Новости раздела

Татарстанский пармезан пришелся не по вкусу итальянским фермерам

Импортозамещающая продукция УК «Просто молоко» вызвала негодование крупной аграрной ассоциации Италии

Татарстанский пармезан пришелся не по вкусу итальянским фермерам

Итальянская ассоциация фермеров Coldiretti обеспокоена ростом объема поддельной итальянской продукции в России и возмущена презентацией на российском стенде выставки Expo-2015 в Милане итальянских сыров производства татарстанской УК «Просто молоко». Позиции всех сторон этого международного конфликта выясняла газета «Реальное время».

Антисанкционные грабли

Недавнее участие России в международной промышленной выставке Expo в Милане, которую посетил даже сам Владимир Путин, отличалась демонстрацией мощной силы импортозамещения, набравшей обороты в нашей стране после введения так называемых антисанкций.

Самой живой иллюстрацией темы оказалась татарстанская экспозиция. Наряду с продукцией совхоза «Майский», «Татспиртпрома», «Ак Барс Холдинга», «Татпотребсоюза», комбината школьного питания и управления пчеловодства РТ в центре внимания посетителей оказались стеклянные витрины с продукцией холдинга «Просто молоко». Люди удивлялись не только экзотическому национальному продукту под странным названием «корт» (вареный творог коричневого цвета) в пластиковых стаканчиках, «советским» плавленым сыркам в новой упаковке и сметане, а прежде всего «итальянским сырам отечественного производства» Prego Maasdam и Parmigiano-Reggiano. Наличие последних на стенде Татарстана, который посещал Владимир Путин, не прошло мимо внимания и известного журналиста Андрея Колесникова из газеты «Коммерсантъ».

Владимир Путин во время презентации стенда Татарстана на Expo-2015. Фото prav.tatar.ru

Правда, такая смелость отечественного производителя понравилась не всем. А больше всего не понравилась она итальянской ассоциации фермеров Coldiretti (Национальная конфедерация фермеров — самая крупная организация, защищающая права и интересы сельского хозяйства Италии). Она через местную прессу выступила с заявлением об увеличении случаев подделок итальянских товаров в России.

«В России производство сыра в первые четыре месяца выросло более чем на 30%, некоторые продукты, которые непосредственно напоминают итальянские, были представлены в Expo, в комнате, посвященной Татарстану, под брендом Prego», — пишет газета LaPresse.

«Россия глубоко оскорбила итальянских производителей, представив в своем павильоне в рамках выставки Expo поддельные итальянские сыры отечественного производства. Как пишет Reppublica, Coldiretti называет такие действия со стороны России вызовом и оскорблением для страны, которая в течение многих лет борется против поддельных продуктов «made in Italy», — говорится в заявлении организации.

Эти сыры стали причиной возмущения итальянских фермеров. Фото tatarmilk.ru

Итальянцы считают убытки

Автор итальянской газеты Liberoquotidiano Аттилио Барбиери (Attilio Barbieri) посвятил почти половину своей колонки экспозиции Татарстана. Правда, написана она, скорее, в шутливой форме.

«Но к концу маршрута (в российском павильоне Expo — прим. ред.) находится настоящая жемчужина российского присутствия. Комната посвящена Татарстану, земле татар (автономная республика в составе Российской Федерации) и ее столице Казани, расположенной в 300 километрах от Москвы. Стеклянный стенд, размещенный почти в центре комнаты, показывает, что это отличный молочный регион. Хороша здесь сметана, но особенно сыр. Его много. Он свежий. С корочкой и в кастрюле. «Эта область известна именно этими продуктами, — говорит хозяйка. — Они славятся по всей России». Здесь ты делаешь для себя настоящее открытие: почти все сыры сделаны в Италии. Большой отдаленно напоминающий по форме Asiago называется Prego. «Итальянский стиль», гласит надпись. «Оригинальный итальянский рецепт» и на втором сыре. Не можете вы и пропустить флаг: белый вымпел в обрамлении красного и зеленого. Очередной раунд, еще один подарок. На верхней полке показаны продукты с брендом «Просто сыр». В этом случае итальянский флаг появился даже на логотипе продукции. В действительности, Россия буквально вторглась на карты таро Италии. Сыры, ветчины, вина: по данным, циркулировавшим в дипломатических кругах, есть более 1 500 таких ложных итальянских брендов. Но нужно обладать большим мужеством, чтобы принести татарское Expo в Италию».

