«ВИМ-Авиа» пришла за топливом в «Татнефть»?
Из-за задержек рейсов, вызванных нехваткой топлива, авиакомпания могла обратиться за помощью к правительству Татарстана, но официально хранит молчание
Авиакомпания «ВИМ-Авиа» уже не первый день испытывает проблемы с задержками рейсов: только за минувшие выходные перевозчик задержал около 20 рейсов по различным направлениям. В «ВИМ-Авиа» объяснили проблемы «традиционным сезонным спадом» и заявили, что работают над урегулированием ситуации и привлечением помощи. СМИ называют вполне конкретных «спасителей» для компании с пропиской в Богатых Сабах: правительство Татарстана, ПАО «Татнефть» и связанный с ней банк «Зенит». Кроме того, авиакомпанией заинтересовались и правоохранительные органы. Подробности о том, что происходит с перевозчиком, в материале «Реального времени».
Постоянство задержек
В субботу в московском аэропорту «Домодедово» отложили на неопределенный срок 14 рейсов авиакомпании «ВИМ-Авиа». Отложены как внутрироссийские — в Симферополь, Магадан, Благовещенск, Санкт-Петербург, Сочи и Краснодар, так и международные рейсы на ряд популярных курортов. В воскресенье был задержан вылет четырех рейсов авиакомпании «ВИМ-Авиа» из турецкой Антальи в Домодедово и одного — в Пулково. Во многих случаях задержки составляли до 9 часов.
Сейчас, согласно данным онлайн-табло аэропорта Домодедово, базового аэропорта для «ВИМ-Авиа», в состоянии задержки находятся еще пять рейсов авиакомпании из Антальи, Сочи и Еревана, время опоздания составляет от одного до 12 часов. В связи с опозданиями Минтранс РФ поручил возобновить работу антикризисного штаба по ситуации с «ВИМ-Авиа».
Отметим, что это не первый случай массовых задержек рейсов «ВИМ-Авиа» за последние несколько месяцев. В июне несколько «курортных» рейсов задержали более чем на полдня, также на 2,5 часа задержался рейс на китайском направлении, только-только запустившемся из Казани. В результате «ВИМ-Авиа» значительно сократила чартерную программу. Тогда в компании объяснили ситуацию тем, что в парк перевозчика после прохождения ТО не вернулись более 10 самолетов Boeing.
В вопросе задержек «ВИМ-Авиа» отличается завидным постоянством: по данным Росавиации, в августе авиакомпания задержала 59 рейсов более чем на два часа — ровно столько же, сколько и в июле, и на четыре больше, чем в июне. При этом в июне авиакомпания вошла в тройку лидеров по доле задержанных рейсов. По заявлению Минтранса РФ, Росавиации поручено ввести ограничение глубины продаж билетов для «ВИМ-Авиа».
«Традиционный спад» и многомиллионные долги
Согласно заявлению авиакомпании, задержки связаны с «традиционным сезонным спадом, что привело к спорам хозяйствующих субъектов». Компания провела ряд консультаций с регулирующими государственными органами, а также с неназванными «финансовыми организациями, принявшими решение поддержать авиакомпанию».
По данным «Ведомостей», «споры хозяйствующих субъектов» связаны с задолженностью авиакомпании перед аэропортом Домодедово по поставкам топлива. Объем задолженности составляет более 500 млн рублей. Схему работы компании собеседники издания описывают следующим образом: «В зимний сезон [компания] копит долги, летом зарабатывает и отдает деньги. Но в этом году схема нарушена из-за провального летнего сезона».
Издание также называет вполне конкретных «спасителей» авиакомпании: помощь пришла с «новой родины» «ВИМ-Авиа» — из Татарстана. Так, Домодедово согласилось продолжить поставки топлива после того, как получило гарантийное письмо от «Татнефти». Также, по данным «Ведомостей», поддержку авиакомпании окажет банк «Зенит», в котором «Татнефть» обладает долей почти в 72%. Возможно, «Зенит» выступит в качестве агента по реструктуризации задолженности авиакомпании — по крайней мере, «ВИМ-Авиа» как раз ищет такого агента. Также сообщается, что авиакомпании окажет поддержку непосредственно правительство Татарстана.
Кроме того, «ВИМ-Авиа» обратилась к вице-премьеру РФ Аркадию Дворковичу за госгарантиями по кредитам. Дворкович, по словам его представителя Алии Самигуллиной, переправил письмо в Минтранс с предложением «проработать». При этом уже предоставленной помощи хватит на поддержание деятельности авиакомпании только до понедельника включительно.
На момент публикации материала в правительстве РТ, «Татнефти» и в банке «Зенит» не ответили на запрос об участии в спасении авиакомпании. В авиакомпании «Реальному времени» сообщили, что «традиционно не комментируют подобные ситуации».
Москвичи с татарстанской пропиской
Напомним, ранее «Реальное время» рассказывало, что с февраля 2016 года «ВИМ-Авиа» официально сменила московскую прописку на татарстанскую: компания получила регистрацию в Богатых Сабах. Владельцы авиакомпании — супруги Светлана и Рашид Мурсекаевы, о каких-либо связях владельцев «ВИМ-Авиа» с Татарстаном и правящими кругами республики, помимо собственно авиакомпании, неизвестно.
При этом «ВИМ-Авиа» сложно назвать татарстанской авиакомпанией: на сайтах республиканских аэропортов она не фигурирует в качестве перевозчика. В августе «ВИМ-Авиа» отказалась от допуска на рейс Казань — Чунцин, но в прошлом году авиакомпания получила допуски на выполнение рейсов из Казани в Китай и из Казани в Бельгию. В карте полетов на сайте авиакомпании значится регулярный рейс между Казанью и Москвой. Базовым аэропортом для «ВИМ-Авиа» при этом остается московское Домодедово.
«ВИМ-Авиа» занимает 10-е место среди российских авиакомпаний по пассажиропотоку и четвертое среди летающих из Домодедово. Ее пассажиропоток за январь-август 2017 года вырос почти на треть до 1,8 млн пассажиров.
«ВИМ-Авиа» в прицеле СК и прокуратуры
В этот раз ситуация с задержанными рейсами «ВИМ-Авиа» привлекла внимание правоохранительных органов на самом высоком уровне. Так, глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин уже распорядился провести доследственную проверку. В СКР полагают, что авиакомпания «ВИМ-Авиа» продавала билеты, зная о невозможности перелета в указанные в билетах сроки.
Также выяснилось, что авиакомпания задолжала не только поставщикам топлива. Накануне Приволжская транспортная прокуратура возбудила административное дело в отношении авиаперевозчика «ВИМ-Авиа» и его руководства из-за долгов по зарплате сотрудникам в размере более 206 млн рублей. Прокуратура проведет проверку и в связи с недавними задержками рейсов.
Отметим, что в августе Приволжский транспортный прокурор Тимур Кебеков уже поручал прокурору Татарской дорожно-транспортной прокуратуры Максиму Ковалюку проконтролировать законность деятельности «ВИМ-Авиа» в связи с задержками и отменами рейсов. Кроме того, Советский районный суд оштрафовал авиакомпанию на 300 тыс. рублей за задержку трех рейсов — по 100 тысяч за каждый, что является максимальной суммой штрафа за подобное правонарушение. Неслучайно глава Ростуризма Олег Сафонов высказывался за усиление мер ответственности авиакомпаний за задержку чартерных рейсов.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.