Башкиры рода Канглы: арийские корни, связи с печенегами и руководители республики
Уфимский историк и журналист Салават Хамидуллин начинает в нашей интернет-газете серию колонок о башкирских кланах и племенах. Сегодня колумнист «Реального времени» знакомит читателей с родом Канглы, его богатой историей и выдающимися представителями.
Исторически башкирский народ состоял из более 40 территориально-клановых подразделений (родовых волостей), члены каждого из которых, по легенде, восходили к единому предку. Русский лексикограф Владимир Даль писал: «Народ башкурт разделился с незапамятных времен на племена или, как их называют у нас, на волости; у каждой волости свой уран, отклик, рукоприкладный знак, свое дерево и птица, розданные, как верит народ, самим Чингиз-ханом…». Одним из крупнейших был род Канглы, давший название Канлинской волости. Она целиком охватывала территорию современного Буздякского района, а также отдельные части Белебеевского, Благоварского, Бирского, Дюртюлинского, Кушнаренковского, Мишкинского и Туймазинского районов Республик Башкортостан.
«Пресвятая Кангха»
За названием каждого башкирского родового подразделения стоит своя история, нередко уходящая на много столетий в прошлое. Одним из рекордсменов в этом отношении является род Канглы. Истоки его этнонима прослеживаются в эпических сказаниях древних ариев. В Авесте рассказывается, как пророк Заратуштра возносил богине водной стихии Ардви-Суре Анахите следующую молитву:
Такую дай удачу, благая Ардви-Сура,
Чтоб воинов туранских я поражал бы сотню…
На пятьдесят ударов я в Кангхе пресвятой.
По мнению исследователей, упомянутая Кангха — и есть та местность, от названия которой в конечном итоге происходит название Канглы. К какому времени относится вышеприведенный стих, сказать трудно. Считается, что Авеста была впервые записана легендарным царевичем Виштаспой из рода Ахеменидов, жившим в VI веке до н. э. Однако, время фиксации древнеиранского эпоса не является основанием для датировки Кангхи, поскольку Авеста многие века сохранялась в устной речи. Ее из поколения в поколение пересказывали друг другу жрецы. Поэтому есть основания считать, что «Кангха пресвятая» существовала уже во II тысячелетии до новой эры, то есть до распадения единой арийской общности на иранцев и индийцев, которое произошло в Средней Азии после ухода ариев из Аркаима, Синташты и других селений «страны городов».
Древний Туран
Когда арии переселились на территорию Среднего Востока, то эта страна получила название Ариана, то есть «стран ариев» или Иран. Однако значительная часть их бывших соплеменников осталась на своей родине и продолжала кочевать в степях Евразии. Авеста именовала их туранцами, а их страну — Тураном. Противостояние Ирана и Турана является центральным сюжетом поэмы персидского поэта XI века Абу-ль-Касима Фирдосуи «Шахнаме», в основу которой были положены арабские переводы официального эпоса империи Сасанидов «Хвадай-намаг», который, в свою очередь, является переложением сюжетов Авесты. В одном месте поэмы рассказывается о том, как туранский царь Афрасиаб встречает иранского царевича Сиявуша:
Поднявшись, они продолжали поход,
Не ведая устали, мчались вперед.
И вскоре достигли, веселья полны,
Цветущего Канга — столицы земли.
Согласно поэме, Канг был столицей легендарного Турана. Сама же область Канг или Кангар, по мнению ученых, находилась в районе среднего течения Сырдарьи. Как считает С. Г. Кляшторный, этноним Кангар состоит из корня Канг и тохарского этнонимического суффикса -ар-.
Держава Кангар
Во II веке до н. э. возникает держава Кангар, которая охватывала огромную территорию: от озера Балхаш на востоке до Каспийского моря на западе и от Амударьи на юге до Южного Урала на севере. Образование новой державы не осталось незамеченным для окружающих стран. Китайская хроника «Цянь Хань-шу» сообщает, что ее народонаселение состояло из 120 тысяч семейств, составлявших 600 тысяч душ. Строевого войска было 120 тысяч человек. Кангар (по-китайски Кангюй) находился в союзе с гуннами. По меркам античности это была крупная держава, окружность территории которой составляла около 4 тысяч километров, а численность населения была сопоставима с ведущими государствами того времени.
Империя Хань в период своего наибольшего могущества подчинила своей власти все соседние страны, в том числе державу гуннов. Лишь Кангар отказывался подчиняться. Китайские хроникеры сокрушались: «Кангюй, напротив, горд, дерзок и никак не соглашается делать поклонение пред нашими посланниками. Чиновников, посылаемых к нему от наместника, сажает ниже усуньских послов».
Печенеги
В VI веке в степи Средней Азии хлынули тюркские племена. В результате объединения некоторых из них с кангарами был создан новый племенной союз под названием баджанак, то есть «свояки». В русских источниках они известны как печенеги. Тем не менее орхонские памятники древнетюркской письменности именовали их кенгерес.