Аттилио Барбиери посвятил почти половину своей колонки в газете Liberoquotidiano экспозиции Татарстана. Фото из блога Алексея Соломатина (solomatin.su)

«Сыры были представлены на обозрение в витринах и на дегустацию, но не на продажу»

Российская блогосфера, активно подключившаяся к обсуждению итальянской прессы, приводит свои доводы за татаро-итальянские сыры, акцентируя внимание на том, что рецептура производства итальянских сыров в общем-то открыта. Поэтому существует, к примеру, аргентинский пармезан. Вспоминают и про то, что татарстанский триколор тоже состоит из зеленого, белого и красного цветов, так что все зависит только от того, с какого ракурса на него смотреть.

Газета «Реальное время» обратилась за комментарием в пресс-службу «Просто молоко», где нам ответили, что компания «принимала участие исключительно в демонстрационной части выставки». «Сыры были представлены на обозрение в витринах и на дегустацию, но не на продажу», — подчеркивают в молочном холдинге, добавляя, что «коммерческих соглашений о поставке татарстанских сыров в Италию заключено не было».

«Сыры производства УК «Просто молоко» не являются подделкой ни российских, ни итальянских сыров, — настаивают в компании Марата Муратова. — Это оригинальные сыры, произведенные по разработанным уникальным рецептам с помощью специально подобранных ингредиентов, произведенных в Голландии. Сыры соответствуют требованиям технических условий, официально зарегистрированных в ФБУ «Ростест-Москва». Мы не используем в производстве пальмовое масло и какие-либо другие неразрешенные добавки. При производстве используется только натуральное, подобранное по качеству молоко. Сыры с названиями «Маасдам», «Гауда», «Эдам» не могут быть подделкой, это известные всему миру, общепринятые названия сыров. Как известно, сыр маасдам получил свое название в честь маленького городка Маасдам в Нидерландах. Как и сыр эдам, названный в честь города Эдам в Северной Голландии, — изначально это голландский сыр.

В компании Марата Муратова пояснили, что сыры были представлены на обозрение и на дегустацию, но не на продажу. Фото prav.tatar.ru

К сожалению, сейчас, во время действия эмбарго, некоторые недобросовестные производители для удешевления производства и ускорения созревания сыра используют пальмовое масло и другие добавки. Качественную продукцию подделывают чаще и больше, чем никому не известные марки. Служба безопасности УК «Просто молоко» ведет собственную борьбу с производителями и продавцами фальсифицированной молочной продукции, которые выдают спред за сливочное масло, а сырный продукт — за сыр. Периодически мы проводим контрольные закупки в различных торговых точках Казани и каждый раз небезрезультатно, по результатам информируем контролирующие органы Роспотребнадзора и другие инстанции. Мы, как производители, считаем существующие меры борьбы с фальсификатом неэффективными: штрафные санкции за нарушение мизерные, а возможные негативные для здоровья последствия от употребления такого продукта — огромные. Также страдает и имидж предприятий. Компания «Просто молоко» занимается просветительской работой: совместно с республиканскими СМИ различных видов и направлений мы рассказываем читателям о том, почему нужно внимательно и с осторожностью приобретать дешевые молочные продукты и чем хороши отечественные, местные, проверенные производители, выпускающие продукцию гарантированного качества».

В России Parmigiano reggiano зарегистрировано на «Консорцио дел Формаджо «Пармиджано-Реджано», а имя Prego свободно

Чтобы понять, насколько обоснованы претензии итальянских производителей пармезана, «Реальное время» обратилось к специалистам по товарным знакам и фирменным наименованиям.

Павел Козел — заместитель руководителя УФАС по Республике Татарстан:

— Пармезан — это же тип сыра. Если речь идет о регистрации товарного знака, то это один вопрос, а если о технологии производства — другой. Например, есть молоко жирности 2,5%, 3,2% — его делают все. Если технология производства как-то защищена, тогда это уже другая ситуация. Сыр «Российский» или сулугуни производят многие. Просто раньше были ГОСТы. Если сыр «Российский», то у него должна была быть определенная степень жирности. Нужно исходить из той правозащиты, которая есть у сыра пармезан, имеющего свое происхождение из Италии. Использование итальянского флага не запрещено. Насколько я знаю, в случае международных разногласий все споры ведутся в Международном суде по интеллектуальным правам в случае предъявления иска правообладателем.

Маасдам, гауда, эдам — это известные всему миру, общепринятые названия сыров, поясняют производители. Фото tatarmilk.ru

Григорий Бусарев — патентный поверенный РФ, руководитель агентства «Артпатент»:

— Нормы международного и российского законодательства предусматривают юридическую ответственность за использование наименований, маркировки и сведений, вводящих в заблуждение потребителей. Законность использования подобной маркировки на товарах, импортируемых из России, следует рассматривать с позиции итальянского законодательства.

В России же указание на итальянскую рецептуру и уж тем более использование итальянского флага без соответствующего документального подтверждения рискует попасть под нормы российских законов «О защите конкуренции» и «О защите прав потребителей» за недостоверную рекламу и информацию.

И конечно же, нельзя не обратить внимание на ограничения, связанные с использованием слова «пармезан», а также производных от него. В России действует регистрация такого средства индивидуализации, как наименование места происхождения товаров Parmigiano-reggiano, свидетельство № 131, зарегистрированное на имя «Консорцио дел Формаджо «Пармиджано-Реджано», Италия, в отношении товара «сыры». Это значит, что использование на территории России данного обозначения, а также схожих с ним, в том числе слова «пармезан» на упаковке или в рекламе сыров, произведенных в России, недопустимо.

Следует предположить, что и в Италии данное обозначение имеет аналогичную охрану, что предполагает запрет для российских производителей поставлять в Италию сыры под наименованием «Пармезан». Что касается торговой марки Prego, регистрация ее за российским предприятием вполне возможна, но зависит уже от деталей делопроизводства в ведомстве каждой страны.

Технология пармезана открыта, и при желании российские производители могут его изготавливать, комментирует эксперт. Фото tatarmilk.ru

Камияр Байтемиров — председатель Ассоциации фермерских хозяйств РТ:

— Технология пармезана открыта, и при желании мы можем его изготавливать. Если она имеет торговую марку и запатентована, то разговор другой. Если же нет, то мы вольны выпускать эту продукцию. Итальянцы пусть обижаются на свое правительство, которое приняло соответствующие решения по санкциям. Мы в ответ приняли свои санкции и хотим есть свой пармезан, а не итальянский. Мы уже насытились и итальянской, и американской, и китайской продукцией, работая при этом в убыток.

Гуландам Зарипова, Арслан Минвалеев

Новости партнеров

комментарии 22

комментарии

  • Анонимно 01 июл
    Если вопрос будет стоять так, как это озвучено у председателя Ассоциации фермерских хозяйств, то санкциями не ограничатся. делать то, что хочешь не получиться. Точнее можешь делать, но только у себя дома. Да и имидживые потери для республики довольно большие, когда свои сыры упаковывают в чужие обертки. Правда, у нас нет традиции защищать интеллектуальную собственность, почему-то считая, что придумать не главное. Это может каждый. Goody
    Ответить
  • Анонимно 01 июл
    пожалуй, нужна была собственная обертка с собственными задумками в названии, а в остальном республика молодец, не топчется на месте
    Ответить
  • Анонимно 01 июл
    Пусть уважаемый председатель Ассоциации фермерских хозяйств РТ говорит за себя, если хочет есть свой пармезан, пусть ест. За других не надо говорить.
    Ответить
  • Анонимно 01 июл
    а откуда made in Italy то взялось на сырах? это же нарушение закона о торговле, несоответствие информации на упаковке действительности
    Ответить
  • Анонимно 01 июл
    я не хочу есть ни российский пармезан, ни российский эдем, ни гауду, ни маасдам. год прошёл с тех санкций - за год сыры стали только хуже, и стоит эта патриотичная импортозамещательская несъедобная масса дороже, чем немецкая гауда стоила год назад.
    Надоели в игры свои политические играть. Я хочу есть то, что хочу есть, а не то, что посчитает нужным запретить Пу и Ко в рамках жалких попыток что-то доказать ЕС
    Ответить
    Анонимно 01 июл
    согласен с комментатором на все 100%
    Ответить
  • Анонимно 01 июл
    Наш пармезан - обычный твердый сыр, по вкусу напоминающий местный монастырский. Только и всего
    Ответить
  • Анонимно 01 июл
    Для приготовления настоящего аутентичного Пармезана (Parmigiano-Reggiano) используется молоко только тех коров, что были рождены и выросли в Италии и соответственно кушали только местную травку или сено.
    Существуют очень жесткие требования и к рациону питания коровьего поголовья, чье молоко будет использовано для правильного пармезана, и к продолжительности ежегодного цикла производства - сезон закончится 11 ноября.
    Ежегодно сыроварение начинается 1 апреля, когда весь вечерний удой оставляют на ночь в ведрах, а утром сверху снимают накопившиеся сливки и используют их для получения знаменитого «маскарпоне» (с ним в свою очередь делают знаменитый итальянский десерт «тирамису»). Оставшееся вчерашнее молоко смешивают со свежим, утренней дойки, более жирным. Затем греют до 35 градусов, после чего вводят закваску, представляющую собой желудочный сок теленка (обязательно итальянского). После образования сырного сгустка его режут на мелкие кусочки и снова подогревают уже до температуры в 50 градусов. Выделившуюся сыворотку
    удаляют, и варят сыр около часа. Далее сыр оставляют на несколько часов в ткани, а по истечении срока перекладывают в деревянные формы внутри которых имеются мелкие иголочки, оставляющие на готовом сыре марку «Parmigiano Reggiano». В деревянных формах сыр держат несколько дней и выкладывают на полки, где сыр окончательно дозревает (от 12 до 36 месяцев), при этом глубокий аромат с нотками лесного ореха получается тем ярче, чем старше продукт. Зрелость головок определяют «пармские слухачи». Они делают это музыкальным способом — ударяя по сыру серебряными молоточками.
    Пармезан, который был одобрен сыроделами, выдерживают ещё как минимум год, и только потом он помечается знаком качества DOP, то есть «наименование,контролируемое по происхождению».

    Граждане-аграрии-псевдопатриоты, не позорьтесь, пожалуйста! Не называйте Пармезаном ваши неуклюжие подделки, пусть они даже и сопоставимы по ценам с оригиналом. Если у кого-то отсутствует гастрономический вкус, то не надо об этом громко заявлять.

    Ясаух Пашо
    Ответить
    Анонимно 01 июл
    Не согласен с Я. Пашо. Лично знаком с итальянцами которые для изготовления пармезана завозят молоко из Германии, тк своего молока им катастрофически не хватает.
    Поэтому, считаю, что можем изготавливать сыр по технологии пармезан в Татарстане, производить Parmigiano-Reggiano, конечно противозаконно.
    Однако, зная М.Муратова думаю, что они ПРОСТО тупо для выставки купили Parmigiano-Reggiano и упаковали в свою упаковку.
    Ответить
    Анонимно 01 июл
    там есть одна технологическая тонкость - не все что делается из молока производители клеймят Parmigiano-Reggiano DOT. Часть сыра не клеймуется и уходит в качестве других сыров. В Италии делают не только один Пармезан. Вполне возможно, что из германского молока (если оно не идентично по качеству итальянскому) делают сыр, но он не пармезан, а что-то другое. Немцы, также могут выдержать с точностью до 100% технологический процесс под требуемое молоко. Но сыр, это не только молоко, но и на 80% успеха - закваска и условия выдержки...По поводу Муратова Вы абсолютно правы - недаром на экспозиции наши "пармезаны" можно было только пробовать, но не покупать...Ясаух Пашо
    Ответить
  • Анонимно 01 июл
    Так называемые "антисанкции" успели показать свою несостоятельность. За год ничего из запрещённых для ввоза товаров не стало производиться внутри страны лучше. Все разговоры для бедных о качестве, конкуренции - ерунда. Российский бизнес не заточен для долгосрочных инвестиций, он не стремится брать качеством. Гораздо проще производить ерунду и продавать в большом количестве, по возможности - прикрываясь чужим заслуженным именем. Впрочем, в этом вина не только и не столько российского бизнеса.
    Эффекта кризиса-98 для российских товаропроизводителей было в разы больше - просто потому, что для России этот кризис был объективным. В условиях резкого роста курса валют те же итальянские макароны стали не по карману для населения. И появились российские бренды - не буду называть их, чтобы не сделать рекламу - по качеству до сих пор не дотягивающие до итальянских изделий, но всё же уже макароны, вполне приемлемые - а не то кашеобразное нечто, что продавалось до дефолта '98 производства казанской макаронной фабрики.
    Нынешний же "кризис" абсолютно другой. Большинство предпринимателей, реально работающих (а не визжащие о скрепах чинуши и киселёвская вата) понимают, что этот кризис - рукотворный, созданный своими руками нашей властью. И это ещё полбеды - основная проблема в том, что он - политический, и его длительность непрогнозируема.
    В одночасье международная ситуация может измениться - и Пу отменит все эти "антисанкции", сказав, что "они себя не оправдали, а Европа - наш ключевой партнёр". И никто не знает, когда это произойдёт.
    Если через 5-10 лет - для бизнеса есть смысл делать крупные инвестиции в производство и улучшать качество. А если через год? Эти инвестиции "отбить" за год не получится, в итоге такой резвый предприниматель, который захочет производить действительно качественный, например, сыр - останется с огромными долгами и невостребованной продукцией - потому что она всё равно окажется дороже по себестоимости, чем европейские аналоги.
    Итог - видим, что в магазинах те же сыры купить съедобные невозможно. Некоторые виды сыров - например, козий - пропали в принципе. Так что не надо разглагольствовать про импортозамещение, это просто большой государственный самообман/обман населения.
    Ответить
  • Анонимно 01 июл
    зачем татарам делать нетатарский сыл, обьясните?! Зачем делать и браться за то, что не умеют?! Что у нас своей татарской кисломолочки мало, рецепты которых уже в крови у населения и где мы действительно можем показать качество?!
    Ответить
  • Анонимно 01 июл
    Ох как унас любят копировать!...
    Ответить
  • Анонимно 01 июл
    Боже мой...ну что вы за люди. Есть деньги есть пармезан? Купи его в Европе и не ной. Бесконечная критика... Вот машину вашу на парковке возьмут и переставят вы же просто желчью изойдетесь, чтобы напакостить обидчику всеми законными и незаконными способами, а родную страну значит за сыр продать готовы...низко и пошло. Я в жизни не ела этого сыра и ущербной себя не ощущаю...ничего не потеряла. А вкусных продуктов много, особенно натуральных у тех же самых фермеров! Свободу передвижения никто не отменял...езжайте за тем чего хотите туда где это есть)
    Ответить
    Анонимно 01 июл
    объясните мне логику, как покупка нормальных, вкусных продуктов связана с продажей или непродажей родины? у вас там совсем в голове коротит?

    я зарабатываю деньги, как могу, законными методами, и хочу выбирать, на что их тратить. кто мне такой президент, правительство, госдума, чтобы решать за меня, на что тратить МОИ, МНОЙ заработанные деньги? То, что я должен был этому государству - я уже отдал в виде подоходного и социального налога, ещё отдаю в виде НДС и таможенных пошлин, заложенных в стоимость импортного товара. почему я ещё что-то должен доказывать и показывать этому государству?
    Ответить
    Анонимно 02 июл
    Секундочку...вы живете в России, в которой нет такого гастрономического удовольствия как пармезан, но есть пельмени или квас. Вот например в Стокгольме нет гречки и никто не умер и правительство за это не клянет.
    И коротит по всей видимости в вашей голове, поскольку запрета на употребление в пищу продукции нет, есть запрет на продажу. Съездили - купили и наслаждаетесь....выбирайте что вам есть сколько хотите и не путайте свободу выбора и внешнеполитические связи.
    Ответить
    Анонимно 02 июл
    В Стокгольме нет спроса на гречку. Был бы - продавалась бы.
    В России на сыр есть спрос, есть поставщики, есть магазины, готовые продавать - все условия. Не продают. Почему? Выходит, кто-то ограничивает мою свободу выбора, и решает за меня, что я должен пить квас. И снова - почему?
    Ехать куда-то - покупать. Такое достижение человечества, как розничная торговля, поставщики, грузовые машины с холодильниками - они существуют для того, чтобы я лично себе сыр возил из Италии или Германии? Вы вообще в своём уме?
    Ответить
    Анонимно 03 июл
    Нужно отметить, что в Стокгольме возможно нет гречки, но и нет запрета на ее импорт и никаких санкций и эмбарго.
    Ответить
    Анонимно 07 июл
    это досадное упущение!
    немедленно вводим запрет на экспорт гречки в Швецию.
    спасибо за сигнал.
    Ответить
  • Анонимно 01 июл
    Зачем гнаться за красивыми, иностранными названиями? Нет своей мысли на определённом уровне.
    Ответить
  • Анонимно 15 июл
    Однажды, смотрела передачу про итальянскую мебель , где также, большое внимание уделили тому, как ее научились делать китайцы. Довольно не плохо, а стоит это гораздо дешевле. Так вот , в конце показали итальянца, который выразил довольно спокойное мнение о том, что это абсолютно их не волнует, а наоборот, создает дополнительную рекламу итальянской мебели. Не знаю, насколько это мнение выражало мнение всей Италии. Думаю, что очень далеко не всей. Мне очень импонирует, что итальянцы защищают свое. Это правильно. Но и им не стоит сильно обижаться на нас. То что произошло - обычная российская халатность. "Просто молоко" просто не подумало вовремя, не предусмотрело, а может подумали, что наоборот, это польстит хозяевам выставки. В любом случае - это не со зла :) А куда, хочу спросить смотрели организаторы выставки? Наверное, был же предварительный смотр или знакомство с продукцией, которую будут выставлять? Итальянцы ждут ото всех порядочного отношения, но порой надо просто тоже, пошевелиться и создать условия, чтобы обеспечить это порядочное отношение к себе. И конечно, раз уж создавалась своя рецептура, как утверждается, то необходимо было создать свое индивидуальное название и обозначить эти сыры как твердые. И не беспокоиться за продвижение таких сыров. Ведь вид твердых сыров, как у пармезана, он говорит сам за себя, и своего покупателя он нашел бы рано или поздно. Просто наверное, хотели чтобы раньше. А флаг в Татарстане действительно триколор, повторяющий итальянский. Только белая полоса - уже.
    Ответить
  • Юрий Григорьев 01 мар
    из творога "просто молоко" даже сырники получаются отстойные, что уж говорить про импортозамещение. сперва научитесь свой, Российский продукт хорошо делать.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии