которую официально называли "Мэнгел Олыс" ("Вечный Удел", «Вечная держава»). Так назвали свою Державу татары-ордынцы, сплотившиеся вокруг Чынгыз-хана.
Pодной народ Чынгыз-хана – средневековые татары - прямыми потомками которых являются как современные татары, так и многие современные русские и многие представители родственных татарам современных тюркских народов, "носил название и самоназвание "Татар", и "не говорил на языке, который мы ныне называем "монгольским". Но все это было сокрыто от нас.
Об этом привел в своих трудах сведения также русский ученый академик В.П. Васильев (XIX в.). Еще о татарах и Чынгыз-хане, об их государстве сохранилось очень много сведений и фактов, которые от нас утаили официальные историки, веками пересказывающие нам китайскую и персидскую прокламацию о «войне татар с Чынгыз-ханом» и т.п. глупые выдумки врагов ордынцев. Даже в широко разрекламированном семитомнике "История татар", изданном под редакцией Р. Хакимова, директора Института истории АН РТ, приводятся указанные прокламации врагов татар-ордынцев, при этом важнейшая, основная часть подлинной истории татар так и не приведена в том семитомнике. То есть, если говорить правду, то получилась не "История татар", а "История без татар".
Обоснованное и доказанное опровержение прокламаций врагов татар-ордынцев, и многое из подлинной истории татар изложено в книгах независимого историка Г.Р. Еникеева: http://tartareurasia.ucoz.com/
Неужто современники, “монголо-татар”, хорошо их узнавшие, например, русские летописцы,так "плохо знали "научную историю" – что татар путали с неким “совсем другим народом” - "монголами" ?
И не только русские – и арабские, и китайские, и армянские, и западноевропейские хронисты, современники средневековых татар, притом хорошо их знавшие, родной народ Чынгыз-хана называли именно ТАТАРАМИ. Впрочем, и сами татары тогда тоже себя именно "татарами" называли - как и ныне. Множество сведений и фактов о том сохранилось.
Но официальные историки – в том числе и татарстанские – стараются эти сведения и факты нам не показывать. Они в угоду прозападным и прокитайским идеологам все тужатся переименовать средневековых татар в "народ монголов", в "предков халха-монголов, бурятов и калмыков” . Китайцы народ халха-монголов определили "веточкой великого китайского народа – основная часть народа халха-монголов, примерно три четверти, проживают в Китае. То есть, согласно теории китайских историков-идеологов, Державу Чынгыз-хана в свое время создали китайцы.
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/100149-yaroslav-pilipchuk-o-srednevekovoy-istorii-bashkir
Золотая Орда маленькая часть огромной Монгольской империи.
К счастью монгол Чингизхан умер раньше, чем сепаратисты сумели "оторвать" Золотую Орду от великой Монгольской империи и великий государственный деятель не увидел как его дети и внуки разрушили то, что он создал.
А ты один факт представь, что казанские татары - это те татары Чингиза? Один??
Не найдешь..потому что, ваше имя татары - вы взяли в 19 веке себе.(Идеолог марджани) а раньше называли себя казанлы, мусульмане, булгары.Вы часть древнего чувашского народа - принявшего ислам начиная с 14 века и перешедшая на язык ордынцев - хозяев казанского ханства...
1. Никакого монгольского завоевания не было и не могло быть в принципе. Почему? - об этом я говорил ранее https://realnoevremya.ru/articles/99481-srednevekovye-karty-zolotoy-ordy-kolonka-igorya-fomenko.
2. Историю нашего государства надо рассматривать примерно с 5 тыс. до н.э., то есть со времён киммерийцев. С этого по настоящее время на территории Евразии прочно обосновались представители трёх цивилизаций: татарской (тюркязычной), фино-угорской и славянской. Сейчас не хочу заострять внимание, кто, когда и откуда "сюда" пришёл.
3. Чингисхан никакой же не монгол, а местный татарин, который сумел объединить все татарские народы и подчинить славянские и фино-угорские племена.
4. Вопрос: а можно ли считать, что Чингисхан создал государство - империю?
5. Да, безусловно, хотя до него некое государство уже существовало " Киммерийское царство" и два протогосударства: скифов и гунов.
6. Чингисхан же создал полноценное государство, правоприемницей которой стала Русь (Московская).
7. Так как Империя Чингисхана отвечала 4 критериям государственного обустройства: Верховный правитель, Армия, консульская служба и НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ, без чего как известно ни одно государство не может существовать и считать себя полноценным.
