Новости раздела

«Их нравы»: дипломатические традиции Великой Порты

История дипломатии в Османской империи

Казанский исследователь Булат Ногманов, публикации которого читает Минтимер Шаймиев, продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями в культуре и истории Турции. В сегодняшней колонке он продолжает рассказывать о традициях в Османской империи. На этот раз речь пойдет об истории дипломатии.

Кто первый из послов переехал в Стамбул

Как говорил Дуайт Эйзенхауэр: «Дипломат — это человек, которому много платят за то, чтобы он долго думал, прежде чем ничего не сказать». Однако в сегодняшнем очерке постараемся быть более многословными, чем дипломаты времен Эйзенхауэра, и попытаемся раскрыть некоторые особенности дипломатических традиций Османской империи.

С расширением границ и увеличением количества зон экономических и политических интересов империи начинают устанавливаться дипломатические отношения между османскими султанами и правителями соседних государств. Первоначально османские султаны не спешили открывать для себя внешний мир и снаряжать иностранные посольства. Число дипломатических представительств других стран в Стамбуле было гораздо больше числа османских посольств в других странах. И тот факт, что первое постоянное дипломатическое представительство Османской империи было открыто лишь в 1720 году во Франции, красноречиво свидетельствует этому. Так, например, одна только Австрия в период с 1500 по 1700 год снарядила более 120 посольств и делегаций в Стамбул. А в деле открытия посольств пальму первенства держали венецианцы, открывшие постоянное представительство Венеции в Стамбуле в 1454 году. За ними шли поляки, у которых появилось посольство в 1475 году. Ну а Москва обзавелась постоянным дипломатическим представительством в Стамбуле в 1497 году, тогда как французы догнали остальных лишь в 1525 году.

На содержании у османского двора

Тонкости протокола и особенности церемониала во время приема иностранных посольств были разработаны Фатих Султаном Мехмедом и включены в его знаменитое «Канун-наме» (сборник законов). Несомненно, ислам был основополагающим фактором, сформировавшим османские дипломатические традиции, в сердце которых лежит доброжелательное и уважительное отношение к гостям. К числу данных традиций, восходящих к пророку Мухаммаду (с.г.в.), также относится и назначение специального человека, который находился при иностранных дипломатах и разъяснял им обычаи местного населения и информировал их о тех или иных действиях, которые приветствовались, или же, наоборот, были нежелательными. Уже во времена Османской империи такой специальный человек, которого называли «михмандар», занимался встречами и проводами иностранных посольств и делегаций, а также покрывал все расходы посла и сопровождающих лиц в период их пребывания на территории Османского государства.

В отличие от европейского османский церемониал предусматривал выплату ежедневного содержания для иностранных дипломатов и их помощников. Размер оплаты зависел от ранга посла, количества сопровождающих лиц и значимости двусторонних взаимоотношений для Османской империи. Так, например, в XVl веке шведский посол среднего ранга получал ежедневное содержание в размере 10 курушей, австрийский посол того же ранга —12 курушей, помощник русского посла — 5 курушей, а сам посол среднего ранга — 98 курушей. А уже в веке XVlll послы из Дубровника, которые приезжали раз в 3 года, получали ежедневное содержание в 200 акче. Данная традиция началась в 1538 году и завершилась в 1794 году, когда у Великой Порты увеличилось количество своих представительств в европейских столицах.

Разрешите откланяться

Немного о том, как проходил сам процесс приезда и отъезда иностранного дипломата. В день приезда или же на следующий день представитель другого государства или же посол направлял своего главного секретаря в «Баб-ы Али» — современный кабинет министров (к слову говоря, Баб-ы Али переводится как Великая Порта) — и официально извещал власти о своем прибытии. Сначала иностранного посла принимал «реис аль-кюттаб» — министр иностранных дел, а потом великий визирь. На следующий день великий визирь, направляя через переводчика различные подарки, устраивал церемонию приветствия посла. Данные церемонии различались соответственно рангу иностранного дипломата. Сначала происходила официальная встреча постоянного посла с великим визирем и только после этого с самим султаном. Во время встречи вручались верительные грамоты.

С временными послами и послами ниже среднего ранга падишах обычно не встречался, и на их запросы официальный ответ падишаха вручался великим визирем. Примечательно, что уехать в свою страну иностранный посол мог только с разрешения падишаха. Когда же разрешение было получено, организовывалась новая официальная либо неофициальная встреча с султаном, где дипломату вручалось послание султана к правителю той страны, которую он представлял. Для укрепления дружеских уз с некоторыми странами великий визирь обычно устраивал прием в честь посла. Подобные приемы для дипломатических представителей мусульманских стран стали традицией.…

Известно, что дипломатия — это вопрос выживания в следующем столетии, а политика — это вопрос выживания до следующей пятницы. Если все будет хорошо, то о других особенностях дипломатической кухни Османской империи, будет рассказано в следующую субботу.

Интернет-газета «Реальное время»
Справка

Булат Ногманов — исследователь, переводчик.

  • Родился 31.10.1985, в селе Апастово Апастовского района Республики Татарстан.
  • В 2008 году окончил Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави по специальности «Международные отношения».
  • В 2010 году окончил магистратуру Анкарского университета по той же специальности.
  • Участник этнографических экспедиций.
  • Член Татарстанского отделения Русского географического общества.
  • Владеет английским, турецким и казахским языками.

ОбществоИстория

Новости партнеров