Как Казань и Москва договаривались пятьсот лет назад
История договоров между Казанским ханством и Московией. Часть 1
Судьба договора о разграничении полномочий между Татарстаном и федеральным центром уже несколько месяцев является предметом обсуждения политиков, журналистов, социологов… Историк, медиевист Булат Рахимзянов в своей авторской колонке «Реального времени» решил вспомнить историю договорных взаимоотношений между Москвой и Казанью в XV—XVI веках. В своем первом материале наш колумнист сообщает о том, что предшествовало таким контактам, какие договоры заключались, как реально они воплощались в жизнь, к чему это приводило. Автор акцентирует внимание не на фактографии событий, а на сути и обрамлении договорных отношений.
«Мирный договор 1445 года»
Не все знают, что начинались «договорные» отношения между Москвой и Казанью нестандартно. Посмотрим, как это было.
В июле 1445 года под Суздалем произошло поражение московских войск от войск сыновей изгнанного золотоордынского хана Улуг-Мухаммада, основателя династии казанских ханов. Московский великий князь Василий II на три долгих месяца оказался в татарском плену. В октябре 1445 года Василий II был отпущен Улуг-Мухаммадом в Москву.
Историк Казанского ханства М.Г. Худяков считал, что при отпуске Василия II из плена Улуг-Мухаммад составил с ним мирный договор (условия освобождения великого князя). Однако он недоумевал по поводу юридической неоформленности в письменном виде этого большого по значению «межгосударственного» акта. На самом деле здесь нет ничего странного. «Ларчик» открывается довольно просто, если рассматривать ситуацию, имея в виду особенности международных правовых норм той эпохи, когда ордынские ханы были общепризнанными сюзеренами, а московские великие князья являлись их бесспорными вассалами.
Василий II при вступлении на великокняжеский престол в 1432 году получил из рук хана Улуг-Мухаммада ярлык на правление в Москве. После изгнания Улуг-Мухаммада из Сарая и Крыма Василий, желая воспользоваться смутой в Орде, решил переметнуться на сторону другого хана, то есть попытался восстать против своего прежнего сюзерена. Однако, потерпев в 1445 году сокрушительное поражение от войск Улуг-Мухаммада, оказавшись в плену, надо полагать, покаялся и признал законность, а может быть даже «незыблемость» своей вассальной зависимости от Улуг-Мухаммада. Поэтому юридически не было никакой надобности создавать подобный договор. Никакой новый «межгосударственный» акт не требовался, происходило лишь подтверждение прежних правопорядков. Ярлык Улуг-Мухаммада, выданный им Василию II на великое княжение, сохранил свою силу.
Для Василия II Улуг-Мухаммад был и оставался в 1445 году, как и прежде, ордынским ханом, а не только казанским правителем. Казань в то время для Василия II не являлась центром самостоятельного государства, а продолжала оставаться частью Золотой Орды. Такое положение было выгодно как для Василия II при его длительной борьбе за власть с Дмитрием Шемякой, так и для Улуг-Мухаммада, считавшего себя законным правителем всей Золотой Орды и мечтавшего, согласно элементарной логике, возвратить утраченные владения.
Признание Казани центром суверенного государства, а Улуг-Мухаммада главою этого нового ханства автоматически сделало бы великое княжение Василия II нелегитимным. Вот почему московские политики и отражающие их взгляды и устремления русские летописцы вели себя по отношению к фактическому основателю казанской династии, то есть ханства, очень корректно, не изображая его правителем лишь небольшой части великой империи. Поэтому-то договора 1445 года и не было, а была лишь, по всей видимости, устная договоренность (возможно, в форме приказа, как и общались всегда ордынские «цари» с нижестоящими русскими князьями) о передаче некоторых русских городов «в кормление» татарам и о выкупе за отпуск великого князя.
