Новости раздела

Осторожно в соцсетях: как ростовщики и банки собирают историю заемщика

Стартаперы разрабатывают финтех-проекты для оценки кредитоспособности

Правоохранительные органы давно предупреждают о необходимости осторожного поведения в соцсетях: не следует сообщать о дорогих покупках или выкладывать фото из зарубежных поездок. Такая информация может заинтересовать грабителей. Впрочем, такие данные могут помочь получить кредит в банке или микрофинансовой организации. Эти структуры внимательно изучают все открытые данные будущего клиента. При этом методы используются разные — от высоких технологий до простых тестов, позволяющих выяснить, своя квартира у заемщика или съемная. Подробнее в материале «Реального времени».

Главное — не наследить

Для оценки платежеспособности заемщика применяются скоринговые программы. Они исследуют любые следы, которые люди оставляют в интернете. Например, вбив в поисковик номер телефона заявителя, можно обнаружить поданные им объявления или любую другую информацию. Также в поисковик может вводиться имя, фамилия заявителя и город его проживания. В итоге программа может обнаружить какую-либо важную информацию о потенциальном заемщике. Обязательно совершается проверка паспортных данных по базе УФМС, делается запрос на сайте судебных приставов и налоговой службы.

Для оценки кредитоспособности разрабатываются финтех-проекты. Можно вспомнить совместный проект Mail.ru Group и бюро кредитных историй «Эквифакс» для российской банковской системы — предсказательную модель оценки кредитных рисков. Эксперты Mail.ru Group совместно с аналитиками «Эквифакса» провели оценку рынка розничного кредитования, выявив высокорисковые сегменты, которых избегают основные игроки. Этот проект, как и западные аналоги, использует систему искусственного интеллекта для оценки уровня риска заемщиков, признанных нежелательными традиционными методами. Эффект для участников финансового рынка состоит в возможности выйти в новые сегменты кредитования, получить минимальную стоимость риска, повысить approval rate (уровень одобрения заявок). Mail.ru Group уже имеет клиентов, пользующихся новым сервисом, но их имена и стоимость услуги не раскрываются.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Ян Арт: «База данных кредитных историй за несколько лет показывает реальную картину платежного поведения человека».

Банки, как более консервативные структуры, предпочитают сервисы, основанные на анализе кредитных историй. Многие банки используют разработки Национального бюро кредитных историй (НБКИ), к примеру, скоринг-бюро, созданное совместно с американской компанией FICO.

«НБКИ ушло далеко вперед по различным механизмам оценки, — говорит вице-президент Ассоциации региональных банков России Ян Арт. — Они используют системный подход, много методик оценки и мониторинга. Их разработками пользуются многие банки. База данных кредитных историй за несколько лет показывает реальную картину платежного поведения человека».

На сайте НБКИ описаны подробные характеристики скоринг-бюро. Этот инструмент оценивает «риск дефолта» заемщика, то есть потенциальную возможность исполнения заемщиком своих обязательств по выплате кредита, на основании данных, содержащихся в бюро кредитных историй и отражающих его поведение в прошлом. Услуга разработана для скоринговой оценки заемщиков — физических лиц.

Скоринговая модель оценки позволяет прогнозировать несоблюдение платежных обязательств заемщика и ранжировать заемщиков в соответствии с вероятностью их выхода на просрочки. Значение скоринга заемщика рассчитывается исключительно на основе информации, содержащейся в кредитной истории, которая преобразуется в скоринговый балл, находящийся в интервале от 300 до 850 так, что «добросовестным» плательщикам присваивается наивысший балл, а «недобросовестным» — низший, тем самым ранжируя заемщиков в соответствии с их относительным риском.

«Несколько лет назад дополнительным элементом оценки клиента стало изучение его профиля в соцсетях. На Западе уже в течение нескольких лет многие компании активно используют сведения из соцсетей в тех случаях, когда нужно оценить кредитоспособность клиента».

«Мы все в соцсетях красивые, успешные — то есть такие, какими хотим казаться»

Несколько лет назад дополнительным элементом оценки клиента стало изучение его профиля в соцсетях. На Западе уже в течение нескольких лет многие компании активно используют сведения из соцсетей в тех случаях, когда нужно оценить кредитоспособность клиента. К примеру, старт­ап Lenddo, выдавая кредиты, с 2011 года стал руководствоваться в том числе и анализом профиля заемщика в какой-нибудь или сразу нескольких соцсетях. В 2012 году компания Kreditech (Германия) приступила к выдаче небольших займов на основе данных из соцсетей пользователя и после проведения анализа сделанных им на сайтах еBay и Amazon покупок.

Банки, правда, открещиваются от такой практики. В «Промсвязьбанке» рассказали, что по физическим лицам банк информацию в соцсетях не анализирует. Анализируется кредитная история в БКИ, анкетные данные клиента, проводится внешний андеррайтинг. По юридическим лицам банк изучает общедоступную информацию в интернете.

Хотя глава отделения «Банк Татарстан» Рушан Сахбиев в одном из интервью рассказывал о методах оценки рисков: «Кредитная история — это только один из множества элементов оценки риска. Например, как вы платите налоги, жилищно-коммунальные услуги? В каком районе вы проживаете? Насколько давно работаете на этом рабочем месте? Вплоть до того, насколько часто вы меняете номер мобильного телефона, какие ваши социальные профили в «ВКонтакте», «Фейсбуке» и т. д.».

Ян Арт признает, что метод оценки клиентов по соцсетям банки используют. Правда, относит эту технологию скорее к элементу моды: «Греф заявил, что через 28 лайков мы можем узнать о человеке все. Это российская привычка упереться в какую-то одну идею и поднять ее до абсолюта. Конечно, соцсети — это полезный инструмент, но нельзя ими ограничиваться. Мы все в соцсетях красивые, успешные — то есть такие, какими хотим казаться».

Олег Тихонов/realnoevremya.ru
Рушан Сахбиев: «Кредитная история — это только один из множества элементов оценки риска. Например, как вы платите налоги, жилищно-коммунальные услуги? В каком районе вы проживаете? Насколько давно работаете на этом рабочем месте?»

МФО не отрицают, что просматривают странички и посты в интернете.

— В 2012 году основатели компании Kreditech поняли, что весь огромный объем информации, который есть в социальных сетях, в онлайн-магазинах, у мобильных операторов, может быть использован для оценки кредитоспособности заемщика, — рассказывает генеральный директор «Кредитех Рус» Дмитрий Селиванов. — Изначально идея основателей была в том, чтобы создать систему скоринга и продавать свои услуги банкам, b2b-бизнесу. Но банки оказались не готовы к таким изменениям, поэтому модель стали применять сами, выдавая краткосрочные и долгосрочные займы.

Система скоринга Kreditech анализирует огромное количество параметров данных, в том числе из социальных сетей. Например, только из одной социальной сети Facebook можно получить несколько сотен параметров: контакты пользователя, его друзей, информацию о занятиях и т. д. Очень большую роль играют поведенческие факторы, в частности, как пользователь заполняет нашу анкету. Но соцсети — лишь небольшой источник информации, помимо них используются другие данные — поведенческие при заполнении анкеты, информация из кредитных бюро и других источников (сотовые операторы и т.п.), данные, которые пользователь сам указывает в анкете, проводится идентификация по СНИЛС, — отмечает Дмитрий Селиванов.

По словам руководителя по управлению рисками сервиса онлайн-кредитования MoneyMan Ирины Хорошко, современные финтех-компании используют несколько тысяч параметров, которые позволяют компании оценить платежеспособность клиентов.

При оценке платежеспособности клиента MoneyMan использует собственную инновационную модель оценки рисков «Скоринг 8.0». Модель применяет технологии множественного поиска, данные внешних источников, например, данные всех БКИ, информацию о платежах пользователей на счета мобильной связи, поведения в сети интернет, в том числе и в социальных сетях. Анализируется не только процесс заполнения кредитной заявки, но и с какого устройства она заполнялась, как часто человек бывает в роуминге и многое другое.

Информация из социальных сетей имеет значение при принятии решения о выдачи займов, но это не основной фактор, подчеркивает Ирина Хорошко. Главное для компании — финансовая надежность клиента. Соцсети выступают еще одним инструментом при анализе личности заемщика.

Секреты идеального аккаунта

На что обращают внимание кредиторы, изучая профиль клиента в соцсетях?

Некоторые компании, в том числе Lenddo из Сингапура и американские Moven и Score Assured, производят поиск и анализ по ключевым словам. Например, если человек слишком часто использует слова «пьянка» или «вечеринка» — он не очень надежный заемщик, сообщает портал Lifehacker. Компания Hello Soda пошла еще дальше: она разработала технологию под названием PROFILE, которую предлагает другим кредиторам. «Она анализирует полное социальное присутствие требуемого лица, изучая язык и действия клиента в социальных сетях, чтобы помимо прочего, определить жизненные события, даты получения зарплаты, место жительства, возраст, занятость и в результате вычислить социальный показатель кредитоспособности», — утверждает портал.

«Самые значимые параметры — это семейное положение, количество друзей и кто они, чем пользователь занимается, какие у него публикации постов или репосты», — говорит Дмитрий Селиванов.

— На основе анализа открытых данных в социальных сетях в виде публикаций, фотографий, членства в группах можно получить сведения о социальном и поведенческом профиле заемщика, — объясняет Ирина Хорошко. — Если говорить про идеальный аккаунт, то пользователь должен быть активным пользователем сети, иметь много друзей, размещать фотографии и новости, быть членом различных групп. Хорошо, если это информация про финансы и экономику, путешествия и спорт, культуру и дизайн. Хорошим сигналом для компании будут фотографии из заграничных поездок, размещение геотегов и др. Если страница потенциального заемщика полупустая, нет свежих фотографий и активностей, а также человек входит в группы типа «антиколлекторы» или «как не платить по кредитам», то это негативный фактор.

«Социальные сети позволяют построить определенные «круги» знакомств: люди с похожим поведением объединяются в группы для общения. Как правило, люди с высокой платежеспособностью общаются с себе подобными, с плохой дисциплиной — аналогично, — делится наблюдениями главный исполнительный директор ООО «Домашние деньги» Андрей Бахвалов. — На основании этого вывода определяются факторы для скоринговых моделей. Например, вероятность выхода в дефолт заемщика, который вращается в кругу должников, на 75% выше в сравнении с заемщиком, круг знакомств которого состоит из платежеспособных друзей».

Биометрия в помощь или Где ножницы?

Некоторые МФО используют достаточно нестандартные скоринговые модели.

Так, по словам Андрея Бахвалова, некоторые МФО внедряют визуальный скоринг. Несмотря на свою простоту, он позволяет достичь высоких результатов в оценке заемщика. В ходе визуального скоринга специалист оценивает состояние жилья, ориентированность клиента в районе проживания, поведение в квартире и т. д. Подобный метод позволяет избежать ситуации, когда заемщик снял недвижимость на пару дней для того, чтобы, получив заем, «исчезнуть» из поля зрения кредитора. Благодаря визуальному скорингу МФО удается пресечь оформление мошеннических займов. Каждый месяц анкета визуального скоринга обновляется и дополняется вопросами. Визуальный скоринг имеет высокую значимость для скоринговых моделей и является одним из важнейших элементов системы принятия решений.

Например, дать ножницы по просьбе агента смогли 87% потенциальных клиентов, у остальных тот вопрос вызвал затруднение. Отсутствие зубных щеток в квартире было замечено у 12%. Вопрос о соседях вызывает затруднение у 15%. «Такие неожиданные вопросы помогают повысить эффективность скоринга и, как следствие, снизить долю дефолтных платежей в среднем на 5%», — рассказывает Андрей Бахвалов.

Российский стартап FscoreLab предлагает кредиторам оценивать заемщика по фотографии. По словам генерального директора проекта Никиты Николаева, сервис использует нейросеть, обученную на 600 тыс. реальных случаев по выплате кредитов, взятых из баз бюро кредитных историй. Программа изучила фотографии людей с просрочкой по кредитам и без нее и самостоятельно выявила черты, свойственные лицам должников, следует из описания сервиса.

Пользователи могут либо ввести обычные данные для скоринга вместе с фото, либо загрузить только фотографию. Монетизироваться сервис планирует с помощью проектов скоринга «под ключ» для крупнейших банков.

Евгения Газизова
ЭкономикаБанкиТехнологииIT

Новости партнеров