Прежде ираноязычные кангары вскоре перешли на тюркский язык. Византийский император Константин VII Багрянородный (905—959 гг.) писал: «Должно знать, что пачинакиты называются также кангар, но не все, а народ трех фем: Иавдиирти, Куарцицур и Хавуксингила, как более мужественные и благородные, чем прочие, ибо это и означает прозвище кангар».
В конце IX века на территории современного Казахстана разразилась широкомасштабная война между двумя коалициями тюркских народов: с одной стороны стояли печенеги и башкиры, а с другой — хазары, огузы, кимаки, карлуки. Первые не устояли против столь мощной группировки и были разбиты. Спасаясь от врагов, они двинулись на запад, сокрушая все на своем пути. Печенеги и башкиры разорили Хазарский каганат, прогнали венгров-мадьяров из Причерноморья в Центральную Европу и обрушились на Русь. На 150 лет печенеги и их союзники стали угрозой для Руси и проклятием для Византийской империи.
Арабский историк X века аль-Мас'уди писал: «И эти племена Баджанак, Яджна, Башкурд и Наукерда раскинули свои шатры, закрыв путь между Константинополем и Римом. И разорили они большую часть тамошних жительств, а их набеги распространялись до самого Константинополя».
Канглы
В западный поход ушли далеко не все печенеги и башкиры. Небольшая их часть осталась в местах прежнего проживания и подчинилась могущественным огузам. Этот сюжет нашел отражение в огузском эпосе «Огуз-наме»: «Что касается страны Курал и Башгурд, то ее жители были непокорным и коварным народом. В силу своей надменности и гордости они ни перед одним правителем не склоняли своей головы. Тогда Огуз взял в плен их падишаха по имени Карашит. После этого Курал и Башгурд стали илем и согласились платить дань».
Под давлением огузов башкиры сдвинулись к северу, а печенеги продолжали обитать по соседству на территории современной Актюбинской области Казахстана. И тех и других описал в своем отчете Ибн Фадлан (X век), проезжавший по их землям.
Интересно, что печенеги вернулись к своему прежнему названию. Арабский географ XII века именовал их хангакиши (канга + киши 'человек'), т. е. «люди Канга». А со стороны пришедших с востока кыпчаков они получили название кангар-оглы, то есть «сын кангара». Египетский энциклопедист XIV века Шихаб ад-дин ан-Нувайри называл в составе кыпчаков следующие племена: туксаба, ете (ете-оба), бурдж-оглы, албурлы, кангар-оглы, андж-оглы, дурт, кулаба-оглы, джузнан (джуртан), карабурекли («черные клобуки» русских летописей), котан.
Со временем этноним кангар-оглы трансформировался в стяженную форму канглы. Под этим названием они и вошли в родовую структуру многих народов, в первую очередь, башкир, а затем в состав позднейших казахов, узбеков, ногайцев, каракалпаков и других. В Башкирии они образовали Канлинскую волость.
В 2012 году в результате совместной экспедиции Медико-генетического научного центра РАМН и Института гуманитарных исследований было собрано несколько десятков образцов генетического материала башкир-канглинцев. Основную часть исследованных составили выходцы из деревень Буздякского района Республики Башкортостан. Для рода Канглы оказалась характерной гаплогруппа G1-M285, которая имеет свой максимум на территории Ирана. Это может подтверждать предположения историков об древнеиранском происхождении канлинцев.
Башкиры рода Канглы
Башкирский род Канглы дал Башкортостану много выдающихся личностей. Среди них — старшина Канлинской волости и пугачевский полковник Миней Султуков, живший в селе Сабаево нынешнего Буздякского района РБ. Сначала он разорил поместье мурз Тевкелевых, захвативших земли башкир Канлинской волости. Затем он находился в авангарде повстанческого войска под командованием сотника Бурзянской волости и главного полковника Караная Муратова. В декабре 1773 года Миней со своим отрядом башкир-канлинцев занял село Касево (ныне город Нефтекамск) и отправил своих людей в Сарапул для приведения тамошних крестьян к присяге «императору Петру Федоровичу», после чего вместе с Каранаем Муратовым участвовал в осаде Мензелинска. До весны 1774 года Миней Султуков действовал под Сарапулом, где вместе атаманом Петром Вязововым сражался против отрядов сарапульской милиции и полковника Архангелогородского карабинерного полка А. Ф. Обернибесова близ Камбарского завода. Все лето и осень 1774 года он продолжал сопротивление правительственным войскам.
В XIX веке самой известной семьей канлинских башкир был дворянский род Сыртлановых, представители которого занимали различные посты в башкирском войске. Представляя собой элиту башкирского общества, они стояли у истоков башкирского национального движения. Так, Шах-Айдар Сыртланов (1847—1916), который родился в селе Шланлыкулево нынешнего Буздякского района РБ был правнуком башкира-вотчинника Канлинской волости Сыртлана Аиткулова и сыном есаула Шагимардана Сыртланова, начальника 12-го кантона башкирского войска. Являясь активным участником мусульманского движения, Шах-Айдар Сыртланов был одним из организаторов и руководителей «Иттифак аль-муслимин» («Союз мусульман») и его трех съездов (1906), а затем избирался депутатом Государственной Думы Российской империи I и II созывов от Уфимской губернии. Через все его выступления красной нитью проходила тема расхищения башкирских земель.
«Я представитель Уфимской губернии, выбранный тамошними коренными жителями, башкирами. — Говорил депутат на заседании Думы 2 июня 1906 года. — Башкиры приняли подданство 400 с лишком лет тому назад, — это не завоеванный народ. При принятии их в подданство им было обещано, что не тронут ни земли их, ни имущества, ни религии, ни обычаев, ни быта».
Однако, по мнению Ш. Сыртланова, правительство не сдержало своих обещаний.
Его сын Али-Аскар Сыртланов (1875—1912 годы), служил в лейб-гвардейском Литовском полку, а по выходу в отставку стал известным в Петербурге адвокатом. Например, он был защитником по делу адмирала Рождественского и генерала Стесселя, обвиненных за поражение в ходе русско-японской войны. Али-Аскар Сыртланов был одним из первых из числа представителей мусульманской интеллигенции империи, кто еще в ходе первой русской революции 1905—1907 годов выступал за право восточных народов на территориальную автономию. Интересно, что А.-З. Валиди прочил Али-Аскара в лидеры башкирского национального движения, если бы не нелепая смерть последнего в 1912 году.
Другой сын Шах-Айдара Сыртланова — полковник Равиль Сыртланов — геройски погиб в ходе Барановичской операции 20 июня 1916 года, за что был посмертно произведен в генерал-майоры и награжден орденом Св. Георгия. Другой из рода Сыртлановых — старший сержант Муллаяр Сыртланов — был удостоен в 1943 году звания Героя Советского Союза.
Одними из лидеров башкирского национального движения, начавшегося после Февральской революции 1917 года, были представители рода Канглы Шейхзада Бабич (1895—1919) и Муллаян Халиков (1894—1937). Первый происходил из аула Кигазытамак нынешнего Мишкинского района РБ. Он был известным поэтом, «певцом башкирской революции», секретарем Башкирского национального Совета (Шуро), редактором газеты «Башкорт» и руководителем молодежной организации «Тулкын» («Волна»). При переходе башкирских войск на сторону Красной Армии Шейхзада Бабич был зверски убит красноармейцами в селе Зилаир. Под своими ранними стихами он подписывался «Канглы баласы» («Сын канлинца»), в то же время являясь самым ярким выразителем башкирской идентичности:
Беҙ үҙебеҙ – башҡорттар,
Күп ырыуға баш йорттар.
Беҙҙә гәүhәр, беҙҙә йәүәһәр,
Беҙҙә һәр бер ашлыҡтар
***
Мы сами — башкиры. И нам
Завещано «баш» быть родам.
Топазы у нас и алмазы
Под стать и садам, и плодам.
Муллаян Халиков родился в деревне Актау нынешнего Буздякского района РБ. Он являлся членом правительства «автономного Башкурдистана», от имени которого устанавливал контакты с Самарским Комучем, а 20 марта 1919 года он был одним из подписантов «Соглашения» с центральной Советской властью о советской автономии Башкирии. В 1919—1920 годах Муллаян Халиков входил в руководящий состав Башревкома. В 1921—1925 годах он был председателем Совета народных комиссаров БАССР.
Эстафета высших руководителей Башкортостана в 1957 году вновь перешла к представителю рода Канглы в лице Зии Нуриевича Нуриева (1915—2012), уроженца села Верхнелачентау нынешнего Бирского района РБ, который в 1957—1969 годы занимал должность 1-го секретаря Башкирского обкома КПСС. При нем Башкирская АССР достигла огромных успехов в области социально-экономического развития. В 1973—1985 годы Зия Нуриев был заместителем председателя Совета министров СССР.
Из башкир рода Канглы происходят многие яркие представители творческой интеллигенции. Среди них — писатели Али Карнай, который был главным редактором газеты «Кызыл атлылар» («Красные конники») 112-й Башкирской кавалерийской дивизии, а также Хаким Гиляжев, Факиха Тугузбаева и драматург Флорид Буляков. К роду Канглы также относятся народные артисты РБ и РФ Тансулпан Бабичева и Фидан Гафаров.
Справка
Салават Ишмухаметович Хамидуллин — историк, к.и.н., журналист.
- Родился в городе Стерлитамаке в 1968 году.
- Образование: Башкирский государственный университет (исторический факультет).
- 1990—1991 годы — корреспондент газеты «Истоки».
- 1991—1995 годы — редактор молодежной редакции Республиканского ТВ, руководитель творческого объединения «Молодость».
- С 1995 года — корреспондент программы «Башкортостан», редактор ТО «Гилем», ТО общественно-политических программ, начальник отдела познавательных и исторических программ, руководитель редакции познавательных программ студии БСТ.
- Автор и телеведущий телепроектов «Историческая среда» и «Клио».
- Автор ряда документальных фильмов, книг и научных публикаций об истории Башкортостана и башкирских родов. Колумнист «Реального времени».
- Лауреат Государственной премии РБ им. С. Юлаева, Республиканской премии в области журналистики имени Ш. Худайбердина. Победитель международных и республиканских телефестивалей.
комментарии
2. Вот возьмём историю, допустим, татар, башкир, чуваш.
3. Естественно - у каждого народа она будет чуть отличительней друг от друга. Тем не менее.
4. Ведь понятно же, что истоки у этих народов одни и те же, то есть близко родственные, так как исходят они, на территории ЕВРАЗИИ ещё с киммирийцев, затем скифов, гунов, ордынцев. Однако.
5. И татары, и башкиры, и чуваши, по сути, хотят представить себя как субъектов у которых разные родители. Например.
6. Возьмите семью: в ней три сына. И эти сыновья, не оспаривая того, что они всё же представители одной семьи, тем не менее пытающиеся доказать - да семья одна, но у всех разные папа и мама. Парадокс.
7. Господа. Ну, это же бред. Такого не бывает и не может быть, в принципе.
8. Вот ещё один пример. Спор татар и чуваш, кто же из них булгар.
9. Чуваши обвиняют татар, что последние у них украли историю и булгарами на самом деле являются они, а не татары.
10. Хотя известен ведь факт, что Великие Болгоры образовались в 6 веке.
11. А чуваши, которые на тот момент называвшиеся суварами жили в причерноморье. Им пришлось покинуть эти земли вследствие военного конфликта. Они переселились в Среднюю Волгу.
12. Теперь вопрос: а если татары не были бы родственными с чувашами разве позволили бы они в 8 веке поселиться на их территории.
13. Нет. конечно. Мне кажется, наши предки всё таки были мудрее нас, их потомков, которые всё "никак не могут договориться о несущественных исторических аспектах".
14. И вот кому это выгодно историю тартарской цивилизации рассматривать, разбив отдельно на историю отдельных тюркязычных народов, сея меж ними тем самым смуту, раскол и хаос, - не понятно?
15. Значит кому-то выгодно стереть с аналов истории существование тартарской цивилизации. Нет истории, значит и не существовала и не существует цивилизация. Люди пытаются доказать мифическую Атлантиду, а "находящуюся под носом" ТАРТАРИЮ в упор не видят.
16. Может над этим стоит подумать прежде всего?
17. Ведь, допустим, историю фино-угорской цивилизации практически свели на нет. Тоже самое и с нами может произойти.
Габдель Юссон.
1. Желание написать правдивую историю - это прерогатива государства. Причём на идеологическом уровне. Написанием истории один человек или даже группа лиц заниматься не может по множеству как объективных, так и субъективных причин.
2. Но государство наше этим заниматься не хочет. А жаль. Значит к нему не возникнет интереса других субъектов социума. А значит и должного уважения. А уважение дорогого стоит. Значит тебя будут осязать равным, а не второсортным.
3. Смешно, когда некоторые народности хотят написать собственную историю. Просто смешно.
4. Вот возьмём Америку. История её интересует думаю многих. А кого интересует отдельная история, допустим, штата Мичиган или Юта? Да никого. Я думаю даже самих американцев, проживающих в других штатах.
5. И вот, в России, многие отечественные историки занимаясь написанием истории собственных народов на АКАДЕМИЧЕСКОМ уровне, тратя на них миллионы, ставят себя просто в глупое положение. Вот, допустим, история БАШКИР, по большому счёту, кому-то интересна?
6. Она будет интересна только в том случае, когда будет "написана" в историческом контексте всех тюркязычных народов Евразии, в контексте ТАРТАРСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. А не отдельно от них.
7. Не менее глупыми выглядят РУССКИЕ, которые пытаются доказать свою некую автохтонность на территории ЕВРАЗИИ. Зачем? Это же враньё?
8. И теперь некоторые русские историки договорились до такого, что с денисовского человека, который "найден" в восточной Сибири и пошли русские. И уже Аркаим, древний город хотят присовокупить себе, как некое протогосударство, и даже в войсках Чингисхана, которые пришли на Русь, были воины - русичи.
9. Но, бог с ним, как говорится с такими ФАНТАЗЁРАМИ. Но ведь русские, которые являются СЛАВЯНАМИ, представителями славянской цивилизации, таким образом ДИВАЛЬВИРУЮТ историю другим СЛАВЯНСКИМ НАРОДАМ. Тем же украинцам, полякам, болгарам, чехам, словакам, сербам и пр.
10. Они-то не хотят себя признавать потомками первобытного человека. Смешно? Конечно смешно.
11. Понятно же, что русские, одно из славянских народов, которые пришли в ЕВРАЗИЮ в то время, когда здесь существовали уже и представители тартарской и угро-финской цивилизации. И родина русских - это Карпаты и Балканы.
1) Это сделал Шагыс-Хан (Чингис-хан). В понимании рассказчика какой-то ему известный Хан, земли которого располагались восточнее тех, кого опрашивали.
2) Это сделал Батыс-Хан (Батый, Бату). Это любой Хан земель, располагавшихся западнее тех, кого опрашивали. Батыс - западный.
Может быть даже назывались имена, типа чингисхан Рулон Обоев или чингизхан Кирдык Надоев. Но так как последние (собственно имена) составляющие были непостоянными - то запоминалось только первая неизменно постоянная часть - ЧИНГИС ХАН. Поскольку главным святым направлением у тюрков (казахов) был и остается «Восток», то само собой, что ныне в Азии каждый второй – потомок того или иного чингисхана (чингизид). Был бы у тюрок главным святым направлением не Восток, а Запад - то каждый второй казах или иной тюрок ныне был бы кем-то типа "батызида". Ну, видимо, поскольку с юга (пустыни и горы) и с севера (сибирские болота, Ледовитый Океан) на тюрок нападали не в пример меньше, то все основные претензии тюрко-язычные рассказчики выставляли в адреса "Чингис-хана" и "Бату-хана". Европейские же историки же, собрав такую массу претензий к "Чингис-Хану" и "Бату-Хану" и тупо не понимая, что им (ну тем путешественникам, которые потом доводили до европейских дворов и придворных историков всю эту информацию) местные рассказывали просто о своих локальных разборках с каким-то восточными или западными соседями на протяжении 300-400 лет, и считая, что "Чингис-Хан" и "Бату-Хан" - это имена конкретных людей решили, что столь масштабные деяния могли совершить исключительно великие люди. И честно заблуждаясь, историки начали лепить миф о "Великом Чингис-хане" и его внуке "Бату-Хане" (которого историки и оправили на самый запад).
Вы уважаемый или просто провокатор, или просто, прошу прощения (Ч)удак.
Пишите: казанские татары произошли генетически от финнов и балто-славян.
Тогда ответьте:
А) Кто такие балто-славяне? Что-то новенькое. Поляки что ли?
Б) финны жители Северной Европы. Они, что специально приходили в Евразию, чтобы генетическую формулу татарам подправить?
В) Если Вы под финнами подразумеваете угро-финов, то зачем татарам, которые основали несколько государств, а затем Империю Золотую Орду и Русь нужно было ассимилироваться с другими народами?
Г) Или зачем, по Вашему утверждению, финнам и балто-славянам нужно было переходить на тюркский язык? В Финляндии говорят на татарском?
Пишите уж лучше на заборах, а не здесь, раз не желаете дружить с ЛОГИКОЙ.
Габдель Юссон.
И вообще, башгирды это просто другое назвавние венгров-маджар, после 1552 года башгирдами стали называть всех тех, кто добровольно перешел на сторону Московии, и независимо от их этничности.
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/99941-istoriya-bashkir-roda-kangly?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
Как татары могли построить город под название "Булгар", если до того они якобы "вырезали" этих же булгар?!
В хрониках пишут, что Батый большое количество булгар отослал на территорию современной Украины и Крыма для охраны рубежей своей империи, потому вернувшаяся их часть под руководством Улуг Мухаммеда , те же булгары! Татары Батыя в языковом отношении не могли резко отличаться от булгар , которые длительное время проживали совместно с хазарами , а они,хазары , часть одного тюрко-татарского мира , простиравшееся от территории Внутренней Монголии, входившей в Уйгурский каганат, союзный с той же Хазарией и родственной по языку!
Беҙ үҙебеҙ – башҡорттар,
Күп ырыуға баш йорттар.
Беҙҙә гәүhәр, беҙҙә йәүәһәр,
Беҙҙә һәр бер ашлыҡтар
***
Мы сами — башкиры. И нам
Завещано «баш» быть родам.
Топазы у нас и алмазы
Под стать и садам, и плодам.
Переведённый на современный башкирский язык, на самом деле , не является родным языком Ш.Бабича! Почему же ни написать его достоверные стихи, на его языке?! Мало ли кем и кого он считал!
Эти строки Бабич записал по заказу правительства Башкурдистана.
Вот. вот, а сейчас , как республика называется?! Большая разница, чего он хотел и в настоящем, впрочем и в прошлом! Человеку 25 года было, писал в основном под впечатлением эмоций, не историк! А уж там старшие товарищи , их сочинения поработали над его сознанием! З.Валиди тоже, помнится в семидесятые годы считали татарином , сами башкиры, а теперь?!
Всё это фантазии , надо писать, так , как они были написаны в том времени , на том же языке, а люди уж сами рассудят, что откуда и почём, а не "водить" вокруг, да около!
это татар записали в какон-то "башкирское", бобыльское" и др.сословия.
"Мы и доверители наши действительно из роду башкирского Саралиминской волости, записанные в оклад ясашной, состоят ныне Мензелинского уезда в дервнях Кутусас (Иманово тож), Сарсас Тикирменовой, Саклов Чурашевой, Старой Дюрюш, Мрясевой, Сеитовой, Чершилы (Шанды Тамак тож) и Старой Сакловой по последней 5-й ревизии (1795 г. - А. А.) в числе 297 душ (муж. пола), что почислены в оклад из башкирцов Саралиминской волости, то доказывается, во-первых, что деревни они все состоят на земле не коронной (т. е. неказенной или государственной. —А. А.), а на жалованной предкам нашим за службы по грамотам, что подкрепляет выпись 1715 года декабря 8 дня, данная из производимого в Казанской губернской канцелярии дела и другие документы; второе, что немалое количество сара-лиминских башкирцев вообще и в смежстве с нами живущих владеют теми же землями; в третьих, что многие из башкирцев саралиминских -ближние нам родственники, от чего доныне и мы сохраняем название башкирцы Саралиминской волости и в подкрепление сего и родословная у нас имеется. Что мы действительно поколения башкирскаго из волости Саралиминской, но записаны в оклад (татарской. - А. А.).."
Таким образом, башкиры-вотчинники нескольких населенных пунктов невольно оказались в составе окладных татар. Их просьба - возвращение их «в первобытное башкирское состояние».
вот когда полноценно и правдиво это изложите, вот потом поговорим о том, как "русские" придумали "татар", ок? ;)
Могли ли мишары-татары подселяться к кому либо и где либо, когда они самовольно и часто силой захватывали сами себе земли, в результате чего имели столкновения с аборигенами?! А так тептяри они есть мишари , подразделяются , как известно на "сергачских" и "темниковских", одни применяют в языке в основном "свистящие" звуки другие "звонкие,- глухие", но они всё равно те же люди! Потом, мишари почти всегда были про-правительственно настроены, можно вспомнить конфликт с ними при переходе С.Юлаева на сторону Пугачёва!
А так, сходил бы к психиатру, подлечился, а то родственники перестанут признавать!)))
А почему не древнеканглийском происхождении иранцев?
Какие башкиры еще в Балтачинском, Дюртюлинском районах?
Если они башкиры, то название деревни должно быть Хабаево, фамилии Хыртланов, Хулуков, Бабис и т.д.
В Балтачевском районе очень много мишар. Сыртлановы вроде тоже мишары. Какие еще башкиры Ф.Буляков и Ф.Гафаров?
В 90-е годы была целая компания по разоблачению (часто дело доходило до преследования и снятия с работы) лжебашкир (татар, которые записались башкирами), которые будто бы "примазались" к башкирам, захватили всю Башкирию (обком, правительство, теавтры, союзы писателей, композиторов и т.д.) и не дают ходу этническим башкирам. Там фигурировали имена М.Карима, Н.Наджми, Ф.Нафарова, Ф.Булякова и др.
Мишари (мещеряки) вообще было отдельным от ясачных татар сословием. Поэтому мишари не могли быть татарами. В сословие мишарей (мещеряков) входили и башкиры, были там и чуваши.
В истории много всего "размазанного" и вот пытаетесь мишар таким же образом смешать и стереть, может это специально или просто в голову взбрело?! Когда они "осваивали" земли , где проживали до них , скажем "аборигены", происходили жестокие схватки за землю! Не в лесу же они селились, а поле, степь. водоёмы , они всегда имели своих хозяев , всё было под контролем и уступать никто не намеревался!
А мишари , по всей наиболее правдивой версии, в прошлом хазары, - буртасы , -золотоордынцы-татары!
Әһелләем башкортым
Чүплисе бар баш кортың
/Башкирский мой люд
Очистить бы ваши головы от насекомых/
Әйбәт булыр иде З.не
Эш башыннан кусалар,
Башкурдистанның туфрагын
Мунчалалап юсалар
/Хорошо было бы если
Выгнали З. с руководства,
И землю Башкурдистана
Вымыли бы с мочалами/
Тут З. - Заки Валиди, он не любил не З.Валиди, не Башкурдистан, только из-за событий 17 года оказался кругу правительства Башкурдистана. Его пригласили работать на татарском журнале, но начались события 17-го года и он оказался в недружественном ему Башкурдистане. Эти строки Бабича включены на все его сборники.
«Я жду»
Пройду ли по травам башкирского края,
Душа устремится в полет.
Услышу ли издали песню курая,
Мое существо запоет.
Взберусь ли к дубравам башкирских нагорий,
Мне чудный откроется мир.
Но княжество смерти, но темное горе
Я вижу в селеньях башкир.
Живые покойники тлеют в могилах,
Их боли не слышится крик,
Но скорбную повесть о селах унылых
Несут нам Сакмар и Яик.
И сам я не знаю, кого проклинаю,
Когда на Урал я смотрю.
Настанет ли время башкирскому краю
Узнать и увидеть зарю?
И кажется, будто великий и строгий,
Мне чутко внимает Урал,
И кажется, будто исчезли тревоги,
И день засверкал, заиграл.
Мне кажется: песня летит издалека,
Летит, чтоб развеять беду,
И верю: дождусь я желанного срока,
И верю, и плачу, и жду!
Ш.Бабич, 1916
ПРИСЯГА НАРОДУ
Звенящее золотом слово
Не ради почета пою, —
Пою для народа родного
В родном златоцветном краю.
Не золота ради сверкает
Серебряным словом перо,
Пусть песня в народ проникает:
Ведь сердце его — серебро.
Не ради богатств садовода
Взрастил я цветник красоты,
А ради родного народа,
Чьи дочери словно цветы.
Не я сочинил свои песни,
Не я их насытил огнем, —
Народ мой горячий и честный
Их складывал в сердце своем!
Не жалуюсь на неудачу,
На холод студеных дорог,
О доле народа я плачу,
О том, что он слаб и убог.
Пусть жертвой безвременно лягу,
Пусть юности минет пора, —
Народу принес я присягу
Из золота и серебра!
1914
Бабич - не башкир, никогда не был таковым, и не любил зауральских татар, которые боясь Москвы решили стать какими-то "башкирами" - венграми.
Вообще очень умиляет сверхчеловеческие амбиции малых народов когда они называют язык своего многочисленного соседа перенятым от себя языком. Но при всём при этом используют свой "сакау теле" (Определение по Миржановой)
Поэтому Бабич писал на одном из диалектов башкирского и также на литературном.
Туран это как раз противники арийцев (противостояние Ирана и Турана). А Кангха – столица Турана, врагов арийцев. Всех за идиотов считает этот фантаст.
Что касается канглы – лни были в составе войск Бату хана, получается как раз они и есть те самые татары, которые в 12 веке завоевали этих бедных “башкир” (мифических башкир) и 300 лет угнетали. Насколько тамошние жители потомки Кангюя, трудно сказать, но в составе татаро-монгольских войск действительно были канглийцы, и была каноинская волость, жителей которых уфимские обманщики объявили неким “башкирским родом” канглы. Но генетические, антропологические данные это не подтверждают, они ничем не отличаются от других татар Волго-Урала, ни по языку, ни по образу жизни, ни генетически, ни антропологически.
Нет ни единого источника, в котором употреблялся термин башкир или башкорт (до 1552 года), везде какие-то балджгары, маджгары, в лучшем случае башгирды (Фадлан). И все они в основном имеют в виду венгров-башгирд, а Масуди пишщет о печенегах.
Хушитай-Байку это другой человек, возможно искаженный рассказ о башкирском Майкы бие (У Рашид-ад-Дина много неточностей). Ведь башкиры после договора с Чингисханом участвовали в походах монголов.
Это надо уметь — человека, родившегося и выросшего в татарском селе от родителей татар, чьи близкие родственники и сейчас там живут, когда еще совсем недавно были живы люди, лично с ним знакомые, этого человека в башкиры записать!
Берём татарский алфавит, переводите сами с русского на татарский и считайте. Мечеть на татарском насчитывает число 99 (как известно "святое" число!) , при сжатии чисел в слове "мечеть" , получается число 27 (означает слово мусльманин, в развернутом 117) Прибавляем 27+99=126, это первое число татарского алфавита 1-26!
На русском, :церковь -109, сжато 37.109+37=146, 1-46(первая буква русск. алфавита)
Так как алфавит татарский составлен , как и русский на кириллице, то 126 и 146, соответственно означают мусульманскую веру и христианскую.1-это обозначенный путь Самим Всевышним, 2- вера без посредников, 6 -сознание подчиненное , если конечно верующий! Обратное 126-621, 62-Коран , 1- отчёт! Русск. 146. 1-46.1-обозначенный путь Богом, 4-способ веры , сам или посредник, троица! 6-руководимое сознание , если верующий! Наоборот:641, 64-Евангелие,1-отчёт!
Вот и спорьте , если хотите, кто из вас "румянее и белее"!
Ваша жизнь , это ваша жизнь, прошлая жизнь . -не ваша!
О происхождении мишарей
Геннадий Федорович Синицын родом из Пичаур, что в Чамзинском районе Мордовии. . Село это вобрало в себя мордву, русских, а в незапамятные времена, как утверждает Геннадий Федорович, и буртасов. Сам себя он считает потомком этого тюркского племени. Пытаясь вскрыть свои родовые истоки, читал труды Сафаргалиева, Орлова – ученых, исследовавших историю тюркских народов, и сам начал исследовательскую работу, которая гармонировала с его хобби историка. Кандидат технических наук, он увлеченно стал заниматься исследовательской работой. Некоторые его труды мы публиковали. Сегодня предлагаем вниманию читателей еще один на эту тему, написанный в соавторстве с сыном-историком, доктором исторических наук , Михаилом Геннадьевичем .
Территория, на которой родилась новая нация(мишари) , - это современная Мордовия, а также прилегающие районы соседних областей , что полностью согласуется с теорией одного из наиболее авторитетных историков степных кочевых народов Л.Н. Гумилева. Он убедительно доказал, что месторазвитиями этносов могут быть только сочетания двух и более ландшафтов. Например, леса и степи, как это имеет место в рассматриваемом случае.
Время окончания формирования мишарей, как этноса, по мнению одних – конец 14 в., по мнению других – конец 16 века.
Не претендуя на истину в последней инстанции, мы хотели бы поделиться с читателями газеты своими соображениями на этот счет. Во-первых, скорее всего предки мишарей - тюркоязычные народы. Во-вторых, они должны были постоянно проживать на территории образования нового этноса. И половцы, и булгары, и буртасы относились к тюркской группе. Из них лишь буртасы постоянно жили в наших краях.
Половцы – типичные кочевники, жители степей. Основное их занятие – кочевое скотоводство. В Золотой Орде с ее бескрайними степными просторами они составляли большинство населения. В наших краях отсутствуют условия для занятия кочевым скотоводством, поэтому массовый прилив степных кочевников в зону лесостепей(Мещеру) маловероятен. Уже упоминавшийся Л.Н. Гумилев считает, что кочевники куда менее склонны к переселениям, чем земледельцы. Они не стремятся сменить родину на чужбину без достаточных оснований. Другими словами, нужны какие-то особые причины для переселения. Такие особые обстоятельства сложились в Орде в 14 в.
В сороковых годах этого века в Орде разразилась самая страшная в истории человечества эпидемия чумы. Данными о масштабах жертв среди степного населения мы не располагаем. Однако скорее всего они были примерно такими же, как в соседних государствах. Например, в Смоленске, куда эпидемия, как и в другие русские города, пришла в пятидесятые годы, по свидетельству летописца в живых остался только один житель. В Москве от болезни скончались даже глава православной церкви митрополит Феогност, великий князь Симеон Гордый и многие члены его семьи.
В 1357 году после смерти хана Джанибека в Орде началась сплошная череда кровавых междоусобиц, продолжавшаяся около 25 лет. Различные феодальные кланы боролись за власть, а страдало от этого, как всегда, все население государства.
Использованные нами архивные материалы позволяют также сделать некоторые замечания по вопросу о том, как происходила трансформация(превращение ) буртас в татар – мишарей. В документе 1624 г. пичеурские буртасы именуются двойным названием: «татарове – буртасы». Это означает, что буртасы в этот период еще не потеряли своей идентичности. Чиновник – писец, проводивший перепись, также не называет их(буртас) просто татарами(он называет их татарове-буртасами). Это может означать, что этногенез мишарей к этому времени ещё не был завершё
Следующие архивные документы, использованные нами и касающиеся Пичеур, относятся к первой половине 18 в. и представляют собой ведомости по сбору различных податей и налогов. В них буртасы (или их потомки) значатся просто как ясашные крестьяне .
Вообще говоря, появление этнонима «татары» по мнению советского историка В. Л. Егорова является исторической ошибкой, заблуждением. Этот термин стал использоваться русскими и западноевропейскими летописцами вслед за китайцами по отношению к войскам Чингисхана и населению Золотой Орды. Позднее в России татарами называли даже нетюркоязычных горцев Северного Кавказа. Вспомним, хотя бы, «Кавказского пленника» Л.Н. Толстого.
Однако никаких "татар" в войсках Чингисхана и тем более в Орде не было. Татарский народ, включая младенцев ростом выше тележной оси, был истреблен, так как был виновен в смерти отца Чингисхана.
Учитывая сказанное, можно предположить, что название «татары» было навязано буртасам, половцам , булгарам и некоторым другим народам и постепенно укоренилось в их сознани
Приведенные данные показывают, что в составе татарской аристократии Пензенской губернии в основном представители гаплогруппы j2b2 – 38%. Происхождение гаплогруппы из южных Балкан(!). К этой гаплогруппе относятся такие фамилии, как Акчурины, Дашкины, Долотказины, Енгалычевы, Еникеевы, Кашаевы, Килькеевы, Кудашевы, Кудяковы, Мамины, Муратовы, Ненюковы, Суховы, Утешевы. Почти все из них считаются потомками Бехана, так называемыми беханидами).
Считаем, однако, необходимым заметить, что нередко аристократия некоторых народов с точки зрения происхождения имела мало общего с основным населением. В той же Орде, по крайней мере в начальный период её существования, знать была представлена монголами. В Московском государстве высшая аристократия – потомки норманнов (Рюрика и других), литовского князя Гедимина. По данным В.О. Ключевского около четверти российского дворянства имела ордынские, в том числе мишарские корни. В Прибалтике знать состояла в основном из немцев. После завоевания её Петром все эти остзейские бароны влились в состав российского дворянства. Поэтому генетические исследования целесообразно продолжить, привлекая при этом для анализа рядовых мишарей из различных частей Мордовии и соседних регионов.
Синицын Г.Ф., Синицын М.Г.
г. Саранск
Где берет начало G1? Это не индоевропейцы. Это персы именно поэтому и нет в курганах скифов генной части врага. Это хорошо что вы указали Иран как родину. Ибо Иран и был изначальным врагом скифов и саков.
Теперь о канглы. Канглы в Казахстане это Старший Жуз. Отцы основатели страны. Так вот канглы в Казахстане имеют гаплогруппу Q-L54. Это редкая группа нас здесь едва 3% от этноса.
Что такое Q-L54 вы можете найти сами и вдруг увидите историю Сибири и Америки. Башкиры с названием канглы это часть объединения печенегов, но это не Канглы, не скифы, не киммерийцы и не арии