Новости раздела

КМПО на выданье: найдет ли владелец «Казанькомпрессормаша» $100 млн на новый союз

Российская промышленная Группа ГМС, которая приобрела в 2012 году «Казанькомпрессормаш», обсуждает возможность альянса с Казанским моторостроительным производственным объединением. Источники «Реального времени» утверждают, что ГМС может интересовать 49,2% акций, принадлежащих госхолдингу «Связьинвестнефтехим». Даже называется возможная цена — $100 млн. Что интересно, этим летом другие 48,5% акций были консолидированы у другого загадочного акционера — «Инвест-Групп». Правда, в последнее время между КМПО и ККМ возникли трения, а у самой Группы ГМС из-за миллиардных долгов может не хватить денег на поглощение казанского партнера в этом году.

Собиратели госпакетов КМПО

Летом этого года миноритарный акционер Казанского моторостроительного производственного объединения (КМПО), АО «Инвест-Групп», консолидировал у себя пакет акций, близкий к контрольному. В течение марта — июня компания увеличила свою долю в капитале предприятия с 23,7% акций до 48,5%, выкупив 24,9% акций у АО «Региональная финансовая компания». Таким образом, КМПО оказалось в руках двух равновеликих акционеров, каждому из них не хватает буквально пары процентов для обладания контролем над гордостью татарстанского моторостроения.

По данным ЕГРЮЛ, «Инвест-Групп» принадлежит екатеринбургскому АО «Антей» — оно, однако, ликвидировано в июне 2016 года. Данных о новых владельцах в системе «Спарк» нет, «Антей» принадлежал кипрской Krystrada Investments Limited. Директором «Антея» ранее был Юрий Кравцов, который является одним из учредителей коттеджного поселка «Атлашкино», а также еще 14 компаний в Свердловской и Калужской областях, а также в Москве и Московской области. Офшор на офшоре и офшором погоняет. Отметим, что знакомые Кравцова планировали запустить девелоперский мегапроект на территории КМПО. Связаться с представителями Кравцова не удалось, сотовый был отключен.

Вторым акционером, как известно, с пакетом акций в 49,2% акций является Sinek Investment & Development Limited, «дочка» госхолдинга «Связьинвестнефтехим». СИНХ перевел госпакет КМПО на кипрскую дочку с английского офшора Джерси еще в 2013 году.

Покупатель «Казанькомпрессормаша» готов раскошелиться?

Как рассказал источник, близкий к предприятию, последние пертурбации с акциями не случайны. Правительство Татарстана, которое через «Связьинвестнефтехим» владеет 49,2% акций, готовится продать его. Причем даже называется возможный покупатель — московская группа «Гидромашсервис».

Если покупка состоится, то это будет вторая по счету сделка правительства РТ с Группой ГМС: пять лет назад компания приобрела госпакет «Казанского завода компрессорного машиностроения», после чего выкупила миноритарные доли, консолидировав 77,8% акций предприятия за $167 млн. По словам источника, знакомого со сделкой, госпакет в 49,999% акций, которыми с начала 2012 года владела созданная холдингом Sinek Investment & Development Limited, зарегистрированная на острове Джерси, был выкуплен примерно за $100 млн, после чего ГМС нарастила его за счет выкупа блокирующего пакета акций у менеджмента завода, в том числе и у экс-гендиректора Ибрагима Хисамеева, покинувшего завод после 25-летнего руководства в знак протеста.

Перевод акций КМПО из английской юрисдикции на Кипр повторяет схему предпродажной подготовки ККМ, поэтому эти действия с бумагами КМПО могут быть сигналами к оформлению сделки КМПО, считают собеседники «Реального времени». Правда, это было сделано уже загодя.

ГМС хочет стать опорным поставщиком «Газпрома»

«Насколько я знаю, Группа ГМС хочет заниматься только газоперекачивающими агрегатами, т.е. собирать технику только для «Газпрома». А для других заказчиков из числа нефтепереработчиков, нефтехимиков и металлургов не выполнять работы, чтобы не было головной боли. Такова их позиция», — утверждает источник. По его мнению, чтобы стать опорным поставщиком «Газпрома» на рынке ГПА Группе ГМС необходимо усилить имеющиеся активы по выпуску центробежных компрессоров приобретением КМПО как производителя газотурбинных нагнетателей. В этом случае Группа ГМС получит полную производственную цепочку в Татарстане для выпуска ГПА для нужд газового монополиста страны.

Сегодня «Газпром» размещает тендеры на изготовление 40—50 ГПА общей стоимостью 20 млрд рублей, из которых 40% выполняет пермское НПО «Искра». Остальной объем делят между собой Казань, Рыбинск и Москва. По словам заместителя генерального конструктора — главного конструктора по ТЭК НПО «Искра» Сергея Бурдюгова, сейчас созданы благоприятные условия для отечественных поставщиков ГПА. Теперь, как известно, европейские санкции запрещают зарубежным производителям реализовывать технику для российского ТЭК, а «Газпром», в свою очередь, наложил запрет на закупки украинских ГПА, прежде всего Сумского НПО им Фрунзе, которое до 2014 года «отъедало» значительную часть заказов «Газпрома». Одним словом, газпромовский рынок закрыт для конкуренции извне, что позволяет чувствовать себе комфортно отечественным производителям ГПА.

Джентльменский альянс испортил Ямал

Впрочем, уже сейчас КМПО и «Казанькомпрессормаш» работают в тандеме при выполнении заказов на строительство и поставку ГПА для нефтегазовых компаний страны, находясь в перекрестном управлении. Гендиректор КМПО Дамир Каримуллин с 2015 года входит в совет директоров «Казанькомпрессормаша», а главный управляющий директор бизнес-единицы «ГМС Компрессоры» Юрий Скрынник входит в органы управления КМПО.

«У них и без этой покупки давно сложился альянс между КМПО и ГМС, — говорит представитель пермского НПО «Искра», занимающего 40% рынка ГПА России. — Но сейчас между ними есть определенные противоречия. Когда КМПО имеет головной заказ (т.е. выступает головным поставщиком ГПА), то они хотят приобрести компрессор дешевле обычного, но у них не всегда получается добиться своего. А если КМПО войдет в состав ГМС, тогда ни о каких переговорах по цене поставки компрессоров не может быть и речи. Это не такой простой вопрос, как кажется на первый взгляд».

Впервые серьезные трения возникли при исполнении контракта на поставку очередной партии ГПА мощностью 16 МВт для ОАО «Арктическая газовая компания» (СП «Газпром нефти» и «Новатэка») стоимостью 3,25 млрд рублей. Как уже рассказывало «Реальное время», 30 июня этого года КМПО было признано победителем одного из серии аукционов на изготовление нового газоперекачивающего оборудования для магистральных газопроводов абсолютно нового Яро-Яхинского нефтегазоконденсатного месторождения (введено лишь в апреле 2015 года). По словам источника, близкого к «Казанькомпрессормашу», изначально поставщиком компрессоров должен был стать Казанский компрессорный завод, но в итоге контракт был подписан с питерским «РЭП-Холдинг» (входит в структуру «Газпромбанка»). «КМПО впервые отказалось от сотрудничества с ККМ», — говорит он.

Красная цена

Несмотря на это, правительство РТ определило предварительную цену на уровне в $100 млн. «Это сопоставимо со стоимостью госпакета «Казанькомпрессормаша» пятилетней давности. Безусловно, это заниженная цена», — отмечает собеседник «Реального времени». Источник, близкий к властям РТ, подтвердил, что слышал о готовности продать КМПО, объяснив сделку необходимостью средств. «Но до документального оформления и соглашений, насколько знаю, еще не дошло», — констатировал он.

Правда, генеральный директор «Связьинвестнефтехима» Валерий Сорокин отреагировал на вопрос о сроках продажи КМПО уклончиво. «Если вам об этом говорят источники — пишите. Но мне об этом ничего неизвестно», — сказал он. Иначе говоря, не подтвердил, не опроверг инсайдерскую информацию. Пресс-служба Группы ГМС оставила тему без комментариев, а в КМПО ответили, что «вопрос не к нам».

Валерий Сорокин не подтвердил и не опроверг инсайдерскую информацию. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Кредитная нагрузка в 16 миллиардов

Между тем участники рынка ГПА полагают, что сделка может состояться не сейчас, а только в 2018—2019 годах. Причина тому — нехватка средств у стратегического партнера КМПО. «Если бы у ГМС были бы деньги, то они прямо сейчас и купили. Но у них долги», — говорит собеседник «Реального времени». По данным самой Группы ГМС, чистый долг группы по итогам первого полугодия 2016 года составил 12,752 млрд рублей, общий долг — 16,113 млрд рублей (эти цифры раскрывались при размещении облигационного займа на 3 млрд рублей, — прим. ред.).

«Вероятно, что долговая нагрузка претендентов может стать одним из факторов, который окажет влияние на сделку, но его значение не стоит переоценивать, — считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. — Во-первых, это будет лишь один из параметров, по которому могут оценивать претендентов, во-вторых, скорее всего, условия сделки будут учитывать это, и вряд ли будут отвергать тех потенциальных покупателей, у которых есть такая нагрузка. Главное, чтобы эта нагрузка не легла на приобретаемый актив, но маловероятно, что это произойдет, так как это может быть прописано в условиях сделки».

«Учитывая, что рассматривается возможность проведения сделки в 2018—2019 годах, маловероятно, что ее будут проводить в текущем году, — продолжает Дмитрий Баранов. — К ней может быть не готов и покупатель, и продавец, да и сам актив может быть недостаточно подготовлен к продаже. Не стоит забывать и о необходимости получить все необходимые разрешения, на что тоже потребуется время. И экономическая ситуация изменится через год-два, что также может оказать влияние на сделку, оценку и стоимость актива, и хотя полностью продажу в текущем году исключать нельзя, но, скорее всего, логичным будет реализовать ее в будущем. Кстати говоря, и долговая нагрузка претендентов может измениться к тому моменту».

Крупнейшие производители рынка ГПА уверены, что сделка ГМС по приобретению КМПО не изменит их позиции на рынке. «С чего это произойдет перераспределение позиций на рынке ГПА? — недоумевает заместитель генерального конструктора — главного конструктора по ТЭК НПО «Искра» Сергей Бурдюгов. — Производственные площади как были, так и остались. Не думаю, что эта сделка что-то изменит. Есть еще и другие конкуренты — Рыбинск, Москва».

Луиза Игнатьева
Справка

Согласно данным с сайта Центра раскрытия информации, в прошлом году 97,8% акций ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение» владели три юрлица. 49,2% принадлежали кипрской Sinek Investment & Development Limited. Еще 24,9% принадлежали екатеринбургскому ЗАО «Региональная финансовая компания», а 23,7% — московскому АО «Инвест-Групп». Отметим, что Sinek Investments & Development владел своей долей с декабря 2013 года, «Региональная финансовая компания» — с мая 2011 года, а «Инвест-Групп» — с мая 2008 года.

На данный момент АО «Инвест-Групп» принадлежит и почти вся доля «Региональной финансовой компании» — 48,5%. Доля в 0,1%, ранее принадлежавшая ей, перешла другому акционеру. Изменения эти произошли в период с марта по июнь 2017 года.

Отметим, что сама «Региональная финансовая компания», судя по данным системы «Спарк», прекратила деятельность 23 июня 2017 года при присоединении — правопреемником стало, собственно, АО «Инвест-Групп», которому и перешла доля «Региональной финансовой компании».

ПромышленностьМашиностроение

Новости партнеров