Новости раздела

Милли Шура: Средняя Азия голосовала за федерализм, а татары оказались расколоты большевиками

Чем отличается Милли Шуро 1917 года от «Милли шура» 2017 года

На днях в Казани на съезде Всемирного конгресса татар был создан национальный совет «Милли шура», который возглавил вице-премьер Татарстана Василь Шайхразиев. Отметим, орган с таким наименованием существовал столетие назад. Известный историк-исламовед, доктор исторических наук Айдар Хабутдинов в авторской колонке «Реального времени» рассказывает об особенностях прошлого «Национального совета». Также колумнист отмечает, какая судьба постигла Шуру и ее лидеров.

Проблемы Шуры

Милли Шуро, или, более верно, Шура, переводится как Национальный совет. Нужно помнить, что для начала прошлого века слово «миллят» обозначало общину единоверцев, верящих в единого Бога, и только постепенно оно начинает переводиться как синоним светской нации. Но и в том, и другом случае «Миллет» объединяет людей в рамках конкретного государства, то есть всех мусульман России. «Милли», соответственно, прилагательное от слова «миллет». И в религиозном, и светском контексте «миллет» предполагает равенство всех своих членов, независимо от сословия или пола.

Слово «Шура» восходит к кораническому тексту, где призывается «советуйтесь между вами о делах ваших». В начале XX века в татарской традиции, прежде всего у Ризаэтдина Фахретдина, под Шурой понимается общенациональный парламент, избираемый всеми гражданами.

Само Милли Шуро было избрано на первом Всероссийском мусульманском съезде, прошедшем в Москве 1—11 мая 1917 года. В Милли Шуро были избраны представители мусульман всех регионов России пропорционально их численности.

Проблемой для Милли Шуро было не отсутствие альтернативы на всероссийском уровне, а сепаратистские движения в России, которые стремились, в частности, расколоть общероссийское мусульманское движение на движения отдельных народов. Основной причиной было стремление мусульман, прежде всего, Средней Азии, поддержанных азербайджанцами и зарождающимися башкирским движением, сохранить средневековое деление общества. Эти народы опасались, прежде всего, славянской колонизации и стремились получить контроль над всеми землями на своих этнических территориях. Именно поэтому на I Всероссийском мусульманском съезде победил лозунг федерализма.

Милли Шуро должен был стать органом, который ведет переговоры от имени всех российских мусульман с центральными властями и делегирует своих представителей в правительство. Однако Временное правительство не включило в свой состав представителей российских мусульман. Это послужило во многом предлогом для игнорирования Милли Шуро представителями нетатар.

К этому саботажу присоединился лидер Харби Шуро казанец Ильяс Алкин. Его позиция была во многом вызвана личным конфликтом между его отцом Саид-Гиреем Алкиным и виднейшим сторонником единства российских мусульман Садри Максуди. Хотя вначале лидер Милли Шуро осетин Ахмед Цаликов выступил против Максуди, он быстро понял, что истинной целью был не лично Садри, а само единство российских мусульман. Этот паралич внутри Милли Шуро подтолкнул Максуди и его сторонников к провозглашению Национально-культурной автономии мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири на совместном заседании мусульманских съездов в Казани 22 июля 1917 года. С самого начала автономия получила правительство в лице Милли Идарэ.

А во главе — осетин

Лидером Милли Шуро был осетин Ахмед бек Цаликов (1882—1928). Будучи студентом-юристом, он принял активное участие в общественном движении, начиная с Российской революции 1905—1907 годов. Цаликов принадлежал к левому крылу социал-демократов — меньшевиков — и имел обширные контакты с социал-демократами Кавказа, включая Иосифа Сталина. Цаликов был избран во Всероссийское Учредительное собрание от Казанской и от Симбирской губерний. Он передал в Казани свой мандат следующему за ним в списке Муллануру Вахитову и воспользовался мандатом от Симбирска.

В Учредительном собрании он, как лидер мусульманской социалистической фракции, поддержал председателя Учредительного собрания Виктора Чернова в его противостоянии с большевиками. Он зачитал декларацию фракции, где также поддержал создание федеративных частей России, включая Волго-Уральский штат. Сталин предложил Цаликову пост председателя Мусульманского комиссариата, но Цаликов отказался, и комиссариат возглавил Мулланур Вахитов.

Цаликов вернулся на Северный Кавказ, где возглавил Меджлис горских народов, который боролся как с Деникиным, так и советским режимом. Через Грузию он эмигрировал в Европу, где и скончался. Московское Милли Шуро возглавил Гаяз Исхаки, более известный как классик татарской литературы.

Лидер Милли Шуро — меньшевик-интернационалист Ахмед бек Цаликов — был сторонником скорейшего прекращения Первой мировой войны путем созыва мирной конференции. Одновременно он был сторонником равенства всех российских граждан. Из-за неэффективности Временного правительства к осени он превращается в сторонника федерации, то есть концентрации власти прежде всего на уровне регионов.

Московское и Казанское губернское Милли Шуро возглавляли соответственно Гаяз Исхаки и Фуад Туктаров. В период революции 1905—1907 годов они были лидерами татарских аграрных социалистов — «тангчылар», чья программа была близка к эсеровской. Их особенностью было признание единой религиозной автономии российских мусульман с единым лидером. В период революции 1905—1907 годов они находились в достаточно жесткой конфронтации с лидерами либерального «Иттифак аль-муслимин». «Тангчылар» с самого начала были сторонниками республики, где некоторые народы получают права федеративного устройства.

Однако тогда они не выступали за территориальную автономию мусульман Волго-Уральского региона. К концу 1917 года Гаяз Исхаки выступил ведущим идеологом создания Идель-Урал Штата как субъекта Российской Федерации. Все они были противниками частной собственности на землю. В общероссийском политическом процессе они были сторонниками парламентской республики, провозглашенной Учредительным собранием, а не советского режима.

Большевистский разгром

Создание советского Мусульманского комиссариата во главе с Муллануром Вахитовым через 11 дней после разгона Учредительного собрания обозначало, что советский режим создает собственную общемусульманскую организацию. Непосредственным инициатором здесь выступил нарком по делам национальностей Иосиф Сталин, но будущие лидеры Мускома были приняты и лично председателем Совета народных комиссаров Владимиром Ульяновым-Лениным.

Однако большевики понимали, что их контроль над мусульманскими регионами весьма не полон. Разгром мусульманских организаций, включая Милли Шуро и Милли Идарэ произойдет после заключения большевиками Брестского мира, по которому советский режим сохранил контроль над всеми мусульманскими регионами, кроме Крыма, Азербайджана, Аджарии и Карской области. Ликвидация Центрального и Московского Милли Шуро была проведена постановлением советского Мусульманского комиссариата, который входил в состав Комиссариата по делам национальностей РСФСР.

Как указывалось, ряд лидеров Милли Шуро, включая Ахмед бека Цаликова были членами Учредительного собрания, где составили мусульманскую социалистическую фракцию. Почти все они были избраны от татар. Мандаты они получили от Казанской (2), Самарской (2), Симбирской, Уфимской, Пермской губерний. Депутат от Самарской губернии Шакир Мухаммадьяров зачитал декларацию фракции, которая потребовала, чтобы Совет народных комиссаров передал всю полноту власти Учредительному собранию.

Лидеры Милли Шуро прекрасно понимали, что им не удастся договориться с советским режимом. Поэтому они поддержали правительство КомУЧа в 1918 году. В 1919 году они выступили противниками военных диктатур Колчака и Деникина. Гаяз Исхаки отправился от имени Милли Идарэ на Парижскую мирную конференцию, где решалось мироустройство после Первой мировой войны. Как уже говорилось, Цаликов также эмигрировал в Европу через Грузию. Лидер Казанского губернского Милли Шуро Фуад Туктаров эмигрировал в Турцию. Шакир Мухаммедьяров остался в СССР и умер уже во времена оттепели.

Айдар Хабутдинов

Новости партнеров