Новости

13:57 МСК
Все новости

Символы Рафаэля Хакимова: Волга-матушка, выбор между барсом и зилантом и революционная репетиция

«Реальное время» публикует новый отрывок из мемуаров директора Института истории им. Марджани

Символы Рафаэля Хакимова: Волга-матушка, выбор между барсом и зилантом и революционная репетиция Фото: Олег Тихонов

Директор Института истории им. Ш. Марджани Рафаэль Хакимов подготовил для «Реального времени» новый отрывок из своей мемуарно-аналитической книги «Шепот бытия», которую он продолжает писать. Сегодня колумнист нашей интернет-газеты представляет на суд читателя главы «Язык символов» и «Погоня за истиной».

Язык символов

Мифологичный взгляд на мир — это созерцание внешнего мира через символические формы. Нас окружают символы. Порой мы их не замечаем, не задумываемся об их смысле. Они вошли в плоть и кровь. Почему герб Казани дракон? И что он означает? Как имя города связано с казаном? Что символизирует «Белый барс»?

Сколько было сломано копий при принятии герба Татарстана. От Зиланта отказались из-за плохо сделанного рисунка. Он стал гербом Казани уже в другом исполнении. Сколько страсти проявили депутаты, обсуждая образы «Зиланта» и «Барса». Значит, они задевают какие-то струны.

Эти персонажи связаны с архетипами: дракон — хранитель вод, казан — сакральный сосуд для приготовленная жертвенного барана, барс — тотем племени барсилов. Есть символы относительно молодые, как башня Сююмбике. Сторожевая «русская» башня стала татарским символом. На этом месте раньше стояла мечеть с минаретом. Видимо, там Сююмбике проводила время в молитвах. В советское время у ханских могил молились старушки.

«Есть символы относительно молодые, как башня Сююмбике. Сторожевая «русская» башня стала татарским символом». Фото Максима Платонова

Идель всегда символизировала родину. Идегей в одноименном эпосе обращается к Идель со словами:

«Здравствуй, Идиль, Отчизна-Дом!
Мир да будет в Доме родном!».

Прежде чем стать символом Родины, Идель была просто рекой-кормилицей. Однако она полна и демонических сил. «Царь Иван Васильевич при походе на Казань в 1552 году за буйство и волнение во время переправы его войск приказал высечь Волгу, после чего она присмирела». Вода — архетип, соединяющий «божественное» и «демоническое».

Волга как символ была сильным мотивом во все времена. Ногайский мирза Арсланов писал Ивану IV: «Волга нам матерью учинилась, а лес нам отцом учинился». Со временем восприятие Волги поднимается от архаического, сакрального, родительского начала до осознания реки как Родины. В народе говорят: «Ил көче — Идел көче» («Сила страны — сила Волги»).

«Волга-матушка» калька с татарского «Ана Идел», русские пришли на уже сложившуюся мифологическую почву. «Великая русская река Волга» — позднее понятие. Вообще-то, Волга — символ для всех, кто живет на ее берегах.

Символ — это не просто знак, указывающий на вещь, он связан с восприятием скрытого смысла. Символ есть образ архетипа, посредник между сознательным и бессознательным, между явным и скрытым. Архетипы живут с нами изначально, с детства, они связаны с природой, или важными образами героев, святых, мучеников. Язык символов обращается не только к мышлению, но также включает сверхчувственное, бессознательное, метафизическое, сверхъестественное. Символы обращаются не к прямому смыслу вещей, они добавляют переносный смысл. «Я называю символом всякую структуру значения, где один смысл — прямой, первичный, буквальный — означает одновременно и другой смысл — косвенный, вторичный, иносказательный, — который может быть понят лишь через первый» (П. Рикер). В отличие от знака, указывающего на вещи, символ отсылает к другому смыслу, он — смысл смысла.

«Волга-матушка» калька с татарского «Ана Идел», русские пришли на уже сложившуюся мифологическую почву. «Великая русская река Волга» — позднее понятие. Вообще-то, Волга — символ для всех, кто живет на ее берегах». Фото Олега Тихонова

Значение символа зависит не от свойств предмета, а от его реальной пользы для человека. Важно то, что значит символ для людей «здесь и сейчас». Символ несет в себе заряд действия с определенной интенсивностью. Человек не может иметь дело с хаосом. Он должен понимать происходящее, ибо больше всего опасается встречи с нерешаемой проблемой. В трудную минуту человек ориентируется на готовую модель поведения. В этом ему помогают символы и ритуалы.

Сегодня ритуалы и церемонии сохранились в отдельных случаях, как свадьба или похороны. В остальном их заменили протоколы, уставы, нормы поведения.

Изначально всякое занятие было ритуальным. Основные моменты жизни человека — рождение, инициация, женитьба, посвящение в сан, принятие в какое-либо общество, пиршество, похороны — сопровождались ритуалами. В такой же степени важно было человеку ведение хозяйства, а потому охота, земледелие, ремесла, война, торговля и т. д. сопровождались ритуалами. Это помогало направить действия людей, гармонизировать души, создать общественное равновесие, для чего призывали высшие силы. Сегодня ритуалы сохранились в виде простых обычаев, их магическая основа утеряна и им следуют, просто потому что им следуют. В ритуалах и молитвах просят у высших сил содействия, за что приносят подношения. Договариваться с высшими силами настолько свойственно человеку, что никакой рационализм не ослабит его стремление искать поддержку неведомых сил, как бы они не назывались, пусть даже законом больших чисел.

Человек живет в символическом мире и может общаться с другими только с помощью стабильных общих знаков, находящихся вне индивидуальных психических состояний. Обычно мы индивида называем «человек разумный», однако «разум — очень неадекватный термин для всеохватывающего обозначения форм человеческой культурной жизни во всем ее богатстве и разнообразии. Но все эти формы суть символические формы. Вместо того, чтобы определять человека как animal rationale, мы должны, следовательно, определить его как animal symbolicum. Именно так мы сможем обозначить его специфическое отличие, а тем самым и понять новый путь, открытый человеку — путь цивилизации» (Э. Кассирер). Язык символов опирается на коллективный опыт.

Общество нуждается в символах, благодаря которым выстраивается иерархия ценностей. Усложнение общества сопровождается повышением значения символов, помогающих человеку найти свое место. При всей сложности жизни мы имеем ограниченное количество сценариев поведения человека. Гете насчитал лишь тридцать шесть трагедийных ситуаций. Шиллер безуспешно пытался увеличить число сюжетов. Если добавить к этому комедии и драмы, то выйдет не более 40 вариантов человеческих судеб. Со временем их больше не становится, персонажи выступают в тех же ролях, но с новыми именами. Наша жизнь гораздо традиционнее, чем кажется. Мы недалеко ушли от мифов. Древние мифы навязывают свой образец, и мы оказываемся в плену прошлых символов. Не важно в какой форме это выражено — роман, опера, картина, скульптура, мультфильм, блокбастер о супергерое или о ханском золоте. Бренды новые, а сюжеты старые как мир.

«В ритуалах и молитвах просят у высших сил содействия, за что приносят подношения. Договариваться с высшими силами настолько свойственно человеку, что никакой рационализм не ослабит его стремление искать поддержку неведомых сил». Фото Олега Тихонова

Погоня за истиной

Мифологическое мышление резко отличается от научного, но сама жизнь их соединяет, и ученый оказывается в сложной ситуации выбора критерия оценки истинности полученных результатов. Кажется очевидным преимущество научного критерия перед мифологическим, т. е. явно фантастическим взглядом. Однако в науке бытие препарируется. Большинство научных дисциплин аналитические. Кто-то изучает социальные слои, другие — религию, третьи — культуру. Историки привносят динамику событий, социологи занимаются застывшими структурами. Специалисты по одной теме плохо представляют суть смежных дисциплин.

Истина в общественных науках не то же самое, что в естественных, где можно проводить эксперименты, использовать количественные методы. Социальная жизнь меняется ежесекундно, историю не повторишь, не втиснешь в эксперимент. Толкование истины зависит от характера жизнедеятельности и существующей культуры. Мерло-Понти подчеркивал значение в жизни того, что происходит в конкретной ситуации: «Поскольку мы, находясь внутри истины и не имея возможности выбраться из нее наружу, имеем некоторое представление об истине, все, что я могу сделать, — это определить истину в рамках данной си­туации». Мы знаем учение Коперника, но в жизни проще думать, что Солнце вращается вокруг Земли. Поэтому для нас Солнце утром встает, а вечером заходит. Этого достаточно для успешной деятельности.

Человек использует схему какого-то стандартного времени, принятого в данном обществе. Это время может быть привязано к астрономическим часам или же непосредственно связано с дойкой коров. Месяцы могут быть связаны с новолунием или же наступлением засухи и сезоном дождей, а значит перекочевкой стада на другое пастбище. Время оказывается соотнесенным с интересами и действиями других людей в рамках общего хозяйства или государственных стандартов. Человек исходит из того, что схема стандартного вре­мени — это целиком и полностью публичное дело, своего рода «одни большие часы, одинаковые для всех». Если теоретика интересуют действительные факты жизни людей, то он должен описывать события в системе координат, в которых человек живет в конкретном обществе, в конкретную эпоху, что позволит увидеть реальные причинно-следственные отношения.

Сказанное о времени можно отнести и к другим понятиям, например, пространству. Геодезистам удобнее думать в рамках геометрии Эвклида, а не более общей теории Лобачевского или Римана. Даже в рамках эвклидовой геометрии человек не воспринимают точку как бесконечно малое, а пространство как однородное. Здесь нельзя винить человека за его необразованность или нежелание знать истину, его восприятие окружения основано на том, что он видит и чувствует, а наше восприятие не знает понятия бесконечного, оно изначально привязано к определенной дискретной пространственной области. Он живет миром своих представлений и руководствуется здравым смыслом.

«Именно в 1905 году социал-демократы поняли бесперспективность компромиссов. 1905 год придал радикализм настроениям перед Революцией 1917 года». Фото из фондов Нацмузея РТ (tatar-museum.livejournal.com)

Истинный путь, объективные обстоятельства, единственно возможное решение и т. д. — понятия внутренне противоречивые. Выражение «объективный путь» — некое оправдание субъективных решений. В жизни всегда существует альтернатива. Упущенные возможности часто трактуют как неготовность общества к решению социальных проблем. Революцию 1905 года можно объявить упущенной возможностью для царского режима, поскольку можно было инициировать переход к конституционной монархии, но ведь Николай II был недалеким и слабовольным, а Распутин, манипулировавший царской семьей, — просто негодяем. Для революционеров же 1905 год стал репетицией. Именно в 1905 году социал-демократы поняли бесперспективность компромиссов. 1905 год придал радикализм настроениям перед Революцией 1917 года.

Нет никакого внешнего закона. Есть обстоятельства и воля субъектов. Воля при своей реализации натыкается на пассивную инерцию природы и общества. Из этого складывается событие. Истиной становится ситуация, как равнодействующая между активной волей и пассивной «природой» вещей — материальных и общественных. Случившиеся исторические события становятся истиной. Попытки повернуть историю вспять, как-то реставрация после Великой Французской революции или гражданская война в Советской России — всего лишь часть Революции, которую надо понимать не как одномоментный акт, а как событие, имеющее длительность. Это борьба разнонаправленных политических сил. Истина в общественных науках представляет собой путь, случайно или осознанно выбранный из множества возможностей.

Рафаэль Хакимов
ОбществоИсторияКультура
комментарии 37

комментарии

  • Анонимно 25 нояб
    Ай-яй-яй, Рафаэль Сибгатович! На святое замахнулись, на Волгу-матушку!
    Запретят, как татарский язык в школе!
    Ответить
    Анонимно 25 нояб
    Кто его запретит? Зачем? После семитомника становых историй ему мЯдаль надо выдать. Ибо в семитомнике разом собрано всё - чего никогда не было.
    Ответить
    Мәңгел Олыс 25 нояб
    Исток реки Волги – небольшой ручей на Валдайской возвышенности. Между тем в том месте, где в Волгу впадает река Кама и начинается великая река, сток камских вод в разы превосходит волжские. Поэтому следует считать, что это Волга впадает в Каму, а не наоборот. Еще на античных картах в древности река Ра (Волга) имела вид реки берущей начало на Южном Урале, на арабских средневековых картах было то же самое. У татар сохранилось прежнее обозначение Идели как истока – это река Ак Идель. По русски – река Белая. В Башкирии ее называют Агидель. И река Кара Идель, это Кама от впадения р. Белой до слияния с Волгой. Истоки реки Идель были перенесены вопреки логики и географической традиции только для того, чтобы отечественные патриоты могли объявлять Волгу (Идель) «великой русской рекой».
    Источник: «Историческая судьба татар», Т1 «От племени к нации», автор К.А. Аблязов
    Ответить
    Анонимно 27 нояб
    Не так.
    Кара Идель это та река, что на русском языке называется Уфимка, Ак Идель это Белая до слияния с Уфимкой.
    После слияния Ак Идели и Кара Идели начинается Идель.

    А Кама до слияния с Иделью называется Чулман Дарья.

    Спросите у жителей Дюртюлей или Кушнаренко, как они называют свою реку, они ответят Вам - Идель.
    Ответить
    Анонимно 26 нояб
    Во первых не волга-матушка. а ИДИЛЬ! Во вторых не русская, а булгарам - татарам Аллах даровал!
    Ответить
  • Анонимно 25 нояб
    Рафаэль Сибгатович, а как вы объясните отсутствие на башне Сююмбике места для надвратной иконы? Ни одна башня ,построенная русскими в то время, не могла быть без иконы над проездом. На последней фотографии икона на Спасской башне Казанского кремля видна отчетливо. Вот она действительно построена русским строителями.
    Ответить
  • Анонимно 25 нояб
    На 2-м и 3-м ярусах Башни отчетливо видны несколько ниш для икон.

    И на дореволюционных фотографиях и на современных фото.
    Ответить
    Анонимно 25 нояб
    Это не ниши. Это оконные проемы.
    Ответить
    Анонимно 26 нояб
    Эти "оконные" проемы были заложены с момента постройки башни - это ниши для икон.
    Ответить
    Анонимно 26 нояб
    Если следовать вашей логике, то подобные места для икон есть и на 4-м, и на 5-м и т.д ярусах. Не притягивайте факты за уши. На башне Сююмбике НЕТ места для надвратной иконы. И никогда не было. Следовательно, она нерусская постройка.
    Ответить
    Анонимно 26 нояб
    На 4-м ярусе ниши для икон есть.
    На последующих нет - слишком высоко.
    Ответить
    Анонимно 26 нояб
    Башня типовой проект.
    Ищите похожие строения, и кто их строил.
    Тогда многие вопросы сами отпадут.
    Так же можно найти домики, на которые натыканы атрибуты другой религии.
    Для правильных, тыкнуть что-то от себя на чужую постройку - обычное дело.
    Ответить
  • Анонимно 25 нояб
    Волга берет свое начало с Валдайской возвышенности, а это мордовские мерянские земли
    Ответить
    Анонимно 25 нояб
    Почитаешь комментарии некоторых "националистов" и смех разбирает.

    Похоже русские из космоса на Землю прилетели - у всех этносов есть "свои" земли и только русские как "вечные жиды" скитаются по всей планете Земля....

    Может быть поэтому у них и выработался такой "стальной" характер?
    Никому не поддались и даже наследников великого монгола Чингизхана привлекли на свою сторону и восстановили территориальную целостность Золотой Орды и Монгольского государства.
    Ответить
    Мәңгел Олыс 25 нояб
    "Ошибаетесь", все уже русское, вплоть до кетчупа!))
    Ответить
    Анонимно 25 нояб
    Ну это братья-татары постарались - сделали даже кетчуп русским.
    Ответить
  • Анонимно 25 нояб
    Философский шепот бытия!
    Ответить
  • Анонимно 25 нояб
    Называть Волгу русской рекой, березу русской, печь русской, баню русской, матрешку русской - хотя все это нерусского происхождения! На такое способны только русские. А говорят татары хитрые! Но все когда-нибудь проясняется. Хорошо, что татары вели себя достойно и не присваивали не свое!
    Ответить
    Анонимно 25 нояб
    А татарам некада было.
    ОнЕ только глаголы придумывали, вместо того чтобы своими руками делать.
    В итоге у них набралось 90 тыщ глаголов и более ни черта нет.
    Ответить
    Анонимно 25 нояб
    Река и береза - общие, точнее природного происхождения. А матрешка, печь и баня есть и русские, так как были созданы в среде народа русского происхождения. Печи бывают голландки, шведки, русские. Бани бывают турецкие, финские, русские.
    Ответить
    Анонимно 25 нояб
    матрешка из Китая или Японии
    Ответить
    Анонимно 25 нояб
    По одной из версий - из Японии. Называется фукурума. А по русски можно назвать «паптрешка», т.к. представляет из себя мужчину с семейством. Но сама кукла «матрешка» все же русского происхождения, т.к. была создана в России.
    Ответить
    Анонимно 26 нояб
    Называть Волгу русской рекой, березу русской, печь русской, баню русской, матрешку русской - хотя все это нерусского происхождения! На такое способны только русские. А говорят татары хитрые! Но все когда-нибудь проясняется. Хорошо, что татары вели себя достойно и не присваивали не свое!
    Ну, татары же не татарские, чего ты хочешь!? Не положено татарам уравнивать себя с растительным и животным миром, нельзя давать им собственные имена! Это считается грехом, между прочим , пишется "язык"!
    Чтобы это досконально разуметь читай Коран на татарском языке ,набирайся всевозможных знаний, изучай объект приложения и вникнешь , куда , что и как повернуть и распорядиться тем, что тебе дано, как человеку.Не нужно ни с кем никакой конфронтации, всё очень просто . как крутить ручку настройки радиоприёмника и устанавливать нужную волну!
    Ответить
  • Анонимно 25 нояб
    Революция в 1917г в Казани произошла раньше чем в Питере.
    Ответить
    Анонимно 25 нояб
    Да и несколько русских научных революций были совершены в Казани впервые в мире.
    Ответить
  • Анонимно 25 нояб
    Хорошо что Рафаэль абый пишет такие интересные вещи_заставляет думать, просвещает. Спасибо вам и еще много статей ждем.
    Ответить
    Анонимно 25 нояб
    Это вы ещё семитомника становых историй не читали.
    Там вам думать лучше и не надо, иначе с катушек съедете.
    Ибо там редкие байки меж собой стыкуются хотя бы логически.
    Например.
    Если татары - чингизиды, то они в России - оккупанты из Монголии.
    А если татары изначально жили в России, то их ига с улусами никогда не было.
    И с этой галиматьи кормится вся становая историческая академическая наука.
    Ответить
    Анонимно 25 нояб
    Вы начните Льва Гумилева читать, может вам лучше станет и нам легче
    Ответить
    Анонимно 25 нояб
    А зачем? Гуще чем изложено в становых семитомниках найти невозможно.

    Казани, сами татары придумали и по единственной монетке отпраздновали 1000 лет.
    По семитомнику, сами татары, как чингизиды, оккупировали Казань только спустя 200-300 лет.
    Выходит, что царь-освободитель Иван Грозный освободил Казань от иноземной оккупации, а становые академики галдят про татарское ханство.

    Вы сами ответьте, хотя бы сами себе, как такое возможно было наврать?
    А вот становые академики это запросто смогли оформить в печатные труды.
    Ответить
    Анонимно 26 нояб
    Да, точно! Там много чего ржачного!)))
    Ответить
    Анонимно 26 нояб
    Тюрки приходили с Алтая не один раз. Крупное переселение гуннов было в 3 веке с Атиллой, когда они дошли до Рима. В Германии делопроизводство велось на языке гуннов - есть такие свидетельства. Булгары остались на Волге от тех гуннов. Татаро-монгольское нашествие было уже в 13 веке. Но это тоже были тюрки. Татаро-монголы были родственными с булгарами, но это не помешало им воевать друг против друга. И булгары первыми противостояли татаро-монголам. Но после завоевания произошло смешение этих народов, потому что они мало отличались друг от друга. Как сейчас казахи, узбеки, туркмены похожи с татарами. И в татарах можно увидеть с узбекскими, казахскими, монгольскими чертами лица.
    Ответить
    Анонимно 26 нояб
    И можно все гуновые бумажки поглядеть? Или только устные свидетельства?
    А эти гуны дома писать не пробовали? Давайте глянем? Или им некада было?

    Удивительные у вас татары, однако, живут как бы столетиями в разных местах, а язык абсолютно не меняется. Те татары, которые числятся у вас в Булгарии, через 300 лет балакали так же, как вновь пришедшие с монгол-татарской оккупационной администрацией.

    У других народов, разделенных на такой срок накапливались языковые перемены до полного непонимания друг друга. Те же прибалты, закрывшись в сторонке, разговаривают фактически на своём языке в отличии от своего первоисточника.

    Но больше всего жалко ваших гунов. Они и вовсе без всяких генных следов в Европе пропали-испарились, словно их не было никогда, или они пришли не оттуда откуда вам хочется..
    Ответить
  • Анонимно 26 нояб
    Хорошая публикация, но для думающих.
    Ответить
  • Анонимно 26 нояб
    Рафаэль Сибгатович, ждем ваших публикаций и вашего мнения по всем важным общественным вопросам!
    Ответить
    Анонимно 26 нояб
    И последнее: отзывы из разных городов на передачу о нас пишем мы сами.
    Так что не беспокойтесь, ваше мнение нам известно.

    Михаил Жванецкий: Как делается телевидение
    Ответить
    Анонимно 26 нояб
    А здесь перефразируя Жванецкого, Хакимов написал бы: обо мне пишет моя супруга Мавлюда...
    Ответить
  • Анонимно 28 нояб
    Аждаха -Дракон -это аланский символ, военный знак и оберег
    У предков поволжских татар именно аждаха-барадж являлся государственным символом и тотемом
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии