Новости раздела

«Обращения, адресованные основателям Telegram, имеют под собой абсолютно объяснимые причины»

Эксперты сходятся во мнении, что обострение конфликта российских силовиков и владельца популярного мессенджера следовало ожидать, но находят этому разные объяснения

Противостояние Роскомнадзора и мессенджера Telegram может закончиться блокировкой последнего. Масла в огонь добавило заявление ФСБ о том, что в подготовке и организации теракта в метро Санкт-Петербурга в апреле этого года был был использован Telegram. «Реальное время» опросило как сторонников Павла Дурова, так и тех, кто считает требования силовиков правомерными.

Незаконная анонимность

Telegram, так же, как и другие мессенджеры, действующие в России, в последние месяцы приковывает к себе большое внимание со стороны властей. Ранее уже были разработаны поправки к федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Так, согласно изменениям, вводится запрет анонимности в мессенджерах (регистрировать пользователей нужно будет с помощью документов), определяются понятие организатора обмена мгновенными сообщениями (т. е. мессенджера), а также его обязанности. Предполагается, что мессенджеры обяжут ограничивать отправку и передачу сообщений, содержащих информацию, распространение которой противоречит законодательству страны.

Стоит отметить, что действие этого закона распространяется только на мессенджеры, зарегистрированные в Роскомнадзоре как распространители информации. Остальные же рискуют быть заблокированными ведомством, хотя на счет эффективности подобных блокировок существует разное мнение. Тем не менее Роскомнадзор уже заблокировал на территории России китайский мессенджер WeChat. И разблокировал, только когда разработчики предоставили ведомству всю необходимую информацию.

Telegram, как, впрочем, и WhatsApp, Viber и Facebook Messenger, в Роскомнадзоре не зарегистрировались. В итоге первым решили заняться Telegram.

Александр Жаров: «Требование одно, и оно простое: заполнить присланную анкету сведениями о компании, которая управляет Telegram. И официально направить в Роскомнадзор для включения этих данных в реестр организаторов распространения информации. Однако до сих пор мы не получили от администрации мессенджера никакого ответа». Фото gazetnews.ru

Игнор от Telegram

Роскомнадзор отправлял администрации Telegram письма, в которых разъяснял необходимость регистрации мессенджеров требованиями российского закона об организаторах распространения информации (который может вступить в силу уже с начала 2018 года). Однако представители Telegram подобные инициативы властей проигнорировали. Об этом в своем открытом письме заявил руководитель Роскомнадзора Александр Жаров:

— Требование одно, и оно простое: заполнить присланную анкету сведениями о компании, которая управляет Telegram. И официально направить в Роскомнадзор для включения этих данных в реестр организаторов распространения информации. Однако до сих пор мы не получили от администрации мессенджера никакого ответа. Включение мессенджера в данный реестр означает лишь готовность Telegram работать по российским законам. Действующий правовой статус Telegram в России не изменится. Уже сейчас, в силу закона, а не факта внесения в соответствующий реестр, Telegram должен исполнять обязанности организатора распространения информации. В случае фактического отказа от исполнения обязанностей организатора распространения информации, Telegram в России должен быть заблокирован. До тех пор, пока мы не получим требуемые сведения. Время, отведенное Роскомнадзору законом на принятие решения, истекает. Поэтому я публично обращаюсь к команде Telegram и лично Павлу Валерьевичу Дурову: исполните российское законодательство!

Террористы в Telegram

Сегодня ФСБ России заявило, что мессенджер Telegram был использован в организации и подготовке теракта в петербургском метрополитене 3 апреля 2017 года. «Наиболее активно членами МТО (международные террористические организации — прим. ред.) на территории Российской Федерации используется мессенджер Telegram, предоставляющий террористам возможность создавать секретные чаты с высоким уровнем шифрования передаваемой информации».

Стоит отметить, что претензии к Telegram предъявляли и спецслужбы других стран. Как сообщает «Газета.ru», попытки американских ведомств подкупить или надавить на администрацию Telegram ведутся чуть ли не с первых недель работы сервиса.

В мае 2017 года глава Европола Роб Уайнрайт выступил с критикой Telegram, обвиняя мессенджер в нежелании сотрудничать со спецслужбами в рамках борьбы с международным терроризмом. Уайнрайт заявил, что современная система шифрования переписки Telegram активно используется экстремистскими группировками.

Отметим, что еще в ноябре 2015 года депутат Госдумы от «Справедливой России» Александр Агеев просил главу ФСБ Александра Бортникова рассмотреть возможность ограничения доступа российских пользователей к мессенджеру Telegram, если подтвердится информация об использовании этого приложения террористами из «Исламского государства» (запрещена на территории России) для вербовки и пропаганды, сообщают «РИА Новости».

«Парадоксально, что на повестке дня в России нет блокировки контролируемых США Whatsapp или Facebook Messenger, но активно обсуждается блокировка нейтрального по отношению к России Telegram. Как только Telegram блокируется, переписка российских чиновников, их общение с друзьями и родственниками и прочие чувствительные данные через WhatsApp/Viber перейдут в подконтрольные Америке облака Apple iCloud/Google Drive», — заявил Дуров в ответ на недавние инициативы власти.

Позиция Дурова

Павел Дуров — основатель социальной сети «ВКонтакте», создал Telegram в 2013 году. Покинув пост гендиректора «ВКонтакте», он сохранил за собой аккаунт в соцсети, где и прокомментировал предложения Роскомнадзора:

— Глава Роскомнадзора заявил, что Telegram должен выдать спецслужбам «ключи для дешифрации», чтобы те могли читать переписку пользователей и ловить террористов. Это требование не только противоречит 23-й статье Конституции РФ о праве на тайну переписки, но и демонстрирует незнание того, как шифруется коммуникация в 2017 году.

В 2017 году обмен секретной информацией построен на оконечном шифровании, к которому у владельцев мессенджеров нет и не может быть «ключей для дешифрации». Эти ключи хранятся только на устройствах самих пользователей. Хотя Telegram был пионером этой технологии, сегодня оконечное шифрование используют все популярные мессенджеры, включая WhatsApp, Viber, iMessage и даже Facebook Messenger, — написал Дуров.

Основатель Telegram также заявил, что потенциальная блокировка Telegram никак не усложнит задачи террористов и наркодилеров — в их распоряжении останутся десятки других мессенджеров, построенных на оконечном шифровании, как и Telegram. По мнению Дурова, чтобы победить терроризм через блокировки, придется заблокировать интернет.

Ответил он и на заявление ФСБ. «Время появления информации о том, что почти три месяца назад Telegram якобы использовался при подготовке теракта, вызывает вопросы. Печально, если спецслужбы России эксплуатируют подобную трагедию как предлог для усиления своего влияния и контроля над населением. К сожалению, средства коммуникации вроде Telegram или WhatsApp не могут стать небезопасными только для потенциальных террористов. Шифрование этих сервисов либо одинаково защищает всех пользователей, либо всех их ставит под удар. Отказ от оконечного шифрования в отдельно взятой стране сделает десятки миллионов людей беззащитными от атак хакеров и шантажа коррумпированных чиновников», — опубликовал в соцсети Павел Дуров.

Павел Дуров: «Таким образом, сегодня «ВКонтакте» переходит под полный контроль Игоря Сечина и Алишера Усманова. Наверное, в российских условиях нечто подобное было неизбежно, но я рад, что мы продержались семь с половиной лет». Фото vnews34.ru

Дело не в Telegram, а в Дурове?

Внимание к разработкам Павла Дурова со стороны силовиков появляется уже не в первый раз. В апреле 2014 года Дуров заявил, что 13 декабря 2013 года ФСБ потребовала от «ВКонтакте» выдать личные данные организаторов групп Евромайдана, на что администрация соцсети ответила отказом. «13 марта 2014 года Прокуратура потребовала от меня закрыть антикоррупционную группу Алексея Навального под угрозой блокировки «ВКонтакте». Но я не закрыл эту группу в декабре 2011 года и, разумеется, не закрыл сейчас», — написал в соцсети Павел Дуров. Заявив о давлении, которое оказывалось на него, он также отметил, что свобода распространения информации — неотъемлемое право постиндустриального общества. Это право, без которого существование «ВКонтакте» не имеет смысла.

Тогда же в апреле 2014 года Дуров упомянул, что за попыткой инвестировать во «ВКонтакте» летом 2012 года стоял нынешний глава «Роснефти» Игорь Сечин.

«Таким образом, сегодня «ВКонтакте» переходит под полный контроль Игоря Сечина и Алишера Усманова. Наверное, в российских условиях нечто подобное было неизбежно, но я рад, что мы продержались семь с половиной лет. Мы многое успели. И часть того, что было сделано, уже не обратить вспять», — попрощался с пользователями основатель «ВК» в другом посте.

  • Олег Морозов

    Олег Морозов член Совета Федерации

    — Если чиновники используют его для своих целей — это хорошо, но если его в своих целях используют террористы, то нужны инструменты, для того, чтобы это предотвратить. Мне кажется, вся суть конфликта в том, чтобы постараться соединить благую идею о том, что должна быть конфиденциальность в сетях с правом, тех кому это положено по закону (спецслужбам) пользоваться соответствующими инструментами, чтобы предотвращать ту анонимность, которая опасна для интересов граждан и государства. Нет абсолютного добра в виде анонимности. Наверное, в ней больше плюсов, но есть и минус. Анонимность используют те, кто подрывает безопасность государства и наших граждан. Это вопрос доброй воли, тех, кто основал замечательный ресурс Telegram. Тут можно гордиться, что это продукт российского интеллекта. Но совершенно понятно, что обращения, адресованные основателям Telegram имеют под собой абсолютно объяснимые причины.

    Мы с самого начала пытаемся углядеть покушение на свободу слова и тайну переписки. Но когда 11 сентября 2001 года в США произошел теракт, то спецслужбы получили максимально широкие полномочия. В том числе в части доступа к телефонам граждан, к переписке, чтобы обеспечить безопасность граждан. И это никто не объявлял покушением на права человека. Так и здесь, мы исходим из того, что интересы безопасности превыше всего.

    У меня в Telegram исключительно переписка. Я как раз отношусь к той категории государственных служащих, которые абсолютно спокойно относятся к тому, что моя переписка кого-то интересует, то она уже известна. Да, переписка есть, но, если условно говоря, ко мне как к гражданину обращаются и говорят, не буду ли я возражать, что будет доступ к этой переписке, я скажу, что не буду. Если в этом есть необходимость, продиктованная мерами безопасности.

  • Артем Козлюк

    Артем Козлюк глава «Роскомсвободы»

    — Всегда под поводом борьбы с терроризмом пытаются внедрить какие-то вещи, которые будут нивелировать права граждан, ограничивать их деятельность, внедрять слежку. И очень удачный повод подвернулся: есть Павел Дуров, у которого своя принципиальная позиция и свой взгляд на то, как должны быть защищены его клиенты от вмешательства посторонних глаз. И очень удачно под этим внедрять массированный элемент государственной пропаганды о том, что вот у нас есть защитники террористов, они не готовы даже идти на контакт. И вы сами понимаете, что у нас нет другой возможности, кроме как ограничивать доступ. А всех других мы также будем принуждать к сотрудничеству. И все это ради вас, дорогие граждане. Это все, конечно, демагогия и подмена понятий.

    Не только в России хотят контролировать переписку граждан, это общемировая тенденция. Идет тотальное нарушение свобод граждан на тайну переписки. Спецслужбы, условно говоря, были бы не против, если бы в наших квартирах стояли камеры видеонаблюдения. Возможно, это бы помогло предотвратить несколько терактов, но хотели бы мы жить в таком мире, где у каждого на кухне или в спальне стоят камеры от спецслужб. Они должны работать в тех условиях, которые существуют и соблюдать конституционные принципы и права граждан. Необходимо получить доступ к звонкам и переписке пользователя — есть судебная процедура.

    Сам Павел говорит, что он готов к сотрудничеству на принципах саморегуляции — отправляйте нам запросы, мы будем рассматривать. Они сами блокируют тысячи групп, которые занимаются подозрительной деятельностью.

    Я пользуюсь Telegram. Он удобный, он быстрый. Я читаю каналы, там очень много интересной информации, которая поступает напрямую. Не нужно следовать непонятной ленте Facebook. А тут ты подписался, каналы можешь заглушить. Выстроено логично для восприятия, возможно настроить получение информации максимально под себя.

  • Александр Литреев

    Александр Литреев эксперт по кибербезопасности

    — Считаю, что в ФСБ обленились. Вместо того, чтобы вести агентурную работу, хотят ключи шифрования. Основная причина будущей блокировки в том, что оппозиция использует Telegram. К слухам о блокировке отношусь скептически. Да, уверен, что Роскомнадзор попытается заблокировать Telegram в России. Но также уверен, что попытки будут тщетными. Никуда из Telegram уходить не собираюсь, своим подписчикам рекомендую использовать VPN. Законы о запрете VPN будут игнорироваться большинством.

  • Олег Матвейчев

    Олег Матвейчев политолог

    — Нужно понимать, что террористы в любом случае пользуются средствами связи. Они выбирают всевозможные мессенджеры, более-менее защищенные, чтобы не по электронной почте, или тем более по мобильным по телефонам, которые легче отследить. Мессенджеры — самая распространенная связь среди террористов и наркоторговцев. Очевидно совершенно, что террористы пользовались мессенджером. Если ФСБ говорит, что это именно Telegram, то для этого у них есть все основания, что это именно так было. Что, Дуров хочет, чтобы сказали не про него, а про кого-то другого, конкурентов хочет убить? По жизни так, что выбрали террористы его, пусть ходит и гордится этим, рассказывает — посмотрите, какой у меня защищенный мессенджер, что террористы всех мастей его выбирают. Произошел террористический акт, нарушены права людей, убиты люди. В рамках следствия проводятся всевозможные изыскания, в том числе в его Telegram.

    У меня есть Telegram, установлен, но считаю его крайне неудобным, куча всякого бардака, постоянно идут эти рассылки, огромное количество оповещений. Такая мусорная вещь.

  • Ефим Климов

    Ефим Климов Генеральный директор IT-компании «Эттон»

    — Я соглашусь с комментарием Павла Дурова (в ответ на заявление ФСБ —прим. ред.). Это как, условно говоря, в одних руках топор орудие труда, а в других — орудие увечья. Все террористы могли общаться по телефону, смс отправлять.

    Сейчас занялись Telegram, чтобы в целом навести порядок, заполнить правовой вакуум, наработать правовую базу использования мессенджеров, для того чтобы создать некие прецеденты. Возможно, если он будет заблокирован, тогда появится прецедент такой — блокировки мессенджера.

    Эта законодательная база загонит всех в определенные рамки. Мое мнение — это нормальная практика.

    Блокировки будут обходить. Сегодня на одном радио привели статистику популярности Telegram в AppStore. Возросла популярность запросов самого Telegram — он был в двадцатке запросов, а переместился в десятку. Какое-то время был на четвертом месте в запросах по бесплатным приложениям. И следом идет OpenVPN.

    Я пользуюсь и Telegram и WattsApp. И для бизнеса, и для корпоративных целей. У нас по проектам создаются группы, где мы общаемся. У нас есть свой корпоративный канал. Где мы новости публикуем, каналы, на которые я подписан. Я делаю выбор в пользу Telegram, потому что там удобнее обмениваться контентом.

Александр Шакиров

Новости партнеров