Новости раздела

Не Свияжском единым: в Польше обоснуют «выдающуюся универсальную ценность» Казанского кремля

Проходящая в Кракове сессия ЮНЕСКО примет два важных для Татарстана решения

Быть ли острову-граду Свияжску объектом Всемирного культурного и природного наследия — этот вопрос решается сейчас в Кракове на 41-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако татарстанцам происходящее на сессии может быть интересно не только этим — в ходе ее работы будет рассмотрена и формулировка выдающейся универсальной ценности Казанского кремля. Руководитель Ресурсного центра «Всемирное культурное наследие» КФУ Рафаэль Валеев в колонке, написанной для «Реального времени», объясняет, по какой причине эта ценность только сейчас определяется для объекта, уже 17 лет входящего в список Всемирного наследия, и напоминает об изменениях, произошедших в Казанском кремле за последние десятилетия.

Отсрочка почти в два десятилетия

Прежде всего стоит пояснить, почему такая, ставшая уже привычной и неотъемлемой, часть документации, подготавливаемой для включения объекта в список всемирного наследия как обоснование его выдающейся универсальной ценности, не была заложена изначально в номинационное досье Казанского кремля. Дело в том, что в 2000 году, когда рассматривался вопрос о включении его в список ЮНЕСКО, такого понятия еще попросту не существовало. Идея о необходимости разработки концепции выдающейся универсальной ценности к тому времени уже витала в воздухе не один год, однако к окончательному решению о том, что в нее должно быть заложено, эксперты ЮНЕСКО и ИКОМОС никак не могли прийти. Завершить работу в этом направлении удалось лишь в 2005 году. Примечательно, что это произошло именно в Казани в ходе специального заседания экспертов по Конвенции Всемирного наследия. Оно было проведено по инициативе коллектива ученых, ведущих десятилетиями работу по включению объектов историко-культурного наследия региона в список ЮНЕСКО (среди них директор Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Рамиль Хайрутдинов, директор Высшей школы исторических наук и всемирного культурного наследия КФУ Айрат Ситдиков и автор этих строк).

Тогда участники заседания полностью согласились со следующим определением: «Выдающаяся универсальная ценность представляет культурное и/или природное значение, которое является настолько исключительным, что выходит за национальные границы и имеет важность для настоящего и будущих поколений всего человечества». При этом было признано, что с течением времени концепция выдающейся универсальной ценности может эволюционировать.

С тех пор выдающаяся универсальная ценность в обязательном порядке должна быть определена для каждого объекта, претендующего на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. И только при наличии такой ценности объект может быть включен в список. А три года назад было принято решение о том, что она должна быть определена и для объектов, уже находящихся в списке. Тогда и началась работа по определению такого рода формулировки для Казанского кремля, основывающейся на тех критериях, которые изначально были заложены в номинационное досье объекта всемирного наследия.

Три критерия как три столпа выдающейся универсальной ценности Казанского кремля

Исходя из требований ЮНЕСКО, при подготовке номинационного досье для Казанского кремля нами были определены три критерия, подтверждающие мировое значение этого памятника историко-культурного наследия.

Прежде всего, надо остановиться на том, что комплекс Казанского кремля представляет собой исключительное свидетельство исторической преемственности и сохранения культурного разнообразия на протяжении длительного периода времени. Результатом этого стал обмен ценностями, порожденными различными культурами, отраженный в облике памятника. Именно в такую формулировку было облачено соответствие Казанского кремля культурному критерию, согласно которому объект всемирного наследия свидетельствует о значительном взаимовлиянии человеческих ценностей.

Дело в том, что территория комплекса является уникальным археологическим памятником. Так называемый культурный слой на территории Казанского кремля достигает глубин от 2 до 8 метров и включает в себя 5 страт, датируемых эпохой мезолита, бронзы, раннего железа, раннего средневековья, Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства и более близких к нам исторических периодов. В этом слое сохранились как остатки фортификационной системы X—XII веков, городской планировки и инфраструктуры, деревянных и каменных сооружений, так и предметы материальной и духовной культуры мезолитической, приказанской, ананьинской, азелинской, булгаро-татарской и русской культур, относящихся к истории финно-угорских, тюркских и славяно-русских народов. Надо сказать, что все они представляют большой интерес в качестве источника объективной информации о состоянии и уровне социально-экономического, духовного, технологического развития на протяжении более чем 10 веков изменений городской материальной культуры в Волго-Уралье X—XXI веков.

Можно также смело говорить о том, что Казанский кремль является исключительным свидетельством геополитических и исторических преобразований в Евразии в XVI—XIX веках, сыгравших ключевую роль в процессах формирования российского государства и повлиявших коренным образом на дальнейшую судьбу европейских и азиатских народов, распространение православного христианства на Восток, формирование, взаимодействие цивилизаций и культур, обычаев и культурных традиций современного татарского этноса и других народов Волго-Уральского региона.

Что касается еще одного культурного критерия, суть которого заключается в том, что объект должен являться уникальным или, по крайней мере, исключительным для культурной традиции или цивилизации, которая существует до сих пор или уже исчезла, то в случае Казанского кремля он легко определим. Ведь комплекс является исторической цитаделью, представляющей собой исключительное свидетельство существования Казанского ханства, а также является единственной сохранившейся татарской крепостью со следами изначальной градостроительной концепции, отражающей преемственное развитие средневековых булгаро-татарских государств X—XVI веков — Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства.

Стоит также отметить, что сегодня Казанский кремль является единственным в мире действующим центром татарской государственной культуры и государственной власти. По этим причинам закономерно, что комплекс стал местом паломничества, своего рода визитной карточкой тюрко-татарского мира, его духовным центром.

Последним основополагающим моментом, заложенным в формулировку выдающейся универсальной ценности Казанского кремля, стал культурный критерий, гласящий, что объект является выдающимся примером конструкции, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, которые иллюстрируют значимый период человеческой истории. Ни для кого не секрет, что комплекс в целом и его ключевые памятники представляют собой выдающийся пример синтеза татарского и русского влияния в архитектуре и одновременно отражения влияния ислама и христианства.

В привычном нам облике Казанского кремля заложено большое количество архитектурных стилей самых различных культур — болгарской, золотоордынской, средневековой казанско-татарской, итальянской, русской и современной татарской. Если говорить о конкретных памятниках, стоит обратить внимание на то, что Благовещенский собор, белокаменные стены и ряд башен были построены при участии выдающихся русских зодчих середины XVI века Постника Яковлева (Бармы) и Ивана Ширяя — авторов всемирно известного Покровского собора в Москве. При этом росписи Благовещенского собора иллюстрируют процессы развития живописи России и православного христианского мира в XVI—XX веках.

Немаловажно в этом случае и то, что Казанский кремль — это самый восточный в мире памятник средневековой христианской культуры, а также самая южная точка распространения памятников псковско-новгородского стиля в России.

Сохранение как основа развития

За десятилетия, прошедшие с момента начала работы по включению Казанского кремля в список объектов всемирного наследия, на его территории был проведен масштабный комплекс охранных мероприятий. Их эффективности во многом способствовало создание в 1994 году музея-заповедника, который через шесть лет превратился в орган управления объектом всемирного наследия. Еще до того, как Казанский кремль вошел в список ЮНЕСКО, это позволило аккумулировать в одной структуре все виды работ, проводимых на территории комплекса — реставрацию, консервацию, музеефикацию, благоустройство и прочее.

Особого внимания заслуживает комплекс проведенных реставрационных работ. Начиная с 90-х годов XX века, они ведутся на территории кремля исключительно в соответствии с научной концепцией сохранения, реставрации и использования ансамбля Казанского кремля. На основе этой концепции был подготовлен план реставрации не только каких-либо отдельных объектов комплекса, как это было ранее, но всего ансамбля в целом. За прошедшие годы были проведены работы в отношении губернаторского дворца, северного корпуса комплекса пушечного двора, сейчас ведутся работы в отношении здания присутственных мест.

Отдельно, пожалуй, стоит остановиться на работах, проводимых в отношении башни Сююмбике, входящей в число немногочисленных падающих башен мира. Немногие сейчас знают о том, что наклон башни вплоть до конца 90-х годов неумолимо рос. Если в 1913 году отклонение от вертикали составляло всего 65 см, то к 80-м годам XX века этот показатель приблизился уже к 1,90 м, а спустя несколько лет составил 1,98 м. Благодаря проведенным в 90-х годах работам удалось добиться стабилизации башни — с тех пор ее наклон остается неизменным.

Основным же итогом всей деятельности, проводимой в отношении Казанского кремля, стоит назвать, пожалуй, то, что комплекс стал широко известен не только в России, но и за ее пределами. Туристический поток, проходящий ежегодно через ансамбль, вырос очень существенно — в 2016 году он достиг 2,8 миллиона посетителей. Это лучшее свидетельство того, что сегодня Казанский кремль является одним из главных культурных центров нашей страны, и главная задача не только ученых, но и простых жителей города, республики и страны — беречь свое наследие и впредь.

Рафаэль Валеев, фото Романа Хасаева
Справка

Рафаэль Валеев — проректор Казанского государственного института культуры, руководитель Ресурсного центра «Всемирное культурное наследие» КФУ, вице-президент Российского комитета Международного совета по охране памятников в исторических местах (ИКОМОС), руководитель кафедры ЮНЕСКО, председатель Татарстанского отделения ИКОМОС.

Новости партнеров