Московское влияние на Казань в 1487—1521 годы и договоры между двумя государствами
Временной отрезок 1487—1521 годов был временем после взятия Казани московскою «саблею» в 1487 году (выражение источника), и потому Казань в 1518 году находилась под сильным влиянием Московского государства. Москва старалась назначать ханов по своему усмотрению, исходя из своих политических выгод и интересов. Обязательства, взятые с Казани в 1516 году («без великого князя ведома на Казань царя и царевича никакова не взяти»), давали Василию III основания для вмешательства в казанские дела. Была выдвинута кандидатура касимовского царевича Шах-Али, который фактически никаких прав на казанский престол не имел. Шах-Али было всего 13 лет, он родился и воспитывался в России.
Относительно «протектората» Московского государства над Казанским ханством в 1487—1521 годы историк Казанского ханства М.Г. Худяков пишет: «Договоры, регулировавшие отношения Москвы и Казани в том периоде, обычно заключали в себе три условия: казанское правительство обязывалось 1) не воевать против России, 2) не выбирать себе нового хана без согласия великого князя, 3) охранять интересы русских людей, находящихся в ханстве. Таким образом, отношения двух государств представляли собою союз, и договор имел в виду гарантировать мир между ними и неизменность существующих отношений, — это обеспечивалось согласием союзников на каждую перемену правительства, которая могла повлечь за собою изменение иностранной политики. Что же касается взаимоотношений между казанским правительством и русскими гражданами, то последние находились в ханстве в положении граждан как-бы наиболее благоприятствуемой державы и пользовались покровительством местной государственной власти, которая должна была охранять их интересы. Этот пункт договора свидетельствует о том, что в пределах Казанского ханства проживало значительное количество русских людей-купцов, промышленников и предпринимателей, и что русское правительство старалось обеспечить их безопасность, неприкосновенность товаров, возмещение убытков и прочие торговые интересы. В случае возникновения войны все эти лица становились жертвою враждебного государства, люди обращались в невольников, товары разграблялись, капиталы их гибли, и русское правительство стремилось к тому, чтобы устранить самую возможность войны и гарантировать продолжительный мир».
В правление Шах-Али в 1519—1521 годы основным обязательством как с его стороны, так и со стороны казанского правительства было охранение интересов российских подданных, проживавших в Казани. Отдельным обязательством со стороны казанского правительства (а именно оно управляло государством, учитывая юный возраст Шах-Али и в силу этого незнание местной политической обстановки) был отказ от права самостоятельно выбирать себе хана.
Видимо, реально власть принадлежала той промосковски ориентированной группировке знати, которая и просила Василия III дать им «царя». Безусловно, их политика не могла быть антирусской и, по всей видимости, зачастую они предпочитали выгоды московского великого князя местным, чем и возбудили в дальнейшем недовольство против себя.
Кроме промосковски ориентированных феодалов, в Казани была и крымская группировка, недовольная российским присутствием и вообще обиженная тем, что престол не достался крымскому царевичу Сахибу. По данным «Казанского летописца», эти крымские князья увещевали Шах-Али порвать вассальные связи с Москвой, получить самостоятельность: «…будешь с Руси дань емляти, яко же и прежде деды наши…Ныне же…князь русский недоволен владети Казанию…ненавидит рода нашего, на Астрахань с крымским ханом воинство посылал, и тех разорили, и хосчет грады по Волге строити и нами не яко со други, но аки рабами владети и во свою веру превращати».
Шах-Али, споря с ними, якобы говорил: «Если деды и прадеды наши от Руси дань имаху, тогда Орда была едина, имела единого хана, и все его слушали. Русские же тогда были разрознены и великого князя не боялись, приходя во Орду к ханам, друг друга губляху и один на другого дани возлагаху». Тогда можно было с них и дань взимать. А сейчас Русь окрепла, великий князь всех одолел и стал так силен, что «не можем противиться ему. А на крымцев не надейтесь потому, что крымские ханы хотят все себе покорити».
