«Башкиры штыками завоевали свою автономию, а проект Татаро-Башкирской республики был обречен на провал»
Интервью с уфимским историком и журналистом Салаватом Хамидуллиным об образовании Башкирской республики. Часть 1

Одним из фактором революционного (1917 года) и постреволюционного процесса в России стала деятельность национальных движений. Практически сразу после Октября одними из первых в стране объявили о создании собственной республики башкиры. Уфимский историк и журналист Салават Хамидуллин в интервью «Реальному времени» рассказал, почему 100-летие Башкортостана следует отмечать именно в 2017 году (а не в 2019-м), как Татарстан «отжал» часть Уфимской губернии и какими словами Ленин загнал татарских деятелей в угол.
«Уже было ясно, что большевики — это сила»
— Салават Ишмухаметович, сейчас идет спор: когда отмечать 100-летие Башкирской республики — в текущем году или в 2019-м? Сделайте, пожалуйста, небольшой экскурс в тот исторический момент.
— Историки датой образования и провозглашения республики называют 15 ноября 1917 года. Через две недели состоялся учредительный курултай башкирского народа, после чего на местах стали создаваться органы власти — башкирские советы (шуро). В пределах Малой Башкирии началась организация кантонов, куда вошли юго-восточные и северо-восточные части современной Башкирии, плюс зауральские и южные территории — Аргаяшский (ныне Челябинская область), Яланский (ныне Курганская область), Ток-Чуранский (ныне Оренбургская область) анклавные кантоны.
Именно в 1917 году республика самопровозгласилась и была поддержана в Оренбурге атаманом Дутовым. Красные изначально не желали признавать ее. Белогвардейский период истории Башкортостана замалчивался в советское время, впрочем, и сейчас о нем особо не говорят. В начале 1918 года, когда Дутов был вытеснен из Оренбурга, башкирское правительство было арестовано большевиками. В апреле оно было освобождено из тюрьмы в результате налета на Оренбург сводного отряда казаков и башкир. А летом 1918 года Самарское правительство (Комуч) признало Башкирскую республику, поскольку башкиры находились в антибольшевистском лагере. Антибольшевистская оппозиция в лице Комуча, Башкирского, казачьих правительств Урала и Дона видела Россию федеративным буржуазно-демократическим государством. Неслучайно все передовицы газеты «Башкурдистан» начинались с лозунга «Да здравствуют Соединенные Штаты России!». Тогда же фактически возникли органы власти, было сформировано башкирское войско. Поэтому временем основания Башкортостана мы с полным основанием считаем ноябрь — декабрь 1917 года.
В 1919 году центральная советская власть лишь де-юре признала Башкирскую республику, существовавшую де-факто с конца 1917 года. Это была договорная, а не декретированная сверху автономия, то есть соглашение с советской властью было подписано, когда республика уже существовала. С высоты положения образовавшейся республики, имевшей свои войска и органы власти, в марте 1919 года и сели за стол переговоров представители башкирского правительства (Мухамметхан Кулаев, Муллаян Халиков и Абдрашит Бикбавов) и большевики (комиссар по делам национальностей И. Сталин, председатель ВЦИК М. Владимирский, председатель СНК В. Ленин). Таким образом, 20 марта 1919 года было подписано соглашение с Советами.
Этот факт отразился в полном собрании сочинений Ленина, который, выступая в те дни на VIII съезде РКП(б) (18—23 марта 1919 года, — прим. ред.) и полемизируя с Бухариным, противником самоопределения народов России, отстаивал тактическую целесообразность соглашений с «буржуазными националистами» и приводил в качестве примера свою встречу с премьер-министром Финляндии Пером Свинхувудом: «…когда мне пришлось в Смольном давать грамоту Свинхувуду, представителю финляндской буржуазии… Как это было нехорошо! Но это нужно было сделать, потому что тогда бы эта буржуазия обманывала народ, обманывала трудящиеся массы тем, что москали, шовинисты, великороссы хотят задушить финнов… А вчера разве не пришлось то же сделать по отношению к Башкирской республике?»
— Тогда почему официальные республиканские власти будут отмечать вековой юбилей Башкортостана именно в 2019 году?
