Новости раздела

«Правление крымских ханов Гиреев в Казани называют «эпохой национального возрождения»

Историк Булат Хамидуллин вспомнил, чем обязано Казанское ханство чингизидам, приехавшим на Волгу с берегов Черного моря

Споры вокруг перезахоронения казанских ханов в Кремле неожиданно вскрыли еще один пласт истории — правление представителей крымской династии Гиреев. По мнению историков, один из ханов, приехавший на берега Волги из Бахчисарая, похоронен в мавзолее в казанской крепости. На днях неожиданно о Гиреях вспомнили на другом конце Татарстана, в Актаныше, где, по легенде, живут то ли царские родственники, то ли потомки крымских гвардейцев. Колумнист «Реального времени», историк и писатель Булат Хамидуллин свою очередную авторскую колонку посвятил представителям этой династии, правившим в Казанском ханстве.

Родом из Крыма

Основателем династии татарских ханов Гиреев, правивших в постзолотоордынских государствах вплоть до конца XVIII века, был Хаджи-Гирей. В 1430-1440-х годах при поддержке знатных татарских кланов Ширин и Барын он добился независимости северо-причерноморских территорий от Золотой Орды. Позднее кроме трона в Крыму представители этой династии занимали также престолы Астраханского (Бахадур-Гирей) и Касимовского (Нур-Давлет и его сыновья Сатылган и Джанай) государств.

Гиреи правили также и в Казани (потомки этого клана, по словам местных жителей, до сих пор живут в Татарстанеприм. ред.). Казанскими ханами из рода Гиреев были Сахиб-Гирей (1501—1551), который правил с 1521 по 1524 годы; его племянник Сафа-Гирей (1510—1549), который правил в 1524—1531, 1533—1546 и 15461549 годах; сын Сафа-Гирея и ногайской татарки Сююмбике Утямыш-Гирей (1546—1566), являвшийся номинальным ханом в 1549—1551 годах. Об этих ханах есть мои небольшие статьи в 12-м и 29-м томах Большой Российской энциклопедии. Именно годы правления Гиреев в Казани известный и уважаемый историк, автор монографии «Очерки по истории Казанского ханства» (1923) Михаил Худяков назвал «эпохой национального возрождения» в политической истории казанских татар периода Казанского ханства.

Сахиб-Гирей родился в Крыму, здесь он провел детство и юность. В 1510—1511 годах он сопровождал свою мачеху — ногайскую татарку царицу Нур-Султан в ее дипломатической поездке в Москву и Казань, где она встречалась с великим князем Василием III и своим сыном, казанским ханом Мухаммад-Амином (подробнее о нем здесь). Эта поездка завершилась подписанием мирного договора между Крымом, Казанью и Москвой, чему в немалой степени способствовал и сын Нур-Султан Абдул-Латиф, в то время проживавший в Москве.

Миниатюра Лицевого летописного свода XVI века: «О приходе Крымского царя Саип-Гирея на Рускую землю к Оке реке на берег. В 7049 году в мае прислали к великому князю из Казани, в головах Булат-князь и вся земля Казанская, пять татар, Чабыкея с товарищами, с тем, чтобы им государь князь великий вину простил, а послал бы к ним воевод своих с людьми. «А мы тем великому князю послужим: царя убьем или захватим, да воеводам дадим; а от царя ныне казанским».

Непопулярный московский ставленник

Казанский хан Мухаммад-Амин (последний из династии Улуг-Мухаммада) умер в 1519 году, после чего его место занял прибывший из Касимовского ханства Шах-Али. Новый правитель не был популярен среди казанских татар и опирался на поддержку военного отряда во главе с русским послом в Казани Ф. Карповым, по сути, управлявшим делами татарского государства. Поэтому татарами в Казань из Крыма был послан царевич Сахиб-Гирей, который вскоре при активной поддержке местного населения занял казанский престол.

Явная поддержка Москвой кандидатуры Шах-Али привела к войне, в которой на сторону казанцев перешли ногайские и крымские татары. Несмотря на серьезные успехи (татары дошли до многих русских земель, включая окраины Москвы), зимой 1522—1523 годов Сахиб-Гирей начал мирные переговоры. Летом 1523 года ситуация резко изменилась: в Казани произошел погром русских купцов и был убит русский посол В. Поджогин. Великий князь Василий III начал поход на Казань, в котором участвовали и служилые татары. Оставшись в Нижнем Новгороде со своими сыновьями, князь отправил дальше своих полководцев: воеводу В. Немого и князя Б. Горбатого. Дойдя до устья Суры, которая являлась границей двух государств, русские полководцы на правом берегу Волги в марийском поселении Цепель обосновали крепость, которую назвали Васильев Новгород (Василь-город, Васильсурск). Этот акт являлся фактическим захватом территории чужого государства, и его неоднозначно оценили современники событий. Так, австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн полагал, что целью походов русских войск было завоевание Казанского ханства, а митрополит Даниил говорил, что великий князь «тем городом всю землю казанскую возьмет». Сахиб-Гирей просил помощи у Крыма, но оттуда был послан лишь небольшой отряд во главе с 13-летним царевичем Сафа-Гиреем. Весной 1524 года Сахиб-Гирей обратился с просьбой об оказании помощи к турецкому султану. Но в Константинополе мало интересовались делами далекого для них Поволжья: турецкой помощи Казань не получила.

Василий III решил нанести решающий удар по Казанскому ханству. Для этого были собраны значительные силы — 150 тысяч воинов, которых возглавил касимовский хан Шах-Али. Сахиб-Гирей, испугавшись, оставил престол племяннику. Новый казанский хан Сафа-Гирей был энергичным и талантливым полководцем и дипломатом. Поэт Шерифи Хаджи-Тархани называл его «обладателем сабли и пера», «источником благородства и щедрости». Проявив незаурядные способности, правитель организовал отпор русскому наступлению, сумев отстоять независимость ханства. Обе воюющие стороны понесли большие потери и заключили перемирие. Вскоре Василий III вновь попытался решить проблему военным путем: весной 1530 года флотилия и конная рать были направлены на Казань. На помощь казанцам пришли ногайцы, марийцы и астраханцы. У стен Казани произошли ожесточенные бои. Лишь 30 июля русские воеводы согласились на перемирие, удовлетворившись данью.

Империя наносит ответный удар

В январе 1532 года войска Сафа-Гирея предприняли крупномасштабное вторжение в русские земли. Это вызвало протест казанцев, недовольных агрессивным поведением Сафа-Гирея. Весной 1532 года произошел дворцовый переворот, многие крымцы и ногайцы из окружения хана были перебиты. В июне 1532 года на трон был посажен брат Шах-Али, 15-летний касимовский царевич Джан-Али, а над Казанским ханством был установлен московский протекторат.

В декабре 1533 года умер Василий III, а великим князем стал 3-летний Иван IV. Этим воспользовались сторонники избавления Казанского ханства от вассальной зависимости. Летом 1534 года в Казань возвратился Сафа-Гирей. Его младшей женой вскоре стала овдовевшая Сююмбике (Джан-Али был убит в сентябре 1535 года). Начались широкомасштабные походы на русские земли, прекратившиеся временным перемирием сторон в конце 1537 года. 10 марта 1538 года при посредничестве крымского хана Сахиб-Гирея начались мирные переговоры. Осенью 1539 года Сафа-Гирей прервал мирные переговоры и возобновил походы на Московию. При этом он стремился заручиться поддержкой Ногайской Орды, Астрахани, Крыма и Литвы и координировал с ними свои действия против Москвы. В своем хвалебном письме польскому королю и великому князю литовскому Сигизмунду I Сафа-Гирей сообщал, что «землю московскую звоевал и спустошил… замки есми иншии побрал, а иншии попалил...»

Кстати, будучи не только «аль-Гази» («великим воителем»), как его называли казанцы, Сафа-Гирей ратовал и за развитие науки и просвещения в государстве. Так, в годы его правления активно творили казанский ученый ал-Хаджи Атмаджи (автор «Сборника правил науки арифметики») и казанские поэты Мухаммедьяр (возможно, убит по указанию Ивана IV в 1549 году, будучи членом казанского посольства) и Кул-Шариф (погиб в октябре 1552 года при обороне Казани). К сожалению, факт уничтожения многих рукописей во время казанского погрома осенью 1552 года вынуждает меня ограничиться лишь этими именами. Подробнее о развитии науки и литературы за весь период существования Казанского ханства читатель может узнать из трудов современных ученых Гамирджана Давлетшина и Хатыпа Миннегулова.

Миниатюра Лицевого летописного свода: «В 7044 году в ноябре в 25 день. Ковгоршад-царевна и Булат-князь, и вся земля Казанская великому князю Ивану Васильевичу изменили: царя Яналея убили, которого им князь великий Василий Иванович дал царем на Казань, а взяли себе на Казань царем из Крыма царевича Сафа-Гирея».

Крымско-казанская междоусобица

В 1545 году повзрослевший великий князь Иван IV взял бразды правления Московией в свои руки. Одним из первых самостоятельных действий 14-летнего правителя стал поход на Казань. 2 апреля 1545 года по Волге, Вятке и Каме на Казань были направлены судовые рати. В Казани уже успели позабыть о том времени, когда русские войска подходили к городу, поэтому атака с реки была полной неожиданностью. Русский автор «Казанской истории» отмечал, что воеводы «шед повоеваше многия казанския области, кровью наполниша черемиския поля и земли варварьския побитыми мертвецы». Хотя в целом успех русских войск был незначительным, тем не менее для судьбы ханства он имел самые драматические последствия, так как неожиданное нападение русских хан посчитал результатом предательства местных татар. Противоречия между казанцами и крымцами обострились, а многие представители оппозиции перешли на службу великому князю Ивану IV.

В мае 1541 года «Булат-князь и вся земля Казанская» тайно прислали в Москву своих представителей и просили направить к Казани русские рати. Посланцы жаловались боярам: «А от царя ныне казанским людем вельми тяжко». Русские пообещали поддержать заговорщиков. Переворот произошел в начале января 1546 года. Казанский летописец писал: «Воста в Казани в вельможах и во всем народе, и во всем люду казанском смятение великое; воздвигоша бо крамолу, все соединившися болшие с меншими, на царя своего Сапкирея и свергоша его с царьства, и выгнаша ис Казани со царицами его, и мало не убиша». Многие крымцы были перебиты, а Сафа-Гирей вынужден был уйти к ногайским татарам.

13 июня 1546 года в сопровождении русского военного отряда во главе с князем Д. Бельским в Казань прибыл Шах-Али. Но уже через месяц под угрозой заговора он бежал на Русь. При активной поддержке ногайских татар в Казани вновь воцарился Сафа-Гирей. Став ханом в третий раз, он решил навсегда покончить с какой-либо оппозицией. Физическому истреблению подверглись все, кто не встал открыто на его сторону. Оставшиеся в живых ушли в Московию, где были приняты на русскую службу и использовались в борьбе против Казани.

Очередное восшествие на казанский престол

…В начале марта 1549 года Сафа-Гирей умер. Видимо, он был похоронен в Казани, и, кстати, возможно, его кости ныне хранятся в Институте археологии им. А.Х. Халикова Академии наук РТ. Именно такой версии придерживался ныне покойный известный археолог Альфред Хасанович Халиков. Однако ведущий антрополог нашей республики, заведующий биоархеологической лабораторией ИА АН РТ Ильгизар Газимзянов ставит под большое сомнение указанную версию как не доказанную научно.

В Казани воцарился малолетний Утямыш-Гирей. Иван IV незамедлительно воспользовался этим: в июле 1549 года в Москве состоялось заседание Боярской думы, на котором было решено окончательно завоевать Казанское ханство. 23 января 1550 года 60-тысячное русское войско двинулось к Казани. Однако во время неудачного приступа русские «града не взяша», победа досталась казанцам. Ивану IV стало ясно, что для завоевания Казани необходима опорная база близ города. Обсудив этот вопрос с воеводами и служилыми татарами, он принял решение воздвигнуть таковую на Горной стороне Казанского ханства — в устье Свияги. Наступление началось 16 мая 1551 года. А уже к 30 июля было завершено строительство Иван-города, позднее названного Свияжском. Столь неожиданное и быстрое возведение русской крепости вблизи Казани произвело ошеломляющее впечатление на казанских татар. Дух русско-татарского воинства, боровшегося с войсками хана Утямыш-Гирея, наоборот, сильно окреп и возрос. Население же Горной стороны Казанского ханства «нача бити челом» русскому царю, «хотя служити», что привело к ее присоединению к Русскому государству.

Успешные действия русских войск во время кампании 1551 года наглядно продемонстрировали, что правительство крымского улана Кучака (Кощака) и регентши Сююмбике (матери Утямыш-Гирея) не в состоянии было обеспечить безопасность страны, вследствие чего противоречия между казанскими и крымскими татарами заметно обострились. Опасаясь казанцев, многие крымцы во главе с уланом Кучаком попытались покинуть страну, однако были перехвачены русскими, частью перебиты, а частью взяты в плен и отправлены в Москву и там после отказа креститься казнены. Бегство из Казани крымских татар создало условия для начала мирных переговоров между Казанью и Москвой. Русские дипломаты настояли на том, чтобы 5-летний хан Утямыш-Гирей и его мать Сююмбике были смещены и отправлены в Москву. Казанцев обязали выдать русским также всех иных оставшихся в ханстве крымцев. Ханом Казани уже в третий раз был объявлен русский ставленник Шах-Али…

Булат Хамидуллин

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Булат Лиронович Хамидуллин — историк, писатель.

  • Член правления Союза писателей РТ, кандидат исторических наук, руководитель Центра изучения татарской диаспоры Института татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ, выпускающий редактор журнала «Поволжская археология».
  • Автор идеи иллюстрированных книжных серий «История татар» (2002) и «История татар в лицах» (2010), книг «Из глубины столетий», «Народы Казанского ханства», «Хазары и их вассалы глазами современников» и др.
  • Автор более 200 публицистических и научных статей, в т.ч. для Большой российской энциклопедии.
  • Лауреат международной премии им. Кул Гали (2000), заслуженный работник культуры РТ (2011).

Новости партнеров