Прокрымская группировка установила связь с крымским двором и составила заговор против Шах-Али. Весной 1521 года Сахиб-Гирей (тот самый крымский царевич) со своим отрядом в 300 человек подошел к Казани. Город сдался без сопротивления. Шах-Али, вместе с уцелевшими остатками ханской гвардии, удалось бежать в Русское государство вместе с одной женой. Итак, первый опыт жизни Казанского ханства «по договорам» с Москвой окончился фиаско. Слишком велики были разногласия между участвовавшими в процессе силами. Большую роль играла казанская знать (не хан), которая изначально являлась местной (в отличие от многих ханов) и для удержания своего влияния попеременно обращалась то к одной, то к другой противоборствующим силам.
Хан Джан-Али и присяги Казани Москве
В 1532 году московский претендент на трон Казанского ханства Джан-Али по приказу из Москвы сначала прибыл в Нижний Новгород, где дал присягу верности и «неотступну быти от великого князя и дела его беречи». Из Нижнего Новгорода в сопровождении московского посольства он выехал в Казань. Перед ним должны были присягать «все от царевны и сеита до последнего гражданина с видом постоянного усердия…в подданстве». Такая практика действительно существовала. Присяга обязывала всех людей во всем быть верными великокняжеской власти: царевне Гаухаршад, князьям и «всей земле Казанской» и их детям без согласия великого князя запрещалось приглашать кого-либо на ханский престол; все земские дела должны были согласовываться с Москвой; казанские подданные должны были во всем соблюдать интересы великого князя — «дело его беречь». Практика международных отношений средневековья говорит нам о том, что такой вариант развития событий был вполне возможен. Принятие присяги и воцарение Джан-Али произошло 29 июня 1532 года.
Все пленные, пушки и пищали — трофеи войны 1530 года — должны были быть переданы Москве. Казанское правительство уже не требовало возврата своих пленных, как это делал предыдущий хан Сафа-Гирей. Все русские пленные, очевидно, были возвращены. А вот пищали, как отмечают летописи, в феврале 1533 года правительство царевны Гаухаршад просило оставить в Казани, так как, указывало оно, «государеве земле Казанской другов много, а недрузи есть же».
Вероятно, что речь шла скорее о внутренних врагах, нежели о внешних, так как в период правления Джан-Али у власти находились ханша Гаухаршад, карача-бек Булат Ширин, мурза Кичи и князь Табай. В тот период это правительство пришло к выводу, что наиболее оптимальным выходом из создавшегося трудного положения будет ориентация на великого князя; соответственно и их политика в 1532—1536 годов была промосковской. Учитывая, что религиозность была основной определяющей чертой средневековой ментальности, а Россия, чьим ставленником и был Джан-Али, была страной другой веры (для казанцев русские были «неверными», «погаными», как и казанцы для русских), то несомненно, что московские марионетки раздражали как народ, так и знать значительно сильнее, чем ставленники Крыма. Именно поэтому ханы Джан-Али и Шах-Али были столь непопулярны в Казани.
Фактически над Казанским ханством была вновь восстановлена «опека» Русского государства. Василию III с большим усилием удалось добиться того, что было уже начато Иваном III. Между двумя государствами установились тесные отношения: с той и с другой стороны посольские делегации сменяли одна другую. При хане постоянно находились советники великого князя. Известно, что население ханства платило хану ясак и другие подати. Однако неизвестно, платило ли казанское правительство в годы протектората дань Москве или отдавало какую-нибудь часть этих доходов, например, таможенные поборы, великому князю. По всей видимости, какая-то часть все же шла в пользу московской казны. Иначе крымский хан Сахиб-Гирей не писал бы Ивану IV: «Я готов жить с тобою в любви, если ты примиришься с моей Казанью и не будешь требовать дани с ее народа».
Казанское ханство без ведома Василия III не имело права вести самостоятельную внешнюю политику. В годы правления Джан-Али Казанское ханство должно было отправлять свое войско против внешних врагов Русского государства. Такая практика всегда присутствовала в годы протектората. Так было и в 1491 году, когда казанское войско участвовало в походе против Большой Орды, так было и в 1534 году. Вассал Москвы Джан-Али в том году посылает свои полки, состоящие из татар, мари, мордвы и чувашей, против Литвы, с которой воевала тогда Россия.
В декабре 1533 года скончался Василий III. Последующие события показали, что правительство царевны Гаухаршад тяготилось зависимостью, вассальным положением Казанского ханства. 25 сентября 1536 года в Казани произошел переворот. «Ковгоршад царевна и Булат-князь и вся земля Казанская великому князю Ивану Васильевичу изменили, Аналея царя убили, которого им князь велики Василий Иванович дал им царем на Казань» — так кратко сообщают об этом перевороте летописи.
Продолжение следует
Справка
Булат Раимович Рахимзянов — историк, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, кандидат исторических наук.
- Окончил исторический факультет (1998) и аспирантуру (2001) Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина.
- Автор около 60 научных публикаций, в том числе двух монографий.
- Проводил научное исследование в Гарвардском университете (США) в 2006—2007 академическом году.
- Участник многих научных и образовательных мероприятий, в их числе — международные научные конференции, школы, докторские семинары. Выступал с докладами в Гарвардском университете, Санкт-Петербургском государственном университете, Высшей школе социальных наук (EHESS, Париж), университете Иоганна Гуттенберга в Майнце, Высшей школе экономики (Москва).
- Автор монографии «Москва и татарский мир: сотрудничество и противостояние в эпоху перемен, XV—XVI вв.» (издательство «Евразия», Санкт-Петербург).
- Область научных интересов: средневековая история России (в особенности восточная политика Московского государства), имперская история России (в особенности национальные и религиозные аспекты), этническая история российских татар, татарская идентичность, история и память.
комментарии
Кто Вам мешает?
Или Вы хотите гордится сепаратистами, которые территориально и политически разрушили Золотую Орду, вычленив из нее мелкие не жизнеспособные "ханства"?
Восстановите-ка свою истинную историю, как всё в реале было, а не переписывая свои выдуманные байки и приписывая себе чужие успехи и результаты.
Часть монголов-чингизидов предали заветы Чингизхана и стали сепаратистами - территориально расчленили Золотую Орду на мелкие "ханства" для получения собственной выгоды.
Другая часть монголов-чингизидов старалась восстановить территориальное единство Золотой Орды.
Сторонником идеи возрождения Золотой Орды был чингизид Шах-Али.
И в этом ему помогала Москва и большинство татарского народа.
Как только сепаратисты в Казани и Астрахани были подавлены, то территориальная целостность Золотой Орды была восстановлена в течении нескольких лет.
А через 150 лет Москва возглавила самый большой "осколок" Монгольской империи.
Ибо оккупационная монгол-татарская администрация никаких бумажек после себя не оставила.
Русское войско всегда по первому требованию выступало в составе монгольских войск.
Более того золотоордынские монгольские ханы отдавали своих дочерей в жены русским князьям.
Например монголка-чингизидка родила ярославскому князю Федору двух русских чудотворцев - Константина и Давида.
Кстати золотордынский хан монгол-чингизид в качестве приданого дочери дал русскому ярославскому князю 20 городов - в том числе Булгар и Казань.
Ибо оккупационная монгол-татарская администрация никаких бумажек после себя не оставила.
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/72985-dogovornye-otnosheniya-mezhdu-kazanskim-hanstvom-i-moskvoy#comments" Нет, из учебника истории России
Правящей элитой В монгольском государстве Золотая Орда были монголы-чингизиды.
Тюрки (татары) были простыми подданными, как русские, чуваши, мордва и др.
Обычное феодально-вассальные отношения.
"Кстати золотордынский хан монгол-чингизид в качестве приданого дочери дал русскому ярославскому князю 20 городов - в том числе Булгар и Казань."
Ссылку киньте. Или это полный бред так как в Булгаре был свой вассал Золотой Орды из местной элиты, поэтому забрать город у одного вассала и отдать другому вассалу, феодал не мог, только если вассал восстанет против феодала
Знания надо добывать самому - лучший способ образования.
Начните хотя бы с Википедии (там и ссылки найдете):
"...Фёдор, оставшись в Орде, женится во второй раз, на дочери хана[4], в православии Анне, получив за неё большое приданое (36 городов) и большой почёт у монголов. Рождаются сыновья Давид и Константин, в то время как старший сын Михаил умирает в Ярославле. После этого Фёдор с семьёй отъезжает в Ярославль с ханским ярлыком на княжение"...
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/72985-dogovornye-otnosheniya-mezhdu-kazanskim-hanstvom-i-moskvoy#comments
Ну и где там Казань и Булгар?
Почитайте профессора Мифтахова:
"...В 1278 г. по указанию хана Менгу-Тимура князья Федор Чермный и Михаил Белозерский устроили карательную экспедицию в Волжскую Булгарию. По данным профессора Мифтахова они разрушили 40 городов и 600 селений. Арабские источники свидетельствуют об особой жестокости воинства Чермного и Белозерского"...
Монголы по видимому ненавидели булгар, которые разгромили их в 1223 гг.
О Булгаре и Казани можно прочитать в Житие Федора и статьям ему посвященным.
И где здесь написано, что хан отдал город русскому князю? То что он русский князь участвовал в карательной операции это да.
Об отдаче в приданное за монголку-чингизидку ярославскому князю Федору 36 городов включая Булгар и Казань сказано в Житие князя Федора.
Прочитайте сами Житие - даже школьнику стыдно быть таким безграмотным, но требовательным.
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/72985-dogovornye-otnosheniya-mezhdu-kazanskim-hanstvom-i-moskvoy#comments
Во-первых, предлагать Вам "что-то посерьезнее" бесполезно, так как Вы даже не знаете классического научного труда великого ученого-историка В.О.Ключевского "Древнерусские жития святых как исторический источник".
Во-вторых, Вы часто ставите своим оппонентам "диагноз" "бред".
Вы врач-психиатр?
Или его пациент?
В любом случае Вы хам, а не ученый.
Аргументы и факты заменяете хамством и оскорблениями.
Ну потому-что пишите бред, про передачу татарских городов обычному русскому князю и ничем не подтверждаете кроме каким-то житием
Факты и аргументы в этом случае бессильны...
----------------
А профессор где всего этого начерпал то и из чего?
Ибн Фадлан нацитировать ничего уже не мог, ибо к тому времени уже почил.
Может, профессор, какие бумажки нашёл, а лучше камешки с железками, на которых эти академические байки все монгол-татарскими буквами начерканы были.?
Ибо после монгол-татарской оккупационной администрации никаких следов вАААще не осталось, даже подлинных бумажек.
Нынешние академики буквально пальцами выковыривают все свои умозаключения, ссылаясь на самих себя или друг на друга, ибо других артефактов так и не нашли.
Монголы это элита Золотой Орды.
А тюрки (татары) обычные подданные (хотя и самые многочисленные), как и сотни других этносов.
Великий золотоордынский хан монгол-чингизид мог давать ярлыки на княжение в тех или иных городах.
Странно, правда?
Хотя по байкам, эти ярлыки раздавались веером.
Одна только не стыковка.
Казань, с самого его начала, русский ХРИСТИАНСКИЙ город.
Это сами татары доказали.
Ссылочку можете кинуть или это пустая брехня
Ссылочку можете кинуть или это пустая брехня
----------------------------
Какую вам надо ссылку?
На что она вам?
Вам это уже не поможет.
Ну, давай ещё раз попробуем, может до вас чёта дойдёт7
Татары САМИ отпраздновали 1000 лет Казани - ФАКТ!
ПрАААльнА?
По ихнему же семитомнику, татары заняли Казань только спустя 300 лет.
Так академик всё написал.
Вы, может своему академику уже не верите?
Он же для вас же только и старался.
Вывод: кроме русских Казань никто больше основать не смог бы.
Потому что только у русских государство тогда уже было и нынче есть.
Все остальные кандидаты - до сих пор сами не могут найти то, про что рассказывают, ибо всё у них пропало без всяких следов, если вообще чего то было..
Все государства, порванные на нац анклавы, постоянно раздираются на куски, и без всяких перспектив развития, пока не перерисуют свое устройство без нац прибамбасов.
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/72985-dogovornye-otnosheniya-mezhdu-kazanskim-hanstvom-i-moskvoy#comments" Может еще введете закон, что только русский имеет право руководить и получать высшее образование?
Последователи на них только таблички свои навешали.
Статья 5
1. Срок действия настоящего Договора - 10 лет со дня вступления его в силу.
----------
Все, отметив окончание договора, уже посуду всю сдали, а вы ещё только скидываетесь.)))
Первые правящая элита в монгольском государстве Золотая Орда.
Вторые обычные подданные, воины и т.д.
Москва заключала договоры с монголами-чингизидами.
Нет же ни одной подлинной бумажки сохранившейся от монгол-татарской оккупационной администрации.
Вы похоже не читали даже статью, которая прямо называется "Как Казань и Москва договаривались пятьсот лет назад
07:00, 09.08.2017 75
История договоров между Казанским ханством и Московией. Часть 1".
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/72985-dogovornye-otnosheniya-mezhdu-kazanskim-hanstvom-i-moskvoy#comments
Просто вам нравится перечить и бессодержательно спорить.
Одна из иллюстраций носит название:
"Лицевой летописный свод. Пленный Василий Тёмный приносит клятву на распятии о выплате выкупа перед ханом".
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/72985-dogovornye-otnosheniya-mezhdu-kazanskim-hanstvom-i-moskvoy#comments
Больше читайте и меньше перечьте уважаемому автору - он все подробно описал.
----------------------
Это вам так только кажется.
Можете хоть семитомник полистать.
На языке оккупационной монгол-татарской администрации НИЧЕГО НЕТ.
Русские летописцы старались за монгол-татар?))))
А русским то это было на что?
Чтобы самим себе монгол-татарские ярлыки выписывать?)))
---------------
Повторяю, бумаг с этими договорами тех времён - НЕТ.
Всё, на что вы ссылаетесь состряпано под заказ совсем недавно.
Иллюстрации нынче фотошопом любой школьник нарисует.
Можете хоть академика с автором поспрашать, из чего они семитомник начерпали и прочие иговые байки.
Они, также как и вы, только хамить в ответ будут.
Ибо документального отверждения своим фантазиям ни в жисть не найдут.
Кстати, который на иллюстрации хан будет?
Там все в одинаковых ХРИСТИАНСКИХ одеждах.)))
Русский князь в шапке.
Вы ж сами тюрков сортируете по чалме, а у ихнего хана, корона на голове!)))
Причём на картинке ДВА персонажа с коронами, один, с бородой, а другой, бритый, всё как у правильных магометан?!)))
---------------------------
Вы сами бы картинку хоть раз внимательно бы поглядели что ли.)))
На картинке таких ханов - ДВА и короны у обоих одинаковые!!!)))
Близнецы наверно, и видимо,чтобы их не путать, двоих записали как одного?)))
Ещё оба с нательными крестами, и ликами вышли - один в один костромские мужики, так в те поры и выглядело все монгол-татарское начальство.
Стал быть, со стана и начнут перерисовку регионов России с укрупнением и без всяких нац прибамбасов.
Одной канителью тогда меньше станет.
Так потихоньку, и без всякой нац канители, Россия в итоге станет единой и нормальной страной.
2. Да и само название Золотая Орда появилось лишь в середине 16 века, в русской транскрипции. А может и вообще в историческом понимании. А слово монгол во времена правления Екатерины 2, да и то с подачи английского учёного (фамилию) забыл, который при написании Мэн,е ил в латинской транскрипции возможно допустил обыкновенную орфографическую ошибку и далее стало читаться "монгол". И опять же, сами монголы о существовании Чингисхана узнали якобы только в начале 20 века.
3. И слово тюрок появилось тоже говорят лишь благодаря турецкому правителю Кемалю Ататюрку. То есть в начале 20 столетия. А до этого, всё считалось "татарским".
4. Кто такие Рюрики. Если шведы, то почему не говорили на шведском? Один мне как-то сказал - утратили (забыли). Ага шведский забыли, а татарский выучили. Почему на Руси градостроительство не применялось европейское. Почему в самой Швеции нет никаких следов "русскости"?
5. Кто такая Зоя Полеолог - гречанка или еврейка?
6. Кто такие Глинские? Татары рода Батыя или польские евреи?
7. Что такое "русские", откуда слово взялось и что оно означает? Пока только мифы.
8. Кто такой киевский князь Владимир? Татарин или славянин. Если славянин - почему также обкладывал данью и содержал гарем, что присуще было восточным деспотам?
9. В Ветхом Завете, якобы, под словом Тарос, как раз и подразумеваются татары. И злой правитель Магог древнего народа Гог. Ни это ли в последующем оказалась Великая Тартария?
10. Наша российская история почему-то всегда сослагательного склонения получается. То есть, там не доскажем, здесь приукрасим, тут приврём. В итоге никак не может постичь истины.
Габдель Юссон.
Это даже в советских пед институтах на лекциях читали.
Поэтому 700 лет назад разницы не было кто где, и все жили по одним канонам.
Историю врать начали после прихода романовых.
Тогда под иноземный заказ исковеркали много чего.
Истина подтверждается из разных источников.
Если данные из них совпадают, то можно надеяться на то, что это правда.
Хор родился 25 декабря от девы Изиды Марии. Его рождение сопровождалось появлением звезды на востоке за которой, в свою очередь, следовали три короля, чтобы найти и преклониться пред новорожденным спасителем. В возрасте 12 лет он уже обучал детей богача. В возрасте 30 лет он был крещен неким лицом, известным как Ануб (Анубис) и, таким образом, начал свое духовное проповедование. У Хора было 12 учеников, с которыми он путешествовал, творя чудеса, такие как исцеление больных и хождение по воде. Хор был известен под многими иносказательными именами, такими как "Истина", "Свет" Будучи преданным Тифоном, Хор был распят, похоронен в течение трех дней и потом воскрес.
Греция - 1200 год до н.э. Аттис Фригийский, рожден девой Наной 25 декабря распят, похоронен и через три дня воскрешен.
Индийский Кришна - 900 год до н.э., рожден девой Дэваки, с появлением звезды на востоке, возвестившей о его прибытии. Он творил чудеса, имел учеников, а после смерти воскрес.
Дионис - Греция, 500 год до н.э., рожден девственницей 25 декабря, был странствующим проповедником, который творил чудеса, такие как превращение воды в вино. Его называли "Царем Царей", "Единородным Сыном Божьим", "Альфой и Омегой" и т.д. После смерти он воскрес.
Митра - Персия, 1200 год до н.э., рожден девственницей 25 декабря. У него было 12 учеников, он творил чудеса и после его смерти был похоронен и через три дня соответственно воскрес.
Они заменили солнце человеком по имени Христос и поклоняются ему, как раньше поклонялись солнцу."
Томас Пейн
Что хочешь показать? Пустую освобожденную голову?
Уважаемые люди из ученого мирового сообщества создали 7-томную Историю татар. Изучай в тиши кабинета.
--------
Трудно в кабинетной тиши изучать. Бумага слишком лощёная.