Новости

20:50 МСК
Все новости

Радик Хасанов, ПОЗиС: «Есть вариант создания СП с европейской компанией»

Зеленодольский «красный» директор о китайских конкурентах, антироссийских санкциях и помощи «Ростеха»

Радик Хасанов, ПОЗиС: «Есть вариант создания СП с европейской компанией» Фото: Максим Платонов

К 2025 году зеленодольский ПОЗиС в рамках собственной стратегии развития должен увеличить объем выручки от реализации гражданской продукции в четыре раза до 21 млрд рублей. Как ПОЗиС будет конкурировать с другими производителями холодильной техники, сохранит ли предприятие статус одного из ведущих производителей вооружения и чем опасны зарубежные технологии не первой свежести, в интервью «Реальному времени» рассказал генеральный директор АО «ПОЗиС» Радик Хасанов.

«Мы обеспечиваем боеприпасную безопасность нашей страны»

— Радик Шавкятович, в июле этого года состоялся визит на ПОЗиС индустриального директора ГК «Ростех» Сергея Абрамова. Тогда стало известно о новой стратегии развития вашего предприятия, которая предусматривает к 2025 году рост производства гражданской продукции в четыре раза. Планируется выпуск новых видов холодильной техники?

— По итогам совещания, состоявшегося в Туле в сентябре 2016 года с участием президента РФ Владимира Путина, в соответствии со стратегией развития кластера обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии ГК «Ростех» для ПОЗиСа определены целевые показатели на ближайший и среднесрочный период. Для этого пилотного проекта предусмотрен механизм льготного финансирования с участием Внешэкономбанка.

В результате его реализации мы существенно разовьем имеющееся холодильное производство. Не исключается, что будут введены и новые мощности с освоением других видов техники. Стоимость этой программы оценивается в 6 млрд рублей. Для первого этапа необходимо финансирование в 1,3 млрд рублей, поэтому планируем привлечь инвестиционный кредит Внешэкономбанка. Мы запросили те проценты, с которыми сегодня можно конкурировать.

— В рамках новой стратегии развития сохранится ли статус предприятия как одного из крупнейших производителей боеприпасов?

— Когда мы говорим о том, что ПОЗиС является производителем холодильной техники, этого мало. Мы обеспечиваем боеприпасную безопасность нашей страны. ПОЗиС — основной производитель малокалиберных боеприпасов.

В 2020 году свою работу завершает Государственная программа вооружения. Это одна из наиболее масштабных и четко финансируемых программ. По некоторым видам вооружений и боевой техники обеспечивается до 70% обновления. Сейчас разрабатывается новая Государственная программа вооружения до 2025 года. Там прописаны серьезные цифры. Если они будут выполнены, соотношение между гражданской и оборонной продукцией у нас составит 50% на 50%. Если оборонзаказа не будет, гражданской техники будет больше. В 2012 году, когда госзаказа не было, у нас доля гражданской продукции доходила до 92%.

Когда мы говорим о том, что ПОЗиС является производителем холодильной техники, этого мало. ПОЗиС является одним из основных производителей вооружений. Мы обеспечиваем боеприпасную безопасность нашей страны

В ОПК были вложены большие средства, но параллельно требуется и развитие диверсификационных программ, то есть развитие производства гражданской техники. Хочу отметить, что по итогам 2016 года мы получили выручку по данному направлению — более 5 млрд рублей.

— Какова сегодня доля оборонной продукции в общем объеме производства? И как меняется размер гособоронзаказа?

— Если говорить о первом полугодии 2017 года, то доля продукции основного назначения составила 37,7%, гражданской продукции и услуг — 62,3% соответственно. При успешной реализации ряда контрактов на поставку продукции основного назначения до конца 2017 года, соотношение объемов реализации основной и гражданской продукции составит 55% на 45%. Основным фактором роста гособоронзаказа является увеличение бюджетных ассигнований на национальную оборону страны и обеспечение предприятия заказом по линии Министерства обороны РФ. В 2016 году объем заказа увеличился на 9% относительно предыдущего года и стал самым крупным за последние 20 лет. В 2017 году наблюдается снижение объемов к уровню прошлого года.

«Мы развиваем инжиниринг»

— В рамках федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 20112020 годы» на территории предприятия планировалось строительство нового центра специального машиностроения. Он уже работает? И ориентирован на производство как основной, так и гражданской продукции?

— Для обновления технологической базы и развития производства продукции основного назначения с 2011 года АО «ПОЗиС» реализует крупномасштабный проект по созданию центра специального машиностроения. Источниками финансирования проекта являются средства федерального бюджета, ГК «Ростех», в состав которого входит наше предприятие, и собственные средства. Сейчас центр специального машиностроения находится в пусконаладочном режиме. Сдадим мы его в следующем году. Реализация этого проекта позволит обеспечить совокупный объем выпуска существующей и новой номенклатуры изделий как основной, так и гражданской продукции.

Проект сложный, но реализован он будет. Все это — благодаря нашим партнерам — «Казанскому Гипронииавиапрому» и их слаженной работе со специалистами нашего завода.

— В инвестиционном меморандуме Татарстана на 2017 год заявлен проект ПОЗиСа — «Комплексная программа развития инжиниринга и технического перевооружения машиностроительного производства». О чем идет речь?

— На нашем предприятии созданы три конструкторских центра и каждый занимается отдельным, самостоятельным направлением. Есть инновационно-конструкторский центр, занимающийся разработкой продукции гражданского направления. Есть также конструкторский центр, работающий в тандеме с инструментальным производством. В его ведении — разработка сложной оснастки, пресс- и вакуумформ, инструмента. А инженерный центр машиностроения занимается разработкой оборудования с применением элементов мехатроники и робототехники, автоматизированных линий, испытательных стендов — для нашего производства в основном в рамках импортозамещения. И что очень важно для машиностроительных компаний, в том числе на экспорт.

Мы развиваем инжиниринг и поставили себе задачу к 2020 году довести объем производства по этим работам до 0,5 млрд 1 млрд рублей.

-Какие работы выполняет ваш инжиниринговый центр?

— Мы развиваем инжиниринг и поставили себе задачу к 2020 году довести объем производства по этим работам до 0,5 млрд — 1 млрд рублей. Причем мы создаем разработки не только для себя, но и для других компаний. Для одного из предприятий Роскосмоса мы спроектировали и изготовили стенд для испытаний отдельных узлов ракетных двигателей. Для Казанского вертолетного завода создали очень сложные транспортные системы для изготовления корпусных деталей. С Казанским авиационный заводом им. С.П. Горбунова — филиалом ПАО «Туполев» подписали серьезное соглашение по программе самолета Ту-160. С одним из заводов, входящим в Объединенную судостроительную корпорацию, будем выполнять большую программу. Мы сотрудничаем более чем с сотней предприятий ОПК страны. В Татарстане это Казанский вертолетный завод, Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова, Казанский пороховой завод, Казанский завод точного машиностроения. Среди российских партнеров — Туламашзавод, Конструкторское бюро приборостроения (Тула), Компания «Сухой», РСК «МиГ», Ульяновский механический завод и множество других.

— В инвестиционном меморандуме РТ имеется еще один ваш проект по созданию инновационного производства медицинской холодильной техники в рамках программы импортозамещения. Это какая-то принципиально новая продукция?

— Инновационные разработки — это регулярная практика ПОЗиСа. Эти работы проводятся в сотрудничестве с нашими докторами, руководством Минздрава РТ и под контролем Росздравнадзора. Из последних серьезных — низкотемпературный морозильник инновационной конструкции для быстрого замораживания плазмы крови («шоковая» заморозка), замораживания и хранения при сверхнизких температурах минус 86°С. Все НИОКР по разработке технологии и организация производства морозильного медицинского оборудования для клинико-диагностических исследований были проведены нашими специалистами за беспрецедентно короткий срок, порядка 5-6 лет. За этот проект (который, кстати, входит в ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности РФ на период до 2020 года и дальнейшую перспективу») не брался ни один научно-исследовательский институт в нашей стране.

— Вы давно поднимаете проблему поддержки отечественных производителей. Как вы относитесь к иностранным инвестициям и иностранным проектам в России?

— Отвечу как инженер и человек, прошедший все ступени карьерного роста до руководителя — антикризисного менеджера, и как председатель татарстанского регионального отделения Союза машиностроителей России: я поддерживаю привлечение иностранных инвестиций. Но без государственной поддержки своего машиностроения, высокотехнологичных отраслей России конкурировать не только на мировом, но даже и на внутреннем рынке становится все сложнее. Из своей практики я знаю, что ни один мировой производитель свою лучшую технологию нам не отдаст. К этим инвестициям надо подходить взвешенно и производить их качественную экспертную оценку. Завозятся зарубежные технологии не первой свежести, и генерируется собственная отсталость. При этом не развиваем свои технологии.

Без государственной поддержки своего машиностроения, высокотехнологичных отраслей России конкурировать не только на мировом, но даже и на внутреннем рынке, становится все сложнее. Из своей практики я знаю, что ни один мировой производитель свою лучшую технологию нам не отдаст

Мы пустили в Россию зарубежных производителей и создали им условия практически полного освобождения от некоторых налогов в рамках ТОСЭР или ОЭЗ. Конечно же, это создает неконкурентные условия для нас. А ведь в ряде государств существуют заградительные импортные пошлины, направленные на поддержку отечественных производителей, которые сдерживают экспорт российских товаров. Например, в Республике Узбекистан, с учетом наличия местных производителей, на все импортируемые товары: холодильники, морозильники, газовые плиты существует акциз 30%, плюс НДС — 20%. Местные производители бытовой техники пользуются таможенными льготами на все импортируемые ими материалы и комплектующие, добавляется только НДС в размере 20%. По всем государственным заказам приобретается бытовая техника только отечественных производителей, а также при покупке местных товаров государство предоставляет потребительский кредит с низкой процентной ставкой.

Про Китай я вообще промолчу. Мы свои ввозные пошлины снижаем. А тарифная политика Китая также является очень гибкой. Она направлена на стимулирование экспорта и применение протекционистских пошлин при импорте товаров, производство которых внутри страны нуждается в защите от иностранной конкуренции. Например, импортная пошлина на все виды морозильников в Китае составляет 30%, а в России в зависимости от типа морозильника вертикального или горизонтального действующая ставка составляет 15 и 12% соответственно. Россия и Китай являются членами ВТО, при этом Россия снизила импортную пошлину на морозильники-лари за последние несколько лет с 16 до 12%, а ставка Китая осталась неизменной, что серьезно осложняет конкурентную борьбу с дешевым китайским товаром как на внутреннем рынке, так и на территории ЕАЭС.

Мы же видим: санкции ужесточаются, время идет — требуется введение более энергичных мер поддержки! Нужны дерзкие и быстрые инвестиции.

— В ТОСЭР в Набережных Челнах сейчас работает китайский производитель холодильников. Вы ощущаете конкуренцию? Кто сегодня является основным конкурентом ПОЗиСа?

— Наши конкуренты — абсолютно все производители холодильной техники — отечественные и зарубежные. Конкуренция со стороны иностранных партнеров — да, безусловно, ощущается. Особенно на фоне неравных конкурентных условий, создаваемых, прежде всего, для зарубежных производителей в рамках ТОСЭР и ОЭЗ. Это не значит, что мы «боимся» конкуренции, более того, приветствуем, но условия должны быть равными, еще раз подчеркиваю: равными!

— Зеленодольск по решению Минэкономразвития России получил статус ТОСЭР. Вы не планируете реализовать на территории моногорода проект?

Мы прорабатываем вариант создания совместного предприятия с одной европейской компанией. Сейчас ведем переговоры. Этот проект уже получил поддержку руководства нашей госкорпорации.

Мы прорабатываем вариант создания совместного предприятия с одной европейской компанией. Сейчас ведем переговоры. Этот проект уже получил поддержку руководства нашей госкорпорации

«ПОЗиС абсолютно не испытал на себе минусы санкционного режима»

— В связи с антироссийскими санкциями испытывает ли предприятие проблемы с поставками комплектующих, ведь ПОЗиС использует импортные компрессоры?

— Санкциями занимаются политики . В России, действительно, никто не производит компрессоры, поэтому их приходится закупать за рубежом. Но никаких трудностей с поставками наше предприятие не испытывает. Более того, не секрет, что европейские партнеры (мы используем компрессоры фирмы Embraco) относятся с непониманием к санкциям, инициируемым вокруг России. Для них Россия — это большой рынок, это наши друзья, партнеры. Все наши зарубежные коллеги единодушны во мнении, что политические коллизии не должны влиять на развитие бизнеса. Поэтому ПОЗиС абсолютно не испытал на себе минусы санкционного режима.

Импортные материалы и комплектующие в производстве бытовых и медицинских холодильных приборов занимают 45,5% в общей сумме материальных затрат, что на 2,7% ниже уровня прошлого года. Были годы, этот показатель и 80% достигал. Снизить его ниже 40% — просто нереально. К сожалению, у нас в стране некоторые позиции не производятся или производятся в недолжном качестве. Наибольший удельный вес в импортных комплектующих занимают, экструзионный полистирол, порошковая краска, металлопласт и др.

Тем не менее отмечу: с 2014 года по инициативе ПОЗиСа и нефтехимиков нашей республики разработан перечень поручений по развитию внутриреспубликанской межотраслевой кооперации и организации выпуска импортозамещающей нефтехимической продукции, используемой в производстве холодильной и морозильной техники. Этот перечень утвержден нашим президентом Рустамом Миннихановым.

В составе применяемых нами полимеров, в рамках развития программы импортозамещения и внутриреспубликанской кооперации, существенную долю занимают полистиролы и полиэтилены, производимые на «Нижнекамскнефтехиме» и «Казаньоргсинтезе». Их доля составляет от 14 до 19% в стоимости полимерного сырья в зависимости от модели холодильной техники. Ежегодный объем поставок полимеров достигает 2 600 т в год. Продолжается сотрудничество предприятий по разработке экструзионного, ударопрочного, химически стойкого полистирола марки 825 ESM, аналога, поставляемого компанией BASF.

Совместно с ПАО «Нижнекамскнефтехим» внедрен в производство холодильной техники АВС пластик марки 2332 на основе отечественного каучука. Качество поставляемой продукции удовлетворяет требованиям конструкторской документации. Экономический эффект от перехода с пластика АВС KUMHO производства Южной Кореи на пластик АВС 2332 производства «Нижнекамскнефтехима» за 2016 год составил 39 млн рублей.

«Сокращение продаж отражается на объемах производства и ощущается всеми производителями бытовой холодильной техники, подтверждение тому статистика производства и продаж. Люди сегодня выбирают не модель холодильника, а цену». Фото предоставлено АО «ПОЗиС»

«Люди сегодня выбирают не модель холодильника, а цену»

— Сколько холодильников ежегодно выпускает предприятие? Растет или сокращается это количество?

— По итогам 2016 года ПОЗиС произвел около 400 тыс. штук холодильной техники на общую сумму 5,1 млрд рублей. Темп роста к 2015 году составил 107,5%. Львиную долю из них заняли бытовые холодильники. Динамичный рост показали сегменты медтехники и винных шкафов.

В этом году мы произведем меньше холодильной техники, что обусловлено общеэкономической тенденцией. Спад производства бытовых холодильников и морозильников, начавшийся в 2013 году, продолжается. Согласно исследованиям рынка бытовых холодильников, в основе этого снижения лежит спад потребления, который был вызван сокращением реальных доходов населения. Реальные доходы россиян даже в консервативном сценарии снизятся на 0,2% в 2017 году. В связи со снижением потребительского кредитования снижается спрос на продукцию длительного пользования. Люди сегодня выбирают не модель холодильника, а цену.

— Основное преимущество зеленодольских холодильников — низкая цена?

— Нет, у нас не самая низкая цена. Преимущества холодильной продукции ПОЗиС — широкий модельный ряд, высокое качество и наличие сервиса. Кстати, мы даем гарантию на холодильники до 5 лет — такого уже почти не встретишь.

«Транспортные расходы в разы дороже, чем наши холодильники»

— По итогам 2017 года на какой объем выручки вы планируете выйти?

— Этот год для нас стал действительно непростым. Тем не менее, если в 2016 году выручка от продажи продукции, работ и услуг составила 9,86 млрд рублей, то по итогам 2017 года, с учетом экспортных поставок, мы планируем выйти на уровень более 10 млрд рублей.

— Куда вы экспортируете свою продукцию? Меняется ли этот перечень стран? Появляются ли новые рынки?

— ПОЗиС — глубоко диверсифицированная компания. Есть экспорт продукции военного назначения, осуществляемый вместе с коллегами из АО «Рособоронэкспорт». С 2016 года впервые начали экспортировать продукцию, разработанную специалистами нашего инженерного центра, — это направление имеет хорошие перспективы.

А гражданскую продукцию мы экспортируем более чем в 10 стран ближнего и дальнего зарубежья. Среди новых рынков — прибалтийские страны, Молдавия, Армения. Приоритетными остаются Казахстан, Узбекистан, Азербайджан. Доля экспорта по итогам 1-го полугодия составила 12%. В предыдущие годы, когда соотношение рубля и доллара было более крепким, мы с трудом успевали выполнять заказы западных коллег.

«Гражданскую продукцию мы экспортируем более чем в 10 стран ближнего и дальнего зарубежья. Среди новых рынков — прибалтийские страны, Молдавия, Армения»

Правительством РФ только сейчас принято решение о поддержке несырьевого экспорта, то есть высокотехнологичных продуктов, по субсидированию транспортных расходов. Тарифы монополиста — РЖД — абсолютно не конкурентны. За последние 5-6 лет тарифы на железнодорожные перевозки суммарно выросли на 70%. При этом скорость движения вагонов сокращается. По оценкам экспертов, сейчас они двигаются со скоростью 40 км/ч. Поэтому, несмотря на то, что у нас имеется возможность наращивать экспорт и продукция сертифицирована в Евросоюзе, о резком увеличении поставок речи не идет. Мы первыми из российских производителей холодильной техники попали на площадку Alibaba.com. И откуда только нет запросов на нашу продукцию — Латинская Америка, США. Но когда мы начинаем подсчитывать транспортные расходы, понимаем, что они в разы дороже, чем наши холодильники. Поэтому нам очень сложно поставлять товар дальше стран СНГ. Хотя в конце прошлого года отгрузили партию холодильной техники в Израиль. Есть большой спрос на нашу холодильную медицинскую технику в Индии. Мы регулярно участвуем в специализированных рейтинговых выставках в Дюссельдорфе, Дубае, Иране, и там собираются все мировые потребители медицинской техники.

«Холодильник — очень консервативный продукт»

— Куда движется холодильная мода?

— Холодильник — очень консервативный продукт. Его главное назначение — сохранять продукты свежими. А остальное — всякая цифровая индикация, no frost и тому подобное – это все маркетинговые уловки. Гораздо важнее для холодильника уровень его энергопотребления и применение экологически безопасных технологий. Мы находимся в общемировом тренде.

— То есть увеличиваете энергосберегающие и экологические свойства холодильников?

— Да, выпускаем холодильники уровня А+ по энергосбережению. Следующий шаг — холодильники А++. В 2015 году мы завершили масштабную модернизацию холодильного производства. В результате этой работы мы совершили переход на энергоэффективные, экологически безопасные технологии с внедрением углеводородного вспенивателя на основе пентанов и хладагента изобутана. Проект направлен на создание экологичных, ресурсосберегающих «зеленых технологий», а также оборудования, отвечающего основным требованиям, предъявляемым к современной холодильной технике. Сегодня все наши холодильники производятся с применением озонобезопасного, экологически чистого хладагента R600а (изобутан).

«Я не могу сказать, что у нас не хватает специалистов как на других предприятиях»


«Преимущества холодильной продукции ПОЗиСа —широкий модельный ряд, высокое качество и наличие сервиса». Фото предоставлено АО «ПОЗиС»

— Ощущает ли предприятие дефицит квалифицированных кадров?

— Я не могу сказать, что у нас не хватает специалистов, как на других предприятиях. Мы планируем расширять производство, поэтому, да, безусловно, квалифицированные (подчеркну — именно квалифицированные) кадры нужны. ПОЗиС — один из лидеров в профподготовке. Работа ведется уже длительное время. Организовав, при поддержке руководства Татарстана, целенаправленную системную работу с Казанским национальным исследовательским техническим университетом имени А.Н. Туполева — КАИ, предприятие внесло весомый вклад в создание сначала представительства, а затем филиала университета в городе Зеленодольске. В 2009 году он получил статус Института машиностроения и информационных технологий. Здесь с 2000 года организована подготовка инженерных кадров. За этот период по профильным специальностям только в заводских группах прошли подготовку 84 специалиста, большинство из которых сегодня успешно трудятся в качестве инженеров-конструкторов, инженеров-технологов, руководителей среднего звена в цехах и отделах нашего объединения.

Логичным итогом развития сотрудничества с КНИТУ-КАИ стала организация кафедры на базе предприятия. Кафедра технической подготовки и организации производства позволит не только обобщить и систематизировать всю совместную с вузом работу, но и предоставит возможность проводить со студентами опытные, научно-исследовательские и конструкторские работы, а также практические занятия с непосредственным вовлечением студента в производственный процесс.

С 2012 года на базе Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий КНИТУ-КАИ успешно работают специальные машиностроительные классы «Инженеры будущего». В школах ученики 9—11 классов углубленно изучают физику, математику, черчение, основы начертательной геометрии. Крайне необходимо восстановить черчение в школьной программе! Так как мы производим медицинскую технику, в этом году мы открываем классы «Доктора будущего». Это только наша инициатива, поддержит ли нас КГМУ, посмотрим. В этих классах предусмотрено изучение физики, биологии, химии.

— Сколько всего сейчас человек работают на заводе? Какая средняя зарплата?

— На предприятии работают 5 тыс. человек, и среди них порядка 800 жителей Марий Эл — из Волжска в основном. Эта стабильная цифра, волжане работают у нас постоянно — в силу географической близости и хороших условий труда. Причем практика эта существует уже много десятилетий. Хочу отметить, это очень трудолюбивые люди. Было время, порядка трех тысяч к нам ездили. Также в моменты пиковых нагрузок на производство мы практикуем привлечение рабочей силы через аутстаффинговые агентства. Но это незначительное количество — в пределах 1—1,5% от общей численности заводчан.

Средняя зарплата в первом полугодии 2017 года составила почти 27 тыс. рублей, темп роста — 113,7%. У нас ежегодно проводится индексация должностных окладов и ставок всех работников. В 2016 году на эти цели было направлено более 80 млн рублей.

«Я никогда не «назначал» себя «красным» директором!»

— Вы как-то сказали, что вас называют «красным директором». Это лестно?

— Как человек, не один десяток лет проработавший в отечественном машиностроении, осваивавший инвестиции совместно с зарубежными компаниями, удивительно, но я никогда не «назначал» себя «красным» директором! Так меня называют заочно ряд коллег и представителей СМИ, видимо, прежде всего причисляя к руководителям советского периода. Вот «древним генеральным директором» — да, называл.

Я никогда не удовлетворен достигнутым и того же требую от наших специалистов. Ведь если ты будешь удовлетворен достигнутым, результата не будет

Работая здесь, на ПОЗиСе, почти 20 лет, я всегда стремлюсь внедрить самое лучшее оборудование и технологии для поднятия производительности труда, повышения качества, снижения себестоимости, обеспечения конкурентности. А по производству холодильной техники, будь это мое собственное предприятие, давным-давно бы уже создал совместное предприятие с одной из крупных мировых компаний. Тем более что опыт подобного сотрудничества у нас есть. Но высокими технологиями управляет человек. Поэтому где бы ни работал, стремился создать нормальные условия труда профессионального развития для работников. Я «красный» директор?

Я никогда не удовлетворен достигнутым и того же требую от наших специалистов. Ведь если ты будешь удовлетворен достигнутым, результата не будет. Именно поэтому в компании POZIS уделяется огромное внимание внедрению новых технологий, более высоких стандартов качества и безупречности производственных отношений. И, главное, нам это удается.

«В компании POZIS уделяется огромное внимание внедрению новых технологий, более высоких стандартов качества и безупречности производственных отношений. И, главное, нам это удается». Фото предоставлено АО «ПОЗиС»

При этом мы не требовали, как сейчас некоторые зарубежные компании, налоговые преференции. Но законы экономики требуют равных условий конкуренции. В противном случае профессиональная занятость в Зеленодольске заметно изменится: будут перепродавать импортное. Да и боеприпасы те же импортировать. Этого нельзя допустить!

Евгения Газизова, фото Максима Платонова
ПромышленностьОПК
комментарии 7

комментарии

  • Анонимно 30 окт
    Уважаемый ПОЗИС и директор, пару лет назад писал вам рекомендацию унифицировать по размерам и дизайну хотя бы одну модель холодильника и морозильника, чтобы можно было, поставив их рядом, получить добротную систему side-by-side. Дизайн ваших изделий уже вполне соответствует, так что такую "фишку", как у Либхерр, но с гуманным ценником, сделать, думаю, реально.
    Ответить
    Анонимно 30 окт
    Разве такого у них еще нет?
    Ответить
    Анонимно 30 окт
    Судя по сайту - нет. В интервью БО некоторое время назад директор обмолвился, что планируется это, но время идет, а продукта нет. Сайдбайсайд - специфический продукт, берут в основном в свои дома или в большие квартиры. Но китайцы вовсю уже делают, и сам лично взял Шиваки - работает и хорошо. Либхерр за 80 тыс не потянул)), а до повышения за 40 - не успел, жалею до сих пор. Идея классная, подумал, что сам такое соберу, вот только найду у кого холодильник и морозильник одинакового размера и дизайна - сайт ПОЗИСа показал, что у них там зоопарк по размерам и внешнему виду, у других местных и белорусов - аналогично, даже странно, что гениальную идею только немцы реализовали.
    Ответить
    Анонимно 01 нояб
    Я так Бирюсу купил. Не помню точно названия моделей, по 1,5 метра высотой. Одна морозилка с ноу фростом, второй просто холодильник. Сверху поставил телек и мироволновку. Получилось красиво.
    Ответить
  • Анонимно 30 окт
    Помню был позисовский морозильник, в годах 1997-1998, чинили раза 4, потом продали
    Ответить
    Анонимно 30 окт
    Позис конкурентоспособен только в ценовой политике, а так качеством уступает
    Ответить
    Анонимно 30 окт
    у нас холодильник от них уже не первую десятку работает, очень даже норм
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии