Новости

13:52 МСК
Все новости

Как губернаторы Поволжья пополняют бюджеты за счет автолюбителей

Анализ основных статей доходов бюджетов субъектов ПФО, связанных с владением автомобиля: от платы за паркинги до штрафов

Как губернаторы Поволжья пополняют бюджеты за счет автолюбителей Фото: sreda-o.info

Аналитическая служба «Реального времени» изучает показатели исполненных бюджетов регионов Приволжского федерального округа за первые 9 месяцев 2017 года. Сегодня мы решили посмотреть на доходы консолидированных бюджетов регионов по статьям, которые так или иначе касаются автомобилистов. Это — доходы от акцизов на топливо, транспортный налог и штрафы, а также доходы от парковки и компенсации от владельцев большегрузов за ущерб дорогам. Татарстан оказался одним из лидеров по «заработку на водителях», причем рекордную долю приносят штрафы за нарушение правил дорожного движения.

Татарстан: рекордные доходы от штрафов и рост показателей платной парковки

Основным видом доходов, которые регионы получают от владельцев автомобилей, являются акцизы на топливо. При общей сумме доходов Татарстана от автомобилистов за 9 месяцев 2017 года в 10,6 млрд рублей (шесть видов сборов, штрафов, акцизов и пошлин) около 65% поступлений — акцизы на топливо. 41%, или 4,3 млрд рублей, — акцизы на бензин. Еще 2,6 млрд рублей, или 24% от общей суммы доходов от автомобилистов, приходится на акцизы на дизельное топливо.

К другим крупным видам доходов можно отнести штрафы за правонарушения в области дорожного движения (на них приходится 2,2 млрд рублей, или 21% от общей суммы) и транспортный налог (1,44 млрд рублей, или 14%).

Еще два вида доходов от автомобилистов незначительны. Так, платные парковки принесли Татарстану 24,2 млн рублей — это около 0,2% от общей суммы доходов от автомобилистов. Плата в виде возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, которые перевозят тяжелые и крупногабаритные грузы, составила около 13,1 млн рублей — 0,1% от общей суммы доходов.

При этом в целом доходы консолидированного бюджета Татарстана за первые 9 месяцев 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года снизились на 14%. Больше всего «просели» доходы от акцизов на бензин — на четверть, годом ранее они составляли 5,8 млрд рублей. На 10% уменьшилась сумма штрафов за нарушение ПДД (годом ранее — 2,45 млрд рублей). А вот самые незначительные статьи доходов — платная парковка и возмещение вреда, причиненного большегрузами, — напротив, выросли, причем ощутимо. Доходы от платных парковок выросли на 58% (с 15,3 до 24,2 млрд рублей), а от перечислений владельцами большегрузов — на 48% (с 8,9 до 13,1 млрд рублей).

Если же сравнивать с 2015 годом, выше всего поднялись доходы от акцизов на дизель (на 31%). Суммы от акцизов на бензин тоже выросли, но всего на 9%, а вот, к примеру, транспортный налог, напротив, снизился более чем в два раза (с 3,2 до 1,44 млрд рублей).

Татарстан: уступили Башкирии, но впереди Нижегородской области

Лидерами среди регионов Приволжского федерального округа по объему доходов от автомобилистов оказались две национальные республики. Это Татарстан и Башкортостан, их показатели примерно равны: в Башкортостане доходов больше лишь на 11 млн рублей (10,59 млрд).

Основные статьи доходов в Башкортостане — также акцизы на бензин и дизельное топливо (больше, чем в Татарстане, — 5,09 млрд и 3,05 млрд рублей соответственно). При этом здесь почти в два раза меньше денежных взысканий за правонарушения — 1,2 млрд рублей против татарстанских 2,2 млрд рублей (сказывается значительно большее количество камер фиксаций нарушений в РТ). Транспортного налога в Башкирии также собрали меньше: 1,1 млрд против татарстанских 1,44 млрд рублей. Интересно тут, что доход от возмещения вреда, причиняемого дорогам большегрузами, в Башкортостане в десять с лишним раз выше, но совсем нет доходов от платной парковки.

Также в лидерах по сборам с автомобилистов Нижегородская область с 8,1 млрд и Самарская область с 8,6 млрд рублей. В обоих случаях главные статьи доходов — те же акцизы, штрафы и транспортный налог. При этом в Самарской области нет доходов от платной парковки, а в Нижегородской они в четыре раза ниже, чем в Татарстане.