— Это тонкий вопрос. Не нужно забывать, что Российская Федерация объявила себя правопреемницей СССР, а он, в свою очередь, является преемником Советской республики или РСФСР образца 1918—1922 годов. Поэтому если мы скажем, что Башкирская республика возникла в 1917 году, получается, что она возникла раньше самой Советской России, СССР и РФ. А это уже крамолой попахивает, так как народ не может получить или создать что-либо по своей политической воле, тем более собственную республику. Получить что-либо он может только с санкции сверху. Отсюда этот постоянно тиражируемый миф, дескать, проклятые большевики подарили народам России их автономные и союзные республики, чего не стоило ни в коем случае делать. Этим игнорируется сама логика истории, запустившая процесс национально-государственного строительства. Большевики потому и победили белых, что, скрипя зубами, но все же признали право народов на самоопределение. Поэтому 1919 год — это очень удобная дата для властей.
— Итак, в марте 1919 года Башкурдистан подписал соглашение с советским правительством. Что республика приобрела и потеряла от такого подписания?
— К этому времени уже было ясно, что большевики — это сила. К тому же часть белых генералов смотрела на башкир как на людей второго сорта, «инородцев», и снабжение башкирского войска (Башкирского корпуса Народной армии) шло по остаточному принципу. Кроме того, когда Колчак в ноябре 1918 года пришел к власти, он издал приказ о ликвидации всех областных правительств и расформировании их вооруженных формирований, в том числе башкирской армии. В отличие от демократического Комуча, «верховный правитель» не признавал за народами России права на автономию. Такое положение башкир явно не устраивало, но они все равно продолжали держать фронт с ноября 1918 года по февраль 1919 года. Только через три месяца после переворота Колчака они перешли на сторону Советов. Дискриминационное отношение белого командования к башкирам было позднее признано не только в советской историографии, но и в литературе белой эмиграции. Сам Колчак запоздало начал обращаться к башкирскому населению, чтобы не верили Валидову, не переходили на сторону красных, а его идеологический блок начал откровенно клеветать на него, говоря, что он украл из казны башкирского войска 2 миллиона рублей, и нести прочую чушь. Так или иначе, какая-то часть башкир-монархистов и консерваторов осталась на стороне белых — в первую очередь зауральские башкиры во главе с ишаном, то есть суфийским шейхом, Абдулхаем Курбангалиевым. Третий пехотный башкирский полк во главе с Галимьяном Тагановым, а также часть 1-го кавалерийского полка и другие части также не перешли на сторону Советов (в армии белых они выросли до состава дивизии и отступали вместе с Каппелем до Забайкалья и Маньчжурии, испытав все тяготы арьергардных боев и особенно Ледяного похода).
«Ничего большевики просто так не отдавали»
— Как сосуществовали Башкурдистан и Уфимская губерния?
— Когда состоялось подписание соглашения с большевиками, советская власть признала существование Башкурдистана в пределах Малой Башкирии. Но не нужно забывать, что еще на Учредительном съезде башкирского народа 1917 года говорилось: пока мы создаем республику на территории Малой Башкирии, но в будущем будем добиваться ее реализации в пределах Большой Башкирии. Так называемая «Малая Башкирия» — это территория сплошного расселения башкир на стыке Уфимской и Оренбургской губерний. Однако бОльшая часть башкир обитала именно в Уфимской губернии. Но там они жили вперемешку с русскими, мишарями, татарами, чувашами и другими. Поэтому присоединить эту территорию к Башкирской республике сразу после ее провозглашения было невозможно. Однако история распорядилась именно в пользу такого исхода.
В 1919 году Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика, только что признанная со стороны Советов, и Уфимская губерния существовали как два соседних субъекта РСФСР. Однако еще в 1918 году в Уфимской губернии началось ирредентистское движение местных башкир, выступавших за присоединение своих волостей к Башкурдистану. В феврале 1918 года, когда башкирское правительство находилось под арестом в Оренбурге, в селе Бураево (Бураевский район на северо-западе РБ), был провозглашен Бураевский башкирский кантон: восстание против Советов поднял местный купец и башкир-вотчинник Шарафи Хамидов. Бураево — село башкир рода Ельдяк. Правда, через два месяца это восстание подавили, но тем не менее прецедент был создан.
В 1920 году началось так называемое «Вилочное восстание» (Сәнәкле яу), упоминаемое в некоторых источниках как восстание «Черного орла». Одной из целей восставших было присоединение к Башкирии. Восставшие провозглашали: «Долой коммунистов! Да здравствует Заки Валидов!» А вот что докладывали агенты ЧК: «В Уфимской губернии появились контрреволюционные агитаторы, истолковывая в извращенном смысле Башреспублику, агитировали за башкирского короля Заки Валидова, о том, что не будет коммунистов и будет там свобода». Контрреволюционными агитаторами оказались жители башкирских селений Уфимской губернии, в частности таких, как Бикметово, Тюменяк, Чукадытамак, Кандры-Кутуй нынешнего Туймазинского района Республики Башкортостан. Они собирали сход сельчан, составляли «приговоры» о присоединении к Башкурдистану, ехали в Стерлитамак, где находилась резиденция башкирского правительства, и вручали свои обращения. Тем временем 25 тысяч повстанцев при 1268 винтовках и двух пулеметах стояли уже в 20 верстах от Уфы. Другая группировка 1 марта 1920 года захватила город Белебей. Председатель Белебеевского уездного исполкома Клюев, бежавший из захваченного города, докладывал в Уфу: «…Согласно захваченному приказу, повстанцы имеют целью двинуться на Чишмы, якобы для соединения с ожидающим их там Закием Валидовым. Население, в особенности кулаческое и башкирское, встречает эту банду везде восторженно...» Но в Чишмах их, конечно, никто не ожидал. Валидова предупредили о последствиях, если вдруг башкирские регулярные части двинутся на соединение с восставшими. Вскоре регулярные части Туркестанского фронта разгромили повстанцев. Так или иначе, председатель Уфимского ревкома Борис Эльцин (почти тезка первого президента России) признал полное фиаско: «Мы представляем из себя каких-то бонапартиков, оторванных от масс. В Уфимской губернии мы получили полный политический провал…» Тогда-то и было решено урегулировать вопрос разваливающейся Уфимской губернии.
Через несколько дней после подавления восстания «Черного орла», 22 марта 1920 года, Мирсаид Султангалиев и его соратники встретились с Лениным, чтобы поставить вопрос о присоединении Уфимской губернии к Татарской АССР, которую собирались вот-вот провозгласить. Вот как описывается эта встреча в сборнике «В. И. Ленин и Татария. Сборник документов, материалов и воспоминаний» (Казань, 1970): «Касаясь вопроса о башкирах, которые остались за пределами Малой Башкирии (то есть в Уфимской губернии) и, по нашему мнению, должны были войти в Татарскую республику, мы храбро старались убедить Ильича в том, что между татарами и башкирами, в сущности, разницы почти нет. На это Ильич примерно в таком смысле ставил нам ряд вопросов:
— А есть ли разница в языках или наречии татар и башкир?
— Есть, но совсем незначительная, и то среди крестьян, — следовал наш ответ.
Затем мы указывали на то, что вражда к татарам ограничивается лишь узким кругом шовинистически настроенной башкирской интеллигенции.
Тогда Ильич задал нам примерно такой вопрос:
— Ну а кто же так недавно выгонял с побоями из башкирских деревень татарских учителей и даже мулл как колонизаторский элемент, башкирская интеллигенция или сами крестьяне?
— Конечно, — ответили мы, — делали это крестьяне, но это было результатом агитации башкирской интеллигенции.
— А кто формировал полки и бригады из башкирских крестьян и сумел их повести в бой против кого угодно?
— Тоже башкирская интеллигенция, — тихо промолвили мы упавшим голосом.
Мы молчали, ибо дальше некуда было ехать. Ильич нас поставил, что называется, лицом в угол. Этими тремя простыми вопросами Ильич дал нам великолепный урок в том, что как одна из только что освободившихся национальностей, сравнительно более сильная, не должна брать на себя роль благодетеля по отношению к менее сильной народности, а тем более действовать вопреки ее желаниям. В дальнейшем беседа была сосредоточена лишь на вопросе о татарах и татарской республике, подразумевая ее осуществление без тех башкир, о которых мы так усиленно «заботились».
В итоге было решено отдать Татарской АССР лишь Мензелинский уезд Уфимской губернии. Именно с этого эпизода началось расчленение Уфимской губернии, а не с присоединения оставшихся уездов — Бирского и Белебеевского — к Башкирии в 1922 году. Таким образом, изложенные события показывают всю сложность ситуации, приведшей к упразднению Уфимской губернии и передаче ее территории трем соседним субъектам РСФСР — Татарской и Башкирской АССР, а также Челябинской губернии, образованной в 1919 году, к которой отошел Златоустовский уезд с городом Златоуст.
Это опять к вопросу о ложном посыле — дескать, большевики «бесплатно» раздавали территории. Ничего просто так они не отдавали, башкиры штыками своей армии завоевали свою автономию в пределах Малой Башкирии, а логика истории привела к образованию Большой Башкирии, то есть Республики Башкортостан в современных границах. Ну, конечно, если не считать того, что в 1920 году были упразднены анклавные Ялан-Катайский кантон, а в 1934 году — Аргаяшский. Оба были переданы Челябинской области. Ток-Чуранский кантон, тоже анклавный, в 1924 году был слит с Оренбургской областью.
«Башкиры были недовольны татаризацией»
— Почему не состоялся проект Татаро-Башкирской республики, который в те годы тоже активно обсуждался?
— По одной простой причине: башкиры хотели сохранить свою национальную самобытность. Тем более что отношения с татарскими деятелями не задались с самого начала. Кто арестовал башкирское правительство в Оренбурге в 1918 году? Оренбургские большевики во главе с Самуилом Цвиллингом, но по наущению представителей мусульманского военного шуро, в котором ведущую роль играли национал-коммунисты: Гали Шамигулов и другие. Таким образом, они рассорились с самого начала.
— Вы хотите сказать, что это были татары?
— Да, в этом Оренбургском мусульманском военно-революционном комитете заправляли в основном татары. Хотя в него входила и пара башкирских коммунистов — Бахтигарей Шафиев и Багаутдин Нуриманов. Также были трения между Национальным управлением тюрко-татар и башкирским правительством. Башкиры были недовольны татаризацией башкир. Они хотели сохранить свое этническое лицо. Поэтому проект Татаро-Башкирской республики никак не мог состояться.
Продолжение следует
Справка
Салават Ишмухаметович Хамидуллин — историк, к.и.н., журналист.
- Родился в г. Стерлитамаке в 1968 году.
- Образование: Башкирский государственный университет (исторический факультет)
- 1990—1991 годы — корреспондент газеты «Истоки».
- 1991—1995 годы — редактор молодежной редакции Республиканского ТВ, руководитель творческого объединения «Молодость».
- С 1995 года — корреспондент программы «Башкортостан», редактор ТО «Гилем», ТО общественно-политических программ, начальник отдела познавательных и исторических программ, руководитель редакции познавательных программ студии БСТ.
- Автор и телеведущий телепроектов «Историческая среда» и «КЛИО».
- Автор ряда документальных фильмов, книг и научных публикаций об истории Башкортостана и башкирских родов.
- Лауреат Государственной премии РБ им. С. Юлаева, Республиканской премии в области журналистики имени Ш. Худайбердина. Победитель международных и республиканских телефестивалей.
комментарии
Источник : https://realnoevremya.ru/society/history/80643-salavat-hamidullin-kak-sozdavalas-bashkirskaya-respublika
Еще один вещатель, у которого во всем виноваты татары. Стоит ли в условиях языкового кризиса публиковать интервью с человеком у которого с татарами всегда "на грани"?
Кстати, упомянутая книга понравилась и Рафаэлю Хакимову, как ни странно.
Если ты такой умный, представься хотя бы, анонимный эксперт.
1. Байлар это род, село подгорный Байлар назван по роду который там живет. У этого рода есть подрод Сураш, который есть и у башкир рода усерган. Тамги у усерган и байлар также одинаковые. Тамга это такой знак. По шежере, байлар сын или внук бикатина (род у башкир). По преданиям байлар, их предком является Сынрян-баба. Сынрян это род в составе башкир.
2. Кузеев пишет, что С.Тарджеман также описывал башкир (Кузеев Происхождение башкирского народа. 1974 с136)
3. Волости были названы по названиям башкирских родов, это очевидная вещь, к примеру Унларская волость, Юрматинская волость и пр. (стат.советником Кирилловым это описано например)
4. Этнографы так и должны делать, изучают и выясняют происхождение народа и его составных частей, их расселение, особенности.
5. Откуда вот например вы знаете что род Теле в составе башкир не связан с теле, динлинами? Этнографы предлагают гипотезы, потом эти гипотезы могут подтверждаться или нет. Сейчас можно это уже генетически проверять.
И вы представтесь, господин Аноним.
Насчет Байлар. Вы эти ваши сказки бабушкам рассказывайте. Я лично знаю нескольких людей родом из этой деревни, они впервые слышат о таких сказках и просто смеются. Вы названия волостей объявляете мифическими башкирскими родами, а подразделения волостей (тубе - түбә) -какими-то мифическими подродами. В Байларской волости эти тубе были несколько и не только Сураш: и Салагыш, и Калмаш, и Турай. Кстати, тубе Калмаш - основан марийцами и об этом есть труд марийских ученых, но они ни о каких башкирах не пишут. Все это ваши фантазии. // Да волости по всей России были названы по родам, отдельные племена создавали уезды, а союзы племен объединялись в губернии. Так формировались административные единицы в этой стране, по родо-племенному признаку // Кем были Теле и откуда телевцы. Я в свое время выписывал "Вестник Сибирской АН", там много было статей насчет Теле, но никакой связи этого государства с зауральскими телевцами и телеутами сибирскими они там не обнаружили. И вообще уфимским сказочникам не мешало бы прочитать труды историков Новосибирска, там очень сильные специалисты по народам Востока.
2. Про род байлар конечно могут не знать потомки переселенцев с запада, с Казани, Мордовии, зачем им это.
А вот сами принадлежащие к этому роду часто знают об этом.
3. Названия волостей идут по именам родов башкир, это очевидная вещь.
4. Про подрод калмаш марийцы могут писать что угодно, но это может не подтверждаться источниками в общем. Видимо просто сравнили слова.
Если слово похоже на какое-то марийское слово то прежде всего в РБ есть река Калмаш, приток Демы. Тут первенство за РБ.
5. Про связь башкир рода телеу, и вообще телеутов с динлинами и теле это также гипотеза этнографов. Тут все решит тестирование древних останков культуры динлинов и сравнение их с телеутами.
2. В деревне Байлар никто не знает о тнх сказках, которые пишут уфимские фальсификаторы.
3. Алминистративные единицы по всей России строились по территориальному принципу, только вот в тех землях, которых нынче по ошибке Башкирией назваеют – по родо-племенному.
4. Марийские ученые безоговорочно доказывают, что чуть ли не треть марийцев Уфимской губернии состояла в башкирском сословии. Но это никак не означает того, что они были какими-то этническими «башкирами».
Автор этой статьи снял видеофильм о славных свершениях башгирд-телевцев до н.э. на Южной Сибири. Как они построили там великое государство Телэ. В ютубе есть вроде.
2. Потомки переселенцев с Казани, Мордовии могут не знать об аборигенах местности. Сами байлары например часто знают о своем происхождении.
3. Так речь и шла о волостях на территории Башкирии. "Вышеписанныя башкирцы до российского подданства разделялись по родам, что с начала российского владения названо волостями, и при том расположили на четыре части или дороги и назвали первую Нагайскую, вторую - Казанскую, третью - Сибирскую, четвертую - Осинскую. Так же земли и угодьи между родами все разделены. А в некоторых родах уже еще от настоящих произошли роды, кои называют аймаками, а инде тюбями. И тако никакой земли и угодей нет, кои бы свободные лежали." (донесение Кириллова (рук.Оренб.экспед.) от 1735г)
4. Марийцы могут что угодно говорить. Главное что этому нет подтверждений, например по генетике. Как говорил, слово калмаш в виде гидронима имеется в РБ.
5. Пока опровержений по связи телеу с динлинами нет. Генетики проверят древние останки тогда можно уже точно говорить.
2. В Байларах никто не слышал о том, что пишут о них уфимские обманщики.
3. Кириллов пишет уже о сформировавшихся во времена Российской империи административных единицах. Это уже 1735 год. Дороги-даруги, аймаки – все это татаро-монгольское. Это еще раз доказывает, что так называемые зауральские «башкиры», га самом деле – татары, самые настоящие татары, татары Бату хана.
4. Марийцы пишут не что угодно, а конкретные данные ревизских сказок. Обманщик Асфандияров, татарские поселения переписывает в башкиры, основываясь на том, что они когда-то состояли в башкирском сословии, а про марийские деревни, которые в этих ревизских сказках фиксированы как «башкиры» - он ничекго не говорит. Много удмуртских, чувашских деревень числились в башкирах, он об этом тоже ничего не говорит.
Если башкиры – это лоскутное одеало, собранное из сибирских, центральноазиатских, среднеазиатских, приазовских племен разного происхождения (Телэ, Татабы, Кангюй, печенеги Приаралья, Великая Булгария – Приволжская Булгария, кипчаки Великой Степи и т.д), как это вы утверждаете, - какой может быть общий ген у этого сословия? О каком едином народе можно говорить тогда? Зачем их тогда называть тюркоязычными? Насчет Телэ, Татабы, Байдар и прочих можно сказать одно утвердительно – все эти названия только по внешнему звучанию схожи с названиями волостей Уфимского и других губерний.
2. Конечно потомки переселенцев могут не знать о родах у башкир. Только вот сами они знают, и этнографы их фиксировали и изучали.
3. Привел цитату Кириллова про то что волости названы по именам родов башкир, а он за свое -отрицает. Вполне ожидаемо.
4. У Асфандярова все доводы основаны на архивах. Марийцы это черемицы, одни из припущенников на землях башкир, арендовали землю. Правда иногда за участие в подавлении башкирских восстаний припущенникам давали землю в вотчину или освобождали от уплаты арендной платы. Но это из серии "расхищение башкирских земель".
Землю изначально оформили в вотчину башкирским родам, они и выступали арендодателями земель для припущенников.
5. Так многие народы сформировались из разных частей. Чистых народов мало, в основном среди них малые северные или тропические народы.
Такой же вопрос можно вашим задать, одни из предков татар это именьковцы, славяне по происхождению.
У башкир хотя бы близкие по языку и культуре племена, кангюйцы, печенеги, половцы и др.
Здесь черемисы в районе устья реки Белой, ногайцы жили южнее реки Самара и левых притоков Урала, а на востоке земли башкир были до реки Тобол.
Потому не обманывайте читающих про верховья Камы. Северные земли башкир были до районов Перми, до верховьев Камы даже не доходили.
Башкирское военно-служилое сословие это период с 1799 г. до 1865 г. И границы России проходили по крепостным линиям (Закамская оборонительная линия - старая и новая в 17 в., позже по Оренбургской).
Львиная доля публикаций татар о башкирах положительны, но это не означает, что надо отмалчиваться об искусственной башкиризации татар в РБ. При Рахимове это была частью политики в Башкортостане, инерция еще и сейчас сохранилась.
Мне это всё напоминает обиду "младшего брата" и чем то похоже на взаимоотношеиния русских и украинцев.
Сепаратисты разодрали огромную Золотую Орду на мелкие ханства.
Москва восстановила территориальное единство Золотой Орды, а затем и Монгольской империи.
вам самим не надоела эта заезженная пластинка?
С 1980-х началось переписывание татар в башкиры. Доходило до абсурда: семьи переписывали, которые проживали в деревнях в башкиры. А дети, которые успели школы окончить и выехать в города остались татарами.
Унлар связаны по генам с другими башкирами.
Если Уметибаев пишет "тач татарча" - какой он башкир?
https://realnoevremya.ru/articles/33394
Мы сами — башкиры. И нам
Завещано «баш» быть родам.
Топазы у нас и алмазы
Подстать и садам, и плодам.
В долинах калина у нас,
Сиянье анютиных глаз,
Цветение трав на лугах,
Медовая дымка в логах.
И птиц звонкогорлая трель,
И светлой воды колыбель,
Озерная дрожь камыша —
Сама замирает душа.
Густые леса без конца —
Седого Урала краса,
И золото в недрах земли,
Что тонет в туманной дали.
Мы сами — башкиры. Познай,
Сородич, свой благостный край.
О завтрашнем думая дне,
Надежно сиди на коне!" (Ш.Бабич)
"Пройду ли по травам башкирского края, —
Душа устремится в полет.
Услышу ли издали песню курая, —
Мое существо запоет.
Взберусь ли к дубравам башкирских нагорий, —
Мне чудный откроется мир.
Но княжество смерти, но темное горе
Я вижу в селеньях башкир.
Живые покойники тлеют в могилах,
Их боли не слышится крик,
Но скорбную повесть о селах унылых
Несут нам Сакмар и Яик.
И сам я не знаю, кого проклинаю,
Когда на Урал я смотрю.
Настанет ли время башкирскому краю
Узнать и увидеть зарю?
И кажется, будто великий и строгий,
Мне чутко внимает Урал,
И кажется, будто исчезли тревоги,
И день засверкал, заиграл.
Мне кажется: песня летит издалека,
Летит, чтоб развеять беду,
И верю: дождусь я желанного срока, —
И верю, и плачу, и жду!" (Ш.Бабич 1916)
А должны были быть поскольку сведения о башкирах на Урале были и в 9в, и в 10в, в 11в, в 13в, в 14в, в 15в, то есть почти непрерывно.
Если были бы венгры то они должны были бы сейчас проживать на Урале, со своим языком и культурой.
Но их нет, а значит речь не о них, а о башкирах.
Ни по археологии ничего подобного нет чтобы массы людей со своей культурой ушли с Урала на северо-восток в тайгу.
Кузеев писал что башкиры в 13в упоминаются у Иоганки, в 14в у Шерефетдин-Йезди в составе войска Тохтамыша, в н.14в. у Аль-Омари. Также в 15в в Лаврентьевской летописи, в н. 16в. в "Трактате о двух сарматиях" и тд
У Идриси южные земли башкир доходили до зловонной земли, это земли к северу от Арала и южнее Мугоджар, на западе граничили с булгарами, на востоке по бассейну реки Урал (там добывали драгоценные камни и медь).
Идриси это 11-12в. В это время многие курганы на Ю.Урале с захоронениями коня (Каранаевские курганы, Старо-Халиловские курганы, Мрясимовские и др), кони занимали важное место в жизни этих людей.
"Собрался на вас царь казанский Ибрагим со всею землею: Камскою, Сыплинскою, Костяцкою, Беловоложскою, Вотяцкою, Башкирскою" (Лаврен. летопись 1469г). Тут земля Башкирская это территор-но бывший Мензелинский уезд, которые служили у казанских ханов.
Идриси переписывал все, что услышал от других и прочитал. У него этих басгирд – 2. И их численность 2 тыс чел. О каком народе можно говорить если его численность всего-навсего 2 тыс чел. Это скорее всего племя какое-то. Кстати, у него никаких башкир и башкортов нет, у него в оригинале – басгирды. У вас все превращается в башкиры. И баджгарды, и паскарты, и паскатиры и даже печенеги (басджанаки-башджанаки и т.д.).
Не башкирской, а бакшырской. Хватить вам исказить цитаты. Вот этот отрывок и все разъясняет: теперешняя так называемая Башкирия там названа «Беловолжской землей». И очень справедливо. Там всегда был Беловоджский улус и никаких башкир и башкортов там не было никогда. А бакшырская земля очень справедливо указана после земли вотяцкой. Значит, эта земля была дальше вотяков, выше по Каме, земля между вотяками и хантами.
А городов было минимум пять. Если в одном городе жило десять тысяч человек то уже 50 тыс. населения.
Если в городах в те времена жило 10% населения то грубо все население Башкирии составляло 500 тыс. человек.
Те башкиры успешно сопротивлялись набегам и завоеванию со стороны булгар. А в В.Булгарии могло жить полмиллиона-миллион чел. Число жителей Башкирии должно быть не сильно отличалось от числа жителей В.Б.
"От города Гурхан до города Карукийа по реке Анхадара восемь дней, а по суше — шестнадцать переходов на запад. Карукийа — красивый город с постройками из дерева и шатрами из войлока. На него часто нападают булгары, до [земли] которых шестнадцать переходов, и они постоянно воюют друг с другом с незапамятных времен."
"Что же до страны внешних басджиртов, то к ней относятся [города] Карукийа, Намджан и Гурхан."
"Земля басджиртов простирается до Зловонной земли"
"Страна басджиртов велика"
В летописи просто ошибка писца. Страны, местности или народа по имени Бакшир на Урале нет, к тому же это перечисление вотяков, но уже правильно с Башкирдой есть в завещании Грозного ("и со всеми волостьми, и с селы, и с Чювашею, и с Черемисою, и с Тарханы, и с Башкирдою, и с Вотяки")
В завещании Грозного башкиры-венгры должны быть, протому что именно они и первыми перешли на сторону Московии. Потом всех перебежчиков стали называть башкирами.
Один из городов той Башкирии это Уфа-2. Другие города еще предстоит найти.
У Гардизи словом татар обозначен один из частей кимаков. Очевидно эти татары монголы или тюркизированные монголы.
М.Кашгари писал что татары имеют свой язык, но понимают и тюркский. То есть они были нетюрками, вероятно монголами.
Оседлые предки татар до того как им кочевники навязали башкирский язык бегло и весело говорили на причудливом чувашоудмуртомарийском наречии вроде "курлы-мурлы", "гыр-гыр-гыр".)))
1. Башкирия составляет нераздельную часть Государства Российского и представляет собой автономно управляющуюся страну с наименованием "Малой Башкирии".
А потом вдруг Башкурдистан.
Как все мелочно и глупо кем-то раздуто, а ведь сработало - теперь башкиры так и думают...
Башкиры, татары, чуваши должны всегда держаться вместе, если не хотите превратиться в "мелкие народики" которых быстро сметут со страниц истории. Хороший пример - прибалты, имеют определенные претензии друг к другу, но всегда держатся ВМЕСТЕ !
Вспомните мордву - самый большой народ обитавший на территории европейской части России. Славяне и тюрки (на той-же территории), даже теоретически вместе взятые не могли соперничать с ними по численности.
И где мордва? Осталась малая часть, которая вовсе может "исчезнуть".
А, вот если где-то убывает, то где-то прибудет...и увеличилась какая нация? Вот с вашим национализмом, вы сами и уничтожаете свои народы.
Татары в принципе собирательный образ нескольких народов, грубо конечно высказался, но...идея собирания сама по себе хорошая. Многие булгары уходили от монгол в Зауралье или нашли новый дом на Руси. Кто -то остался. Часть ушедших так и осталась там, часть вернулась. Естественно давно все перемешано - нет чистых наций. Нет татар чистокровных (или башкир) - уже давно это сплав из "исчезнувших" - половцев, печенегов, хазар, булгар, сувар и т.д. и т.д.
Ведь недаром в 90-х татары сперва хотели вернуть историческое имя "булгары" (большинство татар прекрасно понимают, что имя "татары" им досталось по наследству от монгол), но даже без ДНК анализов быстро поняли, что это приведет к разрушению и исчезновению всех и остались ЕДИНЫМ народом, потому, что общего за 700 лет, у них стало гораздо больше чем различий. Поэтому глупо обвинять "татар", что они хотят всех сделать татарами - просто действительно культура "татар" это культура когда-то РАЗЛИЧНЫХ но БЛИЗКИХ и РОДСТВЕННЫХ народов России.
Просто в настоящее время "татары" вторая по численности нация в России (была шестая по численности в СССР,без учета крымских татар!!! ), но с таким-же успехом можно предложить объединиться не под термин "Татары", а например под термин "ТЮРКИ". Суть не в НАЗВАНИИ, а в КОНЕЧНОМ ИТОГЕ объединения родственных народов!!!
Это все в качестве просто болтовни, но все-таки в этом случае башкиры были-бы готовы оставить свои нападки на соседа?
Да, до революции башкирский язык как литературный входил в состав тюрки и подчинялся общетюркским правилам. Впрочем как и татарский. Позже из тюрки вычленились современные литературные татарский, казахский, башкирский и иные языки. Надеюсь, ты хотя бы это признаешь как свершившийся факт.
Источник : https://realnoevremya.ru/society/history/80643-salavat-hamidullin-kak-sozdavalas-bashkirskaya-respublika.
Дорогой мой, пока вы не научитесь воспринимать реальность таковой, какая она есть на самом деле, а будете находиться в плену своих мифов, ничего нормального не выйдет. Ни для вас, ни для нас.
Татары этот термин как название народа имеет скорее историческое, чем этнографическое значение. Т. как отдельного народа не существует; слово "татары" является собирательным именем для целого ряда народов монгольского и, главным образом, тюркского происхождения, говорящих на тюркском языке и исповедующих Коран. В науке в настоящее время название татар совершенно отвергнуто в применении к монголам и тунгусам и оставлено только за теми тюркскими по языку народностями, почти всецело ныне входящими в состав Российской империи, за которыми оно сохранилось по историческому недоразумению, в отличие от других тюркских народностей, носящих самостоятельные исторические названия (киргизы, туркмены, сарты, узбеки, якуты и т. д.). Сами татары никогда не называли и не называют себя этим именем.
Анонимно 08 нояб. "у башкир виноваты татары, у татар - башкиры. все логично."
Не болтай! Татары никогда огульно не обвиняют башкир. Татар распыляли специально, чтобы у татар и башкир за одно, да и у всех тюркских народов раздробить силы. Тем более именно в те годы татары были наиболее продвинутым народом. Именно поэтому большевики и начали с татар. А башисты, в том числе и Хамидуллин, как один из "ата башист" до сих пор не могут усечь как и разрушающие мысли и действия большевиков в те годы, так и те же мысли дугиных-жириновских, да и зюгановых и прочих в наши годы.
Бог не дал им прозрения.
Прочитаешь такое о грозных «воинских контингентах», да еще во множественном числе и общей численностью в 15 человек, без единой потери разъезжающих по краю, и как-то меркнет представление о «великом джихаде татарского народа». В особенности, если сравнивать с реалиями Башкирии того времени, где вязли в сражениях сводные регулярные корпуса (76, с.387) и полки (55, с.215; 46, с.45, 49; 76, с.44-48, 112-113), истреблялись повстанцами роты и батальоны (70, с.135; 47, с.56; 76, с.62)."
Татары даже не сопротивлялись крещению. Боялись "воинского контингента" аж в 15 человек. Апупеть!
Татары в подавляющем большинстве крестились с радостью, добровольно без сопротивления, без борьбы из-за льгот. Если и была борьба, то изподтяжка и то со своими новокрещенными собратьями.
Галяутдинов И. Г. Ялсыгул Таджетдин аль-Башкорди // Башкирская энциклопедия. — Уфа: ГАУН «Башкирская энциклопедия», 2013.
Булгаков Р. М., Ильясова Г. Р. Наука об истории башкирского литературного языка и место в ней Тажетдина Ялсыгулова и его произведения «Рисалаи Газиза»//Статья в ж.«История науки и техники», № 9 (спецвыпуск № 4), 2008 г. (на с.8)
https://realnoevremya.ru/society/history/81401-salavat-hamidullin-kak-sozdavalsya-bashkortostan-ch2