8. Империя Чингисхана было ещё и чётко правовое, так как существовали и ( в современном понимании) следственные органы, и суд (хотя может назывались и функционировали чуть отличительные, чем нынешние).
9. Почему Чингисхан не считал себя ТАТАРИНОМ, А МОНГОЛОМ.
10. Очевиден факт, что название "татары" нам изначально дали китайцы, которые как известно не очень дружелюбно относились к своим соседям. И называть себя татарином для Императора было бы неуважение к самому себе.
11. И мне кажется, так же как и Тимерлан, он себя называл не МОНГОЛОМ, а потомком ВЕЛИКИХ МОГОЛ., которые существовали в древности в Индии.
12. Был ли он на самом деле из ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ или "прохвост" вроде Гришки Отрепьева или Емельяна Пугачёва, которые как известно себя также объявляли персонами "ЦАРСКИХ КРОВЕЙ" - не известно.
13. Однако МОТИВ-ТО понятен и логичен.
14. Если Чингисхан сказал бы - нет, ребята, я такой же как и вы, из смердов, разве смог бы он объединить разрозненные татарские племена (народы) и подчинить не менее разрозненные племена фино-угров и славян и на всей территории ЕВРАЗИИ создать ИМПЕРИЮ ЗОЛОТАЯ ОРДА? НЕТ, КОНЕЧНО. У него, не объявив себя божьим помазанником или неким миссией, ничего бы не получилось. Это 100%.
15. Некоторые историки пытаясь приписать Чингисхана к монголом, утверждают, что в Монголии в 19 веке был найден некий свиток с его завещанием.
А) А кто может со 100% гарантией утверждать, что это завещание Чингиза, а не "письмо" от его просто имени?
Б) Даже если это подлинник, а почему мы не может предположить, что ЗАВЕЩАНИЕ могло просто по разным причинам попасть на территорию Монголии? Поясняю: по разным причинам, которых могло быть множество. Например, украли.
В) Монголия примыкает к Тибетским горам. А они, как известно, очень таинственны изначально. И тайны этих гор не раскрыты. И почему, допустим, известный философ Орхан Джамаль, азербайджаней (татарин), родился в Москве, а помирать поехал туда, тоже ведь никто сказать не может?
Габдель Юссон.
С глубокими соболезнованиями и уважением к талантливым Джамалям, Габдель Юссон.
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/100149-yaroslav-pilipchuk-o-srednevekovoy-istorii-bashkir
Никаких источников о каких да либо башкирах нет. И нигде. Потому что не было такого тюркского народа. Башкир нет ни в русских, ни в европейских, ни арабо-персидских, ни в китайских хрониках. В русских источниках башкиры упоминаются лишь раз и там в форме "бакшыры". Башкиры потом упоминаются после взятия Казани на Вернем Приткамье (небольшая часть венгров-башкгирд, куоторые первыми признали власть Морсковии). Потом всех, кто добровольно перешел на стсторону Московии начали называть башкирами. Это не этнос, а сословие колаборационистов, и вообще первым башкиром в истории Московиии был черемисс Ямаш, который воевал против своих соплеменников во время черемисских восстаний и за это получил башкирский чин, тарханную грамоту и земли восставших черемисс, которым удалось бежать в Ногайскую орду.
Ибн Фадлан, Якут, Хаукаль, Идриси и прочие авторы писали о венграх-маджарах.
Это такой хохляцкий сортирный юмор, да?
Никакой Башкирии во время Золотой орды не было. И иштяков тоже. Иштяки (горно-лесные отатарившиеся финугры) начинают упоминаться только после взятия Казани. Истяками-иштяками татары всегда называли хантов.
Не было никакой Башкирии и в 16, в 17 веках, тогда вся эта территория называлась - Ногайская орда. Сохранились переиписки ногайских мурз с московитскими правителями (на сей счет вышел сборник), там башкиры не разу не упоминаются.
Башкир нет ни в одной переписи населения и до 18 века. Только в 3 ревизии появляются башкиры, потом их численность начинает расти по геометрической прогрессии. Из-за льгот башкирскому сословию все стараются записаться башкирами, получить башкирский чин.
Короче башкиры после 1552 года - сословие ничего не имеющее общего с этничностью. Такое же сословие, как и дворяне, мещане, бобыли, государственные крестьяне и т.д. В ревизских сказках очень много зарегистрировано бобылей, моржет быть у нас есть еще и народ с названием "бобыль" и территория с названием Бобылия?
Что за ерунда? Просто были разные улусы (вилаяты) татарской Золотой орды, границы которых постоянно менялись после того, когда татарская Золотая орда распалась на отдельные татарские улусы. Во времена Улуг Мухаммеда восточные границы Казанского ханства доходили до реки Яик (Рычков), потом, когда силы этого ханства начали ослабевать восточные террритории ханства (Беловолжский улус и др) постепенно захватывали Сибирское ханство и самое главное - союзник Московии - Ногайская орда. Ногайские татары дошли до реки Ик, и представителям крымской династии (начало 16 века) пришлось заселять на эти пограничные районы крымских татар для охраны границ. Имеются более 40 деревень, которые цепью протянулись от реки Белой до Волги и которые основаны крымскими татарами. Просто на бывших татарских землях советы создали выдуманную административную еденицу и назвали его именем венгров - Башгирдия.
Я прочитал тысячи книг по истории, в т.ч. и по истории уфимского края. Кто эти башкиры?
Где они живут? В каком районе да в каком населенном пункте?
Ясно всем, что до Урала - те же татары Казанского ханства.
А в Зауралье - опять-таки те же татары, но уже татары чингизхановские, степные татары. Которые пришли к нам вместе с Бату ханом. Их родоплеменное разделение как раз об этом и говорит.
Может быть Рахимов башкир?
Нет он не башкир. Как пишет Кузеев и все другие уфимские авторы, он - кипчак. Потомок тех половцев, которые во времена Киевской Руси жили на Причерноморье. А во времена Золотой орды были татарами. А когда началась Великая Замятня в орде, они были вынуждены переселиться на Южный Урал, на более спокойные места. После распада Золотой орды предки Рахимова были ногайскими татарами. А потом ни с того, ни с чего в 18 веке эти татары-кипчаки превратились в какие-то мифические башкиры.
Нет башкир. Нигде нет. Ни в исторических источниках их нету, ни по геграфическему положению их невозможно обнаружить. Есть просто привелинированное сословие - башкиры, которое состояло из татар, чувашей, черемисов, удмуртов, хорезмийцев, бухарцев, калмыков, русов, и других народов. Тот же уфимский автор Рахматуллин перечислил около 30 народов, которые состояли в башкирском сословии.
Первая столица Бату хана - город Болгар. Его мы можем считать центром распространения потомства Бату хана. Допустим , что у Бату хана было 4 детей (на самом деле, гораздо больше), что среднее время появления нового поколения-25 лет, что каждый производил примерно 4 детей. Тогда считаем: в 1237 году- 4 батухановцев; в 1265 году-4 х4=16; в 1290 году- 64;
в 1315 году-256; в 1340 году-4096; в 1365 году-16384; в 1390 году- 65536;
в 1415 году-262144; в 1440 году- 1 048 576; в 1465 году -4 194 304; в 1490 году- 4 194 304; в 1515 году- 16 777 216; в 1552- 64 млн. человек.
Элементарный подсчет показывает , что потомство только Бату хана к 1515 году составило бы примерно 16 миллионов человек, а к 1552 году -64 млн. человек. А потом начался геноцид.
Страны Сибирские и Чулыманские прилегают к Башкырдам. В земле Башкырдов (находится) мусульманский кади, пользующийся почетом."
(Аль Омари. 14в.)
Упоминаются города З.Орды, в том числе и город Башкырд. Пишет о земле башкир и границах этой страны, и о том самом кади Хусейн беке.
Сегодняшних так называемых «башкир» можно разделить на три части. Башкиры Предуралья – ничем не отличаются от других татар Волго-Урала: ни по языку, ни по образу жизни (они земледельцы), ни антропологически, ни генетически. А вот «башкиры» Зауралья – отличаются, они типичные монголоиды (хотя сейчас смешались с другими татарами, особенно с тептярами), кочевники, более похожи на казахов. А у лесных, горных «башкир» действительно есть что-то от угров, антропологически они тянут на хантов, занимались охотой, рыбной ловлей, бордничеством. У них действительно есть какой-то угорский компонент. Но несмотря на все это –они все татары, особенно зауральские, они самые настоящие чингизхановские татары.
Бапшкир выдумали лишь для того, чтоб разделить Волго-уральских татар на 2 группы и натравить одну группу на другую.
года Монголия (сегодня монголий живут Халк , узбеки , казахи и другие ) назывался М О Г О Л И С Т А Н .