Новости раздела

Наиль Магдеев: «Иногда читаешь и думаешь, чего в Челнах тогда живут? Что держит?»

Мэр Набережных Челнов рассказал о необъективных СМИ, вине КАМАЗа в росте преступности, китайской любви к автограду и бессонных ночах из-за «ВКонтакте»

Наиль Магдеев: «Иногда читаешь и думаешь, чего в Челнах тогда живут? Что держит?»
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

Мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев на пресс-конференции по итогам первого полугодия 2017 года, кажется, впервые выступал в ранее несвойственной ему роли уверенного, если не сказать самоуверенного, градоначальника. Базой послужили посткризисные успехи челнинской экономики, старт ТОСЭР и неожиданная любовь бизнеса из Поднебесной империи к автограду (можно с определенными «но» говорить о том, что турецкий тренд сменился на китайский). Корреспондент газеты «Реальное время», побывав в мэрии, узнал, почему в недавнем росте преступности виноваты камазовцы, а Московский проспект сам бы Наиль Магдеев мог бы переименовать в Путинский, и впечатлился 20-минутным спичем мэра в адрес недовольных юзеров «ВКонтакте» и журналистов, которые «не учат матчасть» и не умеют «быть над схваткой».

Китайский крен автограда и «камазовский» каркас городской экономики

Тенденции по итогам первого полугодия 2017 года мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев на большой пресс-конференции назвал «осторожно позитивными». За первое полугодие 2017 года объем промышленного производства составил 123,1 млрд рублей с ростом к первому полугодию 2016 года на 17%. КАМАЗ, отметил он, идет с ростом выпуска и продаж на 22% — выпустил уже 16 099 машин.

Помочь «отвязаться» немного от КАМАЗа, напомним, должен федеральный проект территорий опережающего развития (ТОСЭР): в челнинском пока 11 резидентов, создано более 2 тыс. мест, привлечено более 12 млрд рублей инвестиций, в стадии подготовки документов на получение статуса резидента находятся еще 30 компаний. Большинство — российские. Но хотя в городе реализуются крупные инвестпроекты не только автомобильного профиля (как, к примеру, строительство завода каркасов кабин на 55 тыс. кабин в год КАМАЗом и «Даймлером»), автомобилестроение «продолжает оставаться каркасом городской экономики».

Несмотря на громкие разговоры о том, что Магдеев встречается с турецкими инвесторами, пытаясь уговорить их войти в ТОСЭР, на пресс-конференции мэр турецких партнеров не упомянул ни разу, зато много говорил о китайцах. Он напомнил, что китайская компания «Хайер» создала уже 488 рабочих мест, вложила более 3 млрд рублей инвестиций — производит более 120 тыс. холодильников в год, в плане и вовсе более 300 тыс. холодильников в год. У «Хайера», кстати, в проектах и строительство завода по производству стиральных машин. Еще один китайский партнер, имя его пока не называется, претендует на строительство в Челнах нового промышленного парка на 124 гектаров, пока, впрочем, есть только «договоренности о намерениях», но «мяч на стороне китайских партнеров», от которых власти Челнов ждут технического задания.

Как мэр автограда обвинял камазовцев в росте преступности

Относительные экономические успехи и камазовский рывок из кризисной ямы привели, по словам Магдеева, к низким уровням безработицы и, как следствие, преступности. Так, заметил мэр Набережных Челнов, «за пятилетнюю историю города у нас самый низкий уровень безработицы — 0,48%, или около 1200—1300 человек, вакансий — более 6 тысяч. Средняя зарплата составляет 31 тыс. рублей. Всего челнинцев сегодня — 530 тыс. человек. Средний возраст челнинца — 37 лет. Снижение напряженности на рынке труда отразилось на состоянии преступности в городе: по итогам первого полугодия 2017 года она снизилась более чем на 32%.

— Чем больше работы в городе, тем выше уровень общественной безопасности. Если человек пять дней в неделю работает, в субботу и воскресенье отдыхает, ему не до приключений на свою голову. Напомню, в 2014 году конвейер КАМАЗа работал два дня в неделю… — заметил Магдеев, дав понять, что основной рост преступности в свое время пришелся, по-видимому, именно на камазовцев, птенцов гнезда Когогина, которые в кризис, расправив крылышки, на «поиски приключений» и отправлялись.

«По сути, капремонт Московского проспекта, не побоюсь этого слова, выполняется на «путинские деньги»

Активно осваивает автоград и «дорожные деньги». По словам Магдеева, принцип его команды простой: ежегодно проводить капремонт одного крупного проспекта и дополнительно еще ремонтировать дороги в промзоне. Так, в 2015 году освоено было 2 млрд рублей (проспект Сююмбике, плюс дороги в промзоне), в 2016 году — 1,5 млрд рублей (проспект Чулман, плюс дорога на Лесоцех), в 2017 году — город рассчитывает на освоение более 1,8 млрд рублей (капремонт Московского проспекта, плюс ремонт дороги на БСИ).

На Московский проспект направят 800 млн рублей, 625 млн рублей на который город получил из федерального бюджета по президентской программе. «По сути, капремонт Московского проспекта, не побоюсь этого слова, выполняется на «путинские деньги»!» — резанул вдруг с плеча Магдеев, кажется, забыв, что строительство и/или ремонт дорог, домов, школ, детсадов и прочего выполняются на деньги налогоплательщиков, внесенные в бюджет.

— Вы критикуете нас, показываете, говорите, что проехать невозможно. Но и нам это не нравится, мы сами по этим дорогам ездим. Но мы от этого не причитаем. От этого дорога лучше не станет! Мы этим вопросом занимаемся с руководством Татарстана. В этом году, к сожалению, погода внесла коррективы в работу наших дорожных и строительных организаций. Когда заливало дождем, мы в основном стояли! Мы же не можем укладывать асфальт в лужи! Вы же опять будете критиковать, — устало заметил Магдеев. Очевидно, от медийной критики за последние годы мэр Набережных Челнов порядочно устал, как устают от укусов комаров грибники и рыбаки через пару часов на открытом воздухе.

— Всего в Челнах дорог, стоящих на балансе города, — 1033 км. Это примерно расстояние от Челнов до Москвы. Знаете поговорку про дороги, там еще продолжение есть («В России две беды — дураки и дороги»)? Уверяю вас, мы тоже за то, чтобы вторая часть поговорки, по крайней мере, нас с вами не касалась.

«Мы пытались вскрыть кровлю, ряд квартир затопили…»

В работе по капремонту сегодня у челнинских строителей — 147 жилых домов с 78 тыс. жителями («Мы практически ремонтируем один небольшой город», — гордо заметил мэр). Пока освоен 71% от выделенных 1,5 млрд рублей. Остаются кровли, которые строители с властями города не могли делать в дождливую погоду, но зачем-то попытались: «Мы пытались вскрыть кровлю, ряд квартир затопили…» — виновато признался Магдеев. На капремонт 15 поликлиник уйдут еще более 1,5 млрд рублей из республиканского бюджета.

Стройка буксует. По строительству в Челнах годовой план выполнен пока на 82% по сравнению с тем же периодом 2016 года — введено лишь 83,8 тыс. кв. м жилья. Магдеев, впрочем, надеется, что вторая половина года окажется «более результативной»: в III—IV кварталах, рассчитывают власти города, застройщики построят еще 280—300 тыс. кв. метров.

Прокомментировал мэр и работу градсовета, через обсуждение на котором, как выяснилось, проходят далеко не все новые объекты. Он заметил, что градсовет — всего лишь «возвращает на доработку то, что с точки зрения архитектурного сообщества неприемлемо для города».

— Можно было градсоветы и не проводить, — заявил Магдеев, комментируя строительство на площади Майдан здания, проект которого на градсовете не обсуждался. — И проводить все обсуждения не открыто, а в тиши и в кабинетах. Когда мы такую форму избрали, мне один человек сказал: «Магдеев, рискуешь! Стоит ли выпускать джина из бутылки?» Я считаю, стоит. Градостроительный совет — это сшибка мнений. Людям понравилось обсуждать и реконструкцию общественных территорий (напомним, на одном из таких обсуждений челнинские архитекторы и дизайнеры высказали недовольство проектом реконструкции набережной Тукая, курируемой Наталией Фишман, — прим. ред.). Понятно, что дискуссии могут вызывать негативные или позитивные эмоции. Кому-то нравится, кому-то нет. Но к консенсусу приходим. Что касается участка на Майдане — был ряд судебных процессов, и в рамках процессов мы, получив судебные решения, убрали весь самострой. Сегодня эти пространства перевели в зону рекреации, чтобы ни при каких режимах ничего там строить было нельзя. А владельцы этого участка доказали, что их территория им была отведена.

«Для нас все, кто идет нам навстречу, — приближенные!»

Наиль Магдеев, комментируя те или иные стоящие перед городом проблемы, всякий раз делал акцент на том, что решения его команды, во-первых, эффективны (особенно в долгосрочном плане), во-вторых, никак не связаны с аффилированностью властей с той или иной коммерческой структурой, в-третьих, «СМИ зачастую ошибаются» как в трактовках решений, так и в комментариях этих решений на страницах изданий или экранах ТВ.

Так, во-первых, Магдеев не согласился с критиками муниципальных управляющих компаний (идея принадлежала ему), которые начали работать лишь в 2015 году: два года, мол, не срок. Большой задолженности за МУК Магдеев не видит и напоминает, что часть долгов МУК — это еще и долги УК-банкротов, к примеру, УК «Авангард» (из 13,7 млн рублей долгов МУК «Автозаводский» 8 млн рублей — «наследство» «Авангарда»).

Во-вторых, Магдеев в очередной раз бросился на амбразуру в защиту как строительной компании «Профит», так и схемы взаимозачета с ней за строительство челнинского недостроя. Напомним, который год в татарстанских медиа компанию «Профит» депутата горсовета Марселя Мингалимова связывают с Наилем Магдеевым, порой прямо называя депутата «близким к мэру человеком». Старт такой медийной кампании был дан тогда же, когда именно «Профит» «впряглась» в достройку ряда жилых комплексов, в том числе 58-го комплекса (застройщик — «Химстрой») и жилого фонда «ФОНа» Анатолия Ливады (на проспекте Яшьлек). В ряде СМИ намекали, что «впрягся» Мингалимов в достройку не своих зданий «далеко не за спасибо», а понадеявшись на лакомые земельные участки. Магдеев сегодня на пресс-конференции заметил, что на данный момент 200 с лишним миллионов, которые Мингалимов потратил на строительство 58/02 (сдан в августе 2016 года), «идут в реестре наших долгов перед ним».

— Не каждая строительная компания выложит 200 млн рублей для решения общественно значимых проблем. Давайте будем справедливыми! По-разному можно относиться к компаниям. Но ведь 10 лет проблема 58/02 не решалась! Вот пишут: «приближенный бизнесмен…» Для нас все, кто идет нам навстречу, — приближенные! Они решают не личные задачи мэра, а общественно важные, — заявил Магдеев, напомнив, что ни сам он, ни его команда не может росчерком пера компенсировать Мингалимову его затраты — решение за президентом РТ Рустамом Миннихановым.

На сегодняшний день в Челнах в реестре, по словам мэра, «более 300 обманутых дольщиков». realnoevremya.ru/Сергея Афанасьева

По словам мэра, кстати, на сегодняшний день в Челнах в реестре «более 300 обманутых дольщиков» (на начало января 2015 года их было 939) — это в первую очередь касается компании «ФОН». Введение внешнего управления и банкротства в отношении компании Ливады, как оказалось, «осложнило решение проблемы с дольщиками «ФОНа»:

— То, что находится во внешнем управлении, — другая плоскость решения задач. Необходимо дождаться решения собрания кредиторов, чтобы выйти на «чистоту сделки». Есть вопрос по 65/06, где процедура банкротства не введена, дом «чистый», и по той же схеме, что и в случае с 58/02, будем решать его проблемы с «Профитом» [как только, в свою очередь, будут решены проблемы с компенсацией затрат компании Мингалимова]. На решение проблем всех обманутых дольщиков необходимо порядка 700—800 млн рублей. У нас таких денег нет, — в очередной раз заявил Магдеев. — Люди не виноваты. Но и муниципалитет не виноват, что гражданин пошел и отдал туда свои деньги. У нас же человек не спрашивает, как распоряжаться своими деньгами… А власти руку протянули!

«Из 19 маршрутов — на 13 работают частные перевозчики!»

Наконец, Наиль Магдеев припомнил СМИ критику транспортной реформы челнинских властей, в результате которой часть частников с дорог города ушли, появились большие автобусы, возродилось муниципальное автобусное предприятие и т.д. Два года назад мэра обвиняли в том, что его команда выдавливала с рынка частных перевозчиков (в том числе, как говорили некоторые) — в результате даже начальник транспортного отдела мэрии ушел в свое время, громко хлопнув дверью.

— Из 19 маршрутов — на 13 работают частные перевозчики! Где те, кто писал и говорил, что мы частных перевозчиков с рынка хотим вывести?! Кто писал, оказался, мягко говоря, не прав, лукавил, вводил в заблуждение жителей города, — заметил мэр. — У нас работает муниципально-частное партнерство. И никто с рынка уходить не собирается. Но именно город устанавливает правила, которые должны соблюдать все.

Как власти автограда сбивали цену бывшего крупнейшего развлекательного центра «Колизей»

Магдеев также сообщил о передаче здания бывшего развлекательного центра «Колизей» (в свое время одного из крупнейших в городе) — Татарскому драматическому театру. По его словам, городские власти обратились к собственникам «Колизея», чтобы, отремонтировав его, передать театру. Но процесс этот длительный. Проблема и в собственнике, у которого, как «внезапно» выяснилось, не до конца были оформлены документы. Длительное время займет и оценка здания.

Интересно, что «Колизей» в подвешенном состоянии находится еще с шайхразиевских времен из-за долгов собственника перед исполкомом — город не продлил ему договор аренды в 2014 году. Тогда объект выставили на продажу за 200 млн рублей — такую сумму участники рынка считали завышенной. Собственником «Колизея» до 2012 года считался бизнесмен Валерий Макаров (ООО «Нефтеснаб»), после ухода Макарова в политику — в 2012 году он возглавил Агрызский район — бизнесмен переписал имущество на брата. Летом 2016 года цена на «Колизей» упала до 190 млн рублей.

На пресс-конференции Магдеев озвучил цену еще на 100 млн рублей меньше, но отметил, что переговоры с собственником пока ведутся: город заказал уже третью оценку здания у независимого оценщика! 90 млн рублей на покупку пойдут из городского бюджета, деньги на капремонт, а это еще 200—250 млн рублей ориентировочно, — из республиканского бюджета.

Наиль Магдеев о том, почему, начитавшись «ВКонтакте», не спит по ночам

Последние 20 минут своих «звездных двух часов» Наиль Магдеев потратил на монолог об основных каналах поступления информации к властям: социальных сетях и СМИ. Отвечая на гипотетический вопрос челнинца, который собирается покинуть родные края, Магдеев призвал его «остаться со мной» и расписал Набережные Челны в самых радужных красках: «шишкинские места, лес, красота, аэродром рядом». А то в других-то местах и с преступностью не очень, дал понять мэр и рассказал о своем путешествии в Колумбию, где после шести вечера на улицу власти рекомендуют не выходить. Кроме того, мэр, говоря о молодом поколении челнинцев, рассказал, чего ему стоит читать отрицательные отзывы пользователей «ВКонтакте» (где зарегистрирован и сам мэр, уверяющий, что старается вести свой блог лично):

— Город наш надо ценить, холить, лелеять, не хулить. Недостатки бывают. И в семье бывают. Но когда нас мама с папой поругают, мы же всю жизнь их не ругаем. Иногда читаешь и думаешь: «Ну как будто люди не в своем родном городе живут. И так, и сяк…». Думаешь, чего в городе тогда живут? Что держит?! Никто никого не держит! Открываешь в полночь «ВКонтакте», читаешь — там в основном дают «домашние задания», что нужно сделать мэру. За правило рекомендую вам: на ночь не читайте! Как можно после этого спокойно спать?! Я вот на ночь начитаюсь, потом не сплю, в полпятого утра думаю, как эти недостатки исправить. А у недостатков есть фамилия, имя, отчество. И людям звонишь по ночам.

«Все говорили: вот, Магдеев прикрывает Щербу! Я говорил: не торопитесь, давайте дождемся суда!»

СМИ же Наиль Магдеев упрекнул в недостаточно глубоком «знании темы» и «изучении матчасти» (а также отдельные медиа — в «необъективности»). В пример градоначальник привел случай с Денисом Щербой, замруководителя по строительству, который после жалобы на его отдел со стороны инвесторов подал заявление об увольнении по собственному желанию, тогда же, в 2015 году, исполком заявление удовлетворил. Впоследствии прокуратура города опротестовала решение исполкома и призвала команду Магдеева уволить Щербу «из-за утраты доверия» (по результатам прокурорской проверки Щерба вроде бы нарушил сроки выдачи разрешения на строительство). Набережночелнинский суд с прокуратурой согласился. Однако Верховный суд РТ в июне 2016 года решение Набережночелнинского суда отменил.

— Все говорили: вот, Магдеев прикрывает Щербу! Я говорил: не торопитесь, давайте дождемся суда! Один из депутатов обвинял. СМИ подключились. Чем дело закончилось?! — на устах мэра заиграла торжествующая улыбка. — Позиция руководителей исполкома оказалась правильной! Поэтому в чем сила, брат? В правде. Пишите объективно, так, как есть. А то все торопятся! Время рассудит! Я считаю, что журналисты в определенных случаях должны быть над схваткой! Я никому не читаю нотаций. Но давайте писать правду, только правду и ничего, кроме правды.

Сергей Афанасьев

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоВласть

Новости партнеров