Саратовская область зарабатывает на транспортном налоге, в Оренбургской мало правонарушителей

Если проанализировать конкретные показатели по каждому из регионов Приволжского федерального округа, то можно обнаружить некоторые интересные моменты. К примеру, только в четырех из 14 регионов ПФО бюджеты получают доходы за платную парковку. Татарстан среди них на 2-м месте после Пермского края — там парковка принесла 30,6 млн рублей (показатель Татарстана — 24,2 млн рублей). В Нижегородской области на платных парковках заработали 6,7 млн рублей, а в Пензенской — всего 828 тыс. рублей.

Кроме того, можно отметить рекордную долю доходов от штрафов за нарушения ПДД в Татарстане. На них приходится 21% доходов от автомобилистов, в то время как в среднем по ПФО показатель «гуляет» от 8% в Оренбургской области до 15% — в Мордовии.

Также интересно отметить значительную долю транспортного налога — 18% — в Саратовской области. В остальных регионах показатель составляет от 9% (в Удмуртии) до 15% (в Ульяновской области).

Доходы бюджетов регионов по статьям, касающимся автомобилистов
Информация по консолидированному бюджету субъекта (9 месяцев 2017 года, исполненный бюджет, руб.) Всего собрано Доходы от уплаты акцизов на дизельное топливо, подлежащие распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами Доходы от уплаты акцизов на автомобильный бензин, подлежащие распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами Транспортный налог Денежные взыскания (штрафы) за правонарушения в области дорожного движения
Башкирия 10.591.980.436,57 3.046.291.806,56 5.085.419.803,40 1.078.397.238,26 1.212.703.937,56
Татарстан 10.580.494.021,63 2.587.196.490,67 4.319.015.085,24 1.440.575.923,85 2.196.391.130,62
Самарская область 8.569.156.218,92 2.239.684.780,41 3.738.885.850,98 1.216.557.063,15 1.315.619.704,88
Нижегородская область 8.108.529.559,70 2.127.705.487,48 3.551.949.815,33 987.871.295,92 1.410.632.151,41
Пермский край 6.107.037.302,10 1.751.308.659,21 2.923.600.331,50 771.138.221,79 600.618.854,21
Саратовская область 5.716.989.978,51 1.522.799.677,91 2.542.131.919,50 1.023.885.287,34 623.575.291,69
Оренбургская область 4796542017,41 1.478.581.706,22 2.468.315.304,83 464.134.758,39 381.417.941,46
Удмуртия 3.702.599.590,17 1.032.049.437,43 1.722.883.091,87 334.430.307,19 395.376.967,58
Пензенская область 3.106.310.717,25 879.809.038,39 1.468.735.955,06 314.348.131,11 440.798.492,93
ОПРОС
Максим Матвеев, Евгений Храмов
АналитикаБюджетФинансыЭкономика
комментарии 21

комментарии

  • Анонимно 24 нояб
    Вот с водителей за 9 месяцев собрали почти 11 миллиардов. Все эти деньги полностью должны идти только на строительство и ремонт дорог. Где эти деньги?. Почему миллиарды идут только Казань и Челны.
    Ответить
    Анонимно 24 нояб
    Они и в казань и в челны не идут
    Ответить
    Анонимно 24 нояб
    Ага, не идут. Автомобилист одна из самых субсидируемых групп населения. Республикнский бюджет более 10 миллиардов выклыдывает, закрывая дефицит дорожного фонда, ежегодно. Об этом была интересная статья в Реальном времени
    Ответить
    Анонимно 24 нояб
    купите проездной на автобус и жить будет проще и вопросов будет меньше ))
    Ответить
  • Анонимно 24 нояб
    Интересно было бы не пользоваться автомобилем в течение месяца всем автолюбителям Татарстана. Польза было бы и здоровью и бюджету.
    Ответить
    Анонимно 24 нояб
    чьему бюджету?
    Ответить
    Анонимно 24 нояб
    бюджету автолюбителя, т.к. рано или поздно в такой ситуации заправкам придётся снизить цены на топливо. А пока все ездят безперестанно - цены на топливо только растут.
    Ответить
  • Анонимно 24 нояб
    Ну а как добираться наемному работнику до места работы или службы за 10-20 км?

    Машина нужна бедным (они сами себя возят, сами за рулем) - а бедные должны платить.
    Разве это непонятно?
    Ответить
    TY-214 24 нояб
    На общественном транспорте или такси, как делает половина жителей России или 2/3 жителей европы.
    Ответить
    Mikhail Vedishchev 24 нояб
    Какой ты бедный если у тебя автомобиль? Это и его цена, и страховка, и резина, и обслуживание, и иногда ремонт, и бензин...
    Если ты такой бедный - то автобус или маршрутка ждут тебя. Если у тебя есть все вышеперечисленное - то какой ты бедный?
    Ответить
    Анонимно 24 нояб
    а для Вас критерий бедности какой? если прожиточный минимум - то да, машина - непозволительная роскошь. Но уже при зарплате в 20 тысяч рублей в месяц (это что, не бедность?) купить какую-никакую машину можно
    Ответить
    Анонимно 24 нояб
    Купить можно, а обслуживать? А куда ставить, на зелённую зону? У нас люди покупают автомобиль и не думают, что эксплуатационные расходы есть и хранение имущества это исключительно проблема владельца
    Ответить
    Анонимно 24 нояб
    ну ставить где-то можно, если покрутиться. а много кто ставит на бывшую зеленую зону, да. В России недостаточно мер принято для того, чтобы владельцы машин не кидали их где попало. И одновременно с этим - куча мер для того, чтобы эти машину покупали, не задумываясь, где их парковать (постройка дорог, плохо работающий общественный транспорт, да и в целом в обществе наличие автомобиля как показатель "нормальности", а то и "успеха")
    Ответить
  • Анонимно 24 нояб
    Правительство инвестирует в средства контроля ПДД с целью получить отдачу. Риск минимальный, прибыль прогнозируемая. Здорово.
    Ответить
  • Анонимно 24 нояб
    Хорошо бы еще дополнить эту аналитику количеством единиц транспортных средств, чтобы определить "неналоговую" нагрузку на 1 единицу. Сколько приходится дополнительно тратиться автомобилистам за езду на авто. А если еще включить расходы на страховки, кредиты, ремонты, ТО то получится реальная картина во что обходится это "удовольствие" иметь авто. Лично я продал ее 2 года назад. Благополучно езжу на метро. За эти 2 года сэкономил около 400 000 руб.
    Ответить
    Анонимно 24 нояб
    вот тут есть информация по количеству транспорта https://realnoevremya.ru/analytics/77744-krizis-udaril-po-vladelcam-malomoschnyh-avto-v-tatarstane
    https://realnoevremya.ru/attachments/385
    Ответить
    Анонимно 24 нояб
    Многие добровольно и с удовольствием отказываются от свободы.
    В том числе и от свободы передвижения.
    Дом-метро-работа-метро-дом-диван-гаджет-метро.....
    И зачем вам сэкономленные деньги?
    Ответить
    Анонимно 24 нояб
    Если по-Вашему свобода передвижения отождествляется с наличием авто то мне вас искренне жаль. Потому что именно Вы становитесь заложником своего авто, когда даже в булочную за углом едут на машине ...
    Большинство местных "удачников" наберут кредитов на машину, ипотеку и надрываются на двух-трех работах, чтобы это оплачивать не видя ни семьи, ни других радостей жизни, кроме авто и панельной коробки в две-три комнаты... Так и жизнь проходит в вечной "гонке" за мнимым благополучием....
    Ответить
    Анонимно 24 нояб
    Такси приезжает быстрее, чем успеваю завязать шнурки. Общественный транспорт в относительном порядке. Жду только систему каршеринга и тоже продаю машину, всё равно стоит постоянно
    Ответить
  • Анонимно 24 нояб
    Правильно, если и дальше будут присылать штрафы за превышение 40, хотя на участке 60 разрешенная, то и 100 млрд. собрать можно. На въезде в Дербышки. Сегодня чудики уже знак поменяли, непонятно, что с выписанными штрафами.
    Ответить
    Анонимно 24 нояб
    Если ловили на сорок и Вы получили штраф, то получается Ваша скорость была выше 63 км/ч, что тоже является нарушением скоростного режима.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии