Новости раздела

Жизнь? Жизнь…

Рецензия на спектакль Камаловского театра по повести Гаяза Исхаки «Тормышмы бу»

В театре им. Г. Камала прошла премьера спектакля «И это жизнь?» по повести Гаяза Исхаки. Поставил спектакль и сделал инсценировку молодой режиссер Айдар Заббаров, он же выступил автором музыкального оформления спектакля. Подробности в материале «Реального времени».

«Растут стихи, не ведая стыда»

Для автора этих строк и, наверное, для многих зрителей имя Айдара Заббарова впервые прозвучало в прошлом сезоне, когда студент ГИТИСа поставил на малой сцене Камаловского театра спектакль о трагической судьбе Хасана Туфана — постановку, которая пронизана настоящей поэзией и настоящей трагедией Поэта, затаптываемого тоталитарным государством.

Уже по первому спектаклю, который назван строчкой из стихов Туфана «Все плывут, и плывут облака», было ясно, что у Заббарова есть внутреннее чутье, помогающее в обыденности видеть образы, метафоры, превращая эту обыденность в поэтический материал.

На этот раз молодой режиссер взял в работу повесть Гаяза Исхаки, своеобразно инсценировав ее. Своеобразно, потому что персонажи спектакля, например, произносят не только вложенный непосредственно в их уста автором текст, но и описания или лирические отступления автора повести.

Исхаки написал свою повесть в сложное время, когда жизнь его изобиловала ссылками. В принципе, ровной и гладкой жизнь яркого публициста, общественного деятеля и писателя, который не обслуживает существующий в его время режим, не может быть по определению. Гаязу Исхаки еще повезло, он сумел вырваться из России и его миновал Молох репрессий, который прошелся по судьбам большинства его коллег. И хотя в свое время его прозу положительно оценил Максим Горький, в Советском Союзе книги Гаяза Искахи не издавались, и, по сути, он вернулся к читателям только в годы перестройки.

Исхаки в этом году исполняется 140 лет. Не думаю, что Заббарова интересовала «датская» тематика. Скорее здесь дело в интересе к тому ироничному и одновременно лирическому нерву, которым отличается повесть Исхаки, разумеется, с учетом доминирующего реализма писателя.

Молодой режиссер взял в работу повесть Гаяза Исхаки, своеобразно инсценировав ее

В принципе, и это еще один из плюсов спектакля, режиссер вернул зрителю одно из знаковых произведений татарской литературы. И хотя произведения Гаяза Исхаки сейчас изучают в школе, для широкого зрителя до сих пор самой известной является его «Зулейха», опять-таки благодаря спектаклю Камаловского театра и одноименному фильму.

Парадокс и монохром

Айдар Заббаров, и это важно, сумел найти и интонацию, и ритм в постановке. Музыкальный фон — нервный, тревожный, будоражащий. И — вот парадокс — умиротворяющий одновременно. Иногда кажется, что звук пришел из другой Галактики.

Вообще же, парадоксов в постановке немало. Можно предположить, что это и есть тот самый «спасительный яд творческих противоречий», который не дает художнику сбиться на банальность, о чем писал поэт. Видеоряд спектакля — почти монохром, черный с небольшим вкраплением белого, так увидел решение сценограф Булат Ибрагимов. Монохром часто бывает более выразительным, чем богатая цветовая палитра. Так и происходит в новом спектакле камаловцев.

Действие, если прибегнуть к терминологии, принятой в изобразительном искусстве, многофигурное. Иногда оно сразу развивается в нескольких пластах. Есть и в режиссерском решении, и в видении сценографа что-то, напоминающее построение кадра в кинематографе. Как будто внезапно возникает крупный план, постепенно уводя нас на общий.

Видеоряд спектакля — почти монохром, черный с небольшим вкраплением белого

«И это жизнь?» Айдара Заббарова — спектакль о том, как хочется и как невозможно иногда прожить жизнь. Про вечные противоречия между идеалом и реальностью. И все это чутко уловил исполнитель главной роли Искандер Хайруллин, непостижимым образом переходя от бытописательства, интересного и обстоятельного, к иронии, чтобы вдруг неожиданно стать до слез лиричным. Вот еще один из парадоксов спектакля.

Что касается других участников постановки, то перед нами россыпь непохожих друг на друга характеров, судеб, историй. К чести инсценировщика, они так искусно вплетены в фабулу, что подобны ярким звездам, живущим по законам одного большого созвездия.

И когда на темном фоне задника вдруг начинают кружиться пышные хлопья снега, понимаешь, что эта несовершенная жизнь, которая никогда, ни в какие времена не может быть совершенной, все равно прекрасна. Таков поэтический мир, который создал на сцене Айдар Заббаров, словно вычленяя поэзию из реалистического текста. Такие это люди — поэты. Умеют «отнимать аромат у живого цветка», как характеризовал их Александр Блок.

Татьяна Мамаева, фото vk.com/kamalteatr
ОбществоКультура Татарстан
комментарии 11

комментарии

  • Анонимно 16 апр
    Спасибо, Татьяна.
    Ответить
  • Анонимно 16 апр
    Отличная рецензия, спасибо автору от зрителей.
    Ответить
  • Анонимно 16 апр
    В апреле будет еще спектакль?
    Ответить
  • Анонимно 16 апр
    Много людей вышли заплаканными?
    Ответить
    Анонимно 16 апр
    Много, много, не волнуйтесь.
    Ответить
  • Анонимно 16 апр
    Красиво написано. Словно сама побывала там
    Ответить
  • Анонимно 16 апр
    Что то кажется мне что этот спектакль очень тяжелый. Пойдет ли зритель? поймет ли?
    Ответить
    Анонимно 16 апр
    У нас думающий зритель. Поймет и придет
    Ответить
  • Анонимно 16 апр
    На премьере был аншлаг
    Ответить
  • Анонимно 28 окт
    Спектакль разочаровал. Возможно режиссёр хотел представить новый взгляд на классическое произведение, но это вышло за все рамки. Сцены голого, причём обсолютно голого мужчины!!!! С голой извиняюсь задницец можно было убрать, пастельные сцены, полуголые женщины напоминают качаловский театр нежели камаловский. В первую очередь было обидно за взрослых людей пожилого возраста и детей. Поминание Аллаха, Азан, чтение сур здесь в сочетание со всем этим выглядит оскорбительно. Мы понимаем что смысл спектакля должен был нести утерю ценностей, беззаботность, глупость и лицемерие. Но смотреть такие сцены не приятно, усваивать и вникать в смысл нет желания. Есть желание лишь встать и уйти. Исторический татарский театр имени Камала теряет свой статус и уважение представляя зрителям такие спектакли.
    Ответить
    Анонимно 24 ноя
    Полностью согласен. Как можно было искажено пытаясь вызвать смех читать суру из Корана? Никакого такта, уважения. Это просто возмутительно. Камал видимо окончательно превратился в пристанище глупцов.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров