Новости раздела

Финал «Игры престолов»: что-то среднее между «индийским кино» и «лучшей серией за все сезоны»

Мнения зрителей разделились

Накануне прошла премьера финального эпизода седьмого сезона «Игры престолов», которая благодаря интернету побила рекорд по количеству просмотров, принадлежавший предыдущей серии. Мнения российских зрителей уже успели разделиться — одни разочаровано отмечают недостатки серии, другие продолжают восхищаться продуктом телеканала HBO. «Реальное время» публикует рецензии политологов, кинопродюсеров, режиссеров, психологов и других небезразличных к самому популярному сериалу современности людей. Осторожно: вас ждут хоть и небольшие, но спойлеры.

Как индийское кино

Финальный эпизод седьмого сезона «Игры престолов» побил очередной рекорд по количеству просмотров. Премьера серии «Дракон и волк», хронометраж которой стал самым длительным за всю историю сериала (81 минута), состоялась накануне по всему миру. Согласно данным Nielsen, 12,1 миллиона зрителей посмотрели ее по телевизору, еще 4 миллиона — на стриминговых каналах в интернете.

В России эпизод показывали в кинотеатрах, и уже на следующее утро после премьеры ленты в соцсетях заполнились рецензиями, правда, весьма противоречивыми.

Московский кинопродюсер Александр Хачко сравнивает замедленность и предсказуемость «Игры престолов» с индийским кино:

— Что хорошо в «Игре престолов»? Атмосфера, декорации и отдельные очень круто сделанные масштабные сцены. А плохо то, что все линии развиваются очень медленно. Просмотрев два сезона, я понял, что дальше вряд ли увижу что-то новое для себя. Позже специально отсматривал некоторые боевые сцены, но следить за сюжетом уже не захотел. Он напоминает индийское кино: все друг другу родственники, постоянно выясняют отношения, и это тянется бесконечно, — говорит собеседник издания. — Всем известно, что это один из самых дорогих сериалов в истории (кажется, 6 млн долларов на серию). По сути, сейчас наступила эпоха, когда телеканалы могут позволить себе крутой продакшн, топовых актеров и другие дорогостоящие составляющие большого кино.

Своим мнением по поводу премьеры с «Реальным временем» поделился казанский режиссер Тимур Садыков. Серию он еще не посмотрел, но отметил, что из-за многочисленных спойлеров знает, что в ней будет происходить:

— Вижу, что все понятно и логично. Правда, и тут я соглашусь с Долиным (Антон Долин — российский кинокритик, — прим. ред.), сериал утерял вау-эффект, стал предсказуем, отчего потерял большую часть своей привлекательности.



Лучшая серия за все время существования сериала?

Политтехнолог и политолог Константин Калачев с критикой в адрес сериала не согласился и в разговоре с корреспондентом «Реального времени» отметил, что финал седьмого сезона он считает одним из лучших за все время существования сериала, а некоторые упрощения сюжета называет вполне оправданными. Комментирует он и животрепещущие подробности новой серии — в частности, очередной инцест. «Напомню, что дети Адама и Евы тоже этим грешили. Как и дети старика Ноя. Так что не осуждаю», — говорит политтехнолог.

Политолог Екатерина Шульман перестала смотреть сериал на втором сезоне, объяснив это «Реальному времени» чрезмерным уровнем жестокости саги. Однако интереса к ней не потеряла, поскольку, по ее мнению, автор угадал «нечто в духе времени — возвращение иррационального на новом техническом уровне». В продолжение этой темы Шульман привела свою рецензию на первый том мартиновского цикла, написанную еще в 2011 году. Полный текст можно также прочитать у нее в «Фейсбуке», а мы приведем только его часть.

«Весьма занимательное чтение. С точки зрения качества собственно текста, разумеется, это совершеннейший треш — какие-то коммерческие, очевидно, соображения вынуждают автора заполнять объем описаниями, к которым он по своей природе вовсе не способен. Ни пейзажи, ни портреты ему не даются — к примеру, чтобы персонажей было легче различать по наружности, он почему-то очень привязывается к цвету волос, который у каждого благородного дома свой, и никакие вариации не позволительны. Кстати, о волосах, по которым плачут: забавно видеть в экранизации, что суровые воины Ночного Дозора, сторожащие мир от нечисти на каком-то крайнем невообразимо суровом Севере, ходят в разнообразных мехах и черных плащах, и при этом ВСЕ БЕЗ ШАПОК. После этого разговоры о каких-то там ледяных гремлинах воспринимаются безо всякого доверия — ясно же, что защитников Стены косит менингит. Это все снималось, конечно, людьми, не знающими, что такое зима за пределами машины с кондиционером», — писала Шульман.

Финальная серия, как глубокое декольте старенькой учительницы

Российский журналист Владимир Гуриев в своем «Фейсбуке» подробно разобрал сцены серии и в итоге остался от них в недоумении (орфография и пунктуация авторские).

«слушайте, а финал «игры престолов» какой-то совсем уже расслабленный, да? в смысле, странный и местами глупый. даже я пару раз поежился, а я не про логику и блесну, я легко погружаюсь в условный мир. но вот переговоры, это же очень странно, взяли и приехали всем топ-менеджментом, в лавке никого не оставили, чтоб если ловушка, то сразу всех накрыло, ну кто так делает-то. нельзя было кого-то не очень нужного с мертвяком отправить? все так делают же. или драка теона с помором. ну так не бывает просто. помор, который теону лицо в кровь разбил, устал во время драки больше, чем наш герой».

Весь пост мы приводить не будем, его можно прочитать на странице журналиста. Заканчивает он свою рецензию надеждой на то, что американский писатель Джордж Мартин, на основе книг которого и снимается сериал, к восьмому сезону «признается себе, что книжки он никогда не допишет, и все-таки вернется консультантом». Напомним, что сюжет седьмого сезона перекликается с сюжетом книги Мартина, но не совпадает, поскольку съемки сериала опережают релиз книги.

Писатель Елена Михалкова называет премьерную серию сценарным провалом.

— Резюмируя: самая беспомощная серия сезона, сценарный провал — и по динамике, и по мотивированности действий персонажей, и по предсказуемости происходящего. Ждем следующий сезон, обсуждаем, родит ли Бриенна Тормунду дюжину рыжих бородатых детей, и делаем ставки на то, оставят ли в живых хоть одного котика, не считая Джона Сноу.



Психолог же и психоаналитик Анастасия Рубцова идет еще дальше:

— Финал «Игры престолов» вызывает то же сложное чувство, что поздние альбомы Аллы Пугачевой. Или, я не знаю, последние песни какой-нибудь группы «Агаты Кристи». Или слишком глубокое декольте старенькой учительницы на выпускном. То есть это такая густая смесь стыда и неловкости, тихой печали от того, что время не щадит, и стоической готовности потерпеть чуть-чуть из уважения к заслугам. Ну ведь старинные часы еще идут. Не выбрасывать же, — написала Рубцова в «Фейсбуке».

Мария Горожанинова, Рустем Шакиров

Новости партнеров