Новости раздела

Рустам Минниханов: «Все застроено, все поделено, у всего есть какой-то хозяин, чей-то друг, чей-то родственник»

Глава республики объяснил, как осознал важность развития набережных в Казани

Сегодня до Казани добралась 2-я серия урбанистических конференций «Города и территории завтра: инструментарий позитивных перемен». Проект «Московского урбанистического форума» в этом году пройдет в Хабаровске, Самаре, Санкт-Петербурге, Новосибирске и татарстанской столице. Понятно, что подобные мероприятия, предназначенные для креативного класса, не могли обойти своим участием такие оплоты инноваций и креатива, как Сколково и КБ «Стрелка».

Кругом вода

Как дал понять модератор Андрей Шаронов, ректор Московской школы управления «Сколково», включение Казани в список креативных городов — это во многом заслуга нового помощника президента РТ Натальи Фишман. Она сидела в зале рядом с мэром Казани и, видимо, переводила ему англоязычные выступления гостей.

Пленарка была посвящена теме «Вода в современном городе», и открыл ее Рустам Минниханов. Он пояснил, почему в зале собрались все главы (впрочем, не все, некоторые нашли прибежище под прохладой кондиционеров в пресс-центре).

«На самом деле, все, о чем сегодня говорится, касается не только Казани. 8% всей территории — это водные просторы. К сожалению, не все они идут по целевому использованию. Вся беда, что самые красивые места — это или промышленные зоны, или приватизированы. Необходимо пройти непростой путь, чтобы привести в порядок все наши пожелания, чтобы эти зоны были доступны. Они должны быть привлекательными, интересными, генерировать доход, чтобы их содержать», — описал он бизнес-модель. Причем, отвечая на вопрос модератора Андрея Шаронова, ректора Московской школы управления «Сколково», Минниханов признался, что видеть в набережных «новый источник дохода рановато», пусть они пока себя содержали бы и оправдывали, а уж в последующем можно подумать и о большем.

Не только девушка с веслом

Пообещал Минниханов, что власти намерены дать малому бизнесу огромную возможность зарабатывать на этих площадках.

«Людям куда-то надо приходить, общаться. После благоустройства берегов наши населенные пункты, а начнем мы с Казани, станут привлекательными. В Казани есть три озера, Казанка, Волга. И у нас практически нет выхода к Волге. Нам надо грамотно спланировать работу, чтобы мы не испортили, чтобы наша работа была системная и правильная. Это раньше мы думали, что благоустройство — это дорожка, скамейки и лампочка», — размышлял Минниханов. «И девушка с веслом», — добавил Шаронов к этому перечню еще один пунктик. На этом фоне глава Татарстана пообещал, что республика будет учиться и у московских гостей, и у зарубежных партнеров. «Пример набережной Казанки — она уже стала самым востребованным местом у казанцев. Мы будем думать про парки и скверы. Люди где-то должны находиться, чтобы было комфортно и удобно. И водные просторы имеют большую ценность для нас», — дал понять врио президента и пообещал, что появится пирс для богатых людей, «которых у нас много», чтобы лодка подходила, будут строиться яхт-клубы, места общего пользования.

Стандарт один

Вспомнил Рустам Минниханов и про другие города, где можно развивать прибрежные территории, — Набережные Челны, Чистополь, Тетюши.

«В Казани самые большие возможности и проблемы. Все застроено, все поделено, у всего есть какой-то хозяин, чей-то друг, чей-то родственник. Придется все эти сложности пройти. Обращаюсь ко всем: стандарт будет для всех один. Администрация Казани и других городов целиком и полностью должна переоценить, что произошло. У нас уже есть проблемы в Тукаевском районе, когда водоохранные зоны начинают застраивать с разрешением местной власти», — пригрозил он.

Далее он признался, что к вопросу важности набережных он пришел самостоятельно. «По большому счету я сам пришел к этому недавно. Раньше были другие задачи, мы не были готовы. Это не было одним из наших приоритетов. Но сейчас, надеюсь, не обойдемся одной конференцией. Надо системно заниматься этой темой, у нас есть архитектурное сообщество. Будем специалистов посылать в центры. Пока нет у нас специалистов, не было это востребовано. Мы будем всячески развивать», — говорит он.

Шанхай уже не тот

Далее в соответствии с табелем о рангах слово передали уже бывшему вице-губернатору Санкт-Петербурга, а ныне заместителю предправления — президента ВТБ Михаилу Осеевскому. Топ-менеджер госбанка размышлял о том, что Шанхай сейчас и Шанхай 30 лет назад — это две большие разницы (тут Шаронов напомнил, что в русском языке есть выражение «шанхай»), и росте значения мегаполисов в мировой экономике («Токио — это 2% мирового ВВП»).

«Казань в этом плане — уникальный пример. Еще 10-15 лет назад никто не мог сказать, что она станет центром IT-технологий. Здесь важно создание новых условий. Нужны нормальные жилищные условия, условия получения образования для детей приезжих специалистов. Тогда появляется притягательная сила», — поделился мнением зампредправления ВТБ.

Молодой французский архитектор Эдуард Маро долго рассказывал о своем опыте работы с московскими набережными, листая многочисленные слайды. Завершилось его выступление ответом на вопрос Осеевского, не помешает ли зима использованию публичных пространств.

Это вам не Гонконг

«Да, в России много снега. Этот вопрос решаем с помощью хорошего освещения и развлекательной составляющей (кафе, места развлечений)», — подытожил француз. Олег Григорьев, первый замдиректора НИиПИ генплана Москвы продолжил эту тему, рассказав, что институт в своей работе учитывает такой фактор, как «создание событийного ряда». «К примеру, можно 30 августа проводить не на Булаке, который приходится перекрывать, а на набережной Волги, когда ее обустроят. Следующий важный фактор — сервисная составляющая. Это на набережной Гонконга может быть только бронзовый Брюс Ли и ни одного киоска с мороженным. Для наших людей сервисная составляющая очень важна, — делился наблюдениями гость из Москвы. — У предшествующих докладчиков звучало об экоориентированном дизайне, но в Казани он уже есть. Посмотрите территорию перед театром имени Камала. По берегам есть и трава, и камыш. Не стоит берега заливать в бетон». Тут Шаронов заметил, что строители с этим тезисом не согласятся. «Скажут: «мешаете нам жить», — пошутил он.

Всего, по подсчетам Григорьева, в Казани протяженность водных объектов — 130 км. Из них доступны 17-20 км. Учитывая, что часть участков потеряна для города безвозвратно (частные собственники), потенциальная территория под набережные — это 80 км.

«Лишь яхту не просил»

Завершилось заседание на шутливой ноте. Так, главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева рассказала, что в Париже была демонтирована одна из автотрасс, которая проходила по набережной, и для благоустройства насыпали песок, чтобы создать ощущение комфорта. «Для нас это будет дешевле», — сказала архитектор. На что президент, улыбаясь, переспросил: «Что дешевле? Уехать в Париж или насыпать песок?»

Тут в диалог вмешался модератор, предложивший дать мэру Казани Ильсуру Метшину катер, чтобы он передвигался на нем. «С катером решим, лишь бы яхту не просил», — продолжал шутить президент и плавно перешел к серьезной теме.

«Центр должен быть местом притяжения. Сейчас в центр едут или на работу, или в ресторан. Каждый район должен быть самодостаточным», — подытожил глава республики.

Арслан Минвалеев, фото Максима Платонова

Новости партнеров